УДК 378
ВИДЫ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
© 2017
Цзян Нань, аспирант
Дальневосточный федеральный университет, Школа педагогики (692500, Россия, Уссурийск, улица Некрасова, 35, e-mail: [email protected])
Аннотация. Сегодня система высшего образования РФ переходит в состояние структурного реформирования в направлении ее адаптации к общеевропейской, где образование рассматривается как способ овладения эффективными средствами получения информации и приобретения навыков самообразования. Анализ современных мировых и отечественных тенденций высшего образования показал актуальность перехода от простой осведомленности или даже просвещения к более высокому уровню формирования компетентности будущих специалистов. Современному обществу необходима такая организация профессионального образования, основой которой является высокое качество компетентности, способность адекватно воспринимать педагогические новации, создавать собственную систему деятельности, легко адаптироваться к изменениям жизни, развивать собственную компетентность. Другими словами, можно утверждать, что в условиях преодоления традиционно сложившегося массово репродуктивного характера развития высшего образования вывод его на личностный уровень могут обеспечить европейские прогрессивные подходы, построенные на гуманистической основе. Развитие многоуровневого образования и ступенчатой подготовки кадров увеличивает возможности для получения и продолжения образования различными социальными слоями населения, ускоряет адаптацию студентов к новой образовательной среде. В современных рыночных условиях требуется постоянное развитие и саморазвитие человека как субъекта собственной жизнедеятельности. Средством решения данной задачи является концепция непрерывного образования, которую на XIX Генеральной конференции ЮНЕСКО определили как неограниченную во времени, по срокам обучения, в пространстве относительно методов обучения. Непрерывное образование - это нормальная и необходимая деятельность человека во все периоды его жизни, предусматривающая возможность для всех людей любого возраста применять, обновлять, дополнять ранее приобретенные знания и умения, постоянно расширять свой кругозор, повышать культуру и развивать способности, получать профессию и совершенствоваться в ней. Проектирование образовательных структур и введение новых моделей, программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации, как свидетельствует опыт всех стран, в том числе и РФ, - процесс чрезвычайно сложный и актуальный.
Ключевые слова: вид образования, додипломное образование, последипломное образование, послевузовское высшее образование, дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, профессиональная переподготовка
TYPES OF MODERN HIGHER EDUCATION IN RUSSIA
© 2017
Jian Nan, post-graduate student Far Eastern Federal University, School of Pedagogics (692500, Russia, Ussuriisk, Nekrasova street, 35, e-mail: [email protected])
Abstract. Today the system of higher education in Russia comes to the state of structural reformation in regard to its adaptation to a pan-European one, where education is considered to be the way to master efficient means of getting information and self-education skills. The analysis of modern world and Russian tendencies in the field of education showed the actuality of transition from a simple awareness (or enlightenment) to the forming a higher level of competency among future specialists. Modern society needs such an organization of professional education where high quality of competency is a must, also as ability to understand pedagogical innovations and create one's own activity system to adapt to life changes easily and develop one's competency. In other words we can say that under the circumstances of overcoming traditionally shaped mass reproductive type of higher education only European progressive approaches based on humanism can be a vehicle for it to bring it to a personal level. The development of multilevel education and step personnel training enhances the possibilities for getting (and keeping it ongoing) education among different social layers, it accelerates adaptation to a new educational environment among students. Under today's market economy circumstances one should be self-developing and lifelong -developing if one wants to be considered as a subject of one's own vital activities. The mean for realization of this idea is the concept of lifelong education, which was determined as unlimited by time, by educational terms and in regard to the method of education in space. This mean was established by UNESCO's 19th conference. Lifelong education is a normal and necessary activity for the human in all periods of his life which implies the possibility to apply, refresh, supplement all knowledge acquired before, get culture rise and develop one's abilities, get a new profession and master it. The designing of educational structures and implementation of new models, training programs, retraining programs, as other countries' experience witnesses (including Russia's experience) is the very complicated and urgent process.
Keywords: type of education, undergraduate education, post-graduate education, post-graduate higher education, supplementary professional education, upgrading training, professional advanced training
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В условиях модернизации и динамичного развития образования в России, изменения парадигмальных основ педагогической науки и образовательной практики, усиления интеграционных связей педагогики с другими научными дисциплинами идет интенсивное обновление ее понятийно-терминологической системы. Сегодня появляются новые педагогические понятия и термины, причем масштабы и темпы обогащения как общенаучной, так и отраслевой терминологии увеличиваются. С одной стороны, это является свидетельством активного обновления теоретического педагогического знания и практической образовательной деятельности, возникновения
новых идей и направлений в педагогике, с другой - создает определенные трудности и актуализирует необходимость в систематизации и упорядочении понятийно-терминологического аппарата педагогической науки, историко-педагогическом изучении процесса термино-образования в педагогике. Одним из таких понятий является понятие «вид профессионального образования».
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В исследованиях по вопросам образования авторы по-разному определяют понятие «вид профессионального образования». Во избежание терминологической пу-
Ц3ян Нань педагогические
ВИДЫ СОВРЕМЕННОГО ... науки
таницы, существующей в современной педагогике относительно этого понятия, будем опираться прежде всего на словарную литературу, в частности, Словарь-справочник современного российского профессионального образования, составителями которого являются В.И. Блинов, И.А. Волошина, Е.Ю. Есенина, А.Н. Лейбович, П.Н. Новиков[1]. Исходя из того, что профессиональное образование понимается в этом издании как «организованный процесс овладения определенными видами профессиональной деятельности, обеспечивающий развитие социально и профессионально значимых качеств личности» [1, с. 11], а также как «результат этого процесса (подготовленность человека к определенному виду профессиональной деятельности, подтвержденная аттестатом или дипломом об окончании соответствующего образовательного учреждения профессионального образования» [Там же], и солидаризуясь с авторами, под видом образования в данной работе мы понимаем (вслед за В. М. Полонским и А. С. Ворониным) «разновидность обучения, организованную в соответствии с тем или иным основным типологическим принципом (например, степень организованности, способ организации индивидуальной работы обучающегося, способ взаимодействия обучающегося и обучающего)» [2; 3, с. 13].
Учитывая вышесказанное, под видами высшего профессионального образования мы понимаем:
- додипломное (включающее в себя базовое высшее (уровень бакалавра) и законченное высшее (уровень специалиста)) образование;
- последипломное (или же полное высшее) (магистратура) образование;
- послевузовское высшее образование, которое включает в себя как основные образовательные программы (аспирантура, адъюнктура, ординатура), так и систему дополнительного высшего образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка, стажировка) [4].
Выделенные структурные части высшего профессионального образования требуют специального рассмотрения по причине их непрерывной трансформации в условиях постсоветской России.
Формирование целей статьи (постановка задания). Цель статьи заключается в сущностном анализе каждого из видов высшего профессионального образования, тенденций их становления и развития, специфических функций, определении перспектив будущих изменений.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Додипломное образование (вузовский этап) предполагает приобретение будущим специалистом необходимой суммы базовых знаний, формирование у него основы мышления, развитие общей культуры, эрудиции, этики, гражданственности и т. д. Додипломная подготовка завершается выдачей выпускнику диплома государственного образца, свидетельствующего об уровне полученного им образования и о полученной базовой специальности.
Последипломное образование (вузовский этап с получением степени магистра) является особой самостоятельной системой, представляющей собой активную педагогическую технологию, имеющей ряд своих особенностей (организационных, методических и т. д.). Основной задачей последипломного образования является развитие личности в ходе приобретения профессиональной квалификации, ориентирующейся на социальные потребности общества и государства. «Как правило, процесс обучения направлен на реализацию нескольких целей. Одной из приоритетных является формирование активной личности, способной самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную и профессиональную деятельность. В зависимости от потребностей общества требуется подготовка специалиста к активному самостоятельному решению многих жизненно важных вопросов, среди которых - выбор образова-226
тельной траектории» [Там же].
Отметим, что современные проблемы в российской системе высшего вузовского образования обусловлены не только существенными сдвигами в обществе, но и в определенной степени являются следствием абстрактного общего подхода к ее организации и финансированию, преобладанием экстенсивного развития образования.
В сегодняшнем российском обществе разрушено большинство форм самоутверждения и выживания человека. Ранее его самоутверждение в основном осуществлялось на основании образования. Однако в последнее время теряется ценность образования как формы самоутверждения. Исходя из этих обстоятельств, самое опасное в современном развитии общества видится не в экономическом и социальном кризисах, а в появлении ощущения духовной пустоты и бесперспективности существования. Молодежь теряет интерес к реальным знаниям, поскольку получение образования не обеспечивает сегодня потребностей человека в нормальном образе жизни. В этих условиях создается новая система ценностей.
Другая особенность трансформационных процессов в российской системе высшего профессионального образования вызвана ее структурным кризисом, являющимся следствием экстенсивного развития предыдущей системы образования, чьей конечной целью была реализация идеологической установки «догнать и обогнать». Современное образование в РФ является наследником советского образования. Последнее целиком зависело от государственного бюджета и, несмотря на свои масштабы, не имело никаких собственных ресурсов самосохранения, отсутствовали также механизмы саморазвития. Образование оказалось совсем «незастрахованным» от автоматического влияния негативных процессов в экономике [5].
Безусловно, советская высшая школа имела много преимуществ. По данным сравнительных международных исследований, в середине ХХ века она получала высокие экспертные оценки, которые выглядели достаточно убедительно на фоне мирового кризиса образования, однако достижения того времени оказались вершиной, после которого вначале по инерции продолжался экстенсивный рост, а затем началось ускоренное падение качества образования, несмотря на все попытки его реформирования. [6; 7, с.76].
Социально-экономические трансформации российского социума способствовали внедрению рыночных отношений в сферу образования. Это введение платной системы обучения, появление наряду с государственными альтернативных форм образования, широкое распространение частной деятельности в сфере образовательных услуг. Такие нововведения сразу остро поставили вопрос о доступности и равных возможностях в получении образования, что, собственно, было характерным для советской высшей школы.
Отметим, что природа любого социального явления такова, что наряду с деструктивными элементами она содержит и творческие. Так и в данном случае, наряду с кризисом государственной системы образования в РФ, отмечаются и некоторые положительные изменения в современном образовании. Так, например, создана новая законодательная база для реформирования государственной системы образования и развития альтернативного, негосударственного образования [8; 9]. Произошел переход от бинарной системы образования к 3-4 ступенчатой [10], которая позволяет четко дифференцировать различные его виды и уровни. Система высшего образования в РФ избавляется от доминирования в ней идеологии (в том числе авторитаризма, бюрократизма, технократизма, ориентации на запоминание и репродукцию схоластических знаний). Наблюдается переориентация на человека, его практические потребности, происходит дифференциация форм общего, профессионального и высшего образования. К позитивным АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1(18)
изменениям в современном образовании РФ можно отнести появление гибкости в системе государственного образования, что сказалось, прежде всего, на изменении содержания дисциплин, возникновении новых педагогических технологий, методов и средств обучения.
Важно отметить создание совершенно новых для российской социальной жизни феноменов: альтернативных негосударственных форм высшего профессионального образования, получивших широкое распространение [11]. Это явление реально создало рынок образовательных услуг, включая различные услуги, создавая между ними конкурентные отношения, особенно в сфере популярных специальностей (экономика, юриспруденция, менеджмент). Наряду с этим формируются новые черты в системе образования, которые подталкивают его к саморазвитию, самотрансформации, побуждают быть чувствительным к нуждам общества.
Тенденции, трансформирующиеся в образовательном пространстве, отражают общие направления изменений образования в мире, и наоборот, эти направления представляют собой отражение тенденций, складывающихся в образовании. Конечно, эти изменения находят свое воплощение в научном осмыслении, обобщены в теориях обучения, в его образовательных направлениях.
Важной и центральной частью концепции высшего профессионального образования в РФ сегодня является модель специалиста, которого готовит вуз в условиях гуманистической парадигмы образования [12]. Для гуманистически-ориентированного человека понятие цели и смысла существования, научной основы деятельности, критериев оценки, решения задач пересекаются с понятиями профессиональных функций.
Профессиональное образование является процессом и, одновременно, результатом приобретения определенного уровня знаний, умений и навыков, норм и ценностей в конкретной профессии, при этом оно способствует формированию общей культуры личности. В современных рыночных условиях требуется постоянное развитие и саморазвитие человека как субъекта собственной жизнедеятельности. Средством решения данной задачи и является концепция непрерывного образования, которую на XIX Генеральной конференции ЮНЕСКО определили как неограниченную во времени, по срокам обучения, в пространстве относительно методов обучения. Эта концепция объединяет всю деятельность и ресурсы в области образования, она направлена на достижение гармоничного развития потенциальных способностей личности и прогресса образования в обществе [13]. Разделяя эту точку зрения, считаем, что непрерывное образование - это нормальная и необходимая деятельность человека во все периоды его жизни, предусматривающая возможность для всех людей любого возраста применять, обновлять, дополнять ранее приобретенные знания и умения, постоянно расширять свой кругозор, повышать культуру и развивать способности, получать профессию и совершенствоваться в ней.
Современное непрерывное образование относится к числу сложнейших образовательных систем, созданных обществом. Возникает потребность в индивидуальном, «искусственном» профессиональном образовании, когда специалист сможет сам выбрать, какую подготовку ему необходимо получить, какие учебные предметы необходимо изучить, чтобы впоследствии успешно реализовать свои жизненные планы и занять свою нишу в многоукладной экономической структуре общества. Новое условие выживания цивилизованного общества -перейти от образования «на всю жизнь» к образованию «через всю жизнь» [14]. Понятие такого образования носит интегральный характер и предполагает использование в его истолковании такие понятия, как единство, координация, преемственность, взаимосвязь общего и профессионального образования, что позволяет производить современные трактовки непрерывного образования.
Структурная модель непрерывного профессионального образования в РФ «разработана с учетом мировых тенденций развития образования в течение жизни, социально-экономических, технологических и социокультурных изменений; непрерывность образования реализуется путем обеспечения преемственности содержания и координации учебно-воспитательной деятельности на разных ступенях образования, функционирующих как продолжение предыдущих и предусматривающих подготовку граждан для возможного перехода на следующие степени, формирование потребности и способности личности к самообразованию, оптимизацию системы переподготовки работников и повышения их квалификации» [15, с. 7].
Проблему непрерывного образования невозможно рассматривать без специальной разработки ее методологических, психолого-педагогических, организационно-управленческих и экономико-правовых аспектов. Буквальное понимание непрерывного образования, когда оно определяется как процесс, не имеющий перерывов, упрощает саму идею нового подхода к образовательной деятельности.
В развитии целостной системы высшего образования важное значение имеет дальнейшее развитие многоуровневого образования в соответствии с положениями, зафиксированными в Болонской декларации [16]. Практика свидетельствует о необходимости пересмотра действующих моделей подготовки, их гибкости в отношении определенных объектов труда и орудий, обеспечивает большую мобильность выпускников, лучшую адаптацию их к различным условиям труда. С этой целью на вузовском этапе выделена профессионально-ориентированная модель подготовки бакалавра, специалиста и магистра по определенной специальности.
Особое место среди видов образования сегодня принадлежит послевузовскому профессиональному образованию.
Основные стратегические направления развития дополнительного (послевузовского) профессионального образования, в частности его подсистемы повышения квалификации и переподготовки кадров, - это последовательная интеграция в европейское образовательное пространство; достижение сбалансированности между спросом и предложением специалистов на рынке труда, постоянная работа с научно-педагогическими и педагогическими работниками; внедрение новых концепций и технологий; существенное улучшение научно-методического обеспечения процесса обучения [17]. На их реализацию направлена работа институтов последипломного образования, которые в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации [18], Законом РФ «О высшем и послевузовском образовании» [19], Национальной доктриной развития образования в России [20] и др. Опыт развития учебных заведений последипломного образования РФ [21] и центров повышения квалификации свидетельствует, что большинство из них концентрируют внимание на потребности государства в конкурентоспособной личности, обновлении содержания, методов и форм обучения слушателей, что предполагает повышение качества профессионального образования. В целом под повышением квалификации понимается «обновление теоретических и практических знаний и навыков специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и с необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач» [22]. Повышение квалификации, периодичность которого составляет не менее одного раза в течение 5 лет на протяжении всей трудовой деятельности, может «осуществляться в виде как краткосрочного тематического обучения, тематических и проблемных семинаров, длительного обучения для углубленного изучения актуальных проблем или приобретения профессиональных навыков, самостоятельного обучения, подготовки по индивидуальным программам. Повышение
Цзян Нань педагогические
ВИДЫ СОВРЕМЕННОГО ... науки
квалификации заканчивается сдачей соответствующего зачета, экзамена, защитой реферата или итоговой работы» [Там же]. Слушатели, которые выполнили все требования учебного плана, получают соответствующий документ (удостоверение или свидетельство о повышении квалификации).
Под профессиональной переподготовкой понимается «получение дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, а также получения дополнительной квалификации без изменения ранее полученного образования. Профессиональная переподготовка проводится как длительное обучение по учебным программам двух уровней, необходимым специалистам для выполнения нового вида профессиональной деятельности или получения дополнительной квалификации. Формы и сроки обучения устанавливаются в соответствии с его целями. Ранее подобный вид обучения именовался специализацией» [Там же].
Развитие современной системы дополнительного образования обусловлено многими социальными, экономическими, культурологическими, личностными факторами и потребностями реформирования национального образования. Среди них важное место занимает определение научно-методических основ его функционирования в данный исторический период, под которыми мы понимаем теоретически обоснованные и объективно обусловленные цели, задачи, принципы, функции, структуру, содержание и методическое обеспечение.
Цель послевузовского этапа профессионального образования характеризуется приведением профессиональных знаний и умений специалиста в соответствие с требованиями развития образования и задач, которые ставятся сегодня государственными органами управления образованием [23].
Основными заданиями для послевузовского профессионального образования (ППО) определены: восстановление, обновление и углубление необходимых общеобразовательных и профессиональных знаний, умений и навыков специалиста; содействие приобретению профессионального опыта и профессиональной адаптации; создание условий для повышения общекультурного уровня, развития интеллектуального и творческого потенциала личности; преодоления существующих стереотипов, предотвращения возникновения новых; стимулирование самообразования и саморазвития специалиста [24].
Составляющими ППО являются: самообразование как осознанное, целенаправленное непрерывное совершенствование профессионального мастерства; курсовая подготовка, которая обеспечивает взаимодействие всех звеньев и форм повышения квалификации; научно-методическая работа в межкурсовой период на всех уровнях.
Сецифические функции заведений и учреждений образования, которые занимаются повышением квалификации специалистов, можно сформулировать таким образом:
- на уровне страны - специалисты повышают свой методологический и теоретический уровень на базе новейших достижений науки по ключевым проблемам их профессиональной деятельности;
- на областном уровне - решаются проблемы теоретико-методического характера с опорой на методологические и теоретические знания специалистов;
- на муниципальном уровне - происходит знакомство специалистов с методическими и практическими знаниями и умениями на базе достижений науки и передового опыта.
В 80-90-е годы ХХ в. большое значение приобрела разработка психолого-педагогических и организационных условий деятельности ППО, которая обеспечила выбор ведущих идей его развития, психолого-педагоги-228
ческих и организационных условий его эффективности.
Среди ведущих идей значительное место заняли идеи интеграции, дифференциации, индивидуализации, оптимальности, диагностирования, психологизации, выбора.
В 90-е годы ХХ в. - в начале XXI в. прослеживаются новые тенденции по определению научных подходов к организационным формам и методическому обеспечению учебного процесса на курсах повышения квалификации в заведениях ППО, имеющих своим источником, с одной стороны, прогрессивные педагогические идеи исследователей процесса обучения, а с другой - критический анализ практики повышения квалификации.
Исходными положениями, обусловливающими функционирование системы послевузовского образования специалистов, являются, с одной стороны, социально-экономическая детерминированность, с другой - ориентация на индивидуальные образовательных потребности [25], пронизывающие и субординирующие всю систему профессионального образования в целом.
Развитие системы ППО характеризуется объективно существующими, существенными связями явлений образования и общественной жизни. Такими закономерными связями является зависимость ППО как особого вида образования от совокупности объективных и субъективных факторов общественной жизни; единство и взаимосвязь развития и обогащения в процессе непрерывного образования общекультурной (общеобразовательной), профессионально-квалификационной и функциональной составляющих совокупной культуры специалиста; взаимосвязь ППО с активным самообразованием, саморазвитием и самовоспитанием; зависимость эффективности ППО от целесообразно организованной деятельности и разумно построенного общения [26].
Движущими силами развития системы ППО является противоречие между требованиями по удовлетворению общественных потребностей, предъявляемых обществом, и интересами, потребностями конкретного индивида; между темпами устаревания образования, знаний, информации и темпами их обновления; между углублением и расширением человеческого опыта и естественной ограниченностью возможностей человека в овладении им; между узкопрофессиональной замкнутостью профессиональной деятельности специалиста и всесторонним и гармоничным развитием личности.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Структурный и функциональный анализ современной системы ППО России позволил определить ее как многофункциональное целостное системное образование, в состав которого входят общекультурный (общеобразовательный), профессионально-квалификационный и функциональный компоненты, являющиеся взаимосвязанными и взаимообусловленными.
Структурными элементами системы ППО на современном этапе являются: повышение квалификации, получение новой и родственной специальности, получение квалификации в соответствии со специфической функциональной деятельностью, дополнительное образование, аспирантура, докторантура, самообразование. Связи, существующие между структурными элементами, являются системообразующими, характеризующими систему ППО как целостную и динамичную.
Таким образом, тенденции развития видов высшего профессионального образования являются результатом влияния общих закономерностей его становления и функционирования в конкретных социально-культурных условиях, итогом развития образовательных систем в РФ. Сегодня интегративная модель высшего образования в РФ, функционирование вузовского и послевузовского видов высшего профессионального образования, существование научно-образовательно-производственных и научно-образовательно-методических центров непрерывной подготовки специалистов, позволяет осуществлять подготовку высококвалифицированных ка-АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1(18)
дров различных специальностей, специализаций и профилей.
При этом для осуществления необходимых изменений в системе учебных заведений профессионального образования с учетом сохранения стабильности и устойчивости системы, а также возможности ее к самообеспечению, считаем, что изменение функций элементов профессионального образования должно происходить в следующих направлениях:
1. Основы профессионального образования должны рассматриваться как базис для родственных профессий на первом этапе обучения и многоуровневого профессионального образования, базирующегося на нем, на следующих этапах. Важно определить, какие дисциплины должны содержать начальное профессиональное образование, чтобы на нем выстраивалась многоуровневая система непрерывного профессионального образования.
2. На этапе начального профессионального образования следует выделить и усилить теоретические компоненты, что позволит при необходимости изменять квалификацию, обучаться по нескольким профессиям сразу, для более уверенного поиска рабочего места на рынке труда.
3. На этапе высшего, послевузовского, дополнительного профессионального образования ведущим направлением является обучение взрослых, что определено ООН как приоритетная задача для обеспечения устойчивого развития мирового сообщества [27]. Проблема непрерывного профессионального образования обусловлена поиском путей самореализации личности, ее индивидуальных особенностей в новых социально-экономических условиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Словарь-справочник современного российского профессионального образования / авторы-составители: Блинов В. И., Волошина И. А., Есенина Е. Ю., Лейбович А. Н., Новиков П. Н. - Вып. 1. - М.: ФИРО, 2010. - 19 с.
2. Полонский В. М. Критерии и методы оценки качества научно-педагогических исследований / В. М. Полонский // Мир образования - образование в мире. -2007. - №4. - С. 71-84.
3. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А. С. Воронин. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ УПИ, 2006. - 135 с.
4. Терминология, формы и виды обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: М1р:// studopedia.su/15_2811_terminologiya-formi-i-vidi-obucheniya.html (Дата обращения: 27.01.2016).
5. Фадеева И. М. Трансформационные процессы в современной высшей школе России: социологический аспект: дисс. ... д-ра социолог. наук. - Саранск, 2005. -392 с. - С. 45-50.
6. Лукин В. Н. Развитие советской высшей школы (исторический и социокультурный аспекты) [Электронный ресурс] / В. Н. Лукин, Т. В. Мусиенко, Т. Н. Федорова. - Режим доступа: http://www.vivakadry. com781.htm (Дата обращения: 20.01.2016).
7. Садовникова Е. В. Институциональные особенности высшей школы современной России в контексте мировых тенденций: сопоставительно-теоретический анализ: дисс. ...канд. социолог. наук. - М., 2009. - 175 с.
8. Платонова В. П. Стратегия развития образования в России [Электронный ресурс] / В. П. Платонова. -Режим доступа: http://www.booksite.ru/fulltext/str/ate/gui/ yarA.htm (Дата обращения: 23.01.2016).
9. Реформирование системы образования в России // Реформирование некоторых отраслей социальной сферы России / М. Дмитриев, Е. Потапчук, С. Салахутдинова, О. Соловьева, С. Шишкин. - 1999 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old. nasledie.rU/fin/6_3/6_3_1/kniga1/article.php?art=2 (Дата обращения: 21.01.2016).
10. Ткач Г. Ф. Некоторые особенности признания периодов обучения в Российской Федерации и зару-
бежных странах [Электронный ресурс] / Г. Ф. Ткач, С. А. Нефедов. - Режим доступа: http://www.russianenic. ru/pismoconf/texts/tkach_nefedov.pdf (Дата обращения: 27.01.2016).
11. Утин Е. В. Негосударственные вузы в условиях модернизации российского образования: диссертация доктора педагогических наук: 13.00.01, 13.00.08. -Кемерово, 2006. - 396 с.
12. Перевозчикова Л. С. Гуманистическая образовательная парадигма как аксиологическое основание современного высшего образования [Электронный ресурс] / Л. С. Перевозчикова. - Режим доступа: http://cyberleninka. ru/article/n/gumanisticheskaya-obrazovatelnaya-paradigma-kak-aksiologicheskoe-osnovanie-sovremennogo-vysshego-obrazovaniya (Дата обращения: 26.01.2016).
13. 19th General Assembly of States Parties [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// whc.unesco.org/en/sessions/19GA/ (Дата обращения: 05.02.2016).
14. Модестов А. А. От образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь [Электронный ресурс] / А. А. Модестов. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ article/n/ot-obrazovaniya-na-vsyu-zhizn-k-obrazovaniyu-cherez-vsyu-zhizn (Дата обращения: 03.02.2016).
15. Астахова Е. В. Инновационный поиск продолжается...: из мирового опыта становления непрерывного образования: монография / [авт. кол.: Ануфриева И. Л., Артеменко Л. А., Астахов В. В. и др.]; под общ. ред. В. И. Астаховой. - Х.: изд-во НУА, 2012. - С. 3-10.
16. Болонская декларация [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.gubkin.ru/links/umongo/ bolon/declaration.doc (Дата обращения: 03.02.2016).
17. Коваленко И. В. Система повышения квалификации преподавателей вуза в образовательном пространстве университета [Электронный ресурс] / И. В. Коваленко. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ article/n/sistema-povysheniya-kvalifikatsii-prepodavateley-vuza-v-obrazovatelnom-prostranstve-universiteta (Дата обращения: 27.01.2016).
18. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. constitution.ru/ (Дата обращения: 14.06.2015).
19. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», №125-ФЗ от 22.08.1996. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-o-vysshem-obrazovanii/9/ (Дата обращения: 25.06.2015);
20. Национальная доктрина развития образования в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// sinncom.ru/content/reforma/index5.htm (Дата обращения: 28.01.2016).
21. Тюнников Ю. Развитие системы дополнительного профессионального образования: современные вызовы, теория, практика: монография / М. А. Мазниченко, Ю. С. Тюнников. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2014.
- 384 с.
22. Терминология, формы и виды обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// studopedia.su/15_2811_terminologiya-formi-i-vidi-obucheniya.html (Дата обращения: 27.01.2016).
23. Кручинина Р. С. Концептуальные основы приведения системы образования к запросам, потребностям рынка труда Кручинина Р. С. Концептуальные основы приведения системы образования к запросам, потребностям рынка труда [Текст] / Р. С. Кручинина. - Учебное пособие. - Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2012. -38 с.
24. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», №125-ФЗ от 22.08.1996. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-o-vysshem-obrazovanii/9/ (Дата обращения: 25.06.2015).
25. Царьков В. Н. Процесс становления и развития системы подготовки специалистов образовательного
сервиса в России [Электронный ресурс] / В. Н. Царьков.
- Режим доступа: http://cyberlemnka.m/artide/n/pшtsess-stanovleniya-i-razvitiya-sistemy-podgotovki-spetsialistov-obrazovatelnogo-servisa-v-rossii (Дата обращения: 08.02.2016).
26. Основы педагогики [Текст]. - Учебное пособие / А. И. Жук, И. И. Казимирская, О. Л. Жук, Е. А. Кано-вальчик; под ред. А.И Жука. - Минск.: АВЭРСЭВ, 2003.
- 349 с.
27. Методический материал по вопросам, связанным с решением проблем содействия устойчивому развитию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р:/^.10-bal.ru/ekonomika/2125/index.html (Дата обращения: 30.01.2016).