КУЛЬТУРОЛОГИЯ
УДК 291.1
Д. Г. Голубев,
доктор философии в теологии(PhD), аспирант Хэйлунцзянского университета,
Харбин (КНР) E-mail: [email protected]
ПРАМОНОТЕИЗМ В ТАЗМИНСКОЙ КУЛЬТУРЕ ХАКАСИИ
Аннотация
Проблема первобытного монотеизма дискутируется до сих пор и в связи с появлением новых аргументов и фактов, точка в этом вопросе не поставлена. Это определяет актуальность данного исследования.
На территории современной России можно встретить следы материальной и духовной культуры, которые указывают на существование представлений о Высшем Существе, однако эта тема недостаточно освещается в научной литературе, что формирует проблему нашего исследования.
Задача настоящей статьи - это выявить и дать объективную интерпретацию космологических представлений, запечатленных как в наскальном искусстве, так и традиционных обрядах древнейшей культуры на территории Сибири.
Методологию исследования составляют анализ и обобщение археологического и этнографического материала по данной проблеме.
Результаты. На основе сравнительного и контекстного подходов выявлены основные характеристики принадлежности этой архаичной культуры к концепции прамонотеизма В. Шмидта.
Заключение. Выводы исследования позволят рассматривать духовную культуру данного этноса, как сложный комплекс ритуалов, имеющих один из источников - почитание Высшего Существа.
Ключевые слова
Хакасия, тазминская культура, Высшее Существо, оленные камни, менгиры, петроглифы,
личины, прамонотеизм.
В позднем неолите в бассейне Среднего Енисея возникает тазминская культура - культура древнейших каменных изваяний Азии, менгиров и личин. В 1975 году в гроте Двуглазка на реке Толчее в Боградском районе Хакасии и в гроте Проскурякова были обнаружены древнейшие палеолитические стоянки древнего человека. Плодом их творческого потенциала стали наскальные рисунки и каменные изваяния ритуального характера. Они встречаются на всей территории Хакасско-Минусинской долины [5, с. 78]. Много столетий подряд в этих местах люди жили, вели примитивный образ хозяйствования, сохраняли и передавали свои традиции, верования, обряды.
Стоит отметить, что обитатели первобытных поселений Верхнего Енисея были сравнительно небольшие группы охотников и рыболовов, ведущих подвижный, полуоседлый образ жизни. Такой тип хозяйствования свидетельствует о более чистой духовной культуре, так как не было наслоений автохтонных культов, характерный для оседлого и земледельческого хозяйства [12, s.12].
Представляют научный интерес некоторые менгиры в котловине Сорга (недалеко от станции Ербинская, г. Сорск) на южном склоне Батенёвского кряжа. На одном из них «Апсах оба» изваяние завершается головой лося, на других выбиты личины и солярные знаки. На изваяниях №4 и №5 (по классификации Кызласова, курсив наш - Д.Г.) [5, с. 18] вверху над личинами имеется изображение небесных лодок, а по бокам солярные концентрические окружности, которые спускаются сверху вниз. По мнению М.П. Грязнова и Е.Р. Шнейдера, данные изваяния не связаны с погребальными сооружениями. Раскопки
показали, что у каждого менгира была жертвенная яма с костями животных [2, с. 18]. Личины на менгирах очень часто встречаются с «солнечными лучами» (Изваяния №6, №8, .№13, изваяние «Хыс-оба» и др.). Если данные мегалиты не связаны с захоронениями, тогда что это такое? Мы считаем, что жертвенники с подобными изваяниями - это своеобразные первобытные алтари, древнейшие святилища Сибири. Кому же молились и подносили жертвоприношения древние тазминцы?
Как считает А.А. Формозов, «весь тазминский культовый комплекс еще неолитический, а его мифологическая составляющая уходит своими корнями в эпоху палеолита» [10, с. 172]. На наш взгляд, в первую очередь, совершались культовые обряды в честь Высшего Существа, олицетворением которого у тазминских племен выступал лось, или олень. Он стоял в центре охотничьего культа [6, с. 239] и в определенных моментах выступал в качестве представителя Высшего Существа.
Трехчастная картина мира, где в верхней части изображены солярные знаки, лодки, лось или олень -это мир небесный; личина, в разных ее вариациях, обозначает мир земной и остальные изображения, которые уходят под землю говорят о нижнем, темном мире. Все это указывает на развитое представление о загробной жизни и космогоническом устройстве.
То, что возле этих изваяний совершались сакральные ритуалы, церемонии инициаций находит подтверждение в трудах М.А. Дэвлет [3, с. 72] и Д.Г. Савинова, которые свидетельствуют, что «все оленные камни - солнечные (то есть солярные) и содержат идею жертвоприношения» [9, с. 174]. В качестве высшего солярного божества выступал как сам лось-олень, так и антропоморфные личины, с исходящими от них солнечными лучами.
Л.Р. Кызласов подчеркивал, что тазминское солнечное божество - одно из высших светлых божеств того времени. Лось мог олицетворять и Вселенную, и солнце, и то и другое вместе, в качестве Демиурга [7, с. 220].
Другой исследователь древнейших народов А.П. Окладников указывал на семантику солярных личин, относя их к высшим сакральным проявлениям в этом мире, «личины - это изображения духов или же изображения Единого Духа в разных его вариациях, а лучи - отблеск Божественного солнца» [8, с. 30].
В этом ключе можно привести тот факт, что по верованиям якутов, всякий человек соединен с солнцем невидимой нитью. А передача душ-зародышей на землю происходит посредством солнечных лучей [5, с. 218]. Многие тюркоязычные народы Сибири считали солнце отражением Верховного Существа. Тазминская культура имеет прямые аналоги в искусстве, культуре и религиозных представлениях у коренных тюркских этносов Сибири. Выдающийся исследователь по первобытной культуре и основатель теории прамонотеизма В. Шмидт (1868-1954) приходил к выводу, что солнце часто интерпертировалось как прообраз Высшего Существа [13, s. 99]. Эту мысль развивает и отечественный современный исследователь А. Зубов, говоря об археологических артефактах неандертальцев, таких как каменные кольца в первобытных захоронениях [4, с. 63]. Подобные же кольца археологи нашли при раскопках в Уйбатском хакасском поселении. Кызласов считает, что данные кольца имеют ритуальный, культовый характер. Они могли символизировать солнце [7, с. 20].
Определенная солярность прослеживается в петроглифах народов Приамурья, у нивхов и нанайцев, в изображении личин и масок, которые можно трактовать как указание на отблеск Божественной энергии, присутствие Единого Духа [1, с. 112].
Опираясь на эти археологические свидетельства, можно с уверенностью предполагать, что в духовной культуре тазминцев присутствовали понятия (или были указания на них) о Высшем Существе, Демиурге Вселенной и человека. Это проявлялось в жертвоприношениях у сакральных менгиров, в каменном искусстве личин, имеющих прямое духовное значение, небесных лодок, плывущих в высший мир, концентрических знаков, указывающих на солярность, лучи-проводники зародышей душ человека, «оленные» изображения, олицетворявшие Космос и Демиурга.
Подводя итог данному исследованию, отметим основные характеристики, указывающие на присутствие образа Высшего Существа на территории Хакасии в тазминской культуре:
1. Изображения лося-оленя в мегалитических изваяниях и «оленные» камни.
2. Солярные маски-личины с исходящими лучами.
3. Небесные лодки, плывущие в высший мир.
4. Концентрические знаки - атрибуты солярного высшего божества.
5. Жертвоприношения чистых животных (ягнят) на месте мегалитов.
6. Каменные кольца в захоронениях - солярная принадлежность Высшего Существа. Данные заключения, на наш взгляд, явно свидетельствует о следах прамонотеизма.
Стоит отметить, что прамонотеизм не обязательно должен проявляться в чистом библейском виде. Он может быть как генотеизм, монолатрия или как философский монотеизм, о чем рассуждает такой исследователь как К. Коль [11, s. 148] или же являться в виде Deus otiosus и Deus Demo, по мысли А. немецкого религиоведа Шмитца [14, s. 85]. В любом случае, такая трактовка позволяет расширить понимание менталитета древних людей на духовную культуру и дает возможность для новых исследований в этой области.
Новые исследования, проведенные среди малых народов, где теория прамонотеизма В. Шмидта еще практически не применялась, таких как тазминцы, уже исчезнувших, а также в других малых этносах, которые еще существуют (нивхи, нанайцы, коряки, удмурты и др.) - подтверждает правильность концепции изначального монотеизма в первобытной культуре, и дает надежду на более глубокое обоснование данной теории в современном научном пространстве. Список использованной литературы:
1. Голубев Д.Г. Религиозные представления о Творце мира в первобытной культуре народов Дальнего Востока: нивхов и нанайцев / Д.Г. Голубев // Христианское чтение. - №3. - 2013.
2. Грязнов М.П. и Шнейдер Е.Р. Древние изваяния минусинских степей. М., 1989.
3. Дэвлет М.А. Проблемы изучения наскальных изображений в СССР. Институт археологии академии наук СССР. М., 1990.
4. Зубов А.Б. История религий. Книга первая: доисторические и внеисторические религии / Андрей Борисович Зубов. - М. : Имка-Пресс, 1997.
5. Кызласов Л.Р. Древнейшая Хакасия. М., 1986.
6. Кызласов Л.Р. Очерки по истории Сибири и Центральной Азии. Красноярск, 1992.
7. Кызласов Л.Р. Таштыкская эпоха в истории Хакасско-Минусинской котловины. МГУ, 1960.
8. Окладников А.П. Загадочные личины Азии и Америки. М., 1994.
9. Савинов Д.Г. Наскальные изображения в стиле оленных камней. СПб: СПбГУ, 1994.
10. Формозов А.А. Очерки по первобытному искусству. Наскальные изображения и каменные изваяния эпохи камня и бронзы на территории СССР/ МИА. - №165. М., 1969.
11. Kohl K.H. Handbuch religionwissenschaftlicher Grundbegriffe / K.H. Kohl. - Koeln : Zeit, 1998. - Bd. 4.
12. Schmidt W. Der Ursprung der Gottesidee. Eine historisch-kritische und positive Studie. Die Religionen der Urvölker Afrikas/ Wilhelm Schmidt. - Münster : Aschendorffsche Verlags-buchhandlung, 1933. - Bd. 4.
13. Schmidt W. Wie älteste Menschheitsreligionen Ehrfurcht pflegten / Wilhelm Schmidt // Die Familie. Archivum Anthropos Institut. Luzern: SVD. - № 4. - Januar, 1948.
14. Schmitz C.A. Religions-Ethnologie / Carl August Schmitz. - Frankfurt a. M. : Akademische Verlagsgesellschaft, 1964.
© Голубев Д.Г., 2019