Научная статья на тему 'Символы в социокультурном пространстве города: обзор концепций'

Символы в социокультурном пространстве города: обзор концепций Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
277
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
повседневность / городское пространство / символ / знак / символизм / everyday life / urban space / symbol / sign / symbolism

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Старыш А. Р.

В данной статье анализируется городское пространство как определенная сфера человеческой повседневности, которая наполнена различными символами и смыслами, посредством которых осуществляется социализация горожан и формирование социокультурных паттернов. Цель работы: рассмотреть различные концепции символизма зарубежных и отечественных авторов, которые исследуют городское пространство с определенных точек зрения. Методы и объекты исследования: объектом исследования является повседневное городское пространство, в качестве метода исследования был выбран анализ. Результаты: городское пространство является одним их важнейших элементов, который оказывает влияние не только на повседневную жизнь людей, но и на формирование у них определенных взглядов, правил, ценностей и форм поведения. Выводы: направления символизма, сформулированные различными авторами, раскрывают и дают возможность понять и проанализировать символику, скрытую в городском пространстве, благодаря которой горожане способны адекватно воспринимать навыки освоения среды города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Symbols in the socio-cultural space of the city: an overview of concepts

This article analyzes urban space as a certain sphere of human everyday life, which is filled with various symbols and meanings through which the socialization of citizens and the formation of socio-cultural patterns is carried out. The purpose of the work: to consider various concepts of symbolism of foreign and domestic authors who explore urban space from certain points of view. Methods and objects of research: the object of research is the everyday urban space; analysis was chosen as the research method. Results: urban space is one of their most important elements, which has an impact not only on people's daily lives, but also on the formation of certain views, rules, values and behaviors among them. Conclusions: the directions of symbolism formulated by various authors reveal and make it possible to understand and analyze the symbolism hidden in the urban space, thanks to which citizens are able to adequately perceive the skills of mastering the city environment.

Текст научной работы на тему «Символы в социокультурном пространстве города: обзор концепций»

Ф^РУ м

молодёжной науки ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Символы в социокультурном пространстве города:

обзор концепций

Старыш А.Р.,

arigastar24@mail. т

Владимирский

государственный

университет имени

Александра Григорьевича и

Николая Григорьевича

Столетовых

(г. Владимир, Россия)

УДК 316.334.56

Аннотация. В данной статье анализируется городское пространство как определенная сфера человеческой повседневности, которая наполнена различными символами и смыслами, посредством которых осуществляется социализация горожан и формирование социокультурных паттернов. Цель работы: рассмотреть различные концепции символизма зарубежных и отечественных авторов, которые исследуют городское пространство с определенных точек зрения. Методы и объекты исследования: объектом исследования является повседневное городское пространство, в качестве метода исследования был выбран анализ. Результаты: городское пространство является одним их важнейших элементов, который оказывает влияние не только на повседневную жизнь людей, но и на формирование у них определенных взглядов, правил, ценностей и форм поведения. Выводы: направления символизма, сформулированные различными авторами, раскрывают и дают возможность понять и проанализировать символику, скрытую в городском пространстве, благодаря которой горожане способны адекватно воспринимать навыки освоения среды города.

Ключевые слова: повседневность, городское пространство, символ, знак, символизм.

Symbols in the socio-cultural space of the city: an overview

of concepts

Starysh A.R.,

[email protected]

Alexander G. andNikolay G. Stoletov Vladimir State University (Vladimir, Russia)

UDC 316.334.56

Annotation. This article analyzes urban space as a certain sphere of human everyday life, which is filled with various symbols and meanings through which the socialization of citizens and the formation of socio-cultural patterns is carried out. The purpose of the work: to consider various concepts of symbolism of foreign and domestic authors who explore urban space from certain points of view. Methods and objects of research: the object of research is the everyday urban space; analysis was chosen as the research method. Results: urban space is one of their most important elements, which has an impact not only on people's daily lives, but also on the formation of certain views, rules, values and behaviors among them. Conclusions: the directions of symbolism formulated by various authors reveal and make it possible to understand and analyze the symbolism hidden in the urban space, thanks to which

молодёжной науки

Youth Science Forum Journal

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

citizens are able to adequately perceive the skills of mastering the city environment.

Keywords: everyday life, urban space, symbol, sign, symbolism.

Введение

Повседневность - основа социальности, в ней личность социализируется. В противоположность не повседневному пространству, например, сакральному, административное пространство городского поселения является повседневным, то есть местом постоянного обитания населяющих его людей. У всех есть свой привычный уклад жизни, который включает будничные практики приватной деятельности индивидов, определяющее значение для которых имеют накопленный жизненный опыт, сложившийся образ жизни. Эти практики связаны в первую очередь с домом, бытом, семьей, ближайшим окружением, досугом и рутинными каждодневными занятиями.

Среда обитания (проживание в городе) - один из сегментов огромной сферы повседневности. Город - это не только место обустроенного проживания, но и пространство, наполненное культурными смыслами и символами, которые влияют на формирование социокультурной жизни горожан и на процессы социализации.

Основная часть

Ю. М. Лотман, один из отечественных основателей направления семиотики культуры, в своих работах определяет символ как социально-культурный знак, имеющий в своей основе идею, содержание которой можно постичь лишь интуитивно, и которое не может быть адекватно выражено вербальным способом. Символ стал основной категорией символизма. [9]

Символизм, возникший в 60-80-х гг. XIX в. во Франции как литературная школа, вскоре охватил другие формы искусства: изобразительное искусство, архитектуру, музыку и распространился во многих странах, став одним из важнейших событий в мировой культуре рубежа Х1Х-ХХ вв. и реакцией на кризис позитивизма и реализма. Философская основа символизма - идеализм, а его эстетические положения генетически восходят к различным идеалистическим учениям.

Исследователи, занимавшиеся изучением знаков и символов, например, Э. Кассирер, К. Линч, Ю.М. Лотман, и др., считали, что окружающая реальность есть отблеск реальности более высокого порядка; мир рационально не познаваем; постичь сущность вещей можно только на основе принципов алогизма, интуитивизма и мистики. А задача искусства - не копировать повседневность, а выражать Идеи. Считая субъективное важнее объективного, символисты стремились раскрыть индивидуальный мир, выразить движения глубинной жизни души человека.

Городская архитектура - это символическое поле, которое преображает действительность и наполняет дополнительными смыслами все вокруг. Символы в архитектуре - особый язык, который, воздействуя через красоту и монументальность на мир чувств, позволяет людям без особых усилий взаимодействовать и понимать друг друга.

Выделяют комплекс направлений символизма, который позволяет рассмотреть городское пространство в его многообразии. Архитектурно-планировочный символизм заключается в определении специфики символов города через черты городского строительства. Американский градостроитель и автор книг К. Линч [8] описал визуальные качества американских городов, опросив их жителей. Проведенное им исследование показало, что символизм города сосредотачивается на одном визуальном качестве - очевидной ясности, читаемости городского

молодёжной науки

Youth Science Forum Journal

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ландшафта, в соответствии с чем элементы города складываются в упорядоченную картину. Такой город, как правило, хорошо определяем пространственно и воспринимается всеми категориями населения. Транспортная инфраструктура, застройка районов и кварталов, пространственные ориентиры составляют совокупность общественных символов города, выработанных и освоенных горожанами в ходе их повседневной деятельности.

С архитектурно-планировочным символизмом сопряжен визуально-тактильный символизм городской среды, основанный на ощущениях горожан, которые они получают от цвета, освещенности, форм, запахов, вкусов и звуков городского пространства. Российский философ С.С. Аванесов [1], изучая визуальную семиотику городов, определяет город как обитаемое пространство, которое имеет систему знаковых сообщений, фиксированных в нем и порождающих жизненную среду. Данные критерии в основном связаны с природно-географическим положением города, его этнографическими характеристиками. Однако и искусственные манипуляции с визуальными элементами городской среды могут быть инструментом маркетинга, позволяющим как повышать, так и понижать рейтинг города по различным показателям его развития.

Технологический символизм рассматривает город как информационно-технологическое пространство. Рассматривая данный вид символизма, кандидат культурологии Н.В. Гришанин выделяет образы «город-сеть» и «медийный город», которые стали распространенной практикой самопрезентации и осмысления города. [2]

Когнитивный символизм раскрывает город как существующий фрагмент памяти, как элемент сознания и подсознания, что способствует формированию субъективного отношения к конкретной территории, и влияет на процессы идентификации человека в среде, на отождествление «себя» в городе и города с «собой». Когнитивная модель города, то есть форма его представленности в сознании, способна повлиять на организацию и управление городской жизнью. Существуют презентации различных городских идентичностей. В.А. Никитин, кандидат культурологии, соотносит когнитивный символизм с мифологическим восприятием. Город порождает устойчивые мифы и легенды, собственную стилистику, которые отражают городскую специфику. [10]

Историко-культурный символизм связан с выработкой дифференциации городов по их символам в истории и культуре региона, страны. Города априори являются символами культуры и соответствующих периодов истории. Однако в зависимости от того, какое значение они приобрели в ходе общественного развития, можно говорить о способах символических трактовок отстроенного городского пространства. Городская символика, впитавшая культурные, конфессиональные и национальные особенности, постоянно обновляется и обогащается современными для своей эпохи новациями.

Антропоморфный символизм непосредственно отождествляет город с какой-либо личностью, наложившей свой отпечаток на образ той или иной местности. В зависимости от того, кто у людей ассоциируется с городской средой, символизм проявляется либо в виде величия и радости, либо в виде утраты и печали. [4].

Также среди направлений символизма есть маркерная теория города, разработанная С.А. Голубковым. Ее смысл заключается в олицетворении города с его объектами (маркерами): храмами, театрами, музеями, образовательными учреждениями, которые, являясь его социокультурными институтами, выступают знаковыми элементами самопрезентации городской среды. [3]

Кандидат культурологии Ю.А. Кузовенкова выделяет маркетинговый символизм города, который представляет собой комплекс значений города, призванных обозначить его имидж, бренд, эффективность в условиях товарно-денежных отношений, и рассматривает город в идеальном измерении. [7].

молодёжной науки

Youth Science Forum Journal

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Концепция «событийных городов» разработана американскими учеными Р. Палмером и Г. Ричардсом. [6]. Событийный символизм города основан на выявлении в жизни города и региона мероприятий, которые способны представить специфику территории. Благодаря такой трактовке определяются туристические преимущества городов, культурная динамика и экономические ресурсы. Социокультурные события в жизни городов способствуют их развитию и являются инструментами самопрезентации городского пространства. События выступают посредниками между традициями и инновациями в сфере повседневности. На основе символов-событий возможно разработать стратегии городского развития и поддержки местных сообществ.

Лингвосемиотический символизм в представлении Н. В. Гришанина связан с исследованием текстов городской среды, метафор городской жизни, контент-анализом СМИ и иконографики городской рекламы, местных диалектов, говоров и наречий. Язык города, его тексты стали увлекательным и неиссякаемым источником познания для тех, кто интересуется языковой картиной мира. [2]

Заключение

Все эти направления помогают понять и прочувствовать символику города, с помощью которой горожане передают друг другу навыки освоения городского пространства, умения ориентироваться и «читать» места, где они живут, работают, проводят досуг, получают эмоциональный заряд от созерцания окружающей среды.

Таким образом, понимание города как сложной системы, создающей свои символы, формирующей их значение, изменяющей показатели динамики городских пространств, играет важную роль в процессах современной урбанизации; и как считал М. Кастельс [5], сейчас происходит самая важная трансформация городских форм в мире - это подъем мегаполисов, за которыми будущее.

Библиографический список

1. Аванесов С. С. Сакральная топика русского города // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2016. № 1 (7). С. 71-114

2. Гришанин Н. В. Текст, символ, миф в семиотическом анализе городской культуры: дис. ... канд. культурологии. СПб., 2007. 160 с.

3. Голубков С. А. Социокультурные институты города как маркеры // Полифония городских пространств. Вестник ВГУ. № 1: сб. науч. статей. Т. 1 / под ред. Е. Бурлиной. Самара: Медиа-книга, 2014. С. 100-104.

4. Замятина Н.Ю., Замятин Д.Н. Гений места и город: варианты взаимодействия // Вестник Евразии. 2007. № 1. С. 62-87.

5. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.

6. Концепция «событийных городов» (Eventful Cities) Р. Палмера и Г. Ричардса: аналитический обзор / под ред. А. В. Попова, К. В. Патырбаевой. Пермь: Перм. гос. нац. ун -т, 2014. 138 с.

7. Кузовенкова Ю. А. Город в идеальном измерении: от образа к имиджу: автореф. дис. . канд. культурологи. Саранск, 2009. 19 с

8. Линч К. Образ города. М.: Стройиздат, 1982. 328 с.

9. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства / Предисл. С. М. Даниэля, сост. Р. Г. Григорьева. СПб.: Академический проект, 2002. 543 с.

10. Никитин В.А., Никитина Е.Н. Принцип города: организационное представление. Тольятти: Междунар. акад. бизнеса и банк. дела, 2000. 46 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.