Пространственная Экономика 2018. № 3. С. 185-188
VIII Дальневосточный российско-корейский форум
Е.А. Заостровских
Заостровских Елена Анатольевна - младший научный сотрудник. Институт экономических исследований ДВО РАН, ул. Тихоокеанская, 153, Хабаровск, Россия, 680042. E-mail: [email protected]
ORCID: 0000-0002-7447-0406
16 мая 2018 г. во Владивостоке состоялся VIII Дальневосточный российско-корейский форум, посвященный вопросам взаимовыгодного осуществления совместных проектов «9 мостов» сотрудничества (газ и электроэнергетика, судостроение, рыбопереработка и марикультура, портовая инфраструктура, СМП и железные дороги, сельское хозяйство, здравоохранение, образование и окружающая среда).
Организатором форума выступили: Генеральное консульство Республики Корея в г. Владивостоке, Корейский морской институт (KMI) и Торговый отдел Генерального консульства Республики Корея в г. Владивостоке (КОТРА).
Участники с корейской стороны: Национальное собрание Республики Корея, Комитет по экономическому сотрудничеству на северном направлении при Президенте Республики Корея, Корейский морской институт, Научно-исследовательский институт поселений Кореи (KRIHS), Корейский институт энергетики и экономики (Korea Gas Corporation), Администрация порта Пусан, Университет Инчхон, Университет Кунмин, компания Севон Марс (Sewon Mars), а также другие частные и правительственные организации.
Участники с российской стороны: Министерство РФ по развитию Дальнего Востока, Законодательное собрание Приморского края, Администрация Приморского края, органы исполнительной власти дальневосточных субъектов РФ, Фонд развития Дальнего Востока, Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта, Корпорация развития Дальнего Востока, ДНИИМФ, Институт экономических исследований ДВО РАН, Тихоокеанский институт географии ДВО РАН, Центр азиатско-тихоокеанских исследований ИИАЭ ДВО РАН, а также другие организации.
Общее число участников VIII Дальневосточного российско-корейского форума составило более 100 человек.
На форуме было представлено 4 сессии:
1. Развитие Дальневосточного региона: новые черты развития Дальневосточного региона и контрмеры;
2. Рыболовство и судостроение: план сотрудничества в области рыболовства и его модернизация;
3. Северный морской путь и логистика: план сотрудничества по сбалансированному развитию Северного морского пути и мультимодального транспорта;
4. Энергетика: план сотрудничества в области нефти и газа в Дальневосточном регионе.
Вступительное слово на форуме было предоставлено Ян Чхан Хо, президенту Корейского морского института. С приветственными словами к участникам форума об-
ПЭ Е.А. Заостровских
№ 3 2018
ратились А.В. Тарасенко, врио губернатора Приморского края; Ли Ин Ён, заместитель Генерального секретаря Национального собрания Республики Корея, и Ли Сок Пэ, Генеральный консул Республики Корея в г. Владивостоке.
На пленарном заседании форума выступили с докладами:
Н.М. Шевцов, федеральный инспектор по Приморскому краю (тема доклада «Направления развития Дальнего Востока и его инвестиционный потенциал»);
Ким Дон Чжун, президент Корейского научно-исследовательского института поселений (тема доклада «Видение и стратегия в области экономического сотрудничества между Республикой Корея и Россией»).
На четырех сессиях форума особое внимание было уделено следующим докладам.
Докладчик Сон Вон Ёнг, профессор Научно-исследовательского института поселений Кореи, в докладе «Перспективы и проблемы развития Дальнего Востока» отметил, что Республика Корея намерена развивать плотное сотрудничество с Россией в свете новых политических условий, когда в апреле 2018 г. на Межкорейском саммите между Севером и Югом Кореи было достигнуто соглашение о совместном развитии Корейского полуострова. В рамках этого соглашения был представлен проект соединения сети железных дорог «Тонхэсон» (Республика Корея) и «Кёнъисон» (КНДР), который позволит объединить весь Корейский полуостров. Планируется создать три экономических пояса: по восточному побережью, западному побережью и приграничный пояс между Севером и Югом Кореи. Создание таких экономических поясов обеспечит плацдарм, который позволит в будущем выйти Корейскому полуострову на Евразийский континент. В свою очередь, объединенная сеть железных дорог обеспечит выход на Северное экономическое пространство (Красноярский край и Республика Саха (Якутия). Было также отмечено, что в рамках двустороннего сотрудничества между Россией и Республикой Корея важным проектом является специальная торгово-экономическая зона «Раджин - Сонбон». Реализация этого проекта позволит сэкономить до 10-15% времени и затрат на транспортировку грузов из России в Республику Корея по сравнению с действующим морским маршрутом из г. Владивостока. Также был представлен проект «Бабочка», который олицетворяет собой проект экономического взаимодействия Республики Корея с соседними странами.
Докладчик Ли Хён Чжу, профессор Корейского научно-исследовательского института поселений Кореи, в своем докладе «Возможность создания корейского индустриального комплекса на Дальнем Востоке России» отметил два важных направления: развитие промышленных комплексов и развитие международных транспортных коридоров (Приморье-1 и Приморье-2). В рамках первого направления важно развивать двустороннее сотрудничество между Республикой Корея и Россией в области коммерциализации технологий (специализированные кластеры). В рамках второго -модернизация международных транспортных коридоров в увязке с образованными специализированными кластерами. Это позволит получить значимый экономический эффект для региона. Было отмечено, что в настоящее время среди резидентов Свободного порта Владивосток (СПВ) и ТОР пока только шесть компаний Республики Корея, которые планируют реализовать ряд значимых проектов: строительство завода, гостиницы, гольф-клуба и курортов международного класса.
М.В. Холоша, заместитель директора по научной работе «ДНИИМФ-Восточный», в докладе «Вопросы концептуального развития южной зоны Дальнего Востока» отметил, что на сегодняшний день в Приморском крае имеется множество идей, проектов и инструментов развития региона (ТОРы, международные транспортные коридоры, Северный морской путь, туризм, судостроение и т. д.). При этом важно придерживаться идеи комплексного подхода, которая была озвучена в докладе «Перспективы и про-
VIII ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ РОССИЙСКО-КОРЕЙСКИЙ ФОРУМ ПЭ
№ 3 2018
блемы развития Дальнего Востока» Сон Вон Ёнг. Поэтому все вышеперечисленные проекты целесообразно объединить в один проект - Свободный порт Владивосток. Это позволит синхронизировать очередность реализации различных проектов (развитие высокоскоростных поездов, обустройство пунктов пропуска, создание производственно-логистических площадок, промышленных комплексов, специализированных кластеров и другие проекты). Вместе с тем при реализации проекта СПВ необходимо учитывать проекты соседних стран, в том числе Республики Корея и Китая. Такой подход будет способствовать интенсивному развитию проекта СПВ. Кроме того, была предложена идея формирования СПВ как основы интегрированной инфраструктуры развития. Были представлены основные шаги его развития: 1 шаг - улучшение конструкции международных коридоров Приморье-1, Приморье-2 с целью создания порта-хаб; 2 шаг - увязка возможностей порта-хаб с возможностями Северного морского пути; 3 шаг - повышение конкурентоспособности территории при помощи вхождения региональных и магистральных линий. Все это вместе может создать пространственно-логистический и макроэкономический эффект и помогло бы оптимизировать экономику развития региона за счет привлекательности территории и эффективности инвестиций.
Докладчик С.А. Огай, ректор Морского государственного университета им. адм. Невельского, выступил с докладом «Задачи и достижения активизации Северного морского пути для Дальневосточного региона». Были отмечены основные факторы развития Северного морского пути, возможные варианты сотрудничества в области судостроения с Республикой Корея, в том числе подготовка специалистов для работы в Арктике и субарктической зоне на Дальнем Востоке России.
В дискуссии П.Я. Бакланов, научный руководитель Тихоокеанского института географии ДВО РАН, отметил, что Северный морской путь развивается в самом холодном и сложном климатическом поясе, что является удорожающим фактором в строительстве опорных баз и эксплуатации различных транспортных средств. Были представлены оценки природно-ресурсного потенциала по арктическим районам. Отмечено, что в настоящее время достаточно много реализуется проектов комплексного освоения Арктики (чукотский кластер, северо-якутский кластер, кольский кластер и т. д.). Представлены основные параметры изменения климата в Арктике за последние 40 лет и варианты развития Северного морского пути.
В дискуссии В.Л. Ларин, заведующий Центром азиатско-тихоокеанских исследований ДВО РАН, отметил, что к числу основных проблем развития Арктики и Северного морского пути можно отнести три ключевых слова: «недоверие», «незнание» и «конкуренция». Страны, которые вовлечены в арктические проекты, не очень доверяют другим странам. Ограничен объем информации о реализуемых проектах среди основных стран-участников по развитию Арктики. Существует жесткая конкуренция по реализации проектов. Примером того является создание порта-хаба для развития Северного морского пути в Японии и Республике Корея.
А.В. Ерохин, руководитель Дальневосточного филиала компании Ernst & Young, представил доклад «Инвестиционные тренды в поставках сжиженного природного газа в Дальневосточном регионе». В ходе доклада были затронуты следующие темы: основные тенденции мирового рынка сжиженного природного газа, перспективы развития рынка сжиженного природного газа стран АТР и перспективы сотрудничества между Россией и Республикой Корея. Отмечено, что к 2035 г. Россия сможет достичь 15% общемирового объема поставок сжиженного природного газа за счет реализации следующих проектов: Арктика СПГ-2, расширение завода Сахалин-2, Балтийский СПГ в Ленинградской области, Печерский СПГ и Владивостокский СПГ.
Младший научный сотрудник Института экономических исследований ДВО РАН Заостровских Е.А. выступила с докладом «Свободный порт Ванино: особен-
ПЭ Е.А. Заостровских
№ 3 2018
ности и перспективы развития». Были представлены прогнозные оценки экономических выгод от деятельности морских портов Ванино и Советская Гавань. Основной акцент сделан на оценке прогнозной грузовой базы и ее влиянии на экономику Хабаровского края. Показано, что экономические выгоды от деятельности портов локализуются в других регионах, тогда как отрицательные воздействия оседают в Хабаровском крае.
По завершении выступлений состоялась общая дискуссия, на которой были сформулированы возможные направления сотрудничества между Россией и Республикой Корея.
8th FAR EASTERN RUSSIAN-KOREAN FORUM
E.A. Zaostrovskikh
Elena Anatolyevna Zaostrovskikh - Junior Research Fellow. Economic Research Institute FEB RAS, 153 Tikhookeanskaya Street, Khabarovsk, Russia, 680042. E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0002-7447-0406