УДК 303.732.4
Лопатинская Тинатин Давидовна
ассистент кафедры философии Астраханского государственного университета
ВИРТУАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ ФЕНОМЕНОВ [1]
Lopatinskaya Tinatin Davidovna
Assistant, Philosophy Chair, Astrakhan State University
VIRTUALIZATION OF MODERN CULTURE AND ITS PHENOMENA [1]
Аннотация:
В статье рассматривается виртуализация современной культуры и ее феноменов. По мнению автора данное понятие является значимым следствием информатизации, поскольку новая информационная среда, активно влияя на различные сферы жизнедеятельности общества, оказывает трансформирующее воздействие на культуру в целом, перемещая ее феномены в виртуальное пространство.
Ключевые слова:
виртуализация, виртуальная реальность, киберпространство, информационная среда, современная культура.
Summary:
The article considers the process of virtualization of the modern culture and its phenomena. According to the author’s opinion the virtualization of culture is a significant consequence of informatization, because the new information environment by active influence on various spheres of society makes a transforming impact on the culture in general, moving its phenomena to the virtual space.
Keywords:
virtualization, virtual reality, cyberspace, information environment, modern culture.
Развитие культуры представляет собой динамичный процесс, в котором различимы прогрессивные преобразования. Одни периоды истории культуры напрямую были связаны с воссозданием прошлых достижений, другие - явно отличались новаторством. И те, и другие можно оценить как постоянное стремление к достижению идеального.
Современная эпоха, определяющее воздействие на которую оказал фактор информационных технологий, отразилась на развитии культуры и ее проявлений, причем ряд этих изменений столь значителен, что позволяет говорить о существенной трансформации ее основ. Под влиянием процесса информатизации культура стала погружаться в новое многомерное киберпространство, мир виртуальных феноменов. Следствием этого стал процесс виртуализации современной культуры, ставший во многом ее важнейшей современной характеристикой.
Несмотря на то, что интерес исследователей к сущности феномена виртуализации зародился еще во времена Античности, широкую известность данное понятие обрело сравнительно недавно. Это позволяет говорить о недостаточной изученности данного понятия, а также смежных с ним положений, таких как «виртуальная реальность», «виртуальность» и другие.
Так, сам термин «виртуальность», а также производное от него понятие «виртуальная реальность» были введены в конце 1980-х гг. Жароном Ланье. Эти понятия он использовал для обозначения «электронных устройств, вводящих их пользователя в новое измерение существования, в мир информации, в совершенно непривычную для человека дигитальную и интерактивную среду технологически продуцируемых симулякров всего того, что только может быть ему дано в опыте сенсорного восприятия действительности» [2].
Рассмотрим основные подходы к пониманию виртуальной реальности, сложившиеся в современном философском дискурсе:
1) Понимание виртуальной реальности как субъективной, порождаемой сознанием человека. Наиболее значительными исследованиями виртуальности с этой точки зрения являются работы таких ученых, как: И.Г. Корсунцев, П. Тиллих, М. Кастельс и других.
И.Г. Корсунцев под виртуальной реальностью понимает «переработку, “переплав” бытия субъектом с позиции имманентно присущей ему логики» [3].
П. Тиллих понимает под «виртуальным» «интеллектуальную способность самого человека создавать виртуальные вещи, выступать творцом виртуального мира» [4].
2) Понимание виртуальной реальности как технологической, порождаемой компьютерными технологиями. Наиболее значительными исследованиями виртуальности с этой точки зрения являются работы таких ученых, как: А. Бюль, А.И. Воронов, М. Вэйнстейн, А. Крокер, В.С. Бабенко, С. Дацюк, Дж. Ланье, К. Макмиллан и другие.
А. Бюль понимает под виртуальностью параллельно существующую реальность, созданную компьютерными технологиями. В параллельном мире «функционируют виртуальные аналоги реальных механизмов воспроизводства общества: экономические интеракции и политические акции в сети Internet, общение с персонажами компьютерных игр» [5].
А.И. Воронов под виртуальной реальностью понимает «кибернетическое пространство, созданное на базе компьютера, в котором техническими средствами предпринята полная изоляция оператора от внешнего мира, то есть, перекрыты все каналы тактильной, слуховой, зрительной и любой иной связи с окружающим пространством» [6].
3) Понимание виртуальной реальности как симуляционной или иллюзорной, порождаемой с помощью замещения реальных объектов и явлений действительности симулякрами. Наиболее значительными исследованиями виртуальности с этой точки зрения являются работы таких ученых, как: Ж. Бодрийяр, Д.В. Иванов и других.
Ж. Бодрийяр рассматривает виртуализацию как процесс формирования симулякров, которые создают гиперреальность, или фантом реальности. Симулякр в его понимании есть «ложное подобие, условный знак чего-либо, функционирующий в обществе как его заместитель» [7]. Таким образом, постоянное присутствие симулякров в реальном мире приводит к формированию особого мира, насыщенного образами, гиперреальности, где зачастую фантазия и реальность практически невозможно различить.
Д.В. Иванов под виртуализацией понимает процесс замещения всех общественных институтов симуляциями: «не обязательно с помощью компьютерной техники, но обязательно с применением логики виртуальной реальности. Социальное содержание виртуализации - симуляция институционального строя общества первична по отношению к содержанию техническому» [8].
Сопоставив фундаментальные идеи о сущности виртуальной реальности различных исследователей, мы подошли к следующему пониманию данного термина: виртуальная реальность представляет собой порождаемое иммерсивное нематериальное пространство, чувственно воспринимаемое как материальное, обладающее свойствами, необходимыми для самореализации субъекта в его условиях.
В идее порождаемости виртуальной реальности явно прослеживается значительная роль развития информационных технологий. Иными словами, виртуализация является прямым следствием информатизации. Так, активный рост информационных технологий и постоянное значительное увеличение объемов потребляемой информации приводит к резкому возрастанию ее роли в процессе жизнедеятельности каждого отдельного индивида. Сегодня именно информация обеспечивает развитие и эффективное функционирование большинства сфер общественной жизни. Она становится одним из важнейших стратегических ресурсов деятельности человечества, выступает ключевым средством межличностных отношений, регулярно зарождаясь, видоизменяясь и изменяясь в процессе перехода от одного человека к другому. Кроме того, она создает и материальную среду существования индивида. Иными словами, информация единовременно обусловливает и социокультурное бытие членов общества, и их материальную жизнь.
Подобные факты реального усиления значения информации стали определяющими в изменении образа мышления человека, его взгляда на мир, трансформации внутренней культуры, что, в свою очередь, неминуемо влечет за собой модификацию традиционного уклада и образа жизни, характера межличностного общения, а также появление принципиально новой виртуальной реальности, которая оказывает непосредственное влияние на культуру. Иными словами, на фоне информатизации происходит масштабное конструирование виртуальной реальности. Новая порожденная искусственная среда, активно воздействуя на все сферы жизнедеятельности общества, постепенно виртуализирует всю культуру в целом, то есть размещает ее в собственном пространстве.
Если исходить из разделения бытия общества на пять основных сфер (предложенного И.Т. Фроловым [9]): сферу материального производства, науку как теоретическую сферу жизнедеятельности общества, ценностную сферу жизнедеятельности общества, сферу управления общественными процессами, социальную сферу жизнедеятельности общества - то можно выявить изменения, происходящие под влиянием процесса виртуализации в каждой из них.
Так, под влиянием виртуальных технологий трансформируются основные компоненты производственного процесса, входящего в сферу материального производства. Благодаря постепенному освоению производством новой для него жизненной среды - виртуальной - происходит его качественное развитие, образуется, так называемое «виртуальное предприятие» [10]. М. Кастельс определяет его «как специфическую форму предприятия, система средств шторого вставлена путем пересечения автономных систем целей агентов сети» [11]. Так, за счет стремительного развития автоматических систем и применения их в качестве средства управления предприятиями происходит значительное сокращение непроизводственных расходов, связанных с уменьшением количества обслуживающего персонала. Кроме того, отпадает необходимость в
- Зб -
сохранении территориальной целостности предприятия. Виртуальные технологии позволяют сохранять внутреннюю целостность структуры «виртуального предприятия», несмотря на его территориальную разрозненность. Осуществляется это благодаря совместной эффективной деятельности субъектов предприятия, физически находящихся в разных географических широтах, но при этом с легкостью преодолевающих территориальные границы в реальном времени, что, в свою очередь, предоставляет возможность осуществления постоянного контроля эффективности производства, а при необходимости - изменения стратегии или перестроения всей производственной системы предприятия.
Следует отметить также виртуализацию науки и образования как теоретической сферы жизнедеятельности. В условиях современности прослеживается активное внедрение информационных технологий в науку и образование, что приводит к перестройке самой системы образования, в результате чего образуется так называемое «виртуальное образование». Исследователи полагают, что «в случае, если один или несколько взаимодействующих объектов выступают в роли субъектов деятельностного взаимодействия (ученика, учителя), то это взаимодействие становится источником их виртуального состояния, отличающегося от состояния этих же субъектов до данного взаимодействия» [12]. Так, за счет стремительного развития информационных технологий и внедрения их в образовательную систему происходит качественное совершенствование учебного процесса, связанное, в первую очередь, с появлением новых средств управления данными и обеспечивающее свободный доступ к значительно большему объему информации, которая представлена в структурированном виде и подкреплена наглядным материалом. Кроме того, искусственно созданная (виртуальная) обучающая среда позволяет глобальным образом расширять пространственные границы учебного заведения, то есть виртуальные технологии позволяют отменить обязательное физическое присутствие конкретного индивида в конкретном месте, что, в свою очередь, предоставляет «возможность работы педагога с более глубокими психическими реальностями в идее образов второго порядка» [13].
Под воздействием виртуализации подвергается основательным изменениям и ценностная сфера жизнедеятельности общества. Поскольку «человек информационный» [14] большую часть времени проводит в виртуальной сфере, то есть в новом, искусственно созданном мире, который предоставляет ему максимум возможностей при минимуме затраченных усилий, возникает потребность в новых ценностях, специально адаптированных для функционирования непосредственно в виртуальной реальности. Иными словами, осуществляется трансформация тех ценностей, которые «морально устарели» и не в состоянии существовать в условиях динамично развивающегося виртуального мира. При этом следует отметить, что трансформации, происходящие в настоящее время, начинают обретать массовый характер. Однако это означает не полное отрицание существующей системы традиционных ценностей, а лишь качественные и количественные изменения основных ценностей. Наиболее заметна трансформация качественной составляющей ценностных ориентаций, которая выражается в изменении смыслового содержания некоторых ценностей. Кроме того, происходит перестановка ролей материальных и духовных ценностей.
Сфера управления общественными процессами также претерпевает существенные изменения в эпоху повсеместного распространения виртуальных технологий. Виртуальная реальность значительно трансформирует условия существования и развития власти. Появляются новые уникальные возможности осуществления политической коммуникации [15]. Так, под воздействием виртуальных технологий происходят качественные сдвиги в самой системе политической коммуникации, появляются такие ее формы, как «электронное правительство», «электронные выборы» и т.д. Политическая коммуникация становится более доступной для общественности, что автоматически приводит к привлечению простых граждан к участию в политическом процессе, то есть «начинается формирование нового обширного канала политической коммуникации, динамика развития которого может перевернуть представления как о системе обеспечения политической деятельности, так и о традиционных инструментах политического участия» [16]. По мнению западных исследователей, дальнейшее внедрение новейших виртуальных технологий в сферу управления общественными процессами может привести к образованию новой «электронной демократии».
Процессам виртуализации подвергается и социальная сфера жизнедеятельности общества, то есть социальное бытие (функционирование и развитие конкретного человека и всего общества в целом). Так, изменения, происходящие в современном обществе, связанные с его информатизацией, и, как следствие, масштабное распространение виртуальных технологий положили начало стремительному осваиванию человеком виртуального пространства, которое постепенно превращается в неотъемлемый атрибут социальной сферы, трансформирующий жизнедеятельность общества в целом. В современных условиях определенный социальный слой социума, склонный к постепенному росту, стремится к бегству от реальности, жизненной суеты, проблем, стрессов, усталости в виртуальную реальность, в мир вымысла, грез, где внимание
индивида полностью поглощается виртуальными переживаниями, не оставляющими возможности одновременно думать о чем-то еще. Английский мыслитель Гилберт Честертон заметил, что «у всяшго нoрмального челoвека бывает периoд, когда он предпoчтет вымысел, фикцию факту, ибo факт - это то, чем oн oбязан миру, в то время как фикция - это то, чем мир oбязан ему» [17]. В этом смысле виртуальная реальность вступает неким островком безопасности, где индивид чувствует себя комфортно и безопасно, свободно. Действительность же со временем начинает восприниматься как нежелательная, поскольку она по-прежнему наполнена ежедневной суетой, заботами, которые сопровождаются стрессами и катастрофической нехваткой времени и т.д. Так, виртуальный мир становится альтернативой реальному, выступает в качестве самого мира, в котором «человек информационный» [18] может быть по-настоящему счастлив.
Таким образом, рассмотрев и проанализировав степень влияния новых виртуальных технологий на основные сферы жизнедеятельности общества -материальное производство, науку, ценностную сферу, управление общественными процессами, социальную сферу - и обозначив качественные и количественные показатели оказываемого воздействия, мы находим возможным говорить об активном влиянии новейших виртуальных технологий на культуру, связанном как с трансформацией существующих ее форм, так и с появлением новых. В рамках этого процесса формируется новая особая среда - многомерное киберпространство.
Закономерным результатом подобных процессов является появление нового типа виртуальной культуры, которая предполагает «с одной стороны, массовость как закономерность функционирования и развития, с другой - расширение границ творчества, новые способы художественной деятельности, проявления уникальности, индивидуализацию. В этих условиях возникают новые эстетические потребности, претерпевают изменения представления о формах культурой продукции, под воздействием тотальной виртуализации изменяются познавательные запросы человека» [19].
В результате стремительного поглощения виртуальной реальностью современной культуры наблюдаются необратимые процессы ее стандартизации, когда все члены общества подстраиваются под единый критерий, наступает всеобщая унифицированность, усредненность, выравнивание, обезличивание, когда все похожи на всех. Такие процессы неминуемо способствуют потере многообразия, изменению содержания и формы современной культуры.
Виртуализация породила новые феномены, связанные с удовлетворением потребностей человека в удовольствии, наслаждении. Многообразие форм досуга, небывалый рост качества рекреационных услуг приводят к гиперразвитию культуры досуга, в том числе и в виртуальных формах (цифровое кино, анимация, электронная литература, компьютерные игры и т.д.). «Можно без преувеличения утверждать, что в нашем мире понятие “гедонизм” стало относиться к кодовым» [20], то есть гедонизм выступает своего рода идеологическим кодом современной культуры, который весьма эффективно воздействует на сознание каждого конкретного индивида и все общество в целом, формируя или трансформируя его в определенном направлении. Благодаря своей убедительности и силе эмоционального воздействия, системности гедонистических образов и высокой частотности их повторений, гедонистический код рождает у индивида ежесекундное ощущение острой необходимости в эмоциональном подъеме, получении наслаждения, удовольствия, блаженства. В результате этого постоянная погоня за наслаждением сегодня превращается в самоцель каждого.
Таким образом, процесс виртуализации проникает во все сферы культуры, затрагивает сознание и воздействует на него индивидуально, в зависимости от возраста и других личных особенностей человека.
Ссылки и примечания:
1. Статья публикуется при поддержке гранта РГНФ № 14-03-00289.
2. Голуб И.В. Сознание человека в бытии симулированного пространства: дис. ... канд. филос. наук. М., 2003. 151 с.
3. Корсунцев И.Г. Современные технологии несут глобальную угрозу // Центр исследования платежных систем и расчетов. URL: http://www.paysyscenter.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=605 (дата обращения: 12.05.2012).
4. Игнатьев В.И., Владимирова Т.В., Степанова А.Н. Социальная система как информационное взаимодействие: кол-лект. моногр. Новосибирск, 2009. 308 с.
5. Иванов Д.В. Виртуализация общества // Информационное общество. М., 2004. 512 с.
6. Воронов А.И. Философский анализ понятия «Виртуальная реальность»: автореф. дис. ... канд. филос. наук. СПб., 1999. 22 с.
7. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 2001. 220 с.
8. Иванов Д.В. Указ. соч.
9. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. М., 1989. 560 с.
10. Термин «виртуальное предприятие» впервые предложил Дж. Хопланд - сотрудник американской компьютерной компании DEC.
11. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. 505 с.
12. Хуторской А.В. Виртуальное образование и русский космизм // Эйдос. 1999. 20 января. URL: http://www.eidos.ru/jour-nal/1999/0120.htm (дата обращения: 21.02.2013).
13. Носов Н.А. Образование и виртуальная реальность // Новый коллегиум. 2000. № 3. С. 40-43.
14. Егоров В.С. Философия открытого мира. М.; Воронеж, 2002.
15. Лекторова Ю.Ю. Политические коммуникации в сетевом ландшафте: акторы и модели взаимодействия: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Пермь, 2011.
16. Чесноков А.А. Ресурсы INTERNET и российские политические технологии: состояние и перспективы развития // Вестник МГУ. Сер.: Социология и политология. 1999. № 4. С. 65-66.
17. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М., 2008. 352 с.
18. Егоров В.С. Указ. соч.
19. Муртазина М.Ш. Виртуальная культура как феномен глобализации: философско-культурологическое осмысление: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Чита, 2012.
20. Гусакова Т.Ф. Современный социум: искушение гедонизмом // Вестник Тюменского гос. ун-та. 2009. № 5. С. 221-224.