УДК 008 DOI 10.36945/2658-3852-2024-4-25-34
Л. С. Бурлаченко
ВИЗУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ГОРОДСКОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда и Кубанского научного фонда, проект 24-18-20075 «Культурный код города: визуальный аспект»
Аннотация: В данной статье рассмотрены теоретические подходы, описывающие важность и значение внешнего вида городской среды, инфраструктуры и ее взаимосвязи с повседневными практиками горожан. Приведен анализ понятия «городская повседневность» в работах отечественных и зарубежных исследователей, рассмотрены содержательные характеристики данного понятия. Дана характеристика особенностей городской повседневности, которые находились в фокусе исследований представителей разных областей научного знания в различные исторические периоды. Приведены данные некоторых эмпирических исследований, отражающих общественное мнение о тех или иных особенностях городской повседневности. Показана важность изучения визуального аспекта городской повседневности, ее влияние на самочувствие и эмоциональную сферу индивида, его жизненный опыт и практики, а также взаимосвязи городской повседневности и коммуникативных актов горожан.
Ключевые слова: городская повседневность, символизм, городская среда, коммуникативный процесс, визуальная структура городской повседневности.
Городская повседневность представляет собой комплексное понятие, включающее в себя элементы разного содержания и модальности, становясь, таким образом, термином междисциплинарным. Эта особенность позволяет изучать городскую повседневность разными науками, смещая фокус исследования на те аспекты, которые будут интересовать разных ученых: социологов, психологов, экономистов, политологов, философов, урбанистов и т. д. Судя по количеству научных работ (статей, монографий, диссертаций) на данную тему, это направление исследований является актуальным и популярным.
Рассмотрим некоторые теоретические подходы к определению и изучению городской повседневности. Отметим, что повседневность как таковая рассматривалась в трудах исследователей разных областей гуманитарного знания. Конструкт «повседневность» (Alltäglichkeit) впервые появился в работах А. Шюца
© Бурлаченко Л. С., 2024 г.
[Щюц, 1993, с. 58]. Он рассматривал повседневность как «мир человеческой непосредственности», подразумевая под этим разнообразные повторяющиеся практики в жизни человека [Дмитриевская, 2019, с. 25].
Первыми ввели в научный оборот понятие «повседневный мир» американские социологи П. Бергер и Т. Лукман. Они поставили вопрос о языке «повседневных встреч», о путях «заучивания типичных повседневных действий», тем самым дав толчок концепциям социального конструирования идентичностей, пола, инвалидности, психиатрии и т. п. [Дмитриевская, 2019, с. 26].
П. Штомпка, польский социолог, включает в повседневность любые повторяющиеся события и действия, затрагивая и сферу дюркгеймианского «непро-фанного», и сферу публичной жизни, и жизнь элит. Отличительные черты повседневности по Штомпке это: 1) социальный контекст; 2) повторение; 3) ритуали-зированность; 4) телесность; 5) пространственность; 6) временное протяжение; 7) нерефлексивность [Штомпка, 2009, с. 6].
В своей работе «Визуальная социология» Штомпка обращает внимание на следующие особенности современной городской среды. Большие города характеризуются динамичной, богатой культурно и технологически дифференцированной средой жизни горожан. Высокий уровень жизни городов актуализирует конкуренцию, которая в свою очередь реализуется через стремление ко всё большей и масштабной визуальной привлекательности - целые пространственные локации специально создаются под «открыточную» картинку - места, в которых человек может и должен эффектно сфотографироваться, сделать селфи и тем самым актуализировать свой социальный статус и преимущества своего образа жизни.
Взгляды на городскую повседневность французского социолога Анри Ле-февра заключаются в наблюдении за формирующейся общемировой тенденцией к унификации. Он приводит в пример архитектуру, в которой множество уникальных архитектурных стилей «уступили место "архитектурному урбанизму", универсализированной системе структур и функций, воплощенных в рациональных геометрических формах». Повседневность проявляется в пересечении двух взаимодополняемых форм повторения - цикличном и линейном. Цикличное повторение свойственно природе и преобладало в прошлом, а современной тенденцией можно считать линейное повторение, выражающееся в производстве и потреблении. Эта тенденция порождает монотонность жизни и пассивность современного человека, рутинной деятельностью которого является не творчество и созидание, а участие в глобальном механизме [Янин, Назарова, 2023, с. 23-25].
Немецкий социолог Георг Зиммель в рамках темы «городской повседневности» изучал, как город, его жизнь и инфраструктура влияют на горожан и их самочувствие. Жителя города он определил как невротика. «Психологическая основа, на которой выступает индивидуальность большого города, - это повышенная нервность жизни, происходящая от быстрой и непрерывной смены внешних и внутренних впечатлений» [Дмитриевская, 2019; Зиммель, 2001, с. 24].
Устойчивый интерес к повседневности можно обнаружить в работах Э. Гуссерля, А. Шюца, П. Бергера, Т. Лукмана, Б. Вандельфельса. Анализу структур повседневности посвящено внимание И. Т. Касавина, Н. Н. Козловой, А. Я. Гуреви-ча, Б. В. Маркова, А. Л. Ястребицкой, В. Л. Каганского и других. Повседневность предстает как комплексный феномен жизни, включающий аспекты: культурологический, социологический, исторический, технологический и антропологический [Касаткина, 2015, с. 72].
Говоря о городской повседневности, представляется важным выделить две ее характеристики: пространство и время. Пространство повседневности представляет собой территорию и места, где происходят повседневные события и практики. Повседневное пространство города представлено местами торговли, общественного питания, салонами транспортных средств, местами профессиональной и учебной деятельности и т. д. [Карчагин, Назарова, Янин, 2020, с. 44]. Временные особенности повседневности характеризуются суточным ритмом повторяющихся действий, процессов и событий в жизни человека, основывающихся на природно-космических ритмах и учете календарного времени [Карчагин, Назарова, Янин, 2020, с. 45].
Структура городской повседневности состоит из разных уровней: индивидуально-личностного уровня восприятия жизни горожанина; семейно-бытового уклада домохозяйства; коллективного уровня городской общности, выраженного в менталитете, ценностях, факторах жизни социума того или иного города. Город представляет собой конкретную стадию развития общества, отражающую его социальный срез и идентифицирующую его возможности. Городское пространство изучается в разных подходах гуманитарного знания - позитивистском, марксистском, герменевтико-феноменологическом, постмодернистском, аксиологическом, антропологическом и т. д. [Касаткина, 2015, с. 72].
С позиций социальной аксиологии в теме городской повседневности изучается наполненность города различными смыслами и ценностями, которые необходимо осознать, определив их значение. Современными авторами выводятся новые определения статусов горожан, характеризуется специфика городского образа жизни.
При антропологическом подходе учитывается, что город - идеальное образование, особая среда обитания человека, характеризующаяся специфическими социально-коммуникативными особенностями его существования. Личность как целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека формируется в условиях города [Касаткина, 2015, с. 73].
Городская повседневность при этом определяется как взаимодействие городского населения с городской средой с целью удовлетворения потребностей горожан на разных уровнях [Косякова, 2007, с. 57].
В отечественной науке проблемы городской повседневности начали активно разрабатываться с 1970-х гг. Терминологическое значение это словосочетание приобрело в трудах В. Л. Глазычева, который под «городской средой»
понимал «структуру предметно-пространственного окружения» или «опредме-ченную культурную обстановку» [Глазычев, 1986], что близко к символизму -подходу в гуманитарных науках, который изучает значение символов, окружающих людей, и то, как эти символы считываются, интерпретируются и включаются в повседневные практики людей.
Визуально-тактильный символизм городской среды, основанный на ощущениях горожан, которые они получают от цвета, освещенности, форм, запахов, вкусов и звуков городского пространства является еще одним направлением в изучении городской повседневности. Российский философ С. С. Аванесов [Ава-несов, 2016, с. 72], изучая визуальную семиотику городов, определяет город как обитаемое пространство, которое имеет систему знаковых сообщений, фиксированных в нем и порождающих жизненную среду. Данные критерии в основном связаны с природно-географическим положением города, его этнографическими характеристиками. Однако и искусственные манипуляции с визуальными элементами городской среды могут быть инструментом маркетинга, позволяющим как повышать, так и понижать рейтинг города по различным показателям его развития [Старыш, 2021, с. 43].
Город представляет собой специфический, сложный культурный объект, воплощающий в своем «устройстве», кроме прочего, базовые эстетические, социальные и мировоззренческие установки людей. Визуальная организация городского пространства, с одной стороны, объясняет и фиксирует культурные смыслы, ценности, мифы и приоритеты, с другой - активизирует определенные эмоции, организует конкретное целеполагание, влияет на жизненную стратегию человека и его повседневную активность, предписывает человеку нормы и ориентиры. Город как многоуровневый «организм» и человек как активный социальный и культурный субъект находятся в сложных отношениях взаимного влияния и определения [Аванесов, 2016, с. 11].
Аванесов подчеркивает важность изучения городской архитектуры как культурно-коммуникативной системы для формирования принципов, параметров и эффектов визуальной организации обитаемого пространства, в частности, современного города. Это позволит на практике учитывать влияние визуальных аспектов городской среды на создание благоприятного жизненного пространства горожан, сохранение атмосферы культурной преемственности, общения, идентификации, самореализации, единства (непрерывности) исторического времени.
Также среди направлений символизма визуальной городской среды есть маркерная теория города, разработанная С. А. Голубковым. Ее смысл заключается в олицетворении города с его объектами (маркерами): храмами, театрами, музеями, образовательными учреждениями, которые, являясь его социокультурными институтами, выступают знаковыми элементами самопрезентации городской среды [Голубков, 2014, с. 101].
Город как символ культуры в соответствующих периодах истории изучается в историко-культурном символизме. В зависимости от того, какое значение
города приобретали в ходе общественного развития, можно говорить о способах символических трактовок отстроенного городского пространства. Городская символика, впитавшая культурные, конфессиональные и национальные особенности, постоянно обновляется и обогащается современными для своей эпохи новациями [Старыш, 2012, с. 43].
Американский градостроитель и автор монографий К. Линч [Линч, 1982] описал визуальные качества американских городов, опросив их жителей. Проведенное им исследование показало, что символизм города сосредотачивается на одном визуальном качестве - очевидной ясности, читаемости городского ландшафта, в соответствии с чем элементы города складываются в упорядоченную картину. Такой город, как правило, хорошо определяем пространственно и воспринимается всеми категориями населения. Транспортная инфраструктура, застройка районов и кварталов, пространственные ориентиры составляют совокупность общественных символов города, выработанных и освоенных горожанами в ходе их повседневной деятельности [Старыш, 2012, с. 43].
К. Линч также выделил пять основных типов элементов городской среды: дороги (улицы, железные дороги и др.); районы-секции города; узлы или ядра (стратегические пункты города, его напряженные фокусы сосредоточия большого количества людей, какой-либо деятельности); ориентиры - пункты, внешние по отношению к наблюдателю, находящиеся внутри города и служащие ориентирами (здания, башни, купола); края или границы - «швы», по которым соединяются границы районов, выходящие на обширные участки природного ландшафта [Линч, 1982].
Чтобы еще полнее отразить понятие «городская повседневность», проводятся разнообразные прикладные исследования: изучаются периодические средства массовой информации как трансляторы повседневной жизни, личные документы и дневники горожан, действия местных органов управления и их влияние на городскую среду и т. п. Например, в статье И. Е. Силантьевой рассматривается, как воспринимались русские города иностранцами, какие эмоции и впечатления они вызывали. Почти всегда описание города в их повествованиях начинается с общего впечатления, включая рассказ о его улицах, домах и площадях. Затем идут описания его жителей и их нравов, уклада жизни, транспорта и дорог, достопримечательностей (музеи и театры, дворцы и парки, учебные заведения, ярмарки, «гуляния», церкви и монастыри), встреч с известными людьми [Силантьева, 2022, с. 13-14].
Таким образом, в повествованиях иностранных путешественников выстраивается картина городской повседневности: общее впечатление автора о городе; реки и мосты как важнейшие составляющие городской среды; центральные улицы и площади как визитная карточка города; особенности архитектуры общественных зданий и жилых домов; дороги и транспорт; местные жители и их нравы; уклад жизни; достопримечательности и встречи с известными людьми; климат и т. п.
Изучение городской повседневности позволяет приблизиться к социальной действительности жизни современного города, которая всё больше проявляется в
масштабе межличностных взаимодействий. Подход к городским исследованиям в масштабе городских сообществ (Р. Парк, Л. Вирт) или взаимодействия коллективных агентов (П. Бурдье) не успевает за динамичным развитием городской жизни [Щюц, 1993, с. 59].
Можно подвести итог и выделить основные составляющие городской повседневности. Под повседневностью понимают сферу человеческого опыта -форму восприятия и осмысления мира, возникающую на основе ежедневной деятельности, и одновременно это сама ежедневная деятельность. Она характеризуется уверенностью в объективности и самоочевидности мира и социальных взаимодействий. Это мир отношений, который каждый человек разделяет с другими людьми и воспроизводит по привычке в типичных ситуациях. Часто повседневность подразумевает под собой понятия «образ жизни», «качество жизни», «быт», «жизненный уклад». Сюда относятся все формы жизнеустройства - труд, отдых, общественно-политическую активность, культурные, социальные процессы, материальные и духовные факторы бытия [Карчагин, Назарова, Янин, 2020, с. 44].
Таким образом, под городской повседневностью будем понимать ежедневную рутинную деятельность людей в городской среде. Более полно это понятие можно определить так: совокупность условий жизнедеятельности населения, практически освоенное человеком локальное пространство, где сложились специфические экологические, технические и демографические системы [Дмитриевская, 2019, с. 25].
Городская повседневность включает в себя инфраструктуру города и то, как с ней взаимодействует человек; сеть отношений людей, социальные объединения, их динамика, ритуалы; совокупность символики, считываемой горожанами и позволяющей им социализироваться; регулярность, постоянная повторяемость определенных процессов, действий людей и их взаимодействий с городом. Городскую повседневность можно рассмотреть как поле бытийности, в котором люди могут реализовать свою повседневную деятельность и личностные смыслы; это пространство, позволяющее горожанам реализовать привычные практики: прогулки, путь на работу/учебу и обратно, отдых, покупки, развлечения.
Городская повседневность - это сама жизнь города - взаимоотношения города и его горожан. В современной науке изучение визуальных структур городской повседневности продолжает занимать значительное место в зарубежных и отечественных исследованиях.
Актуальным становится изучение следующей проблематики в данной теме -учет гуманитарных и визуальных параметров городской среды, формирующихся в актах и процессах человеческой деятельности, изучение ключевых форм человеческого восприятия городской среды как сферы культурно-коммуникативной активности людей, выявление и описание визуальных составляющих городской повседневности, значимых для горожан, описание системной связи межличностных взаимодействий горожан с городским пространством. Кроме того, представляется целесообразным выявление зависимости психического и духовного здоровья
человека от состояния окружающей его визуальной обстановки - это способствует пониманию и практической реализации методов сохранения, реконструкции и формирования визуально-экологической комфортной среды обитания.
Библиография
Аванесов, С. С. Визуальная семиотика города: перспектива исследования городских текстов // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. - 2016. - № 4 (10). - С. 9-22.
Аванесов, С. С. Сакральная топика русского города // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. - 2016. - № 1(7). - С. 71-114.
Гейл, Я. Города для людей. - Москва : Альпина Паблишер, 2012. - 276 с.
Глазычев, В. Л. Культурный потенциал города // Культура города: проблемы качества городской среды : сб. науч. тр. / под ред. В. Л. Глазычева. - Москва : 1986. - 248 с.
Голубков, С. А. Социокультурные институты города как маркеры // Полифония городских пространств. Вестник ВГУ. № 1: сб. науч. статей. Т. 1 / под ред. Е. Бурлиной. - Самара : Медиа-книга, 2014. - С. 100-104.
Дмитриевская, М. С. Городская повседневность как отдельная составляющая изучения обыденности человека // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации : сб. статей XXV Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. - Пенза : Наука и Просвещение, 2019. - С. 25-27.
Зеленов, Л. А. Социология города : учеб. пособие для вузов. - Москва : ВЛАДОС, 2000. - 182 с.
Зиммель, Г. Большие города и духовная жизнь // Логос. - 2001. - № 3-4. -С. 23-35.
Карчагин, Е. В. Назарова, М. П., Янин, К. Д. Городская повседневность в условиях пандемии соу1^19 // Социология города. - 2020. - № 4. - С. 42-50.
Касаткина, С. С. Российская городская повседневность в социально-философском контексте. - Череповец : Изд-во Череповец. гос. ун-та, 2013. - 139 с.
Касаткина, С. С. Российская городская повседневность как философская категория современного социально-гуманитарного знания // Вестник Ивановского гос. ун-та. - 2015. - № 2. - С. 71-74.
Косякова, Е. И. Городская повседневность Новосибирска межвоенных лет: основные итоги изучения // Историк и его эпоха : материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвященной памяти проф. В. А. Данилова (24-25 апреля 2007, Тюмень). - Тюмень, 2007. - С. 54-64.
Красовская, А. А. Городская повседневность: теоретический аспект // Вестник Бурятского гос. ун-та. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. -2019. - № 1. - С. 15-19.
Линч, К. Образ города. - Москва : Стройиздат, 1982. - 328 с.
Силантьева, И. Е. Стратегия описания городской повседневности в записках иностранных путешественников // Ratio et Natura. - 2022. - № 32 (6). - С. 12-14.
Старыш, А. Р. Символы в социокультурном пространстве города: обзор концепций // Форум молодежной науки. - 2021. - № 5. - С. 42-45.
Штомпка, П. В фокусе внимания повседневная жизнь. Новый поворот в социологии // Социологические исследования. - 2009. - № 8. - С. 3-13.
Шюц, А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. - 1993. - № 2. - С. 57-72.
Янин, К. Д., Назарова, М. П. Городская повседневность в фокусе социальных теорий XX века // Социология города. - 2023. - № 4. - С. 20-26.
Сведения об авторе
Бурлаченко Лариса Сергеевна, научный сотрудник кафедры философии Кубанского государственного технологического университета, старший преподаватель кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета (Краснодар).
E-mail: [email protected]
L. S. Burlachenko
VISUAL ASPECT OF URBAN EVERYDAY LIFE: THEORETICAL ANALYSIS
The article was prepared with the support of the Russian Science Foundation and the Cuban Science Foundation, project No 24-18-20075 "Cultural code of the city: visual aspect"
Abstract: This article examines theoretical approaches that describe the importance and significance of the appearance of the urban environment, infrastructure and its relationship with the everyday practices of city dwellers. The article provides an analysis of the concept of "urban everyday life" in the works of domestic and foreign researchers, and considers the substantive characteristics of this concept. It provides a description of the features of urban everyday life that were in the focus of research by representatives of different areas of scientific knowledge in different historical periods. The data from some empirical studies are presented, reflecting public opinion about certain features of urban everyday life. The importance of studying the visual aspect of urban everyday life, its impact on the well-being and emotional sphere of an individual, his life experience and practices, as well as the relationship between urban everyday life and communicative acts of city dwellers is shown.
Key words: urban everyday life, symbolism, urban environment, communicative process, visual structure of urban everyday life.
References
Avanesov, S. S. Vizual'naya semiotika goroda: perspektiva issledovaniya go-rodskikh tekstov [Visual semiotics of the city: the prospect of studying urban texts]. IN: Praxema. Problems of visual semiotics, 2016, no, 4 (10), pp. 9-22. (In Russ.)
Avanesov, S. S. Sakral'naya topika russkogo gorod [Sacred topics of the russian city]. IN: Praxema. Problems of Visual Semiotics, 2016, no. 1(7), pp. 71-114. (In Russ.)
Gail, J. Goroda dlya lyudeii. [Cities for People]. Moscow, Alpina Publisher, 2012,
276 p.
Glazychev, V. L. Kul'turnyy potentsial goroda [Cultural Potential of the City] IN: City Culture: Problems of Urban Environment Quality: Collection of scientific papers / Ed. by V. L. Glazychev. Moscow, 1986, 248 p. (In Russ.)
Golubkov, S. A. Sotsiokul'turnyye instituty goroda kak markery [Sociocultural Institutions of the City as Markers] IN: Polifoniya gorodskikh prostranstv. Vestnik VGU. № 1 : sb. nauch. statey. T. 1 /pod red. Ye. Burlinoi [Polyphony of Urban Spaces. Vestnik of Voronezh State University. In Russ]. No. 1: Collection of scientific articles. Vol. 1 / ed. by E. Burlina. Samara, Media-kniga, 2014, pp. 100-104.
Dmitrievskaya, M. S. Gorodskaya povsednevnost kak otdel'naya sostavlyayush-chaya izucheniya obydennosti cheloveka [Urban everyday life as a separate component of the study of human everyday life] IN: Fundamental'nyye i prikladnyye nauchnyye issledovaniya: aktual'nyye voprosy, dostizheniya i innovatsii: sb. statey XXV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Fundamental and applied scientific research: current issues, achievements and innovations: collection of articles of the XXV International scientific and practical conference : in 2 parts. In Russ]. Penza, Science and Education, 2019, pp. 25-27.
Zelenov, L. A. Sotsiologiya goroda: Uchebnoye posobiye dlya vuzov [Sociology of the city: Textbook for universities. In Russ.]. Moscow, VLADOS, 2000, 182 p.
Simmel, G. Bol'shiye goroda i dukhovnaya zhizn' [Big cities and spiritual life.]. IN: Logos, 2001, no. 3-4. pp. 23-35. (In Russ.)
Karchagin, E. V. Nazarova M.P., Yanin K.D. Gorodskaya povsednevnost' v uslovi-yakh pandemii COVID-19 [Urban everyday life in the context of the COVID-19 pandemic] IN: Sociology of the city, 2020, no. 4, pp. 42-50. (In Russ.)
Kasatkina, S. S. Rossiskaya gorodskaya povsednevnost' v sotsial'no-filosofskom kontekste [Russian Urban Everyday Life in the Social and Philosophical Context.]. Cherepovets, State University of Cherepovets, 2013, 139 p. (In Russ.)
Kasatkina, S. S. Rossiyskaya gorodskaya povsednevnost1 kak filosofskaya kate-goriya sovremennogo sotsial'no-gumanitarnogo znaniya [Russian urban everyday life as a philosophical category of modern social and humanitarian knowledge]. IN: Bulletin of Ivanovo State University, 2015, no. 2, pp. 71-74. (In Russ.)
Kosyakova, E. I. Gorodskaya povsednevnost' Novosibirska mezhvoyennykh let: osnovnyye itogi izucheniya [Urban everyday life of Novosibirsk in the interwar years:
main results of the study]. IN: Istorik i yego epokha: Materialy Vserossiyskoy nauch-no-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy pamyati prof. V.A. Danilova (24-25 aprelya 2007, Tyumen') [The historian and his era: Proceedings of the All-Russian scientific and practical conference dedicated to the memory of prof. V. A. Danilov (April 24-25, 2007, Tyumen) In Russ.]. Tyumen, 2007, pp. 54-64. (In Russ.)
Krasovskaya, A. A. Gorodskaya povsednevnost1: teoreticheskiy aspekt [Urban everyday life: theoretical aspect]. IN: Bulletin of the Buryat state University. Humanitarian studies of Inner Asia, 2019, no. 1, pp. 15-19. (In Russ.)
Lynch, K. Obraz goroda [The Image of the City. In Russ]. Moscow, Stroyizdat, 1982, 328 p. (In Russ.)
Silantyeva, I. E. Strategiya opisaniya gorodskoy povsednevnosti v zapiskakh in-ostrannykh puteshestvennikov [The Strategy of Describing Urban Everyday Life in the Notes of Foreign Travelers]. IN: Ratio et Natura, 2022, no. 32 (6), pp. 12-14. (In Russ.)
Starysh, A. R. Simvoly v sotsiokul'turnom prostranstve goroda: obzor kontseptsiy [Symbols in the Sociocultural Space of the City: An Overview of Concepts]. IN: Youth Science Forum, 2021, no. 5, pp. 42-45. (In Russ.)
Shtompka, P. V fokuse vnimaniya povsednevnaya zhizn'. Novyy povorot v sotsiologii [Everyday Life in Focus. A New Turn in Sociology]. IN: Sociological Research, 2009, no. 8, pp. 3-13. (In Russ.)
Schutz, A. Struktura povsednevnogo myshleniya [The Structure of Everyday Thinking]. IN: Sociological Research, 1993, no. 2, pp. 57-72. (In Russ.)
Yanin, K. D., Nazarova, M. P. Gorodskaya povsednevnost' v fokuse sotsial'nykh teoriy XX veka [Urban Everyday Life in the Focus of Social Theories of the 20th Century]. IN: Sociology of the City, 2023, no. 4, pp. 20-26. (In Russ.)
About the author
Burlachenko Larisa Sergeevna, Researcher of Department of Philosophy of Kuban State Technological University, Senior Lecturer of Department of Personality Psychology and General Psychology of Kuban State University (Krasnodar).
E-mail: [email protected]