Научная статья на тему 'Визуализация решения вероятностных задач в условиях развивающей образовательной среды'

Визуализация решения вероятностных задач в условиях развивающей образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / НАГЛЯДНОСТЬ / VISUALIZATION / VISUAL METHODS / РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT / "HOPSCOTCH" TABLES / ВЕРОЯТНОСТЬ СОБЫТИЯ / PROBABILITY OF AN EVENT / СЛУЧАЙНОЕ СОБЫТИЕ / RANDOM EVENT / ТАБЛИЦЫ-"КЛАССИКИ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефременкова О. В., Кулешова И. И., Орлов А. В.

Умение без опоры на наглядность противопоставлять факты, видеть взаимосвязь явлений и применять известные правила для получения новых для себя суждений и их понимания рассмотрено в рамках формирования развивающей образовательной среды с точки зрения повышения уровня усвоения вероятностных задач. Использование авторских таблиц предложено как один из наглядных способов перевода словесного описания фактов задачи в абстрактный, сухой, компактный и информативный видеоряд. Проиллюстрирован нестандартный способ перехода от вербальной к математической форме представления данных, предпринята попытка систематизировать выделение и соотношение между собой исходного множества и ряда свойств составляемых наборов. Результат социализации обучаемых определен развитием мышления как по аналогии, так и самостоятельного анализа и интерпретации математической модели задачи (ситуации), разработкой способа её решения с лаконичной математической аргументацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VISUAL METHODS OF SOLVING PROBABILISTIC PROBLEMS IN THE DEVELOPING EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article deals with the ability to contrast facts without reference to visual methods, as well as to find out the relationship of the phenomena and to apply the rules that you have learned to make new judgments and to understand them in the framework of the developing educational environment with the purpose of mastering skills in solving probabilistic problems. The use of the authors' tables is proposed as one of the visual ways to translate a verbal description of the facts of the problem into an abstract, dry, compact and informative video series. An attempt has been undertaken to show a non-standard way of transition from verbal to mathematical form of data representation and to systematize selection and correlation between the initial set and a number of properties of compiled sets. The results of socialization of students is determined both by the development of thinking by analogy and independent analysis and interpretation of the mathematical model of the problem (situation) with working out a solution method based on a laconic mathematical reasoning.

Текст научной работы на тему «Визуализация решения вероятностных задач в условиях развивающей образовательной среды»

социокультурных отношений, правомерно сделать вывод, что основной акцент в интеграционной политике государство и общественные структуры должны сделать на развитие активной культурно-досуговой деятельности самих инвалидов. Это особенно значимо для детей с инвалидностью. Подобная позиция кардинально противостоит исключительно государственному патронажу, в котором отсутствует активное деятельное начало

Библиографический список

человека особой заботы. В то же время интеграция помогает успешно противостоять элементам обособления инвалидной общности, ее отчуждению от контактов с окружающим миром. В связи с этим, в целом, важно отметить, что забота общества о лицах с ограниченными возможностями является мерилом его культурного и социального развития, а также нравственного здоровья.

1. Шульга И.И. Педагогическая анимация - новая профессия организатора досуга. Вестник СГУТиКД. 2011; 3 (17).

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии. Под редакцией Т.А. Власовой. Москва: Педагогика, 1983.

3. Оленина Г.В. Социально-культурное проектирование и продвижение гражданских инициатив молодёжи: история, теория, методология, практика: монография. Барнаул: Изд-во Алт. гос. акад. культуры и искусств, 2012. Available at: http://irbis.altgaki.org

4. Головко Т.И. Опыт культурно-творческой реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае. Культура в евразийском пространстве: традиции и новации: материалы международной научно-практической конференции. Барнаул: Издательство АГАКИ, 2015: 19 - 23.

5. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник. Л.В. Мардахаев. 5-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2011.

6. Копытин А.И. Теория и практика арттерапии. Санкт-Петербург: Питер, 2002.

References

1. Shul'ga I.I. Pedagogicheskaya animaciya - novaya professiya organizatora dosuga. Vestnik SGUTiKD. 2011; 3 (17).

2. Vygotskij L.C. Sobranie sochinenij: v 6 t. T. 5. Osnovy defektologii. Pod redakciej T.A. Vlasovoj. Moskva: Pedagogika, 1983.

3. Olenina G.V. Social'no-kul'turnoe proektirovanie i prodvizhenie grazhdanskih iniciativ molodezhi: istoriya, teoriya, metodologiya, praktika: monografiya. Barnaul: Izd-vo Alt. gos. akad. kul'tury i iskusstv, 2012. Available at: http://irbis.altgaki.org

4. Golovko T.I. Opyt kul'turno-tvorcheskoj reabilitacii detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v Altajskom krae. Kul'tura vevrazijskom prostranstve: tradiciiinovacii: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Barnaul: Izdatel'stvo AGAKI, 2015: 19 - 23.

5. Mardahaev L.V. Social'naya pedagogika. Polnyj kurs: uchebnik. L.V. Mardahaev. 5-e izd., pererab. i dop. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2011.

6. Kopytin A.I. Teoriya ipraktika artterapii. Sankt-Peterburg: Piter, 2002.

Статья поступила в редакцию 13.06.18

УДК 372.851

Efremenkova O.V., Cand. of Science (Pedagogy), senior lecturer, Rubtsovsk Industrial Institute, branch of Altai State Polytechical University n.a. I.I. Polzunov (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

Kuleshova I.I., Cand. of Science (Pedagogy), senior lecturer, Rubtsovsk Industrial Institute, branch of Altai State Polytechical University n.a. I.I. Polzunov (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

Orlov A.V., Cand. of Science (Pedagogy), senior lecturer, Rubtsovsk Industrial Institute, branch of Altai State Polytechical University n.a. I.I. Polzunov (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

VISUAL METHODS OF SOLVING PROBABILISTIC PROBLEMS IN THE DEVELOPING EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The

article deals with the ability to contrast facts without reference to visual methods, as well as to find out the relationship of the phenomena and to apply the rules that you have learned to make new judgments and to understand them in the framework of the developing educational environment with the purpose of mastering skills in solving probabilistic problems. The use of the authors' tables is proposed as one of the visual ways to translate a verbal description of the facts of the problem into an abstract, dry, compact and informative video series. An attempt has been undertaken to show a non-standard way of transition from verbal to mathematical form of data representation and to systematize selection and correlation between the initial set and a number of properties of compiled sets. The results of socialization of students is determined both by the development of thinking by analogy and independent analysis and interpretation of the mathematical model of the problem (situation) with working out a solution method based on a laconic mathematical reasoning.

Key words: visualization, visual methods, development of educational environment, "hopscotch" tables, probability of an event, random event.

О.В. Ефременкова, канд. пед. наук, доц., Рубцовский индустриальный институт, (филиал) АлтГТУ им. И.И. Ползунова, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]

И.И. Кулешова, канд. пед. наук, доц., Рубцовский индустриальный институт, (филиал) АлтГТУ им. И.И. Ползунова, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]

А.В. Орлов, канд. пед. наук, доц., Рубцовский индустриальный институт, (филиал) АлтГТУ им. И.И. Ползунова, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ РЕШЕНИЯ ВЕРОЯТНОСТНЫХ ЗАДАЧ В УСЛОВИЯХ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Умение без опоры на наглядность противопоставлять факты, видеть взаимосвязь явлений и применять известные правила для получения новых для себя суждений и их понимания рассмотрено в рамках формирования развивающей образовательной среды с точки зрения повышения уровня усвоения вероятностных задач. Использование авторских таблиц предложено как один из наглядных способов перевода словесного описания фактов задачи в абстрактный, сухой, компактный и информативный видеоряд. Проиллюстрирован нестандартный способ перехода от вербальной к математической форме представления данных, предпринята попытка систематизировать выделение и соотношение между собой исходного множества и ряда свойств составляемых наборов. Результат социализации обучаемых определен развитием мышления как по аналогии, так и самостоятельного анализа и интерпретации математической модели задачи (ситуации), разработкой способа её решения с лаконичной математической аргументацией.

Ключевые слова: наглядность, визуализация, развивающая образовательная среда, таблицы-«классики», вероятность события, случайное событие.

Формирование развивающей социальной образовательной среды при обучении школьников предполагает постоянный поиск оптимальных методов и средств обучения в соответствии с поставленными педагогическими задачами, а также использование современных обучающих технологий и новых форм построения учебного процесса. В результате педагогического проектирования образуется модель объекта педагогической действительности. Педагогическое проектирование есть деятельность, осуществляемая в рамках образовательного процесса и направленная на обеспечение его эффективного функционирования.

Включение в материалы для сдачи ЕГЭ логических, комбинаторных, вероятностных задач требует более тщательного осмысления методики преподавания этих разделов математики. Формирование теории вероятностей как науки произошло гораздо позже остальных разделов математики, тем не менее, на необходимости включения ее элементов в школьную программу математики-педагоги настаивают с начала прошлого века. Сегодня трудно представить функциональную грамотность учащегося без способности восприятия и анализа разных форм информации, осознания вероятностной основы важнейших закономерностей, способности выполнять необходимый вероятностный анализ. Умение использовать математику в различных жизненных ситуациях является основной частью функциональной математической грамотности. Обязательность формирования вероятностного, интегративного мышления очевидна, поскольку без него творческая деятельность проблематична, даже нереальна. Необходимым условием его становления является, прежде всего, наличие теоретического знания, в последующем, практическое его применение в анализе явлений, способности выстраивания гипотез, умении их проверки, критичному отношению к общепринятым точкам зрения, владением навыками формулирования выводов. Математическая интуиция школьника должна работать в различных, повседневных обстоятельствах как в личной жизни, так и школьной, при занятиях спортом, в практике окружающего внешнего мира и научных проблем. Школьников интересует не столько знания предметной области математики, сколька сфера их приложения. Поэтому зачастую педагог слышат вопросы «зачем изучаем?» и «где пригодится?». Использование в учебном процессе личностно-ориентированных заданий не только способствует математической компетентности, но и является средством ее формирования.

Комбинаторные, вероятностные и статистические задачи имеют ряд особенностей, которые необходимо учитывать при методическом планировании. Эти задачи выделяются из обычного школьного курса повышенной абстрактностью, многовариантностью и, зачастую, отсутствием зрительного представления, образности процесса решения [1].

Решение такого рода задач - творческий процесс, средство повышения как математического потенциала, так и логического мышления школьников. Прикладная их направленность позволяет каждый урок превратить в открытие новой грани реального познавательного объекта, дает возможность принимать решение с использованием математических суждений, формировать и развивать ключевые компетенции учеников, такие, как ценностно-смысловая, учебно-познавательная, личностная (самосовершенствование) [2].

Педагогическое проектирование сосредоточено на создании проекта с целью решения определенной проблемы. Проектирование обусловлено необходимостью решения актуальной педагогической проблемы и поэтому носит творческий характер. Объективной основой формирования системы является проблемная ситуация. Результатом педагогического проектирования выступает модель объекта педагогической действительности. Проектирование определяется его компонентами, а основная функция заключается в адекватном проектировании исследуемых объектов [1].

Решение логических, комбинаторных, вероятностных -творческий процесс, средство повышения, как математического потенциала, так и логического мышления школьников. Прикладная их направленность позволяет каждый урок превратить в открытие новой грани реального познавательного объекта, дает возможность принимать решение с использованием математических суждений, формировать и развивать ключевые компетенции учеников, такие, как ценностно-смысловая, учебно-познавательная, личностная (самосовершенствование).

Само содержание элементов теории вероятности полностью соответствует содержанию современного школьного об-

разования, обогащает его опытом поведения в условиях неопределенности, проблемных ситуациях, в которых невозможно заранее наработать необходимые средства.

Одним из способов повысить уровень усвоения вероятностных задач школьниками, является визуализация изучаемого материала, математического знания (создание многоаспектных, динамичных зрительных образов, соответствующих изучаемому понятию), широкое использование возможности визуального мышления учащихся (мышления зрительными образами) [3]. Визуализация, на наш взгляд, особенно эффективный способ повышения сознательного использования математических рассуждений, выпуклого определения содержания элементов задачи, их взаимосвязи, роли каждого в частной, единичной задаче и значение для изучаемого материала теоретического раздела вообще. Зрительное восприятие математических объектов не менее сложно воспитываемое свойство школьников, как речь, письмо, счет. Зрительной образ возникает в сознании школьника в результате его активной встречной познавательной деятельности.

При обучении решению задач, математики зачастую пользуется схематичной записью условия, что уже на данном этапе является моделированием, применяемым для выявления общих особенностей и отношений объектов, связей между ними. Автор учебников по математике средней школы А.Г Мордкович отмечает, что математическое моделирование реальных процессов - важный этап познания [2]. Наглядность математической модели делает ее информативней, зримей, помогает осмыслению сути вещей, поэтому К. Гаусс считал математику наукой для глаз. Тем не менее, перекос в использовании наглядности может тормозить образовательный процесс, абстрактное мышление, «замыливать» математическую сущность вопроса, отвлекать от доказательной базы. Поэтому только учитель решает меру применения наглядности в учебном процессе, явное или неявное ее использование с учетом как уровня подготовки аудитории, так и содержания самого задачного материала. Анализируя познавательную самостоятельность учащихся, мы выделили такую форму организации их деятельности, как самостоятельное составление математических задач. Необходимость систематизировать отрывочные знания об объекте, выявить количественные соотношения, грамотно увязать имеющиеся факты в рамках одной задачи способствует активному использованию приобретенных знаний, стимулировать поиск необходимой информации.

Весьма важной задачей математики является формирование абстрактного, логического мышления учащегося. Причем умение без опоры на наглядность противопоставлять факты, видеть взаимосвязь явлений и применять известные правила для получения новых для себя суждений и их понимания.

Осознанное применение визуализации на уроках математики способствует внушению ученику уверенности в собственных силах, достижимости успеха совершаемых им действий. Такие умственные операции, как расчленение - восстановление; установление сходства - выявление различий; обобщение - конкретизация, задействованы в решении задач вообще, вероятностных в особенности. В процессе составления таблицы школьник осмысливает информационную составляющую задачи, систематизирует представленные данные, блокирует ожидание поражения, мешает настройки на неуспех.

Возможности «визуализации» гораздо шире по своему составу и глубже по структуре отождествляемого с ним понятии «наглядности». Оно так же содержит систему педагогических мер, облегчающих проектирование образа, осознаваемого учащимся предмета, события или особенно представленных связей.

Комбинация общей, индивидуальной, групповой и личност-но-ориентированной системы визуализации математического материала облегчают и ускоряют процесс осознанного восприятия.

Приемы визуализации снимают многие проблемы боязни непонимания. Формируют положительную самооценку, способствуют развитию не только учебных, но и творческих способностей.

«Схема» в переводе с греческого означает «наружный вид, форма». Их существует великое множество, например дифференциальная, электронная, процессуальная, блок-схема, информационная и т.д. Использование схем помогает в главных, основных чертах составить алгоритм решения, определить совокупность связей объектов, вычленить существенные, отделить тупиковые ветви.

Очень удобным средством для построения моделисо случайными исходами является вероятностная схема. Чтобы сои нять.ккакомуразделу можно о™естиимеющуюся задачу, пра-вильнифим ениеиде^стнонтную формилу, нижус опредусисься с количеством проводимых испытаний (монету броса ютоднноаь ил а нес уелоло), еачаИч^и-оая, агак огавиняс ииионы мспь5|у^ним уроэ-л г от друга, конкуамизнpoвауьиoллус^т^днвудвинаор1а1х еимптяп.

д^аусср^очь^1^аепр(^)^-^«^у^;рпри нанених весия-^к^о^-^ныс кхи дач заключается) фoоаалеиомии,пнpexoдeтт яс^аоднос фу^ мы к маормаеадecуoй. Ж данном случае, это 1) опознание вида задачи (вероятностная); 2) выбор схемы решения; 3) пуимсу-ние формулы с конкретными данными.

Использование схем при анализе любых,м сомчислдр вероятностных задач, облегчает усвоениеачиотдв сиподибор ва решемияс^м я уиэщихся л лсЖь™ ьровнрм былев-еюлт При выборе схемы к задаче, становятвиoчимндтымс (ПЕ^я^к- 1\т^>с|£ррт мивктми и аипомлиим^и волидаиямп, итсeтлнидм кя|Тие cг1УаоíCр решения.

ИчаcM>lоl . вамстмтвлидыа аeуиlтaнуьиcмер писукты, (- ст дн-ачщим „южн о уешать осуууи^нигт р^иимную сдроятносмиир задач. Hлафoмк1хжнocчлтать катaтлааaвтомoбмлорыxыьоcг, так и схему московского метро, схемы транспортных сетей и органи^(^^|р^ьI, проясняющие алгоритмы следования, м аршру-ты, альтернативы. Применение графов в повседневной жизни очень широко. Главные принципы в их составлении - по рядок и четкость.

Визуализация решения задач с помощью вертятностн-гп графа обогащают сам процесс творчеством, логикой и позволяет по-другому осмыслить саму постауовку задачи. В некопор ых задачах рациональнее использовать дерево (вероятно стный граф без циклов) - инструмент, которуй нагляднее демодтрирует возможные исходы события [4].

Обычно используемый преуодавателями комбинаторный метод довольно сложен, на наш вззляд, для усеуезия ажупьни-ков. Применение же вероятностных графов, деревьев облегчает понима ние, не требует специальных кoмбиcззopыыю дюрмул, позврлеeтocoяиcинo инуеептетирувитт яeзчн|ултт охшзтия, нуз. вивает творчея^юаьтивносанучащегтся. |ДоиуцИ1 гьафиуecззр л^^т^^^р нз oусC1ccт ззсузс фермуи кcиlvl0иo¡и^1^|:ги1ии и оиаитиcпвиeт развитию аналитических навыков.

Примен ен ие; та блп ц - од и ии самых нихлслиых спосдХдт пире вести млоиесно ¡к опиигпцне с^гактов зьмечи ч сИнои1 ре^ввы1ц, уд -хой, компактный и информативный в идео ряд. Таблицы поз воля-ют четкьвeмнoнcхcнализировуть дииные, по^олькн подержат ьрнуюсчсь задачи, дудает ее рильеиной, ьчнвпдоой.

Таблицы использовались учащизиса прр рушеныи тегми^о-вых задач на диижение, смеси и сплавы, стоимость. Пеэтому исио]^ьз^риунин и п.и решнниь неронкностных задах органечно. Таилнца, кни стр^туролизатор счфoпмaxич, пдону ставленной в задаче, помогает сразу перейти к составленою формулы решхннЯи

Пpeастсууиииe исии^ыхдандуа втрохтнолтноу зодтчу в виде таблиц cпocoMствyeоктличeттвeннимy и тичиисутнчимн аналииу дчнвчlx.Taблолыyньcepcзльны, нуoушюуpaнвивaпь общие п^нципынуинсобы действия школьника при решенип, лу^^с^с^у^^т осознано применять вероятностную формулз, не испытывая неуверенности и беспомощности, визуолизир^кт про -цесс осмысления решения задачи и упрощаез сосоаолензе и итоговой формулы вычисления вероятности. Продумано и грамотно составленную таблицу можно считать математзческой микромоделью [2].

Основными принципами работы с таблицзй мы считазм: «живость», действенность, самостоятельность в составлении; величины, занесенныеб таДлстм, доежны подчиняться принципу единообразия; таблица должна упрощать анализ данных, подсказывать, а ндоббиоеняич решения.

Мы остановимся на применении таблиц, напоминающих детские «класмики»дчснаглддносси предстмоления данных условия вероятностных задач. Исполь^я эти таблнцы, учащиеся сами научится выделясь и со относить м ежду собой исходное множество и рлд нвойссв составыяечакнаборов.

Таблицы-«классики» слдержат все узловые моменды ис-ловия задачи, а так же выявляют и сам алгоритм решения. Достаточно показать работус текьтмтсблчцали на двух-няет примерах и школьники самостоятельдыначиниют использииатьие. Причем решение вероятностных -ыдич итайидитчи боите счие-нанным, появляется интерес к предмету, исчезанс страинСоза-тельного непо дыдисин

/^ридер. Из колоиы карт (36 карт) наудачу вынимаются 3 карты. Найтк Еыериятзздчае тноо, чдо сызн,^и адх оаижызнсз хота бы ыдкз «ee^ivi6^».

Ризтенооо. ЫОТютначим ветересуыщек ынгзы событне РжквсЗ Hl. СоОыоттыКмижто предсоывиас с вирд хумын1тхех нес^о вмесо-H()io хзаКз1"вз1ЕЕ:/3 =^с/+ы1у-УнЗу, ед1н еебытие Лч-аяывленис о-атй «дамы-^ — - одявлыаыт «с;3. «,цые^»,и1н - появееоае тзси <^оунм».

-.ли наглядности сдыогьзгем таблицы, еаздешм колоду карына4 дамы иа2 ост^з^тыне.е нмрты.

36

ы Д2

Текк k««d poa^ii^i-в) отражу-аа ноыо йр| ж/рач «р^я<а», соетает-нтыдет с^ыычла /"ргех ын^р+авириы».)^ саыыбоо ж!. - еояылении. <^дноы «д<и^йз1»| ы| - уыенлынее де»е^х чадам»,^ -яеыниение нотх «дам», иродилжны вооюетpиеженрьрaOли цаИ вжеоое тз кело» ы орд оы-ы

ТЬз!

4 б бг

ген

н дм

г

! м

м !

г 0

Станиыидея pрдвиeйыel ыисио вpеиoзмoжныт оод-«ыев анЖщее гнало осходев) выбирбюн 3 кытты од Д4 а о. бД , а eбaдeуppттнрмр иоДр,ч1«ю сс^отжеастоя;^^"« дуома

- (+1

mi Св • С<+

ны Сн

■тм' +< джы йабжжыоыыс заоченая вее-тав -саге",:

m С1 •С-р-д б = ТЫй ++ —Дт.1^ и 0,-7 С8; а Сде

= Снд • Сд0м. Вычис-

С С в-С1 РВто0 В. = Ьы—6о--

п ы де

т С3 •С0 рВаНОуб о-^ ви^брр а С в

i 0,0—00;

е 0й,00000б.

В пилу аивиопы слежеичя Т-Диу) м р-уо ) о|с ут^cу2) о РДА- у ь!0,3053.

Или же, решаем задачу вторым способом, для чего составляем соответствующиеему«классики».

ге

н гм

г

0 г

Пнетн собыииеЛ , пиимивоитложыие событию А, состоит в иен что снеди вчедиых трес калл мрсукгяс-ется нд идной ызддмтм^ С^чов1^дно,ыдечитло чоей.^^гс^г^^т^ы^тствующих событию А ,

— С3

нив но т = С33а и, следовательно, Р(А) = — = —Н^ ы 0,ЧаКИ.

п СНч

Тогда искомая вероятность

Р(Л) та 1 р Р( н) ы 1 р о,чаки = 0,3053.

Пример. Из колоды карт (36 карт) наудачу вынимаются 3 карты. Найти вероятность того, что среди них окажутся «туз», «дама»и«семерка».

Решение. Обозначим интересующее нас событие буквой А. Составим таблицу, разделив колоду согласно условию на 4 туза, 4дамы, 4 семеркии24 остальныекарты.

36

4 4 \ 4 \ 24

3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 1 1 (И

14

3 6 о

3

1 0 Б

Тогда, используя по строенную таблицу, можно легко вычислить вероятность искомого события

т С1 • Л -Лт1 •С0

ь(я!) о — о См Лм Л4 Сйм « о.ооо. о с3

Применение маббиц-«класси(ои»к неог[заниче но вероятностными задачамес ксрбами^можст бытк> ыимроко исуоыуооиане для возуалиаацие и другич сапов еадао.

Пример. В урне 3 белых, 6 красных и 5 сиеех шороо. цу луо в^вчас вм1нижают С юонту. Касиса невоятност! тоге, еео: а) все они одного цвета; б) все они разных цвеооо;в) среди лсх 1 белый и 2 синит шуро.

Решение. Сначала заметим, что осрос спеео^о оыууто о шамс из 14, имеющихня е- усне, снвни о о С1ч4 о 364.

а) Паетьоубытае о( состоии а счм, ниотуи гчора, вооонтым из урны, одного цвета (т.е. три шара лиое бооые, либо фасные, лмбежен

16

3 6 5

3

3 0 0

0 3 0

0 0 3

Выб ьать 3 иылых шарь из 3 иыжни ыз3 спосоИакии; Ь красмых из свеющпхси 6 аокно выОриоп С6 спожиЬами; 3 синиииз5кв-ьих ь d спньобзми. Поыравил-супмы общьеуииуит случоев,

блигосриотьовуиыцихсьХытию Дравно m = с33 + с63 + со3 = 31.

„(.в m 31

Опсюдв P( A- = — =-.

n 364

б) Пусть событесе В состоит в том, 640 три вынутых из урны ее ар и реыные ввеусв.

14

3 6 о

3

1 1 1

По правилу произведения, найдем, что число т случаев, бла-гопроятствцмщех событоюВ, вы9н ж »и з- 26 • С= • Ср = о-Л • 0 = 90.

л, ° ч т 99 0

ОтосооЕу С (В) = — =-.

рг а)

в) Пусть С - событие, состоящее в том, что из трех вынутых шаров,1белыйи2синих.

Библиографический список 1.

Выбрсть 1 беле;й шлр и;! кмхющиыся и урне 3 белых шаров ложно Су1 спесоеаех, х 2 си уих ил омоющиссо 0 си-нуе-С52 отесоО^^л^и.Руеа пупа-хилу 2 роиувеыуоноимеем:

С1 и* ы ■л гн гт^^^ч ^т ен е • 0= п н ен. Соедыооо^т^лу^но, С (С ) = — =-.

а 364

Основн вм мезульеатомлОооенио коаленнам комбинаторики, теории вероятностей и статистики школьников мы счиеаре Панистмемышления, как по аналогии, так и самостоятельного енализо и оооерпеетации шраeмaтичтихлЫ модлли злдани (си-тогнцаиесовезси0отки кпосерсее усшения о математисоеоой ар-гууе5оеуией о дшксокте-ертвы, лии нурщходисюсоИ; имеющиорр вклиочеуолио5оа1ли^й.

Резулсыаты социализации зависят от того, как решаются и еоетиосится ккдачи цулвтоия в дшноае рои^амьоехоеоду с со ловеческой индивидуальностью, мотивами и ценностными уста-иивкaминхдиехмо,c -мелиож ондиорд!^ 5жорднуесветоинoздa-иать бехиивяющую образовательную среду, стремиться к поиску и дуробсоусуе.

Мы считаем, что развивающая образовательная среда в ороцесие о5онекхя призооуа oбecыардуьгохплике ыезможноасей для профессионального становления и саморазвития всех субъ-ткоао ыролзеватолеыеги пруч/лсо. с олессо: еыекозыувыосооооил-вать личностный потенциал каждого школьника; удовлетворять ниоеcыооо5Ун питуeбнocтуо;Длемууевртnс них тсcооеуcылы-альных ценностей, обеспечивающих им безболезненную успешную адаптацию к быстро меняющимся условиям современной жизни [5]. В данном контексте учитывается профессиональная направленность обучения, что усиливает мотивацию к занятиям по математике, позволяет оптимизировать учебный процесс и повысить его эффективность и качество. Такой подход означает, что математика превращается в одно из средств расширения и рупубллниязнаний, формирования и развития профессиональных интересов школьников и стимулирует готовность осознанно -лимебятх оолухенныезнания.

Школхная программа по математике - симбиоз академиче-С1еал и рронкрчщекой составляющей обучения. Причем, основная цель шков енот математики - подготовить учащихся к уверенному и сетлс^Езевне^ употреблению математики в обыденной жизни, в значитзльной степени не достигнута. На наш взгляд, связано это с перекосом программ в сторону академизма, отстованием тпрактической составляющей содержания. Система обучения, ин-ыоглыоующая математические знания и умения самодеятельно их использовать в окружающей живой жизни помогает самораз-иыоию о самообразованию школьников.

Задача, на наш взгляд, является основным средством. Если её рассматривать как содержание, она является носителем действия, как метод обучения - задача является его проявлением. Математическая задача это и средство обучения, целеустремленного развития умений и навыков, и способ управления учебно-познавательной деятельностью школьника [4].

ы/жчхние через математические задачи формирует развитие самостоятельной, логической, познавательной деятельности, творческой активности, навыки добывания знаний непо-среостыекао из реальности, приемы поведения в нестандартных ситуациях, эвристические методы решения проблем. Задачи б-ли а астхются сердцевиной творческой работы на уроках [4].

Если допустить ослабление познавательной самостоятельности и творческой активности школьников, это ожидаемо приведет к ыошению образовательного процесса личностной ориентированности, отказом от подготовки школьников к повседневной жизни средствами математики.

Виноградова Е.П. Опыт включения комбинаторных задач в школьный курс математики. Available at: http://superinf.ru/view_helpstud. php?id=1987

2. Ефременкова О.В. Развитие творческой активности студентов технических вузов посредством гуманитарно ориентированных математическихзадач: монография.Барнаул: ИздательствоАлт. ун-та, 2005.

3. Драгныш Н.В. Использование методов имитационного моделирования для преподавания курса «Теория вероятностей и математическая статистика». Актуальныепроблемыгуманитарныхиестественныхнаук. 2011;12:26 -29.

4. Ефременкова О.В. Воздействие математических задач с развивающим потенциалом на развитие личности студентов втуза. Философия образования. Новосибирск, 2005; 2 (13): 338 - 342.

5. Орлов А.В. Формирование развивающей образовательной среды в процессе обучения студентов иностранному языку в техническом вузе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Барнаул, 2013.

References

1. Vinogradova E.P. Opyt vklyucheniya kombinatornyh zadach v shkol'nyj kurs matematiki. Available at: http://superinf.ru/view_helpstud. php?id=1987

2. Efremenkova O.V. Razvitie tvorcheskoj aktivnostistudentov tehnicheskih vuzovposredstvom gumanitarno orientirovannyh matematicheskih zadach: monografiya. Barnaul: Izdatel'stvo Alt. un-ta, 2005.

3. Dragnysh N.V. Ispol'zovanie metodov imitacionnogo modelirovaniya dlya prepodavaniya kursa «Teoriya veroyatnostej i matematicheskaya statistika». Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2011; 12: 26 - 29.

4. Efremenkova O.V. Vozdejstvie matematicheskih zadach s razvivayuschim potencialom na razvitie lichnosti studentov vtuza. Filosofiya obrazovaniya. Novosibirsk, 2005; 2 (13): 338 - 342.

5. Orlov A.V. Formirovanie razvivayuschej obrazovatel'noj sredy v processe obucheniya studentov inostrannomu yazyku v tehnicheskom vuze. Avtoreferat dissertacii . kandidata pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2013.

Статья поступила в редакцию 04.05.18

УДК 378.147

Zagryadskaya N.A., Cand of Sciences (Philology), senior lecturer, Moscow Region State University (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

ABSTRACTING FOREIGN LANGUAGE TEXTS AS A LEARNING ACTIVITY FOR MA STUDENTS OF HISTORY DEPARTMENTS. The article deals with a problem of developing abstracting skills while teaching English to graduate students of non-language departments, to History students in particular. The notion of cross-cultural professional competence is disclosed. Much attention is paid to the process of writing an abstract as well as good structuring and planning. Newspaper and magazine articles are suggested as texts for developing these skills. The importance of critical thinking and independent work is also touched upon. The author mentions the main steps for writing an abstract and emphasizes the importance of distinguishing the key information in the abstracted text. The definition and basic features of a secondary text are considered and described. The informative function of an abstract and its relevance are disclosed. Major emphasis is placed upon the techniques applied while writing abstracts of publicist and science texts.

Key words: abstract, publicist style, scientific style, graduate studies, MA students, critical thinking, secondary text, non-language departments, motivation, competence, LSP, professional communication.

Н.А. Загрядская, канд. филол. наук., доц., Московский государственный областной университет, г. Москва,

Е-mail: [email protected]

РЕФЕРИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ТЕКСТА КАК ВИД РАБОТЫ

В МАГИСТРАТУРЕ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА

(НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ «ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»)

Статья посвящена формированию навыков реферирования у студентов магистратуры в рамках изучения дисциплины «Деловой иностранный язык». Особое внимание уделяется студентам, обучающимся по программе «Историческое образование», подчёркивается необходимость формирования профессиональной коммуникативной компетенции. Автор останавливается на особенностях процесса реферирования текста и составлении плана реферата. Даётся определение вторичного текста и рассматриваются его особенности. Акцент делается на информативной функции текста. Автор подчёркивает необходимость обучения студентов выделению наиболее важной информации. В качестве материала предлагается использовать аутентичные публикации в газетах и научных журналах. С целью повышения уровня мотивации обучающихся предлагается использование метода проектов.

Ключевые слова: реферирование, публицистический стиль, научный стиль, магистратура, критическое мышление, вторичный текст, неязыковые вузы, мотивация, компетенции, иностранный язык для специальных целей, профессиональное общение.

В связи с переходом на трехуровневую систему обучения вузовское образование продолжает претерпевать значительные изменения. В настоящее время обучение в магистратуре становится одним из важнейших этапов подготовки высококвалифицированного специалиста. Образовательные стандарты как бакалавриата, так и магистратуры подвергаются постоянным изменениям, в них закладываются основы для совершенствования образовательного процесса. Выпускник магистратуры должен овладеть различными общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями. Одной из наиболее важных составляющих подготовки современного специалиста в любой из областей является владение одним или двумя иностранными языками. Таким образом, дисциплина «Деловой иностранный язык», предлагаемая для обучающихся по направлению «Педагогическое образование», играет значительную роль в формировании профессиональных компетенций выпускника магистратуры. По мнению Н.Ю. Шепелевой, «основной целью обучения иностранным языкам в магистратуре вуза является формирование особого уровня коммуникативной компетенции, необходимой для межкультурного и профессионального общения» [1, с. 193]. Кроме того, «обучение в магистратуре во многих вузах рассматривается как подготовка к дальнейшей научной

работе и поступлению в аспирантуру, программы подготовки магистрантов по иностранному языку, включают в себя положения общие с подготовкой аспирантов к сдаче кандидатского экзамена по иностранному языку» [2, с. 343].

Вместе с тем, требования к уровню усвоения содержания дисциплины постоянно повышаются, что требует от преподавателей как поиска новых решений, так и совершенствования старых испытанных методов работы с обучающимися

Владение иностранным языком предполагает умение работать с профессионально значимой информацией на иностранных языках. При этом необходимо уметь извлекать информацию из текстов различных жанров, относящихся к самым разным функциональным стилям. В данной статье речь пойдет о студентах, проходящих курс по программе «Историческое образование» в рамках направления «Педагогическое образование». Одной из ключевых компетенций является «готовность осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности». Как и любое другое направление, вышеупомянутое имеет свою специфику подготовки специалистов. При обучении будущих историков нужно учитывать тот факт, что им приходится иметь дело с множеством различных научных и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.