ББК Ю217 + Ю717 + Ю66
Ф.А. Кашапов, В.Э. Цейсслер, М.С. Губайдуллина
БИОЭТИКА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ СТАНОВЛЕНИИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РОССИИ
В последней четверти XX века появились новые биомедицинские технологии, которые принципиально изменили реальность нашей жизни. Эти технологии уже сейчас позволяют вторгаться в глубинные процессы человеческой жизни, изменять геном человека, управлять механизмами размножения и процессами умирания, трансплантировать органы, изъятые из тел умерших людей и т. д. Возникает беспрецедентная ситуация, когда человеческая жизнь может стать и становится объектом различных биомедицинских манипуляций, включая размножение в пробирке, суррогатное материнство, донорство, куплю-продажу, т. е. коммерческое использование человеческих органов и тканей. Происходит глобализация биомедицинских проблем, решение которых затрагивает интересы всего человечества (напр., клонирование). Все эти обстоятельства и необходимость контроля (этического и правового) за исследовательской деятельностью во многих областях биомедицины привело к возникновению новой области гуманитарного знания междисциплинарного характера — биоэтики.
В целях обеспечения международных стандартов в области гуманитарного, и в частности медицинского образования в высших медицинских заведениях вводится курс биомедицинской этики. Формирование новой области знания — биомедицинской этики (биоэтики), возникшей на стыке биологии, этики, теологии, права и социологии, являются непреложным фактом современной науки и практики. В течение последних 20 лет биоэтика прочно вошла в перечень дисциплин, изучаемых в большинстве медицинских учебных заведений США и Европы. Преподавание биомедицинской этики в медицинских вузах России, с учётом культурных традиций и исторических особенностей страны, создаёт возможность выхода Российской медицинской школы на уровень мировых стандартов в области медицинского образования, а также освоить новые нравственно правовые реалии отечественной культуры.
Определённый минимум знаний в области биоэтики необходим любому человеку, поскольку и ему самому, и его родным и близким, так или иначе, приходится вступать в контакты с системой здравоохранения. Знакомство с биоэтикой развивает критическое мышление, помогает избавиться от мировоззренческих иллюзий и этических стереотипов. Биоэтика в формировании демократической культуры будет занимать всё
более возрастающую роль, так как ведущей проблемой становится социальная защита прав человека.
Термин биоэтика буквально переводится как этика жизни, этика «благоговения перед жизнью» (А. Швейцер). В прямом смысле слова биоэтика это соединение биологических знаний и «человеческих ценностей» (В.Р. Поттер). Понятие биоэтика включает в себя всю совокупность социально-этических проблем современной высокотехнологичной медицины, среди которых ведущей является социальная защита права человека не только на духовное самоопределение, но и на жизнь. В связи с этим происходит социальная институализация биоэтики. Биоэтика выступает не только как новая область знания, но как формирующийся социальный институт современного общества. Общество есть система социальных институтов, каждый из которых регулирует определённую сферу взаимоотношений между людьми, обеспечивает устойчивость связей в обществе, предсказуемость действий людей. Биоэтика как социальный институт защищает интересы общества от агрессии науки, интересы человека от возможных негативных воздействий биомедицины на его жизнь и здоровье. Открывшиеся новые биотехнологические возможности вызывают вполне обоснованные опасения, так как деформируют не только такой социальный институт как медицина, но и нравственно-духовные основы человеческой цивилизации. Биоэтика возникла как потребность социально-этического и целостного осмысления новых явлений и постепенно превращается в науку, регулирующую человеческие отношения в целях сохранения жизни на уровне человеческой популяции.
Биоэтику и философию объединяет классическая духовно-нравственная проблема, проходящая рефреном через всю историю философии и культуры: проблема жизни и смерти человека, смерти и бессмертия человечества, проблема уважения достоинства и прав человека. По существу биоэтика возвращает нас на новом «биотехнологическом» витке развития общества к исконным «вечным» философским проблемам, затрагивая смысложизненные интересы каждой личности, но под специфическим углом зрения, а именно через экзистенциальные права человека.
Проблема духовного — это важнейшая философская проблема по нравственному осмыслению человеком мира и своего бытия в нем. В
122
Вестник ЮУрГУ, № 6(106), 2008
Ф.А. Кашапов, В.Э. Цейсслер,
М.С. Губайдуллина
представлениях о сущности духовного у Канта, Шеллинга, Гегеля превалирующим выступало суждение о духе как рационально-логической способности субъекта к познанию и теоретическому освоению действительности. Разум, логика являются основным критерием духовности. Поэтому в иерархии форм духовной деятельности человека философия и наука занимает ведущее место, а духовная значимость других форм, в частности искусства и нравственности, оценивалась недостаточно. Иное понимание духовного представлено в творчестве В. Соловьева. Через критику рационализма в понимании духовного Кантом и Гегелем формируется идея о том, что дух не есть производное от знания и дискурсивного мышления, от категориально-логического осмысления бытия, он сам есть бытие, способ существования человека. Духовное есть определенное состояние сознания и всей душевной жизни субъекта, позволяющее ему преодолевать естественно-биологические предпосылки своего существования, переходя в «богочеловеческое» (H.A. Бердяев), т. е. собственно человеческое состояние. И дух не только познаёт и отражает материальную действительность, он её преображает, создаёт новую, иную действительность, «духовный зон» (Н. Бердяев), а искусство, как и нравственность, есть одна из наиболее совершенных и полных форм выражения духовного.
В рефлексирующем сознании духовное предстает как способность к критической самооценке своих мыслей и действий, независимо от норм, принятых в социальном окружении. Эта проблема постоянного «суда совести» над человеческой жизнедеятельностью. Поэтому понять назначение духовного без философского осмысления сути духа попросту нельзя. Если цель религии — спасение души, цель психологии — ее исцеление, то цель философии — возвышение духа. А это происходит благодаря тому, что философия дает человеку уникальную возможность, которую он не в состоянии найти где-либо еще: возможность утвердиться в самом себе, обрести свою духовную сущность.
Понятие духа в философии употребляется при оценке субъективного мира человека как его особого гуманистического состояния, а именно, морально-нравственого переживания личного бытия. Поэтому духовное — самое главное в человеке. Главное потому, что это наполненность внутреннего мира особым смыслом жизни: «жить для блага других» (JI. Толстой). Это мотивационная направленность интеллектуальной деятельности человека — познавательно-творческая. Это голос его совести. Именно в сфере ду-
Биоэтика в духовно-нравственном становлении
демократической России
ховных переживаний человеком осуществляется нравственное осознание и свободный выбор общественных идеалов и ценностей, личное целе-полагание, но не просто на основе усвоения гуманитарных знаний, а на основе их переживания на личном жизненном опыте.
Проблема духовного в философии связана в биоэтике с проблемой автономии человека и уважения его достоинства. Основной принцип биоэтики — принцип автономии, как принцип уважения прав и достоинства человека, является конкретизацией проблем духовного в человеке. В частности, в западноевропейской модели медицины под автономией пациента понимается его право на выбор лечения, информацию, полный контроль над любым медицинским вмешательством, возможность отказа от последнего. Учитывая автономию пациента, врач должен опираться на представление пациента о том, что является для него благом, а не рассматривать свое собственное мнение как единственно правильное. Правовыми гарантами автономии личности выступают международные и отечественные законодательные и регламентирующие акты, в частности «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993 г.).
Одной из задач развития биоэтики в демократической России является формирование нравственно-духовного мира человека, в частности, включение пациента в процесс принятия решения, связанного с медицинским вмешательством и восстановления понимания ценности каждой человеческой личности. Для этого необходимо осмысление богатого зарубежного опыта, а так же этическое и правовое воспитание населения.
Биоэтика выступает не только как социокультурный феномен, несущий в себе идеалы демократии, защиты прав человека, но как определённая методология. Биоэтика — это особый способ разрешения конфликтов, нравственных дилемм в области медицины. С точки зрения биоэтики единственным способом разрешения конфликтов, возникающих между людьми является следующее: открытое, честное обсуждение ситуации заинтересованными сторонами; поиск разумных аргументов в защиту собственной позиции, непредвзятое понимание оппонента, поиск взаимоприемлемого решения.
Таким образом, на место различных форм принуждения (профессионального, ведомственного) биоэтика стремится поставить стратегию диалога, направленного на поиск согласия и объективной истины, что соответствует традициям демократической культуры.
Серия «Социально-гуманитарные науки», выпуск 10
123