УДК 008:001.8
ОБЗОР ВИЗУАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
А.А. Лемзякова
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
e-mail: lemarina95@mail.ru
В этой статье автор рассматривает теоретико-методологические аспекты и особенности развития визуальных исследований во второй половине XX века в России и за рубежом. Для сложения полного представления о специфике данного направления в гуманитарных дисциплинах обзорно представлены такие науки как визуальная социология и визуальная антропология.
Ключевые слова: визуальный поворот, визуальные исследования, визуальность, визуальная антропология, визуальная социология, гуманитарные науки, массовая культура.
Глобализация XXI века повлекла за собой изменения, как и в самой структуре взаимоотношений государств и этносов, так и в межцивилизационном диалоге. В связи с мировой политикой сохранения и взаимного обогащения культур, а также ростом значимости гуманитарного знания, изучение и рассмотрение развития «визуального поворота» на сегодняшний день становится более актуальным. Визуальные исследования представляют собой научные дисциплины, сведенные к осознанию и признанию исследователями культуры факта культурной детерминации визуального опыта по средствам длительного анализа и классификации полученной информации, что говорит о весомости изучения новообразованных компонентов в приведенных нами ранее рамках.
Параллельно с этим, проблематика восприятия гуманистических ценностей, заложенных авторами в изучении визуальной культуры, выходит на первый план рассмотрения как один из наиболее острых и важных вопросов современности, порожденного массовой культурой. Например, о специфике и развитии визуального поворота писали Т.В. Вдовина, П.Н. Виноградов, А.В. Дроздова, Е.Н. Ищенко, Н.А. Колодий, В.Л. Круткин, М.К. Крышталева, Л.Н. Мазур, В.В. Савчук, Е.Р. Ярская-Смирнова. Вместе с тем, развитие социально-политического и экономического строя мирового сообщества повлекло за собой постепенные реформации в гуманитарных науках, трактование которых стало отлично от ранее используемых значений.
Актуальность постижения рассмотрения и развития визуальных исследований как уникального феномена, а также изучение имеющегося опыта реализации в данном направлении как российских, так и зарубежных исследователей, не угасает. Например, формирование гуманистически ориентированной и инициативной личности, способной развивать положительную траекторию социально-культурных процессов общества, является целью и таких дисциплин, как визуальная социология и антропология. Мысли о роли и значимости визуальных исследований в развитии гуманитарных дисциплин отражены в работах М. Баль, О.В. Беззубова, О.С. Борисова, А.Ю. Зенкова, О.В. Макиенко, С.В. Пирагов, Ю.М. Резник, Е.И. Щербакова, Дж. Элкинс и других. Гуманитаристический ориентированный
взгляд на мир позволяет изучить не только социализирующее, но и познавательное значение процессов в рамках процесса информатизации, в связи с чем, приоритет визуального подхода в их познании становится наиболее значимым в обществе XXI века.
Отметим, что начиная с середины прошлого столетия, визуальные исследования начинают уверенно занимать лидирующие позиции в общественном пространстве. Одним из основополагающих факторов данного процесса явился феномен визуальной культуры, которая представляет собой не только академическое поле исследований, отличающиеся своей междисциплинарностью, но и являет собой ту культуру, которая постепенно начинает доминировать в современном мировосприятии. Стоит отдельно выделить авторов, - Д.С. Будаева, А.В. Костенко, А.П. Краснопольскую, Г.Г. Почепцова, Е.А. Темиржанову, - которые описывают проблемы визуальных исследований и их результатов в форме учебников и рабочих программ по направлениям подготовки высшего образования, что, безусловно, говорит о важности данного феномена.
Проблема восприятия и трактования новых средств выражения мировоззренческой и художественной мысли в искусстве XX века повлекло за собой процесс переоценки и переосмысления имеющихся подходов к изучению культуры. Так, само явление телевидения, инсталляций и перфоманса поставили вопрос о том, кто такой «свободный художник» и что же такое «искусство»? Как отмечает Л.Н. Мазур, «история <...> всегда опирается на те информационные технологии, которые поддерживают культурные коммуникации <...> На разных этапах развития общества формируется комплекс методических приемов, который оформляется в виде определенной историографической традиции (устная, письменная)»1.
Можно утверждать, что значение «визуального» для культуры и науки в течение двух последних столетий начинает носить доминирующий характер. Происходит так называемое смещение «статических образов», которые начинают заменяться интерактивными, то есть цифровыми, «включают в сферу повседневного зрительного опыта сложно доступные и ускользающие от глаза объекты и явления»2. Стоит отметить, что наиболее классическое восприятие термина «визуальный поворот» связывают с осознанием различия между видением (физиологический/психологический процесс) и визуальностью (процесс осознания). При этом подход «визуального», был в большей степени связан с искусствоведением. Так, пересмотр данного принципа был совершен со стороны представителей венской школы искусствознания, в том числе варбургской, а также Э. Панофским в его иконологии.
«Визуальный поворот» повлек за собой формирование нового направления в гуманитарных исследованиях культуры и пространства, когда искусство перестаёт быть «элитарным» и приобретает массовость. Большая часть научных направлений начинает опираться на визуальные исследования, которые ссылались на культурологию, семиотику, психоанализ и другие исследования, которые легко находили отклик в общественном мироощущении действительности и ее трактования. Была показана связь искусства с идеологией, экономическими условиями.
Как отмечает в своем автореферате М.К. Крышталева, можно выделить два основных содержания понятия «визуальная культура», которая является основой
1 Мазур Л.Н. «Визуальный поворот» в исторической науке на рубеже XX-XXI вв.: в поисках новых методов исследования // Диалог со временем. №46. 2014. С. 95.
2 Крышталева М.К. Визуальный опыт в аналитике современной культуры: автореф. дис. ... канд. культурологии (24.00.01). СПб., 2015. С. 3.
большинства визуальных исследований. С одной стороны - это результат образования и воспитания, развитая способность воспринимать и интерпретировать визуальные образы, с другой - как поле формирования визуального опыта3. «Среди историков культуры нет согласия по вопросу о том, как соотносятся письменные источники и визуальные, являются ли они равноценными и с помощью каких методов можно их интерпретировать»4. В статье «"Визуальный поворот" в современной культуре: опыты философской рефлексии», Е.Н. Ищенко, как и О.В. Беззубова, отмечает, что на самом деле существует несколько взаимосвязанных поворотов -iconic turn, pictorial turn, imagic turn, visual turn5.
Нельзя не упомянуть и о концепциях визуального поворота. Например, одна из классификаций предполагает разделение исследователей на две группы: представители первой основывались на реконструкции «истории образов» (Н. Брайсен, К. Мокси), а вторая делала упор на социологию визуальной культуры (Ф. Джеймисон, Г. Поллок). Также можно выделить такие направления объяснения, как окуляроцентризм (Аристотель, Х. Арендт, Ф. Ницше, М. Хайдеггер и другие), визуальную метафору, видение и текстуальность. Большая часть исследователей сходится во мнении, что визуальные источники проходили собственное развитие, что обусловило некоторые особенности визуальных исследований в будущем. Такими этапами являются :
- отбор визуального источника;
- сбор и последующий анализ информации об авторе источника, его цели, время творчества, условия создания, общественные предпосылки и прочее;
- просмотр по принципу «первое знакомство»;
- повторный осмотр и анализ в соответствии с установленным планом исследовательской работы;
- реконструкция реалистичной истории на основе выполненных работ, если это предусмотрено источником и самим исследованием.
Возвращаясь к вопросу развития и становления визуальных исследований в научном знании как полноценного метода, можно выделить несколько этапов, которые были сформированы под влиянием тенденций философских воззрений прошлого века :
1) начало 70-х гг. - первый этап - преодоление классического искусствознания и отвержения онтологических оснований ранних теорий эстетики;
2) начало 80-х гг. - второй этап - усвоение и заимствование достижений и открытий теоретико-методологических приемов языкознания и литературоведения, поиск подражающих структур;
3) период 90-х гг. - третий этап - «пикториальный поворот».
Рассмотрим указанные выше периоды более подробно, так как именно XX век характеризовался массовым появлением междисциплинарных направлений в социогуманитарном знании, а также введением в оборот ранее указанного термина
3 Крышталева М.К. Визуальный опыт в аналитике современной культуры: автореф. дис. ... канд. культурологии (24.00.01). СПб., 2015. С. 8-9.
4 Беззубова О.В. Понятие «поворота» в современных исследованиях визуальной культуры // Альманах современной науки и образования. №4(106). Грамота, 2016. С. 16.
5 Ищенко Е.Н. «Визуальный поворот» в современной культуре: опыты философской рефлексии // Вестник ВГУ. №2. 2016. С. 17.
6 Беззубова О.В. Визуальная культура и визуальный поворот в культуральных исследованиях второй половины XX века // Ученые записки Орловского государственного университета. №5. 2012. С. 77.
7 См. там же, с. 78.
«визуальная культура». Свою популярность визуальные исследования приобретают к началу 70-х гг., когда изображения и их новая проблематика начинает интерпретироваться с точки зрения методологических и дисциплинарных исследований различными авторами (С. Альперс, М. Брайсон, Т.Дж. Кларк и другие).
Первые исследования данного характера наиболее ярко прослеживаются за рубежом: так, многие визуалисты XXI века особо отмечают опубликованную в 1972 году книгу М. Баксандалла «Живопись и опыт в Италии пятнадцатого столетия»8, где он обратился к социокультурной истории. При этом исследователь вводит уникальный аналитический концепт «period eye», который олицетворял идею историко-культурной обусловленности видения как психического процесса. Другим «столбом» начинающегося направления стал труд С. Альперс «Искусство описания: голландское искусство в семнадцатом веке»9, где был введен термин «визуальная культура». В это время также начинает формироваться «новая история искусства»: стали отвергаться общие представления об истории, возникает вопрос об академическом статусе визуальных исследований и культуры в сфере университетов.
Данная линия получила свое развитие на втором этапе в период с 80-е по 90-е года XX века: «новая история искусств» стала модернизацией традиционного искусствознания, изменив свою методологическую основу в сфере науки. Именно в это время Р. Мишель, французский искусствовед, предлагает термин «не-истории искусства», который обозначал новый подход в роли диалога между различными учеными в гуманитарной сфере с ориентацией на иные возможности интерпретации предметов искусства. «Отвергается представление об истории как об объективной дисциплине (поскольку само понятие «исторической истины» трактуется как «разрушительное заблуждение») и традиция «знаточества» (connoisseurship), «наивного эмпиризма», на которой основывалась «классическая» история искусства»10.
Зарубежные исследования
Стоит сказать, что «новая история» была ориентирована на социально-политические аспекты общества, что однозначно расширило круг изучаемых потенциальных объектов. В последний этап в ходе дискуссий окончательно были выделены основные отличительные и уникальные признаки визуальной культуры от элитарной. Главное отличие исследователи видели в противопоставлении «ауратического» элитарного к «все-проявляемость» в визуальной культуре. Из этого основания вытекало, что для визуальных исследований было присуще широкомасштабное рассмотрение всего, что попадало во внимание ученому. «В поле исследовательского интереса попадают все значимые образы, а также процессы их производства, трансляции, интерпретации. При этом для визуальных исследований характерно иное представление о субъективности»11.
Изначально визуальные исследования были заложены и разработаны со стороны европейских мыслителей. Несомненно, стоит выделить представителей искусствоведческой мысли, которые разграничили такие термины как «копия» -«оригинал», а также пересмотрели множество других основополагающих понятий эстетической школы: к ним относятся такие исследователи как В. Беньямин,
8 См. Baxandall M. Painting and experience in fifteenth-century Italy. A primer in the social history of pictorial style, New York, 1989. 183 p.
9 Alpers S. The Art of Describing: Dutch Art in the Seventeenth Century. London: John Murray / University of Chicago, 1983. 302 p.
10 Inter/disciplinarity // The Art Bulletin, Vol. 77, № 4, 1995. P. 534.
11 Visual Culture Questionnaire // October, Vol.77, 1996. P. 40, P. 57.
Ж. Бодрийяр, Р. Барт, М. Фуко, Г. Поллок и другие. Так, в своей книге С. Альпрес рассматривала живопись как часть масштабного культурного контекста, сконцентрировав внимание на «видении» и самом процессе творения изображений12.
В современной исследовательской среде стоит выделить нидерландского историка культуры и искусства, литературоведа Микель Баль, основавшей Амстердамский институт культурологических исследований. Являясь реформатором гуманитарных наук в направлении нового анализа культуры, многие из ее работ переведены на русский язык: например, статья «Визуальный эссенциализм и объект визуальных исследований». Один из ключевых вопросов: «понятие "визуальная культура" не приводит к созданию факультетов или отделений. Связано ли это с тем, что "визуальная культура" - это (междисциплинарное) поле, а не дисциплина?»13. В своём рассуждении автор разделяет работу на несколько частей: в первой, вводной, рассказывается о современном состоянии визуальных исследований и предпосылках проблем; во второй, «Смерть объекта: междисциплинарность», дается специфика объекта визуальных исследований и его процесс создания (оформления), один из главных примеров - литературоведение и фотография. Следующий блок «Неоднородность визуального: versus объекты» сопоставляет академические и современные характеристики объектов визуальности, противопоставляя их друг другу. В свою очередь, «Смерть "культуры"» восходит к вопросу о чувствах и чувственности, где с помощью эмоциональной глубины и психологических границ выделяется особое визуальное пространство. Другими немаловажными частями данной статьи являются «Визуальная культура», «Задачи визуальных исследований», «Вопрос о методе».
Другим официально признанным «столпом» зарубежной визуалистики признан известный американский теоретик и профессор Чикагского института искусств Джеймс Элкинс. «Когда в гуманитарных науках закреплялось понятие визуальной культуры, оно было связано с множеством дисциплин - историей искусства, художественной критикой, <...>, феминизмом и «женскими исследованиями», queer-теорией, политической экономией, постколониальными исследованиями, теорией перформативов, исследованиями кино и медиаисследованиями.»14. Также он пишет «Девять типов междисциплинарности для визуальных исследований»15 как ответ на вышеуказанную нами статью М. Баль.
Отечественные исследования
Что касается разработки визуальных исследований в России и СССР, то нужно упомянуть, что данным направлением ученые заинтересовались лишь в последней четверти XX века, но, что немаловажно, это нисколько не повлияло на широту и объем разработанной ими темы. Так, в рамках данного направления с точки зрения истории А.С. Лаппо-Данилевский разработал новую периодизацию методологии исторического познания16:
12 Alpers S. The Art of Describing: Dutch Art in the Seventeenth Century. London: John Murray / University of Chicago, 1983. 302 p.
13 Баль М. Визуальный эссенциализм и объект визуальных исследований // Логос, №1(85), 2012. С. 212
14 Elkins, J. What is Visual Studies. Visual Studies: A Skeptical Introduction. - New York; London : Routlege, 2003. P. 25.
15 Элкинс Дж. Девять типов междисциплинарности для визуальных исследований. Ответ на статью Мике Баль «Визуальный эссенциализм и объект визуальных исследований» // Логос. №1(85). 2012. С. 250-259.
16 Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. М.: Территория будущего, 2006. 472 с.
- период искусства писать историю, ориентация на устное художественно-литературное изображение (Античность, Средние века);
- переходные черты, основы для разъединения истории и литературы, изучение письменных источников и формирующихся визуальных образов, беспристрастность заменяется объективностью (Возрождение, XIV-XVI вв.);
- исследование истории для научных принципов, основной катализатор видоизменений кроется в философии, оформление теорий познания (Новое время, XVII-XIX вв.).
Автор придерживался точки зрения, что гуманитарное знание должно рассматриваться на законах психологии, эволюции, диалектики и консенсуса. Большее внимание исследователи уделяли истории повседневности: именно там визуальные исследования проникли в сущность социальной действительности посредством образа и объекта.
17
Например, в своем труде «Семиотика кино и проблемы киноэстетики» (1973)
Ю. Лотман делает акцент на языке и его функционале, являющейся звуковой и
графической формой знаковой системы народа. Он раскладывает визуальные
соотношения в кинолентах с точки зрения языка: так, в некоторых главах («Иллюзия
реальности», «Проблема кадра», «Монтаж», «Сюжет в кино», «Борьба со временем»,
«Борьба с пространством», «Проблема киноактера») полностью раскрыт вопрос
визуальной семиотики и ее абстракций.
Другая сторона визуальных исследований, отражающих искусство, показана в
опубликованной в 1980 году на территории СССР книге под авторством
18
М.И. Андрониковой «Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма» : в данном варианте были объединены три работы автора - «Сколько лет кино?», «От прототипа к образу», «Об искусстве портрета». Она описывала не только произведения искусства Возрождения, но и до искусства фотографии, выявляя скрытый символизм и абстракции для трактования современному человеку.
Интересной проблемой стали и медиа. О них в визуальных исследованиях начали говорить еще в начале первой половины XX века: в своей книге «Телевидение и мы»19 (1988) В.С. Саппак ведет разговор с читателем посредствам «4-х бесед»:
1) телевидение как открытие века;
2) анализ транслируемых на время написания книги программ;
3) эмоциональные подсказки и маленькая ложь нравственного кодекса телевидения и радио;
4) человек в телевизоре.
Автор ненавязчиво и простым текстом рассказывает обывателю об особенностях и чертах телевидения, его функционале и то, что оно транслирует. Заметим, что все беседы ведутся на основе визуальных исследований: анализа киноленты или телепередачи, монтажа, композиции и содержания. «Социальная утопия», которая предстает перед людьми, превращает людей в серую толпу, погруженную в иллюзорный мир. В.С. Саппак не забывает и о положительной стороне визуального контекста в телевидении, чему также уделяет немалое внимание.
В свою очередь, ученый медиавист А.Я. Гуревич с помощью визуальных исследований рассматривал западноевропейскую средневековую культуру. В книге
17 Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. URL: http://kinofication.ru/b/Lotman_Semiotika_kino.pdf (дата обращения: 28.014.2019).
18 Андроникова М.И. Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма. M.: Искусство, 1980. 436 с.
19 Саппак В.С. Телевидение и мы. М.: Искусство, 1988. 168 с.
20
«Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства» (1990) автор реконструировал миропонимание и быт больших слоев населения, простолюдинов, средневековья посредством анализа письменных источников, таких как саги и песни, записи видений и нравоучений, свидетельств охоты на ведьм и другого.
Немаловажными исследованиями являются работы о концертной деятельности и музыкальных произведениях. Одним из ярких примеров можно привести «Концерт в истории западноевропейской культуры: Очерки социального бытия искусства»21 Е.В. Дудкова. В книге рассказывается о современной художественной практике акустического контакта со зрителем с его последующей мистификацией за счет аудиовизуального ряда и световых эффектов. Через весь текст Евгений Викторович проводит «рассказ» о смысловой роли различных понятий, связанных со зрелищами и концертами в различных странах. Интересно то, что исследователь проводит параллель между постановками различных периодов времени и стран, анализируя складывающийся в сознании слушателя образ.
Исследователей XXI века волнуют различные темы: например, О.В. Беззубова рассматривает историю и специфику визуального поворота, а Т.В. Вдовина22 уделяет набольшее внимание методологии самих исследований и их трансформацию.
23
Похожей тематики придерживается и А.Ю. Зенкова , многие работы которой посвящены визуальной метафоре и повороту через феномен массовой культуры.
24
Стоит сказать и о таком авторе, как А.В. Дроздова24, которая широко рассматривает визуальную парадигму в гуманитарном знании внутри каждого поворота, отсылаясь к медийным объектам и визуальной социологии. Визуальная социология
«Визуальные образы (скорее, «симулякры») преследуют современного человека повсюду. Они прорываются сквозь оболочку индивидуальной защиты и оказывают мощное воздействие на психику. Сфера визуального восприятия превращается в основной канал связи с виртуальной реальностью»25. В настоящее время визуальная социология в России только начинает набирать обороты. Большое значение в становлении ее как науки и самой разработки относятся к американским и европейским исследователям Р. Барту, Г. Гарфинкелю, С. Холлу, П. Штомпки и другим.
Наших соотечественников эта тема заинтересовала немного позже, а именно в 2000-х годах: одними из основных представителей, по мнению общемировых рейтингов, являются Н.Е. Покровский и М.М. Назаров. При этом, многие исследователи занимаются переводом трудов своих зарубежных коллег или ссылаются на них, обобщая для заинтересованного российского читателя ту или иную информацию. Так, в статье о визуализации социальных исследований
20 Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990. 396 с.
21 Дудков Е.В. Концерт в истории западноевропейской культуры: Очерки социального бытия искусства. М., 1999. 241 с.
22 Вдовина Т.В. Визуальные исследования: основные методологические исследования // Вестник РУДН. №1. 2012. С. 16-26.
23 Зенкова А.Ю. Визуальные исследования как интегральная область социально-гуманитарного знания // Научный ежегодник института философии и права УрО РАН. №5. Екатеринбург, 2004. С. 184-193.
24 Дроздова А.В. Специфика визуальных исследований в современной гуманитарном знании // Ярославский педагогический вестник. №3. Ярославль, 2015. С. 254-259.
25 Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник / Пер. с польск. Н.В. Морозовой; авт. вступ. ст. Н.Е. Покровский. М.: Логос, 2007. С. 13.
А.В. Печуриной26 из 26 указанных источников литературы лишь 4 приходится на российских авторов.
Считается, что до XX века как такового «фантазийного мира», занимающего приоритетное место в визуальной социологии, не было, так как основные характеристики потенциального объекта для изучения в виде массовости и стереотипно-продуцируемого характера появились только в середине прошлого столетия и активно продуцируются в настоящем времени. И хотя интерес к интерпретации изображений начал развиваться еще со времен Возрождения, но именно внедрение и распространения использования интернета и цифровых технологий в последней четверти XX века открыли для общества всеобщий «виртуальный/визуальный мир», который и стал основой для изучения социологии визуального.
Визуальная социология является «третьей», так как до этого было ещё несколько концепций, которые были разделены на группы по методологическому признаку. К «первой» - социологии целостностей, -относились О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Т. Парсонс. На смену ей пришла «вторая» социология, - «социальных «атомов»: М. Вебер, Дж. Мид, К. Леви-Стросс и другие. Визуальная же социология, как утверждает П. Штомпка, обусловлена формированием множества различных по свойствам и характерам визуальных образов в повседневности человека и приводит к изменениям в процессе восприимчивости окружающего мира. В связи с чем, исследователь выдвигает предположение о «наступлении визуальной эпохи», когда
27
способ вербального восприятия сменяется образным мышлением .
Несомненно, большая часть российских исследователей официально придерживается мнения П. Штомпки, тому доказательством служат многочисленные ссылки на его публикации и труды. Как и польский социолог, наши ученые опираются на теорию парадигмального сдвига «третьей» социологии, который привел к методологическому повороту, повлекшему за собой акцент на качественный метод в виде наблюдения и обращения к фотографии. При этом визуальный подход связывает процесс наблюдения с воображением исследователя, что позволяет «оживлять» те или иные социальные ситуации. А под «визуальным воображением» понимается наиболее утонченное, рефлексивное и критическое понимание мира визуального и нашего места в нем.
В то же время, социологи находят несколько главенствующих факторов для использования фотографии как объекта анализа, например как материал социокультурного анализа или как инструмент сбора социологической информации. Отметим, что Н.С. Дягилева и Л.А. Журавлева относят анализ фотографии к
разновидности метода анализа документов, так как фотография - визуальный
28
документ .
В своей статье «Визуальная социология: фотография как объект социологического анализа»29 Н.Ю. Захарова широко раскрывает такие понятия как
26 Печурина А.В. Визуализация социальных исследований: новые данные или новые знания? // Социологический журнал. №3. 2007. С. 81-89.
27 Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник / Пер. с польск. Н.В. Морозовой; авт. вступ. ст. Н.Е. Покровский. М.: Логос, 2007. С. 12-30.
28 Дягилева Н.С. Методологические основы применения визуального метода в социологических исследованиях // Вестник Челябинского государственного университета. №4(258). Челябинск, 2012. С. 75-79.
29 Захарова Н.Ю. Визуальная социология: фотография как объект социологического анализа // Журнал социологии и социальной антропологии. Т.11. №1. 2008. С. 147-161.
«визуальная социология», «визуальный метод в социологии», «фотография как объект социологии». При этом автор делает акцент на процесс становления данной науки на территории России, утверждая, что в данный момент все визуальные исследования, будь то теоретическая или методическая направленность, находится на стадии формирования и больше присуща современной исследовательской культуре. Систематизируя накопленный зарубежными и российскими коллегами опыт изучения и преподнесения заложенной в документах информации, Н.Ю. Захарова сделала глубокий обзор методических приемов к различным подходам визуальных исследований в социологии, а в первую очередь к фотографии.
Несомненно, стоит отметить работу О.В. Макиенко, в которой она рассматривает проблему VSTS - слияния двух направлений исследований науки, техники и визуальных исследований. Говоря о несовершенстве визуальной социологии прошлого и их этнометодологических подходах, автор предлагает использование видеоэтнографии как эффективного инструмента для визуальных лабораторных исследований, возможности проведения которых ранее не было. Одной из главных проблем исследователь видит отсутствие полноценной методологической базы для визуальных исследований в целом, так как в России данное направление не широко распространено и чаще всего носит разрозненный характер.
Интересное преподнесение фотографии как реконструкции и репрезентации физического окружения, события или представления людей предлагают в своей
30
статье П. Романов и Е. Ярская-Смирнова . В первой части «Ландшафты памяти» излагается опыт прочтения фотоальбомов, а также рассказывается о вариантах видения символов, заложенных в них. «Фотография как контекст» содержит хронологические ссылки на исследования как зарубежных, так и русских исследователей. В следующем разделе «Маршруты памяти: коннотация» рассказывается о выборе кадров и их типологии не только самим фотографом при распечатке, но и исследователями. Также в статье содержится раздел «Язык власти: текст и образ в фотоальбоме».
В связи с этим, мы можем утверждать, что все вокруг, что делают люди, зримо, видимо и представлено в образах, а значит, доступно визуальной фиксации. Приобретая новое измерение в виде визуального, исследователи используют сравнительно недавние и новейшие достижения техники и технологии фиксации, сохранения и передачи изображений. Визуальная социология - это направление науки, которое показывает и доказывает, что для познания социальной жизни поток зрительных образов зачастую может дать не меньше, чем поток слов, высказываний и суждений. А точнее, что социология должна не только слушать и записывать, но и видеть и отображать - и лишь в синтезе того и другого она познает свой предмет в его целостности31.
Визуальная антропология
Под самой дисциплиной, именуемой визуальной антропологией, понимается культурологическая деятельность, в которой совмещается экранное искусство, информационные технологии и гуманитарные науки. При этом она направлена на получение и внедрение в социальную практику информации о малоизвестных сторонах жизни народов с помощью диалога культур в виде документальных фильмов, эссе, выставок и прочего. В данном направлении интересно отметить
30 Романов П. Ландшафты памяти : опыт прочтения фотоальбомов // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность. Саратов: Научная книга, 2007. С. 146-168.
31 Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник / Пер. с польск. Н.В. Морозовой; авт. вступ. ст. Н.Е. Покровский. М.: Логос, 2007. 168 с.
статью российского исследователя в лице фольклориста и антрополога О.Б. Христофоровой под названием «От этнографического фильма к индейскому
32
кино» .
Точкой отсчета визуальной антропологии считается немой документальный фильм Р. Флаэрти «Нанук с Севера»33: в данной ленте отсутствовали тенденциозные инсценировки и отсутствовал снисходительный взгляд «цивилизованной нации», которые были свойственны картинам XX века. Режиссер впервые показал эскимосов не свысока, а так, как они видят себя сами, открыв тем самым новаторскую форму документального фильма, основанного на длительном кинонаблюдении (16 месяцев) реальной жизни. Примечательно, что в это же время выходят работы «Аргонавты Западной Пацифики» Б. Малиновского и «Андаманские островитяне» А.Р. Рэдклифф-Брауна, исследования И.И. Эванс-Причарда, в основе которых также лежит принцип погружения внутрь исследуемой культуры и репрезентации ее через поведение людей
34
в реальной ситуации .
Нельзя забывать, что предметом анализа визуальной антропологии является материальное воплощение визуальной культуры изучаемого сообщества и носит название «биодокументального» кино. Данное направление создано для того, чтобы поддерживать диалог культур, но без позиции «европоцентризма»: необходимость отбора материала для монтажа документального кино должна происходить только с представителем той культуры, про которую отснят материал. Как отмечает Н.П. Копцева, «визуальные образы должны и могут включаться в исследование тогда, когда они необходимы и способствуют прояснению исследуемой темы. Образам не обязательно быть ведущим исследовательским приемом, но благодаря их связи с другими чувственными, материальными и дискурсивными элементами исследования
35
могут проявить совершенно новые, ранее игнорируемые аспекты» .
Так, в учебнике по «Социальной антропологии» говорится, что «проведенная в рамках программы ШТАБ совместно со специалистами из ФРГ и РГГУ работа по поиску архивных этнографических лент помогла создать своего рода фундамент для постановки видеомониторинга в разных регионах»36. Отмечается возрастающий интерес к оригинальной теории экранного языка, где главная отличительная черта заключается в реалистичности и глубине съемки.
Например, в Центре визуальной антропологии МГУ снято около 800 часов видеодокументаций по старообрядческой тематике таких территорий России и бывших республик СССР, как Поволжье, Приуралье, Молдавия, Северный Кавказ, Украина, Алтай. При этом доля используемых материалов для создания фильмов, а их было двадцать, составила лишь сотую часть отснятой ленты, хотя непоказанные в эфире эпизоды также важны. «Они часто отличаются большей полнотой, цельностью, в них иногда сильнее ощущается атмосфера, характеризующая реальную жизнь. Такие материалы, даже не прошедшие минимальную монтажную обработку, со всеми неизбежными операторскими огрехами, оказываются для специалистов,
32 Христофорова О.Б. От этнографического фильма к индейскому кино. Деятельность мексиканского Национального Института исследований индейских культур // Материальная база сферы культуры. №2. М.: РГБ, 1998. С. 53-61.
33 См.: документальный фильм «Нанук с Севера» (1922), реж. Роберт Флаэрти, производство США и Франция, 78 мин.
34 Копцева Н.П. Визуальная антропология как актуальная область культурных исследований // Гуманитарные и социальные науки. №2. 2014. С. 134.
35 Там же, с. 138-140.
36 Социальная антропология: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2005. С. 83.
занимающихся данной тематикой, неоценимым источником информации, обладающим важнейшим для исследователей свойством - предельной достоверностью. И с каждым годом такие материалы становятся все более ценными, будучи наиболее полными свидетельствами реального облика постоянно меняющихся и зачастую безвозвратно исчезающих культур»37.
Как отмечает В.Р. Рокитянский, визуальная антропология как теория ещё не до конца «созрела» и обосновывает это двумя факторами: первый - очень широкое поле познания и взаимодействия визуальной антропологии, а, следовательно, и усложнение задачи вычленения вопросов для изучения; второй - большая часть исследователей данной теории являются чистыми антропологами, поэтому меньше
38
уделяют внимание визуальное стороне . В свою очередь, Е.А. Вишленкова отмечает, что визуальная антропология заключается не только в киноленте. Так, в книге «Визуальная антропология империи, или "увидеть русского дано не каждому"»39 она разделяет материал на несколько основных блоков, наиболее ярко описывающих обывателю русский народ («Русские костюмы», «Русские нравы», «Каталог русских наций», «Этнический костюм в коммерческом производстве», «Русский народ и русская нация»).
Отметим М.И. Ильбейкину, которая посвятила визуальной антропологии свою диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук40. В своей работе она говорит о том, что данное направление науки - это некий инструмент для конструирования социокультурной идентичности, являющийся «метатекстом». При этом визуальная антропология объединяет все текстовые составляющие в виде кодов и символов, так как большая часть информации носит визуальный характер и представляет собой информационное поле.
«Однако, имиджи не обязательно должны заменять слова в качестве доминантного способа исследования или репрезентации, скорее, их следует рассматривать как равноценно значимый элемент этнографического мира. Тем самым, визуальные образы, объекты, описания должны включаться тогда, когда это оправдано и возможно, и если это способствует прояснению. Образы не обязательно должны быть главным исследовательским методом или темой, но посредством их связи с другими чувственными, материальными и дискурсивными элементами исследования могут проявиться совершенно новые, ранее игнорируемые аспекты, в частности, можно лучше понять, что восприятие в не западных обществах осуществляется не только посредством зрения, но и обоняния, осязания, вкуса и слуха. В некоторых проектах визуальное может стать более важным, чем сказанное или написанное слово, в других - нет. Поэтому не должно быть никакой иерархии знаний или средств для этнографической репрезентации, и никакие академические эпистемологии и конвенциальные академические способы репрезентации не должны использоваться, чтобы затенять и абстрагировать эпистемологии и реальность опыта местных людей. Скорее, они могут дополнять друг друга как разные типы этнографического знания, которое может быть переживаемым опытом и
37 Александров Е.В. Визуальная антропология - путешествие на «машине времени» по чужим мирам // Обсерватория культуры. №2. М., 2006. С. 60-70.
38 Рокитянский В.Р. Визуальная антропология : частное расследование. М.: Теис, 2000. 90 с.
39 Вишленкова Е.А. Визуальная антропология империи, или «увидеть русского дано каждому». М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. 56 с.
40 Ильбейкина М.И. Роль визуальной антропологии в социальном конструировании ценностей: автореф. дис. ... канд. филос. наук (09.00.11); ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет». Красноярск, 2013. 21 с.
репрезентироваться спектром различных текстуальных, визуальных и других чувственных способов»41.
Проследив смещение интереса исследователей к интерактивным источникам, «включающих в сферу повседневного зрительного опыта сложно доступные и ускользающие от глаза объекты и явления», мы смогли осознать, что визуальная культура и её исследования формируют не только мировоззрение научного общества, но и простого населения. Рассмотрев основные этапы становления визуальных исследований и понятий, выявили основные отличительные черты рассматриваемых нами объектов. В том числе, в ходе исследования мы пришли к выводу, что большая часть разработок визуальных исследований во второй половине XX века территориально пришлось на Америку и Европу, а в России данным направлением начали активно заниматься лишь с 90-х годов XX века. Но, не смотря на этот факт, всё это не повлияло на широту и объем обрабатываемого материала. Большее внимание ученые уделяли истории повседневности, где визуальные исследования проникли в сущность социальной действительности посредствам образа и объекта.
При этом, как и зарубежные коллеги, российские ученые поднимали наиболее перспективный пласт, который касался продуктов массовой культуры, за которой впоследствии и оказалось будущая культура современности. Одними из примеров могут служить разработки в визуальной социологии и антропологии со стороны ученых, как бывшего СССР, так и Российской Федерации. Стоит отметить, что в настоящее время визуальная социология в России только начинает набирать обороты: большое значение в становлении ее как науки и самой разработки относятся к американским и европейским исследователям Р. Барту, Г. Гарфинкелю, С. Холлу, П. Штомпки, а из русских стоит отметить Н.Е. Покровского и М.М. Назарова. Но в большей степени, отечественные исследователи занимаются переводом трудов своих зарубежных коллег или ссылаются на них, обобщая для заинтересованного российского читателя ту или иную информацию.
Говоря о визуальной социологии, то она, как и все визуальные исследования, обусловлена использованием цифровых технологий и носит название «третьей социологии». Заметим, что большой авторитет в этой сфере имеет польский исследователь П. Штомпки, на которого часто ссылаются российские исследователи. Визуальная социология - это направление науки, которое показывает и доказывает, что для познания социальной жизни поток зрительных образов зачастую может дать не меньше, чем поток слов, высказываний и суждений. Что же касается визуальной антропологии, то это культурологическая дисциплина, в которой совмещается экранное искусство, информационные технологии и гуманитарные науки, направленная на получение и внедрение в социальную практику информации о малоизвестных сторонах жизни народов с помощью диалога культур в большей степени в виде документальных фильмов. Основной предмет визуальной антропологии - материальное воплощение визуальной культуры изучаемых сообществ.
Процессы в сфере искусства и культуры в течение всего XX века дали основу для проблематики восприятия и трактования новых средств выражения мировоззренческой и художественной мысли. Новоявленные миру телевидение и перфомансы поставили под вопрос ранее устоявшиеся нормы и термины прошлых эстетических школ. Стала характерна отсылка к информационным технологиям,
41 Ярская-Смирнова Е.Р. Социальная антропология: учеб. пособие. 2004. С. 326.
которые начали проникать во все сферы коммуникаций, что повлекло к созданию новых методик исследований, в том числе визуальных.
Список литературы:
1. Андроникова М.И. Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма. - М.: Искусство, 1980. -436 с.
2. Баль М. Визуальный эссенциализм и объект визуальных исследований // Логос. - №1(85). - 2012. -С. 212-249.
3. Беззубова О.В. Визуальная культура и визуальный поворот в культуральных исследованиях второй половины XX века // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - №5. - Орел, 2012. - С. 75-79.
4. Беззубова О.В. Понятие «поворота» в современных исследованиях визуальной культуры // Альманах современной науки и образования. - №4(106). - Тамбов: Грамота, 2016. - С. 14-17.
5. Вдовина Т.В. Визуальные исследования: основные методологические исследования // Вестник РУДН. Серия: Социология. - №1. - 2012. - С. 16-26.
6. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник / Пер. с польск. Н.В. Морозовой, авт. вступ. ст. Н.Е. Покровский. - М.: Логос, 2007. - 168 с.
7. Вишленкова Е.А. Визуальная антропология империи, или «увидеть русского дано каждому». - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. - 56 с.
8. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. - М.: Искусство, 1990. - 396 с.
9. Дроздова А.В. Специфика визуальных исследований в современном гуманитарном знании // Ярославский педагогический вестник. - №3. - Ярославль, 2015. - С. 254-259.
10. Дудков Е.В. Концерт в истории западноевропейской культуры: Очерки социального бытия искусства. - М., 1999. - 241 с.
11. Дягилева Н.С. Методологические основы применения визуального метода в социологических исследованиях // Вестник Челябинского государственного университета. - №4 (258). - Челябинск, 2012. - С. 75-79.
12. Захарова Н.Ю. Визуальная социология: фотография как объект социологического анализа // Журнал социологии и социальной антропологии. Т.11. - №1. - 2008. - С. 147-161.
13. Зенкова А.Ю. Визуальные исследования как интегральная область социально-гуманитарного знания // Научный ежегодник института философии и права УрО РАН. - №5. - Екатеринбург: Институт философии и права УрО РАН, 2004. - С. 184-193.
14. Ильбейкина М.И. Роль визуальной антропологии в социальном конструировании ценностей: автореф. дис. ... канд. филос. наук (09.00.11); ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет». -Красноярск, 2013. - 21 с.
15. Ищенко Е.Н. «Визуальный поворот» в современной культуре: опыты философской рефлексии // Вестник ВГУ. Серия: Философия. - №2. - Воронеж, 2016. - С. 16-27.
16. Копцева Н.П. Визуальная антропология как актуальная область культурных исследований // Гуманитарные и социальные науки. - №2. - 2014. - С. 133-155.
17. Крышталева М.К. Визуальный опыт в аналитике современной культуры: автореф. дис. ... канд. культурологии (24.00.01); ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена». - СПб., 2015. - 18 с.
18. Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. - М.: Территория будущего, 2006. - 472 с.
19. Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. - иКЬ: http://kinofication.rU/b/Lotman_Semiotika_kino.pdf (дата обращения: 28.01.2019).
20. Мазур Л.Н. «Визуальный поворот» в исторической науке на рубеже XX-XXI вв.: в поисках новых методов исследования // Диалог со временем. - №46. - М., 2014. - С. 95-108.
21. Печурина А.В. Визуализация социальных исследований: новые данные или новые знания? // Социологический журнал. - №3. - 2007. - С. 81-89.
22. Рокитянский В.Р. Визуальная антропология: частное расследование. - М.: Теис, 2000. - 90 с.
23. Романов П. Ландшафты памяти: опыт прочтения фотоальбомов // Визуальная антропология : новые взгляды на социальную реальность. - Саратов: Научная книга, 2007. - С. 146-168.
24. Саппак В.С. Телевидение и мы. - М.: Искусство, 1988. - 168 с.
25. Социальная антропология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 688 с.
26. Христофорова О.Б. От этнографического фильма к индейскому кино. Деятельность мексиканского Национального Института исследований индейских культур // Материальная база сферы культуры. -№2. - М.: РГБ, 1998. - С. 53-61.
27. Элкинс Дж. Девять типов междисциплинарности для визуальных исследований. Ответ на статью Мике Баль «Визуальный эссенциализм и объект визуальных исследований» // Логос. - №1(85). - 2012. - С. 250-259.
28. Ярская-Смирнова Е.Р. Социальная антропология: учеб. пособие. - 2004. - 388 с.
29. Baxandall M. Painting and experience in fifteenth-century Italy. A primer in the social history of pictorial style. - Oxford; New York: Oxford Univ. Press, 1989. - 183 p.
30. Alpers S. The Art of Describing: Dutch Art in the Seventeenth Century. - London: John Murray / University of Chicago, 1983. - 302 p.
31. Elkins J. What is Visual Studies // Visual Studies: A Skeptical Introduction. - New York; London : Routlege, 2003 - 230 p.
32. Inter/disciplinarity / C. Ginzburg, J.D. Herbert. W.J.T. Mitchell, Th.H. Reese, E. Handler Spitz // The Art Bulletin. Vol. 77. - № 4. - 1995. - P. 534-552.
33. Visual Culture Questionnaire / S. Alpers, C. Armstrong, S. Buck-Morss, T. Conley, J. Crary, Th. Crow, T. Gunning, M.A. Holly, M. Jay, Th. Dacosta Kaufmann, S. Kolbowski, S. Lavin, S. Melville, H. Molesworth, K. Moxey, D.N. Rodowick, G. Waite, Ch. Wood // October. Vol.77. - 1996. - P. 25-70.
THE REVIEW OF VISUAL STUDIES OF THE SECOND HALF OF THE XX CENTURY THROUGH THE PRISM OF HUMANITARIAN DISCIPLINES
A.A. Lemzyakova
Belgorod National Research University e-mail: lemarina95@mail.ru
In this article, the author examines the theoretical and methodological aspects and features of the development of visual research in the second half of the XX century in Russia and abroad. To create a complete picture of the specifics of this area in the humanities, such sciences as visual sociology and visual anthropology are reviewed.
Keywords: visual turn, visual studies, visual, visual anthropology, visual sociology, humanities, mass
culture.