ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2015 История Выпуск 3 (30)
УДК 324(470)" 19"
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ РОССИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА: ВЫБОРЫ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ НА ДОНУ
М. В. Братолюбова, И. Г. Брызгалова
Южный федеральный университет, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 105/42
m.bratolyubova2015@yandex.ru
ibrizgalova@yandex.ru
Рассматривается политическая карикатура как часть широкого культурно-политического дискурса. Предпринимается попытка проследить, как наиболее значимые события и явления российской истории отражены в произведениях сатирической графики, опубликованных в донских газетах в начале ХХ в. Сделан вывод о том, что визуальные образы, используемые политическими силами на выборах в Государственную Думу Российской империи, явились мощным инструментом в деле пропаганды и популяризации партийных идей и программ. Показано, как карикатуры принимали участие в создании образов «Своих» и «Чужих», выявлена казачья специфика донской сатирической графики.
Ключевые слова: выборы в Государственную Думу, политическая карикатура, казачья специфика.
Значимость пространственных региональных особенностей вовлеченности масс в политический процесс определила необходимость изучения локальных выборов в Государственную Думу Российской империи на местах. С учреждением в России представительного органа избирательные кампании и предвыборная борьба стали важнейшей частью политической жизни страны [Кирьянов, 2006; Патрикеева, 2005; Селунская, Тоштендаль, 2005; Dahlmann, 2009; Pascal, 2007]. Думские выборы представляют особый интерес и с точки зрения применения визуальных приемов. Визуальные образы, используемые политическими силами на выборах в Государственную Думу, явились мощным инструментом в деле пропаганды и популяризации партийных идей и программ. В карикатурах находила освящение острая идейная борьба политических оппонентов. Визуальная сатира принимала активное участие в создании образов «Своих» и «Чужих», а также в проведении символической границы между ними, позволяя игнорировать сходство и акцентировать их различие.
Обращение историков к теме визуализации политической жизни России в начале ХХ в. и особенно в сатирической графике - явление само по себе не частое, как правило, адресное [Ватлин, Малашенко, 2007; Яичница всмятку, 1992], а изучению конкретных исторических периодов сквозь зеркало визуальных источников посвящены единичные труды [Голиков, Рыбаченок, 2010; Орлова, 2009, с. 57-104; Москин, 2000; Айнутдинов, 2008. с.20-28].
Представляется важным проследить, как осуществлялась визуализация политического в позднеимперской России с помощью сатирической графики в печати, визуального посредника, способствующего передаче политического месседжа. Борьба политических партий перед выборами в Государственную Думу в области войска Донского находит свое отражение в произведениях визуальной сатиры. Периодическая печать показывает, как такое направление визуальной политической коммуникации как политическая карикатура, адаптировалось к нуждам политического символического обмена.
Политическая карикатура - это одновременно и художественное произведение, и оружие политической борьбы, и «зеркало современности», и барометр общественного мнения, и эффективное средство формирования его самого. Как справедливо замечают А.Г. Голиков и И.С. Рыбаченок, для карикатуриста как врачевателя общественных «помрачений», говорящего на всем понятном «языке улицы», «нет запретных тем и неприкасаемых лиц» [Голиков, Рыбаченок, 2010, с.32, 47]. Если, наконец, учесть массовое тиражирование произведений сатирической графики, их доступность и популярность, то станет ясно, какое масштабное влияние творчество карикатуристов могло оказывать на общественные умонастроения россиян в начале ХХ в. Карикатура относится к полупрофессиональному жанру источников и поэтому имеет гораздо большее влияние на обыкновенных людей, чем возвышенные идеи философов или даже литература, поскольку не только затрагивает сферу рационального мышления, но и воздействует на эмоции. Графическое изображение, особенно при
© Братолюбова М. В., Брызгалова И. Г., 2015
188
многократном его повторении, легко остается в сознании. Все это делает карикатуру не просто сопутствующим, иллюстративным материалом исследования (что в подавляющем числе случаев мы до сих пор наблюдаем в историографии), но важным социокультурным феноменом, являющимся одновременно фактором общественного сознания определенной эпохи и своеобразным источником информации о самом изучаемом объекте или событии. Вместе с тем нельзя не согласиться с теми, кто утверждает, что комплексное, многомерное и адекватное представление о прошлом сатирическая графика способна дать не сама по себе, а лишь в сочетании с другими источниками.
С начала 1906 г. основным средством пропаганды и распространения идей политических партий стала периодическая печать. После выхода Манифеста 17 октября и «Временных правил о печати» в 1905 г. положение провинциальной печати в области войска Донского резко изменилось. Анализ содержания донских периодических изданий позволяет сделать вывод о том, что газеты и журналы становятся всё более политизированными. Рядом с активно действующей «старой» журналистикой быстро созревала печать нового типа. После Манифеста 17 октября 1905 г. появляются газеты, которые начинают выполнять новую для легальной русской прессы функцию - становятся центральными органами возникающих политических партий. На Дону свои газеты начали издавать большинство политических партий. Печать в рассматриваемый период превратилась в мощный институт политической жизни, явилась важнейшим орудием межпартийного сотрудничества и борьбы. На страницах газет субъекты политической жизни посредством визуальной сатиры выражали свое восприятие «Других» и свое отношение к ним, к их деятельности.
Нами были исследованы ведущие донские общественно-политические издания - либеральной ориентации: «Приазовский край», «Донская жизнь», «Донская молва», «Новочеркасский курьер», «Донская речь», «Таганрогский вестник», «Союз», «Подъем»; монархические издания националистического толка: «Донской край», «Голос Дона», «Стяг», «Ростовский на Дону листок» и т.д. Проанализировав донскую периодическую печать, мы убедились в том, что в ряде газет карикатура как явление вообще отсутствует. «Донская Жизнь», «Голос Дона» и «Приазовский край» в начале ХХ в. и с содержательной точки зрения, и с изобразительной стороны являлись ведущими донскими средствами массовой информации, публикующими качественную политическую карикатуру. Частота появления в периодической печати карикатур, касающихся предвыборной борьбы, позволили нам сделать вывод о несистематическом характере использования политическими силами средств визуальной сатиры. К политической карикатуре обращались лишь в моменты наиболее активной деятельности политических партий. Такими моментами были кампании по выборам в Государственную Думу. По мнению ряда исследователей, выборы в Думу были в истории российского парламентаризма порой даже более важным явлением, чем сам институт Думы. Связано это с тем, что Дума не обладала многими полномочиями европейского парламента, тогда как во время выборов происходило становление демократической культуры [Селунская, Тоштендаль, 2005, с.36]. Реальная политическая жизнь в донской провинции оживлялась только с наступлением очередной предвыборной кампании.
Уже в первые такие кампании происходила ожесточенная борьба между разными политическими партиями и силами. На выборах в Государственную Думу первого созыва в области войска Донского, как и в стране, все политические партии правее кадетов потерпели сокрушительное поражение. Среди факторов, определивших безоговорочную победу в первой избирательной кампании левых либералов (кадетов), было и их очевидное преимущество на поприще визуальных ристалищ. И октябристы, и крайне правые уступали кадетам в визуализации своих идей и посредством сатиры. Начиная со второй избирательной кампании центральная власть и донская администрация стали активнее прибегать к так называемому «административному ресурсу». Вследствие запрета или ограничений на проведение собраний пресса превращалась в основной партийный рупор и ее роль возрастала на порядок. Арестовывая и приостанавливая оппозиционные издания под надуманным предлогами, власти стремились связать своим оппонентам руки. На Дону, несмотря на противодействие администрации и полиции, предвыборная агитация и пропаганда оппозиционных сил велась довольно активно. В результате во второй избирательной кампании левым либералам в области войска Донского удалось мобилизовать свой перводумский электорат. Этому способствовало и использование кадетами средств визуальной сатиры. Их карикатуры были яркими, броскими и эмоциональными.
Избирательные кампании осени 1907 и 1912 гг. значительно отличались от предыдущих. Они
проходили по новому избирательному закону, еще более активно использовался так называемый административный ресурс, а публичность политической сферы ограничивалась. В итоге в меньшей степени обращались к визуальной сатире. Насколько политические силы использовали те или иные возможности визуальной сатиры для достижения своих политических целей? Насколько различались методы предвыборной борьбы, применявшиеся монархистами и либералами?
В донской политической карикатуре нами обнаружены различные изобразительные символы. В первую очередь выделяется так называемая «эзоповская» группа: люди и животные наделяются одинаковыми свойствами не только внешнего вида, но и характера и интеллекта. Политические карикатуры можно рассматривать в качестве средства для конструирования образа врага. Для создания образа врага донские карикатуристы довольно часто пользовались зооморфизмом. Политические противники наделялись «звериными» инстинктами и эмоциями, а «благородные люди» демонстрировали разумную, т.е. «человеческую», сдержанность и владение своими чувствами. Местным карикатуристам зооморфизм предоставил набор выразительных средств для опрощения врага и приписывания ему низменных культурно-психологических свойств. Характерным представляется рисунок в кадетской газете «Донская жизнь», названный «Заседание партии правового порядка» (Заседание партии..., 1906), где члены партии изображены в виде воронья, поедающего, «подобно гиенам», «трупы животных», предполагаемых противников (рис.1). Популярность сохраняет «средневековая» группа, например рыцари. На рисунке «Политический турнир» представлена острая сатира на «Союз 17 Октября» (рис.2) (Политический турнир, 1906). Комический эффект достигается тем, что средневековый рыцарь - октябрист - изображен верхом на ненастоящем, падающем игрушечном коне. Кадетский же рыцарь явно «благородного происхождения», храбрый и умелый боец. Перед нами историческая аллюзия. Весьма показательна карикатура под названием «Непрошенные визитеры» (рис.3). Россия представлена в образе дородной женщины в русском кокошнике, не желающей принимать к себе в гости октябриста и представителя партии правового порядка. Надпись под рисунком говорит сама за себя:
« -Барыня не приказали принимать! С богом!» (Непрошенные визитеры, 1906).
Анализируя донскую политическую карикатуру, мы видим, что к классово и идейно близким политическим силам отношение было более непримиримое, чем к очевидным противникам. Например, зимой □ весной 1906 г. кадеты практически не нападали на ультраправых монархистов. Жестокой критике подвергались октябристы. Правые либералы платили кадетам той же монетой. Карикатура, отражающая противостояние правого и левого крыла донского либерализма, поддерживается и вербальными источниками. Действительно, октябристы на Дону, в руководстве которых преобладали правые, зачастую в предвыборных кампаниях выступали единым блоком с «Союзом истинно русских людей» и не желали блокироваться с кадетами (К выборам, 1907). Активно использовалась донскими карикатуристами пиктографическая группа карикатур, состоящая из символов-жестов (например, известный русский кукиш), и «платяная» (стереотипные образы, например, такие как клоун).
При интерпретации политической карикатуры как жанра необходимо учитывать один из
важных ее признаков — «концепцию адресата». Согласно ей адресат, вовлеченный в «поле политики», владеет необходимыми фоновыми знаниями, в том числе информацией о политических событиях «текущего дня», знает основных действующих политиков на Дону [Дмитриев,1996, с.4]. Такое знание при прочтении карикатуры позволяет оценить работу художника и посмеяться вместе с автором над сюжетом. Понятная современникам карикатура для нынешнего читателя зачастую требует пояснений. Поэтому извлечь тот познавательный потенциал, который она содержит, можно, зная исторический контекст и понимая специфику сатирической графики.
Особенности восприятия карикатуры реципиентом заключаются в необходимости понять не только то, что он видит, но и ситуацию, породившую данную карикатуру. Например, «Временные правила об обществах и союзах» от 4 марта 1906 г. вызвали критику со стороны практически всех групп российского общества. Либералы нашли закон недостаточно последовательным, а провозглашенную свободу - декоративной. Это тотчас создало информационный повод для обсуждения правил в карикатуре. На рисунке «Временные правила» (рис.4) прочитывается декларативность дарованных свобод. Оппозиционным силам «Временные правила» заготовили «подарки с новым годом» в виде «кукишей» (Временные правила, 1906). Современники ощущали эфемерность упований на быстрый и безболезненный переход огромной, неповоротливой, консервативной России
от самодержавия к конституционной форме правления, критиковали беспомощность Государственной Думы. Это настроение талантливо выразил карикатурист газеты «Донская жизнь». На его рисунке Государственная Дума представлена в образе русской женщины, стоящей на площади возле Таврического дворца. Рядом с ней изображен беспомощный младенец «Бюджет». Всей своей позой женщина показывает, что «Бюджет» ей кажется недееспособным. Монолог Думы подтверждает это:
«- Ай, ай, что же мне делать-то с ним?
- А присматривать. Вылечить уже нельзя» (Бюджет, 1906).
Карикатуры в монархической донской прессе носили резко критический характер, отличались экспрессивностью и вызывающе непримиримым тоном в адрес своих противников, особенно либералов. По отношению к либералам проявляются ярко выраженные антиеврейские настроения черносотенства. На головы либералов сыпались обвинения в связи с евреями и прочими инородцами. Неоднократно подчеркивалось, что кадетская партия создана евреями. Об этом красноречиво свидетельствует рисунок «Каменный гость нашего времени» (рис. 5). На карикатуре конституционные демократы изображены собаками - «шавками», слугами евреев, работающими по их указке и на их деньги (Каменный гость..., 1906). Духом антисемитизма была проникнута вся правая донская визуальная сатира. Монархисты эксплуатировали религиозные чувства населения в своих политических целях. «Не ходи народ православный, - призывали донские черносотенцы со страниц газет, □ в жидовскую бурю» (Выборы в Думу, 1906). Либерал в глазах монархистов был опаснейшим революционером, стремившимся к уничтожению основ государства российского. Именно поэтому против них развернули активную критику, используя для этого визуальную сатиру как действенный канал распространения образов. В черносотенных и националистических газетах началась мощная кампания по поддержанию с помощью сатирической графики мифа о казаке как защитнике Отечества, Веры и Государя. Появилось множество карикатур, рисующий образ Донца как великорусского патриота. Свои усилия монархисты сконцентрировали на разоблачении кадетов как главных врагов донского казачества. Пропаганда полицейской службы казаков была одной из основных тем черносотенных газет. Монархисты обиделись от имени всего казачества на выступления казачьих депутатов в Думе первого созыва, которые призывали казаков отказаться от позорной полицейской службы. В карикатурах монархисты едко высмеивали оренбургского депутата казака М.И. Сидельникова, который призывал не использовать казака-воина как полицейского (Государственная дума, 1906, с.14, 28-29).
Образ либералов как соответствующих и времени, и потребностям страны носителей свободы прочно закрепился в карикатурах прогрессивных донских газет. Это было закономерно, так как партия должна была предстать перед избирателями во всем многообразии своих возможностей. Так, рисунок под названием «Богатыри (Вольное подражание Васнецову)» (рис.6) изображает кадетов главными защитниками Дона и казачества. В этой карикатуре используется распространенный стилистический прием - аллюзия. В роли Ильи Муромца на вороном коне изображен представитель кадетской партии. Добрыня Никитич - член дружеской кадетам либеральной партии прогрессистов. Лошадь же, которую бравый казак, член партии правового порядка, упорно бьет нагайкой, отказывается скакать (Богатыри., 1906). Используя визуальную сатиру, кадеты сумели привлечь внимание к своей программе, сделав акцент на решении «донских» вопросов.
Карикатура изображала местных либералов как главных борцов с бюрократией и произволом донских властей. На карикатуре «Сюрприз» представители донской администрации и войскового начальства неприятно удивлены победой конституционных либералов на выборах в Государственную Думу второго созыва в области войска Донского. Кадет, «как черт из табакерки», неожиданно выпрыгивает из избирательной урны и оставляет всех политических противников «с носом» (Сюрприз, 1906). Нам встретилась еще одна карикатура, иллюстрирующая результаты этих выборов в регионе. Изображена игра в битки пасхальными яйцами между кадетами и партией правового порядка. В пасхальной битве на яйцах победил кадет. Рисунок дополняется следующим монологом донского конституционного демократа:
« - Ка- Де: - Ха, ха, вот так побились!
- Мое то яичко целешенько, а ваше, кажется, немного поломалось.» (Игра в битки, 1906). Донская администрация, войсковое начальство, видевшие в казаках консервативную силу и надеявшиеся на помощь казачьих выборщиков при выборах донских депутатов, были неприятно удив-
лены результатами выборов и озадачены позицией казачества (ГАРО. Ф.826. Оп. 2. Д.47. Л.5).
Предметом жанра политической карикатуры является не только злободневное общественно -политическое событие, но и политический скандал, связанный с личной жизнью политика, отраженный в сатирическом изображении объектов, к нему причастных, а также в умышлено искаженном представлении его высказываний. Так, излюбленными героями донских карикатур явились лидер донских кадетов В. А. Харламов, предводитель дворянства Черкасского округа, лидер партии правового порядка А.П. Леонов, прогрессист И.Н. Ефремов и др. «Голос Дона» предпринял попытку развенчать позитивный образ донского политического деятеля, одного из руководителей областной донской кадетской организации В.А. Харламова. В ответ на кадетские статьи о Харламове явно рекламного характера националисты выпустили карикатуру, в которой тот обвинялся в растрате крупной суммы денег, которую он взял за написание истории Донского края. Надпись в карикатуре была недвусмысленная:
«История... история. Гм! Что же писать дальше?
- Хоть бы еще тысчонку дали - авось найду второе слово!» (Новочеркасский Нестор, 1906).
Налицо критика несоответствия больших денежных растрат, с одной стороны, и ничтожного
результата их использования - с другой.
Исследование донской сатирической графики позволило обнаружить в вербальном ряду карикатуры и каламбур. Так, в основу карикатуры в газете «Приазовский край» лег следующий каламбур - диалог между чиновниками:
«- Нам теперь о партиях нечего думать, начальство запретило.
- Как нечего думать о партиях? Я еще холостой» (Разговор о партиях, 1906).
Весьма показательна еще одна карикатура под названием «Решительная партия» (Решительная партия, 1907). На ней изображен октябрист, похожий на лидера «Союза 17 Октября» А.И. Гучкова, который играет партию в бильярд с кадетами и эсдеками. В карикатуре часто используется феномен преувеличенной похожести хорошо известных лиц или институтов для привлечения внимания. Приведенные каламбуры основаны на многозначности слова «партия». На наш взгляд, надписи к карикатурам помогают понять ситуацию в целом, но вербальный компонент, несмотря на смысловую самостоятельность, не может быть правильно понят без изобразительного компонента.
При создании карикатур донские художники часто обращались к иронии. Но если в художественных произведениях ирония основана на противоречии между формой и содержанием, то в карикатуре, как разновидности креолизованного текста, этот стилистический прием строится на смысловом противоречии вербального компонента и изображения. Примером может послужить карикатура, на которой изображен член партии правового порядка в роли воинственного казака с саблей, который гонится за девушкой по имени «Свобода» (рис.7). Вербальная часть рисунка заключается в следующих строках:
«По улице мостовой
Шла девица за водой,
За ней парень молодой.
Кричит: девица, постой!
Красавица обожди! -
Белы ручки подожми» (Правовой порядок, 1906).
Текст в карикатуре явно противопоставляется изображению. Таким образом, политическая карикатура имеет многофункциональный характер, является формой невербального общения, служит одновременно политическим оружием и средством выражения политических требований.
Донская политическая карикатура представляет собой лингвовизуальный феномен и выступает жанровой разновидностью креолизованного текста, фактура которого состоит из двух негомогенных частей: вербальной (языковой, речевой) и невербальной (принадлежащей к другим системам) [Сорокин, Тарасов, 1990, с.6]. В донской политической карикатуре начала ХХ в. слово и рисунок □ два равноправных вида знаков. Карикатуристы исходили из убеждения в том, что визуальное нуждается в вербальной поддержке, а вербальная коммуникация □ в визуальном опосредовании. В политической карикатуре донских газет можно наблюдать гибридную форму взаимодействия вербального и визуального, которая образует разнонаправленные векторы в идентификации.
Политическая агитация и использование визуальных приемов борьбы были для России новым явлением, вошедшим в жизнь россиян вместе с новыми политическими институтами. Но нор-
мой повседневной жизни они так и не стали. Отсюда оживление общественной жизни лишь в периоды избирательных кампаний и тотальная «спячка» в периоды между ними. Административная опека сковывала всю общественную инициативу. В этих условиях политическая агитация и пропаганда деформировались, приобретали уродливые черты, что свидетельствовало о специфике российской политической культуры.
Карикатура представляет собой и важный источник изучения казачьей этносословности, и эффективное средство ее конструирования. Особое значение способность карикатуры к гиперболизации, искажению приобретает в процессах коллективной идентификации. Сама природа карикатуры позволяет ей принимать активное участие в создании образов «Своих» и «Чужих», а также в проведении символической границы между ними, игнорируя сходство и акцентируя различие. При этом в отличие от других форм визуализации произведения карикатуристов распространяются широко и оперативно, а их «потребление» не требует специальной подготовки.
Как исторический источник политическая карикатура важна и интересна тем, что емко отображает представления людей о своем времени и позволяет выявить способы формирования массового сознания. Поскольку карикатура адресована широкой аудитории, ее авторы используют такие средства и приемы, которые способны внятно, доходчиво передать замысел. На языке зрительных образов сатирическая графика предлагает определенное толкование и оценку того, что произошло, обращаясь не только к сознанию человека, но и прежде всего к его эмоциональному восприятию. Публикация в прессе превращала сатирическую графику в мощное средство воздействия на массовое сознание. Политическая карикатура является своеобразным «зеркалом», четко отражающим реалии своего времени. При этом политическая принадлежность художника всегда сказывалась на его творениях. Поэтому каждое «зеркало» в конкретном случае имело известный коэффициент искривления. Карикатуристы разных политических партий давали разные оценки одним и тем же событиям и явлениям. Чтобы корректировать искажение, исследователь использует несколько «зеркал» [Голиков, Рыбаченок, 2010, с. 295]. Понимая язык сатирической графики и обращаясь к ней наряду с другими источниками, он получает возможность составления комплексного, а значит, более многомерного представления о прошлом.
Список источников
Богатыри. (Вольное подражание Васнецову) // Донская жизнь: Приложение к газете. 1906. №91. Бюджет // Донская жизнь: Приложение к газете. 1906. №75. Временные правила // Донская жизнь: Приложение к газете. 1906. №311. Выборы в Думу // Приазовский край. 1906. 12 апр.
Государственная Дума. Стенографические отчеты. Сессия 1. Т.1. СПб., 1906. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. 826. Оп.2. Д.47. Л.5. Заседание партии правового порядка // Донская жизнь. Приложение к газете. 1906. №81. Игра в битки // Донская жизнь: Приложение к газете. 1906. №87. К выборам // Приазовский край. 1907. 21 янв.
Каменный гость нашего времени // Голос Дона: Приложение к газете «Колокольчики». 1906. №18.
Непрошенные визитеры // Донская жизнь: Приложение к газете. 1906. №87.
Новочеркасский Нестор // Голос Дона. Приложение к газете «Колокольчики». 1906. №16.
Политический турнир // Донская жизнь: Приложение к газете. 1906. № 301.
Правовой порядок и свобода// Донская жизнь: Приложение к газете 1906. №18.
Разговор о партиях // Приазовский край: Приложение к газете. 1906. 5 нояб.
Решительная партия // Приазовский край: Приложение к газете. 1907. 17 нояб.
Сюрприз // Донская жизнь: Приложение к газете. 1906. №28.
Библиографический список
Dahlmann D. Von Duma zu Duma: Hundert Jahre russischer Parlamentarismus.V&R Unipress. 2009. February.
Pascal T. Wahlen im Weichselland: Die Nationaldemokraten in Russisch-Polen und die Dumawahlen 1905-1912. Stuttgart, 2007.
Айнутдинов А. С. Типология и функции карикатуры в прессе // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. Вып. 23, № 21 (122).
Ватлин А.Ю., Малашенко Л.Н. История ВКП (б) в портретах и карикатурах ее вождей. М., 2007.
Голиков А.Г., Рыбаченок И. С. Смех - дело серьезное. Россия и мир на рубеже XIX-XX вв. в
политической карикатуре. М., 2010.
Дмитриев А.В. Социология юмора: очерки. М., 1996.
Кирьянов И.К. Российские парламентарии начала ХХ в.: новые политики в новом политическом пространстве. Пермь, 2006.
Москин Д.Н. Краткая энциклопедия карикатуры. Петрозаводск, 2000.
Орлова Г. А. «Карты для слепых»: политика и политизация зрения в сталинскую эпоху // Визуальная антропология: режимы видимости при социализме / под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова. М., 2009.
Патрикеева О.А. Российская общественность и выборы в I и II Государственную думу (19051907). СПб., 2005.
Селунская Н., Тоштендаль Р. Зарождение демократической культуры: Россия в начале ХХ в. М., 2005.
Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативные функ-ции//Оптимизация речевого воздействия. М., 1990.
Яичница всмятку, или Несерьезно о серьезном: над кем и над чем смеялись в России в 1917 г. М., 1992.
Дата поступления рукописи в редакцию 27.07.2015
VISUALIZATION OF POLITICAL LIFE OF RUSSIA IN THE EARLY 20th CENTURY: ELECTIONS TO THE STATE DUMA IN THE DON
REGION
M. V. Bratolyubova, I. G. Brizgalova
Southern Federal University, B. Sadovaya str., 105/42, 344006, Rostov-on-Don, Russia
m.bratolyubova2015@yandex.ru
ibrizgalova@yandex.ru
The paper dwells upon political cartoons as a part of broad cultural and political discourse. Visualization of the political in late imperial Russia was realized through satirical graphics, i.e. a visual mediator that could deliver a political message. The Don printed media shows how political cartoons were adapted to the needs of political symbols exchange. The conclusion is drawn that visual images, used by political forces during the elections to the State Duma of the Russian Empire, served as a powerful tool for propaganda and promotion of parties' ideas and programs. The Don political cartoons demonstrated various representative symbols: "Aesopic", "pictographic" groups. The analysis of the Don satirical graphics revealed the use of puns in the cartoons' verbal row. The authors demonstrate that the Don political cartoons are a linguo-visual phenomenon and a genre variety of creolized text the structure of which comprises two non-homogenous parts: verbal and non-verbal. The article displays the Cossacks-related specifics of the Don satirical graphics. The cartoons are an important source for exploration of the Cossacks' ethnic stratification and efficient means of its construction. The ability of cartoons for exaggeration, distortion becomes of key importance for the process of collective identification. The very essence of cartoons makes it possible for them to take part actively in creating "friends" and "foes" as well as in creating symbolic divide between them while ignoring the similarity and emphasizing the differences.
Key words: elections to the State Duma, political cartoons, Cossacks-related specifics.
References
Aynutdinov A. S. Tipologiya i funktsii karikatury v presse. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo univer-siteta. 2008. Vyp. 23, № 21 (122).
Bogatyri. (Vol'noe podrazhanie Vasnetsovu). Donskaya zhizn': Prilozhenie kgazete. 1906. №91. Byudzhet. Donskaya zhizn': Prilozhenie k gazete. 1906. №75.
Dahlmann D. Von Duma zu Duma: Hundert Jahre russischer Parlamentarismus.V&R Unipress. 2009. February. Dmitriev A.V. Sotsiologiya yumora: ocherki. M., 1996.
Golikov A.G., Rybachenok I.S. Smekh - delo ser'eznoe. Rossiya i mir na rubezhe XIX-XX vv. v politicheskoy karikature. M., 2010.
Gosudarstvennaya Duma. Stenograficheskie otchety. Sessiya 1. T.1. SPb., 1906. Gosudarstvennyy arkhiv Rostovskoy oblasti (GARO). F. 826. Op.2. D.47. L.5. Igra v bitki. Donskaya zhizn': Prilozhenie k gazete. 1906. №87.
K vyboram. Priazovskiy kray. 1907. 21 yanv.
Kamennyy gost' nashego vremeni. Golos Dona: Prilozhenie k gazete «Kolokol'chiki». 1906. №18.
Kir'yanov I.K. Rossiyskie parlamentarii nachala XX v.: novye politiki v novom politicheskom prostranstve.
Perm', 2006.
Moskin D.N. Kratkaya entsiklopediya karikatury. Petrozavodsk, 2000. Neproshennye vizitery. Donskaya zhizn': Prilozhenie kgazete. 1906. №87. Novocherkasskiy Nestor. Golos Dona. Prilozhenie k gazete «Kolokol'chiki». 1906. №16.
Orlova G. A. «Karty dlya slepykh»: politika i politizatsiya zreniya v stalinskuyu epokhu. Vizual'naya antro-pologiya: rezhimy vidimosti pri sotsializme / pod red. E.R. Yarskoy-Smirnovoy, P.V. Romanova. M., 2009. Pascal T. Wahlen im Weichselland: Die Nationaldemokraten in Russisch-Polen und die Dumawahlen 1905—
1912. Stuttgart, 2007.
Patrikeeva O.A. Rossiyskaya obshchestvennost' i vybory v I i II Gosudarstvennuyu dumu (1905-1907). SPb.,
Politicheskiy turnir. Donskaya zhizn': Prilozhenie k gazete. 1906. № 301. Pravovoy poryadok i svoboda. Donskaya zhizn': Prilozhenie kgazete 1906. №18. Razgovor o partiyakh. Priazovskiy kray: Prilozhenie k gazete. 1906. 5 noyab. Reshitel'naya partiya. Priazovskiy kray: Prilozhenie kgazete. 1907. 17 noyab.
Selunskaya N., Toshtendal'R. Zarozhdenie demokraticheskoy kul'tury: Rossiya v nachale XX v. M., 2005. Sorokin Yu.A., Tarasov E.F. Kreolizovannye teksty i ikh kommunikativnye funktsii. Optimizatsiya rechevogo vozdeystviya. M., 1990.
Syurpriz. Donskaya zhizn': Prilozhenie kgazete. 1906. №28.
Vatlin A.Yu., Malashenko L.N. Istoriya VKP (b) v portretakh i karikaturakh ee vozhdey. M., 2007. Vremennye pravila. Donskaya zhizn': Prilozhenie k gazete. 1906. №311. Vybory v Dumu. Priazovskiy kray. 1906. 12 apr.
Yaichnitsa vsmyatku, ili Neser'ezno o ser'eznom: nad kem i nad chem smeyalis' v Rossii v 1917 g. M., 1992. Zasedanie partii pravovogo poryadka. Donskaya zhizn'. Prilozhenie k gazete. 1906. №81.
2005.
Рис.1. «Заседание партии правового порядка» (Донская жизнь: Приложение к газете. 1906. №81)
Рис.3. «Непрошенные визитеры» (Донская жизнь: Приложение к газете. 1906. №87)
сь Новымъ Годомъ !
( ТОЖЕ П оправит Е лн.\
Рис. 4. «С Новым годом! Тоже поздравители» (Донская жизнь: Приложение к газете. 1906. №311)
Рис. 5. «Каменный гость нашего времени» (Голос Дона: Приложение к газете «Колокольчики». 1906. №18)
ввгАта? н.
(Вольное подражание" В, М. Васнецову).
Рис.6. «Богатыри» (Вольное подражание Васнецову) (Донская жизнь: Приложение к газете. 1906. №91)
Шла дЬипда за водой, За ней панель молодой Кря'ШТ'ъг дЬаица, постоН! Красавица обожди! — Б'Ьлм ручки подожми.
Рис.7. «Правовой порядок и свобода» (Донская жизнь: Приложение к газете. 1906. №18)