Научная статья на тему 'Витальная потребность в мировоззрении в эпоху биотехнологической революции'

Витальная потребность в мировоззрении в эпоху биотехнологической революции Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
339
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ / БИОТЕХНОЛОГИЯ / БИОЭТИКА / ВИТАЛЬНОСТЬ / ГНОСЕОЛОГИЯ / ДИАЛЕКТИКА / ИДЕНТИЧНОСТЬ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ОНТОЛОГИЯ / ЧЕЛОВЕК / AXIOLOGY / BIOTECHNOLOGY / BIOETHICS / VITALITY / EPISTEMOLOGY / DIALECTICS / IDENTITY / PHILOSOPHY OF LIFE / ONTOLOGY / A MAN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кашапов Федор Адеевич, Григорьева Людмила Михайловна, Цейсслер Виктор Эдмундович

Рассматривается актуальная проблема взаимосвязи знаний о жизни с мировоззренческой проблематикой. Показано, что выработка человеком целостного «витального» мировоззрения является необходимым условием его полноценного существования в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VITAL NECESSITY IN PHILOSOPHY IN THE ERA OF BIOTECHNOLOGICAL REVOLUTION

The article deals with the topical issue of interrelation of knowledge about life with philosophic topics. It is shown that vital philosophy of a person is a necessary condition of proper existence in modern world.

Текст научной работы на тему «Витальная потребность в мировоззрении в эпоху биотехнологической революции»

ББК: Ю621+Ю715 УДК: 17+111+124.5

Ф. А. Кашапов, Л. М. Григорьева, В. Э. Цейсслер

витальная потребность в мировоззрении в эпоху биотехнологической революции

F. A. Kashapov, L. M. Grigorieva, V. E. Zeissler VITAL NEcESSITY IN pHILosopHY

in the era of biotechnological revolution

Рассматривается актуальная проблема взаимосвязи знаний о жизни с мировоззренческой проблематикой. Показано, что выработка человеком целостного «витального» мировоззрения является необходимым условием его полноценного существования в современном мире.

Ключевые слова: аксиология, биотехнология, биоэтика, витальность, гносеология, диалектика, идентичность, мировоззрение, онтология, человек.

The article deals with the topical issue of interrelation of knowledge about life with philosophic topics. It is shown that vital philosophy of a person is a necessary condition of proper existence in modern world.

Keywords: axiology, biotechnology, bioethics, vitality, epistemology, dialectics, identity, philosophy of life, ontology, a man.

кризис ценностных ориентиров, поиск персональной идентичности в рассогласованном мире, утрата смысловой жизненной энергии актуализируют потребность в целостном взгляде на мир и соответственно выдвигают мировоззренческую проблематику на первое место. Биотехнологическая революция в медицине также актуализирует классические мировоззренческие проблемы жизни и смерти, поиска смысла жизни и своей психосоматической идентичности. Сегодня биоэтика, которая буквально переводится как этика и философия жизни, осуществляет поиск нравственных и мировоззренческих ценностей, которые могли бы стать практическим руководством для принятия решений в ситуациях, когда человек на своей «шкуре» ощущает столкновение с новыми биомедицинскими технологиями. Одной из главных проблем человека в эпоху плюрализма и мировоззренческой всеядности является поиск своей идентичности. Желание быть самим собой, стремление к самоопределению и духовному возрождению связано с потребностью укорениться в «текучем» мире и тем самым сохранить свою личность в потоке жизни.

В курсе философии значимость темы «мировоззрение» не осознается в полной мере. Это связано с тем, что рассмотрение данной темы не затрагивает истинную духовную потребность современного человека, внимание чаще обращается не к сердцу, а к разуму человека. Поэтому «воззрение на мир» не обладает жизненной силой, «витальной» энергией. Мировоззрение является важнейшей функцией философии, в которой рассматриваются «скрытые» онтологические, бытийные проблемы. даже в религии идея существования Бога является основой понимания всего сущего, хотя сам Бог остается вне пределов понимания. Если сводить предмет философии к гносеологической функции, к логико-методологической проблематике и сциен-

тистскому «видению» мира, то функции философии будут выглядеть «безосновными», ущербными и, в частности, неспособными противостоять религии. Задача философии состоит в том, чтобы способствовать преодолению фрагментарности человеческих знаний и формированию целостного воззрения на мир. Фрагментарное восприятие мира является следствием узкой специализации сциентистского взгляда на действительность. Поэтому оно не способно обнаружить пути выхода из тупика глобальных проблем, в который оказалось загнанным современное человечество. Современная западная цивилизация достигла необычайных высот в искусстве «расчленения» (О. тоффлер) целого на части, а именно в разложении действительности на мельчайшие компоненты. Однако мы нередко «забываем» собрать разъятые части в единое целое.

Возникают вопросы, связанные с тем, как преодолеть фрагментарность человеческих знаний, как найти целостный образ существующего мира, как создать адекватный язык для общения с самой жизнью в ее целостном измерении. движение к «новому» мировоззрению должно соответствовать современному пониманию жизни и учитывать позитивные и негативные воздействия революционных биотехнологий на ее функционирование. Важнейшей задачей философии, ориентированной на связь с наукой, является поиск адекватной мировоззренческой опоры при выходе из духовного кризиса, поиск подлинного ценностного бытия и на этой основе создание концептуального базиса рефлексии над своим «повседневным» жизненным миром.

Полноценная жизнь человека предполагает выработку целостного, устойчивого мировоззрения, позволяющего жить без иллюзий и адекватно реагировать на изменения в мире. Мировоззрение становится витальной потребностью современного человека. Смысл термина «витальность» выражает-

Ф. А. Кашапов, Л. М. Григорьева, В. Э. Цейсслер

Витальная потебность в мировоззрении в эпоху биотехнологической революцииф

ся в жизненности и устремленности к целостному миру, в особого рода мировоззренческой жажде бытия. Так, А. Швейцер говорит о мировоззрении как «жизневоззрении». дорбро и зло рассматриваются как категории, имеющие онтологическую ценность. Поэтому философия и этика глубоко взаимосвязаны в поисках своих жизненных оснований. А.Швейцер отмечал, что оптимистично то мировоззрение, которое бытие ставит выше небытия и тем самым утверждает мир и «жизнь» как нечто ценное само по себе. По его мнению, каждому человеку необходимо выработать свое «жизневоззрение», ядром которого является идея «благоговения перед жизнью». Этическое мировоззрение великого гуманиста основывается на постулате: добро — это то, что служит сохранению жизни, а зло есть то, что уничтожает или препятствует ей.

В монографии «Душа в дебрях технологий» (2004) А. В. Перцев анализирует феноменологическое описание психоза, данное К. Ясперсом, и то, как человек приходит к выработке устойчивого воззрения на мир. В качестве методологической основы исследования психоза используется диалектика Гераклита, ее релятивистские аспекты. Гипертрофия изменчивости в процессе движения выражается в идее о том, что «все течет»; все изменяется; нельзя дважды войти в одну и ту же реку; ничего нельзя назвать по имени. Рассуждения о мире как реке, которая непрерывно изменяется, есть, прежде всего, указание на изменчивость мира и на отсутствие внутренней опоры в собственной душе. Гераклитовская диалектика, абсолютизирующая изменчивость и текучесть мира, неожиданным образом прорвалась в нашу эпоху. Гераклитовский «поток» как цунами обрушился на нашу культуру, политику, науку и медицину, сметая островки устойчивости, доброты и самоидентификации человека.

У здорового человека, по К. Ясперсу, есть «нечто», что заслуживает названия — «витальная потребность в мировоззрении». Либо адаптивная реакция в виде устойчивого взгляда на мир, либо дезадаптивная реакция в виде невроза.

термин «витальность» имеет множество значений: импульс, порыв, побуждение, инстинкт, влечение, склонность, стремление. У здорового человека есть импульс, заставляющий его создавать мировоззрение, есть порыв, заставляющий страстно желать мировоззрения, есть бессознательное влечение к мировоззрению, которое сродни «инстинкту» (А. В. Перцев). Это и есть «витальная потребность в мировоззрении», присущая здоровому человеку. данная потребность «витальна», потому что человек не способен жить нормально, если не имеет возможности ее удовлетворять, он перестает быть самим собой и теряет свою идентичность. Витальная потребность в мировоззрении, желание быть самим собой заставляют человека строить свое отношение к миру в целом, определяя свое место и возможности в нем.

данный подход особенно актуален для понимания такого феномена современной культуры как

биоэтика, этика жизни. Биоэтика — это система знаний о принципах допустимого манипулирования жизнью и смертью человека. Это сфера применения современных биомедицинских технологий к человеку. Сверхзадача биоэтики имеет мировоззренческий и «витальный» характер, а именно — защита жизни на индивидуальном и популяционном уровне от агрессии науки, от неконтролируемого биотехнологического вмешательства в природу человека и в его психику. Поэтому проблема человека остается вечной проблемой философии, стержнем которой является поиск путей свободного развития личности, защита экзистенциальных прав человека, а в условиях современной биотехнологической революции — защита его биосоциальной целостности и идентичности. В этой связи для философии чрезвычайно актуально переосмысление концептуального видения человека в мире с учетом реального места, которое начинает занимать проблема определения границ допустимого манипулирования жизнью и смертью в бытийных основаниях личности.

Философия ставит вопрос о специфике «нового» мировоззрения. действительно, очень важно знать, каковы философские, религиозные и естественнонаучные основания того мировоззрения, которое будет определять судьбу человека. как соотносятся «вечные» мировоззренческие проблемы жизни и смерти, смысла жизни, добра и зла и современные «биотехнологические» решения в сфере биомедицины.

Путь в будущее прокладывает биотехнологическая революция. Самая существенная угроза, исходящая от современной биотехнологии — это возможность того, что она изменит не просто психологическую идентичность, а глубинную базисную сущность человека. Естественно возникает вопрос: какое будущее нас ждет? Останемся ли мы «человеческими существами» в «постчеловеческом будущем» (Ф. Фукуяма)?

В целом биоэтика возникла как ответ на «витальную» потребность в мировоззрении. Биоэтика является такой формой знания, в которой формируется социокультурный механизм самозащиты человека. таким образом, возникновение и развитие биоэтики связано с тем, что в обществе срабатывает специфическая система безопасности, которую можно назвать «системой психологической самозащиты» (А. В. Перцев), связанная со способностью формировать устойчивое мировоззрение.

Необходимо отметить, что на формирование современного мировоззрения оказывают влияние изменения в духовной ситуации самого общества, демократизация общественного сознания, в котором центральное место начинает занимать идея прав человека, уважение его автономии и достоинства. В целом это приводит к изменению меры социальной ответственности человека за жизнь как планетарного и космического феномена. Защита жизни совпадает с борьбой за реальный гуманизм как парадигмы подлинного человеческого бытия.

Поступила в редакцию 11 июля 2012 г.

Серия «Социально-гуманитарные науки», выпуск 19

167

философия и социология

гРИгоРьЕВА людмила Михайловна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии, Южно-Уральский государственный университет. Сфера научных интересов: проблемы гносеологии и методологии научного познания. E-mail: [email protected]

GRIGoRIEVA Liudmila Mikhailovna, Candidate of Science (Philosophy), Associate Professor of the Department of Philosophy and Sociology of South Ural State University. Research interests: problems of epistemology and methodology of scientific cognition. E-mail: [email protected]

КАШАПоВ Федор Адеевич, доктор философских наук, доцент, профессор кафедры социально-гуманитарных наук, Челябинская государственная медицинская академия. Область исследований: онтология, антропология, социальные проблемы науки, биоэтика.

KAsHApoV Fyodor Adeevich, Doctor of Science (Philosophy), Associate Professor, professor of the Department of Social Science and Humanities of Chelyabinsk State Medical Academy. Research interests: ontology, anthropology, social problems of science, bioethics.

цЕйССлЕР Виктор Эдмундович, старший преподаватель кафедры философии и социологии, Южно-Уральский государственный университет. Научные интересы: проблема человека в философии. Автор 42 научных и методических публикаций. E-mail: [email protected]

ZEIssLER Viktor Edmundovich, senior lecturer of the Department of Philosophy and Sociology of South Ural State University. Research interests: the notion of a man in philosophy. He is the author of 42 scientific and methodic publications. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.