Научная статья на тему 'Визуальные средства продвижения СМИ Татарстана в социальных медиа'

Визуальные средства продвижения СМИ Татарстана в социальных медиа Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
910
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССМЕДИА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / ВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / РАБОТА РЕДАКЦИИ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ / THE MEDIA / SOCIAL NETWORKS / VISUAL COMPONENT / THE PERCEPTION OF INFORMATION ON SOCIAL MEDIA / EDITORIAL WORK IN THE NEW ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мухаметзянова Римма Равилевна

Сегодня редакции внедряют в социальные сети официальные аккаунты, с помощью которых пытаются привлечь молодежную аудиторию и сформировать лояльность к изданию. Однако большинство СМИ дублируют информацию с официального сайта, не уделяя должного внимания развитию визуальной коммуникации на площадках социальных медиа. В статье приводится классификация современных визуальных средств, используемых в социальных медиа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VISUAL AIDS OF PROMOTION IN REGIONAL MASS MEDIA ON SOCIAL MEDIA

Editorial offices of media outlets create official accounts on social networks, trying to attract younger audiences and build loyalty to the publication. However, most of the media operates on the principle of duplication of information from the official website on social media. However, most of the media operates on the principle of duplication of information from the official site of publication, not paying enough attention to visual aids. In this paper we will analyze the results of the study of non-verbal language in journalism, and then present the current classification of visual aids used in social media. The empirical basis are the groups of newspapers, TV and radio stations that are included in the top 20 publications of Tatarstan. The author provides the most typical and original examples of visual aids, engaging in social media. By the end of the presentation the following types of photos and video materials for social media will be defind: the original photo, graphic internet memes, comics adapted images, infographics, maps, videos, microvideo, amateur video.

Текст научной работы на тему «Визуальные средства продвижения СМИ Татарстана в социальных медиа»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 152-157.

УДК 316.77:070.1-028.22(470.41), ББК 76.004.7(2Рос.Тат)

Р. Р. Мухаметзянова

визуальные средства продвижения сми татарстана

в социальных медиа

Сегодня редакции внедряют в социальные сети официальные аккаунты, с помощью которых пытаются привлечь молодежную аудиторию и сформировать лояльность к изданию. Однако большинство СМИ дублируют информацию с официального сайта, не уделяя должного внимания развитию визуальной коммуникации на площадках социальных медиа. В статье приводится классификация современных визуальных средств, используемых в социальных медиа.

Ключевые слова: массмедиа; социальные сети; социальные медиа; визуальные средства; работа редакции в новых условиях.

Сегодня процесс восприятия информации аудиторией изменяется. Существующее ранее порционное восприятие уступает место потоковой информации: освещение событий, явлений, фактов не прекращается даже после выхода газеты, телепередачи. Та клиповость мышления, которую отмечали Э. Тоффлер, К. Г. Фрумкин, Н. В. Азаренок, Т. В. Семеновских и ряд других авторов, ощущается в отношениях «медиа - потребитель» все более явственно. Наиболее ярко этот процесс проявляется в социальных медиа. Каждое печатное СМИ пытается завоевать и привлечь новую аудиторию, создавая для нее нескончаемый поток сообщений, снабженных оригинальным дизайном. В отличие от печатных изданий, социальные медиа не могут воздействовать размером шрифта, его сочетаниями, художественными приемами разработки заголовка. Поэтому превалирующую роль в аспекте привлечения внимания, вовлечения в тему начинают играть изображения. Сегодня публикация постов без размещения сопутствующих фотографий или другого визуального ряда становится малоэффективной. Данный тезис подтверждает мнение медиаменеджера А. Горянова, отмечающего «появление слепоты к тексту у читателя, для борьбы с которой необходимо развитие визуального языка передачи информации» [3]. Отметим, что о популярном сейчас жанре мультимедийной журналистики, инфографике, медиа-аналитик А. Мирошниченко заявляет, что «инфографика вписывается в новый тренд, а текст - нет» [5].

Учитывая внушительную аудиторию, представленную в социальных медиа, редакции рассчитывают войти во френдленту пользователя и стать востребованными именно в сегменте социальных медиа. Без реализации данной задачи они уже в скором времени могут утратить

ту монополию на воспроизводство информации, которой еще обладают, так как читатели могут уже самостоятельно выстраивать информационную повестку дня и в дальнейшем обойтись без массмедиа.

На данный момент каждая редакция вне зависимости от типа распространения считает своим долгом организовать в социальных сетях собственную группу, официально представляющую СМИ. Однако в большинстве случаев алгоритм действий не отрегулирован. Вопросы переупаковки контента для социальных медиа остаются нерешенными. Острыми являются моменты визуального наполнения и адаптации информации в социальных медиа.

Тема визуального контента занимает ряд экспертов журналистики, среди которых можно выделить С. М. Гуревича, В. Э. Шевченко,

A. Мирошниченко, Г. А. Никулову,

B. В. Волкову, А. П. Киселева и ряд других. Так, А. П. Киселев классифицирует три разновидности иллюстраций: рубрику, иллюстрации и пресс-фотографию [7]. В свою очередь

C. М. Гуревич предлагает классифицировать иллюстрации на два типа: фотоиллюстрации и нефотографические иллюстрации (рисунки, чертежи) [3].

В. Э. Шевченко выделяет пять видов визуализации журналистского контента: простейшие графические символы, рисунки, инфогра-фику, фотографии, типографику. Данные визуальные формы разной смысловой нагрузки становятся средствами интерпретации информации [10].

К. И. Щербатых определяет факторы привлечения внимания аудитории к невербальному языку: функциональное удобство элементов оформления, соблюдение базовых принципов композиции визуальной организации

страницы, эстетическое влияние на массовое сознание [11. С. 164].

Несмотря на определенный интерес со стороны исследователей, на данный момент нет четкой классификации визуальных средств продвижения непосредственно в социальных медиа. В своей работе мы определим основные виды визуальных средств продвижения, которые используют СМИ Татарстана в социальных сетях. Задачами исследования выступают анализ современного состояния официальных групп наиболее популярных редакций массме-диа Татарстана, представленных «ВКонтакте», а также изучение адаптации визуального контента для аудитории в социальных сетях.

Ссылаясь на мнение зарубежных экспертов, белорусский исследователь новых медиа Александр Градюшко заявляет, что «социальные медиа способны играть роль новостных веб-ресурсов, а пользователи будут читать новости непосредственно в соцсетях, а не на сайтах СМИ» [2. С. 70]. Данная тенденция отчетливо прослеживается в настоящее время в Республике Татарстан. Так, стремительно ворвавшийся в топ-20 самых цитируемых СМИ Татарстана, по версии информационно-аналитической системы «Медиалогия», ресурс Kazanfirst.ru формирует свой высокий трафик (в среднем 120-145 тысяч просмотров в сутки) благодаря активному взаимодействию с пабликами в социальной группе «ВКонтакте»: «Набережные Челны онлайн» (количество подписчиков порядка 217 тысяч аккаунтов), «Нижнекамск ВКонтакте» (порядка 90 тысяч подписчиков) и «Альметьевск ВКонтакте» (около 44 тысяч подписчиков).

Согласно онлайн-исследованию, проведенному Анной Шехтман, наибольший интерес в группах в социальных сетях у людей вызывают полезный и интересный контент, возможность получения какой-то эксклюзивной информации, а также видеоролики (вышеперечисленные данные представлены по мере ранжирования). Наиболее востребованным типом контента в социальных сетях является информативный текст (78 % ответов респондентов), далее следует эксклюзивная информация (54 %), фотографии (44,6 %), видео (42,5 %) и демотиваторы/шутки (38 %) [4].

В свою очередь отметим, что визуальный характер повествования в интернете сейчас является наиболее востребованным. Подтверждает этот факт сообщение, что сервис обмена фото и видео Instagram за последние девять месяцев

2014 года насчитывает 300 миллионов пользователей, обгоняя другой ресурс Twitter с 284 миллионами пользователей [12]. Еще одним ярким примером интереса к визуальной форме подачи информации может служить ресурс «Российский дзен, бессмысленный и беспощадный». Как отмечает Анна Сухачева, сайт «привлек 160 тысяч уникальных посетителей в первые сутки после запуска» [8] и на середину ноября 2014 года насчитывал порядка 1,2 миллиона посещений.

Анализ современной ситуации проникновения массмедиа в социальные сети в нашем исследовании основывается на деятельности редакций, вошедших в топ-20 самых цитируемых СМИ Татарстана во 2 квартале 2014 года [9]. Если ранжировать массмедиа по категориям, то лидерами по представленности являются сайты и газеты (по восемь СМИ в каждой категории). Также в рейтинге присутствуют два информационных агентства и два телеканала. Изучив предыдущие рейтинги «Медиалогии» по медиаиндустрии Татарстана, можно констатировать, что СМИ данного региона в принципе отличаются стабильностью в аудиторных предпочтениях.

Эмпирический анализ демонстрирует, что на данный момент превалирующее число та-тарстанских редакций мыслят старыми категориями, используя стандартные визуальные решения. Наиболее распространенным методом продвижения является комплекс, состоящий из следующих элементов: заголовок + фотография + ссылка на материал. Так, в группе информационного агентства «Татар-информ» (второе место в рейтинге) практически все сообщения представлены фотографиями, которые не относятся непосредственно к событию: это могут быть фотографии из свободных источников, фотобанков. К примеру, в сообщении об уникальной операции по удалению части легкого представлена фотография, где изображена рука врача. Присутствуют и вовсе некорректные примеры, когда на фотографии показан человек, не имеющий отношения к описываемому факту. Например, в заметке о нарушениях в миграции используется фотография человека восточной внешности, сидящего за рулем автобуса с арабскими (!) наклейками, а в сообщении о Всемирном дне детей - фотография двух детей монголоидной расы. Заметим, что практически во всех исследуемых группах местных и региональных редакций присутствует подобная тенденция заимство-

вания изображений, не связанных с событием. Также замечено, что одна и та же фотография может использоваться к сообщениям, размещенным в разное время.

Традиционный подход к продвижению в социальных сетях наблюдается и в группе популярной газеты «Челнинские известия» (третья позиция в рейтинге). Здесь активность в социальной сети «ВКонтакте» формируется за счет объемного потока сообщений. Ежедневно на стене представляется порядка 25 сообщений информационного характера. Все они являются дубликатами сообщений с официального сайта. В плане визуального продвижения задействованы лишь фотографии, часть из которых относится к разряду оригинальных, авторских. Чаще всего используются фотографии общих планов, которые лишь вводят читателя в курс дела, обрисовывают ситуацию, но не демонстрируют суть факта, события, явления. Не в полной мере задействованы видео, хотя на сайте «Челнинских известий» представлены журналистские материалы, снабженные не только фотографиями, но и видео.

Такой популярный визуальный метод продвижения, как видео, не используется местными редакциями в полной мере. Хотя, как замечает Джейсон Демерс, «в 2013 году мы наблюдали уверенную тенденцию, которая демонстрировала, что изображения и видео расшаривались гораздо чаще текстового контента» [13]. Так, внушительный архив видеозаписей (202 материала) в группе информационного агентства «Татар-информ» размещается на собственном канале Youtube, но видеоматериалы не популяризуются в группе «ВКонтакте». На данный момент количество просмотров видеозаписей в среднем не превышает двух-трех десятков. К тому же хронометраж большинства из них является критическим для социальных сетей и варьируется от 25 до 50 минут. Исключением можно считать проект «АнтиПьянь», где видеозапись размещена на стене и представлена в виде музыкального клипа с разъясняющими моментами в виде своеобразных субтитров.

Учитывая наличие в рейтинге двух телеканалов, где приоритетным является как раз наличие визуальной составляющей, наш интерес к данным группам в социальной сети был повышен. Однако видеозаписи в группе телеканала «Эфир» представлены лишь в отдельной рубрике, без трансляции на стене группы. Небольшое количество просмотров подтверждает малый интерес к видеоматериалам, хотя

хронометраж многих из них является адаптированным к размещению в социальных сетях и составляет не более трех минут. Анонс наиболее интересных сюжетов представлен лишь в виде фотографий из подготовленного сюжета, чаще всего демонстрируются сообщения о дорожно-транспортных происшествиях. В группе телеканала НТР-Нижнекамск и вовсе критическая, на наш взгляд, ситуация. Новостные выпуски анонсируются заставкой информационной программы, и лишь небольшая часть сюжетов представлена на стене группы.

Примечательным в плане визуального продвижения в социальных сетях можно считать группы «События». «Новости Казани и Татарстана» и группу Intertat.ru на татарском языке. Так, первая группа для преподнесения информации использует оригинальные фотографии, комиксы, рисунки, адаптированные для социальных сетей (представлены в рубрике «Мульт события»). Помимо вышеперечисленного, группа предлагает своим подписчикам серию мультипликационных фильмов, представляющих обзор наиболее важных новостей, произошедших в Казани и республике. Вторая группа, вещающая на татарском языке, предоставляет информацию, состоящую не только из сообщений с официального сайта, но и формирует поток постов, нацеленных на создание позитивного настроя с помощью юмористических фотографий.

Отметим и другие удачные примеры в области визуального продвижения. Любопытен пример интерактива с аудиторией в группе издания Prokazan.ru. Так, редакция в социальной сети призвала подписчиков разместить собственные фотографии последствий ледяного дождя в Казани, а после на основе полученных изображений сформировала материал на своем сайте об этом уникальном для зимы событии. Таким образом, редакция решает сразу несколько задач: во-первых, получает эксклюзивный контент, во-вторых, увеличивает количество читателей на сайте и подписчиков в собственной группе «ВКонтакте» с помощью перепоста авторов фотографий.

Исходя из полученных эмпирических данных и сопоставив их с официальными группами федеральных СМИ, можно предложить следующую классификацию визуальных средств продвижения в социальных сетях. Выделяются два крупных блока: фото- и видеоматериалы. К первой группе относятся следующие визуальные средства: авторские фотографии, облада-

ющие оригинальным замыслом и отличающиеся высоким качеством; графические интернет-мемы; комиксы; инфографика; карты; коллажи (адаптированные изображения для социальных сетей). Под последней разновидностью мы понимаем следующее: на фотографии размещается цитата изображенного ньюйсмейкера, наиболее значимые факты события, явления, результаты работы, характеристика ситуации. Также могут присутствовать заголовки и лиды материалов. С одной стороны, коллажи выполняют рекламную функцию, а с другой - номинативную. Если отмечать характеристики фотоматериалов, размещенных в социальных сетях, то для них важны следующие качества: актуальность, вовлеченность, юмористичность.

Среди видеоматериалов можно выделить пользовательское видео (отснятый эпизод из жизни в виде интершума), микровидео (короткие по хронометражу зацикленные видео), а также видеосюжеты, созданные работниками редакций для размещения в интернет-ресурсах.

В целом можно констатировать, что на данный момент редакции местных и региональных СМИ Татарстана не уделяют должного внимания визуальной составляющей в социальных сетях. Отсутствуют адаптированные фотографии/изображения для социальных сетей. На данный момент активно используется эксплуатация фотографий из свободных источников. Однако подобная практика не может выступать источником повышенного внимания подписчиков и мотивирующим фактором перехода на сайт издания. Фотографии руководителей, так называемый адресный план (фотографии вывесок учреждений, организаций), довольно популярные в редакциях местных СМИ, также не могут выступать в качестве эффективного визуального средства продвижения в социальных медиа.

На данный момент недооцененными остаются такие визуальные методы продвижения, как кобы (зацикленные видео), инфографика, карты. Руководство редакций не ориентировано на формирование такого необходимого для интернета эффекта, как интерактивность; не создается мощный вирусный контент, когда пользователь желает поделиться данным сообщением со своим кругом друзей. Большинство визуального материала вызывает индифферентное отношение аудитории: информация не вызывает выраженной реакции на те или иные события и не распространяется по кругу подписчиков.

Наш анализ социальных ресурсов показал, что региональные и местные редакции должны изменить свое представление о привычках аудитории. Мы солидарны с точным замечанием А. Мирошниченко, который определяет, что «ценностью становится не контент, а внимание» и что «конкуренция переместилась из сферы качества текста в сферу подачи и донесения» [6]. Для изменения сложившейся ситуации массмедиа Татарстана должны сформировать контент-стратегию развития в социальных медиа и внедрить новые методы работы по визуальному продвижению в социальных медиа.

Список литературы

1. В эпоху визуальных данных главным навыком остается умение искать сюжет [Электронный ресурс] // Digit. URL: http:// www.digit.ru/business/20131029/407369911. html.

2. Градюшко, А. А. Социальные медиа как инструмент современной интернет-журналистики / А. А. Градюшко // Весшк БДУ. 2012. Сер. 4. № 2. С. 69-73.

3. Гуревич, С. М. Номер газеты / С. М. Гуревич. М., 2002. С. 157.

4. Какому контенту в соцсетях быть или не быть? [Электронный ресурс] // AdIndex.ru. URL: http://www.adindex.ru/publication/analiti cs/100380/2013/11/26/104637.phtml.

5. Мирошниченко, А. Будущее инфо-графики: наведение эмоций, теплые баблы, абсолютный кайф [Электронный ресурс] / А. Мирошниченко // Slon.ru. URL: http://www. slon.ru/calendar/event/1092196/.

6. Мирошниченко, А. Во что вовлекают человека новые медиа? [Электронный ресурс] / А. Мирошниченко // Slon.ru. URL: http://www. slon.ru/calendar/event/1092196/.

7. Оформление периодических изданий / под ред. А. П. Киселева. М., 1988. 88 с.

8. Сухачева, А. «Курс-дзен»: новый визуальный формат подачи информации [Электронный ресурс] / А. Сухачева // Новый репортер. URL: http://www.newreporter. org/2014/12/19/kurs-dzen-novyj-vizualnyj-format-podachi-informacii/#sthash.HacH71UL. dpuf.

9. Татарстан: рейтинг СМИ за II квартал 2014 [Электронный ресурс] // Информационно-аналитическая система «Медиалогия». URL: http://www.mlg.ru/ratings/regional_ media/3163/33/2014/2/.

10.Шевченко, В. Э. Визуальный контент как тенденция современной журналистики [Электронный ресурс] / В. Э. Шевченко // Медиаскоп. 2014. Вып. 4. URL: http://www. mediascope.ru/node/1654.

11. Щербатых, К. И. Роль невербального языка в привлечении внимания массовой аудитории (к постановке проблемы) / К. И. Щербатых // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: материалы 53-й междунар. науч.-практ. конф. (23-25 апр. 2014 г.) / отв. ред.-сост. С. Г. Корконосенко.

СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и масс. коммуникаций», 2014. С. 160-164.

12.Instagram обогнал Twitter по количеству пользователей [Электронный ресурс] // Коммерсанта. URL: http://www. kommersant. ru/doc/2631294.

13.Demers, D. The Top 7 Social Media Marketing Trends That Will Dominate 2014 [Электронный ресурс] / D. Demers, // Forbes. com. URL: http://www.forbes.com/sites/ jaysondemers/2013/09/24/the-top-7-social-media-marketing-trends-that-will-dominate-2014/.

Мухаметзянова Римма Равилевна - старший преподаватель кафедры массовых коммуникаций Набережночелнинского института (филиала) Казанского (Приволжского) федерального университета.

pr3005@mail.ru

Moukhametzianova R. R., teacher of Branch of Kazan Federal University in Naberezhnye Chelny, Russia, Naberezhnye Chelny. rimma.ravilevna@gmail.com

visual aids of promotion in regional mass media

on social media

Editorial offices of media outlets create official accounts on social networks, trying to attract younger audiences and build loyalty to the publication. However, most of the media operates on the principle of duplication of information from the official website on social media. However, most of the media operates on the principle of duplication of information from the official site of publication, not paying enough attention to visual aids. In this paper we will analyze the results of the study of non-verbal language in journalism, and then present the current classification of visual aids used in social media. The empirical basis are the groups of newspapers, TV and radio stations that are included in the top 20 publications of Tatarstan. The author provides the most typical and original examples of visual aids, engaging in social media. By the end of the presentation the following types of photos and video materials for social media will be defind: the original photo, graphic internet memes, comics adapted images, infographics, maps, videos, microvideo, amateur video.

Keywords: the media; social networks; visual component; the perception of information on social media; editorial work in the new environment.

References

1. "V epokhu vizual'nykh dannykh glavnym navykom ostaetsya umenie iskat' syuzhet" (2013) [=In the era of visual data, the main skill is the ability to search for the story], in: Digit [=Network literature],available at: http://www.digit.ru/business/20131029/407369911.html, accessed 19.01.2015 (in Russ.).

2. Gradyushko, A. A. (2012) "Sotsial'nye media kak instrument sovremennoy Internet-zhurnalistiki"[=Social media is instrument of modern mass media], in: Vestnik BGU, Volume 4, Issue 2, August, pp. 69-73 (in Russ.).

3. Gurevich, S. M. (2002) Nomer gazety. [=Issue of the newspaper], Moscow, p. 157 (in Russ.).

4. "Kakomu kontentu v sotssetyakh byt' ili ne byt'?" (2013) [=Some content in social networks to be, and what not to be?], in:Adindex.ru [=Network literature], availableat:http://www.adindex.ru/ publication/analitics/100380/2013/11/26/104637.phtml, accessed 18.01.2015 (in Russ.).

5. Miroshnichenko, A. (2013) "Budushchee infografiki: navedenie emotsiy, teplye bably, absolyutnyy kayf" [=Future Infographic: guidance emotions, warm loot absolute thrill],in: Slon.ru [=Network

literature],available at:http://www.slon.ru/calendar/event/1092196/, accessed 26.12.2014 (in Russ.).

6. Miroshnichenko, A. (2014) "Vo chto vovlekayut cheloveka novye media?" [=In that involve human new media?],in: Slon.ru[=Network literature], available at: http://www.slon.ru/calendar/ event/1092196/, accessed 25.02.2014 (in Russ.).

7. Kisilev, A. P. (1988) Oformlenie periodicheskikh izdaniy [=Makingperiodicals], Moscow, p.88. (in Russ.).

8. Sukhacheva, A. (2014) "Kurs-dzen": novyy vizual'nyy format podachi informatsii" [="The course of Zen": a new visual format of presenting information], in: New reporter [=Network literature],available at:http://www.newreporter.org/2014/12/19/kurs-dzen-novyj-vizualnyj-format-podachi-informacii/#sthash.HacH71UL.dpuf., accessed 23.12.2014 (in Russ.).

9. "Tatarstan: reyting SMI za II kvartal 2014" (2014) [=Tatarstan: Media rating for the II quarter 2014], in: Information and analytical system Medialogia [=Network literature],available at:http://www. mlg.ru/ratings/regional_media/3163/33/2014/2/, accessed 20.11.2014 (in Russ.).

10. Shevchenko, V. E. (2014) "Vizual'nyy kontent kak tendentsiya sovremennoy zhurnalistiki" [=Visual content as the tendency of modern journalism], in: Electronic journal Mediascope [=Network literature], available at: http://www.mediascope.ru/node/1654,accessed 25.11.2014 (in Russ.).

11. Shcherbatykh, K. I. (2013) "Rol' neverbal'nogo yazyka v privlechenii vnimaniya massovoy auditoria (k postanovke problemy)" [=The role of non-verbal language to draw attention to a mass audience (to the problem)], in S.-Peterb. gos. un-t, Saint Petersburg, pp. 160-164 (in Russ.).

12. "Instagram obognal Twitter po kolichestvu pol'zovateley" (2014) [=Instagram overtaken by the number of Twitter users], in: Kommersant.ru [=Network literature],available at: http://www. kommersant.ru/doc/2631294, accessed 13.12.2014 (in Russ.).

13. Demers, D. (2014) "The Top 7 Social Media Marketing Trends That Will Dominate" [=The Top 7 Social Media Marketing Trends That Will Dominate], in: Forbes[=Network literature], available at: http://www.forbes.com/sites/jaysondemers/2013/09/24/the-top-7-social-media-marketing-trends-that-will-dominate-2014,accessed 20.12.2014.

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 157-162.

УДК 070.1, ББК 76.0

Т. А. Парамонова

текст и иконический компонент в современных массмедиа

В условиях стремительного развития техносферы и появления новых информационных феноменов современный журналистский текст предстает как синкретическое целое вместе с его визуальным графическим оформлением. Интермедиальность, имеющая место в бумажных СМИ, актуализируется в современных массмедиа. В статье анализируется соотношение «текста» и ико-нического компонента, варианты их взаимодействия в массмедиа как отражение принципа ре-портажного письма посредством вербального и визуального кодов.

Ключевые слова: журналистский текст; интермедиальность; иконический компонент; изображение; массмедиа; репортажное письмо; социальные сети; печатные СМИ.

Система массмедиа наряду с классическими средствами массовой информации включает инновационные медиа, появление которых связано с развитием технологий и особого коммуникационного пространства сети Интернет. Современные массмедиа развиваются

в условиях конвергенции и глобализации, что обуславливает процессы диффузии разных типов информации и делает возможным кросс-культурные связи. Во многом это обуславливается и появлением новых каналов информации, которые также оказывают влияние на форми-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.