Научная статья на тему 'Вильгельм Шмидт и создание журнала «Антропос»'

Вильгельм Шмидт и создание журнала «Антропос» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
638
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВИЛЬГЕЛЬМ ШМИДТ / Э. ЛЭНГ / ПАПА ПИЙ XI / ПРАМОНОТЕИЗМ / ЖУРНАЛ "АНТРОПОС" / ОБЩЕСТВО СЛОВА БОЖИЯ / ВЕНСКАЯ ЭТНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА / ЭТНОГРАФИЯ / АНТРОПОЛОГИЯ / ТЕОРИЯ "КУЛЬТУРНЫХ КРУГОВ" / РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Иванов Игорь

В статье рассматривается жизнь и деятельность религиоведа и католического священника Вильгельма Шмидта применительно к его исследованиям, связанным с изданием журнала «Антропос». Дается краткая история создания журнала, приводится список публикаций В. Шмидта в журнале «Антропос» с 1906 по 1953 годы. Кроме того, кратко излагается суть религиоведческих и антропологических идей В. Шмидта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Wilhelm Schmidt and the Founding of the Journal Anthropos

This article discusses the life and work of the religion scholar and Catholic priest Wilhelm Schmidt, especially his research connected with the founding of the journal Anthropos. The author provides a brief history of the founding of this journal and offers a list of Schmidt’s publications in Anthropos between 1906 and 1953. In addition, the author briefly outlines the essence of Schmidt’s ideas in religious studies and anthropology.

Текст научной работы на тему «Вильгельм Шмидт и создание журнала «Антропос»»

Религиоведение

Священник Игорь Иванов

ВИЛЬГЕЛЬМ ШМИДТ И СОЗДАНИЕ ЖУРНАЛА «АНТРОПОС»

В статье рассматривается жизнь и деятельность религиоведа и католического священника Вильгельма Шмидта применительно к его исследованиям, связанным с изданием журнала «Антропос». Дается краткая история создания журнала, приводится список публикаций В. Шмидта в журнале «Антропос» с 1906 по 1953 годы. Кроме того, кратко излагается суть религиоведческих и антропологических идей В. Шмидта.

Ключевые слова: Вильгельм Шмидт, Э. Лэнг, папа Пий XI, прамонотеизм, журнал «Антропос», Общество Слова Божия, Венская этнологическая школа, этнография, антропология, теория «культурных кругов», религиоведение.

Введение

Имя выдающегося западного лингвиста, этнолога, культуролога, религиоведа и католического священника Вильгельма Шмидта не очень хорошо известно в России, хотя за рубежом ему посвящены десятки статей и несколько монографий. Основанный им научный журнал «Антропос» издается до сих пор, а созданный им Институт Антропос (Institut Anthropos) ведет научную работу и выпускает научные монографии в различных сериях, таких как: Collectanea Instituti Anthropos, Studia Instituti Anthropos и Anthropology and Mission. Также В. Шмидт участвовал в создании Понтификального музея миссионерства и этнологии в Латеранском дворце (Pontificio Museo Missionario-Ethnologico).

Был он и основателем Венской этнологической школы, которая продолжила развитие его идей в лице таких исследователей, как М. Гусинде, П. Ше-беста и М. Вановерберг. А среди младшего поколения Венской школы, по мнению М. Элиаде, наиболее проявили себя такие ученые как: И. Хэкель, X. фон

Священник Игорь Иванов — кандидат философских наук, доцент Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета и Санкт-Петербургской православной духовной академии ([email protected]).

Фюрер-Хаймендорф, А. Славики К. Йеттмар1. Кроме того, единомышленниками В. Шмидта были П. Арндт, Й. Хеннингер, Г. Хёльткер, В. Копперс, Р. Гейне-Гельдерн, Р. Рахманн, Л. Лузбетак, К. Ривиниус, Д. Ричардсон, Д. Уайтмен, Э. Брандеви, Ф. Демарчи и пр.

1. Краткая биография В. Шмидта

Вильгельм Шмидт (полное имя — Heinrich Wilhelm Arnold Schmidt) родился 16 февраля 1868 г. в г. Хёрде, а точнее в рабочем поселке Альтер Кларен-берг — Alter Clarenberg2, (ныне Дортмунд-Хёрде (Dortmund-Hörde) — Вестфа-лия, Германия). Его отец Генрих Шмидт (Heinrich Schmidt, 1819-1870 гг.), родом из Липпшпринге (Lippspringe), был слесарем и работал на фабрике. Его матерью была Анна-Мария, урожденная Мерс (Anna-Maria Mörs, 1842 г.р.). Через 2 года после рождения сына Генрих Шмидт скончался, а Анна-Мария спустя некоторое время вышла замуж за машиниста из Эрлингхаузена — Генриха Штёвера (Heinrich Stöwer)3.

В 1883 г. 15-летний Вильгельм поступил в миссионерскую школу Св. Михаила в монастырской деревне под названием Стейл (Steyl) в предместьях голландского города Тегелен (Tegelen). Эта семинария принадлежала католическому миссионерскому Обществу Слова Божия (Societas Verbi Divini, S.V.D.), основанному в 1875 г. священником Арнольдом Янссеном (Arnold Janssen, 1837-1909)4. В апреле 1891 г. В. Шмидт был рукоположен в сан диакона, а 22

1Eliade М. The Quest: History and Meaning in Religion. Chicago, 1969. P. 25.

2В Хёрде была католическая община (в большинстве своем состоящая из фабричных рабочих), численностью 11.000 человек, при церкви во имя св. Клары, где настоятелем служил Генрих Виг-гер (Heinrich Wigger), позднее ставший викарием диоцеза Падернборн (Padernborn). Именно он определил судьбу одаренного юноши В. Шмидта, отправив его после окончания неполной средней школы (Wolksschule) сперва в Rektoratsschule в Верле (Werl) — училище для будущих священников из диоцеза Падернборн, а затем и в семинарию в Стейле (Bornemann F.P. Wilhelm Schmidt, S.V.D., 1868-1954 // Analecta Societatis Verbi Divini. № 59. Rome, 1982. S. 13).

3См.: Thiel J.F. Schmidt, Heinrich Wilhelm Arnold // Neue Deutsche Biographie. 2007. 23. S. 220; Tiemann U. Pater Wilhelm Schmidt S.V.D. // Rechtsvergleicher — Verkannt, vergessen, verdrängt. Ed. B. Grossfeld, O. Niedostadek. Münster, 2000. S. 171. Правда, у М. Гусинде есть указание, что В. Шмидт «родился в семье учителя, от которого он, как и его брат, унаследовал яркий музыкальный талант» (Gusinde М. Wilhelm Schmidt, S.V.D., 1868-1954 // American Anthropologist. 1954. № 56. Р. 868). Но это замечание расходится с общепринятым мнением о роде занятий отца В. Шмидта.

4В настоящее время к S.V.D. относятся 383 обители в более чем 60 странах, 6075 монахов (3800 из них священники). Генеральным настоятелем является священник Антонио Перниа. В 1877 г. А. Янссен в миссионерском доме (открыт 8 сентября 1875 г.) начал занятия со священниками и мирянами по подготовке проповедников Евангелия среди населения, и уже в марте 1879 г.

мая 1892 г. — в священника, епископом Бёрмансом фон Рёрмонд (Boermans von Roermond)5. С 1893 по 1895 гг. он учился на Философском факультете Берлинского университета и изучал семитские языки в Восточном институте6. А в 1895 г., поскольку В. Шмидт принадлежал к ордену бенедиктинцев и состоял в S.V.D. (с 1890 г.), он был назначен преподавателем этнологии и семитских языков в миссионерской семинарии Св. Габриэля (St. Gabriel) в Мёдлинге (Mödling, Австрия), которая также была основана А.Янссеном в 1889 г.7.

Помимо собственных курсов, на В. Шмидта временно возлагалось чтение лекций по таким предметам, как Катехизис, Апологетика, Пастырское богословие, и даже Педагогика. Долгое время он был регентом хора при храме во имя св. архангела Гавриила. После кончины Шмидта в его музыкальных сочинениях были обнаружено 63 заупокойные мессы и другие композиции на религиозные темы8.

Именно в Мёдлинге Шмидт начал издавать свой журнал «Антропос» в 1906 г. и, помимо прочего, основал небольшой Музей этнографии для студентов-миссионеров9. В Мёдлинге В. Шмидт прослужил до 1938 г.

С 1921 по 1938 гг. Шмидт также занимал должность профессора Венского университета. За эти годы он написал более 30 работ. Ключевая работа этого времени — «Происхождение и развитие религии: теории и факты. Учебник по

первые миссионеры отправились в Китай. В 1884 г. был принят устав вербистов, согласно которому общество стало монашеской конгрегацией. 25 января 1901 г. оно было утверждено Св. Престолом. К этому времени миссии вербистов были уже во многих странах, в т. ч. в Аргентине, США, Новой Гвинее, Того. 19 октября 1975 г. священник А. Янссен был провозглашен блаженным, а 5 октября 2003 г. канонизирован (память 15 января). Он основал также женские монашеские конгрегации Служительниц Св. Духа (8 декабря 1889 г.; на 2003 г. — 405 домов и 3678 монахинь) и Служительниц Св. Духа непрерывного поклонения (8 декабря 1896 г.; на 2003 г. — 20 домов и 391 монахиня). (См.: Вербисты // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 7. С. 705). В. Шмидт на своей аудиенции у папы Пия XI 25 апреля 1923 г., отвечая на вопрос папы о количестве вербистов в Миссии, приводит такие цифры: монахов — 2200, а монахинь — 1700 (Bornemann F.P. Wilhelm Schmidt, S.V.D... S. 173).

5Bornemann F.P. Wilhelm Schmidt, S.V.D. S. 15-16.

6Koppers W. Professor Pater Wilhelm Schmidt S.V.D., Eine Würdigung seines Lebenswerkes // Anthropos. 1956. № 51. S. 61.

1 Henninger J., CiattiniA. Schmidt Wilhelm //The Encyclopedia of Religion /Ed. by L. Jones. 2-nd edition. In 12 volumes. N. Y., 2005. P. 8167-8171; HultkrantzA. Inmemoriam: P. W. Schmidt 1868-1954 //Ethnos: Journal of Anthropology. 1954. Vol. 19, Issue 1-4. P. 180.

8Bornemann F.P. Wilhelm Schmidt, S.V.D. S. 22.

9 Glade W. Die Theologische Hochschule St. Gabriel//Maria Enzersdorfer Kulturblätter. 2008. № 3. S. 3.

сравнительному религиоведению» (Ursprung und Werden der Religion: Theorien und Tatsachen. Handbuch der vergleichenden Religionsgeschichte. Münster, 1930). В сжатом виде в этом пособии обобщаются основополагающие идеи В. Шмидта, изложенные им в изданных к тому времени томах его глобального труда «Происхождение идеи Бога» (Der Ursprung der Gottesidee). Этот учебник был сразу же переведен на английский язык и издан в 1931 и 1935 гг. в Лондоне: The Origin and Growth of Religion. Также в Оксфорде была издана его работа «Высшие боги в Северной Америке» (The High Gods in North America. Oxford, 1933). В своем труде «Раса и народ» (Rasse und Volk. Salzburg, 1935) В. Шмидт открыто выступал против расизма нацистских антропологов, доказывая единство человеческой природы. Также он полемизировал с живущим в Вене Зигмундом Фрейдом — упоминание об этом есть в книгах П. Витца (Vitz P.C. Sigmund Freud's Christian Unconscious. N. Y.: The Guilford Press, 1988) и Э. Джонса (Jones E. The Life and Work of Sigmund Freud. Vol. 3. N. Y., 1953).

О популярности и актуальности трудов В. Шмидта в середине 1930-х гг. свидетельствует такой факт. В 1935 г. Сэмуель Маринус Цвемер (Samuel Marinus Zwemer), американский заслуженный профессор истории религии и христианской миссии теологической семинарии в Принстоне, прочитал курс лекций по теме «Происхождение религии: эволюция или Откровение» в Колумбийской теологической семинарии (штат Джорджия). В том же году этот курс был издан с посвящением В. Шмидту, где говорится следующее: «Посвящается о. В. Шмидту, S.V.D., профессору Венского университета, выдающемуся ученому и антропологу, основателю и издателю «Антропоса», автору многих книг о происхождении и развитии религии, чье великое произведение «Происхождение идеи Бога» навсегда останется памятником эрудиции и творческой мысли»10. В своих лекциях Цвемер раскрывает идеи не только Э. Лэнга и В. Шмидта, но и многих других современных ему религиоведов, высказывавшихся по поводу происхождения и развития религии. Характерно, что в 1945 г. вышло уже третье издание книги Цвемера.

Для большей фундаментальности исследовательской деятельности, связанной с журналом «Антропос», в 1931 г. в Мёдлинге В. Шмидт создал Институт Антропос при Обществе Слова Божия — он был директором этого института до 1950 г. Нужно отметить, что после аншлюса Австрии и нацистской Германии в марте 1938 г. В. Шмидт, избежав ареста в июле того же г., переводит Институт Антропос в Фруадвиль / Позьё (Froideville / Posieux) вблизи от Фрайбурга в

10Zwemer S.M. The Origin of Religion: Evolution or Revelation. N. Y., 1945.

Швейцарии, а затем уже после войны в 1962 г. институт был переведен в Санкт-Aвгyстин, недалеко от Бонна. В том же 1962 г. туда же переехало и руководство Societas Verbi Divini. В 1938 г. В. Шмидт становится профессором (1939-1951 гг.) Фрайбургского университета11, оставаясь при этом приват-доцентом Венского университета.

В.Шмидт был организатором многих конференций, особенно для миссионеров, где обсуждались вопросы религии и этики нехристианских народов. Также он часто отвечал за проведение конгрессов и встреч этнологов и лингвистов. Его усилиями был создан Myзей этнологии в Вене. Будучи убежденным сторонником тщательного и систематического изучения национальных культур, Шмидт организовал несколько экспедиций к пигмеям и пигмоидным народам, коренным жителям Тиерра дел Фуэго, африканским бушменам, аборигенам Бразилии, Индии, Тибета, Новой Гвинеи и других мест. В лингвистике ему принадлежит открытие «аустрического языкового массива», охватывающего две трети обитаемой поверхности Земли. В 1952 г. он издал великолепное исследование о языках Тасмании — Die Tasmanischen Sprachen. Quellen, Gruppierungen, Grammatik, Worterbucher. (Comite International de Linguistes. Publications de la Commission d'Enquete Linguistique, V.) Utrecht-Anvers, 1952. 522 pp.

В. Шмидт был хорошо известен в высших кругах. Так он был в хороших отношениях с кайзером Карлом Габсбургом и римским папой Пием XI. По поручению папы в период с 1924 по 1927 гг. он создал Ватиканскую миссионерскую выставку, которая впоследствии стала Понтификальным музеем миссионерства и этнологии в Латеранском дворце (Pontificio Museo Missionario-Ethnologico). Он был первым директором музея (1927-1939 гг.) и затем оставался его почетным директором (ad honorem) вплоть до своей смерти. Он был избран почетным доктором университетов в Бонне, Будапеште, Mилане, Зальцбурге и Вене, а также почетным членом многих Aкадемий. Вильгельм Шмидт умер 10 февраля 1954 г. во Фрайбурге (Швейцария)12.

2. Взгляды В. Шмидта на антропологию

Различные миссионерские вопросы и проблемы (особенно в Новой Гвинее) побудили Шмидта обратиться к исследованию лингвистики, этнологии и сравнительного религиоведения. И в 1899 г. В. Шмидт занялся научными изыс-

11 Henninger J., CiattiniA. Schmidt Wilhelm... P. 8167.

12Guisinde M. Schmidt Wilhelm II New Catholic Encyclopedia. Ed. by B.L. Marthaler. 2-nd edition. In 14 volumes. N. Y., 2003. P. 744.

каниями — это были сугубо лингвистические работы о языках Меланезии, Юго-Восточной Азии, в том числе группы Мон-Кхмер в тогдашнем Индокитае. Он выделил группу «аустрических» языков (по другой терминологии — австро-азийских или австронезийских) и создал специальный алфавит для записи бесписьменных языков. Этими работами, которые признаны классическими, он заслужил большой авторитет в кругах востоковедов, что поспособствовало тому, что он был избран член-корреспондентом Венской Академии Наук.

Итак, начав свои лингвистические исследования с изучения родных языков Новой Гвинеи, В. Шмидт расширил область своих исследований на всю Океанию. Он показал соотношение между австронезийскими (известными ранее как малайско-полинезийские) языками и группой языков юго-восточной части Азии и назвал эти языки «австроазийскими». Его исследование «Народы Мон-Кхмера: связь между людьми центральной Азии и австронезии» (Die Mon-Khmer-Völker: Ein Bindeglied zwischen Völkern Zentralasiens und Austronesiens, 1906.) имело в этом аспекте особую важность. Согласно Шмидту в эту группу вошли 1) индонезийские; 2) полинезийские; 3) меланизийские; 4) микронезий-ские языки. Вся группа покрывает обширную территорию — от Мадгаскара (на западе) до острова Пасхи (на востоке) и от Гавайских островов (на севере) до Новой Зеландии (на юге).

Постепенно область исследований В. Шмидта сдвигалась к этнологии (или культурной антропологии). В 1910 г. он опубликовал книгу о пигмеях «Место пигмеев в историческом развитии человека» (Die Stellung der Pygmäenvölker in der Entwicklungsgeschichte des Menschen.), а в 1924 г. была опубликована написанная вместе с Вильгельмом Копперсом книга «Народы и культуры» (Völker und Kulturen). Эта работа представляет собой попытку целостного представления культурной истории мира, основанной на системе «культурных кругов» (Kulturkreise). Его интерес к этому направлению проистекал из работ антрополога Фридриха Ратцеля и этнологов Лео Фробениуса и Фрица Грэбнера.

Согласно представлениям Шмидта, старейшая культура человечества (которую он называл пракультурой — Urkultur) — это культура охотников-собирателей, остатки которой находятся как среди пигмеев и пигмоидов, так и в арктической области Америки и юго-восточной Австралии. Из этой пракуль-туры возникли, независимо друг от друга, три «главных культуры»: 1) культура, основанная на выращивании растений, связанная с матриархатом и сбором растений женщинами; 2) «высокая охотничья культура», контролируемая муж-

чинами и связанная с тотемизмом; и 3) патриархальная пастушеская культура, основанная на кочевом хозяйстве.

Каждый из трех первоначальных «культурных кругов», выделенных Шмидтом, возник, по его мнению, только в конкретной географической области и затем распространился в силу миграции. Вследствие смешивания первичных культур возникают вторичные и третичные культуры, которые в свою очередь дают возникновение новым культурам. Вышеуказанные изменения в экономическом базисе культуры также влияют как на общество, так и на религию. В своей работе «Лингвистические семьи и лингвистические круги мира» (Die Sprachfamilien und Sprachenkreise der Erde. 1926.) Шмидт стремился построить этнолого-лингвистический синтез. Кроме того, им были подвергнуты анализу взгляды венского историка архаических культур Освальда Менгина в работе «Всемирная история каменного века» (Weltgeschichte der Steinzeit. 1931). Позднее, Шмидт пытался разработать культурно-исторический метод Грэбне-ра в своем учебнике о методе культурно-исторической этнологии (Handbuch der Methode der kulturhistorischen Ethnologie. 1937.). В то же время он пытался систематически выстроить свои собственные идеи. Шмидт хотел заменить своей исторически обоснованной системой эволюционистскую концепцию, которая оказывала влияние на умы своей близостью к естественным наукам. Критики Шмидта, однако, отмечали, что его новый подход был слишком жестким и схематичным. Хотя культурные формы, которые он выделил, не могут рассматриваться как исторические реалии, они, тем не менее, были ценны как инструменты классификации. При этом его новаторская работа представляла такую стадию исследования, которая не может быть опущена как несущественная. Несмотря на различную критику отдельных моментов теории Шмидта его современниками, общепринятое научное мнение было согласно с его пониманием того факта, что даже неписьменные культуры имеют собственное историческое развитие13. Как отмечает М. Элиаде, В. Шмидт бросил вызов именно «неисторическим подходам Тайлора, Фрэзера и Дюркгейма, и прочему множеству антропологов»14.

В своеобразную «расу» низкорослых, кудрявых и смуглых пигмеев В. Шмидт включил следующие этнические группы: народность Ба-Мбути, южноафриканских бушменов, андаманских островитян, семангов из Малайзии и народ Аета-Агта с Филлипин. Несмотря на их незамысловатые технологии, они,

13Henninger J., CiattiniA. Schmidt Wilhelm... P. 8168.

14Eliade M. The Quest... P. 24.

согласно Шмидту, превосходят прочие народы в социальном, этическом и религиозном отношении, характеризуясь моногамией, равенством полов, супружеской верностью, отсутствием детоубийства, военных действий, каннибализма, членовредительства и рабства, а также развитой альтруистической этикой и монотеизмом. У них отсутствует наследственная передача власти, поскольку живут они в небольших семейных кланах.

Здесь стоит отметить, что в связи с подобными исследованиями Венская этнологическая школа разработала концепцию «3 М»: моногенезис — происхождение человечества от одной пра-семьи; монотеизм — первичные монотеистические верования или пра-монотеизм; и моногамия.

Таким образом, «древнейшие культуры», и прежде всего «экзогамно-моногамная», представленная ныне пигмеями, тасманийцами, юго-восточными австралийцами (хотя и не в чистом виде), отличались, в числе других особенностей, также наличием представления о Едином Боге, верховном существе, создателе мира и людей. Его образ был лишен мифологических черт и составлял предмет религиозного почитания. Другие, более грубые формы верования — магия, анимизм, фетишизм и пр. — еще отсутствовали. С точки зрения теории «культурных кругов» более поздние культуры, наслаивавшиеся на эту первоначальную культуру, принесли с собой элементы более низменных и грубых представлений, затемнивших исконный нравственно-чистый образ Бога. Это были тотемизм, а также солярная и лунарная мифология.

Во всех своих работах В. Шмидт главные усилия сосредоточивал на том, чтобы высвободить из-под этих, по его мнению, поздних, вторичных мифологических примесей образ верховного небесного Бога-творца. В качестве конкретных примеров последнего выступают андаманский Пулуга, семангский Кареи, бушменский Цагн (Каге), тасманийский Тиггана-Маррабуна, бог племени кур-наи Мунган-Нгауа, божества других австралийских племен: Байаме, Дараму-лун, Бунджил и др.

Следует отметить, что вклад Вильгельма Шмидта в этнологию и исследование примитивных народов и религий может быть полностью оценен только с учетом того, что, благодаря его работам, в этнологии изменились представления, появившиеся в конце XIX века, когда сторонники эволюционной теории изображали человека и цивилизацию как продукт этапов линейного развития. Развивая теории Ф. Ратцела и Ф. Грэбнера, Шмидт сформулировал «культурно-исторический метод», согласно которому этнология рассматривалась как под-дисциплина культурной истории, где примитивные народы, их существование,

развитие и сферы деятельности изучались как полноценные человеческие сообщества. Большим подспорьем для адекватного изучения первобытных народов стали публикации миссионерских материалов в журнале «Антропос» (Anthropos), который В. Шмидт основал в 1906 г. — в нем печатались статьи по этнологии и лингвистике, полемизирующие на конкретном материале «полевых исследований» с эволюционистской гипотезой Тайлора.

В. Шмидт начал заниматься вопросом происхождения религии одновременно с лингвистическими исследованиями около 1900 г. Главной целью Шмидта стало объяснение развития религии после ознакомления с трудами Эндрю Лэнга, который 1898 г. в своей книге «Становление религии» (The Making of Religion) выступил против влиятельной тогда теории Тайлора, учившей о том, что анимизм был источником всех религий. Лэнг указывает на явное присутствие веры в Высшее Бытие среди австралийских аборигенов и других примитивных народов.

Вот как объясняет тогдашнюю ситуацию в антропологии Д. Ричардсон:

«Эволюционная модель Тайлора безусловно подразумевала по меньшей мере четыре пункта. Во-первых, не оставалось более ничего таинственного в отношении религии — естественное происхождение религии и ее последующее развитие просто не были до сих пор научно объяснены. Во-вторых, поскольку монотеизм отмечал конечную стадию в развитии религии, она теперь оказалась в самом конце тупика. В-третьих, дальнейшее развитие человеческого общества уже диктовало следующий шаг для тех людей, которые хотели оставаться на вершине эволюционной волны — забыть о религии со всеми ее вымершими духами, богами или богом.

Если и есть необходимость во что-то верить, разве не больший смысл имеет верить в эволюционный процесс, как таковой. То, что способно сначала «создать» духов, божеств и даже самого бога, а затем вывести их из моды, наверняка должно быть более великим, чем они!

Но в чем же заключался четвертый вывод, предполагаемый теорией Тайлора? Это был тот самый пункт, который позволял проверить ценность тайло-ровских тезисов практическими исследованиями. Если Тайлор прав, первобытные общества не должны были обладать монотеистическим предрасположением, поскольку расслоение на классы и следующая за ним идея монархии еще не подтолкнули людей к представлению о монотеизме.

Привлеченные впечатляющей стройностью теории Тайлора, десятки известных ученых оказали ему существенную поддержку. Наиболее подробное

свидетельство о том, что произошло дальше, можно, пожалуй, найти в работах австрийского католического священника Вильгельма Шмидта, который был одновременно профессором Венского университета и редактором научного журнала «Антропос». В своей книге «Происхождение и развитие религии» Шмидт писал: «Теория Тайлора с ее подавляющим весом фактов, с ее гладкой и непрерывной последовательностью этапов развития, точным и бесстрастным стилем изложения, не оставляла места возражениям... в течение следующих трех десятилетий она оставалась «классической теорией»... почти не утрачивая своего престижа. Даже «теория призраков» Г. Спенсера, которая явилась непосредственно вслед за ней, не смогла поколебать этого положения... Заметным доказательством широты, с которой воздействовала на мир теория Тайлора, является тот факт, что она была принята рядом видных исследователей в области этнографии и религии почти без изменений. Шмидт перечисляет список из 39 европейских и американских ученых, подтвердивших верность теории Тайлора, указывая на различные книги и статьи, в которых можно найти эти подтверждения.

В этом списке стоит и шотландец Эндрю Лэнг, которого Шмидт называет «избранным воспитанником Тайлора». В начале своей карьеры Лэнг горячо отстаивал тайлоровскую теорию в борьбе с соперничающей с ней «теорией Природы-Мифа» Макса Мюллера. И в результате «Мюллер... вынужден был отступить». И даже в периоды расцвета эволюционных теорий, подобных тайло-ровской, время от времени отдельные голоса пытались обратить внимание на разрозненные сообщения о том, что и весьма примитивные племена обладают представлением о существовании Создателя. Но ученые обращали на это мало внимания или не обращали никакого. Шмидт так объясняет их позицию: «Доктрина Эволюционного развития покорила умы всей Европы... Создатели всех теорий, имеющих отношение к сфере фетишей, призраков, анимизма, тотемизма и чудес, даже если они и не соглашались друг с другом, сходились в одном — образ Бога Небесного должен быть исключен из ранних стадий зарождения религии, как слишком возвышенная и непостижимая [для ума дикаря] идея..., если, конечно, не относить ее насчет христианского влияния. Столь велика была сила этого общего направления мышления, и столь окончательной была дискредитация убеждения в древности монотеизма, явившаяся результатом этого движения, что вряд ли кто мог бы набраться смелости, чтобы пойти против него и указать на довольно частые примеры возвышенного представления о Небесном

Боге у заведомо примитивных народов, у которых не наблюдалось ни малейших следов христианского влияния»15.

И далее Д. Ричардсон заключает: «Если бы Вильгельм Шмидт не отдал всего себя своему делу, разоблачение ненаучной основы теории Тайлора могло бы задержаться на многие годы. Пожалуй, можно было бы отчасти винить либеральных ученых, которые сначала не замечали критики Эндрю Лэнгом тай-лоровской теории или выступали против этой критики. Они так быстро приняли теорию Тайлора не только из-за ее стройности, но и потому, что она соответствовала их собственным предварительным представлениям об эволюции и предполагаемом превосходстве европейского человека. Возражения Лэнга и Шмидта они принимали с неохотой и молчанием, так как эти возражения не подтверждали их предпосылок»16.

* * *

Опираясь на собственные исследования, Шмидт с 1908 по 1910 гг. в журнале «Антропос» опубликовал во французском переводе серию своих статей под общим заглавием «Происхождение идеи Бога. Историко-критическое и позитивное исследование» (L'origine de l'idée de Dieu. Etude historico-critique et positive). В этих статьях Шмидт поднимает вопрос о существующих теориях происхождения религии и тщательно исследует материал, который был у него в распоряжении относительно юго-восточной Австралии.

Немецкий оригинал этого исследования будет опубликован в переработанной версии в 1912 г. в качестве 1 тома труда «Происхождение идеи Бога» (Der Ursprung der Gottesidee. Eine historisch-kritische und positive Studie. Bd. 1. Münster 1912. 510 s.). Этот том будет существенно дополнен (на 322 страницы!) в переиздании 1926 г. (Der Ursprung der Gottesidee. Eine historisch-kritische und positive Studie. Bd.1. Münster, 1926. 832 s.)17. Следующие тома со 2 по 6 (1929-1935 гг.) будут посвящены религиям «первобытных народностей» (серия Die Religionen der Urvölker), а в томах с 7 по 12 (1940-1955 гг.) будут рассматриваться религиозные воззрения кочевых народов (серия Die Religionen der Hirtenvölker).

15Richardson D. Eternity in Their Hearts: Startling Evidence of Belief in the One True God in Hundreds of Cultures Throughout the World. 2006. P. 170-173.

16Ibid., P. 187.

11 Bornemann F. Verzeichnis der Schriften von P. W. Schmidt S.V.D. (1868-1954) II Anthropos. 1954. Bd. 49. H. 3I4. S.400,412.

Здесь можно отметить, что уже в 1914 г. появилось изложение идей В. Шмидта в работе французского религиоведа A. Лемонье «Первобытное Откровение и современные научные данные согласно трудам о. В. Шмидта, директора «^нтропоса» (Lemonnyer A. La Révelation Primitive et les données actuelles de la science d'après l'ouvrage allemande du R.P.G. Schmidt, directeur de l'Anthropos. Paris, 1914).

К сожалению, это энциклопедическое сочинение В. Шмидта не только не переиздавалось, но и не переводилось на другие языки. И оно ожидает еще своего исследователя. M. Элиаде с иронией отмечает, что это «сочинение насчитывает 11.000 страниц, и неудивительно, что мало кто из религиоведов осилил его целиком. И, несмотря на различные мнения по поводу теории Шмидта, он был, несомненно, одним из величайших лингвистов и этнологов XX века»18.

З. Основание и история журнала «Антропос»

Сперва В. Шмидт хотел назвать свой журнал на латыни Omnes Gentes или Orbis Terrarum — Gentes et Linguae («Все народы» или «M^ — народы и языки»). После ряда дискуссий и размышлений он пришел к такому тяжеловесному варианту: Anthropos — Internationale Zeitschrift für Völker- und Sprachenkunde («Mеждyнародный журнал этнологии и лингвистики»). На это решение повлияли двое его знакомых: владелец издательства Kösel Пауль Xyбер (Paul Huber) и Карл Myт (Karl Muth) — основатель известного журнала Hochland.Их поддержал Aвгyстин Фишер-Колбри (Augustinus Fischer-Colbrie) — венгерский прелат и добрый друг семинарии в Mëдлинге. Название «Aнтропос» пришлось весьма кстати, поскольку оно отразило программу журнала — изучение народов и культур, а также человека в культуре19. Существенную материальную помощь в издании журнала в первые его году оказали барон Георг фон Xертлинг (Georg von Hertling) — президент компании Gorres-Gesellschaft с 1876 по 1919 гг. и венская компания Leo-Gesellschaft20.

Первый номер журнала вышел в феврале 1906 г. и насчитывал 164 страницы. В нем были статьи на испанском, итальянском, французском, английском и немецком языках. Mатериалы касались миссионерской работы в Бразилии, Китае, Камбодже, Aфрике и в других странах. Выпуск венчала программная статья

18Eliade M. The Quest... P. 23-24.

19 Quack A. 100 years of Anthropos II Anthropos. 2006. № 101. P. 6

20Rivinius K.J. Die Anfange des "Anthropos". Briefe von P. Wilhelm Schmidt an Georg Freiherrn von Hertling aus den Jahren 1904 bis 1908 und andere Dokumente. Sankt Augustin: Steyler Verlag. (Veroffentlichungen des Missionspriesterseminars St. Augustin, 32). 1981. S. 123.

Шмидта "Die moderne Ethnologie" («Современная этнология»). Во втором номере было уже 238 страниц, в третьем — 278, а в четвертом — 352. В общем каждый выпуск стал насчитывать 512 страниц, а сдвоенный номер — 103221.

Показателен тот факт, что журнал был встречен с одобрением со всех сторон. Прежде всего, как и ожидалось, его поддержали немецкие монашеские ордена и конгрегации, которые прямо или косвенно были вовлечены в миссионерскую работу. Хвалебные отзывы пришли и от профессиональных антропологов. Даже от такого известного антиклерикала французского антрополога Арнольда ван Геннепа (Arnold van Gennep) журнал получил высокую оценку. Он отметил, что «Антропос» может служить примером для многих этнографических журналов и пожелал и дальше развивать его положительные стороны22. Более того, год спустя, он также положительно отозвался и о последующих номерах: «Les fascicules suivants de l'Anthropos ont tenu ce que promettait le premier ... II est certain, en tout cas, que les quatres fascicules parus placent dès à présent cette revue parmi les publications ethnographiques du premier rang» («Следующие выпуски «Антропоса» подтвердили то, что было заявлено в первом... Во всяком случае, вполне очевидно, что эти 4 тома ставят журнал в ряд первоклассных этнографических изданий»)23.

Упомянем еще ряд положительных отзывов: их дали Paul Staudinger в Zeitschrift für Ethnologie, Johannes Ranke в Archiv für Anthropologie, Charlotte Burne в Folk-Lore, Ferdinand Bork в Orientalische Litteratur-Zeitung. И конечно, не были сюрпризом похвалы «глубокоуважаемому проф. о. В. Шмидту» от венских коллег в Mitteilungen der Anthropologischen Gesellschaft in Wien24.

Несомненно, что для самого Шмидта и его коллег по S.V.D. журнал стал реальной поддержкой миссионерского дела — местом, где можно было обсудить культурологические вопросы, возникающие в мультикультурном общении, найти необходимые и малодоступные этнографические сведения, расширить свои антропологические знания. Об этом писал еще в 1906 г. один из идеологов журнала Александр ле Руа (Alexandre le Roy) в своей статье «Научная роль миссионерства» (Le rôle scientifique des Missionaires // Anthropos, № 1, pp. 3-10). И действительно, судя по публикациям, журнал всегда считал, что его почетной

21 Bornemann F. P. Wilhelm Schmidt, S.V.D... S. 53.

22Gennep A. van. Review of "Anthropos" // Revue des Traditions Populaires. 1906. № 21. P. 317.

23Gennep A. van. Review of "Anthropos" // Revue des Traditions Populaires. 1907. № 22. P. 186.

24Quack A. 100 years... P. 3.

обязанностью является публикация результатов антропологических наблюдений и исследований миссионеров.

Здесь важно отметить, что особое внимание миссионерскому делу уделял папа Пий XI (1857-1939 гг., римский папа с 1922 по 1939 гг.), заботившийся о том, чтобы миссионерством занимались не только специальные конгрегации, но и приходские священники. В 1922-1925 гг. В. Шмидт часто встречался с понтификом по вопросам журнала «Антропос». Он неоднократно преподносил папе в дар номера журнала с золотым обрезом и отмечал, что папа живо интересуется его содержанием. Во время одной из аудиенций Шмидт сказал папе, что «только в этом журнале можно увидеть собрание миссионеров всех орденов и всех народов («die Missionare aller Nationen und aller Orden haben sich hier zusammengetan»). На что папа ответил, что это очень важная и необходимая работа, но важно привлекать и современные научные разработки. Ведь протестанты уже начали развивать в этом большую деятельность («Die Protestanten entfalten darin bereits eine grosse Tätigkeit»). В. Шмидт отвечал, что, действительно, в «Анторопосе» нет протестантских публикаций. В ответ папа подчеркнул, что нужно публиковать не только католических авторов. На что В. Шмидт воскликнул: «О верно, Ваше Святейшество! Ведь в разных сообществах можно найти разные степени примерной работы, качество которой может проявиться при равном сотрудничестве в журнале «Антропос» («O gewiss, Heiliger Vater! Es gibt ja gewisse Gradunterschiede in der Vorbildung bei den einzelnen Gesellschaften, und das offenbart sich auch gleich in der Qualität der Mitarbeit beim Anthropos»)25. Добавим, что папа Пий XI финансово поддержал не только издание журнала, но и содержание Библиотеки Антропос («Anthropos-Bibliothek») и Лингвистической библиотеки («Bibliotheca Linguistica»), пополнением которых активно занимался В. Шмидт26.

Журнал всегда старался охватить своим вниманием все территории нашей планеты и рассматривать все сферы антропологии. На его страницах не только печатались уникальные этнографические документы, но и велись оживленные дискуссии по самым разным вопросам теории и методологии. Как отмечает А. Квэк, «журнал стал своего рода хранилищем антропологических материалов для многих научных библиотек и институтов — за 100 лет он превратился в на-

25Bornemann F. P. Wilhelm Schmidt, S.V.D... S. 169-170.

26Ibidem. S. 174.

стоящую энциклопедию антропологии. И сейчас он входит в «десятку» самых значимых международных научных журналов27.

Приведем список главных редакторов журнала «Антропос» за 100 лет его существования: В. Шмидт (в 1906-1922 гг., 1937-1949 гг.); В. Копперс (Wilhelm Koppers, в 1923-1931 гг.), бывший много лет профессором этнологии в Венском университете; Георг Хольткер (Georg Holtker, в 1932-1935 гг.), преемник В. Шмидта в руководстве кафедрой этнологии Фрайбургского университета; Фриц Борнеман (Fritz Bornemann, в 1950-1954 гг.), непосредственный прижизненный преемник В. Шмидта на посту главного редактора журнала; Рудольф Рахман (Rudolf Rahmann, в 1936, 1955-1959 гг.), взявший в свои руки издание журнала в трудные годы после кончины В. Шмидта; Арнольд Бургман (Arnold Burgmann, в 1960-1968 гг.) и Гюнтер Тиман (Günter Tiemann, в 1969 г.); Иозеф Франц Тиль (Josef Franz Thiel, в 1970-1977, 1983 гг.), директор Этнографиче-сого музея (Haus Völker und Kulturen) в Санкт-Августин и позднее директор Антропологического музея (Museum der Weltkulturen) во Франкфурте; Иозеф Хеннингер (Joseph Henninger, в 1978-1979 гг.), с давних пор ближайший помощник В. Шмидта; Луис Лузбетак (Louis Luzbetak, в 1980-1982 гг.); Антон Квэк (Anton Quack, в 1984-1993 гг.); Отмар Гэхтер (Othmar Gächter, с 1994 г. и по настоящее время).

За свою столетнюю историю журнал «Антропос» опубликовал 3850 статей, 11000 рецензий, помимо прочих заметок и докладов. Все это составило 84000 страниц. На сегодняшний день журнал выходит 2 раза в год — первый выпуск за январь-февраль, а второй — за август-сентябрь. Объем каждого номера — 700 страниц. Например, в 2012 г. вышел № 107 в 2 томах. Журнал распространяется в 60 странах мира, заслужив закономерное уважение в научных кругах28. У журнала есть свой сайт: http://www.anthropos.eu.

4. Публикации В. Шмидта в журнале «Антропос»

Спустя 10 лет после кончины ученого было изданы его избранные труды: «Пути культур: собрание сочинений» (Wege der Kulturen: Gesammelte Aufsätze. Studia Instituti Anthropos. Vol. 20. Sankt Augustin, West Germany, 1964. 304 s.). Позднее наиболее ценные фрагменты из его труда Der Ursprung der Gottesidee

21 Quack А. 100 years... P. 5.

28Ibidem. P. 5.

(1-6 тт.) были приведены в английском переводе Э. Брандеви в книге о В. Шмидте — Wilhelm Schmidt and the Origin of the Idea of God (1983)29.

Памятуя о том, что В. Шмидту принадлежит более 650 научных публикаций30, приведем лишь библиографический список его работ, опубликованных в журнале «Антропос» за период с 1906 по 1953 гг.

Anthropos

№ 1.1906.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Fray Bernardino de Sahagun O. Fr. M. "Un breve conpendio de los ritos ydolatricos que los yndios desta nueva Espana usavan en el tiempo de su infidelidad." Nach dem im vatikanischen Geheimarchiv aufbewahrten Original zum ersten Mal herausgegeben. S. 302-317.

Die moderne Ethnologie. L'Ethnologie moderne. S. 134-163, 318-387, 592-643, 950-997.

№ 2.1907.

Die Sprachlaute und ihre Darstellung in einem allgemeinen linguistischen Alphabet. Les sons du langage et leur représentation dans un alphabet linguistique général. S. 282-329, 508-587, 822-897, 1058-1105.

Die geheime Jünglingsweihe der Karesau-Insulaner (Deutsch-Neuguinea). S. 1029-1056.

№ 3.1908.

L'origine de l'idée de Dieu. Etude historico-critique et positive. (I-V) S. 125-162, 336-368, 559-611, 801-836, 1081-1120.

№ 4.1909.

L'origine de l'idée de Dieu. Etude historico-critique et positive. (VI-VIII) S. 207-250, 505-524, 1075-1091.

Anzünden von Buschfeuern als "Regenzauber" in Britisch-Zentralafrika. S. 253-254.

Abgrenzung und Begriffsbestimmung der Ethnologie. S. 254-255, 527-528.

Führende Individuen bei den Naturvölkern. S. 528-529.

On the Sociological Development of the Tribes of Australia with Regard to "Anthropos," III (1908), pp. 804 ff. S. 1096-1099 (совместно с Э. Лэнгом).

29Ibid., P. 6.

30Bornemann F. P. Wilhelm Schmidt, S.V.D... S. 10.

№ 5.1910.

L'origine de l'idée de Dieu. Etude historico-critique et positive. (IX) S. 231-246.

La religion des Andamanais. S. 254.

Das Verhältnis von "höheren" zu "niederen" Rassen. S. 564-565. № 6.1911.

Is Ethnological Information Coming from Missionaries Sufficiently Reliable? S. 430-431.

Die kulturhistorische Methode in der Ethnologie. S. 1010-1036. L'origine de l'idée de Dieu. S. 1041. № 7.1912.

Die Gliederung der australischen Sprachen. (I-III) S. 230-251, 463-497, 1014-1048.

Die kultur-historische Methode in der Ethnologie. S. 253-254. Die Anwendung der kulturhistorischen Methode auf Amerika. S. 505-506. Einiges über afrikanische Tonsprachen. Im Anschluß an P.H. Nekes, P.S.M., Lehrbuch der Jaundesprache. S. 783-791.

Ein interessantes Beispiel von Einwirkung des Milieus. S. 795-796. M.A. van Gennep [Widerlegung]. S. 796-797.

La Semaine d'Ethnologie religieuse. Cours d'introduction à la Science comparée des Religions, tenu à Louvain du 27 août au 4 septembre 1912. S. 1049-1055.

Sur la mythologie australienne des rhombes (bull-roarer). S. 1059-1060. Kulturhistorischer Zusammenhang oder Elementargedanke. S. 1060-1062. № 8.1913.

"The Conception of the Causal Relation in Sociological Science" von Gerald Camden Wheeler. S. 252-254.

Die Gliederung der australischen Sprachen. (IV) S. 526-554.

Zu W.H.R. Rivers's "The Disappearance of Useful Arts". S. 558-559.

Über die Verbreitung des Ruders mit Krückengriff. S. 559-562.

"A la recherche d'une définition de la magie". S. 883-885; cf. 1144-1147.

Quellen der Religionsgeschichte. (I) S. 1142-1144.

Religion et magie. S. 1144-1147.

Ruderformen in Afrika. S. 1144.

№ 9.1914.

Erklärung. S. 282-286.

Das Problem des Totemismus. Eine Diskussion über die Natur des Totemismus und die Methode seiner Erforschung. 1. Einführung. S. 287-289.

Une soi-disant critique des „Grundlinien einer Vergleichung der Religionen und Mythologien der austronesischen Völker" du P.W. Schmidt. S. 330-331.

Quellen der Religionsgeschichte. (II) S. 331-333.

Rechteckschild der Umaua-Indianer (Südamerika). S. 661-662.

Die Gliederung der australischen Sprachen. (V) S. 980-1018.

Über das Vorkommen von Pygmäenstämmen in Neuguinea und dem übrigen Melanesien. S. 1020-1021.

Megalithische Denkmäler im Westjordanland. S. 1021-1022.

Das religiöse Innenleben des Individuums. S. 1023-1025.

№ 10-11.1915-1916.

Ein Fall kausaler Priorität rationeller Zweckhandlungen vor irrationellen Zauberpraktiken. S. 274-277.

Totemismus, viehzüchterischer Nomadismus und Mutterrecht. (Das Problem des Totemismus: 12.) S. 593-610.

Die anthropologische und ethnologische Stellung der Tasmanier. S. 652-654.

№ 12-13.1917-1918.

Die Gliederung der australischen Sprachen. (VI-VII) S. 437-493, 747-817.

A. Conrady's Entdeckung der Verwandtschaft der indochinesischen (tibeto-birmanischen) mit den austrischen (austroasiatischen und austronesischen) Sprachen. S. 702-706.

The Knowledge of Primitive Man. S. 710-711.

Une population arawak antérieure au Pérou et en Bolivie aux Aymara et au Ketsvua. S. 1117-1118.

Über die Anwendung der kulturhistorischen Methode auf Amerika. S. 1120-1127.

№ 14-15.1919-1920.

La Semaine d'Ethnologie religieuse. Cours d'introduction à la Science comparée des Religions. S. 492-495.

Die kulturhistorische Methode und die nordamerikanische Ethnologie. S. 546-563.

Extension de l'usage pratique de l'"Alphabet-Anthropos". S. 564-565.

La généalogie des instruments de musique et les cycles de civilisation. S. 565-570.

Documents pour servir à l'histoire de l'ethnologie des derniers temps. S. 573-575.

Anthropologie, Ethnologie und Urgeschichte in der Schule. S. 1120-1129. "Mutterrecht und Kopfjagd im westlichen Hinterindien." S. 1138-1146. № 16-17.1921-1922.

Die Abwendung vom Evolutionismus und die Hinwendung zum Historizismus in der Amerikanistik. S. 487-519.

Die religiösen Verhältnisse der Andamanesen-Pygmäen. S. 978-1005. Der Ursprung der Gottesidee. Eine weiterführende Überschau. S. 1006-1051. № 20.1925.

Prof. Dr. Th. Koch-Grünberg f. S. 316-320.

John R. Swanton's Stellungnahme zu der Frage vom primitiven Monotheismus. S. 333-334.

Die Forschungsexpedition von P.P. Schebesta, S.V.D., in 1924/1925 bei den Semang-Pygmäen und den Senoi-Pygmoiden auf der Halbinsel Malakka (British Malaya). A. Einführung. S. 718-739.

№ 21.1926.

La formation du monothéisme. S. 269-272.

Gründung eines Museums für Missiologie und Ethnologie im Lateran zu Rom. Fondation d'un Musée de Missiologie et d'Ethnologie au Latran à Rome. S. 996-999.

№ 23.1928.

Historische Tatsächlichkeiten des Zustandekommens meines "Der Ursprung der Gottesidee". S. 471-474.

Les traditions des habitants des Iles Cook. S. 1053-1055. Forschungsreise des "Anthropos"-Redakteurs P.Paul Schebesta, S.V.D., zu den Pygmäen am Belgisch-Kongo. S. 1055.

№ 25.1930.

Der Monotheismus der Primitiven. S. 703-709. Vernichtung von Manuskripten. S. 1085-1088.

№ 26.1931.

Methodologisches und Inhaltliches zum Zweigeschlechterwesen. S. 55-98.

Erklärung (совместно с В. Коппером). S. 323-324. № 27.1932.

Die Errichtung des "Anthropos-Institutes". S. 275-277. № 30.1935.

Fritz Graebner f. S. 203-214. № 31.1936.

Die Stellung der Pygmäen in der Entwicklungsgeschichte der Menschheit. S. 934-935.

№ 32.1937.

Dr. Viktor Lebzelter f. S. 271-275. № 34.1939.

In Memoriam Papst Pius XI. S. 1-3. P. Adrien-G. Morice, O.M.I. f. S. 376-379. № 35-36.1940-1941.

P. Damian Kreichgauer, S.V.D. f. S. 346-351.

Feuererzeugung bei den Tasmaniern und den Semang. S. 376-379.

Das Verhältnis der melanesischen zu den polynesischen Sprachen. S. 379-380.

Untersuchungen zur Methode der Ethnologie I. S. 898-965.

Der heilige Mittelpfahl des Hauses. S. 966-969.

№ 37 -40.1942-1945.

Weitere Mitteilungen über den heiligen Mittelpfahl des Hauses. S. 309-311. Die Sprachen der Pygmäen. S. 902-903. № 45.1950.

John Montgomery Cooper, 1881-1949. S. 342-349. № 46.1951.

In der Wissenschaft nur Wissenschaft. S. 611-614 № 47.1952.

Die Weltzeitalter des Popol Vuh als Schichtung der Maya-Kultur. S. 561-586. Eine neue Erklärung des Problems der Exogamie. S. 659-664. Entstehung der Verwandtschaftssysteme und Heiratsregelungen. S. 767-783.

№ 48.1953.

N. Pallisen: Die alte Religion des mongolischen Volkes während der Herrschaft der Tschingisiden. S. 621-624

Sexualismus, Mythologie und Religion in Nord-Australien. S. 898-924.

Краткая библиография работ о В. Шмидте

1. Bornemann F. Verzeichnis der Schriften von P. W. Schmidt, S.V.D. (1868-1954) // Anthropos, № 49, 1954. S. 385-432.

2. Bornemann F.P. Wilhelm Schmidt, S.V.D., 1868-1954 // Analecta Societatis Verbi Divini, № 59. Rome, 1982.

3. Brandewie E. Wilhelm Schmidt: A closer look // Anthropos, № 77, 1982. S.151-162.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Brandewie E. Wilhelm Schmidt and the Origin of the Idea of God. Lanham, Md., 1983.

5. Brandewie E. When Giants Walked the Earth: The Life and Times of Wilhelm Schmidt S.V.D. Studia Instituti Anthropos 44. Fribourg: University Press, 1990. 357 p.

6. Brandewie E. The Exile of Wilhelm Schmidt, S.V.D., from Austria. Causes and consequences // Theologen im Exil — Theologie des Exils. Text and Studies in the History of Theology, vol. 3. Cambridge, 2002.

7. Burgmann A. P.W. Schmidt als Linguist//Anthropos 49 (1954). S. 627-658.

8. GusindeM. Wilhelm Schmidt, S.V.D., 1868-1954//American Anthropologist. № 56, 1954. P. 868-870.

9. De Laubier P. Sociologie de la religion: E. Durkheim, M. Weber, W. Schmidt // Revue thomiste, 1993, vol. 93, № 1. P. 66-85.

10. De Laubier P. Wilhelm Schmidt, pionnier de la sociologie des religions // Revue suisse de sociologie. Zurich, vol. 20, 1994, № 1. P. 257-262.

11. Demarchi F. Wilhelm Schmidt, un etnologo sempre attuale. Pubblicazioni dell'Istituto di scienze religiose in Trento 14. Bologna, Italy, 1989.

12. Dietrich S. Mission, Local culture and the 'Catholic Ethnology' of Pater Schmidt // Journal of the Anthropological Society of Oxford, vol. 23, part 2. 1992. P. 111-125.

13. Henninger J.P. Wilhelm Schmidt, S.V.D. (1868-1954): Eine biographische Skizze // Anthropos, № 51, 1956. S. 19-60.

14. Henninger J.P. Wilhelm Schmidt, S.V.D. (1868-1954) // Verbum SVD (Sankt Augustin, West Germany), № 20, 1979. S. 345-362.

15. Koppers W. Professor Pater Wilhelm Schmidt // Mitteilungen der Anthropologischen Gesellschaft in Wien, № 88, 1954. S. 87-96

16. Koppers W. Professor Pater Wilhelm Schmidt S.V.D., Eine Würdigung seines Lebenswerkes. Anthropos, № 51, 1956. S. 61-80.

17. Pajak S. Urreligion und Uroffenbarung bei P.W.Schmidt. Pontificia Universitas Urbaniana. Rome, 1977.

18. Rahmann R. The Anthropos Institute: Fifty Years of Dedication to Anthropology // Anthropos, № 77, 1982. P. 657-662.

19. Rivinius K.J. Schmidt, Wilhelm SVD // Biographischbibliographisches Kirchenlexikon, band 17. 2000. S. 1231-1246.

20. Rivinius K.J. Im Dienst der Mission und der Wissenschaft. Zur Entstehungsgeschichte der Zeitschrift Anthropos. Fribourg: Academic Press Fribourg Switzerland. (Studia Instituti Anthropos, № 51. 2005)

21. Waldenfels H. Wilhelm Schmidt (1868-1954) // Klassiker der Religionswissenschaft: Von Friedrich Schleiermacher bis Mircea Eliade. Munich, 1997.

22. Zimon H. Wilhelm Schmidt's Theory of Primitive Monotheism and Its Critique within the Vienna School of Ethnology // Anthropos, № 81, 1986. S. 243-260.

Литература

1. Bornemann F.P. Wilhelm Schmidt, S.V.D., 1868-1954 // Analecta Societatis Verbi Divini. № 59. Rome, 1982.

2. Glade W. Die Theologische Hochschule St. Gabriel // Maria Enzersdorfer Kulturblätter. 2008. № 3.

3. Guisinde M. Schmidt Wilhelm // New Catholic Encyclopedia. Ed. by B.L. Marthaler. 2-nd edition. In 14 volumes. N. Y., 2003. P. 744.

4. Eliade M. The Quest: History and Meaning in Religion. Chicago, 1969. 182 p.

5. Henninger J., Ciattini A. Schmidt Wilhelm // The Encyclopedia of Religion. Ed. by L. Jones, 2-nd edition. In 12 volumes. N. Y., 2005. P. 8167-8171.

6. Quack A. 100 years of Anthropos // Anthropos. 2006. № 101. P. 3-7.

7. Richardson D. Eternity in Their Hearts: Startling Evidence of Belief in the One True God in Hundreds of Cultures Throughout the World. 2006.

8. Rivinius K.J. Die Anfange des "Anthropos". Briefe von P. Wilhelm Schmidt an Georg Freiherrn von Hertling aus den Jahren 1904 bis 1908 und andere Dokumente. Sankt Augustin: Steyler Verlag. (Veroffentlichungen des Missionspriesterseminars St. Augustin, 32). 1981.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.