Научная статья на тему 'Виртуальное предприятие: организация и эффективность'

Виртуальное предприятие: организация и эффективность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
440
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ СЕТИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хакимова Д. Р., Воронцов Ю. А.

Статья посвящена вопросам разработки архитектуры виртуального предприятия на базе мультимедийных инфокоммуникационных сетей с поддержкой совместной работы пользователей, а также расчету экономической эффективности такой организационной структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виртуальное предприятие: организация и эффективность»

АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА

на

н

ЭКОНОМИКА БИЗНЕСА

Таблица 2. Сводная таблица улучшений показателей за счет применения методов повышения экономической эффективности

Увеличение показателя Виртуальное предприятие Аутстаффинг Аутсорсинг

Период окупаемости ^), мес. -4 - -

Дисконтированный период окупаемости (DPB), мес. -4 - -

Средняя норма рентабельности (ARR), % 41,52 1,36 2,34

Чистый приведенный доход (NPV), % 8,92 2,23 4,09

Индекс прибыльности ^), % 50,00 1,14 2,27

Внутренняя норма рентабельности (Ш), % 42,13 2,63 4,51

Модифицированная внутренняя норма рентабельности ДОШ), % 48,92 1,62 2,73

применения методов повышения экономической эффективности основные инвестиционные показатели были значительно улучшены по сравнению с традиционным предприятием (см. табл. 2).

Наилучшим образом себя проявила концепция виртуального предприятия. Она снизила срок окупаемости на 4 месяца, подняла индекс прибыльности на 50%, а внутреннюю норму рентабельности - на 42,13%.

Исходя из того, что чистый приведенный доход вырос только на 8%, можно констатировать: виртуальное предприятие работает гораздо эффективнее, чем традиционное.

Схемы аутсорсинга и аутстаффинга в целом показали себя довольно хорошо, обеспечив прирост всех основных инвестиционных показателей.

Прирост мог быть гораздо больше, если бы использовалась схема аутсорсин-

га/аутстаффинга не только для ИТ-отдела. Дело втом, что затраты этого подразделения в разрезе всех затрат предприятия не столь высоки. В целом динамика положительная.

Таким образом, использование аутсорсинга или аутстаффинга ИТ-услуг на приведенном предприятии экономически оправданно.

Литература

1. Воронцов Ю.А. Технико-экономическое обоснование эффективности проектов информационных систем. М.: Инсвязьиздат, 2008.

2. Филин Ф.Н. Аутсорсинг бизнес-процессов: проблемы и решения. М.: Гросс Медиа, 2008.

3. Воронцов Ю.А., Лопусов Б.А., Сергей-

чук С.К. Информационные системы в административном управлении предприятиями связи. М.: Радио и связь, 2004.

4. http://www.cfin.ru/

5. http://www.hr-portal.ru

Виртуальное предприятие: организация и эффективность

Д.Р. ХАКИМОВА,

консультант компании

ООО «Смит Продакшн Технолоджи»

Ю.А. ВОРОНЦОВ,

зав. кафедрой МТУСИ,д.т.н., профессор

В статье рассматривается разработка архитектуры виртуального предприятия на базе мультимедийных инфокоммуникационных сетей с поддержкой совместной работы пользователей, а также приводится расчет экономической эффективности такой организационной структуры.

Организации виртуальных предприятий

Виртуальное предприятие (ВП) определяется как временная кооперационная сеть предприятий (организаций, отдельных коллективов и людей), обладающих ключевыми компетенциями для наилучшего выполнения рыночного заказа, которая базируется на единой информационной системе. Основная цель ВП - быстрое реагирование на рыночные требования и максимизация степени использования ресурсов предприятий. Основной экономический потенциал ВП с точки зрения организации и логистики заложен в качественно новых возможностях управления логистической цепью и процессами создания стоимости на основе концентрации большого количества ресурсов в единой базе. Принципиальное отличие виртуального предприятия от традиционного состоит в том, что традиционное предприятие ищет возможности и ресурсы для производства и реализации продукции, а ВП ищет того, кто уже обладает соответствующими ресурсами, знаниями и опытом в производстве данной продукции. В результате дости-

гается резкое сокращение стартового капитала, так как большинство ресурсов привлекается со стороны на контрактной основе.

Эффективность совместной работы стала критически важным фактором в сложной рабочей среде, когда сотрудники географически рассредоточены, возможности перемещения и бюджета ограничены, а информационная перегрузка считается обычным явлением. Усилия организаций направлены на создание условий для совместной работы, позволяющих выполнять следующие действия:

^ быстро формировать группы, не ограничиваясь пределами корпораций, компаний и континентов;

^ предоставлять заказчикам возможность мгновенно обращаться к экспертам компании;

^ эффективно организовывать совместную работу с наиболее важными данными.

Целью данной работы является разработка архитектуры ВП на базе мультимедийных инфокоммуникационных сетей с поддержкой совместной работы пользователей и количественное определение экономической эффективности такой организационной структуры.

52

век| КАЧЕСТВА № 4 • 2010

ЭКОНОМИКА БИЗНЕСА

.•••' 5 QG ИПЕ

АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА

Ч НЕ \ G

L

к Engirt* night dabi . - -

I Engine,flight flat*

Airline office

Maintenance Centre

US data centre

European data centre

Рис.1. Виртуальное предприятие проекта BROADEN

Рассмотрим варианты архитектуры ВП на примере реальных организаций из разных секторов экономики.

I. Малое предприятие по выпуску макетов авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) [1]. В проекте представлена действующая информационная модель виртуального предприятия на основе PLM-решений (Product Lifecycle Management жизненный цикл изделия). С помощью этой модели можно значительно усовершенствовать основные бизнес-процессы функционирования предприятия, что приводит к снижению временных затрат и себестоимости. Это происходит благодаря применению информационных технологий, которые позволяют организовать единое информационное пространство и интегрировать работу различных служб предприятия, которые раньше были разобщены.

II. e-Science Pilot Project GOLD (компания Eau de Chem) - проект совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в химической промышленности [2]. Этот проект основывается на существующих грид-технологиях для обеспечения инфраструктуры, способной поддерживать процессы жизненного цикла продукта в динамических ВП.

III. BROADEN (Business Resource Optimisation for Aftermarket and Design on Engineering Network) [3] - проект совместной работы на кафедре Automatic Control & Systems Engineering at The University of Sheffield, Rolls-Royce plc, Electronic Data Systems (EDS), Lost Wax Media Ltd, Streamline Computing Ltd, Oxford BioSignals Ltd, Cybula Ltd and the Universities of York and Leeds. BROADEN - мультиагентная система, цель которой - дизайн и реализация системы обнаружения ошибок работы авиадвигателей и системы прогноза, основан-

нои на теории грид-вычислении и развертывание грид-служб. Архитектура виртуального предприятия в авиаци-

онной промышленности, разработанного в ходе проекта BROADEN, представлена на рис. 1:

IV. Виртуальный метеорологический центр [4]. Цель проекта - разработать виртуальное и непротиворечивое представление всех метеорологических данных, распределенных в базах реального времени и архивных базах данных партнеров. Система обеспечит безопасный, надежный и эффективный механизм для сбора и совместного использования распределенных данных, чтобы поддерживать исследовательские и оперативные действия метеорологического семейства. Основа - виртуальная база данных и службы доступа к данным пользователей для получения наборов научных данных. Три основных компонента: хранилище данных, узел каталога и портал.

П/хОп/кишше N

Рис. 2. Пример сети на базе технологии Н.323

SIP Proxy

SIP Proxy

Сервер переадресации

Сервер определения местоположения

Агент пользователя (UAC)

Агент пользователя (UAS)

Запрос

Ответ Передача голоса

Рис. 3. Пример сети на базе технологии SIP

№ 4 • 2010 ВеК КАЧЕСТВА

S3

АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА иэн ЭКОНОМИКА БИЗНЕСА на / н

Существует множество исследовании в области создания ВП с точки зрения менеджмента [5-8], однако проблема разработки методики подбора средств инфокоммуникационных технологии для объединения удаленных предприятии и обеспечения их совместной работы, а также оценка эко-номическои эффективности ВП требуют дальнеишего изучения.

Современные мультимедийные инфокоммуникационные сети

I. Архитектура на базе стандарта мультимедийных приложений ^323 [9].

Рекомендации ITU-T, входящие в стандарт H.323, определяют порядок функционирования абонентских терминалов в сетях с разделяемым ресурсом, не гарантирующих качества обслуживания (QoS). Стандарт H.323 не связан с протоколом IP, однако большинство реализаций основано на этом протоколе. Набор рекомендаций определяет сетевые компоненты, протоколы и процедуры, позволяющие организовать мультимедийную связь в пакетных сетях. Стандарт H.323 определяет четыре основных компонента, которые вместе с сетевой структурой позволяют проводить двусторонние (точка-точка) и многосторонние (точка-много

точек) мультимедийные конференции: терминал, шлюз (gateway), привратник (gatekeeper), сервер многосторонней конференции (Multipoint Control Unit) для обеспечения связи трех или более

Н.323-терминалов.

II. Архитектура на базе технологии SIP[9].

SIP (Session Initiation Protocol протокол установления сеанса) стандарт на способ установления и завершения пользовательского Интернет-сеанса, включающего в себя обмен мультимедийным содержимым. Протокол SIP имеет клиент-серверную архитектуру. Обслуживание вызова распределено между различными элементами сети SIP. Основным функциональным элементом, реализующим функции управления соединением, является абонентский терминал. Остальные элементы сети могут отвечать за маршрутизацию вызовов, а иногда служат для предоставления дополнительных сервисов.

III. Архитектура на базе технологии Т.120 [9].

Стандарт T.120 представляет собой совокупность телекоммуникационных и прикладных протоколов для организации и проведения многоточечной конференции в реальном времени. Главные особенности стандарта Т. 120 заключаются в организации и поддержании конференций на любой платформе, управлении множеством участников и программ, безошибочном и безопасном обмене данными при всем многообразии возможных сетевых сценариев. Архитектура T.120 - это двухуровневая архитектура с предопределенными протоколами взаимодействия уровней. В зависимости от конкретной реализации продукты T.120 могут устанавливать соединения, выполнять передачу и прием данных и работать совместно, используя программное разделение, передачу файлов и др.

IV. Архитектура на базе технологии XCON [9].

Центральной концепцией XCON являются объекты конференции, осуществляющие связь между участниками конференции. С объектами связаны следующие службы:

^ Conference Control Server - старт и окончание конференции, манипуляция состоянием;

^ Floor Control Server - служба управления распределенными ресурсами;

^ Notification Service - генерация сообщений о подписке и уведомлениях;

^ один или несколько Foci - для поддержания связи тип «точка-точка» между участниками.

Рис.5. Сеть распределенного контента

54

ВвК| КАЧЕСТВА № 4 • 2010

Концепции распределения контента (Content Networking) включают в себя:

^ Peer-to-Peer Content Distribution (распределение контента в одноранговой сети);

^ Personal Web Serving (сеть с выделенным персональным сервером);

^ Content Distribution Networks (CDN -сеть распределения контента); Пример сети распределенного контента приведен на рис. 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Финансовые расчеты показателей работы ВП

Рассмотрим виртуальную нефтяную компанию. Такой вид организации сводит к минимуму или устраняет препятствия, связанные с месторасположением подразделений, расстоянием между ними и разницей во времени. Специалисты из удаленных стран при возникновении проблем могут контактировать с экспертами, передавая информацию (диаграммы, графы и/или видео) в режиме реального времени. Сеть доставки и дистрибуции контента связывает все элементы компании независимо от расстояния, обеспечивает доступ в реальном времени к людям, данным, и процессам во всем мире. Такая архитектура позволяет распространять в Интернете «тяжелый» мультимедийный контент на высокой скорости с широким охватом Интернет-аудитории. По сети NGENIX CDN российского оператора сети CDN, к которой подключены более 350 операторов связи (более 100 из них предоставляют свои услуги в регионах России), трафик напрямую будет попадать в сети операторов «последней мили» и передаваться пользователю без задержек по кратчайшему сетевому маршруту.

Для проведения финансового моделирования спроектированного виртуального предприятия был использован пакет Project Expert. Результаты моделирования представлены в таблице.

Таким образом, можно сделать вывод о целесообразности и эффективности инвестирования в данный проект на основе следующих полученных данных:

1. Чистый приведенный доход (NPV) = 4 802 534 руб. Показатель NPV представляет абсолютную величину дохода от реализации проекта с учетом ожидаемого изменения стоимости денег.

2. Индекс прибыльности (PI) = 2,11. PI демонстрирует относительную величину доходности проекта. Он определяет, что на каждый рубль инвестированных средств будет получено 2,11 руб. дохода.

..." HG

ЭКОНОМИКА БИЗНЕСА АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА

Ч НЕ \ G

Эффективность инвестиций

Показатель Инвестиции в руб. Инвестиции в долл.

Ставка дисконтирования, % 19,70 5,00

Период окупаемости ^), мес. 12 12

Дисконтированный период окупаемости (DPB), мес. 16 13

Средняя норма рентабельности (ARR), % 90,36 79,87

Чистый приведенный доход (NPV) 4 802 534 171 211

Индекс прибыльности (И) 2,11 2,24

Внутренняя норма рентабельности (Ш), % 124,00 104,80

Модифицированная внутренняя норма рентабельности ДОШ), % 52,68 37,17

Рис.6. Пример ВП с сетью распределенного контента

3. Средняя норма рентабельности (ARR) = 90,36. Показатель ARR интерпретируется как средний годовой доход, который можно получить от реализации проекта.

4. Период окупаемости = 12 мес. При

запланированной длительности проекта в 36 месяцев это хороший результат, который означает, что через год проект полностью окупится и будет приносить прибыль. ■

Литература

1. Отчет о Всероссийской молодежной научно-технической конференции «Молодые ученые - авиастроению России», август 2009 г.

2. http://labserv.nesc.gla.ac.uk/projects/ votes.

3. IFIP International Federation for Information Processing, «A Virtual Organisation deployed on a Service Orientated Architecture for Distributed Data Mining» / Springer Boston, 2007.

4. Brinzila M., Pereira M.D., Trandabat Al.,. Schreiner C. Technical University, Department

of Electrical Measurements and Materials / Virtual Meteorological Center, 2005.

5. Вютрих X.A. Виртуализация как возможный путь развития управления // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 5. С. 45-49.

6. Искусственный интеллект в 21 веке: Труды Междунар. конгресса: Дивноорское, 3-8 сентября 2001, Т. 1. М.: Физматлит, 2001. С. 314-338.

7. Mowshowitz A. The Switching Principle in Virtual Organization / Proceedings of the 2-nd International VoNet, Workshop, Sept. 23-24, 1999 // http://www.virtual-organization.net.

8. A model of virtual organization: a structure and process perspective / W. Saabel, T.M. Verduija, L. Hagdorn, K. Kumar // Electronic Journal of Organizational Virtualness. 2002. Vol. 4 - http://www.virtual-organization.net.

9. Bedarfsgesteuerte Verteilung von Inhaltsobjekten in Rich Media Collaboration Applications / Dissertation von Daniel Schuster / Technischen Universitat Dresden, 2007.

10. Воронцов Ю.А. Техникоэкономическое обоснование эффективности проектов информационных систем. М.: Инс-вязьиздат, 2008. 376 с.

№ 4 • 2010 ВвЮ КАЧЕСТВА

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.