альных основ эксперимента по созданию региональной модели ДПО до внедрения полученных результатов в масштабе России. Она направлена на решение насущных проблем ДПО, присущих как отдельным регионам, так и федерации в целом: отсутствие федерального закона «О дополнительном образовании», слабое информационное обеспечение, необходимость совершенствования методологической и психолого-педагогической подготовки преподавателей системы ДПО и др. В процессе решения этих задач научными коллективами КГТУ был получен ряд грантов Рособразования и Министерства обра-
зования и науки РТ с целью разработки научного, методического и нормативного обеспечения ДПО (Приложение 1).
Различные формы интеграции успешно применяет в своей деятельности Институт дополнительного профессионального образования Казанского государственного технологического университета (далее -ИДПО КГТУ), которому в 1998 г. приказом Минобразования были приданы функции и статус МРЦПК (Приложение 2).
В настоящее время одним из важных направлений деятельности ИДПО КГТУ и МРЦПК РТ в целом становятся подготовка и повышение квалификации преподавателей внутрифирменного обучения. Ведущими специалистами ЦППКП регулярно проводятся курсы повышения квалификации преподавателей внутрифирменного обучения ОАО «Татнефть», ОАО «Ниж-некамскнефтехим», ОАО «Нижнекамск-шина», ОАО «Казанькомпрессормаш» и других предприятий по программе психолого-педагогической подготовки, утвержденной МВК. Оказывается методическая и консультационная помощь по вопросам лицензирования и аккредитации образовательной деятельности в корпоративных учебных центрах. В ЦППКП в соответствии с рекомендациями Всероссийского совещания по проблемам ДПО 2004 г. уже в течение двух лет проводится профессиональная переподготовка отдельной группы преподавателей системы ДПО за счет средств бюджета Рособразования.
Новые задачи перед преподавателями и новые требования к их профессиональной компетентности ставит актуальное направление образовательной деятельности в инновационном техническом вузе - проект-но-деятельностное образование студентов. Основная его идея состоит в том, что выпускник должен овладевать различными конкретными целостными способами деятельности, а не знаниями о способах. Образовательным продуктом университета в таком случае становится специалист, обладающий компетенциями, уровень развития
которых позволяет обеспечить его эффективную профессиональную деятельность и мобильность (саморазвитие) в условиях инновационного производства. Одним из базовых условий предложенной подготовки становится адекватная роль профессорско-преподавательского состава, способного модернизировать содержание и технологии инновационного образовательного процесса.
Формой реализации проектно-деятель-ностного образования в КГТУ становится корпоративный университет в составе кафедры логистики и управления, центров коллективного пользования полимеров, нефти и химии, машиностроения, пищевых производств, легкой промышленности, Центра непрерывного образования, учебно-производственных лабораторий, проектно-конструкторского центра. Корпоративный университет входит в состав технополиса «Химград» как научно-технологического парка инновационных производств в сфере нефтегазохимии.
Необходимые проектно-ориентирован-ные программы повышения квалификации ППС реализуются на факультете повышения квалификации преподавателей (ФПКП) ИДПО КГТУ, где ежегодно повышают свою квалификацию более 200 преподавателей вузов. ФПКП отличается высокой мобильностью в части создания новых и актуализации ранее созданных образовательных программ. Во многом это обеспечивается благодаря активному взаимодействию ИДПО КГТУ с кафедрами и факультетами вузов, с одной стороны, и работодателями - с другой.
Хорошей формой вовлечения студентов в сферу ДПО традиционно является факультет дополнительного профессионального образования. Несмотря на неоднозначное отношение Рособрнадзора к подобной практике (в силу отсутствия соответствующей нормативной базы), на ФДО наряду с традиционными, хорошо зарекомендовавшими себя формами дополнительного образования осуществляется обучение сту-
дентов по программам профессиональной переподготовки. Накопленный опыт и совместная деятельность с другими структурами ИДПО КГТУ делают возможным в перспективе, после получения лицензии, обучение с присвоением дополнительных квалификаций по таким востребованным направлениям, как «менеджер нефтегазового бизнеса», «специалист в области компьютерной графики и шеЬ-дизайна», «эксперт в области экологической безопасности», «менеджер в области управления природопользованием и охраны окружающей среды», «менеджер муниципальной службы и муниципального хозяйства» и др.
В целом деятельность ФДО, как и других структур ИДПО КГТУ и МРЦПК РТ, ориентирована на обеспечение всех областей экономики, особенно производственных отраслей, и социальной сферы необходимым числом работников, обладающих современными профессиональными знаниями. Идеологией решения этой задачи в республике является тесная интеграция базового предприятия как заказчика трудовых ресурсов и будущего работодателя с образовательной системой как поставщиком этих ресурсов.
Структурно это оформляется путем создания образовательных кластеров под руководством Министерства экономики и промышленности РТ. Каждый кластер включает базовый вуз, учреждения начального и среднего профессионального образования и ведущие предприятия отрасли. Так, в отрасли нефтедобычи, нефтепереработки и нефтехимии в качестве головного вуза определен Казанский государственный технологический университет, его базовыми предприятиями являются ОАО «Татнефть», ОАО «Нижнекамскнефте-хим», ОАО «Таиф-НК», ОАО «Нижне-камскшина», ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Казанькомпрессормаш», Нижнекамский нефтеперерабатывающий завод. Кроме того, в состав кластера входят Ле-ниногорский нефтяной техникум, Альме-тьевский политехнический техникум, Ниж-
некамский нефтехимический колледж, ряд профессиональных училищ и профессиональных лицеев. Между участниками кластера заключено соглашение об обязательствах и действиях, направленных на укрепление государственно-корпоративного партнерства в области подготовки и переподготовки кадров в системе профессионального образования, обеспечение уровня и качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, привлечение дополнительных источников финансирования для обновления материально-технической базы и т.п.
Подобным образом планируется создать 14 кластеров в разных отраслях экономики. Очевидно, что важную роль в этих процессах должны играть учебные центры, функционирующие на предприятиях, и подразделения ДПО вузов и ссузов. Наша задача - определить пути их интеграции в новую конструкцию образовательной системы региона. Строго говоря, ответ лежит на поверхности. Дело в том, что подобная образовательная схема неизбежно допускает определенное запаздывание в удовлетворении заявок отрасли в квалифицированных кадрах в связи с жестко определенными нормативными сроками обучения на каждой ступени профессионального образования (от начального до высшего). Поэтому постоянные потребности предприятий в кадрах можно оперативно обеспечивать через подсистему дополнительного профессионального образования, которая обязательно должна быть структурирована в системе кластера. Это позволит значительно повысить эффективность взаимодействия образовательных учреждений с реальным сектором экономики.
Потребности инновационного развития экономики республики обусловливают содержательные и структурные изменения и в деятельности МРЦПК РТ. Все разнообразнее становятся заказы ведущих предприятий республики и Приволжского федерального округа; наряду с краткосрочными программами более востребованными становят-
ся программы профессиональной переподготовки и второго высшего образования (в сокращенные сроки). В связи с пуском производства пропилена в ОАО «Нижне-камскнефтехим» открыта профессиональная переподготовка по специализации «Технология переработки пластических масс и эластомеров». Начата работа курсов по ак-туальнымпрограммам «Психология» и «Защита интеллектуальной собственности».
Нередко долгосрочные заказы базируются на результатах кадрового аудита, проведение которого также организует МРЦПК РТ. Таким успешным во всех отношениях заказчиком стало для нас ОАО «Нижнекамск-шина», где в течение 2006-2007 гг. реализуются программы профессиональной переподготовки по специальностям «Менеджмент организации» и «Химическая технология переработки эластомеров».
С ведущими предприятиями ИДПО КГТУ заключает долгосрочные договоры, что позволяет существенно улучшить планирование работ. Для постоянного обеспечения своих интересов в отношениях с заказчиками по предложению КГТУ на базе управляющей компании «Татнефть-Нефтехим» в январе 2006 г. было создано Нижнекамское представительство МРЦПК РТ и учрежден единый учебный центр для профессиональной переподготовки и повышения квалификации персонала девяти предприятий. Аналогичное учебное подразделение - Центр подготовки кадрового резерва и повышения квалификации руководителей и специалистов предприятий компании (Корпоративный учебный центр) - создано при КГТУ совместно с ОАО «СИБУР Холдинг». В середине ноября прошлого года наш университет провел трехдневный семинар-совещание, в работе которого, кроме преподавателей и ученых КГТУ, приняли участие свыше 50 руководителей кадровых служб и специалистов из 27 предприятий холдинга. Решается вопрос о включении ИДПО КГТУ в состав корпоративного университета ООО «Волгатрансгаз».
Накопленный опыт, новые информационные и образовательные технологии позволяют МРЦПК РТ одновременно реали-зовывать стратегию позиционирования во внешней среде и обеспечивать позитивное развитие корпоративных отношений. Для этого по примеру известных компаний предполагается разработать кодекс корпоративной этики. Кроме того, дальнейшие перспективы МРЦПК РТ во многом связаны с участием вузов республики в национальном проекте по созданию инновационных университетов.
В МРЦПК РТ создан Совет попечителей, который способствует совершенствованию отношений вуза с предприятиями-партнерами, облегчает взаимопонимание. В его состав наряду с заместителями генеральных директоров по персоналу вошли также руководители кадровых служб ведущих предприятий химии и нефтехимии.
Одной из инновационных форм взаимодействия образования и бизнеса региона становится корпоративный университет, создаваемый КГТУ в рамках национального проекта «Образование» при участии ОАО «Тат-нефтехиминвест-холдинг», ОАО «Технопарк "Идея"», проектного института «Со-юзхимпромпроект» и ОАО «Нижнекамск-нефтехим» и др. Уникальность предлагаемой корпорации состоит в том, что она интегрирует все ступени профессионального образования, обеспечивая не только профессиональную переподготовку и повышение квалификации (что является традиционной функцией корпоративного университета), но и полноценную профессиональную подготовку начального, среднего и высшего уровня в форме проектно-деятельностного образования. Успеху этого мероприятия во многом способствует то, что все руководители учебных подразделений вуза - директора институтов и деканы - возглавляют научные направления по линии ИДПО КГТУ, и каждая из структур ИДПО КГТУ выполняет свою часть организационной работы по реализации этой концепции.
Серьезным успехом университета стал грант Рособразования на поставку оборудования для разработки электронного образовательного ресурса (ЭОР). На базе созданного в КГТУ Центра инновационных образовательных технологий планируется развернуть масштабную работу по созданию ЭОР нового поколения (электронных учебников, электронных интерактивных лабораторий, мультимедийных лекций и практикумов), использованию дистанционных образовательных технологий, обучению проектировщиков и пользователей систем информационной поддержки бизнес-процессов и др. Внедрение дистанционных образовательных технологий позволит повысить эффективность взаимодействия с предприятиями, так как довольно часто число планируемых к обучению работников составляет 2-5 человек, и очное обучение оказывается экономически нерентабельным. Планируется организовать сертификацию кадров, проводить мониторинг компетентности кадров региона, а также осуществлять подготовку и переподготовку проектировщиков и пользователей систем информационной поддержки бизнес-процессов: менеджмента, маркетинга, администрирования сетей, компьютерного дизайна, создания и внедрения продуктов программной инженерии и т.п.
Хорошо встроила свои возможности и интересы в деятельность МРЦПК РТ Ассоциация работников кадровых служб предприятий и организаций Республики Татарстан, взявшая на себя в том числе и обеспечение взаимодействия вузов, образовательных структур МРЦПК с работодателями, развитие традиционных и освоение новых видов и форм квалификационного роста персонала.
Именно такая концентрация усилий образовательных учреждений, предприятий и организаций позволит нам и впредь успешно продвигаться по пути создания новых технологий и внедрения их в производство.
Структура дополнительного профессионального образования КГТУ
Адкнннстрлткиный
совет
Дирскдгл ИДИ О
Ученый смет ИДПО
РНКЮ1»
Первый проректор по учебной работе, директор ИДПО
Инстдаут доцолншет.нрго нрофеесноньльпога образования КГТУ
(. ВзшмоЛигечяв с IЧРЦПК РТ,
хапистсргтвйм)!, &едолСтаанл. госкомитетами !. Коцр^мтцчя Эгннянюлк ;пнит№.1 мс^шЗьшшй (иш-креитеща г? вопросам ^гтя.гки ггсньчгно рг|ян^ессиокгм£к0г0 образовании
'МНмчи ¡¡¡трех* яо мкав Кибммв Республики Ттарстчн 4. Реализация образовательных программ ш предприятия!
У~у
>> т
обрлзоаят мьны* лрараммы пер+оса
ы лш«рол &ЫСШГНЗ
аюаачия, профессиональной пергнодт-■пкмк« и гитотгнтя
иф и х гт+| и и доюню-
дйтлл] II сгч-циялиспоя предприятии гьэ рооя-*етсл1ппоцрм стагч«-л ЧИНК1 »пд.*. I " рбя^гмо*
пМу&съМЯ* ФДО
УчГНЫЙ СОВЕТ
Каииссии ученого совета
П11 м м I *. . м
Факультеты
{
Кафедры
Филиалы и представительства
У
1 а £
*
г
**
||
Ьв
о*
Образовательные услуги по ясен формам профессиональной переподготовки и повышения квалификации ]
Рис. 2