Научная статья на тему 'Виды планирования социально-экономического развития территорий'

Виды планирования социально-экономического развития территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6408
575
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хабибрахманова Р. Р.

В статье рассмотрены виды планирования социально-экономического развития территорий, применяемые в современной России, определены их особенности. Произведена классификация видов планирования развития территорий по предложенным автором критериям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF PLANNING OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF TERRITORIES

The article is devoted to questions of planning of social and economic development of territories which are applied in modern Russia. Their peculiarities are defined. Classification of types of planning by the criteria offered by the author is carried out.

Текст научной работы на тему «Виды планирования социально-экономического развития территорий»

УДК 338.26

P.P. Хабибрахманова* ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ

В статье рассмотрены виды планирования социально-экономического развития территорий, применяемые в современной России, определены их особенности.

Произведена классификация видов планирования развития территорий по предложенным автором критериям.

Ключевые слова: планирование, стратегическое планирование, территориальное планирование, социально-экономическое развитие.

Стратегическое планирование развития регионов и городов обретает сегодня все большую популярность среди руководителей, ориентированных на применение современный: инновационных технологий управления. Это во многом обусловлено необходимостью предвидеть возникающие в социально-экономических системах изменения, оказытающие влияние на их развитие и достижение стратегических целей, а также необходимостью реагировать на эти изменения.

Планирование представляет собой процесс подготовки управленческих решений, который базируется на обработке исходной информации и предполагает разработку научно обоснованных целей, а также средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернатив и принятия наиболее приемлемого варианта в ожидаемых условиях [1].

В соответствии с одним из подходов можно выщелить стратегическое, комплексное, программное и проектное планирование [2]. Одним из основных критериев, позволяющих определить вид планирования, является масштабность охвата территории как социально-экономической системы, на которую направлено управляющее воздействие.

Стратегическое планирование считается самым сложным видом планирования. Оно представляет собой процесс самостоятельного определения территориальным сообществом стратегических приоритетов, основных стратегических целей и направлений развития территориального образования на основе согласования действий власти, хозяйствующих субъектов и населения [4]. Необходимо отметить, что реализация данного вида планирования требует существенный: затрат. Однако он становится все более популярным как на региональном, так и на местном уровне управления.

Комплексное планирование представляет собой «общее» планирование, охватывающее все отрас-

ли и подсистемы территории. Резулытатом этого вида планирования является комплексная программа развития, рассчитанная, как правило, на среднесрочный период.

Программное планирование, в отличие от комплексного или стратегического, охватывает лишы определенную отраслы или район конкретной территории. При отраслевом подходе программа направлена на реорганизацию какой-либо одной отрасли, например жилищно-коммуналыного хозяйства. В регионе или городе одновременно могут реализовытатыся несколыко отраслевыгх программ при условии, что все предусмотренные мероприятия скоординированы между собой во избежание взаимныгх противоречий. Если же программа направлена на реорганизацию какого-либо одного района региона или города, то в его пределах программа может быты комплексной, то есты вклю-чаты в себя планирование изменений в различных отраслях экономики. Такими являются, например, программы возрождения центра города, восстановления старопромышленных территорий.

Проектное планирование признается относи-телыно простыш видом планирования и заключается в реализации масштабного проекта на территории региона или города. Примером может слу-житы планирование строителыства крупного предприятия, аэропорта или другого социалыно значимого объекта. Проектное планирование ориентировано на социалыно-экономическое развитие территории в среднесрочной перспективе.

В российских условиях применяются все рассмотренные выше виды планирования, специфичным является осуществление бюджетного, тер-риториалыного и социалыно-экономического планирования на уровне как городов, так и регионов [3].

Объектом бюджетного планирования являются регионалыные или местные финансы. Доку-

* © Хабибрахманова P.P., 2012

Хабибрахманова Резеда Ринатовна ([email protected]), кафедра государственного и муниципального управления Казанского (Приволжского) федерального университета, 42000S, Российская Федерация, г. Казань, ул. Кремлевская, 1S.

ментами, отражающими резулытаты данного вида планирования, являются бюджетный план и среднесрочный финансовый план (согласно Бюджетному кодексу РФ их наличие обязателыно). Бюджетное планирование предполагает также разработку документов финансового обоснования различных проектов, планов капиталыного строителы-ства за счет бюджетный: средств, программ приватизации государственного и муниципалыного имущества. Это вид текущего планирования, хотя на среднесрочный период (раз в три года) разраба-тытается и среднесрочный финансовый план.

Территориалыное планирование направлено на определение перспектив пространственного развития региона или города. Генералыный план, схема территориалыного планирования, правила зем-леполызования и застройки, схема функционалы-ного зонирования, а в отделыныгх случаях и программа инвестиционного освоения градостроителы-ныгх решений — все это представляет систему документов территориалыного планирования.

Объектом социалыно-экономического планирования является сложная система регионалыной

или муниципалыной экономики и социалыной сферы. Резулытатами социалыно-экономического планирования являются программы и планы1 со-циалыно-экономического развития, стратегические планы, рассчитанные на средне- и долгосрочный период.

Социалыно-экономическое развитие территории и планирование деятелыности по достижению поставленный: долгосрочный: целей осуществляется на сегодняшний дены на всех уровнях управления в Российской Федерации. Стратегические документы согласно ФЗ «О прогнозировании и программах социалыно-экономического развития в РФ» разрабатытаются на уровне страны1 в целом, а также на уровне отделыныгх субъектов Федерации. Это перспективные правителыственныге программы социалыно-экономического развития страны, социалыно-экономические прогнозы в регио-налыном разрезе, концепции государственной регионалыной политики, федералыные целевые программы развития территорий. Особенности деятелыности по социалыно-экономическому развитию территории на каждом уровне управления представленої в табл. 1.

Таблица 1

Осуществление функций по социально-экономическому развитию территорий органами власти на разных уровнях управления

Уровни управления Осуществляемые функции

Федеральные органы государственной власти - социально-экономическое развитие страны; - разработка и реализация стратегий, программ и проектов развития страны; - формирование правового пространства; - координация деятельности субъектов Федерации; - осуществление прокурорского и судебного контроля за соблюдением установленных норм и стандартов.

Органы государственной власти субъекта РФ - конкретизация правового пространства; - социально-экономическое развитие территории субъекта; - разработка и реализация стратегии, программ и проектов развития территории субъекта; - координация деятельности муниципальных образований; - осуществление контроля за соблюдением установленных норм и стандартов.

Органы местного самоуправления - конкретизация правового пространства; - социально-экономическое развитие территории муниципалитета; - разработка и реализация стратегии, программ и проектов развития муниципалитета; - организация эффективного взаимодействия всех субъектов социально-экономического развития муниципалитета; - контроль за исполнением принятых нормативных правовых актов.

Министерством регионального развития РФ активно проводится политика формирования стратегий развития федеральный: округов России. На сегодняшний день разработаны стратегии социально-экономического развития всех макрорегионов на период до 2020 года.

Существенным для разработчиков планов и программ развития территорий является вопрос законодателыного закрепления данных обяза-телыств. Следует отметиты, что осуществление некоторых видов планирования и формирование системы документов развития территории прямо

предписытается действующим федералыным зако-нодателыством. Сюда следует отнести прогнозы социалыно-экономического развития субъектов России, программы социалыно-экономического развития регионов, схемы территориалыного планирования на регионалыном и местном уровнях, генералыные планы муниципалитетов, целевое бюджетное планирование и «сколызящий» трехлетний бюджет. Цели формирования данных документов, их содержание и порядок применения установлены специалыными законами, такими как ФЗ № 115 «О государственном прогнозировании и программах социалыно-экономического развития Российской Федерации», ФЗ № 160 «О поставках продукции для федералыных государственный: нужд», ФЗ № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципалыных нужд», Градостроителыныш кодекс РФ и т. п. С другой стороны, нормы, регулирующие реализацию различныгх видов планирования, закрепле-ны1 в ряде неспециалыных законодателыныгх актов. Например, некоторые статыи Бюджетного кодекса РФ касаются прогнозов социалыно-экономичес-кого развития территорий и их финансовых пла-

нов. Постановления Правителыства, ведомственные приказы также могут регламентироваты зна-чителыную часты вопросов планирования развития территории.

Необходимо отметиты, что отделыные виды планирования законодателыно не регулируются. Например, стратегическое планирование, предполагающее разработку стратегий регионов и муници-палыныгх образований, индикативное планирование и т. п.

Таким образом, всю совокупносты рассмотренный: видов планирования развития территорий можно классифицироваты по следующим основным признакам:

— по уровню управления;

— по масштабам планирования;

— по объектам планирования;

— по законодателыной регламентации.

Подобная классификация позволяет выгавиты

сложившуюся на сегодняшний дены в России систему планирования развития территорий.

Характеристика Стратегии развития г. Казани до 2015 года и Генералыного плана г. Казани на основе предложенной классификации представлена в табл. 2.

Таблица 2

Классификация видов планирования развития территорий

По уровню управления

Планирование развития РФ Планирование развития федеральных округов Планирование развития субъектов РФ Планирование развития муниципальных образований

- - - Стратегия развития г. Казани до 2015 г.

- - - Г енеральный план г. Казани

По масштабам планирования

Стратегическое планирование Комплексное планирование Программное планирование Проектное планирование

Стратегия развития г. Казани до 2015 г. - - -

Г енеральный план г. Казани - - -

По объектам планирования

Бюджетное планирование Т ерриториальное планирование Социально-экономическое планирование

- Г енеральный план г. Казани Стратегия развития г. Казани до 2015 г.

По законодательной регламентации

Обязательные планы и программы Неустановленные законом планы и программы

Г енеральный план г. Казани Стратегия развития г. Казани до 2015 г.

Таким образом, в настоящее время применяются различные виды планирования, которые могут быть классифицированы с использованием предложенных признаков. Разработанная классификация видов планирования может быгть использована для определения иерархии плановыж документов, установления особенностей различных видов планирования, уточнения требований к процессу планирования социально-экономического развития территории.

Библиографический список

1. Мищенко В.В. Государственное регулирование и планирование национальной экономики: учебное пособие. М., 2003.

2. Падилья Л.С. Планирование экономического развития муниципальных образований. Постановка проблемы в современных условиях РФ // Фонд «Институт экономики города»: официальный сайт. иЯЬ: www.urbaneconomics.ru (дата обращения: 17.11.2012).

3. Падилья Л.С. Методика формирования документов планирования в условиях взаимодействия уровней планирования и координации видов планирования // Фонд «Институт экономики города»: официальный сайт. иЯЬ: www.urbaneconomics.ru (дата обращения: 17.11.2012).

4. Княгинин В.Н., Липецкая М.С. Практические аспекты разработки стратегий социально-экономического развития регионов РФ // Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад»»: официальный сайт. ИЯЬ: htpp://www.csr-nw.ru (дата обращения: 18.11.2012).

R.R. Khabibrakhmanova* TYPES OF PLANNING OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF TERRITORIES

The article is devoted to questions of planning of social and economic development of territories which are applied in modern Russia. Their peculiarities are defined. Classification of types of planning by the criteria offered by the author is carried out.

Key words: planning, strategic planning, space planning, social and economic development.

* Khabibrakhmanova Rezeda Rinatovna ([email protected]), the Dept. of State and Municipal Management, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, 420008, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.