Научная статья на тему 'Правовые аспекты создания и содержания подразделений пожарной охраны на предприятиях'

Правовые аспекты создания и содержания подразделений пожарной охраны на предприятиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1674
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОЖАРНАЯ ОХРАНА / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / LEGAL FRAMEWORK / FIRE SAFETY / FIRE GUARD / INDUSTRIAL ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щербина Андрей Владимирович

Статья посвящена проблемам нормативно-правового регулирования создания и функционирования подразделений пожарной охраны на предприятиях. Проанализированы недостатки деятельности пожарных подразделений на производственных объектах. Сформулированы предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы, в том числе по разработке единых требований соблюдения пожарной безопасности, создания и функционирования пожарной охраны на производственных объектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ASPECTS OF FIRE UNITS ESTABLISHMENT AND MAINTENANCE AT ENTERPRISES

The article is devoted to the problems of legal regulation of fire brigades establishment and functioning at enterprises. The shortcomings in the activities of fire units at production facilities have been analyzed. The proposals to improve their legal and regulatory framework, including those connected with the development of uniform regulations for fire safety observance, as well as establishment and operation of fire units at production facilities are formulated.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты создания и содержания подразделений пожарной охраны на предприятиях»

Правовые аспекты создания и содержания подразделений пожарной охраны на предприятиях

А.В. Щербина, нач. отдела, ГУ МЧС России по Оренбургской области

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством РФ перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создаётся пожарная охрана (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения Федеральной противопожарной службы) [1]. В большей степени данное требование имеет отношение к производственным объектам. Более конкретные требования к размещению подразделений пожарной охраны и пожарных депо на производственных объектах изложены в ч. 1.1 и 1.2 ст. 97 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В соответствии с указанным законом подразделения пожарной охраны и пожарные депо размещаются на следующих производственных объектах:

1) с суммарным объёмом зданий категорий А и Б по пожарной и взрывопожарной опасности и помещений категорий А, Б и В1 по пожарной и взрывопожарной опасности в составе зданий категории В по пожарной и взрывопожарной опасности более 100 тыс. м3 и (или) с единовременно обращающимися в наружных технологических установках пожароопасными, пожаровзрывоопас-ными и взрывоопасными технологическими средами массой более 100 тыс. т. Числовые значения объёма зданий, помещений и массы технологических сред суммируются, при этом подразделения пожарной охраны создаются на производственных объектах с суммарным числовым значением более 100 тыс.;

2) с суммарным объёмом зданий категории В по пожарной и взрывопожарной опасности более 2 млн м3;

3) критически важных для национальной безопасности Российской Федерации, перечень которых определяется Правительством РФ;

4) атомных электростанций вне зависимости от мощности, тепловых электростанций мощностью 1000 МВт и более, гидроэлектростанций мощностью 1500 МВт и более [2].

Подразделения пожарной охраны оснащаются пожарными автомобилями исходя из специфики

производственных объектов, требуемого расхода воды на наружное пожаротушение, однородности средств пожаротушения, а также с учётом показателей пожарной опасности, токсичности, химической активности хранящихся и обращающихся на производственных объектах веществ и материалов. Тип и количество пожарных автомобилей подразделений пожарной охраны на производственных объектах определяются с учётом привлекаемых для тушения пожара сил и средств гарнизона пожарной охраны поселения или городского округа исходя из установленного ч. 1 ст. 76 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» условия прибытия к месту пожара. Данные требования в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2012 № 117-ФЗ вступят в силу с 13 июля 2015 г.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная охрана — совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ. Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

государственная противопожарная служба; муниципальная пожарная охрана; ведомственная пожарная охрана; частная пожарная охрана; добровольная пожарная охрана. Основными задачами пожарной охраны явля-ются:организация и осуществление профилактики пожаров, спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи, организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Порядок создания пожарной охраны в виде коммерческих и некоммерческих организаций определяется федеральными законами, ведомственными приказами, соответствующими приказами и положениями организаций [3].

Деятельность по тушению пожаров является лицензированным видом деятельности в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ. Требования данного закона не распространяются на деятельность добровольной пожарной охраны. Лицензирование деятельности по тушению пожаров в населённых пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров в соответствии с Постановлением Правительства России от 31 января 2012 г. № 69 осуществляют следующие лицензирующие органы:

— в части тушения пожаров в населённых пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры — Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

— в части тушения лесных пожаров — Федеральное агентство лесного хозяйства [4].

В современных условиях развития рыночных отношений наблюдается негативная тенденция по созданию и содержанию подразделений пожарной охраны на объектах производственной сферы. Данная проблема определяется экономической составляющей. Современные руководители производственных объектов в большей степени нацелены на увеличение рентабельности производства, в том числе посредством уменьшения затрат на обеспечение безопасности производственных объектов, что крайне негативно сказывается на уровне противопожарной защиты объектов. Деятельность пожарной охраны на большинстве производственных объектов носит договорной характер. Договоры, как правило, заключаются на краткосрочный период, не более одного года. Заключение договоров производится ежегодно, по результатам проведённых тендеров в большинстве случаев отдаётся предпочтение организациям, которые существенно занижают стоимость услуг. В итоге на объектах создаются подразделения пожарной охраны, которые не в состоянии решать возложенные на них задачи по противопожарной защите объектов на необходимом уровне. Пожарные подразделения комплектуются техникой, которая по своему техническому состоянию зачастую уже подлежит списанию. Следует отметить и недостаточное количество личного состава дежурных караулов, на ряде объектов это количество не превышает трёх человек, что существенно влияет на пожарно-тактические возможности боевых расчётов в условиях пожара.

Данная проблема обусловлена несколькими обстоятельствами, но в первую очередь следует отметить отсутствие механизма реализации вы-

шеуказанных федеральных законов. До 2008 г. действовали нормы пожарной безопасности «Пожарная охрана предприятий. Общие требования. НПБ 201-96», которые устанавливали конкретные требования по структуре, численности, оснащению подразделений пожарной охраны, осуществляющих свою деятельность на предприятиях [5]. В настоящее время никакими документами этот процесс не урегулирован, подобные документы отсутствуют.

Вместе с тем высокая пожарная опасность промышленных предприятий, сложность технологических процессов производства, значительное количество работающего персонала на производстве определяют необходимость строжайшего соблюдения соответствующего противопожарного режима на объектах, поддержания в постоянной готовности профессиональных противопожарных формирований, готовых выполнить поставленные перед ними задачи по тушению возможных пожаров и спасению людей.

На основании изложенного считаем необходимым разработать и принять в ближайшее время на уровне Правительства Российской Федерации соответствующий документ, устанавливающий требования пожарной безопасности, подлежащие выполнению при создании и функционировании пожарной охраны на предприятии.

Литература

1. О пожарной безопасности. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69 —ФЗ // Российская газета. 1995. 5 января; Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 35. Ст. 3649. С. 5155-5179.

2. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 30. Ст. 3579. С. 9372-9482.

3. О техническом регулировании. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 52. Ст. 5140. С. 12527-12560.

4. О лицензировании отдельных видов деятельности. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 52. Ст. 271619. С. 6471-6494.

5. «Пожарная охрана предприятий. Общие требования» НПБ 201-96». Нормы Государственной противопожарной службы МВД России. Приказ ГУГПС МВД России от 30 апреля 1996 г. № 19 (утратил силу в связи с изданием Приказа МЧС РФ от 25.07.2008 N 41) // Сборник руководящих документов государственной противопожарной службы. Ч. 5. М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.