Научная статья на тему 'Визуальная история как архитектура имиджа политика в социальных сетях(на примере Instagram Ксении Собчак)'

Визуальная история как архитектура имиджа политика в социальных сетях(на примере Instagram Ксении Собчак) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1256
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИМИДЖ / ВИЗУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТЕНТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Киуру Константин Валерьевич

В статье проводится анализ визуальной истории кандидата в Президенты России К. А. Собчак, представленной в ее аккаунте в социальной сети Instagram. Рассматривается Insta как жанр текста в новых медиа на протяжении всей электоральной кампании кандидата. Выявляется репрезентация дискурса оппозиционности действующей власти и концепт «против всех» на вербальном и визуальном уровнях организации контента в данной социальной сети. Проводится сопоставление электоральной кампании К. А. Собчак с кампаниями кандидатов на пост Президента Франции, как экспликации тенденций современного политического консалтинга. Драматургия электоральной кампании К. А. Собчак анализируется с позиции нарративной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Визуальная история как архитектура имиджа политика в социальных сетях(на примере Instagram Ксении Собчак)»

УДК 316.472.4

К. В. Киуру

Челябинский государственный университет, Челябинск

ВИЗУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ КАК АРХИТЕКТУРА ИМИДЖА ПОЛИТИКА

В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ (НА ПРИМЕРЕ INSTAGRAMКСЕНИИ СОБЧАК)

В статье проводится анализ визуальной истории кандидата в Президенты России К. А. Собчак, представленной в ее аккаунте в социальной сети Instagram. Рассматривается Insta как жанр текста в новых медиа на протяжении всей электоральной кампании кандидата. Выявляется репрезентация дискурса оппозиционности действующей власти и концепт «против всех» на вербальном и визуальном уровнях организации контента в данной социальной сети. Проводится сопоставление электоральной кампании К. А. Собчак с кампаниями кандидатов на пост Президента Франции, как экспликации тенденций современного политического консалтинга. Драматургия электоральной кампании К. А. Собчак анализируется с позиции нарративной коммуникации.

Ключевые слова: электоральная коммуникация, политический имидж, визуальная история, социальная сеть, визуальный контент.

Электоральная кампания 2018 года возвратила интерес российского избирателя к участию в выборах. Предыдущие избирательные кампании показали определенную деполитизацию электората. В электоральную кампанию 2018 года вернулась логика выборов - борьба за голоса избирателей, в особенности колеблющихся.

Как показали выборы, восприятие кандидатов в большей степени связано с их имиджем, чем с партийной принадлежностью. В силу этого строится архитектура их имиджа. Все параметры имиджа выстраиваются вокруг одной композиционной основы - создания истории кандидата. Как пишет Жак Сегела, «Люди голосуют за спектакль, а не за обыденность. Каждые выборы заключают в себе определенную драматургию» [10. С. 232].

В современной информационной среде главную роль в построении истории кандидата играют социальные сети. Они действуют по нарративной модели, особенно в электоральный период. Эта тенденция описана Т. Ю. Лебедевой применительно к выборам во Франции еще в 2007 году. Как указывает этот исследователь, «феномен избыточного присутствия СМИ привел к тому, что они перестали больше быть ориентиром в выборе электората. <...> В принципе, это закономерный процесс в обществе демократии, еще больше усиливающийся из-за присутствия Интернета» [8. С. 21].

Вопросам изучения визуальной составляющей политического имиджа посвящены многие работы, в том числе исследования А. В. Алексеевой [1], А. Д. Белкова [2], Д. М. Дурнина [3], А. А. Семеновой [9].

Цель нашего исследования - на примере публикаций кандидата в Президенты Российской Федерации Ксении Анатольевны Собчак в социальной сети Instagram проанализировать драматургию визуальной истории, репрезентирующей имидж кандидата.

Для этого нам нужно определить ключевые понятия нашего исследования: имидж политика, Insta как жанр.

Начнем с понятия «имидж политика». Ключевой характеристикой политического имиджа является его субститураность, новые средства коммуникации еще в большей степени делают имидж политика субституарным [5. С. 99]. Рассмотрим эту характеристику. Массовая аудитория узнает о политике из материалов масс-медиа. Лишь очень незначительная часть (от общей численности) населения приходит на личные встречи с политиками, а даже если и приходит, это бывает сравнительно редко и происходит на фоне очень мощного ежедневного потока информации, поступающего от масс-медиа. Таким образом, политик взаимодействует с массами не напрямую, а опосредованно.

Результатом такого взаимодействия является некоторое представление о политике, возникающее у членов различных групп населения, и некоторое отношение этих групп к политику. Имидж политика в первом приближении можно описать как некоторое представление и отношение больших социальных групп к конкретному человеку.

Таким образом, можно отметить несколько существенных характеристик имиджа:

1) имидж - это психический феномен, который можно описать как некоторое представление и отношение одного человека к другому;

2) имидж - социальный феномен, это не просто взаимодействие одного индивида с другим, это взаимодействие индивида (политика) и группы (населения).

3) политик с помощью масс-медиа взаимодействует не с одной группой населения, а одновременно с несколькими разными группами, отличающимися друг то друга уровнем образования, дохода, профессиями, интересами, условиями жизни и т. д. В соответствии с этим, у разных групп на основе одной и той же информации возникает разное представление о политике и отношение к нему, то есть разный имидж.

Поскольку взаимодействие политика и населения опосредовано масс-медиа, население вырабатывает свои представления и отношения на основании некоторых материалов о политике, а не личных впечатлений о нем самом. Таким образом, между политиком и населением возникает «нечто», отличное от самого политика и его заменяющее, то есть субститьютер.

Имидж политика - это определенная конструкция (то есть то, что можно целенаправленно строить), создаваемая с помощью медиа у больших групп людей, имеющая характер представлений и отношений этих групп к политику [4. С. 15].

Далее обратимся к понятию Insta как нового жанра текстов массовой коммуникации. В своих предыдущих работах мы обосновали существование этого жанра [6]. Мы установили, что при перенесении системы жанрообразующих признаков на контент Instagram мы можем рассматривать Insta как жанр медиатекста в группе новостных жанров, жанров рациональной публицистики и жанров эмоциональной публицистики. Новостным жанром Insta является, поскольку фиксирует событие (предмет), в изображении и в текстовом описании отвечает на вопросы, объективизирующие событие (метод), рассказывают о событии, представляя его подробности (функция). Жанром рациональной публицистики Insta будет являться в том случае, если он содержит в себе инфографику. Тем самым он указывают на связь события с другими событиями, на его причины и возможные последствия (предмет), осуществляет анализ события или явления (метод), вписывает известное событие в контекст (функция). В качестве жанра эмоциональной публицистики Insta выступает в связи с тем, что он может содержать изображение человека (предмет), это изображение может фиксировать какой-либо эмоционально окрашенный момент жизни человека (метод), вызывать эмоциональную реакцию пользователя социальной сети (функция) [6. С. 40].

Электоральную кампанию мы рассматриваем как сверхтекст, под которым, вслед за Н.А. Купиной, понимаем «совокупность высказываний, текстов, ограниченную темпорально и локально, объединенную содержательно и ситуативно, характеризующуюся цельной модальной установкой, достаточно определенными позициями адресанта и адресата, с особыми критериями нормального / анормального» [7. С. 215].

Сверхтекст - это целостное образование. Поскольку целостность - прежде всего понятие содержательное, выделяются две основных разновидности сверхтекстовых целостностей: тематическая (единство тематики обусловлено цельным затекстовым денотатом) и модальная. Разумеется, возможны и промежуточные разновидности.

Сверхтексты делятся на закрытые и открытые. Закрытый сверхтекст отличается обязательной законченностью (завершенностью), маркированностью конца; открытый - незаконченностью (незавершенностью). Деление осуществляется на базе категории законченности.

Сверхтексты различаются по характеру коммуникативной рамки. Имея в виду категорию адресанта, можно говорить об авторском (цельность которого определяется замыслом конкретного автора) и неавторском (характеризующемся наличием обобщенной анонимной авторской позицией) сверхтексте.

В нашем понимании электоральной кампании как сверхтекста ведущим признаком является содержательное единство (цельный затекстовый денотат - кандидат,). Очевидно, сверхтексту свойственна темпоральная, но никак не локальная ограниченность, хотя и темпоральные рамки

тоже определяются достаточно условно (разрешенная агитация в СМИ в избирательной кампании имеет определенные сроки, тем не менее появление материалов, не являющихся прямой агитацией, но формирующих позитивное общественное мнение о политическом лидере, возможно задолго до старта избирательной кампании). Кроме того, вряд ли можно говорить о единстве модальной установки и определенности позиции адресанта и адресата, поскольку в коммуникативную орбиту политического события вовлекаются коммуниканты, представляющие разнообразные, в том числе и противоположные, позиции.

Таким образом, электоральная кампания является сверхтекстом, так как представляет собой совокупность высказываний (политических текстов), ограниченную темпорально, объединенную содержательно и ситуативно.

С этой позиции Insta, опубликованные в личном аккаунте К. А. Собчак в Instagram, мы можем рассматривать как визуальные тексты, организующие архитектуру имиджа кандидата в Президенты РФ.

Мы проанализируем Insta в аккаунте К. А. Собчак с 17 февраля 2018 года (начало разрешенной агитации) по 18 марта 2018 года (день голосования).

17 февраля К. А. Собчак размещает в своем аккаунте ролик, призывающий идти на выборы и высмеивающий некоторые положения ее программы как кандидата в Президенты РФ, и свой комментарий к нему. Таким образом, намечается завязка визуальной истории как экспликация несогласия К. А. Собчак с действующей властью.

18 февраля публикуется Insta о праздновании Масленицы и прощенного воскресения в деревне Захарово. Ключевой месседж - действующая власть не умеет просить прощения у народа. Это подкрепляет предыдущий месседж.

19 февраля в аккаунте К. А. Собчак появляются соболезнования в связи с трагедией в Дагестане и призыв быть терпимыми друг к другу и нетерпимыми к насилию.

В этот же день опубликован пост о годовщине смерти Анатолия Александровича Собчака, а пост от 20 февраля рассказывает о вечере его памяти и презентации сайта democracymuseum. ru. Фигура А. А. Собчака стала символом становления демократии в России, что вписывается в контекст критики современного состояния демократии в России. Также в этот день сообщается о проведении пресс-конференции К. А. Собчак в ТАСС, где она рассказала о ходе своей предвыборной кампании.

21 февраля пост посвящен выпуску агитационной продукции, в частности, браслетов с хэште-гом #япротив. Это начало развития визуальной истории противостояния власти. Также в этот день опубликован пост с фотографией из здания Мосгорсуда, где слушался вопрос об изменении меры пресечения Алексею Малобродскому. В комментарии говорится о несправедливости судебной системы и высказывается несогласие с предложением кандидата Грудинина о введении смертной казни. Особо следует отметить, что на этой и многих последующих фотографиях рядом с Ксенией Анатольевной запечатлен ее муж, что говорит о его поддержке всех ее действий и высказываний.

В этот же день опубликована фотография Максима Виторгана с сыном как визуализация образа семьи и комментарий к высказыванию министра здравоохранения Чувашии с критикой его поучительных наставлений, имеющих характер сексизма и шовинизма. Развитие истории несогласия с властью продолжается: «Государство служит народу. Народ говорит государству, что ему делать. Государство молча выполняет. Именно так, а не наоборот».

Публикация от 22 февраля посвящена выходу нового фильма «Квартета И». Автор поста высказывает свое мнение о дружбе как одной из ключевых человеческих ценностей: «Дружба - это все чаще совпадение графиков и статусов. Увы, все чаще это так:(». Политических идей не высказывается, но позитивно характеризует кандидата как человека, для которого дружба важна. В следующем посте от этого числа К. А. Собчак благодарит мэрию Москвы за положительное решение об установлении мемориальной доски в честь Бориса Немцова. Главный месседж - преодоление сопротивления власти и увековечивание символа протеста.

Пост от 23 февраля приглашает на встречу избирателей с К. А. Собчак в Мурманске и Северо-морске. Публикация от 24 февраля развивает эту тему.

25 февраля появляется пост с призывом прийти на марш памяти Бориса Немцова. Insta содержит его фотографию и ключевой посыл: «в нашей стране по-прежнему убивают за политические взгляды <... > мы не боимся, и будем отстаивать наши взгляды».

Пост от 26 февраля посвящен рассмотрению Верховным судом апелляции по жалобе К. А. Собчак на участие В. В. Путиным в выборах Президента. Конфликт кандидата и действующей власти подходит к кульминации.

Публикация от 27 февраля посвящена подготовке к участию в дебатах по экономическим вопросам. На фото К. А. Собчак и Е. Г. Ясин - российский экономист, государственный и общественный деятель, министр экономики Российской Федерации с 1994 по 1997 год. Пост этого дня фиксирует еще одно событие - возложение цветов на Замоскворецком мосту, месте убийства Б. Немцова в годовщину его смерти.

28 февраля появляется пост о дебатах на Первом канале. В публикации приводится мнение одного из экспертов, в том числе и о внешнем виде К. А. Собчак: «Кстати, что у ней за униформа? Перешитый Гитлерюгенд?». На что она отвечает: «Это моднейший костюм от @kalmanovich_ studio, привыкли к колхозникам и костюмам а-ля-Матвиенко, буду приучать вас к моде в политике и моде на политику!!!».

Здесь мы выходим еще на один европейский тренд, описанный Т. Ю. Лебедевой на примере выборов во Франции в 2007 году: «детализация образа за счет новых параметров, в том числе и через близкие кандидатам марки, которые несут ценностные коннотации... <...> Но при этом все эти параметры строятся вокруг одной композиционной основы - создания "истории кандидата"» [8. С. 20].

Еще один пост от 28 февраля посвящен дебатам на канале «Россия-1». Insta представляет собой видео о конфликтной ситуации К. А. Собчак и В. В. Жириновского и комментарий автора поста: «Прошло четверть века, а ничего нового, кроме клоуна и хама, - правда, сильно постаревшего - с нами не произошло». Ключевой месседж избирательной кампании - «Против всех» -актуализируется на фоне старейшего участника выборов Президента РФ.

Пост от 1 марта посвящен дебатам на Первом канале, где К. А. Собчак подверглась оскорблениям со стороны ведущего. Insta представляет собой фотографию кандидата в очень женственном образе и комментарий: «Женщины - не слабый пол, и разной степени хамское поведение и невмешательство остальных кандидатов я перенесу. В том числе, благодаря вашей поддержке, на улицах, в телефоне, в соцсетях».

Пост от 2 марта содержит оценку К. А. Собчак организации дебатов на федеральных каналах. На Insta мы видим очень напряженное фото кандидата с В. Соловьевым и комментарий: «Они делают все для того, чтобы протестный электорат остался дома на диване. Я - Против! Будем требовать от ЦИКа перераспределения нашего законного государственного времени!». Концепт протеста вновь ярко звучит.

В этот же день появляется пост с фотографией реки Фонтанки с надписью на снегу «За Собчак» и комментарий кандидата: «Спасибо, мой любимый город!!!».

Еще один пост в этот день, посвященный посланию Президента Федеральному собранию. К. А. Собчак на темном фоне с очень озабоченным лицом и комментарий: «В общем, аплодировали все тому, что мы готовы к мировому противостоянию и войне. Сотни людей в зале, от которых зависит наша ежедневная жизнь, которые принимают законы в нашей стране - сидели и аплодировали наращиванию военной мощи России. И голосовать, видимо, нам предлагают за войну!». Этот пост объясняет появление в дальнейшем на кандидате толстовки с надписью «Нет войне!».

Эта тема находит продолжение в Insta от 3 марта. Встреча с избирателями в Самаре: фото полного зала и комментарий: «Вместе - победим!!! Скажем НЕТ войне!».

4 марта Insta посвящен пребыванию кандидата в Тольятти: «Познакомилась с Тольяттинской командой женщин-гонщиц. Тольятти - рулит, а с жуткой экологической ситуацией здесь будем продолжать бороться!». Комментарий сопровождается фото кандидата в гоночной форме и называется «Предвыборная гонка». Коннотации все прочитываются.

Первый пост от 5 марта посвящен двум событиям: дню рождения М. С. Горбачева (на фото М. С. Горбачев и К. А. Собчак в белом платье - символ дистанцирования от темных тонов политического бомонда, представленного мужчинами) и нападению на К. А. Собчак Алана Дзуцева. Еще один пост этого дня: Ксения Анатольевна отвечает Сергею Семеновичу Собянину на извинения по случаю нападения: «Должна признать, что такой поступок вызывает у меня глубокое уважение. Вообще для российских властей совершенно нетипично признавать свою вину за те

безобразия, которые происходят в стране. Обычно они бывают во всем правы, а мы виноваты. <...> Видимо, даже некоторые высшие чиновники страны начали осознавать, что беззаконная и хулиганская травля деятелей оппозиции - нечто ненормальное, несовместимое со статусом цивилизованной страны».

Следующий пост этого дня о посещении музея ГУЛАГА. Вновь белое платье (коннотацию которого мы уже отметили) и комментарий: «65 лет назад умер Сталин. Жалеть можно только о том, что за свои злодейства он не предстал перед земным судом».

Месседж «Против всех» актуализируется в посте от 6 марта, посвященном дебатам. На Insta мы видим кандидата в толстовке с надписью «Нет войне!» и комментарий: «больше всего меня, конечно, поражает тот казенный язык, которым говорят мои оппоненты. Вроде есть вполне молодые, а разговаривают все как-будто мы в 1976 году на партсобрании:(».

Пост от 6 марта посвящен проекту по работе с наблюдателями на выборах. Ключевой месседж: «Не дайте украсть ваши голоса!!!».

7 марта К. А. Собчак публикует пост об отказе преследования Алана Дзуцева: «Главная вина лежит не на нем, а на тех, кто создал в России атмосферу ненависти, произвола, нетерпимости. Кто считает ,что оскорблять женщину можно и нужно затыкать ей рот. Но мы в силах это остановить».

Праздник 8 марта в истории противостояния был репрезентирован следующим образом: «Дорогие подруги! Я поздравляю вас с международным днем женской независимости и равноправия - 8 марта. В этот день я никому из вас не желаю всегда быть милыми, день ото дня расцветать и что-нибудь собой украшать - и сама не хочу слышать этих снисходительных сексист-ских глупостей». Далее эта тема представлена в Insta, содержащим фото К. А. Собчак на фоне Государственной думы с плакатом «Депутаты! Мы вас не хотим!» и комментарием: «Я только что вернулась от Государственной думы, где сразу по возвращению из Иркутска, участвовала в пикете против сексуальных домогательств, за отставку депутата Слуцкого, против действий руководства Госдумы, покрывающего этого пожилого развратника. Очень символично, что скандал разгорелся именно к празднику 8 марта, посвященному борьбе женщин за свои права».

Концепт «против всех» мы видим в посте от 9 марта: «Ипомните: ни одного голоса сталинистам - Грудинину и Сурайкину!!!».

Также в этот день опубликован пост, приглашающий сторонников К. А. Собчак на встречу с кандидатом: «Наша предвыборная кампания подходит к концу - самая честная, смелая и яркая. Но ее не было бы без вас, наших сторонников. Мы зовем всех, кто был с нами все это время, на большую встречу сторонников в Москве - 15 марта в Adrenaline Stadium».

10 марта пост сообщает о митинге с участием кандидата. На Insta мы видим К. А. Собчак, обращающуюся к участникам митинга и комментарий: «Сегодня мы собрали митинг в #Ядрово прямо у ворот полигона с главным требованием-ЗАКРЫТЬ полигон, который травит весь Волоколамск!».

Конфликт с властями на митинге получил развитие в посте от 11 марта: «Люди задыхаются -а властям плевать!».

Следующий пост от 11 марта посвящен письму кандидата в Государственную миграционную службу Украины. Вновь мы видим несогласие в политикой действующей власти: «Беззаконная аннексия Крыма 17 марта 2014 года - одна из острейших проблем России, и моя гражданская обязанность - сделать все, чтобы приблизить решение этой проблемы». Показательна фотография - на К. А. Собчак футболка с надписью «Нет войне».

В следующем Insta от этого же числа мы видим результаты предварительного опроса избирателей. Комментарий: «Благодаря этому 10 % по стране, а в крупных городах до 30 % граждан, разделяющих либеральные ценности, должны выбирать между коммунистами-сталинистами и клоунами, либо просто не ходить на выборы». Протестные настроения все более эксплицированы.

12 марта речь вновь идет о дебатах: «Самый близкий к реальным дебатам формат - на ТВЦ -очень советую посмотреть сегодняшний выпуск».

13 марта: «Только что закончилась моя встреча с губернатором Московской области Андреем Воробьевым. Главное требование с которым я пришла - закрыть полигон Ядрово и срочно начать переход на новые технологии мусоропереработки».

14 марта встреча с журналистами «Новой Газеты»: «Смелые, храбрые, отчаянные люди. Самые идейные журналисты России. Для меня они всегда были примером. Ужасно приятно было именно от многих из них услышать слова одобрения и поддержки!». Дискурс оппозиционности подкреплен комплицитностью с журналистами газеты - символом оппозиционности.

15 марта: «Однако сегодня я убедилась: наши усилия оценили не только избиратели, но и власти. Отреагировав на это по-своему, как они только и умеют: ложью и травлей». Комментарий к дебатам на Первом канале: «Скажу лишь, что в телешоу «Дом-2», которое мне тут часто припоминали, мне ни разу не пришлось разнимать орущих и плюющихся мужчин».

16 марта: «За молодость! За смелость! #ПартияПеремен. Сегодня я абсолютно счастлива. Мы объявляем новую политическую партию».

17 марта: «Итак, финиш близко. Остались часы до голосования. Мы у вершины».

18 марта: «Проголосовала!!!! И помните - все, кого привозят автобусами -за своего кандидата уже проголосовали, и каждый ваш голос не отданный оппозиции поднимает результат главного кандидата и опускает наш общий, оппозиционный».

Мы проанализировали контент Instagram К. А. Собчак за период разрешенной агитации и можем сделать вывод о том, что на протяжении всего этого периода четко была реализована как на вербальном, так и на визуальном уровне ключевая идея имиджа оппозиционного действующей власти кандидата. На вербальном уровне об этом говорит постоянная апелляция к призыву голосовать против всех, критика действующей власти. Визуальный уровень оппозиционности представлен габитарным имиджем как идеей дистанцирования от всех кандидатов, представляющих иные политические силы.

Список литературы

1. Алексеева, А. В. О визуальном измерении имиджа политика [Текст] / А. В. Алексеева // Известия ТРТУ. - 2006. - № 9-2 (64). - С. 116-117.

2. Белков, А. Д. PR-технологии формирования и продвижения имиджа политического лидера [Текст] / А. Д. Белков // Научные труды Северо-Западного института управления. - 2014. -Т. 5. - № 1 (13). - С. 185-190.

3. Дурдин, Д. М. «Образ» политического лидера и возможности его изменения [Текст] / Д. М. Дурдин // Полис. Политические исследования. - 2000. - № 2. - С. 133-151.

4. Киуру, К. В. Имиджевый медиатекст в политической коммуникации: дискурсный анализ: автореф. дис. ... докт. филол. наук [Текст] / К. В. Киуру. - СПб., 2008. - 42 с.

5. Киуру, К. В. Анализ имиджевого медиатекста в процессе профессиональной подготовки бакалавров рекламы и связей с общественностью [Текст] / К. В. Киуру. - Челябинск: Уральская академия, 2014. - 260 с.

6. Киуру, К. В. Digital-жанры современного медиатекста: Pin, Insta, Twit [Текст] / К. В. Киуру // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2016. - № 1. - С. 39-42.

7. Купина, Н. А. Сверхтекст и его разновидности [Текст] / Н. А. Купина, Г. В. Битенская // Человек - текст - культура. - Екатеринбург: Инс-т развития регионального образования, 1994. -С.214-233.

8. Лебедева, Т. Ю. Выборы как искусство моделирования: Франция 2007 [Текст] / Т. Ю. Лебедева. - М.: Изд-во МГУ, Париж: L'Harmattan, 2007. - 120 с.

9. Семенова, А. А. Некоторые аспекты визуального имиджа политика (дискурсивная интерпретация фотографического снимка) [Текст] / А. А. Семенова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2011. - № 38. - С. 89-91.

10. Seguela, J. La prise de l'Elysee [Текст] / J. Seguela, T. Saussez. - Paris: Pilon, 2007.

VISUAL HISTORY AS ARCHITECTURE IMAGE POLICY IN SOCIAL NETWORKS (INSTAGRAM KSENIA SOBCHAK AS AN EXAMPLE)

Kiuru K. V., Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, kkiuru@mail.ru

The article analyzes the visual history of the candidate for President of Russia KA. Sobchak, represented in her account in the social network Instagram. Insta is considered as a genre of text in new media throughout the electoral campaign of the candidate. The representation of the discourse of opposition to the current government and the concept of "against all" on verbal and visual levels of the organization of content in a given social network are revealed. K.A Sobchak is with campaigns of candidates for the post ofPresident of France, as an explication of the trends of modern political consulting. Dramaturgy of the electoral campaign of K.A. Sobchak is analyzed from the position of narrative communication.

The author analyzed the content ofInstagram K.A. Sobchak for the period ofpermitted agitation, and we can conclude that throughout this period, the key idea of the image of the oppositional acting government of the candidate was clearly realized both verbally and visually. At the verbal level, this is evidenced by a constant appeal to the call to vote against all, the criticism of the current government. The visual level of opposition is represented by a gabitic image as an idea of distance from all candidates representing other political forces.

Keywords: electoral communication, political image, visual history, social network, visual content.

References

1. Alekseeva, A. V. (2006) O vizual'nom izmerenii imidzha politika [=On the Visual Dimension of the Policy Image], in: Izvestija TRTU [=Proceedings of TRSTU], No. 9-2 (64), pp. 116-117. (In Russ.).

2. Belkov, A. D. (2014) PR-tehnologii formirovanija i prodvizhenija imidzha politicheskogo lidera [=PR-technologies of formation and promotion of the image of a political leader], in: Nauchnye trudy Severo-Zapadnogo instituta upravlenija [=Scientific works of the North-Western Institute of Management], No. 1 (13), pp. 185-190. (In Russ.).

3. Durdin, D. M. (2000) Obraz politicheskogo lidera i vozmozhnosti ego izmenenija [=Image of a political leader and the possibility of changing it], in: Polis. Politicheskie issledovanija [=Polis. Political studies], No. 2, pp. 133-151. (In Russ.).

4. Kiuru, K.V. (2008) Imidzhevyj mediatekst v politicheskoj kommunikacii: diskursnyj analiz [=Image media text in political communication: discourse analysis], SPb., 42 p. (In Russ.).

5. Kiuru, K. V. (2014) Analizimidzhevogo mediatekstavprocesseprofessional'nojpodgotovki bakalavrov reklamy i svjazej s obshhestvennostju [=Analysis of image media text in the process of professional training of bachelors of advertising and public relations], Cheljabinsk, Ural'skaja akademija, 260 p. (In Russ.).

6. Kiuru, K. V. (2016) Digital-zhanry sovremennogo mediateksta: Pin, Insta, Twit [=Digital genres of modern media text: Pin, Insta, Twit], in: Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija [=Sign: the problem field of media education], No. 1, pp. 39-42. (In Russ.).

7. Kupina, N. A. (1994) Sverhtekst i ego raznovidnosti [=Supertext and its varieties], in: Chelovek-tekst - kul'tura [=Man - Text - Culture], Ekaterinburg, pp. 214-233. (In Russ.).

8. Lebedeva, T. Ju. (2007) Vybory kak iskusstvo modelirovanija: Francija 2007 [=Elections as the art of modeling: France 2007]. Moscow, Paris, L'Harmattan, 120 p. (In Russ.).

9. Semenova, A. A. (2011) Nekotorye aspekty vizual'nogo imidzha politika (diskursivnaja interpretacija fotograficheskogo snimka) [=Some aspects of the visual image of the policy (discursive interpretation of a photographic snapshot)], in: Sborniki konferencij NIC Sociosfera [=Proceedings of the SIC Sotsiosfera], No. 38, pp. 89-91. (In Russ.).

10. Seguela, J. and Saussez, T. (2007) La prise de l'Elysee [=Taking the Elysee], Paris, Pilon, 247 p. (In French).

Киуру Константин Валерьевич - доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры журналистики и массовых коммуникаций, Челябинский государственный университет, Челябинск.

kkiuru@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.