Научная статья на тему 'Селфи как имиджевый медиатекст в условиях тотальной визуальности цифрового пространства'

Селфи как имиджевый медиатекст в условиях тотальной визуальности цифрового пространства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
664
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛФИ / ИМИДЖ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / МЕДИАТЕКСТ / МЕДИАВИЗУАЛИСТИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Киуру Константин Валерьевич

В статье рассматривается новый тип визуального медиатекстаселфи. Данный тип текста одновременно является технологией создания визуального имиджа в современной цифровой среде в условиях тотальной визуальности. Имиджевое селфи выступает инструментом создания социальной заметности. Выделяются такие особенности имиджа, как субституарность и публичность. Вводится понятие имиджа в цифровой среде как конструируемого образа, возникающего благодаря опосредованности взаимодействия прототипа имиджа и его аудитории (подписчиков, френдов), направленного на его позиционирование и обеспечение устойчивого присутствия в цифровом информационном пространстве. Выделяются визуальные сигналы имиджа: личная история, роль, фактура, костюм, антураж. Приводится типология селфи, устанавливается корреляция между селфи и культовыми имиджами, имеющими ценностную составляющую и функционирующими в современной массовой культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Селфи как имиджевый медиатекст в условиях тотальной визуальности цифрового пространства»

УДК 316.472.4

К. В. Киуру

Челябинский государственный университет, Челябинск

СЕЛФИ КАК ИМИДЖЕВЫЙ МЕДИАТЕКСТВ УСЛОВИЯХ ТОТАЛЬНОЙ ВИЗУАЛЬНОСТИЦИФРОВОГО ПРОСТРАНСТВА

В статье рассматривается новый тип визуального медиатекста - селфи. Данный тип текста одновременно является технологией создания визуального имиджа в современной цифровой среде в условиях тотальной визуальности. Имиджевое селфи выступает инструментом создания социальной заметности. Выделяются такие особенности имиджа, как субституарность и публичность. Вводится понятие имиджа в цифровой среде как конструируемого образа, возникающего благодаря опосредованности взаимодействия прототипа имиджа и его аудитории (подписчиков, френдов), направленного на его позиционирование и обеспечение устойчивого присутствия в цифровом информационном пространстве. Выделяются визуальные сигналы имиджа: личная история, роль, фактура, костюм, антураж. Приводится типология селфи, устанавливается корреляция между селфи и культовыми имиджами, имеющими ценностную составляющую и функционирующими в современной массовой культуре.

Ключевые слова: селфи, имидж, цифровая среда, медиатекст, медиавизуалистика.

Проблема возрастания роли визуальности в современном обществе начала осмысливаться исследователями во второй половине XX века. Визуальный поворот (Visual Turn) является актуальным трендом современной науки, который проявляется в возрастании роли образности в повседневной жизни человека и в обострении теоретического интереса к визуальной составляющей социальной реальности. Современные исследования визуального опираются на труды на стыке философского и гуманитарного знания: У. Митчелл [9], Г. Бем [7], Н. Мирзоефф [8], К. Мокси [10]. В дигитализированной медиасреде визуальные коды и репрезентативные системы медиа выходят на первый план. Р. Барт в одной из своих последних работ писал: «Кто-то сказал мне в присутствии других посетителей кафе: "Поглядите, какие мы все блеклые. В наши дни изображения выглядят боле живыми, чем люди". Такая инверсия является, вероятно, одной из отличительных черт нашего мира: мы живем по законам обобщенного воображаемого» [1. С. 208]. Аналогичная оценка места визуального в социуме дана Г. Дебором: «общество, базирующееся на современной индустрии, не является зрелищным случайно или поверхностно - в самой своей основе оно является зрительским» [3. С. 23]. Также можно привести тезис С. Зонтаг: «Сегодня все существует, чтобы попасть на фотографию» [4]. Ж. Бодрийар писал: «все должно быть увидено, все должно быть видимым и изображение есть часть этой видимости» [2]. П. Штомпка отмечает: «восприятие окружающего мира становится все более опосредованным изображениями. Образы конструируют и формируют наше постижение мира. Визуальная восприимчивость заменяет или дополняет восприимчивость текстовую» [6. С. 7].

Таким образом, постоянно возрастающая роль визуального привела современное общество к ситуации тотальной визуальности. В этих условиях общение между людьми, перенесенное в цифровую среду, происходит с помощью визуальных образов, картинок.

Цель нашей статьи - рассмотреть селфи как тип медиатекста, создающего визуальный имидж в современной цифровой среде.

Сегодня практически каждый обладатель мобильного устройства с различными мобильными приложениями социальных сетей, среди которых лидирует Instagram, является автором селфи.

Селфи (англ. self— сам, себя) - это фотоавтопортрет, суть которого заключается в запечатлении самого себя на фотокамеру.

Материалом нашего исследования послужила социальная сеть Instagram. Это приложение, совмещающее в себе фоторедактор и весьма популярную социальную сеть пользователей.

Instagram как социальная сеть способствует реализации желания человека быть социально заметным. Имиджевое селфи становится инструментом создания социальной заметности.

Здесь нужно обратиться к рассмотрению специфики имиджа. Главная его особенность -субституарность. Имидж, созданный с помощью селфи, заменяет в цифровой среде самого

человека. Подписчики формируют свое представление о прототипе имиджа по тем селфи, которые он транслирует в социальной сети.

Другая, не менее значимая особенность имиджа, - публичность. Со стороны прототипа имидж представляет собой набор внутренних состояний, в которых человек ведет себя и выглядит определенным образом, то есть предъявляет публике определенные выразительные качества. Прототип имиджа предстает перед многочисленной аудиторией, которая не только пристально за ним наблюдает, но оценивает и комментирует все его посты. Это называется публичным состоянием. Публичность предъявляет к прототипу имиджа два важных требования:

- готовность открыться, превратить свою частную жизнь в предмет публичного обсуждения;

- готовность включиться в любую аудиторию и ситуацию.

Субституарность и публичность означают, что изменить имидж можно двумя путями:

- что-то сделать с самим прототипом - изменить его навыки работы на публику;

- изменить субститьютер, то есть, изображение.

Поскольку сам прототип трудно поддается изменениям, то изменять приходится субститьютер.

Итак, имидж в цифровой среде - это конструируемый образ, возникающий благодаря опосредованности взаимодействия прототипа имиджа и его аудитории (подписчиков, френдов и т. д.), направленный на его позиционирование и обеспечение устойчивого присутствия в цифровом информационном пространстве.

Рассмотрим визуальные сигналы персонального имиджа, которые позволяют с помощью селфи создать и транслировать аудитории социальных сетей нужный образ: личная история, фактура внешности, роль, костюм и антураж.

Основной принцип построения имиджа - акцентировка необходимых личных качеств. В имидже должны быть акцентированы элементы личной истории с помощью технологии сторителлинга. Визуальный сторителлинг - это технология подачи информации, необходимой для создания имиджа, через визуализацию истории, рассказов и образов, воздействующих на эмоции и ценностно окрашенных. Как коммуникационная технология, сторителлинг выполняет функцию трансляции ценностного содержания целевым аудиториям и нацелен на создание позитивного восприятия имиджа данной аудиторией.

Одним из визуальных средств выражения образа является фактура как характер телесности человека: физические и эстетические параметры тела - внешний вид человека, пропорции тела, тип лица.

Ролевой компонент персонального имиджа соотносится, прежде всего, с понятием «социальная роль», с ролевой позицией субъекта во взаимодействии с другими людьми на основе уже сложившихся оценок и закрепленных ролей.

Важную функцию в репрезентации персонального имиджа выполняет костюм, который включает в себя одежду, аксессуары, прическу, макияж, ароматы, татуировку, наличие или отсутствие загара и т.п. Костюм является кодом, опосредованно визуализирующим определенные ценности через материальную предметность и выразительные средства (цвет, форму, детали и т. п.).

Еще одним визуальным сигналом персонального имиджа является антураж. Он позволяет выявить характерные особенностей прототипа имиджа через предметный мир, выразить его индивидуальность в окружающем пространстве.

Обратимся к рассмотрению селфи как поликодового текста. Мы будем рассматривать селфи как разновидность такого жанра медиатекста, как Insta. Insta может содержать изображение человека (предмет), это изображение может фиксировать какой-либо эмоционально окрашенный образ в определенный момент жизни человека (метод), вызывать эмоциональную реакцию пользователя социальной сети (функция). В данном случае мы и имеем дело с разновидностью жанра Insta -селфи.

Субъектом, запечатлевшим себя на селфи, выступает индивид как публичная персона, так и как обычный человек. Мы можем говорить о селфи как о базисном и смежном (в терминологии А. Д. Кривоносова) имиджевом тексте. Как базисный имиджевый текст селфи можно определить следующим образом: селфи - имиджевый медиатекст, служащий цели формирования или приращения паблицитного капитала базисного субъекта PR (публичной персоны), распространяемый в социальных сетях. В качестве смежного имиджевого текста селфи мы определяем как медиатекст, распространяемый в социальных сетях, обладающий признаком

паблицитности, но не служащий цели формирования или приращения паблицитного капитала базисного субъекта, поскольку данный индивид не является публичной персоной [5. С. 53].

Важной дискурсивной характеристикой селфи является его поликодовость. Сама природа контента в Instagram заключается в соединении двух негомогенных частей: вербальной (хэштег) и невербальной фотография).

Вербальная часть селфи (хэштег) выполняет следующие функции: включение в общий контекст (тренды), актуализация и выражение экспрессии, самопрезентация и продвижение.

В соответствии с жанровыми признаками селфи можно выделить иллюстративно-информативную и экспрессивную (аттрактивную и эмоционально-оценочную) функции его невербальных компонентов. Можно утверждать, что информативно-иллюстративная функция помогает обеспечить достоверность сообщения и/или уточнить его тематику. В то время как экспрессивные функции обеспечивают привлечение внимания аудитории и передачу эмоциональной оценки содержания.

Попытаемся построить типологию селфи, установив корреляцию между селфи и культовыми имиджами, имеющими ценностную составляющую и функционирующими в современной массовой культуре.

Культовый имидж - это некий собирательный образ, сформировавшийся на основе имиджей многих реальных людей, исторических прототипов, киногероев, литературных и мифических персонажей. Культовый имидж выступает в роли архетипа, который существует в нашем подсознании.

Рассмотрим некоторые распространенные женские культовые имиджи, находящие отражение в селфи.

Первый тип имиджа - роковая женщина (Femme Fatale) (Табл. 1).

Таблица 1

Визуальные сигналы имиджа роковой женщины

Визуальные сигналы имиджа Содержание сигнала

Личная история Женщина, встреча с которой становится роковой. Драма, холод, недоступность, обреченность, одиночество. В прошлом -тайна, трагическая причина. Загадочный взгляд, томная поза, таинственный ракурс, холодная мимика.

Фактура Типаж Греты Гарбо, Марлен Дитрих, Мадонны, Нади Ауэрман, Ренаты Литвиновой.

Роль Магнетизм. Влечет к себе не обещанием легких наслаждений, а интригующей тайной и предчувствием опасности. Приманка для романтически настроенных искателей приключений.

Костюм Прическа. Цвет волос преимущественно светлый, должен придавать образу хрупкость и женственность. Темный тон возможен, но он добавляет образу тайны и мистики. В форме прически возможны ретро мотивы. Макияж. Основной тон - бледный, немного болезненный. Рисунок макияжа - чистый и элегантный. Тонкие брови. Яркие губы, очерченные строгим контуром. Главный акцент в макияже - глаза. Они могут быть выделены дымчатыми тенями, накладными ресницами или черной подводкой. Одежда. Предпочтительны темные тона и строгие силуэтные линии, достаточно женственные, но без явных эротических акцентов. Важны аксессуары и детали: вуаль на лице, шляпа, бросающая тень на глаза, дымящаяся сигарета.

Антураж Дорогой бар, казино, кинофестиваль, концертный зал, театр, вернисаж.

Второй тип имиджа - платиновая блондинка (Platinum Blonde) (Табл. 2).

Визуальные сигналы имиджа платиновой блондинки

Визуальные сигналы имиджа Содержание сигнала

Личная история Легкомыслие и наивность, чувственность, очарование, элегантность и роскошь. Сексапильная, легкомысленная и наивная простушка, нарядившаяся в дорогие туалеты. Раскрепощенная, провокационная, игривая.

Фактура Типаж Джин Харлоу, Мэй Уэст, Мэрилин Монро, Гвен Стефани, Кристины Агилера.

Роль Идеальный подарок для мужчины, простой в функционировании и доступный в обращении.

Костюм Прическа. Цвет волос платиновый, очень светлый и искусственно ровный. Стрижка и укладка - противоречивое сочетание элегантной формы и кокетливо-наивных локонов. Макияж. Декоративность и броскость, но при этом перфектная ухоженность. Главный акцент на губах, их цвет непременно яркий, а форма варьируется от вызывающего чувственного объема до капризного «бантика». На лице возможна мушка. Одежда. Гламурные туалеты с оттенком ретро-роскоши и наивной декоративности. Откровенные сексуальные сигналы: облегающий силуэт, декольте, разрез на юбке. Яркие цвета, блестящие ткани, меха, множество украшений. При всей чрезмерности стиль одежды не переходит грань хорошего вкуса и выглядит дорого.

Антураж Светская вечеринка.

Третий тип имиджа - женщина-вамп (Vamp) (Табл. 3).

Таблица 3

Визуальные сигналы имиджа женщины-вамп

Визуальные сигналы имиджа Содержание сигнала

Личная история Вызов, грубый эротизм, собственная состоятельность и демонстрация власти над мужчинами. Воплощает собой любовь и смерть. Необходимо немного иронии, чтобы образ не стал маскарадным.

Фактура Типаж Веры Холодной, Майлы Нурми, Анжелики Хьюстон («Семейка Адамс»), Кассандры Петерсон («Эльвира, повелительница тьмы»), Натали Портман («Черный лебедь»), Анджелины Джоли («Малефисента»).

Роль Хладнокровно использует мужчин для достижения своих корыстных целей, разрушает их семьи, доводит до гибели, делает это с нескрываемым наслаждением, упиваясь властью над мужчиной.

Костюм Прическа. Цвет волос - черный. Вариации в укладках и текстурах: строгая геометрическая прическа делает образ более холодным и таинственным, волнистая текстура придает хищность, объемная форма с разбросанными прядями - агрессию. Макияж. Мистически бледный тон лица контрастирует с вызывающе яркими губами красного или винного цвета. Важен акцент на глаза: густые тени или черная подводка. Одежда. Линии и формы - сочетание гипертрофированной сексуальности и холодной недоступности. Цвет - преимущественно черный и другие оттенки ночи. Возможны ретромотивы, например, викторианских и декадансных времен. Броские акценты в виде украшений: кровавый рубин, черный агат, лунное серебро.

Антураж Дорогой отель, казино, светский раут.

Четвертый тип имиджа - девушка Бонда (Miss Secret Agent) (Табл. 4).

Визуальные сигналы имиджа девушки Бонда

Визуальные сигналы имиджа Содержание сигнала

Личная история Магнетическая таинственность, опасность, авантюризм, безупречная элегантность, сексуальная раскрепощенность и интеллект.

Фактура Типаж Урсулы Андерс («Доктор Ноу»), Светланы Светличной («Бриллиантовая рука»), Шэрон Стоун («Основной инстинкт»), Евы Грин («Казино Рояль»), Анджелины Джоли («Мистер и миссис Смит», «Турист»).

Роль Сексуальная интрига в сочетании с интеллектом. Современная женщина, которая умна и расчетлива, активна и независима, в то же время стильно одета и чувственна.

Костюм Прическа. Волосы преимущественно светлые и длинные. Формы разнообразны: от распущенных до собранных в сложные укладки. Макияж. Стиль sexy. Глаза акцентированы подводкой или тенями smoky eyes. Форма губ очень чувственная, цвет варьируется от вызывающе яркого (агрессия и сексуальность) до нарочито бледного (холод и недоступность). Одежда. Изысканная и неброская. Облегающие силуэты и сексуальные акценты, высокие каблуки, лаковая кожа и леопардовый принт. Элегантность категорична: бежать по горящей крыше в юбке-карандаше и на шпильках. Обязательный аксессуар - темные очки.

Антураж Роскошные казино и клубы, дорогие отели и экзотические курорты, аэропорты, яхты, яркие спортивные автомобили.

Пятый тип имиджа - оперная дива (Diva) (Табл. 5).

Таблица 5

Визуальные сигналы имиджа оперной дивы

Визуальные сигналы имиджа Содержание сигнала

Личная история Коктейль из одиночества, усталости, холодной надменности и декадансной экстравагантности. Окружена толпой, но обречена на одиночество. Ей нет равных, она божественна. Великая, страдающая, одинокая. Оттенок прошлого: усталость во взгляде, шрамы на сердце, что может появиться только с возрастом. Не может превратиться в бабушку, воспитывающую внуков.

Фактура Типаж Глории Свенсон («Сансет бульвар»), Людмилы Гурченко (последних лет).

Роль Превращать реальную жизнь в театр.

Костюм Прическа. В укладках ретромотивы первой трети ХХ в. Цвет волос варьируется: темный делает образ более драматичным, светлый добавляет хрупкости, рыжий - экстравагантности. Оттенок волос и текстура - нарочито искусственные, ассоциирующиеся с театральным париком. Макияж. Бледный тон лица, «усталые» тени на глазах в технике smoky eyes, яркие, четко очерченные губы. Важны брови - искусственно тонкие, прорисованные по нисходящей линии - для придания драматизма и одухотворенности образу. Одежда. Экстравагантная артистическая роскошь в духе позднего модерна. Интерпретация стиля Поля Пуаре, Тревиса Бентона и Джона Гальяно. Вычурные силуэтные линии, контрастные формы и текстуры, много блеска и меха. Экзальтированная чрезмерность в деталях и украшениях: шлейфы, боа, тюрбаны, диадемы, перья и длинные бусы.

Антураж Сцена, театральность во всем.

Шестой тип имиджа - Лолита (Lolita) (Табл. 6).

Визуальные сигналы имиджа Лолиты

Таблица 6

Визуальные сигналы имиджа Содержание сигнала

Личная история Упивающаяся собой инфантильность в сочетании с непослушанием и дерзостью.

Фактура Важны внешние данные: детские черты и подростковая угловатость. Типаж Сью Лайон («Лолита» Стэнли Кубрика), Твигги, Миа Фэрроу, Кейт Мосс, Ванесса Паради, Доминик Суэйн, Аврил Лавин, Наталья Водянова, Дженифер Паг.

Роль Способ самовыражения вчерашнего ребенка. Смесь невинности и порока. Сочетание угловатой детскости и сексуальной провокации, беззащитности и вызова.

Костюм Прическа. Цвет волос преимущественно натуральный, светлый, как бы слегка выгоревший после каникул. Рыжий тон добавляет дерзости. Форма прически - вариации мотивов 60-х годов, но обязательно в сочетании с небрежной текстурой. Влажная текстура придает чувственную откровенность и порочность. Макияж. Контраст инфантильного фона и как бы неуместных сексуальных сигналов. Невинно-детские губы в сочетании с грубо накрашенными глазами. Небрежно нанесенная помада в сочетании с рыжими ресницами и веснушками на носу. Техника - нарочито неумелая. Одежда. Детские мотивы: мини-юбки А-силуэта, маленькие платья покроя Baby Doll, элементы школьной формы и бельевого стиля, бантики и кружева. Конфликт невинности и сексуальной провокации: детские гольфы и мамины туфли на каблуках, школьная форма и чулки в сетку.

Антураж Плюшевая игрушка и сигаретный окурок.

Седьмой тип имиджа - секс-бомба (Sex Bomb) (Табл. 7). Таблица 7 Визуальные сигналы имиджа секс-бомбы

Визуальные сигналы имиджа Содержание сигнала

Личная история Взрыв, который сбивает с ног.

Фактура Выразительная фигура «песочные часы», крупный бюст, пухлые губы, роскошные волосы. Каждый из компонентов предельно утрирован. Типаж Риты Хейворт, Аниты Экберг, Джессики («Кто подставил кролика Роджера»), Ким Бейсингер («Привычка жениться»), Ru Paul.

Роль Секс, секс и еще раз секс. Важно не перейти грань между Sex Bomb и Porno Star.

Костюм Прическа. Волосы преимущественно светлые, длинные, распущенные, уложенные крупными локонами. В форме прически важен объем, он добавляет сексуальной энергетики и темперамента образу.

Макияж. Стиль максимально чувственный. Главный акцент -губы увеличенного объема, яркие, с влажным блеском. Глаза эффектно смоделированы, но достаточно чистые. Возможны длинные накладные ресницы. Макияж должен быть ухоженным, так как любая небрежность может вывести образ за рамки приличий. Одежда. Откровенные наряды с прямолинейными сексуальными сигналами: облегающие линии close fit, декольте, обнаженные руки и плечи, разрез на юбке или длина мини. Наряды яркие и броские, но без гламурной роскоши, так как она не сочетается с гипертрофированной сексуальностью фактуры и в результате делает образ вульгарным. Либо этот китч должен быть концептуальным.

Антураж Светская вечеринка, модный бар, клуб.

Восьмой тип имиджа - леди (Lady) (Табл. 8). Таблица 8 Визуальные сигналы имиджа леди

Визуальные сигналы имиджа Содержание сигнала

Личная история Аристократизм и рафинированная элегантность, естественная женственность, отполированная благородством.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фактура Типаж Одри Хепберн, Грейс Келли, Жаклин Кеннеди, принцесса Диана, Кэтрин Миддлтон, Дженьюари Джонс (сериал «Mad Man»).

Роль High Society Lady. Светский этикет.

Костюм Прическа. Компактный объем, лаконичные формы, элегантные стрижки, или собранные волосы. В укладках строгие линии сочетаются с мягкими текстурами. Макияж. Деликатная гамма с розовым подтоном, ощущение ухоженности и чистоты без броских акцентов. Изысканное моделирование глаз натуральными тенями, возможна тонкая подводка ресничной линии. Губы естественного контура, выразительный, но сдержанный цвет помады. Одежда. Элегантная классика без чрезмерного консерватизма, лаконичные силуэтные линии и длина юбки, «играющая» с коленом. Утонченная пастельная гамма (карамель, ментол, крем, лосось, слоновая кость) может сочетаться с глубокими благородными тонами (шоколад, терракота, ночной синий). Традиционные аристократические ткани (шерстяной креп, букле, джерси), строгость твида, смягченная сочетанием с шелком. Сдержанная роскошь украшений, маленькие сумочки, перчатки.

Антураж Светский прием, реклама товаров класса «люкс».

Девятый тип имиджа - домохозяйка (Happy Housewife) (Табл. 9). Таблица 9 Визуальные сигналы имиджа домохозяйки

Визуальные сигналы имиджа Содержание сигнала

Личная история Добротность, жизненный опыт, демонстрация порядка и соблюдение традиций.

Фактура Типаж героинь фильма «Степфордские жены».

Роль Счастливое лицо, сияющий взгляд, очаровательная улыбка и грациозно-услужливая поза.

Костюм Прическа. Волосы «старательно» окрашены в натуральный цвет и очень ухожены. Элегантная женственная стрижка и тщательная укладка. В фактуре волос присутствует легкий романтический мотив. Макияж. Стиль элегантный и чувственный. Предпочтительны мотивы 1950-х годов: подводка ресничной линии, выразительные, яркие губы. Одежда. Обязательный предмет гардероба - приторно-милое домашнее платье с тонкой талией и пышной юбкой из ткани в горошек, клетку, полоску или мелкий цветочек. Рюши, кружева, аппликации и вышивки, выполненные в стиле домашнего рукоделия. Белый воротничок, передник, бант в волосах, жемчужное ожерелье или клипсы, туфли на высоком каблуке.

Антураж Кухня, гостиная, реклама всего, что нужно для дома

Десятый тип имиджа - Pin-Up (Табл. 10). Таблица 10 Визуальные сигналы имиджа pin-up

Визуальные сигналы имиджа Содержание сигнала

Личная история Идеализированно чувственная, кокетливая и пикантная. Девушка, живущая по соседству

Фактура Типаж Бетти Пейдж, Бетти Грейбл, Риты Хейворт, Мэрилин Монро, Гвен Стефани, Кэти Перри, Скарлет Йохансон, Диты фон Тиз.

Роль Сочетание откровенной сексапильности и соблазнительности с невинностью, легкомыслием и легким оттенком комизма. Нуждается в защите и покровительстве.

Костюм Прическа. Разнообразие цвета волос: светлые, темные, рыжие. Длина может быть разной, но слишком короткие стрижки не приветствуются. Волосы уложены в прическу в стиле 40-х годов (с валиком надо лбом) или в стиле 50-х (с кудряшками и челкой). Возможны дополнения в виде ленточки или бантика. Макияж. Цветовая гамма основного тона - розовая, свежая, немного кукольная. Черная стрелка по верхнему веку, сочные, пухлые губы, румяные щечки-«яблочки». Одежда. Стиль обыгрывает мотивы 40-х годов с характерными для того времени рукавами-фонариками и тканью в горошек, клетку или мелкий цветочек. Стилизации на морскую, военную, спортивную или ковбойскую тему, поданные с оттенком ретро, немного по-детски и одновременно секси.

Антураж Пикантная ситуация, демонстрирующая нижнее белье. Тематические вечеринки, стрит-фэшн.

Одиннадцатый тип имиджа - настоящая женщина (Real Woman) (Табл. 11). Таблица 11 Визуальные сигналы имиджа настоящей женщины

Визуальные сигналы имиджа Содержание сигнала

Личная история Простота и естественность как норма жизни. Роскошь оставаться собой. Естественная и самодостаточная, обладающая зрелыми чувствами и мыслями, пребывающая в гармонии с собой и с миром. Любит себя и принимает свою внешность, не стремится быть моложе и красивее и не боится будущего.

Фактура Типаж Ингрид Бергман, Лорен Хаттон, Джейн Биркин, Изабель Юппер, Лив Ульман, Татьяны Патиц, Хелены Кристенсен, Кристи Тарлингтон, Аланис Мориссет, Шерил Кроу, Холли Хантер, Элизабет Хёрли, Джулии Робертс.

Роль Быть просто женщиной. Обретение реального равноправия и материальной независимости. Нет необходимости делать собственную внешность более броской и декоративной.

Костюм Прическа. Чистые ухоженные волосы натурального цвета. Предпочтительны формы средней длины, с нечеткими контурами. В укладках преобладает легкая, естественная небрежность. Макияж. Эстетика минимализма в макияже получила название nude: тональные средства естественных, телесных оттенков, акцентированная скульптура лица, «стертые» губы, чистые глаза. Одежда. Силуэтные линии одежды могут быть достаточно женственными, но без откровенных сексуальных акцентов. Степень прилегания варьируется от soft look до close fit. Простота дизайна сочетается с безупречным качеством материалов натуральных тонов. В аксессуарах - чистые линии, геометрические формы, сдержанные цвета, лаконичные текстуры.

Антураж Все должно быть перфектно, чтобы не скатится в простецкий бытовой пофигизм.

Рассмотрим два культовых мужских имиджа, находящих отражение в селфи. Первый - мачо (Macho) (Табл. 12). Таблица 12 Визуальные сигналы имиджа мачо

Визуальные сигналы имиджа Содержание сигнала

Личная история Стопроцентный мужчина в высшем проявлении мужских качеств. Суров и грубоват, но без хамства. Сексуален без нарциссизма, романтичен без слащавости.

Фактура Важны внешние данные: южный этнический типаж, мужественные грубоватые черты лица, выразительные темные брови, загар. Уместна трехдневная небритость. Типаж Андриано Челентано, Джорджа Майкла, Фредди Меркьюри, Антонио Бандераса, Энрике Иглесиаса.

Роль Сексуальный романтик.

Костюм Прическа. Удлиненные, как бы давно не стриженые волосы. Цвет преимущественно темный, но возможен вариант выгоревших на солнце прядей. Слегка вьющаяся текстура, нарочито небрежная укладка с влажным эффектом. Одежда. В одежде присутствует оттенок легкой небрежности (поношенные джинсы, растянутая майка), но без ухода в откровенный гранж. Подчеркнуто грубые материалы (деним, кожа, замша) и этнические, преимущественно латиноамериканские мотивы. Брутальная мужская бижутерия: веревочные браслеты, металлические цепочки, кожаные шнурки, медальоны, кулоны в форме клыка, нательный крест.

Антураж Пляж, бассейн, казино, вечеринка, фитнес-клуб, дорогой автомобиль.

Второй культовый мужской имидж - ботаник (Nerd) (Табл. 13).

Визуальные сигналы имиджа ботаника

Визуальные сигналы имиджа Содержание сигнала

Личная история Добрый, умный парень из приличной семьи, который вечно испытывает финансовые затруднения и вечно по-детски непосредственен и рассеян, а оттого постоянно попадает в комичные ситуации. Понятен, трогателен и прост.

Фактура Типаж Мэтта Дэймона в «Талантливом мистере Рипли», Дэниела Рэдклиффа в «Гарри Поттере», Кевина Макхейла в сериале «Хор».

Роль Ироничный интеллектуал.

Костюм Прическа. Форма прически напоминает культовую молодежную стрижку 60-х, которую носили The Beatles. Она представляет собой сильно «заросшую» форму и тем самым объявляет, что парень якобы когда-то был аккуратно подстрижен, но уже месяца три не посещал парикмахерскую. Характерны длинная, прилипшая ко лбу челка и завивающиеся над ушами пряди. Одежда. Доминируют мотивы 60-х годов прошлого века и элементы стиля «преппи», который обыгрывает тему школьной формы. Принты: клетка, ромб, полоска, горошек. Узкие коротковатые брюки, сорочка с пуловером, кеды. Из аксессуаров характерны подтяжки, галстук-бабочка, берет, гольфы и носки. Знаковая примета образа - очки Nerd. Для большей убедительности они могут быть с одной треснувшей линзой или со сломанной и склеенной скотчем оправой.

Антураж Косплей, стрит-fashion, тематические вечеринки.

Таким образом, в условиях тотальной визуальности цифрового пространства селфи является имиджевым медиатекстом, позволяющим с помощью визуальных сигналов (личной истории, фактуры, роли, костюма, антуража) создавать имидж с опорой на культовые, укоренившиеся в массовом сознании образы.

Список литературы

1. Барт, Р. Camera Lucida. Комментарий к фотографии [Текст] / Р. Барт. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2011. - 272 с.

2. Бодрийар, Ж. Изнасилованное воображение [Электронный ресурс] / Ж. Бодрийар. - URL: http://www.photographer.ru/cult/theory/3685.htm (дата обращения 02.10.2018).

3. Дебор, Г. Общество спектакля [Текст] / Г. Дебор. - М.: Логос, 2000. - 184 с.

4. Зонтаг, С. В Платоновой пещере [Электронный ресурс] / С. Зонтаг. -URL: http://www.litresp. ru/chitat/ru/%D0%97/zontag-sjyuzen/v-pltonovoj-peschere (дата обращения 03.10.2018).

5. Киуру, К. В. Селфи как имиджевый медиатекст [Текст] / К. В. Киуру // Российская пиарология-2: тренды и драйверы. Сб-к научных трудов в честь проф. А.Д. Кривоносова / под ред. К.В. Киуру и С.М. Емельянова. - СПб., 2016. - С. 51-53.

6. Штомпка, П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования [Текст] / П. Штомпка. - М.: Логос, 2007. - 168 с.

7. Böhm G. Wiederkehr der Bilder [Text] / G. Böhm // Was ist ein Bild. — München: Wilhelm Fink Verlag, 1994. - P. 11-38.

8. Mirzoeff N. An Introduction to Visual Culture [Text] / N. Mirzoeff. — London; NY: Routledge, 1999. - 530 p.

9. Mitchell W. J. T. The Picture Theory. Essays on Verbal and Visual Representation. [Text] / W. J. T. Mitchell. - Chicago; London: The University of Chicago Press, 1994. - 445 p.

10. Moxey K. Visual Studies and the Iconic Turn [Text] / W. J. T. Mitchell // Journal of Visual Culture. Los Angeles; London; New Delhi; Singapore: Sage, 2008. - Vol. 7 (2). - P. 131-146.

SELFY AS AN IMAGE MEDIATEXT IN THE CONDITIONS OF TOTAL VISUALITY

OF DIGITAL SPACE

Kiuru K. V., Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, kkiuru@mail.ru

The article discusses a new type of visual media text - selfie. This type of text is also a technology for creating a visual image in a modern digital environment in conditions of total visuality. The goal of this article is to consider self as a type of media text that creates a visual image in a modern digital environment. Image selfie is a toolfor creating social visibility. Such features of image as substitutionality and publicity are distinguished. The concept of image in the digital environment is introduced as a constructed image arising due to the mediation of the interaction between the image prototype and its audience (subscribers, friends), aimed at its positioning and ensuring a stable presence in the digital information space. The visual cues of the image are highlighted: personal history, role, texture, costume and entourage. A typology of selfies is given, a correlation is established between selfies and cult images that have a value component and function in modern popular culture.

Keywords: selfie, image, digital environment, media text, media-visual.

References

1. Bart, R. (2011) Camera Lucida. Kommentarij kfotografii [=Camera Lucida. Comment on photos], Moscow, Ad Marginem Press, 272 p. (In Russ.).

2. Bodrijar, Zh. Iznasilovannoe voobrazhenie [=The raped imagination], available at: http://www. photographer.ru/cult/theory/3685.htm, accessed 02.10.2018. (In Russ.).

3. Debor, G. (2000) Obshchestvo spektaklya [=Society performance], Moscow, Logos,184 p. (In Russ).

4. Zontag, S. VPlatonovoj peshchere [=In the Platonic Cave], available at: http://www.litresp.ru/ chitat/ru/%D0%97/zontag-sjyuzen/v-pltonovoj-peschere, accessed 03.10.2018. (In Russ.).

5. Kiuru, K. V. (2016) Selfi kak imidzhevyj mediatekst [=Selfies as an image media text], in: Rossijskaya piarologiya-2: trendy i drajvery [=Russian PR-2: trends and drivers], St. Petersburg, pp. 51-53. (In Russ.).

6. Shtompka, P. (2007) Vizual'naya sociologiya. Fotografiya kak metod issledovaniya [=Visual Sociology. Photography as a research method], Moscow, Logos, 168 p. (In Russ.).

7. Böhm, G. (1994) Wiederkehr der Bilder [=Return of the pictures], in: Was ist ein Bild, München, Wilhelm Fink Verlag, pp. 11-38. (In German).

8. Mirzoeff, N. (1999) An Introduction to Visual Culture. London; NY: Routledge, 530 p.

9. Mitchell, W. J. T. (1994) The Picture Theory. Essays on Verbal and Visual Representation, Chicago, London, The University of Chicago Press, 445 p.

10. Moxey, K. (2008) Visual Studies and the Iconic Turn, in: Journal of Visual Culture, Los Angeles, London, New Delhi, Singapore, Sage, Vol. 7 (2), pp. 131-146.

Киуру Константин Валерьевич - доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики и массовых коммуникаций, Челябинский государственный университет, Челябинск.

kkiuru@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.