Научная жизнь
VIIIЮБИЛЕИНЫЕ альтерн; иентиры
В. Н. Расторгуев
VIII Юбилейные Панаринские чтения, проходившие на философском факультете МГУ имени М. В. Ломоносова 25 декабря 2010 г., посвящены 70-летию со дня рождения Александра Сергеевича Панарина (26.12.1940 - 25.09.2003) — выдающегося русского мыслителя, философа, политолога и культуролога, имя которого широко известно и никогда не будет забыто ни в России, ни за её пределами. Он был любимым преподавателем и наставником для нескольких поколений студентов и аспирантов философского факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, где им была организована кафедра теоретической политологии. Его имя навсегда осталось в памяти выпускников Государственной академии славянской культуры, в создании которой он принял деятельное участие.
Большой интерес к творчеству философа и кцивилизационной тематике вполне объясним: наступает время собирать камни и строить сильное государство, для чего нужны и планы, и строители, и общая стратегия долгосрочного развития России как ядра православной цивилизации, которой предстоит в начале третьего тысячелетия вновь доказать свою конкурентоспособность в современном мире. Именно об этом думал Александр Панарин. В одной из его последних книг «Православная цивилизация в глобальном мире» прямо говорится: «...вопрос о цивилизационной идентичности России, о ее праве быть не похожей на Запад, иметь собственное призвание, судьбу и традицию, на наших глазах превращается в вопрос о нашем праве на существование вообще, о национальном бытии как таковом». Организаторами чтений были кафедра философии политики и права философского факультета МГУ и Государственная академия славянской культуры (ГАСК). Пленарное заседание вёл профессор МГУ и ГАСК Валерий Николаевич Расторгуев, который был другом Панарина и является одним из инициаторов ежегодных чтений. Среди широкого круга вопросов, выносимых на обсуждение, наибольший отклик нашли:
1. Социальная перспектива России и ценности православной цивилизации: природа неравенства, ориентиры социальной и культурной политики.
2. Цивилизационное будущее Европы и России: философия и методология геополитического прогнозирования, перспективы интеграции, новые угрозы.
3. Евразийский и славянский векторы российской политики: общее конфессионально-цивилизационное и этнокультурное наследие, национальные интересы и долгосрочные проекты.
4. Политическое целеполагание и управление: доктринальный уровень и законотворческий потенциал, этические требования и коридор возможностей.
5. «Цивилизационный код» России: образовательные стратегии и художественная культура.
6. Политические риски и «цивилизационная ломка» в условиях стратегической нестабильности.
На пленарном заседании и на секциях выступили не только крупные учёные — коллеги и друзья Панарина (около 60 специально подготовленных докладов), но и аспиранты и студенты, только открывающие для себя его творческое наследие. Среди первых докладчиков — декан философского факультета член-корреспондент РАН Владимир Миронов, рассказавший о вкладе Панарина в развитие отечественной философии политики, а также профессор МГИМО Наталия Зарубина, вдова Александра Сергеевича. Она дала глубокий анализ ряда идей Панарина, получивших развитие в его последних работах. Пленарные доклады заведующего кафедрой истории русской философии МГУ Михаила Маслина и историософа Виктора Аксючица вылились на секционном заседании в чрезвычайно интересную и плодотворную дискуссию об оценке евразийских проектов и об отношении Панарина к этим проектам. Особый резонанс вызвал доклад Борислава Милошевича, бывшего посла Югославии в России, на тему «Развал Югославии: осуществлённый политический проект и его последствия для мировой цивилизации». Милошевич дал высокую оценку прогностической аналитике Панарина — одного из немногих учёных, давших объективную и предельно жёсткую оценку причин югославской катастрофы. Панарин ещё в самом начале распада Югославии назвал тех, кто повинен в агрессии и геноциде, предсказал последствия этого преступления для России и мирового сообщества.
XX в., по словам Панарина, как никакой другой, «подтвердил принципиальную непредсказуемость будущего, и в этом смысле ознаменовался посрамлением всех глобальных рационалистических претензий, всех так называемых "великих учений”». Что они представляют собой? Ответ, по Панарину, прост: это всего лишь «сочетание сциентистского педантизма, ждущего от истории неукоснительного повиновения "только что открытым” всеобщим законам развития, с гедонистической инфантильностью, не способной мужественно встречать удары судьбы» (цитаты из книги «Глобальное политическое прогнозирование»).
Мы обращаемся к творческому наследию Панарина, поскольку он — один из немногих, кто не стал адептом какого-нибудь политического «изма» или очередной идеологической версии модернизации России. Он никогда не забывал о скрытых рисках модернизации, прежде всего политической и технологической. В своей книге «Россия в цивилизационном процессе (между атлантизмом и евразийством)», увидевшей свет ещё в 1994 г., Панарин всесторонне рассмотрел риски, связанные с выбором стратегии модернизации, которая может и возвеличить, и изувечить Россию. Всё зависит от того, будет ли политика нашего государства достаточно умной и верной той цивилизационной традиции, которая характерна для России, то есть будет ли стратегия модернизации научно обоснованной и легитимной в культурном плане.