В современных условиях наметились определенные тенденции развития повышения квалификации специалистов различных профессий, обусловленные запросами личности и социума в приобретении новых знаний и получении дополнительных импульсов в профессиональной деятельности: динамичность, мобильность, гибкость, вариативность содержания; субъект-ность, самостоятельность и активность слушателей курсов [4].
Являясь динамичной, мобильной, гибкой и оперативной структурой, система повышения квалификации кадров обеспечивает единство прикладных, фундаментальных и методологических знаний, необходимых для реализации определенных функциональных обязанностей, знакомит слушателей курсов с новейшими достижениями науки и передового опыта в профессиональной деятельности.
Динамичность современной жизни, активная глобализация, информатизация и технологизация интенсифицировали процесс «устаревания» полученных в учебных заведениях знаний и умений. Эту проблему успешно решает система повышения квалификации, являясь звеном непрерывного образования человека, обеспечивающим профессионально-личностную динамику. Если высшие учебные заведения несут ответственность за освоение учащимися фундаментальных, исторически сложившихся, устоявшихся знаний и умений в определенной профессиональной сфере, то институты повышения квалификации отвечают за освоение актуальных и инновационных профессиональных компетенций.
Не всегда профессионально-личностный потенциал сотрудника раскрывается во время его учебы в образовательных организациях. Зачастую, новые профессиональные возможности раскрываются уже во время несения службы. В тоже время, очень важно регулярное повышение квалификации сотрудников, поскольку выходят новые положения, постановления и т. д.
В настоящее время на курсах повышения квалификации реализуются несколько видов обучения:
- краткосрочные курсы (до 72 часов), которые создаются для рассмотрения определённых тем и вопросов конкретного
Библиографический список
производства или службы (часто такие курсы ПК реализуются по месту работы или службы) [4];
- тематические семинары и среднесрочные курсы ПК (от 72 до 100 часов) для рассмотрения производственных, социально-экономических, технологических проблем отрасли, организуются на уровне района, области, края и т. д.;
- долгосрочные курсы ПК (свыше 100 часов) предполагают углубленное рассмотрение актуальных вопросов и проблем соответствующей профессиональной отрасли.
Организация взаимодействия с сотрудниками во время прохождения курсов ПК предусматривает подачу максимально новых знаний для слушателей, знаний, которые являются лич-ностно значимыми для сотрудников, реализуются условия самостоятельности и активности. Реализация дифференцированного и личностно-ориентированного подходов на курсах ПК обеспечивает максимальную заинтересованность слушателей, что позволяет выстраивать индивидуальную траекторию освоения необходимого объема материала [5; 6].
Важным является тот факт, что на курсах повышения квалификации происходит обмен мнениями с другими сотрудниками по актуальным вопросам, затронутым в рассмотрении. Общение сотрудников является необходимым эффектом развития их профессионально-личностного потенциала.
Наиболее востребованы практико-ориентированные формы работы на курсах ПК, поскольку именно в практической деятельности может реализоваться профессиональный потенциал слушателей.
В последние годы наметиллся ряд новых тенденций, связанных с принятием законодательных актов, влияющих на деятельность учреждений отбывания наказаний: принят Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы», принята новая редакция Уголовно-исполнительного кодекса и др. В связи с этим рассмотрение новых аспектов на курсах повышения квалификации будет актуальным и своевременным.
1. Зритнева Е.И. Повышение квалификации сотрудников системы социальной защиты населения Ставропольского края: компетент-ностный подход. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2016; 1 (52): 125 - 131.
2. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Методологические подходы к изучению феномена социальной ответственности личности. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016; Т. 8; № 5-2: 141 - 145.
3. Саенко Л.А. Аксиологическое содержание образования в условиях трансдисциплинарности. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 6 (67): 136 - 137.
4. Саенко Л.А. Педагогические технологии внутрифирменного обучения. Ставрополь: Компания «Бюро новостей», 2010.
5. Саенко Л.А. Безработные как субъекты обучения. Сибирский педагогический журнал. 2008; № 6; 178 - 189.
6. Vodenko K.V., Ponomarev P.A., Vergun T.V., Zritneva E.I., Volkova L.A. University as center of regional social-economic and scientific-innovative development. Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018; Т. 8; № 3: 76 - 86.
References
1. Zritneva E.I. Povyshenie kvalifikacii sotrudnikov sistemy social'noj zaschity naseleniya Stavropol'skogo kraya: kompetentnostnyj podhod. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2016; 1 (52): 125 - 131.
2. Saenko L.A., Zritneva E.I. Metodologicheskie podhody k izucheniyu fenomena social'noj otvetstvennosti lichnosti. Istoricheskaya isocial'no-obrazovatel'naya mysl'. 2016; T. 8; № 5-2: 141 - 145.
3. Saenko L.A. Aksiologicheskoe soderzhanie obrazovaniya v usloviyah transdisciplinarnosti. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 6 (67): 136 - 137.
4. Saenko L.A. Pedagogicheskie tehnologii vnutrifirmennogo obucheniya. Stavropol': Kompaniya «Byuro novostej», 2010.
5. Saenko L.A. Bezrabotnye kak sub'ekty obucheniya. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2008; № 6; 178 - 189.
6. Vodenko K.V., Ponomarev P.A., Vergun T.V., Zritneva E.I., Volkova L.A. University as center of regional social-economic and scientific-innovative development. Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018; T. 8; № 3: 76 - 86.
Статья поступила в редакцию 14.06.18
УДК 379.82-053.2-056.24
Golovko T.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),
E-mail: ti_golovko@mail.ru
Mursina E.I., senior teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: murzina310@mail.ru
SOCIAL AND CULTURAL TECHNOLOGIES OF WORK WITH CHILDREN WITH DISABILITIES. The article examines organizational aspects of the use of technologies of socio-cultural activities in the work with children with disabilities. As an investigation task, the authors define an attempt to evaluate the experience of using forms of leisure activities and cultural and creative rehabilitation of children with disabilities in public and non-profit public organizations of Altai Krai, as well as the potential for their joint activities with an educational institution. Particular attention is paid to the analysis of work programs with children suffering from infantile cerebral palsy, early childhood autism, as well as the stages of developing "The Sun for All!", a social and cultural project for working with children with Down syndrome.
Key words: leisure, social and cultural activities, project, children with disabilities, social organization, educational institution, cultural and creative rehabilitation.
Т.И. Головко, канд. пед. наук, доц. Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,
Е-mail: ti_golovko@mail.ru
Е.И. Мурзина, ст. преп., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, Е-mail: tmurzina310@mail.ru
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В статье рассматриваются организационные аспекты использования технологий социально-культурной деятельности в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка оценить опыт использования форм организации досуговой деятельности и культурно-творческой реабилитации детей с ограничениями в здоровье в государственных и некоммерческих общественных организациях Алтайского края, а также потенциале их совместной деятельности с образовательным учреждением. Особое внимание в статье уделяется анализу программ работы с детьми, страдающими детским церебральным параличом, ранним детским аутизмом, а также этапам разработки социально-культурного проекта работы с детьми с синдромом Дауна - «Солнышко для всех!»
Ключевые слова: досуг, социально-культурная деятельность, проект, дети с ограниченными возможностями здоровья, общественная организация, образовательное учреждение, культурно-творческая реабилитация.
В настоящее время происходят существенные изменения в воспитании подрастающего поколения - в социально-педагогическую практику вводятся новые подходы, соответствующие гуманистическим тенденциям развития цивилизованного общества.
Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей оОн в 2006 году, делает акцент на принцип равного достоинства личности каждого человека, на развитие его способностей и одарённости, необходимости поддерживать приемлемый для инвалида образ жизни, учитывающий особенности его развития. Перенос акцента на способности человека, а не на его дефект, позволяет опираться на культурологический подход в работе с людьми с ограничениями в здоровье. Культура является ключевым условием развития человека. Более того, развитие происходит не при пассивном потреблении культуры, а в процессе активного овладения ею. Творческие импульсы такому развитию всегда давало искусство.
Так, социально-культурные технологии, содержание которых направлено на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), способствуют созданию среды, в которой конструируются такие условия, при которых ребенок с ограничениями по здоровью чувствовал бы себя равноправной, равноценной частью группы. Приемлемая и привлекательная досуговая деятельность позволяет детям-инвалидам интегрироваться в общую социокультурную среду, справиться с имеющимися ограничениями жизнедеятельности. В досуговой деятельности оптимально востребуются интеллектуальные и эмоциональные, духовные и физические ресурсы человека, становится возможным свободное творчество. Более того, некоторые формы отдыха и развлечений рассматриваются в современных исследованиях как потребность личности в культуре и духовной деятельности [1].
Интеграция детей с проблемами развития в среду обычных сверстников - явление вполне распространённое во всех высокоразвитых странах мира. Таков сегодня социальный заказ общества и государств, достигших определённого уровня экономического, культурного, правового развития. С каждым годом всё больше внимания уделяется воспитанию в обществе толерантного отношения к таким детям. Более того, интеграция имеет ряд положительных результатов не только для детей с различными ограничениями, у которых наблюдается более зрелое, позитивное поведение; они лучше социализируются и адаптируются к окружающей среде, быстрее и успешнее осваивают речь. Для типично развивающихся детей совместная деятельность - это условие формирования способности к эмпатии, сочувствию, пониманию индивидуальных отличий в личности каждого человека.
Для детей вообще и для детей с ограниченными возможностями здоровья искусство и культура являются прекрасными образовательными и реабилитационными средствами. В атмосфере, насыщенной культурой и искусством, обеспечивается развитие жизненно важных познавательных навыков, навыков общения, формирование активной жизненной позиции. Строя отношения с людьми, владеющими языком звуков, красок, движений, человек получает новый опыт, который может нести в жизнь, облегчая свое общение с другими людьми.
Кроме того, в научной сфере признана эффективность терапевтического воздействия культуры и искусства. Термин «арт-терапия» (art therapy) М. Наумбург и А. Хилл впервые использовали в 40-е годы прошлого века для обозначения таких форм
клинической практики, когда психологическое «сопровождение» клиентов с эмоциональными, психическими и физическими нарушениями осуществлялось в ходе их занятий изобразительным творчеством. Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Являясь наиболее естественной формой коррекции эмоционального состояния, творчество дает возможность выразить и воспроизвести внутренние чувства, переживания, сомнения, конфликты и надежды в символической форме. Кроме того, творческие возможности каждой личности, реализуемые в процессе арттерапии - это реализация его прав на достойную жизнь, возможность преодолеть ограничения, вызванные болезнью или инвалидностью.
Участие ребёнка в художественной деятельности расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Л.С. Выготский, указывая на особенности культурно-образовательного пространства ребенка с ОВЗ, отмечает, что наряду с общими для нормального и аномального развития закономерностями выделены специфические. Для всех типов аномального развития человека характерно снижение способности к приёму, переработке, хранению и использованию информации; трудность словесного опосредствования; замедленный процесс формирования понятий. Поэтому нужны «специально созданные культурные формы для того, чтобы осуществить культурное развитие дефектного ребёнка» [2, с. 13].
В России реализуется множество социально-культурных проектов и программ, способствующих реабилитации, адаптации и интеграции инвалидов и людей с ОВЗ.
Социально-культурный проект - это комплекс мероприятий, направленных на решение социально-культурной проблемы определённой целевой аудитории или проблемы определённой местности, в течение определённого периода времени на основе ресурсного обеспечения и получения качественных результатов, которые можно диагностировать [3, с. 54].
Кафедрой социально-культурной деятельности Алтайского государственного института культуры (АГИК) с 2000 года проводились единичные мероприятия для детей с ОВЗ. Далее, накопленный опыт и плодотворное сотрудничество с общественными организациями, работающими с детьми-инвалидами и их семьями, послужили поводом к объединению педагогических и творческих целей в разработке и реализации социально-культурных проектов [4].
Среди целей социально-культурных проектов обозначились следующие: развитие познавательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями; формирование элементарных представлений об окружающем мире и необходимых для этого коммуникативных навыков; повышение уровня социализации особенных детей; вовлечение детей в непосредственную практическую деятельность; формирование толерантности детей и их родителей; оказание посильной помощи детям с ОВЗ и их семьям в организации досуга; привлечение внимания и участия в реализации социально-культурных проектов общественности (родителей, общественных объединений, СМИ).
Мы согласны с теми исследователями, которые считают, что социально-культурные и социально-педагогические проекты -это программа особого рода деятельности специалистов социокультурной сферы или социального педагога, их сотрудничество
с индивидом или социальной группой в определённых условиях [5].
Преподавателями кафедры и студентами АГИК совместно с Алтайской краевой общественной организацией родителей детей-инвалидов и инвалидов детства (АКООРДИИД) «Незабудка» - реализуется проект «Дорогою Добра»; совместно с «Центром социальных инициатив «Алтай - ПАРУС» - социально-культурные проекты «Больничная клоунада»; по инициативе Алтайской региональной общественной организации родителей, воспитывающих детей с синдромом Дауна «Солнечный Круг», был разработан и реализуется социально-культурный проект «Солнышко для всех!».
Подпрограммы комплексной программы «Человек особой заботы» (АКООРДИИД «Незабудка») реализуют главные направления работы: коррекционно-развивающее, организация летнего отдыха, обучение детей и подростков - инвалидов навыкам работы на компьютере, культурно-развлекательные мероприятия, клуб общения «Непоседы».
Так, организация летнего отдыха для детей-инвалидов и их родителей реализуется в программе «Незабудкино лето». Нуждающиеся в постоянной помощи дети, отдыхают в сопровождении родителя или вожатого. Для детей организована специальная программа: отдых на природе, спортивные и праздничные мероприятия, оздоровительные процедуры, экскурсии, игры, а также работа с врачами-специалистами.
Программа «Компьютерная грамотность - залог успеха» направлена на обучение детей и подростков - инвалидов навыкам работы на компьютере.
Содержание коррекционно-развивающей программы «Первые ступеньки в «Незабудке» разделено на три «ступени», каждая из которых имеет свои задачи - коррекционные, образовательные и воспитательные. Постепенное решение этих задач во взаимосвязи со всеми субъектами деятельности (педагог - ребёнок - родитель - педагог) даёт возможность приобрести ребёнку определённые навыки и умения по разным разделам. Содержание «ступеней» зависит не от возраста, а от уровня общего и интеллектуального развития ребёнка. Переход с одной «ступени» на другую возможен при достижении определенных результатов, которые описаны в программе в виде показателей развития на каждой этапе.
Анимационная программа «Плечо друга» проходит в «Незабудке» в Декаду инвалидов и включает элементы арт-терапии: изо-терапии, кукло-терапии, музыко-терапии и др. В праздничном аквагриме детей используется символ организации - цветок незабудки. По мнению А.И.Копытина, использование в работе арттерапевтических методов не только способствует созданию новых позитивных переживаний, но и «подсказывает» способы их удовлетворения [6].
В рамках социально-культурных проектов Алтайской краевой общественной организации родителей детей-инвалидов с аутизмом «Ступени» проводятся занятия по развитию творческих способностей детей-аутистов. Ребята рисуют, лепят, делают аппликации; проводятся групповые музыкальные занятия, направленные на взаимодействие друг с другом. В выходные дни организованы коллективные посещения кинотеатров, цирка, выставок, концертов. Родители с детьми - частые гости детской школы искусств № 8 г. Барнаула.
Интересен опыт реализации социально-культурного проекта - «Детская игровая площадка «Весёлый дворик» в Краевом реабилитационном центре «Журавлики». Специалисты - аниматоры проводят детские праздники во дворах, где живут дети с ограниченными возможностями, проходящие реабилитацию в центре. Театрализованные представления, подготовленные с участием ребят из «Журавликов», весёлые игры помогают лучше познакомиться и подружиться особым и обычным детям. Умение играть - это одно из наиболее ценных умений, которые приобретает ребёнок. Целесообразность использования игры в работе с детьми с инвалидностью обусловлена тем, что этот вид деятельности и общения является наиболее органичным и ведущим для детского возраста: игра является естественным средством усвоения знаний; в игре можно научить имитировать действия и поступки, освоить необходимый для жизни социальный или бытовой навык; на поведение в игре налагаются некоторые правила и ограничения, и дети должны учиться действовать совместно с другими. Все эти навыки помогают сформировать правильную модель поведения и решать необходимые задачи.
Цель проекта «Больничная клоунада» («Центр социальных инициатив «Алтай - ПАРУС» совместно с аГиК) - реабилитация
детей в стационарах больницы методами клоунотерапии и игро-терапии. Основные задачи программ проекта направлены на психологическую гармонизацию ребёнка в больнице через игру и интерактивное общение, мотивацию детей на правильное и при этом весёлое принятие лекарств и пищи, снятие или уменьшение болевого синдрома после проведения медицинских манипуляций, которые ребёнок оценивает как агрессию.
Главная идея разработки социально-культурного проекта «Солнышко для всех!» для работы с детьми с синдромом Дауна - вовлечённость детей в «обычную» жизнь - общение с близкими и сверстниками, занятия в кружках и секциях. Больные с синдромом Дауна поддаются обучению бытовым навыкам, координации движений, речи и другим простым функциям, необходимым в повседневной жизни. Необходимо развивать у них эти жизненно важные навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, тем самым повысив качество жизни ребят и их родителей. Программы проекта формируют у детей навыки организации домашнего досуга, так как, находясь в домашних условиях, они должны уметь проводить часть дня в одиночестве. Время, проводимое в одиночестве, тоже полезно для развития. Именно в такие часы ребёнок может усвоить идеи, с которыми столкнулся, попробовать самостоятельно сделать что-то новое. Для этого он должен иметь необходимый игровой материалы.
Позитивным является и то, что, несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера ребёнка остаётся практически сохранённой. Дети с синдромом Дауна могут быть ласковыми, послушными, доброжелательными. Они могут любить, смущаться, обижаться, хотя иногда бывают упрямыми и раздражительными; большинство из них любопытны и обладают хорошей подражательной способностью.
В проекте «Солнышко для всех!» реализованы следующие функции управления:
- планирование, представляющее собой первый уровень управленческого процесса. На этом этапе важно понимание того, какие ресурсы будут использоваться для достижения целей (технология, персонал, финансы, оборудование);
- организация, которая заключается в оптимальном распределении ресурсов, задач и полномочий между участниками проекта и организация их совместной работы;
- мотивация, представляющая собой активизацию деятельности участников и побуждение их к эффективному осуществлению своей деятельности;
- контроль, в процессе которого организаторы (управленцы проекта) определяют, достигнута ли цель и верны ли были решения, принятые в процессе ее достижения;
- координация, представляющая собой осуществление согласованных действий оргкомитета, а также построение будущих планов.
Среди этапов проекта содержательно были обозначены следующие:
Подготовительный этап.
- Встреча с координаторами проекта (родители детей с синдромом Дауна);
- Выработка концепции;
- Определение структуры и состава оргкомитета;
- Составление сметы расходов;
- Написание сценария мероприятия;
- Встреча со спонсорами.
Основной этап.
- Подготовка сценарно-режиссерского материала;
- Проведение рекламной кампании (оповещение);
- Репетиционный период;
- Проведение культурно-досугового мероприятия.
Заключительный этап.
- Подведение итогов реализации мероприятия;
- Размещение в СМИ информации о культурно-досуговом мероприятии;
- Проработка идеи следующих мероприятий.
Исходя из этого анализа, можно сделать вывод, что активный разворот к разработке и реализации культурно-творческих и досуговых технологий в инвалидной среде невозможен без обеспечения взаимодействия и педагогизации усилий всех социальных институтов, полноценного выполнения каждым из них своих профессионально обусловленных функций. Кроме того, учитывая, что результатом реализации социально-культурных проектов является интеграция инвалидов в окружающую их социально-культурную среду, включение их в систему
социокультурных отношений, правомерно сделать вывод, что основной акцент в интеграционной политике государство и общественные структуры должны сделать на развитие активной культурно-досуговой деятельности самих инвалидов. Это особенно значимо для детей с инвалидностью. Подобная позиция кардинально противостоит исключительно государственному патронажу, в котором отсутствует активное деятельное начало
Библиографический список
человека особой заботы. В то же время интеграция помогает успешно противостоять элементам обособления инвалидной общности, ее отчуждению от контактов с окружающим миром. В связи с этим, в целом, важно отметить, что забота общества о лицах с ограниченными возможностями является мерилом его культурного и социального развития, а также нравственного здоровья.
1. Шульга И.И. Педагогическая анимация - новая профессия организатора досуга. Вестник СГУТиКД. 2011; 3 (17).
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии. Под редакцией Т.А. Власовой. Москва: Педагогика, 1983.
3. Оленина Г.В. Социально-культурное проектирование и продвижение гражданских инициатив молодёжи: история, теория, методология, практика: монография. Барнаул: Изд-во Алт. гос. акад. культуры и искусств, 2012. Available at: http://irbis.altgaki.org
4. Головко Т.И. Опыт культурно-творческой реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае. Культура в евразийском пространстве: традиции и новации: материалы международной научно-практической конференции. Барнаул: Издательство АГАКИ, 2015: 19 - 23.
5. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник. Л.В. Мардахаев. 5-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2011.
6. Копытин А.И. Теория и практика арттерапии. Санкт-Петербург: Питер, 2002.
References
1. Shul'ga I.I. Pedagogicheskaya animaciya - novaya professiya organizatora dosuga. Vestnik SGUTiKD. 2011; 3 (17).
2. Vygotskij L.C. Sobranie sochinenij: v 6 t. T. 5. Osnovy defektologii. Pod redakciej T.A. Vlasovoj. Moskva: Pedagogika, 1983.
3. Olenina G.V. Social'no-kul'turnoe proektirovanie i prodvizhenie grazhdanskih iniciativ molodezhi: istoriya, teoriya, metodologiya, praktika: monografiya. Barnaul: Izd-vo Alt. gos. akad. kul'tury i iskusstv, 2012. Available at: http://irbis.altgaki.org
4. Golovko T.I. Opyt kul'turno-tvorcheskoj reabilitacii detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v Altajskom krae. Kul'tura vevrazijskom prostranstve: tradiciiinovacii: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Barnaul: Izdatel'stvo AGAKI, 2015: 19 - 23.
5. Mardahaev L.V. Social'naya pedagogika. Polnyj kurs: uchebnik. L.V. Mardahaev. 5-e izd., pererab. i dop. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2011.
6. Kopytin A.I. Teoriya ipraktika artterapii. Sankt-Peterburg: Piter, 2002.
Статья поступила в редакцию 13.06.18
УДК 372.851
Efremenkova O.V., Cand. of Science (Pedagogy), senior lecturer, Rubtsovsk Industrial Institute, branch of Altai State Polytechical University n.a. I.I. Polzunov (Barnaul, Russia), E-mail: efremenkova_59@mail.ru
Kuleshova I.I., Cand. of Science (Pedagogy), senior lecturer, Rubtsovsk Industrial Institute, branch of Altai State Polytechical University n.a. I.I. Polzunov (Barnaul, Russia), E-mail: Kulesh.20.08@mail.ru
Orlov A.V., Cand. of Science (Pedagogy), senior lecturer, Rubtsovsk Industrial Institute, branch of Altai State Polytechical University n.a. I.I. Polzunov (Barnaul, Russia), E-mail: orlov.avadi@yandex.ru
VISUAL METHODS OF SOLVING PROBABILISTIC PROBLEMS IN THE DEVELOPING EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The
article deals with the ability to contrast facts without reference to visual methods, as well as to find out the relationship of the phenomena and to apply the rules that you have learned to make new judgments and to understand them in the framework of the developing educational environment with the purpose of mastering skills in solving probabilistic problems. The use of the authors' tables is proposed as one of the visual ways to translate a verbal description of the facts of the problem into an abstract, dry, compact and informative video series. An attempt has been undertaken to show a non-standard way of transition from verbal to mathematical form of data representation and to systematize selection and correlation between the initial set and a number of properties of compiled sets. The results of socialization of students is determined both by the development of thinking by analogy and independent analysis and interpretation of the mathematical model of the problem (situation) with working out a solution method based on a laconic mathematical reasoning.
Key words: visualization, visual methods, development of educational environment, "hopscotch" tables, probability of an event, random event.
О.В. Ефременкова, канд. пед. наук, доц., Рубцовский индустриальный институт, (филиал) АлтГТУ им. И.И. Ползунова, г. Барнаул, Е-mail: efremenkova_59@mail.ru
И.И. Кулешова, канд. пед. наук, доц., Рубцовский индустриальный институт, (филиал) АлтГТУ им. И.И. Ползунова, г. Барнаул, Е-mail: Kulesh.20.08@mail.ru
А.В. Орлов, канд. пед. наук, доц., Рубцовский индустриальный институт, (филиал) АлтГТУ им. И.И. Ползунова, г. Барнаул, Е-mail: orlov.avadi@yandex.ru
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ РЕШЕНИЯ ВЕРОЯТНОСТНЫХ ЗАДАЧ В УСЛОВИЯХ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Умение без опоры на наглядность противопоставлять факты, видеть взаимосвязь явлений и применять известные правила для получения новых для себя суждений и их понимания рассмотрено в рамках формирования развивающей образовательной среды с точки зрения повышения уровня усвоения вероятностных задач. Использование авторских таблиц предложено как один из наглядных способов перевода словесного описания фактов задачи в абстрактный, сухой, компактный и информативный видеоряд. Проиллюстрирован нестандартный способ перехода от вербальной к математической форме представления данных, предпринята попытка систематизировать выделение и соотношение между собой исходного множества и ряда свойств составляемых наборов. Результат социализации обучаемых определен развитием мышления как по аналогии, так и самостоятельного анализа и интерпретации математической модели задачи (ситуации), разработкой способа её решения с лаконичной математической аргументацией.
Ключевые слова: наглядность, визуализация, развивающая образовательная среда, таблицы-«классики», вероятность события, случайное событие.