Визит Эдварда Бенеша в Москву
107
в СССР Зденек Фирлингер и другие официальные лица. Томительное ожидание продолжения пути не пропало даром: с Корнейчуком (в присутствии Фирлингера, который делал соответствующие записи) были обсуждены все вопросы, которые Бенеш намеревался выяснить и решить в Москве, в том числе и славянский вопрос. Президент, сам последовательный сторонник идеи славянского единства в целях противодействия германской агрессии, старался уточнить, как ее, эту идею, понимают в Кремле.
Здесь следует сказать несколько слов о А.Е. Корнейчуке (1905-1972), одной из видных фигур тогдашнего советского истеблишмента, именитом молодом драматурге сталинской эпохи. К этому времени из-под его пера вышел не один десяток драматургических произведений, в том числе и историческая драма «Богдан Хмельницкий» (1939 г.), посвященная освободительной борьбе украинского народа в XVII в. и воссоединению Украины с Россией. В 1934—1941 гг. Корнейчук являлся председателем Союза писателей Украины. Написанная по заказу И.В. Сталина, а затем лично им правленая пьеса Корнейчука «Фронт», в 1942 г. была поставлена во МХАТе. К этому времени Корнейчук, которому тогда еще не было сорока лет, стал уже трижды лауреатом Сталинской премии (всего он пять раз получал это звание). В 1943 г. он был избран академиком АН СССР и стал заместителем наркома иностранных дел. Кроме того, с момента создания Всеславянского комитета в Москве Корнейчук активно участвовал в его деятельности, являясь главой украинской секции и заместителем председателя Комитета генерал-лейтенанта A.C. Гундорова. Польскую секцию возглавляла тогда польская писательница Ванда Василевская, которая, кстати, стала третьей женой Корнейчука. Руководителем чехословацкой секции являлся крупный чешский ученый-эмигрант Зденек (Романович) Неедлы, с которым у Корнейчука установились теплые дружеские отношения. Чехословацкие эмигранты, в том числе и посланник, затем посол в СССР 3. Фирлингер, нередко бывали на заседаниях Комитета, помогали в его деятельности, участвовали в проводимых им мероприятиях, радиомитингах. Идея славянской взаимности и единения в борьбе с гитлеровским нацизмом заняла к тому времени прочное место в советской политике и пропаганде. Так что Корнейчук и Фирлингер были хорошо знакомы уже ранее и по линии НКИД, и по линии Всеславянского комитета. Очевидно, Фирлингер соответствующим образом представил его и Бенешу.
Надо сказать, что в НКИД уже в это время витала мысль о «жизненном, положительном значении» пакта «о взаимопомощи между славянскими народами как на время войны с Германией и ее союзниками, так и на послевоенный период». Пожалуй, впервые она была высказана в инструкциях, данных руководством НКИД послу СССР при союзных правительствах в Лондоне А.Я. Богомолову для разговора с Бенешем 31 июля 1942 г.2 Более подробно эта идея рассматривалась в пространной записке «Польско-чехословацкая конфедерация», подготовленной Центральноевропейским отделом НКИД в октябре 1942 г. и направленной наркому иностранных дел
108
В.В. Марьина
В.М. Молотову: «Укрепление отношений между славянскими странами на почве совместного сопротивления гитлеризму в своем естественном развитии могло бы вылиться в пакт о взаимопомощи не только на период нынешней войны против Германии, но и на длительный послевоенный период. Такой пакт сыграл бы огромную роль для ограждения национальной независимости славянских народов Средней Европы». Подчеркивались выгоды, которые для них представлял бы «основанный на взаимопомощи союз славянских стран», а также положительное значение создания «прочной и деятельной системы взаимопомоши между этими народами для устойчивости всей организации послевоенной Европы»3. Корнейчук, по всей видимости, являлся сторонником этой идеи. Поддерживал ее в принципе и Бенеш, настаивавший, вопреки недовольству англичан, на своей поездке в Москву и подписании чехословацко-советского договора о взаимопомощи и сотрудничестве сроком на 20 лет. Корнейчуку, вступившему на дипломатическую стезю в 1943 г., естественно, были известны все перипетии, связанные с заключением договора.
В Лондоне, где тогда пребывало чехословацкое эмигрантское правительство, хорошо знали о деятельности Всеславянского комитета, о проводимых им радиомитингах В частности, полная стенограмма третьего митинга (9 мая 1943 г.), на котором выступал и командир чехословацкой воинской части в СССР Л. Свобода, была отправлена и Чехословацкому комитету славянской солидарности в Великобританию. Отчет о митинге передавали все европейские секции Британской радиовещательной компании. Чешская секция повторила передачу несколько раз. В Лондоне материалы митинга были изданы брошюрой на английском языке. Доставлялся в Лондон и журнал «Славяне». Хотя, следует сказать, что не все и не всегда на Западе однозначно положительно относились к идее славянской взаимности и взаимопомощи. «Англо-американская публика боится панславизма», - констатировалось в приложении к отчету о работе Всеславянского комитета за 8 месяцев 1943 г. Тем более, что нацистская пропаганда и антисоветские круги на Западе рассматривали Всеславянский комитет как инструмент советизации славянских стран и Европы в целом.
16-17 октября 1943 г. состоялся VI расширенный пленум Комитета4 с целью подвести итоги деятельности, наметить ее перспективы и призвать все славянские народы к усилению борьбы за быстрейший разгром «ненавистного врага»5. В числе гостей пленума были 3. Фирлингер, начальник чехословацкой военной миссии в СССР полковник Гелиодор Пика и член Госсовета Чехословакии Богумил Врбенский (они также встречали Бенеша в Ха-банье), депутаты парламента ЧСР коммунисты Клемент Готвальд, Вацлав Копецкий, Ян Шверма. Так что о деятельности Комитета, о том, как относятся в Москве к славянскому вопросу и идее славянского единства, Бенешу было известно достаточно хорошо. И. тем не менее, он решил обсудить этот вопрос с Корнейчуком. Согласно воспоминаниям Фирлингера6, Бенеш поставил перед советским дипломатом следующие вопросы: а) можно ли
116
В. В. Марьина
ставит перед собой много задач. Весь мир должен понять, что и для других народов эта политика преследует здоровые и справедливые цели.
Базой и основным направлением для будущей славянской политики будет то, о чем вы говорите на своих конгрессах. Славянская политика и в международном, и во внутреннем смысле должна быть поистине демократической, народной политикой, такой же, как в Советском Союзе, и такой, какую мы пытались осуществить в Чехословакии16. К этой политике присоединятся и другие славянские народы. И вы поможете им сотрудничать между славянами.
В заключение я хотел бы сказать, что желаю вашему комитету успеха в работе. Я надеюсь, что огромная проводимая вами работа будет оценена в будущем и в освобожденных от немецких захватчиков государствах. Я со своей стороны обещаю вам сделать все, что от меня зависит. Я надеюсь, что мы с вами будем такими же друзьями и в будущем. Мы будем вам помогать так, как можем, для того, чтобы поставленная вами задача объединения славянских народов имела полный успех.
Наконец, разрешите мне, как чехословаку, поблагодарить председателя чехословацкой секции, которая вместе с вами работала и для всех славян, и для Чехословакии под руководством профессора Зд. Неедлы, пионера сотрудничества Советского Союза с Чехословацкой республикой, и с большим успехом продолжает свою политическую и культурную работу для национального сотрудничества чехословацкого народа и других славянских народов в России.
Я подчеркиваю, что верю, глубоко верю в то, что Всеславянский комитет находится на правильном пути, что он делает великое дело для будущего. И я пожелаю вам в вашей работе для нашего освобождения большого и полного успеха»17.
Несомненно, что это выступление носило, прежде всего, политико-пропагандистский характер. Но несомненно и то, что Бенеш являлся искренним сторонником идеи славянской взаимности, славянского единства в борьбе, в первую очередь, против угрозы германской агрессии. Как защитник и ученый-пропагандист этой идеи он выступал особенно во время войны18. После возвращения в Лондон Бенеш написал большую статью «Новая славянская политика», которая была опубликована в американском журнале «Фри уорлд». «Правда» в обширной статье под тем же названием поместила обзор этой работы19. В ней рассказывалось о борьбе славян за свободу, начиная с XIX в. и кончая Второй мировой войной, рассматривались возникшие в прошлом проблемы и пути их решения. Выступая за сплочение славянских народов, их единение, Бенеш в то же время указывал: «Это не значит, что славянские государства должны отказаться от независимости и создать прочный блок. Наоборот, каждое из них должно вести собственную независимую национальную политическую жизнь с собственными демократическими институтами... Я надеюсь, что после войны славянские народы захотят разрешить все славянские международные и внутренние