ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
Э. А. Бирюкова
Российский химико-технологический университет
им. Д. И. Менделеева
ВИРТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ГУМАНИТАРНОГО ОБУЧЕНИЯ В АСПЕКТЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ
В статье анализируются возможности адаптации в вузе виртуальных технологий, оптимизирующих духовно-нравственное развитие студенческой аудитории. Определяются параметры включения виртуалов при общении в паре преподаватель-студент и виртуальные валентности этического толка, помогающие реализовать воспитательную функциональность гуманитарных курсов в плане формирования личностных качеств гражданственности, патриотизма, толерантности. Делается вывод об эффективности виртуальных технологий и необходимости внедрения в образовательное пространство вуза.
Ключевые слова: вузовское образование, гуманитарные дисциплины, виртуальные технологии, студенческая молодежь, духовно-нравственное развитие, гражданственность, патриотизм, толерантность.
E. A. Birukova
D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia
(Novomoskovsk, Russia)
VIRTUAL TECHNOLOGIES OF HUMANITARIAN TRAINING IN ASPECT OF SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF STUDENTS
In article possibilities of adaptation in higher education institution of the virtual technologies optimizing spiritual and moral development of student's audience are analyzed. Parameters of inclusion of virtuals in case of communication in couple are determined the teacher student and the virtual valencies of ethical sense helping to realize educational functionality of humanitarian rates in respect of forming of personal qualities of civic consciousness, patriotism, tolerance. The conclusion about efficiency of virtual technologies and need of implementation in educational space of higher education institution is drawn.
Keywords: university education, humanities, virtual technology, students, spiritual and moral development, citizenship, patriotism, tolerance.
Введение. Обучение в высшей школе включает в себя не только приобретение студентами необходимой для функционирования хозяйства страны специальности, но и формирование у них в духовно-нравственном отношении здоровой жизненной позиции. Большую роль здесь призваны сыграть новые образовательные подходы, которыми в современных условиях насыщается вузовский образовательный процесс, помогающие осуществлять развивающее воздействие на студенческую аудиторию.
К такого рода новациям следует отнести оригинальные виртуальные технологии, содействующие разблокированию отдельных участков восприятия и их регенерации, путем вытеснения низкоморальных аффектаций, отрицательно влияющих на жизненный тонус студентов, с одновременным заполнением образовавшихся пустот позитивными духовно-нравственными настроями. Производится это за счет подачи методически выверенного визуального импульса, нацеливающего на перефокусировку зрительного внимания с одного объекта на другой. Известно, что более восьмидесяти процентов знаний о мире люди черпают из своих зрительно-образных представлений, поэтому именно они влияют на составление суждений, становящихся мотивациями для совершения определенных поступков.
То, что человек видит и переводит в образы, он все время подвергает моральной оценке, подразделяя образную панораму окружающей среды на злое/плохое - неопределенное/нейтральное - доброе/хорошее. Адекватность оценки, безусловно, зависит от опытности, жизненной зрелости, которые в студенческой среде встречаются редко. В характере молодых людей, наоборот, часто превалируют максимализм и безаппеляционность, при определении того, о чем они имеют слабое понятие и при этом наличествует принижение роли или игнорирование советов людей старшего поколения. Отсюда возникают проблемы с учебой и отклонение от социально ожидаемого типа поведения. Виртуальные технологии направлены на выравнивание психо-поведенческих клише, переакцентуацию идеальных устремлений на достойные духовно-нравственные образцы. Они могут применяться в любом вузовском курсе, но наиболее эффективны при использовании на занятиях, в планах которых имеется значительный задел моральных проблем, поэтому примеры их апробации связаны в данном случае с преподаванием, прежде всего, философии, а также других гуманитарных дисциплин.
1. Сущность и специфика виртуальных технологий. Для раскрытия обозначенных аспектов следует обратить внимание на тот факт, что у людей любая ситуация начинается с переживаний, которые, по мере их развития, влекут за собой порождение образа предмета внешней среды, инициирующего эти переживания. Скажем, во время семинарских занятий у всех вызывают недовольство громкие звуки, исходящие из того угла аудитории, где сидят несколько студентов. По мере определения причины происходящего, становится ясно, что так работает мобильный телефон одного из присутствующих. Этот студент приносит извинения за нарушение порядка, затем вынимает аппарат из сумки и отключает его. Тут преподаватель, а также все остальные студенты получают возможность увидеть источник шума и создать образ данного артефакта. Такая операция в философии и других науках определяется через термин «отражение» [7, с. 34-35]. Он указывает на то, что предмет как в зеркале отражается в сознании, хотя и не в абсолютно похожем виде. Образы формируют скрытую структурную композицию восприятия, они бывают как первичные, так и вторичные.
Первичный образ возникает при отражении предмета внешней среды, вторичный - при отражении не предмета, а его образа. Выходит, что
последующий образ списывается с предыдущего, отчего он называется «самообраз» или «виртуал» [6, с. 54-55]. Виртуальные образы создаются не так часто как простые первичные образы, для их появления требуется длительная концентрация чувств на чем-то конкретном, весьма волнующем и настолько важном, что это приводит к продолжению отражательных процессов и выходу на образно-виртуальный уровень исследования информации. Виртуалы нужны для психической проработки беспокоящих человека ситуаций и нахождения выхода из эмоциональных тупиков, а также для совершения актов творческого самораскрытия и духовно-нравственной самоидентификации.
По результатам воздействия на личность, если их рассматривать с духовно-нравственной точки зрения, виртуальные образы подразделяются на относительно нейтральные, болезнетворные и оздоровляющие [1, с. 7]. Что касается первых, то к ним обычно относятся сновидения, которые, несмотря на разнообразие проигрываемых в них сюжетов, служат в целом релаксации органических структур. Вторые, казалось бы, тоже создаются для того, чтобы приносить удовольствие и успокоение, но в силу своего иллюзорного, фальшивого характера они приводят своих создателей - наркоманов, алкоголиков, преступников к духовно-нравственной деградации и физическому упадку, ибо в качестве строительного материала для данных виртуалов используются тяжелые, разрушительные виды психической энергии - эгоизм, душевная черствость, агрессивная гневливость. Третий вид виртуальной образности содействует избавлению от негативных и развитию позитивных личностных свойств. Отсюда следует, что важной чертой виртуальных технологий, выражающей их специфику, является то, что в них используются виртуальные образы только одного, а именно третьего вида, способствующие развитию положительных духовно-нравственных качеств личности студентов.
Условия создания образов таковы: появление морально болезнетворного виртуала обычно не требует никакого теоретического руководства, просто над человеком начинает брать верх вредное пристрастие, он мечтает о его удовлетворении, распаляя воображение, затем находит возможность получить желаемое наяву, втягивается в губительный процесс и портит свое телесное и духовно-нравственное здоровье. Оздоровляющая же виртуальность, в этом состоит ее специфика, актуализируется только в том случае, если студент сделал моральный выбор в пользу какой-либо позитивной мировоззренческой системы и занимается интенсивной этической деятельностью, с которой имеют тесную стыковку виртуальные технологии, используемые для корректировки, прежде всего, актов сознания студентов и поворота их в сторону проведения самоанализа образно-символического наполнения своей духовно-нравственной сферы на предмет присутствия в ней визуализаций, отрицательно влияющих на личность и процесс жизнедеятельности. По мере уяснения студентами разделов гуманитарных дисциплин появляются предпосылки для вытеснения зачатков болезнетворных виртуалов из их внутреннего мира. Благодаря широкому выбору моральных учений древних и современных просветителей и мудрецов, представленных в материалах курсов, происходит ненавязчивое, естественное заполнение сознания студенческой молодежи виртуальными образами
высокого духовно-нравственного заряда, вступающими в противостояние с низкоэтическими виртуальными компонентами. Эта незримая для посторонних глаз внутренняя борьба двух фронтов ведется постоянно в сознании студентов, заставляя их анализировать обе позиции, сравнивать возможные результаты своего выбора в том и другом направлении, что ведет к формированию элементов зрелости, самостоятельности в их характере.
Еще одним проявлением специфики виртуальных технологий является ступенчатое нарастание образного качества, накладывающее отпечаток на ситуативный фон во время их внедрения в учебный процесс. В данном случае приходится учитывать необходимость прохождения сознанием студента нескольких уровней отражательных операций, а также то, что виртуальная образность разворачивается далеко не сразу и требует для этого специальной подготовки. Можно выделить такие отражательные разряды: первичное отражение, формирующее образ предмета внешней среды; вторичное отражение первого типа - дающее выход на бессознательные виртуальные образы; вторичное отражение второго типа - открывающее возможность для взаимодействия с полностью осознаваемыми моральными виртуалами. Двигаясь от пункта к пункту, сознание становится все более отвлеченным, глубоким и метафоричным, порождая феномику, прямых аналогов которой во внешней среде уже, как правило, не наблюдается [2, с. 117]. Происходящий в ментальной сфере скачок от простого невиртуального отражения к сложному виртуальному и, особенно, нравственно ориентированному, может привести к перерасходу психической энергии и, чтобы это не вызывало негативной реакции в виде стагнации активности у студентов, нужно придерживаться четкой поступательности отражательного операционализма.
В этой связи уместно отметить, что занятия по гуманитарным дисциплинам вполне позволяют воспроизводить цепочку отражения, другой вопрос доводится ли ее наполнение информационными звеньями до логического конца, а именно до духовно-нравственных виртуальных образов. Обычно начальный цикл занятий предполагает знакомство с обликом преподавателя, учебниками, наглядными пособиями - всем тем, что способно опредмечиваться в физической реальности и инициировать объект-субъектные связи, закрепляемые в образе первичного отражения. Такой образ позволяет студентам приспособиться к новым для них обстоятельствам, а их сознанию влиться в познавательный поток. Вместе с тем, он содержит и эмоциональную оценку происходящего, которая, хотя и имеет в данный период поверхностные параметры, когда учеба просто нравится или не нравится, но зато вносит в психику заряд эмоциональной взбудораженности, открывающий путь в виртуал. Правда, в этом случае сначала реагирует в основном бессознательная виртуальная интенциональность, которая подпитывает появившийся настрой на положительное или отрицательное отношение к дисциплине импульсами, исходящими от вытесненных или забытых ассоциаций, напоминающих в основном о прошлом: довузовском, школьном или семейном опыте.
Если начальные впечатления позволяют студенту открыться для пополнения духовно-нравственного багажа, он быстро продвигается по пути
приобщения к развивающему воздействию виртуально-образных технологий, если же нет, то наверняка понадобятся дополнительные усилия для раскрепощения морального потенциала его сознания. Собственно, они состоят в активации волевой компоненты личности, посредством реализации различных вариантов межличностного взаимодействия в паре преподаватель-студент. В привлечении волевых задатков студента в качестве базового инструмента открытия дверей его внутреннего мира для принятия воздействия новой морально-образной семантики состоит еще один специфический нюанс виртуальных технологий. Играя в тандеме со студентом ведущую роль, преподаватель часто делает упор на похвалу или порицание в зависимости от подготовленности студента к участию в обсуждении темы, выносимой на занятия. Но проблема в том, что и то, и другое напрямую контактирует с бессознательными виртуалами, обслуживающими инстинктивное удовольствие или неудовольствие. Конечно, это необходимый этап в движении к этической виртуальной деятельности, но он может надолго задерживать прогресс восприятия, потому что является привычным, трафаретным вариантом общения людей, когда одни хвалят или ругают других. Используя подобный проторенный маршрут, не стоит забывать, что в этом случае связка коммуникации преподаватель-студент приобретает чрезмерный оттенок патернализма, который препятствует взрослению студента, возвращает его в детство, в жизнь, совершаемую по указке со стороны. Несомненно, для детей такое положение выглядит нормальным, но для студенческой молодежи уже нет. Поэтому, не вынося за скобки рассуждений об учебном процессе возможность применения в ряде случаев постулатов назидательности, все же требуется на более долговременной основе делать выбор в пользу приоритетности в преподавательских развивающих акциях темы свободного волеизъявления студента.
Студентами часто раскрепощенное свободное воление трактуется как совершение поступков по принципу «что хочу, то и ворочу», и многие преподаватели считают, что для молодежи подобное соотнесение смыслов является делом обычным, поэтому волю студента надо не раскрепощать, а ограничивать. Между тем, здесь осуществляется неправильный подход, заключающийся в соединении совсем разных вещей, поскольку желание или хотение, не связаны с волением, они вызываются большей частью инстинктивными потребностями, выпадающими из зоны господства сознания и нравственности. А воля связана именно с моральным сознанием и, при ее достаточной развитости, она способна поставить барьер на пути «распоясавшихся» инстинктов и низкоморальных помыслов и создавать условия для сознательной работы студентов над своей личностью, которая идет в виртуале второго типа на основе взаимодействия с позитивными этическими символами. Поэтому апелляции к анклаву воли студента очень важны, они посылается в форме непосредственных вопросов к нему, бесед с ним, причем имеющих тенденцию перескакивать через оценки, дающие повод для того, чтобы допустить перевод информации в проекцию закрепления у него
упрощенных эмоций с формулировкой следующих резюме: все хорошо, ну и ладно; все плохо, ну и ничего, как-нибудь выкручусь.
Стоит говорить о том, насколько, как считает сам студент, у него развита воля, в чем он видит ее силу и слабость, в чем ее предназначение. Главное состоит в том, чтобы нацелить его подумать о себе как о самостоятельном субъекте действия, который волен решать и поступать по своему разумению, но и обязан нести ответственность, что важно, моральную прежде всего, перед собой, другими людьми. Подача коммуникационного материала не должна постоянно держать под прицелом волю, но его структура должна подводить студенческую аудиторию к осмыслению точек бифуркационных ветвлений в судьбах цивилизаций, народов, отдельных выдающихся людей, когда в тех или иных ситуациях за счет сильных волевых активаций идет созидание, а слабых - разрушение, что должно наводить студентов на констатацию необходимости занять продуманную, морально обоснованную волевую позицию в выборе жизненных приоритетов.
Так возникают условия для духовно-нравственной виртуальной работы, ибо постоянно на поверхность всех обсуждаемых вопросов будет выходить вывод о том, что сила воли заключается в овладении, прежде всего, самим собой, своим целеполаганием и целедостижением. Ведь как гласит восточная мудрость: «тот, кто владеет другими достаточно силен, а кто владеет собой абсолютно могущественен». Думая о себе как о волевом, сильном, студент не находит опредмечивания себя идеального в физической реальности, он видит себя таким как есть, в образе еще начинающего взрослеть человека. Однако стремление достичь большего в своей значимости, подогреваемое стимулирующим посылом из вузовской действительности, побуждает его производить с имеющегося образа себя вторичное отражение и создавать виртуал, но теперь не бессознательный, а осознаваемый, творчески артикулируемый. Как видим, студент проходит в сознании ступени самоизменения, коррелирующие со знаковыми точками виртуального духовно-нравственного роста, причем гармонично включенными в учебный процесс.
2. Виртуальные технологии как средство преодоления низкоморальных предпочтений студентов. Известно, что позиции добра и зла, а также к ним примыкающие модификации, располагаются в сознании людей, включая и студентов, в виде развернутой вертикали, по краям которой находятся плюсовый и минусовый ареалы нравственного концептуирования. В этом амбивалентном раскладе студенты, как правило, тяготеют к одной из двух виртуально-образных аранжировок, сопровождающих или отрицательную нравственность обслуживания (потакания желаниям) - стимулирующую создание болезнетворных виртуалов; или положительную нравственность служения (долга) - инициирующую включение оздоровляющих виртуальных образов. Работа по активации этих виртуальных образов производится за счет перевода психической энергии с ее нижних, бессознательных отделов в верхние, управляемые менталитетом. Таким способом бессознательные чувственные всплески обесточиваются и теряют, в значительной мере, силу своего влияния на человека. Но здесь важно учитывать один момент,
состоящий в том, что, разгоняемые до верхних пределов психики сублимационные потоки, должны полностью поглотиться осмысленной виртуальной образностью, иначе произойдет обратный сброс неиспользованного энергетического потенциала и, далее, переход его назад в бессознательное. Успех поддерживаемых волей виртуализаций, зависит от уровня абстрагирования, между тем, болезнетворение не нуждается в высоком абстрагировании, потому что его подоплеку составляет реализация потребности получения удовольствия любой ценой, даже за счет здоровья организма.
Виртуалы, дающие наводку на достижение желаемого, являются вторичным отражением простых и всем известных вещей, позволяющих реализовывать низкоморальные предпочтения. Экспериментальные данные доказывают, что болезнетворные виртуальности алкоголиков, как правило, разворачиваются всего на одном, быстро уясняемом обобщенно-виртуальном образе, призывающем обслужить потребность в выпивке. Это могут быть фантазийные образы «бутылки водки, праздничного застолья, винного магазина или даже скамейки в парке, где совершается распитие алкоголя» [12, с. 149]. Получается так, что осмысливать нечего и энергию сублимировать некуда -виртуалы осознанные почти смыкаются с бессознательными. Излишки энергии огромны, они растекаются по стволу психики, создавая эмоциональные сегменты разрушительной агрессивности. Но в студенческой среде обычно нет предпосылок для массового виртуального болезнетворения, ибо его трудно совмещать с нормальной учебой, личной жизнью и будущим профессиональном успехом, о котором часто задумываются студенты.
Поэтому болезнетворение не проходит, но вместе с тем, студенты бывает не спешат откликнуться на импульсы, посылаемые оздоровляющими виртуально-образным техниками, пытаясь закрепиться в средней позиции, между служением высокоморальным приоритетам и потаканием своим слабостям. Промежуточный выбор недолговечен, ибо трудно нормально жить в режиме безответственной ответственности. Отсюда неизбежной становится этика долга, значит на занятиях гуманитарного цикла необходимо ретушировать тему добровольного взятия на себя обязанности духовно-нравственного роста как условия жизненной состоятельности. Обработка в виртуале ее символов тяжело дается студентам, они могут выглядеть слишком серьезными, и где-то даже заторможенными, поскольку виртуализация оздоровляющих феноменов всегда требует высокого уровня абстрагирования, ведь понятия нравственности в таких случаях фигурирующие, не имеют конкретного опредмечивания в материальном мире, из-за чего практически не подвергаются первичной идеализации, быстро принимая форму вторичного отражения. Оно идет сначала на волне эмоционального восприятия своих и чужих долговых обязательств, затем эти фрагменты сводятся в общую образную картину. Подобные виртуальные операции сопровождаются значительными духовными усилиями, ведь студент не видит искомые объекты вовне, он должен узнать их внутри, сотворить их, предварительно уяснив, как они будут выглядеть, и почему именно так. Энерго-психические обвалы тут исключаются, потому что образные высокоморальные символы, используемые
в виртуальных технологиях, образуют, благодаря свободному выбору студента и его волевой стойкости, заградительный барьер на пути тех низкоморальных предпочтений, которые в силу внутренних привычек или внешних позывов все еще имеют определенную силу воздействия на его сознание. Но, если студент все же выбирает нравственность служения, он будет заботиться о сохранении волевых запасов сознания, уплотняя в нем зону целеустремленности и повышая планку абстрагирования - от этических символов служения себе, близким людям, обществу поднимется еще до служения Родине, Природе, Человечеству.
Для успешной реализации духовно-нравственного развития большое значение имеет оптимальность выбора студентами того образца для подражания, который незримо детерминирует их суждения и поступки. Данный образец можно определить как виртуал кумира, исходным объектом для его создания становится герой художественного произведения, сосед или сокурсник и т.д. С них производится отражение для вторичного образа, в ходе которого стираются черты простого человека, его недостатки, промахи, приземленность и порождается тот эталон, перед которым можно только преклоняться. Наверное, у каждого студента должен быть свой образец для подражания, который подает пример того, как достигнуть значительных высот в творчестве, спорте, учебе. Но выбор не всегда бывает оптимальным, и некоторые студенты предпочитают увлекаться людьми и образами, обладающими не лучшими моральными свойствами. Конечно, их родители, друзья, преподаватели вступают в борьбу за расторжение этой негативной связи: применяются запреты на дружбу, просмотр фильма, прочтение книги, приводятся доводы в пользу несостоятельности достоинств предмета обожания. Сразу следует указать на то, что подобные мероприятия, как правило, порождают лишь иллюзию проделанной воспитательной работы. Студенты не способны отказаться от своих низкоморальных предпочтений и расстаться с любимыми объектами только потому, что они кому-то не нравятся, внешне они бывает якобы подчиняются требованиям, но про себя, затаиваясь в своих мыслях, ищут пути к продолжению общения. Кроме того, разоблачению здесь подвергается не сам источник вредоносного влияния, а его виртуальный двойник, ведь как уже говорилось, молодые люди фетишизируют не друзей или героев в их истинном обличии, а свои идеальные представления о них.
Поэтому, теряя контакт с прототипом кумира, они еще больше сближаются с его виртуальным образом, поддерживая с ним постоянный диалог в своем сознании. В подобных ситуациях главным становится не затягивание конфликта и не усиление давления на студентов, а методичное, неспешное вытеснение с помощью виртуальных технологий неприемлемого в моральном плане виртуального образа приемлемым. Вузовская образовательная система может сыграть в этом плане решающую роль, ибо во время занятий студенты узнают о существовании многих новых людей, настолько ярких и привлекательных по своим способностям и делам, что среди них обязательно найдется претендент на роль предмета восхищения. Вместе с тем, преподавателям стоит позаботиться о том, чтобы был задействован
определенный критерий вычленения среди образов положительных героев наиболее подходящего для последующей его виртуализации.
Имеет смысл по этому поводу обратиться к философско-педагогическому наследию С. И. Гессена, в котором ясно указывается, что правильность выбора идеала подтверждается формированием нескольких определенных черт в характере студентов. Первой чертой является приверженность к решению масштабных жизненных задач (он называет их сверхличными целями), достижение которых осуществляется с оглядкой на трудовую деятельность какого-либо выдающегося человека. Второй -называется серьезность намерений в отношении того, чтобы посвятить себя деятельности, вызывающей интерес, последовательность шагов в движении к вершине профессионализма. Третьей - выдвигается устремленность к добру, причем эта последняя в данном перечислении черта ставится во главу угла при общении с кумиром. Кроме того, С. И. Гессеном предлагается и удобная, в плане сочетания с вузовскими виртуальными технологиями форма апробации этого критерия в виде духовно-нравственных странствий по пунктам биографии того лица, которое производит на студентов наибольшее впечатление.
Без сомнения, любая выдающаяся личность имеет неординарную биографию и даже при поверхностном ознакомлении с ней возникает потрясение от той истины, что каждая победная вершина достигается упорным трудом, от которого не избавляют ни таланты, ни развитые навыки. Между тем, этим ученым предусматривается не беглый просмотр дат, а скрупулезное отслеживание судьбоносных периодов, из которых комплектуется единый жизненный путь, ведь в биографии, как он считает, сохраняются только те факты прошлого, которые становятся рубежными этапами в осуществлении личностью ее призвания, служения ее сверхличным ценностям. Так производится вхождение в конкретные условия существования кумира, в его мечты, переживания успехов и неудач [4, с. 73-74]. Подобные путешествия работают на перспективу, приучая студентов к мысли о том, что когда-нибудь у них тоже выстроится своя биография, если, не теряя времени, они приступят к решению важных задач. Притяжение странствий не ослабевает, потому что они лишены статичности, находятся в постоянном изменении и развитии и сам образ идеала, и окружающий фон взаимодействий с ним с течением времени приобретают все новые черты. Конечно, в отношениях с той личностью, которая воспринимается студентом в качестве путеводной звезды, важным является фактор сближения параметров человека и идеала. В ходе процесса общения можно отслеживать динамику нравственного развития молодежи, корректируя направление прилагаемых ею духовных усилий. Опыт показывает, что студенты далеко не сразу входят в нужное русло взаимодействия с виртуальным кумиром, многие долго выбирают кандидатуру, некоторые перескакивают с одной на другую, или им нравятся несколько образцов. В структуре виртуальных технологий выделяются три распространенные конфигурации такого рода ситуаций, когда выбор кумира завершен и
формируются волевые импульсы, выражающие определенные этические настрои на самоизменение.
Это, прежде всего, обволакивающий настрой. Он характерен для начальной фазы разрыва с бессознательными виртуалами и перехода к осознанным виртуальным построениям. Студенты воспринимают присутствие кумира как бы рядом, в обычной жизни. Видят его похожим на себя, идеализируя свои возможности. Ими ведутся постоянные проигрывания ситуаций, когда учеба в вузе закончена, получена престижная работа -успешность становится самой жизнью и все это настолько ярко, что они подчас слабо различают, где физическая реальность, а где виртуальная. Ясно, что эти студенты не готовы к работе над собой, живут в мечтах, самовосхвалении и поэтому нуждаются в развивающей поддержке. Она состоит в разъяснении сути того духовно-нравственного действия, которое они призваны осуществить, поступив в высшее учебное заведение. Это поддержание в себе стремления к упорному познавательному труду, преодоление соблазна идти легким путем в учебе, используя поверхностные способы усвоения знаний.
Следующим является параллельный настрой - наиболее популярный среди студентов. Он возникает при включении более осмысленной творческой активности по сравнению с обволакивающим виртуалом. Здесь уже больше волеизъявления и осознания того, что для достижения целей самоизменения нужна целеустремленная учеба, упорядочивание планов и действий. Виртуальная эйфория сменяется сравнением черт в себе настоящем и в себе будущем, близком к идеалу. Поэтому у студентов создается ощущение, что виртуал - это не обычная жизнь, но и не далекая другая - он рядом, как если выйти из комнаты через дверь в коридор и войти далее в следующую комнату. В этом случае развивающая задача облегчается, ибо процесс духовно-нравственной работы студентов над собой становится реальностью. Но он еще слишком слаб, чтобы говорить о его успешности. Кроме того, в этом настрое студентом может овладевать синдром колебательной неустойчивости, когда он то находится в фазе активности, стремится больше работать над самоулучшением и сближением с кумиром, то переходит в фазу пассивности, считая, что достаточно потрудился и может теперь полениться, побыть довольным собой. Поэтому здесь нужно ситуацию держать под контролем, на занятиях постоянно приводить доказательства в виде жизненных примеров, указывающих на то, что только неограниченная длительность движения, ведет к достижению цели; уместно будировать вопросы об уровнях личностной трансформации и побуждать студентов уточнять свое местонахождение по отношению к вершине совершенства, на которой пребывает кумир.
Наконец, есть ступенчатый настрой, который возникает только при наличии устойчивого волевого напора и понимания студентами той истины, что самоизменение требует времени и закрепления достигнутых результатов. Поэтому сразу обнаруживается тот факт, что он не является массовым настроем, а характерен лишь для некоторых представителей студенческой молодежи, которые оказались способными критически воспринимать собственные успехи. Тут виртуальные действия превращаются как бы в подъем
по лестнице, путь длиною в жизнь. Студенты, берущие его на вооружение, обычно готовят себя к медленным, перманентным духовно-нравственным переменам, которые базируются на крепком характере. Они считают, что только от них самих зависит, насколько удачно сложится их вузовский маршрут, а также последующее существование. Развивающее содействие тут может выражаться в предоставлении специально подготовленной информации, обыгрывающей достоинства нравственно цельных, выдержанных и вместе с тем милосердных личностей. Так, благодаря неординарным виртуальным технологиям, дополняющим вузовскую программу преподавания гуманитарных дисциплин, можно достичь поступательного духовно-нравственного развития студентов, повысить их ответственность за совершаемые действия.
3. Развитие у студентов базового личностного качества гражданственности при поддержке виртуальных технологий. Многие, наверное, помнят строки стихотворца, в которых он утверждал, что поэтом можно и не быть, но гражданином каждый быть обязан. Данные слова акцентируют внимание на важности института гражданства, ведь без граждан не существует ни государства, ни страны, ни Отечества. Процесс становления гражданина, с учетом его этической стороны, является сложным и в нем ведущую роль призвана играть гуманитарная составляющая системы вузовской подготовки [9, с. 5-6]. Коллективам преподавателей вузов вполне по силам решить эту задачу, тем более, если они будут использовать в своей деятельности наряду с другими и виртуальные технологии. Для того, чтобы выйти на уровень виртуальных визуализаций, из-за сложности понятия «гражданин», следует пройти два предварительных этапа: концептуальный и коммуникативный. Обращаясь к первому, концептуальному этапу, заметим, что он нужен для уточнения тех черт, которые помогут создать первичный образ гражданина для последующей виртуально-этической работы с ним.
Из-за того, что в разных источниках используются несходные между собой идентификации понятия «гражданин», наверняка оттенки его восприятия в студенческой аудитории также окажутся различными. Одни скажут, что гражданин - это тот, кто родился в какой-либо стране или переехал из другого места и постоянно в ней проживает; другие заметят, что тот, кто имеет паспорт и гражданство страны является ее гражданином, даже если находится вне ее границ; третьи подчеркнут, что указанные параметры недостаточны для определения гражданина, на самом деле им должен называться только тот, кто приносит пользу своей стране, заботится о ее процветании. Как видим, выстраивается ряд концептуальных рассуждений и нужно среди них выбрать основную образоформирующую черту и сконцентрировать на ней внимание с целью вывода полученной образной заготовки на виртуальный уровень.
При обсуждении заявленных точек зрения следует исходить из того тезиса, что у каждого явления есть своя главная суть и у гражданина она тоже имеется, нужно только ее обнаружить. Для этого стоит вместе со студентами проанализировать на занятиях подходящие примеры. Важны ли для гражданина проживание в стране, наличие удостоверяющих личность свидетельств: безусловно да, но не при любых обстоятельствах. Скажем, в годы Великой
Отечественной войны значительные контингенты советских людей находились без документов в других странах, часто проживая там под чужими именами. Такими были Р. Зорге, мать Мария, миллионы других россиян. Они оказались настоящими гражданами, потому что в невыносимо тяжелых условиях боролись с фашизмом, приближая победу России над врагом. Вместе с тем, есть достаточно большое число людей в нашей стране, у которых все в порядке с оформлением бумаг, но они лишь номинально входят в состав граждан. Сюда относятся губители флоры и фауны родной природы, разрушители памятников архитектуры, т.е. всякого рода вандалы, возмутительная деятельность которых вряд ли позволяет их отнести к настоящим гражданам России.
Из этого следует: правильную позицию выражает концептуальный постулат о том, что суть гражданина заключается не во внешних, пусть даже самых необходимых показателях, а во внутреннем чувстве гражданственности, которое базируется на определенных нравственных качествах. Чувство гражданственности несет в себе многомерную смысловую и содержательную нагрузку, поскольку оно проявляется по отношению сразу к нескольким сферам бытия страны: во-первых, к ее природному ландшафту; во-вторых, к населению, здесь проживающему; в-третьих, к культурным ценностям, которые в ней существуют [5, с. 12]. Кроме того, гражданственность не относится к статичным категориям, для нее характерно динамичное развитие от низшего уровня зрелости к среднему и высшему, при прогрессе личности, или в обратном направлении, при ее регрессе. Уровень зрелости гражданственности зависит от того, какие нравственные качества заполняют ее структурный каркас. Ведущим среди них следует считать такое качество как патриотизм, т.е. любовь к Отечеству - наличие его указывает на достаточно развитую гражданственность [8, с. 276]. Если люди одинаково и без особых эмоций относятся и к своей стране, и к другим странам, то у них преобладает качество, которое интерпретируется как космополитизм, в этом случае гражданственность развита слабо. Но есть и те индивиды, которые настроены отрицательно ко всему, что происходит в родных местах. У них в сознании явно господствует негативизм - это такое качество, которое препятствует развитию чувства гражданственности, из-за чего его позиция замирает на нулевой отметке.
Все же нельзя не отметить, что один патриотизм еще не делает из человека гражданина, сюда должны добавиться и другие нравственные качества, а именно толерантность и гуманизм. В такой стране как Россия, где проживают представители многих национальностей и вероисповеданий, не обойтись без толерантности, которая предполагает терпимость во взаимодействии с любыми этническими и религиозными группами, а также гуманизма, призывающего помогать людям, попавшим в беду и разрешать конфликты мирными средствами [10, с. 261]. Следовательно, обобщенный концептуальный образ гражданина предполагает, что этот человек любит Родину в широком плане: любит ее природу, людей, историю, готов ее защищать, готов совершать трудовые подвиги во имя ее, работать над развитием своей индивидуальности для раскрытия заложенных в ней талантов.
На втором, коммуникативном этапе, после создания обобщенно-виртуального и этически насыщенного образа, студентам нужно помогать примеривать на себя качество гражданина и взращивать в себе чувство гражданственности. Подобный процесс в вузе осуществляется в основном в ходе общения преподавателей с молодыми людьми, как во время лекций, так и в период практических занятий. Важным моментом тут является перманентное будирование вопросов, выводящих на дискуссионное рассмотрение тех вариантов гражданского позиционирования, которые в установочном порядке задекларированы на предыдущем концептуальном этапе и проявлены в сводном образе. Основным импульсом, на который опирается коммуникативность, выступает духовно-нравственный приоритет, являющийся доминирующим в личности каждого обучающегося.
Речь идет в данном случае о справедливости, утверждающей необходимость равного распределения жизненных благ. Значимые для людей средних лет понятия добра и зла у студентов не находят обычно полноценного отличения, потому что содержание их нравственности слишком тесно увязано с активной нацеленностью развивающегося организма на присвоение и потребление понравившихся вещей. В их реестр входят, конечно, не только материальные артефакты - еда, одежда, предметы, нужные для обучения и досуга, но и духовные - любовь родителей, поддержка друзей и сокурсников, красота природы, музыки, стихов.
Заметим, что у справедливости присутствуют две стороны: одна -справедливость избранных, другая - справедливость равноправных. Первая может дополнять молодежный эгоистический максимализм, уводя в сторону от чувства гражданственности. Так, те студенты, которые являются единственными детьми у родителей или живут в чрезмерно благоприятных условиях, часто считают вполне справедливым, что самое лучшее в семье получают они, все их прихоти выполняются, от неприятностей они ограждаются, живут своими интересами и только для себя. Преподавателям, особенно задействованным в структуре гуманитарного цикла, приходится подвергать это мнение коррекции за счет привития такого рода молодым индивидам духовно-нравственного качества справедливости не эгоизма, а равноправия, хорошо коррелирующего с гражданственностью. Пробуждать у студентов приязнь к равенству и братству людей, населяющих землю родной страны, особенно результативно удается на занятиях по истории Отечества, тематически связанных с периодами Древней Руси, Петровских реформ, Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, когда защита или обновление страны достигались только за счет сплочения людей разных сословий, национальностей, степеней талантливости. Все они наступали на свои эгоистические замыслы, сливались с народом и становились гражданами России.
При этом «список дисциплин, используемых для привития нравственных качеств гражданственности, может быть достаточно широк, в том случае, если коммуникация направляется в нужное русло» [3, с. 105-106]. Например, изучая концепции современного естествознания, вполне уместно
сначала выявлять тенденции сохранения и нарушения гармонии в природе, а затем перебрасывать от них мостик к воплощению или отрицанию справедливости равноправия. Вполне резонно будет указать на то, что среди биовидов редко встречается такое положение, когда одним из них даются все преимущества для выживания, а другие полностью обездолены и обречены на смерть. Значит, законы экологии таковы, что каждый вид получает свой шанс закрепиться в жизни и преуспеть за счет некоторой особенности в строении организма: у черепахи - это панцирь, у клеста - клюв, у бобра - зубы и т.д. Когда же в природной эволюции бывали случаи отдачи многих преимуществ одному виду, как это произошло с динозаврами или мамонтами, то такой расклад приводил к полному их вымиранию, скорее всего из-за несоответствий в системах жизнеобеспечения.
От анализа данных прецедентов легко перейти к человеческому бытию, дополняя разговор сведениями из социологии. Речь следует вести о том, что все люди от природы получают какие-либо таланты, а также внешние и внутренние достоинства, позволяющие им проложить свой путь в жизни. Тот из них, кто не позволяет эгоизму взять верх над своим сознанием, приходит к выводу, что вместе с друзьями, земляками и соотечественниками проще преодолевать препятствия и невзгоды. Становясь гражданином и помогая родине, можно рассчитывать, что и к тебе помощь придет в трудную минуту.
Далее, на психологии важно сделать акцент на том тезисе, что эгоцентрический настрой ведет к одиночеству, люди отворачиваются от того, кто замкнут на самом себе. Когда родители становятся старыми и больными, то праздник жизни подходит к концу, проблемы сгущаются. Чтобы их решить, придется повернуться лицом к людям, стране, открыть сердце чувству гражданственности, которое укрепит уверенность в своих силах. В том случае, если преподаватели обращают внимание студентов на разную справедливость, разную судьбу эгоиста и гражданина, разный итог одиночества и сотрудничества, то в головах у них многое встает на свое место, мышление обостряется и они, теперь уже с гораздо большим пониманием своих потребностей и этических приоритетов выбирают главную дорогу в жизни.
Прохождение двух предварительных этапов позволяет выйти на оптимизирующую виртуальную визуализацию, тем более, что для нее многое подготовлено предшествующей преподавательской деятельностью. При формировании личностного качества гражданственности у студентов поддерживающее влияние виртуальных технологий оказывается весьма уместным, что обусловливается спецификой ориентации молодежного восприятия не столько на слова как таковые, что свойственно зрелым людям, сколько на образы, порождаемые сознанием в ходе общения. Среднего возраста люди исходят в своих решениях из четких логических умозаключений и стремятся быстрее донести в словах свою точку зрения до слушателей; юноши и девушки, напротив, исходят в значительной мере из чувств, переживаний по поводу всего того происходящего, что в виде разных образов мелькает перед глазами, что ими оценивается, но не всегда проговаривается. Получается, что, старшее поколение имеет как бы словесное мышление, а молодое - образное.
Из-за этого коммуникация со студентами не может быть одномерной, она должна выглядеть композитной, метафоричной, будоражащей их чувства и воображение, подталкивающей к виртуально-образному артикулированию проблемы гражданственности. Поэтому именно виртуалы выполняют функции основного звена в цепи духовно-нравственных мероприятий, связанных с визуализацией, они же являются сборным пунктом сведений, полученных в ходе двух этапов формирования гражданственности. Предназначение виртуальных образов состоит в том, чтобы восполнить ту информацию, которая по каким-то причинам не была отражена в первичном образе; чтобы выдвинуть на передний план черты, в принципе отсутствующие у объекта и его простого образа, но важные для понимания сути вещей; чтобы заменить собой простой образ, который невозможно создать из-за неопредмеченности объекта. Эти присущие виртуалам свойства и нужно применить в гражданском воспитании.
Начать лучше с подготовки к визуализации более легких понятий -гражданственности и примыкающего к ней патриотизма. Приводя их к общему знаменателю, получаем такую категорию: большое чувство любви к своей Родине. Ее метафоры и ключевые слова, приближающие формирование вторичных образов: бережное отношение, нежность, восхищение, защита и оборона, подвиги военные и трудовые. Преподавателю следует вовлекать студентов в виртуальное сценирование: давать задание по выбору героев книг, фильмов, даже компьютерных игр, чтобы они примеривали на себя образ и на семинаре рассказывали, как, будучи некоторой персоной, совершают поступок, выражающий любовь к своей стране. Важно добиваться плавного перемещения от сухого, отстраненного пересказа к эмоциональному вживанию в действие, в движение души того субъекта, который становится вторым «я».
Если занятия по развитию чувства гражданственности организуются правильно, то наряду с любовью к Родине у студентов станет проявляться и ненависть к ее врагам - внешним и внутренним. Это естественный ход углубления в материал, однако, тут сразу возникает необходимость семантической и виртуальной идентификации врагов как таковых, ограничение их перечня чужими людьми, приносящими вред Родине. Требуется различение чужих и иных, а также утверждение того тезиса, что россиянин - это свой, но он может быть таким же и иным. Иной - не враг, а обыкновенный человек, который отличается от большинства населения внешним видом, религиозными взглядами, образом жизни.
Регулирование инаковости подводит к усвоению содержания толерантности и компромиссности и принятию этих качеств студенческой аудиторией на личную апробацию. Здесь может мешать максимализм, привычка к безапелляционным суждениям, однобокость восприятия. Поэтому опять следует обратиться к виртуальному проигрыванию сложных случаев. Для этого уместно создать сценарий культурологической полемики, и включить в него групповые действия со сменой ролевого функционирования. Подобные визуализации дают сильный многогранный эффект, потому что «надевание» образов других и осуществление коммуникаций под их личиной дает студентам возможность психически расслабиться и более активно вести свою линию, тем
самым лучше понять и себя и других. При этом формируется виртуальная ассоциация молодых людей, проводящих апробацию общих идей, понятий, установок. Такое единение помогает сблизить точки зрения по обсуждаемым ценностям гражданственности, вызвать к ним доверие, которое «является одним из важнейших элементов виртуальной организации» [11, с. 214]. Конкретизируя вопрос, скажем, что вполне уместно взять за основу систему взаимоотношений героев романа А. Дюма «Три мушкетера» и выбрать для просмотра знаковые эпизоды. Обучаемые увидят, что эти разные по возрасту, интересам и социальному статусу люди никак не могли договориться друг с другом, пока не стали терпеливо сносить недостатки каждого. Тогда им удалось сплотиться и совершить подвиги во имя процветания Франции, т.е. стать настоящими гражданами.
Когда студенты привыкнут к тому, что говорить о Родине с позиции гражданина подобает в возвышенных тонах и с полным почтением, то это послужит сигналом поиска подходов к выявлению некоторых плохих сторон нашего существования и их устранению. Речь, конечно, не идет о кидании из одной крайности в другую, из позитивной позиции в негативную. Тут ставится задача научить молодежь не только хорошо думать и говорить о своей стране, но и активно трудиться над тем, чтобы завтра в ней было бы лучше жить, чем вчера. В этот контекст оптимально впишутся, например, политологические программы, составленные под девизом «Твоя личная ответственность».
При их реализации между студентами в группе распределяются «служебные посты» - президента, министров, руководителей вуза, больницы, агрофирмы, промышленного предприятия, спортивного комплекса и т.д. Каждый из них, далее, выступает с докладом, первая часть которого состоит из перечисления того, чего не хватает для успешной работы в подведомственной ему отрасли, а вторая - из предложений по улучшению положения дел. Хорошо, когда между выступающими идет обмен местами, критическими замечаниями, предложениями по росту благосостояния страны. Потому что такое виртуальное общение не только пробуждает чувство гражданственности, но и способствует созданию конкретных планов гражданской самореализации в период будущей профессиональной деятельности.
Безусловно, истинным следует признать тот факт, что студент - это уже достаточно взрослый человек, который представляет собой гражданина, ведь, в отличие от детей, он не только дееспособен, но и правоспособен, в связи с чем, имеет все основания для выражения своего чувства гражданственности в полном объеме. Однако вряд ли кто будет оспаривать и то, что настоящим гражданином не рождаются, им становятся при участии в кропотливом духовно-нравственном воспитательном процессе. И получение высшего образования в этом отношении является временем пополнения знаний и умений, касающихся не только специальности, но и гражданской опытности.
Заключение. Подводя итоги, следует указать на то, что современный вузовский устав предоставляет широкие возможности для внедрения различных воспитательных методик: и давно зарекомендовавших себя с положительной стороны, и новых, только еще продвигаемых в сферу апробации. Поэтому
преподавателям имеет смысл смелее внедрять виртуальные технологии в ход учебного процесса, чтобы нацелить студентов с их помощью на установление нравственно здоровых отношений с окружающими людьми.
Можно констатировать, что, благодаря виртуальным технологиям, будущие молодые специалисты, во-первых, повысят свои шансы на гармоничное встраивание в сложные условия начального послевузовского периода, когда им, на каком-либо рабочем месте, придется доказывать свою не только профессиональную, но и человеческую, а по сути моральную, пригодность к вступлению теперь уже в настоящую взрослую жизнь.
Во-вторых, наличие в вузовском образовательном пространстве развивающих мероприятий, опирающихся на виртуальные технологии духовно-нравственного оздоровления студентов, послужит хорошим дополнением к уже имеющимся способам гармонизации взаимодействия преподавателя со студентами, как в их совокупном состоянии, так и в индивидуальном представительстве, которое осуществляется в лице отдельного студента, что в свою очередь увеличит число предпосылок успешного формирования личности с устойчивой жизненной позицией и развитым чувством гражданственности.
Наконец, в-третьих, виртуальные технологии способны внести оживление в учебный процесс, ведь они имеют ту особенность, что студенческие группы часто принимают их реализацию за игру - не стоит их разубеждать, ибо игровые формы при работе с молодежным контингентом подчас более приемлемы. На самом деле, остающиеся «за кадром» активации по созданию виртуальных образов - это серьезная творческая духовно-нравственная работа, динамизирующая ход самопознания, активизирующая наполнение сознания позитивными устремлениями, а также цементирующая внутренний стержень личности студента.
Литература
1. Бирюкова, Э. А. Виртуальная этика: философский анализ образных контекстов духовно-оздоровляющей деятельности человека. Новомосковск: Новомоск. ин-т ГОУ ВПО «РХТУ им. Д.И. Менделеева», 2007. 272 с.
2. Бирюкова, Э. А. Философия духовно-нравственного оздоровления человека в виртуальном контексте. Новомосковск: Новомоск. ин-т ГОУ ВПО «РХТУ им. Д. И. Менделеева», 2012. 313 с.
3. Боголюбов, Л. И. Изучение социально-гуманитарных дисциплин как необходимое условие формирования у учащихся гражданственной культуры // Социально-политические науки. 1997. № 3. С. 104-109.
4. Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
5. Капустина, З. Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России // Педагогика. 2003. № 9. С. 9-14.
6. Носов, Н. А. Виртуальная психология. М.: Аграф, 2000. 432 с.
7. Солопов, П. Е. Виртуалистика и философия. М.: ВИУ, 2000. 49 с.
8. Тараканова, В. В. Патриотическое воспитание в молодежной среде // Духовно-нравственный мир современного российского общества: Проблемы формирования и защиты: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. / отв. ред. А.А. Огарков [и др.]. М.: Глобус, 2009. С. 276-279.
9. Титова, Е. Н. Формирование гражданственности студентов в учебном процессе технического вуза: метод. пособие для преподавателей техн. вуза. Новомосковск: Новомоск. ин-т ГОУ ВПО «РХТУ им. Д.И. Менделеева», 2000. 32 с.
10. Тишков, В. А. Толерантность и согласие в трансформирующихся обществах: доклад науч. конф. ЮНЕСКО «Толерантность и согласие» // Очерки теории и политики этничности в России. М.: Русский мир, 1997. С. 256-274.
11. Ткачева, Е. Н. Формирование атмосферы доверия как элемента организационной культуры предприятий виртуального типа // Современное общество: актуальные проблемы и перспективы: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. / отв. ред. А.А. Огарков [и др.]. М.: Глобус, 2009. С. 212-218.
12. Яценко, Ю. Т. Алкоголизм с виртуальной точки зрения // Виртуальная реальность: философские и психологические аспекты. М.: Ин-т человека РАН, 1997. С. 149-155.
Bibliography
1. Biryukova, E. A. Virtual ethics: philosophical analyses of imaginary contexts of spiritually healing human activity. Novomoskovsk: Novomoskovskiy institut GOU VPO «RKHTU im. D. I. Mendeleyeva», 2007. 272 p.
2. Biryukova, E. A. Filosofiya dukhovno-nravstvennogo ozdorovleniya cheloveka v virtual'nom kontekste [Philosophy of spiritual and moral improvement of the person in the virtual context]. Novomoskovsk: Novomoskovskiy institut GOU VPO «RKHTU im. D. I. Mendeleyeva», 2012. 313 p.
3. Bogolyubov, L. I. Izucheniye sotsial'no-gumanitarnykh distsiplin kak neobkhodimoye usloviye formirovaniya u uchashchikhsya grazhdanstvennoy kul'tury [Study of social and humanitarian disciplines as a necessary condition of formation of students' civic culture] // Sotsial'no-politicheskiye nauki. 1997. № 3. P. 104-109.
4. Gessen, S. I. Osnovy pedagogiki. Vvedeniye v prikladnuyu filosofiyu [Fundamentals of pedagogy. Introduction to Applied Philosophy] / Edited and compiled by P. V. Alekseyev. Moscow: «Shkola-Press», 1995. 448 p.
5. Kapustina, Z. Ya. Vospitaniye grazhdanstvennosti v usloviyakh obnovlyayushcheysya Rossii [Citizenship education under renewing Russia] // Pedagogika. 2003. № 9. P. 9-14.
6. Nosov, N. A. Virtual'naya psikhologiya [Virtual Psychology]. Moscow: «Agraf», 2000. 432 p.
7. Solopov, P. E. Virtualistika i filosofiya [Virtualistics and philosophy]. Moscow: VIU, 2000. 49 p.
8. Tarakanova, V. V. Patrioticheskoye vospitaniye v molodezhnoy srede [Patriotic education of in the youth environment] // Dukhovno-nravstvennyy mir sovremennogo rossiyskogo obshchestva: Problemy formirovaniya i zashchity:
materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii / edited by A. A. Ogarkov [et al]. Moscow: OOO «Globus», 2009. P. 276-279.
9. Titova, E. N. Formirovaniye grazhdanstvennosti studentov v uchebnom protsesse tekhnicheskogo vuza: Metodicheskoye posobiye dlya prepodavateley tekhnicheskogo vuza [Citizenship formation of students in educational process of a technical university: Methodological manual for technical university teachers]. Novomoskovsk: NIRKHTU im. D. I. Mendeleyeva», 2000. 32 p.
10. Tishkov, V. A. Tolerantnost' i soglasiye v transformiruyushchikhsya obshchestvakh: Doklad nauchnoy konferentsii YUNESKO «Tolerantnost' i soglasiye» [Tolerance and harmony in changing societies: Report of the UNESCO Scientific Conference «Tolerance and harmony»] // Ocherki teorii i politiki etnichnosti v Rossii. Moscow: Russkiy mir, 1997. P. 256-274.
11. Tkachev, E. N. Formirovaniye atmosfery doveriya kak elementa organizatsionnoy kul'tury predpriyatiy virtual'nogo tipa [Forming an atmosphere of trust as part of the organizational culture of the virtual type of enterprise] // Sovremennoye obshchestvo: aktual'nyye problemy i perspektivy: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii / edited by A. A. Ogarkov [et al]. Moscow: OOO «Globus», 2009. P. 212-218.
12. Yatsenko, Yu. T. Alkogolizm s virtual'noy tochki zreniya [Alcoholism from virtual point of view] // Virtual'naya real'nost': filosofskiye i psikhologicheskiye aspekty. Moscow: Institut cheloveka RAN [Institute of a human being of RAS], 1997. P. 149-155.