мобильной энергосервисной группой; 5) контрольные замеры энергоаудиторов после работы МЭГ; 6) составление энергопаспорта с учетом внедрения МЭГ энергосберегающих мероприятий. Таким образом, для промышленных предприятий проведение энергоаудита по модифицированной методике можно рассматривать как инструмент сокращения потерь энергоресурсов.
Основным отличием предложенного организационно-экономического механизма является направленность на стимулирование различных экономических субъектов к реализации рекомендаций по энергосбережению, выработанных в результате энергоаудита на основе интеграции их экономических интересов. Ключевой заинтересованностью энергоаудиторов в реализации предложенных рекомендаций является получение выручки в виде премий от сэкономленных в результате проведения энергоаудита и внедрения рекомендаций денежных средств. Комиссия по распределению фонда определяет процент прибыли от реализации рекомендаций. Фонд экономии энергоресурсов распределяет денежные средства между организациями, выполнявшими работу по внедрению рекомендаций энергоаудиторов.
Литература:
1. Дли М.И., Литвинчук Ю.Я., Какатунова Т.В. Роль локальных инновационных процессов авиастроительного предприятия в условиях нестабильности внешней среды // Креативная экономика. 2009. №4. С. 59-63.
2. Овинникова К.Н. Современное состояние нефтегазового комплекса России и его проблемы [Текст] / К.Н. Овинникова // Известия Томского политехнического университета, 2013. - Т. 322. - № 6. - С. 47-51.
3. Троицкий-Марков, Т.Е. Научно-методические принципы энергоаудита и энергоменеджмента [Текст] / Т.Е. Троицкий-Марков, О.Н. Будадин, С.А. Михайлов, А.И. Потапов. - М.: Наука, 2005. - 537 с.
4. Вакулко, А.Г. Методические материалы к проведению энергетического аудита [Текст] / А.Г. Вакулко, С.А. Михайлов, Е.Г. Гашо // Энергосбережение. - 2001. - № 6. - С.33-36.
5. Дли М.И., Литвинчук Ю.Я., Какатунова Т.В. Управление потоками инноваций на предприятиях авиационной промышленности // Интеграл - 2009 - №1 - С.5-7.
ВИДЫ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ
Лабутина Н.А., соискатель Российского государственного гуманитарного университета
В статье рассмотрены различные классификации подразделений пожарной охраны, формируемые в соответствии с видами пожарной безопасности. Автор делает акцент на исследовании подразделений государственной пожарной охраны, а также уделяет внимание подразделениям добровольной пожарной охраны.
Ключевые слова: безопасность, пожарная охрана, гарнизон, противопожарная служба, пожарное депо, общественное объединение, ведомство, организация.
TYPES OF DIVISIONS OF FIRE PROTECTION
Labutina N., the applicant of Russian State Universityfor the Humanities
In article various classifications of divisions of the fire protection, formed according to types of fire safety are considered. The author places emphasis on research of divisions of the state fire protection, and also pays attention to divisions of voluntary fire protection.
Keywords: safety, fire protection, garrison, fire service, fire depot, public association, department, organization.
Основной задачей деятельности органов государственной власти в области пожарной безопасности является обеспечение необходимых условий для динамичного развития экономики, устойчивого повышения благосостояния российских граждан и сбережения их жизней с учетом планов реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, а также экономических и инфраструктурных проектов до 2020 года.
Как указано в Концепции федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года»пожарная безопасность является одной из составляющих обеспечения национальной безопасности страны. Высокий уровень пожарной безопасности является неотъемлемой составляющей высокого уровня социально-экономического развития Российской Федерации. Пожары наносят значительный материальный ущерб во всех отраслях народного хозяйства, приводят к травматизму и гибели людей.
При этом наиболее важными и очевидными проблемами пожарной безопасности, подлежащими разрешению, остаются эффективность действий подразделений пожарной охраны различных видов, эффективность превентивных противопожарных мероприятий и мер, принимаемых гражданами и собственниками для охраны имущества от пожара.
Особое внимание должно быть уделено решению задачи обеспечения пожарной безопасности подразделениями добровольной пожарной охраны в населенных пунктах, в которых в настоящее время не обеспечивается необходимый уровень пожарной безопасности. Для этого предполагается в сельских поселениях и других населенных пунктах, дислоцированных в труднодоступной местности,
создавать и развивать добровольную пожарную охрану.
В результате реализации Программы большинство населенных пунктов Российской Федерации в 2017 году будут обслуживаться силами подразделений пожарной охраны различных видов1.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности»2пожарная охрана представляет собой совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.
При этом виды пожарной охраны определены в ст. 4 данного закона, согласно которой выделяются следующие:
■ государственная противопожарная служба;
■ муниципальная пожарная охрана;
■ ведомственная пожарная охрана;
■ частная пожарная охрана;
■ добровольная пожарная охрана.
Таким образом, пожарная охрана создается в установленном порядке, то есть самим государством, муниципальными образованиями, руководством предприятий, учреждений и организаций.
Подразделения пожарной охраны достаточно многообразны, в зависимости от вида пожарной охраны и места его дислокации.
Тем не менее, согласно Порядку организации службы в подразделениях пожарной охраны3, такие подразделения всех видов пожарной охраны, установленных законодательством Российской Федерации, осуществляющие тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, входят в состав гарнизона пожарной охраны, в котором организуется гарнизонная и караульная службы.
1 Постановление Правительства РФ от 30.12.2012 № 1481 «О федеральной целевой программе «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года» // СЗ РФ, 14.01.2013, № 2, ст. 88
2 Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» // СЗ РФ, 26.12.1994, № 35, ст. 3649
3 Приказ МЧС РФ от 05.04.2011 № 167 «Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 28, 11.07.2011
TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №6 2013 | 7
Гарнизон пожарной охраны согласно ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» представляет собой совокупность расположенных на определенной территории органов управления, подразделений и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ.
При этом гарнизонная служба создается с целью обеспечения постоянной готовности личного состава подразделений гарнизона пожарной охраны к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, совместной подготовки и слаженной работы подразделений, организации связи подразделений со службами жизнеобеспечения населения, единого квалифицированного руководства силами и средствами гарнизона пожарной охраны.
Виды подразделений пожарной охраны также определены в Своде правил о местах дислокации таких подразделений4:
- оперативное подразделение пожарной охраны: подразделение, созданное для тушения пожаров и проведения связанных с ними аварийно-спасательных работ, размещаемое в здании пожарного депо;
-дежурный караул: самостоятельное оперативное подразделение пожарной части, личный состав которого выезжает на тушение пожаров с использованием пожарной техники;
- пожарное депо: специальное здание (сооружение), в котором размещаются личный состав и пожарная техника оперативного подразделения пожарной охраны.
Некоторыми авторами подразделения пожарной охраны разделяются на государственные, ведомственные, частные и добровольные.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О пожарной безопасности» в Государственную противопожарную службу
входят:
- федеральная противопожарная служба;
- противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
Федеральная противопожарная служба включает в себя:
• структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;
• структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;
• органы исполнительной власти и подведомственные им государственные учреждения, уполномоченные на осуществление федерального государственного пожарного надзора (далее - органы государственного пожарного надзора);
• пожарно-технические, научные и образовательные организации;
• подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);
• подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в
закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения);
• подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах (территориальные подразделения);
• подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы).
Органы управления и подразделения ведомственной пожарной охранысоздаются федеральными органами исполнительной власти, организациями в целях обеспечения пожарной безопасности.
В частности, в ведомственной пожарной охране уголовно-исполнительной системы выделяются5ведомственная противопожарная служба Управления безопасности ФСИН России; отделы (инспекции) ВПО территориальных органов ФСИН России, объединенные пожарные части, пожарные части 1 разряда, пожарные части 2 разряда, отдельные посты, группы пожарной профилактики учреждений, исполняющих уголовные наказания, и следственных изоляторов УИС.
В Вооруженных Силах Российской Федерации подразделения пожарной охраны состоят из пожарных команд гарнизонов, воинских частей и организаций Вооруженных Сил6. При этом основными задачами пожарной охраны Вооруженных Сил являются:
■ организация и осуществление профилактики пожаров в Вооруженных Силах;
■ спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;
■ организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
■ организация и планирование развития системы обеспечения пожарной безопасности в Вооруженных Силах;
■ организация и осуществление в Вооруженных Силах мероприятий по поддержанию в постоянной готовности подразделений пожарной охраны;
■ организация и осуществление контроля (надзора) на подведомственных объектах за соблюдением требований пожарной безопасности;
■ осуществление методического руководства по вопросам обучения военнослужащих и лиц гражданского персонала мерам пожарной безопасности, действиям при возникновении пожаров.
В то же время создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в населенных пунктах и организациях всоответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Следует отметить, что подразделения частной пожарной охраны включаются не только в систему пожарной безопасности, но и в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в РФ.
В частности, В.Б. Гольцов указывает, что в указанную систему входят7:
1) обязательные подразделения Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), характеризующиеся волей государства в их образовании (например, подразделения МЧС России);
2) добровольные подразделения, возникающие на добровольной основе.
Вторую группу подразделений Единой государственной систе-
4 СП 11.13130.2009. Свод правил. Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения, утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 181 // Пожарная безопасность, № 1, 2011.
5 Приказ ФСИН РФ от 04.08.2005 № 697 «Об утверждении Положения о ведомственной пожарной охране уголовно-исполнительной системы» // Ведомости уголовно-исполнительной системы, № 2, 2006
6 Приказ Министра обороны РФ от 13.08.2012 № 2300 «Об утверждении Положения о пожарной охране в Вооруженных Силах Российской Федерации» // Российская газета, № 286, 12.12.2012
7 См.: Гольцов В.Б. Некоторые проблемы организационного единства в правосубъектности добровольных подразделений Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в РФ // Военно-юридический журнал, 2009, № 1. - С. 14
8 Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // СЗ РФ, 26.12.1994, № 35, ст. 3648
9 Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» // СЗ РФ, 28.08.1995, № 35, ст. 3503
"Федеральный закон от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» // СЗ РФ, 09.05.2011, № 19, ст. 2717
11 См.: Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный) / С.А. Боголюбов, М.И. Васильева, Ю.Г. Жариков и др.; под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2010. 400 с.
мы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) указанный автор разделяетна следующие:
а) общественные объединения, участвующие в деятельности РСЧС и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ст. 15 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»8);
б) подразделения добровольной и частной пожарной охраны (ст. ст. 12.1, 13 Федерального закона «О пожарной безопасности») и др.
Данные формирования включают в себя добровольные общественные организации, основанные на принципах добровольности вступления в них и самодеятельности (например, добровольные пожарные дружины и иные структуры, связанные с профилактикой и устранением чрезвычайных ситуаций (абз. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»9)).
Согласно положениям Федерального закона «О добровольной пожарной охране»10 к подразделениям данного вида пожарной охраны относятся социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
При этом общественным объединением пожарной охраны является созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации социально ориентированное общественное объединение физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений, основной уставной целью которого является участие в осуществлении деятельности в области пожарной безопасности и проведении аварийно-спасательных работ (ст. 6 Федерального закона «О добровольной пожарной охране»).
Такие общественные объединения пожарной охраны создаются в одной из следующих организационно-правовых форм:
1) общественная организация;
2) общественное учреждение.
Учредителями общественного объединения пожарной охраны могут выступать физические лица и (или) юридические лица - общественные объединения.
Помимо таких образования выделяются следующие:
- добровольная пожарная дружина - территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и не имеющее на вооружении мобильных средств пожаротушения;
- добровольная пожарная команда - территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и имеющее на вооружении мобильные средства пожаротушения.
Как указывается в литературе, деятельность добровольных пожарных подразделений направлена на проведение профилактических и организационно-массовых мероприятий, на предупреждение пожаров и успешное их тушение; содействие организаций добровольных пожарных дружин, команд, на предприятиях и в сельской местности; пропаганда и распространение пожарно-технических знаний среди населения и членов добровольных пожарных подразделений; выполнение многих работ и услуг, связанных с пожарной безопасностью (например, хозяйственными обществами образуемых объединениями пожарной охраны осуществляются многие работы по пропитке огнезащитным составом чердачных помещений, обкладке и обмазке печей и каминов, устройство молниеотводов и т.д.)11.
Таким образом, следует констатировать большое количество различных видов подразделений пожарной охраны, которые формируются для достижения установленных в законе целей и задач и обеспечивают соблюдение пожарной безопасности в Российской Федерации.
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 28, 11.07.2011
4. СП 11.13130.2009. Свод правил. Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения, утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 181 // Пожарная безопасность, № 1, 2011.
5. Приказ ФСИН РФ от 04.08.2005 № 697 «Об утверждении Положения о ведомственной пожарной охране уголовно-исполнительной системы» // Ведомости уголовно-исполнительной системы, № 2, 2006
6. Приказ Министра обороны РФ от 13.08.2012 № 2300 «Об утверждении Положения о пожарной охране в Вооруженных Силах Российской Федерации» // Российская газета, № 286, 12.12.2012
7. Гольцов В.Б. Некоторые проблемы организационного единства в правосубъектности добровольных подразделений Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в РФ // Военно-юридический журнал, 2009, № 1. - С. 14
8. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // СЗ РФ, 26.12.1994, № 35, ст. 3648
9. Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» // СЗ РФ, 28.08.1995, № 35, ст. 3503
10. Федеральный закон от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» // СЗ РФ, 09.05.2011, № 19, ст. 2717
11. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный) / С.А. Боголюбов, М.И. Васильева, Ю.Г. Жариков и др.; под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2010. 400 с.
Литература:
1. Постановление Правительства РФ от 30.12.2012 № 1481 «О федеральной целевой программе «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года» // СЗ РФ, 14.01.2013, № 2, ст. 88
2. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» // СЗ РФ, 26.12.1994, № 35, ст. 3649
3. Приказ МЧС РФ от 05.04.2011 № 167 «Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны» //