ПЭ А'Г Исаев
№ 2 2016
падной частью России. Даже несмотря на объявленную политику создания в регионе территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток, привлечение заказчиков, поставщиков и партнеров будет сталкиваться с трудностями ввиду малочисленности населения и низкой концентрации производства на Дальнем Востоке. Однако, отмечается в выступлении, ряд японских специалистов склонны рассматривать эти слабые стороны региона в качестве больших возможностей для японского бизнеса. Одним из поводов для оптимизма является осознание Правительством России необходимости реорганизации чрезмерно ресурсоориентированной экономики Дальнего Востока. Здесь Япония, с ее развитой экономикой и технологиями, может выступить оптимальным партнером.
THE 11th RUSSIAN-KOREAN JOINT SEMINAR OF KIEP - ERI FEB RAS
A.G. Isaev
Isaev Artyom Gennadyevich - PhD in Economics, Senior Research Fellow. Economic Research Institute FEB RAS, 153 Tikhookeanskaya Street, Khabarovsk, Russia, 680042. E-mail: isaev@ ecrin.ru.
VI Дальневосточный российско-корейский форум
Е.А. Корец
Корец Елена Анатольевна - младший научный сотрудник. Институт экономических исследований ДВО РАН, ул. Тихоокеанская, 153, Хабаровск, Россия, 680042. E-mail: zaost@ ecrin.ru.
В настоящее время одним из ключевых направлений развития Дальнего Востока России является создание условий функционирования для территорий опережающего развития (ТОР) и свободного порта Владивосток (СПВ), что предусматривает ряд преференций для бизнеса (льготы по страховым платежам, существенные скидки по арендным ставкам, а также возможность нанять иностранных рабочих без дополнительной бумажной волокиты). Руководители крупнейших компаний Японии и Республики Корея заинтересованы проектами ТОР и СПВ, вопрос только в том, насколько грамотно они будут реализованы.
VI Дальневосточный российско-корейский форум состоялся 7-8 июня 2016 г. во Владивостоке, был посвящен расширению реального сотрудничества между Республикой Корея и Российской Федерацией в развитии Дальнего Востока и поиску направлений сотрудничества частных компаний Республики Корея и Российской Федерации.
Организатором форума выступили: Генеральное консульство Республики Корея
VI ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ РОССИЙСКО-КОРЕЙСКИЙ ФОРУМ ПЭ
№ 2 2016
в г. Владивостоке, Корейский морской институт (Korea Maritime Institute), Торговый отдел Генерального гонсульства Республики Корея в г. Владивостоке (КОТРА) при поддержке Корейского института развития здравоохранения.
Республику Корея представляли Национальный исследовательский совет по экономике, гуманитарным и общественным наукам при премьер-министре Республики Корея, Научно-исследовательский институт поселений Кореи, Исследовательский институт ПОСКО, Экспортно-импортный банк Кореи, Корейский институт развития здравоохранения, Институт развития Чеджу, Юсулогистик, Стена Дэа, Korea Trade&Industry Co. Ltd., POSCO Energy и другие.
С российской стороны в VI Дальневосточном российско-корейском форуме приняли участие представители Министерства РФ по развитию Дальнего Востока, Законодательное собрание Приморского края, Администрация Приморского края, Администрация г. Владивостока, органы исполнительной власти регионов Дальневосточного федерального округа, Фонд развития Дальнего Востока, Корпорация развития Дальнего Востока, Агентство стратегических инициатив, Корпорация развития Забайкальского края, ДВТУ, ДНИИМФ, ДВФУ, Морской государственный университет им. адм. Невельского, Институт экономических исследований ДВО РАН, Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Северо-Восточный комплексный научно-исследовательский институт ДВО РАН, ТИНРО-Центр, Инком-ДВ, «Русин и Векки», Газпром и другие.
Главные темы форума:
1. Реализация программ «Территории опережающего развития» (ТОР) и «Свободный порт Владивосток» (СПВ).
2. Инвестиции и способы продвижения «ТОР» и «Свободный порт Владивосток».
3. Инвестирование в медучреждения Дальнего Востока России и способы выхода на медицинский российский рынок.
4. Инвестиции в рыбную отрасль Дальнего Востока России и способы выхода на российский рынок.
5. Проблемы таможенного оформления грузов на Дальнем Востоке и способы их решения.
6. Российско-корейское энергетическое сотрудничество на Дальнем Востоке.
Вступительное слово на VI Дальневосточном российско-корейском форуме было
предоставлено Ан Сэ Ён, председателю Национального исследовательского совета по экономике, гуманитарным и общественным наукам при премьер-министре Республики Корея. С приветственными словами к участникам форума обратился генеральный директор Корпорации развития Дальнего Востока А.Н. Федотовский, и. о. директора Департамента территорий опережающего развития (ТОР) и инфраструктуры Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока.
Первая сессия была посвящена реализации программ «Территории опережающего развития» (ТОР) и «Свободный порт Владивосток». Модератором выступил Ким Донг Чжу, президент Научно-исследовательского института поселений Кореи (KRIHS). В рамках первой сессии были обсуждены два доклада. А.Н. Федотовский в своем докладе «Реализация программ «ТОР» и «Свободный порт Владивосток» изложил реализацию программ ТОР и СПВ, а также основные условия их функционирования и формы сотрудничества. Было отмечено, что в целях взаимного сотрудничества планируется обговаривать условия и разрабатывать с корейскими партнерами механизмы взаимодействия, которые будут удобны как иностранным инвесторам, так и российским.
Со вторым докладом «Корейский опыт инвестирования в Дальний Восток России и как активизировать системы «ТОР» и «Свободный порт Владивосток» выступил Хан У Сок, доктор KRIHS. В докладе были отражены основные преимущества и не-
ПЭ ЕА Корец
№ 2 2016
достатки, которые проявляются в российском бизнес-процессе. В качестве основных недостатков выступают дефицит квалифицированного персонала, неразвитая транс-портно-логистическая инфраструктура и несовершенство нормативно-правовой базы.
В рамках этой же сессии в качестве дискуссанта с докладом «Свободный порт Владивосток в концепции развития международных транспортных коридоров Приморского края» выступила мл. науч. сотрудник ИЭИ ДВО РАН Е.А. Корец. В ходе доклада было отмечено, что реализация Программы СПВ потребует существенных капитальных вложений (более 5 млрд долл. США) в транспортную инфраструктуру. Основной упор будет сделан на развитие транзитного потенциала Приморского края. В этой связи планируется развивать международные транспортные коридоры При-морье-1 и Приморье-2. Однако экономический эффект от реализации Проекта СПВ будет достигнут не ранее чем через 10 лет. Это потребует новых условий функционирования работы транспорта. Важными станут не только количественные показатели работы транспорта, но и качественные.
Вторым дискуссантом выступила канд. юр. наук Н.Г. Присекина, старший партнер Международной юридической фирмы «Русин и Векки», с комментариями по вопросам, касающимся таможенных и миграционных преференций СПВ. Было отмечено, что на данный момент закон о СПВ предоставляет определенные преференции, но очень важно изучить сопутствующие подзаконные нормативные акты, чтобы фактически оценить порядок работы проекта СПВ, при этом весь перечень подзаконных нормативных актов, необходимых для реализации миграционных преференций СПВ, пока не разработан.
Вторая сессия была посвящена вопросам инвестиций и способов продвижения проектов ТОР и СПВ. В качестве модератора выступил С.В. Нехаев, вице-губернатор Приморского края. Были представлены два доклада.
Д.В. Тихонов, генеральный директор Корпорации развития Дальнего Востока, представил доклад «Основные перспективные проекты Дальнего Востока». Было отмечено, что на текущий момент по проекту СПВ резидентами стали 3 иностранные компании с инвестициями на сумму 50 млрд руб., поступило более 75 заявок от компаний, которые готовы стать резидентами, являются; по проекту ТОР резидентами стали 8 компаний с участием иностранных инвестиций на сумму 130 млрд руб., поступило 136 заявок на сумму 500 млрд руб., из них реализовано 4 проекта и 16 проектов находятся на стадии реализации.
Докладчик доктор О Ён Ил, Исследовательский институт ПОСКО (POSRI), представил доклад «Стратегии участия корейских предприятий в «ТОР» и «Свободный порт Владивосток». Было отмечено, что за 25 лет сотрудничество между Россией и Республикой Корея перешло от транспортировки леса до транспортировки топливно-энергетических грузов. Отмечается, что качественных изменений не произошло. Кроме того, было отмечено, что в проектах ТОР и СПВ отсутствует четкое стратегическое направление развития. В частности, прозвучало, что «корейскому бизнесу непонятно, к какому сроку будут реализованы инфраструктурные проекты». Было предложено в качестве пилотного проекта передать в управление Республике Корея один из проектов ТОР.
Дискуссант Так Чжэ Хо, директор Департамента бизнеса в СВА, Экспортно-импортный банк Кореи (КЕХ1М), также поддержал мнение о том, что сложно понять, какие конкретные действия будут предприниматься в ТОР и СПВ, а также к какому сроку будет сформирована транспортная составляющая.
На третьей сессии рассматривались вопросы инвестирования в медучреждения Дальнего Востока России и способы выхода на медицинский рынок России. Модератором третьей сессии был В.В. Кузнецов, проректор по лечебной работе и международной деятельности, Тихоокеанский государственный медицинский университет.
VI ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ РОССИЙСКО-КОРЕЙСКИЙ ФОРУМ ПЭ
№ 2 2016
Докладчик Хуан Сон Ун, директор Департамента бизнеса медицинского экспорта, Корейский институт развития здравоохранения (KHIDI), представила доклад на тему «Инвестиции и стратегии выхода на российский рынок корейских медучреждений». Были затронуты такие темы, как мировые тенденции медицины, особенности функционирования медицины в Республике Корея и российско-корейское сотрудничество. В частности, была предложена модель российско-корейского сотрудничества в области медицины, предполагающая, в первую очередь, изучение рынка медицинских услуг на Дальнем Востоке России и подготовку технико-экономического обоснования. Прозвучали также вопросы о тарифной политике в случае, если корейские медицинские организации придут на российский рынок.
В рамках четвертой сессии «Инвестиции в рыбную отрасль Дальнего Востока России и способы выхода на российский рынок» было представлено два доклада. Модератор - Л.Н. Бочаров, директор ТИНРО-Центра. С российской стороны выступил С.М. Насташев, и. о. директора, Департамент рыбного хозяйства и водных биологических ресурсов Приморского края, с докладом «Способы привлечения компаний рыбной отрасли». В докладе было отмечено, что формируется рыбоперерабатывающий кластер на Дальнем Востоке, который, в свою очередь, объединяет четыре дивизиона: Приморский, Сахалинский, Камчатский и Курильский. У каждого из них будет своя специфика. Главная цель кластера - обеспечение стабильности поставок, налаживание системы сбыта и развитие рыбопереработки. Основной упор будет сделан на Приморский край. Планируется создать электронные торги и оптово-распре-делительные центры.
Со вторым докладом - «Инвестиции и стратегии выхода на российский рынок корейских компаний рыбной отрасли» - выступил доктор Чжан Хон Сок, Корейский морской институт (KMI). В ходе доклада были затронуты темы: анализ структуры рыбной промышленности России, анализ конкурентоспособности рыбной промышленности стран АТР и недостатки рыбохозяйственного комплекса российского Дальнего Востока. Была предложена модель рыбоперерабатывающего кластера, что «поможет выйти из положения медленного роста». Было предложено создать завод по изготовлению филе минтая, а также вспомогательные объекты (промысловые суда и холодильники) с участием корейских компаний.
Дискуссант Ким Мин Су, директор компании Korea Trade&Industry Co.Ltd, отметил, что сотрудничество с корейскими судостроительными компаниями будет взаимовыгодным, поскольку малотоннажные суда можно создавать на российских верфях (Приморский край), а крупные суда - на корейских верфях. Прозвучало обращение к правительству Приморского края с просьбой объединить усилия для создания собственного флота.
Пятая сессия была посвящена проблемам таможенного оформления грузов на Дальнем Востоке и способам их решения. Модератором выступил Ким Сон Гви, директор KMI. Со стороны России выступил Г.А. Кича, и. о. начальника службы организации таможенного контроля Дальневосточного таможенного управления, с докладом «Оформление транзитных грузов, перемещаемых по международным транспортным коридорам Приморье-1 и Приморье-2». В ходе доклада было отмечено, что в настоящее время проводится качественное совершенствование технологий, направленных на создание оптимальных условий реализации внешнеэкономической деятельности. Так, в частности, с 2014 г. используются электронное декларирование и технология межведомственного электронного взаимодействия. На морском транспорте начато использование портала «Морской порт», который является единой информационной площадкой для всех участников логистического процесса и государственных контролирующих органов. Докладчиком были изложены основные условия применения таможенной процедуры в СПВ.
ПЭ ЕА Корец
№ 2 2016
Со стороны Республики Корея выступил И Сон У, директор Департамента исследований международной логистики, Корейский морской институт (KMI), с докладом «Проблемы таможенного оформления грузов на Дальнем Востоке». В докладе были затронуты проблемы, возникающие при прохождении российско-китайской границы в пределах транспортного коридора, и способы их решения; перспективы проектов транспортных коридоров в Приморском крае (Приморье-1, -2). Докладчик особо подчеркнул, что, несмотря на введенные новые технологии, проблемы транзитных грузов сохраняются. Было предложено наладить контакты между таможенными службами Республики Корея и России с целью обмена опытом.
Дискуссант А.В. Кряжев, представитель ФТС России в Республике Корея, советник посольства, в своем комментарии отметил, что Республика Корея имеет большое количество соглашений о зонах свободной торговли с различными странами, в то время как у России их нет.
Вторым дискуссантом выступила О.С. Курилова, руководитель представительства Агентства стратегических инициатив в Дальневосточном федеральном округе. Были затронуты вопросы совершенствования таможенного администрирования, пилотный проект которого реализуется в «Большом порту Санкт-Петербург» (цель проекта -упрощение процедур морской торговли).
На шестой сессии рассматривались вопросы российско-корейского энергетического сотрудничества на Дальнем Востоке. Модератор шестой сессии - А.Л. Лукин, заместитель директора по науке, ВИ-ШРМИ ДВФУ Первым докладчиком выступил Н.Н. Ловыгин, начальник Приморского производственно-эксплуатационного управления АО «Газпром газораспределение Дальний Восток», с докладом «Перспективы развития газификации на Дальнем Востоке России, обеспечение газом новых проектов ТОР и сотрудничество с корейскими компаниями». В докладе была представлена программа газификации Дальнего Востока: обеспечение газовой инфраструктурой проектов ТОР, механизмы подключения к газопроводам, а также перспективные проекты для участия корейских предприятий и способы сотрудничества с корейскими предприятиями в области нефтегазовой промышленности на Дальнем Востоке России.
Дискуссант Н.В. Гальцева, заместитель директора Северо-Восточного комплексного научно-исследовательского института ДВО РАН, представила ресурсный потенциал Магаданской области. Было отмечено, что ближайшим объектом сотрудничества с Республикой Корея могут быть ресурсы угля Магаданской области.
По завершении выступлений состоялась общая дискуссия, на которой были сформулированы возможные направления сотрудничества между Россией и Республикой Корея.
6th FAR EASTERN RUSSIAN-KOREAN FORUM
Е.А. Korets
Korets Elena Anatolyevna - Junior Research Fellow. Economic Research Institute FEB RAS, 153 Tikhookeanskaya Street, Khabarovsk, Russia, 680042. E-mail: zaost@ecrin.ru.