Научная статья на тему 'Виртуальная учебная фирма как эффективное средство обучения в экономическом образовании'

Виртуальная учебная фирма как эффективное средство обучения в экономическом образовании Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
133
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Щербакова О. В.

Рассматриваются вопросы реализации программного комплекса, позволяющего средствами современных информационных технологий интегрировать разнообразную экономическую информацию в единую образовательную среду и создавать обучающее поле информационных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виртуальная учебная фирма как эффективное средство обучения в экономическом образовании»

Канд. техн. наук О. В. Щербакова

ВИРТУАЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ФИРМА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Рассматриваются вопросы реализации программного комплекса, позволяющего средствами современных информационных технологий интегрировать разнообразную экономическую информацию в единую образовательную среду и создавать обучающее поле информационных ресурсов.

Разработка и внедрение перспективных образовательных технологий экономического образования - одна из приоритетных задач в области совершенствования системы подготовки экономистов. Новые информационные технологии дают возможность нагляднее представить закономерности сложных экономических процессов и уяснить внутренние отношения, лежащие в основе тех или иных экономических явлений.

Существующие на сегодняшний день программные продукты можно условно разделить на две категории: виртуальные учебники и деловые игры.

Программы типа «Компьютерные учебники» появились первыми по времени. Основную их часть составляет теоретическая информация, поделенная на главы. Содержание учебника может быть представлено не только текстом, но и схемами и иллюстрациями. Предполагается, что пользователь читает текст и таким образом осваивает новый материал. После изучения материала студент должен ответить на вопросы. Правильность ответов компьютер определяет, сверяя их с верными ответами, заранее введенными в программу.

По сути, электронные учебники отличаются от традиционных бумажных только носителем информации. Структура подачи материала и возможности его использования в учебном процессе практически одинаковы. Чтобы использование обучающей программы было более продуктивным, она должна иметь преимущества перед обычными учебниками и выполнять недоступные им функции. Такие функции выполняют программы типа «Деловая игра» (например, «Бизнес-курс», «Биржа», «Дельта», «Конкуренция» и т. п.).

Деловые игры - это программы, имитирующие деятельность предприятия на протяжении определенного отрезка времени (обычно нескольких условных лет). Пользователь, выступая в роли руководителя фирмы, должен на каждом этапе принимать управленческие решения

по разным вопросам ее деятельности, например, о покупке оборудования и сырья, о том, продукцию какого вида производить, о политике предприятия в отношении оплаты труда, реализации продукции в условиях конкуренции и т. д. Таким образом, деловые игры предназначены для комплексного изучения финансово-экономических дисциплин.

Такого вида обучающие программы имеют как положительные черты, так и недостатки. С одной стороны, они позволяют студенту изучать все стороны деятельности предприятия во взаимосвязи и видеть их взаимное влияние. С другой стороны, поскольку деловая игра состоит из множества разделов, интерфейс программы бывает усложненным и запутанным, а часто и непонятным, особенно для неопытного пользователя. Работа с программой занимает очень много времени и может потребовать постоянного контроля со стороны преподавателя. Кроме того, деловая игра имеет определенную структуру, в которой нет места процессу собственно решения многих типов задач.

Темпы технологического и научно-технического прогресса сегодня таковы, что многие знания устаревают в течение 3-5 лет. За время учебы в вузе профессиональная подготовка по выбранной специальности занимает 15-20% от общего объема учебной нагрузки. Поэтому сейчас актуальной становится идея опережающего образования, сформулированная в Концепции информатизации сферы образования РФ. Суть этой идеи заключается в том, что новые знания должны поступать в систему образования в процессе обучения.

В качестве одной из форм обучения, которая может реализовать идею опережающего образования, предлагается программный комплекс «Виртуальная учебная фирма».

Виртуальная учебная фирма - это условное предприятие, которое состоит из различных отделов (бухгалтерии, отдела маркетинга, финансового отдела, отдела управления персоналом и отдела финансового планирования или бюджетирования). Работа каждого отдела предполагает выполнение конкретных профессиональных действий и решение различных задач.

Виртуальная учебная фирма работает подобно настоящему предприятию и выполняет все свойственные ему функции. В отличие от реальной жизни предлагаемые товары (услуги) и деньги, подразумеваемые в сделках, действительно не существуют. Происходит только обмен информацией и документами, которые нужны для осуществления коммерческих сделок. Это предохраняет от краха и дает право на ошибку. В этом преимущество виртуального обучения.

Цель работы с программным комплексом «Виртуальная учебная фирма» - изучение экономических параметров деятельности фирмы, взаимосвязей между ними, динамики в краткосрочном и долгосрочном

периодах, а также конкретных методов использования теоретических знаний в профессиональной деятельности.

Программа имитирует реальное строение предприятия с выделением модулей, соответствующих отделам. Программный комплекс позволяет моделировать деятельность нескольких предприятий. Кроме того, он дает возможность преподавателям динамически создавать и редактировать учебные материалы, вводить по заранее продуманному сценарию экономические ситуации, разрабатывать учебные задания и задачи.

Программный комплекс «Виртуальная учебная фирма» реализует следующие виды интерфейса: обучаемых, преподавателей и администратора. Структурно все программы также можно разделить на основные части: «проигрыватель» учебных модулей, обеспечивающий работу учащихся; инструментальная оболочка, позволяющая преподавателям наполнять базу данных учебных материалов; утилиты администратора. Каждый модуль в свою очередь состоит из двух частей: конструктора, позволяющего преподавателю редактировать уже существующие задачи и добавлять новые, и подпрограммы для проверки знаний студента. Благодаря выбранной объектно-ориентированной технологии программный комплекс можно легко модифицировать, добавляя новые необходимые функции.

Использование информационных технологий и современных средств и методов ведения бизнеса вызывает увеличение спроса на квалифицированный персонал. Квалификационные требования к знаниям и умениям сотрудников претерпевают значительные изменения, выражающиеся, в частности, в необходимости совмещения нескольких профессий, интегрирования должностных обязанностей руководителей и специалистов. Это в свою очередь накладывает особенности на учебный процесс, выдвигая на первое место практическую подготовку, а также выработку профессиональных умений и навыков.

Создание виртуальной учебной фирмы помимо непосредственного традиционного программирования потребовало:

- анализа предлагаемых государственными и негосударственными образовательными учреждениями программы профессиональной подготовки и повышения квалификации сотрудников предприятий;

- определения необходимых объемов и направлений профессиональной подготовки экономических кадров для удовлетворения потребностей предприятий;

- выбора средств и методов обучения;

- разработки функциональной и структурной моделей программного комплекса;

- разработки виртуальных экономических тренажеров и методологии их использования для овладения практическими навыками действий сотрудников, занятых в экономическом обеспечении деятельности предприятия;

- разработки пяти взаимосвязанных учебно-тренинговых модулей, имитирующих реальную деятельность предприятия;

- разработки программных тренажеров для решения экономических задач различных типов (логико-ситуационных, структурных, бухгалтерских, расчетных);

- разработки тренировочных материалов и проектных заданий для применения знаний и навыков в ситуациях, имитирующих реальные условия деятельности предприятия.

Перечень модулей и их функциональная характеристика

Модули виртуальной учебной фирмы организованы как отдельные программы для автоматизации функций конкретных отделов. При этом реализован обмен между модулями необходимыми данными для объединения всех отделов в единую интегрированную информационную систему (рисунок).

Рис. Функциональная схема виртуальной учебной фирмы

Модуль «Управление персоналом» позволяет изучить основные операции, выполняемые сотрудниками отдела кадров небольшого предприятия. В этом модуле реализованы следующие функции:

- ведение организационной структуры предприятия;

- ведение данных по сотрудникам предприятия;

- оформление и хранение приказов по сотрудникам.

Модуль «Бухгалтерский учет» позволяет изучить основные операции, выполняемые сотрудниками бухгалтерии предприятия. В этом модуле реализованы следующие функции:

- создание первичных документов;

- отражение на счетах бухгалтерского учета совершенных хозяйственных операций;

- формирование бухгалтерской отчетности и представление данных для анализа финансово-хозяйственной деятельности.

Модуль «Финансовый анализ» предназначен для формирования документов внешней отчетности предприятия (форма № 1 «Бухгалтерский баланс», форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»), а также проведения горизонтального и вертикального анализа финансовых показателей деятельности предприятия. Модуль выполняет дидактическую роль и может рассматриваться как источник знаний. При этом его применение позволяет активно овладевать знаниями, т. е. в процессе выполнения текущей работы.

Модуль «Управление маркетингом» предназначен для освоения основных приемов маркетинговых исследований. При стратегическом планировании маркетинга необходима информация о ресурсах предприятия, действиях и намерениях конкурентов, развитии ситуации на рынке. В экономической практике в качестве специфических методов сбора данных используется стратегический маркетинговый анализ, включающий анализ потенциала предприятия, конкурентов, рынка, макросистемы, сильных и слабых сторон и др. Модуль содержит несколько методик проведения маркетинговых исследований рынка. Так, например, SWOT-анализ позволяет проводить сравнение разных аспектов деятельности конкурирующих организаций; для анализа рыночных позиций реализуемых товаров используется матрица бостонской консалтинговой группы (матрица БСО); сила бизнеса компании на разных рынках оценивается с использованием ОБ-матрицы.

Модуль «Финансовое планирование» предназначен для построения финансовой модели, описывающей основные составляющие бюджета компании: бюджет продаж, закупки и расхода товарно-материальных ценностей, различные категории издержек и зарплату. Этот модуль дает возможность проводить поэтапную разработку бюджета предприятия в целом, начиная с бюджетов его подразделений. Каждое подразделение работает над своим бюджетом, а затем вся информация передается в модуль - бюджет компании. Прогнозный баланс помогает вскрыть отдельные неблагоприятные финансовые проблемы.

Вопросы организации оперативного финансового планирования относятся к жизненно важным областям менеджмента, и бюджетирование выступает здесь одной из ключевых процедур. Поэтому от того, насколько эффективно компания планирует и контролирует свой бюджет, зависят ее конкурентные преимущества, способность быть мобильной и быстро реагировать на перемены, а в конечном счете и ее выживание на рынке.

При работе с бюджетом подразделения (или бюджетом компании) обучаемым предлагается:

- готовая структура бюджетов, требующая только незначительной настройки, как правило, на уровне уточнения списков статей;

- автоматизированная настройка наиболее распространенных взаимосвязей между статьями бюджетов, а также возможность расчета таких параметров, как различные виды налогов, амортизация и др.;

- поддержка различных периодов планирования (месяц, квартал, полугодие, год).

Типы экономических задач

Для учебных курсов характерна поддержка большей части теоретического материала практикой решения задач. В процессе обучения студенты проходят путь от решения логически простых задач до стимулирующего управления процессами взаимодействия самостоятельных хозяйствующих субъектов.

Задачи можно разделить на следующие группы (по типу решения):

1. Расчетные. Большинство финансовых задач являются расчетными. Их цель - получение значений необходимых показателей или коэффициентов. При этом необходимо знать структуру процесса и формулы для расчета. Окончательные данные используются для анализа деятельности либо как информация для принятия решения. Примером таких задач могут служить расчеты порога рентабельности, нового объема производства, издержек и т. д.

2. Бухгалтерские. Задачи этого типа моделируют учетные события (ситуации) средствами языка бухгалтерских проводок. Несмотря на известную регламентацию, одна и та же ситуация может быть отражена различными группами взаимосвязанных проводок, в зависимости от используемых для этих целей счетов, принятой учетной политики, а также других факторов, влияющих на принятие решений по конкретному отображению данной ситуации.

3. Логико-ситуационные. Условие задачи логико-ситуационного типа можно разделить на две части: исходную ситуацию и предложения (последовательно связанные или независимые, позволяющие рассмот-

реть ситуацию с нескольких сторон). Исходная ситуация - это описание положения предприятия на данном этапе. Оно может быть только словесным или содержать статистические данные, финансовые показатели и другую информацию.

4. Структурирование экономических процессов. Экономическая операция часто требует определенной последовательности действий для успешного ее осуществления. Задачи данного типа проверяют знания об организации различных процессов. Например, задача о получении кредита, создании нового предприятия и т. д. Структура процесса представляется в виде ориентированного графа, вершинами которого являются используемые в модели показатели, а стрелки отражают их влияние или связь.

Функциональные возможности применения программного комплекса

Программный комплекс «Виртуальная учебная фирма» обеспечивает выполнение следующих функций:

- использование механизма построения универсальных заданий;

- самостоятельную подготовку обучаемых;

- возможность самоконтроля;

- построение индивидуального учебного курса для каждого учащегося;

- контроль усвоения полученных знаний преподавателем.

Программа может быть полезна аспирантам, студентам и школьникам как учебное пособие, которое всегда под рукой, а также отделам персонала корпораций для обучения топ-менеджеров и менеджеров среднего звена; менеджерам для самостоятельного изучения и овладения современными навыками принятия решений; преподавателям экономических дисциплин, стремящимся к новейшим средствам обучения; тем, кто хочет стать специалистом в области управления, учета, финансового менеджмента; кто уже связан по работе с указанными вопросами, но хотел бы расширить свой кругозор; кто руководит предприятием и заботится о повышении квалификации своих кадров; кто хотел бы испытать свои деловые качества и интеллектуальные способности.

В результате освоения данного комплекса обучаемые смогут:

- глубоко осмыслить и усвоить основные идеи, принципы и закономерности функционирования фирмы рыночного типа, независимо от ее вида деятельности, общественной формы и размера;

- научиться понимать природу экономического поведения фирмы в различных временных горизонтах на основе общих закономерностей и принципов рынка;

- получить практические навыки по постановке целей, задач и организации предпринимательства, моделированию и самостоятельному принятию эффективных управленческих решений.

Программный комплекс не содержит готовых рецептов управления. Он позволяет принимать собственные решения или выбирать лучшие из найденных ранее вариантов. С целью облегчения поиска собственных вариантов и новых идей программой предлагается также использовать готовые примеры и шаблоны на разных этапах работы.

Все результаты работы, а также промежуточные варианты можно сохранять в базе данных, распечатывать в виде отчетов, таблиц и графиков. В процессе разработки стратегии эти записи комбинируются в соответствии с выбранными целями, критериями или шкалой оценок. В итоге в базе данных формируется отчет.

Пилотный вариант представленного программного комплекса разработан в научно-исследовательской лаборатории интерактивных методов обучения совместно с факультетом дистанционного обучения и кафедрой информационных технологий РЭА им. Г. В. Плеханова. В работе также принимали участие аспиранты кафедры информационных технологий и студенты экономико-математического факультета РЭА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.