конференции, симпозиумы, чтения
УДК 008.002
ББК 63.3 (2)
в России просыпается интерес к собственным мыслителям, способным вернуть смысл государственным делам и решениям
(Итоги XII панаринских чтений в МГУ)
Расторгуев Валерий Николаевич,
доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии политики и права, Философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, г. Москва, Россия, 119991, e-mail: rv1812@yandex.ru
Аннотация
Краткий обзор докладов, представленных на XII Панаринских чтениях, которые состоялись 19-20 ноября 2014 г. на философском факультете МГУ им. М. В. Ломоносова. Особое внимание было уделено становлению научной школы, основанной А. С. Панариным. Тема чтений — «Цивилизационный контекст и экспертное обеспечение государственной политики России». В рамках чтений работали 4 секции. Одна из секций была посвящена памяти д. филос. н., проф. И. К. Кучмаевой, которая была организатором первых чтений.
Ключевые слова
Цивилизация, политическая философия, аналитика, экспертиза, культура, информация, культурное и научное наследие, Славянский мир, научные школы.
20 ноября, в день, объявленный Всемирным днём философии, на философском факультете МГУ им. М. В. Ломоносова состоялись XII Пана-ринские чтения — ежегодный форум с международным участием, посвящённый изучению научного наследия Александра Сергеевича Пана-рина — выдающего учёного, организатора кафедры теоретической политологии философского факультета МГУ. Панарин стал основателем успешно развивающейся научной школы и оригинального направления политической филосо-
фии, для которого характерен чётко прописанный и тщательно отрефлексированный цивилизационный подход, что было особенно ценно в период становления отечественной политологии — по преимуществу вторичной и подражательной. Эта зависимость и внутренняя слабость не должны никого удивлять, так как мы находимся на самых ранних ступенях институ-ционализации политического знания, когда ещё не сложились, да и не могли сложиться сильные научные школы.
67
68
А.С. Панарин
О необходимости глубокого и всестороннего изучения наследия Панарина, которое вобрало в себя опыт философского познания добра и зла в приложении к политической жизни России, говорил Святейший Патриарх Кирилл, обращаясь к научному сообществу в момент, когда Предстоятелю присуждалась степень honoris causa Московского государственного университета (28 сентября 2012 г.). Его Святейшество особо отметил: «Как писал наш современник, а для многих из вас и коллега — замечательный философ, политолог и публицист Александр Сергеевич Панарин, идентичность русских людей скреплял православный идеал священного царства, основанный на высшей правде и жертвенном служении вере».
В книге «Православная цивилизация в глобальном мире», на которую ссылался в данном случае Предстоятель Русской Православной Церкви, Панарин акцентировал внимание на дилемме, навязываемой радикалами прозападническо-го толка. По их мнению, «либо России удастся стать западной страной, либо она недостойна существовать вообще, так как в своём традиционном виде представляет вызов "цивилизованному человечеству", а также, надо полагать, собственному "цивилизованному" меньшинству... Таким образом, вопрос о цивилизационной идентичности России, о её праве быть не похожей на Запад, иметь собственное призвание, судьбу и тра-
дицию, на наших глазах превращается в вопрос о нашем праве на существование вообще, о национальном бытии как таковом»
Важно напомнить, особенно сегодня, когда малая родина А. С. Панарина находится на грани полной катастрофы, что он родился 26 декабря 1940 г. в шахтёрском городе Горловка Донецкой области. Этот трудовой город возник на месте села, созданного во второй половине XVIII в. для укрепления границ Российской империи. Когда-то именно здесь, после окончательного присоединения этих земель к России, формировались славяно-сербские поселенческие полки. Для их обустройства возводились так называемые государственные воинские слободы, в состав которых входили украинские и русские крестьяне и казаки, а также сербы, хорваты и словенцы, вынужденные бежать из родных городов и сёл, спасаясь от австрийского гнёта и принудительного онемечивания. Это был образец славянского православного братства...
Человек, не теряющий духовной связи со своей малой родиной, богат вдвойне. Впитанный с детства дух независимости, память о корнях и природное свободолюбие стали главными чертами личности Александра Панарина, во многом предопределившими и его жизненный путь, и творчество, и даже политические воззрения, которые никогда не укладывались ни в «гибкую логику» зигзагообразно эволюционирующей государственной политики, ни в жёсткие рамки альтернативных идеологических схем. Свободомыслие и верность духовным истокам своего народа действительно не позволяют самостоятельно мыслящему человеку слиться с каким-либо «великим учением». Ни с российским либерализмом, любой последовательный адепт которого дошёл, по словам Ф. М. Достоевского, «до того, что отрицает самую Россию, то есть ненавидит и бьёт свою мать», ни с марксисткой логикой окончательной ломки традиций («Весь мир насилья мы разрушим До основанья, а затем.»). Внутренняя свобода несовместима и с узко-национальным миропониманием, разделяющим народы России, а тем более с психологией этнокультурной обособленности, самодостаточности и превосходства. ***
Напомню, что первые Панаринские чтения были организованы уже через год после кончины учёного по инициативе Изольды Констан-
1 Панарин А.С. Православная цивилизация. М., 2014. С. 41.
На заседании XII Панаринских чтений
тиновны Кучмаевой, создателя, ректора, а позднее президента Государственной академии славянской культуры, открытой при деятельном участии Панарина. В этом году одна из секций чтений («Цивилизационное наследие и культура наследования») была полностью посвящена памяти Изольды Константиновны, ушедшей из жизни в начале 2014 г. Вели секцию О. В. Куч-маева, зав. лаборатории проблем жизнедеятельности семьи и семейной политики Института семьи и воспитания РАО, профессор кафедры статистических методов НИУ ВШЭ, и профессора ГАСК А. Г. Климов и И. Г. Страховская.
Научные интересы А. С. Панарина и И. К. Куч-маевой во многом совпадали — это, прежде всего, судьба Православной цивилизации и её подвижников. Для того, чтобы подтвердить сказаное, достаточно вспомнить переизданную к XII чтениям монографию Панарина «Православная цивилизация» и серию книг Кучмаевой о жизни и подвиге святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы. В этом же ряду общих проблем — отношение к культурному наследию Славянского мира, изучение глубинных механизмов межпо-коленческой преемственности и самого процесса культурного наследования. Благодаря значительному научному заделу и духу подвижничества, Академия не только стала самым крупным научным и образовательным центром, объеди-
няющим ученых-славистов из мноих стран, но и взяла на себя миссию межкультурной интеграции в Славянском мире. В определённом смысле именно ГАСК в течение многих лет после крушения СССР, демонтажа биполярной системы и нового разделения славянских стран восполняла пробелы в «славянском направлении» внутренней и внешней политики России — культурной, образовательной, информационной. Чрезвычайно активная инновационная деятельность ГАСК на порядок снижала деструктивное влияние антироссийских, а иногда и откровенно русофобских образовательных и информационных стратегий, получивших распространение в государствах, возникших на «постсоветском пространстве», а также в славянских государствах, вошедших в состав Европейского Союза и НАТО.
Одной из наиболее ярких фигур в кругу блестящих учёных, составлявших ядро ГАСК, был А. С. Панарин. Живые и яркие воспоминания о многолетней дружбе и совместной работе с ним, а также о замысле и об истории организа- 69 ции ежегодных Панаринских чтений содержатся в последней книге И. К. Кучмаевой «Из суеты в суть. История Академии в лицах», посвящён-ной подведению итогов её жизненнго пути...
И. К. Кучмаева пишет о событиях, связанных с замыслом чтений, просто и доверительно: «Когда мы в 2003 г. проводили нашего друга
70
в последний путь, у нас с профессором В. Н. Расторгуевым не было сомнения в том, что есть безотлагательная задача подготовки и проведения регулярных Панаринских чтений. Но если раньше, создавая вначале школу, потом Академию, мы всё обсуждали с Сашей — цель, задачи, структуру, пути развития молодых научно-образовательных центров, то теперь нам приходилось всё решать самим. Уже к 27 мая 2004 г. мы были готовы к проведению Первых Панарин-ских чтений возле Красной площади Москвы, в Государственном историческом музее. Помню, как я созванивалась тогда с Александром Исаевичем Солженицыным, приглашая его войти в состав Оргкомитета Чтений. Он позвонил мне сам и сказал, что вот уже три дня пытался дозвониться. Да, он, конечно, согласен, поскольку очень уважает Александра Сергеевича и приветствует открытие Чтений, посвящённых человеку, который стал одним из лауреатов премии его имени. Разговор был очень мягким и завершился робким вопросом Александра Исаевича: "А Вы вводите меня в состав Оргкомитета только первых чтений или навсегда?" — "Конечно, навсегда!" — с радостью откликнулась я. Так, получив благословение Московского Патриархата и мэтра русской литературы Александра Исае-вича Солженицына, мы двинулись в путь» 2.
По словам Изольды Константиновны, «притягательность трудов А. С. Панарина будет возрастать, поскольку его творчество — это не только одна из вершин отечественной философии, политологии и культурологии, но и высокая планка подлинного патриотизма, нравственности и самоотверженного служения христианскому долгу, служения науке, не знающей границ, кроме одной — моральной ответственности учёного за каждое произнесённое им слово. Многие острые проблемы, с которыми сталкивается общество, были ещё в зародыше точно названы и продиагностированы А. С. Панари-ным. Это предопределяет не только дальнейшее развитие научной школы, заложенной им в МГУ, ИФ РАН и ГАСК, и не только становление пана-риноведения (так можно назвать изучение наследия А. С. Панарина), но и побуждает политиков прибегать к разработанной им методологии глобального прогнозирования. Примером такой связи теории и политической практики мо-
2 Кучмаева И. К. Из суеты в суть. История Академии в лицах. М., 2013. С. 142-143.
жет служить широкое обсуждение Евразийского проекта, в разработку которого Панарин вложил много сил в последние годы своей жизни» 3. ***
Тема чтений 2014 года — «цивилизацион-ный контекст и экспертное обеспечение государственной политики России».
Главная проблема организаторов заключалась в том, что интерес к форуму превышал возможности устроителей: большая часть зала, рассчитанного на 100 человек, была заполнена докладчиками — известными учёными, политиками, деятелями церкви. В этом заключены и минусы, и плюсы подобных форумов. С одной стороны, нужна максимально широкая популяризация идей, востребованных временем, и каждому участнику хотелось услышать все доклады, поучаствовать во всех дискуссиях. С другой стороны, в силу необходимости расходясь по секциям и сжимая время и, что самое важное, логику докладов до минимума, мы обираем себя, выводя из регламента главное — вдумчивую и неторопливую речь, радость погружения в новые теории... По этой причине к удовлетворению от сделанного примешивается горечь: чем интереснее идеи и сами люди, которые их представляли на форуме, тем обидней осознавать, что не хватает времени дослушать, добраться до тонких обоснований. А предмет обсуждения, согласитесь, требует и деликатности, и точности, и многогранности, поскольку тема XII Панаринских чтений актуальна как никогда.
Понимаю не только участников форума, вынужденных работать в режиме цейтнота, но и читателя этой статьи-обзора. Этот читатель, конечно же, совершенно особый (такова тематика журнала) — вдумчивый, заинтересованный судьбой культурного наследия России, но и он живёт с ощущением постоянного дефицита времени: всего не охватишь, всё не прочитаешь, к тому же, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому специально для тех, кто хочет в сжатой и зримой форме ознакомится с событийным рядом чтений, предлагаю небольшой экскурс по интернету (всего пять шагов).
Шаг первый. Участников и гостей чтений (тех, кто пришёл в зал пораньше) порадовал фильм об Александре Сергеевиче Панари-не «Ливадийские чтения. Восточно-христианская цивилизация в постиндустриальную эпоху:
3 Там же . С. 144.
На заседании XII Панаринских
чтении
сценарий будущего». Но любой из нас и в удобное время может посмотреть этот замечательный фильм по ссылке: http://www.youtube.com/ watch?v=8C1ARcg7JQs. Особая благодарность — создателям фильма и, прежде всего, профессору кафедры политических наук и международных отношений Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Т. А. Сенюш-киной. Она привезла с собой тепло и надежды Нового Крыма, сделавшего свой судьбоносный выбор, Руссой Тавриды. Здесь Панарина любят и ценят, знают его книги: в течение всех лет после его ухода Татьяна Александровна проводит секции и семинары, посвящённые его наследию, в рамках ежегодных и очень престижных международных конференций.
Шаг второй. Для тех, кто интересуется текстами и, в частности, докладами на чтениях прошлого года, тоже есть полезная информация. В общем доступе находится только что вышедший из печати сборник прошлогодних чтений, который можно прочитать на сайте издательства «Центр стратегической конъюнктуры»: http:// conjuncture.ru/book-panarin-2014/. Особая благодарность издателю — Александру Воробьёву, который привёз сборник в начале чтений сразу из типографии и почти одновременно выложил полный текст на странице своего издательства. На этом сайте, кстати, можно прочитать множество только что изданных интересных книг.
Шаг третий. Для тех же, кто желал бы не только прочитать новые доклады (придётся подождать), а и побывать в аудитории во время чтений, сегодня стала доступной видеозапись ряда докладов, заслушанных на пленарном заседаний
и на одной из секций. Это стало возможным благодаря помощи Владислава Быкова — настоящего художника документального кино, который, кстати, планирует снять большой фильм о наследии Панарина. Представляю перечень фрагментов, доступных для зрителя: часть 1: http://www.youtube.com/watch?v=OJOcFtmVCmI &feature=youtu.be (вступительное слово декана Философского факультета); часть 2: http://www. youtube.com/watch?v=gEG87_05Hrk (момент открытия чтений и постановочные доклады); часть 3: http://www.youtube.com/watch?v=Sn8yk1P_yck (ряд пленарных докладов); часть 4: https://www. youtube. com/watch? v= Gao Jj BuZc4M (доклады, завершающие пленарное заседание) и часть 5: http://youtu.be/r92SYu_5ka8 (доклады и фрагмент дискуссии на 1-й секции).
Шаг четвёртый. Наверное, главным событием форума была презентация только что выпущенной книги А. С. Панарина «Православная цивилизация», изданной известным просветителем О. А. Платоновым, директором Института русской цивилизации в великолепной серии, посвящённой наследию выдающихся русских мыслителей. На сайте издательства ИРЦ можно прочитать в прямом доступе каждую из книг, которую оно выпустило (а это уникальная библиотека), в том числе и книгу А. С. Панарина: http://www.rusinst.ru/articletext. asp?rzd=2&id=7717&tm=19.
Шаг пятый. Программа прошедших чтений размещена на сайте кафедры философии политики и права Философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова: http://new.philos.msu. ru/.. ./panarin/xii_panarinskie_chtenija/.
71
72
***
Теперь несколько слов о традиционных и новых соорганизаторах чтений. Среди постоянных соорганизаторов чтений особая роль принадлежит Научному совету РАН по изучению и охране культурного и природного наследия. Возглавляет этот совет, созданный около 30 лет назад при деятельном участии А. С. Панарина, выдающийся ученый-индуист академик Е. П. Челышев, удивительный человек, который встретил Великую Отечественную войну на боевом самолёте, а по-слее её окончания сделал блестящую научную карьеру, внёс огромный вклад в межцивилиза-ционный диалог России и Индии. Он участвовал во многих чтениях. По его мнению, научное наследие Панарина уникально, а его теория Православной цивилизации с годами приобретает совершенно новое звучание, в чём легко убедиться, даже бегло перелистав и сборники прошлых чтений, и, главное, книги Панарина.
В подготовительной работе по организации чтений уже второй год участвует Институт политических исследований (Белград, Сербия), представленный на форуме директором института доктором Джуричем Живойином и научным сотрудником института Марко Пейкови-чем. В программе чтений был их доклад «Значимость Византийской цивилизации для государственной политики в России и Сербии». Следует сказать, что основная тематическая область этих чтений — судьба Славянского мира в условиях чудовищного давления, целью которого является не только отчуждение славянских народов от России, но и сокрушение самих основ Русской цивилизации и Русского мира, разделение русского народа на враждующие племена. Именно поэтому на чтения приехали учёные из Украины и Новороссии, хотя и не все смогли это сделать: братоубийственная война создаёт искусственные границы и удушает диалог.
Оргкомитет чтений в процессе их подготовки по традиции работал в тесном контек-те с экспертым сообществом Федерального Собрания, в том числе с Комитетом по науке и наукоёмким технологиям Государственной Думы ФС РФ, коорый возглавляет академик В. А. Че-решниев. А лидер фракции «Справедливая Россия» С. М. Миронов, который неоднократно участвовал не только в чтениях, но и в подготовительной работе (событием недавних чтений стало проведение Пролога Панаринских чтений
в ГосДуме с приглашением молодёжной секции), в своём обращении к участникам форума отметил: «XII Панаринские чтения — своеобразный знак времени. В обществе просыпается интерес к собственным мыслителям, способным вернуть смысл государственным делам и решениям, а не к одной лишь заёмной мудрости и не к тем моделям социально-политического устройства, которые сложились в странах, называющих себя цивилизованными, но убивающим сердце своей цивилизации — веру отцов и самобытность культур. А. С. Панарин говорил, по сути, о нравственном измерении политики». Совместным планам форума и экспертных структур ГосДумы в поиске мирных решений военного конфликта на Украине было посвящено выступление на пленарном заседании и на профильной секции государственного советника Н. А. Малышевой. Постоянный участник чтений — Российский НИИ культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва. НИИ был представлен заместителем директора по науке С. Ю. Житенёвым, благодаря усилиям которого уже первые Пана-ринские чтения получили широкую известность (в тот период он возглавлял Паломнический центр в Москве). В числе постоянных сооргани-заторов чтнений, как уже говорилось, особое место занимает Государственная академия славянской культуры. Помощь в организации чтений оказал также Фонд метаисторических и религиозно-философских исследований «Родон» и Московский центр дополнительного образования
школьников имени М. В. Ломоносова.
***
И в заключение — краткий отчёт о Прологе чтений и пленарном заседании. По традиции за день до пленарного заседания состоялась молодёжная секция (Пролог чтений). Организатором дискуссии «США и Россия: информация и дезинформация, мифы и реальность» стал А. А. Бондарев, председатель Русского Дома «Родина» (США) и главный редактор журнала «Трибуна русской мысли». В основной день чтений работали четыре секции: «Славянский мир: цивилизационная основа, испытание на прочность»; «Политическая аналитика и экспертиза. Наследие А. С. Панарина»; «Цивилизационное наследие и культура наследования».
Пленарное заседание открылось после яркой вступительной речи декана философского факультета чл.— корр. РАН В. В. Миронова обшир-
ным и глубоким докладом архиепископа Курганского и Шадринского Константина «Бог воззовёт прошедшее. Уроки Первой мировой войны и обеспечение безопасности России в прошлом и будущем». Среди наиболее значимых сообщений выделяется проникновенный доклад «Александр Панарин и два полюса русской идеи», прочитанный профессором М. А. Маслиным, заведующим кафедрой истории русской философии философского факультета МГУ. Особый интерес вызвал и короткий доклад председателя Русского Дома «Родина» (США) А. А. Бондарева, который представил новый тематический выпуск журнала «Трибуна русской мысли», полностью посвящён-ный философским проблемам русской культуры. А завершилось пленарное заседание поэтичным выступлением «Любовь как основа государственности» известного проповедника и автора многих книг протоиерея Артемия Владимирова, настоятеля Храма Всех Святых, что в Красном Селе, и презентацией двух книг. Одна из них — «Воспитание добродетелей» (М.: Покров, 2014) включает в себя лекции игумена Киприана (Ященко),
ректора Института экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, руководителя Программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России», инициатора целого ряда просветительских программ — от первых Рождественских чтений, которые сегодня охватили всю страну, до кинофестиваля «Лазурный ангел». Вторая книга «О правде Русской Церкви и Святой Руси» (М.: Культурно-просветительный русский издательский центр имени святого Василия Великого, 2014) была представлена её автором — протоиереем Андреем Новиковым, настоятелем Московского Троицкого храма на Воробьёвых горах.
О секциях сегодня детально смогли бы рассказать только их модераторы и тот сборник, в который будут включены тексты докладов, представленных на XII Панаринских чтениях, что и будет сделано со временем. С именами всех докладчиков и названиями докладов можно познакомиться на сайте кафедры философии политики и права философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
Список литературы
1. Кучмаева И. К. Из суеты в суть. История Академии в лицах. М., 2013. С. 142-144.
2. Панарин А.С. Православная цивилизация. М., 2014. С. 41.
IN RUSSIA WAKES UP INTEREST IN ITS OWN THINKERS, ABLE TO RETURN THE MEANING OF PUBLIC AFFAIRS AND DECISIONS (Results of XII Panarin readings at MSU)
Rastorguev Valerii Nikolaevich,
DSc in Philosophy, Professor, Professor of the Department of Philosophy of Politics and Law, Philosophy Faculty of Lomonosov Moscow State University, Leninskie Gory 1, 119991 Moscow, Russia, e-mail: rv1812@yandex.ru
Abstract
A brief review of papers presented at the XII Panarin readings, which took place on 19-20 November 2014 at the Philosophical Faculty of Lomonosov Moscow State University. Particular attention was paid to the establishment of a scientific school founded by A.S. Panarin. Subject readings — «Civilizational context and expert support of the state policy of Russia». As part of the readings worked 4 sections. One section was dedicated to the memory DSc, Professor I.K. Kuchmaeva, which was the organizer of the first reading.
Keywords
Civilization, political philosophy, analysis, expertise, culture, information, cultural and scientific heritage, Slavic world scientific schools.
73