/32
Civil Securiti Technology, vol. 6, 2009, № 1-2 (19-20)
УДК 531.86 (094.5)
Виды дорожно-транспортных происшествий
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2009
Л.Г. Одинцов, Центр координации деятельности ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) К.А. Недбайло, Центр координации деятельности ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) В.Д. Легошин, Центроспас МЧС России
Аннотация
Дана классификация дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и приведены некоторые особенности ликвидации последствий ДТП, обусловленные характером их видов.
Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, виды ДТП: столкновение, наезд, опрокидывание и их разновидности, прочие ДТП.
Types of traffic accidents
ISSN 1996-8493 © Civil Securiti Technology, 2009
L.G. Odintsov, VNII GOChs K.A. Nedbajlo, VNII GOChs V.D. Legoshin, "Centrospas»
Abstract
Types of traffic accidents classification and specific nature of traffic accident consequences elimination is given in the article.
Key words: traffic accident, types of traffic accidents, car crash, run over, types of turnover and other traffic accidents.
Содержание
Основные виды столкновений Основные виды наездов Прочие виды ДТП Выводы
Технологии гражданской безопасности, том 6, 2009, № 1-2 (19-20)
/33
Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) подразделяются на столкновения, наезды, опрокидывания и прочие ДТП [1—3]. В зависимости от вида ДТП и его масштабов, для ликвидации последствий, определяются технология и применяемые технические средства.
Столкновение — ДТП, при котором движущиеся транспортные средства (ТС) сталкиваются между собой, с элементами конструкций дороги, с неподвижными препятствиями на дороге или на прилегающей к дороге территории, с подвижным или остановившимся составом железных дорог.
Основные виды столкновений
Лобовое (фронтальное) столкновение — столкновение транспортных средств (ТС) при встречном движении. Кузов ТС сильно деформируется, в результате чего происходит сложное сдавливание пострадавших элементами кузова ТС, а сами пострадавшие получают серьезные травмы.
Боковое столкновение — столкновение лобовой (передней) части одного ТС с боковой стороной другого ТС. Имеют высокую степень травмоопасности из-за малого расстояния между боковыми поверхностями корпуса ТС и его пассажирами. В большинстве случаев при деформации кузова остается очень незначительное свободное пространство для работы спасателей.
Касательное столкновение — столкновение одного или нескольких транспортных средств, при встречном движении или движении в одном направлении. Последствиями такого вида столкновений могут быть опрокидывание ТС или столкновение с другим ТС, или с придорожным препятствием.
Опрокидывание — падение ТС на крышу или на бок в результате столкновения, резкого поворота или других факторов. Дополнительным фактором, осложняющими проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) является деформация конструкции крыши ТС, в результате которой перекрывается оперативный доступ к пострадавшим, и становятся более продолжительным по времени процесс стабилизации ТС и извлечения из него пострадавших.
Наезд — ДТП, при котором ТС наезжает на неподвижное ТС, на препятствие, либо на другой медленно двигающийся объект.
Основные виды наездов
Наезд на стоящее транспортное средство — ДТП, при котором движущееся ТС наехало на стоящее ТС или на прицеп (полуприцеп).
Наезд на препятствие, не являющееся участником дорожного движения — ДТП, при котором ТС наехало на столб, дерево, стену, строение, открытый колодец и т.п.
При определении стратегии проведения АСДНР необходимо учитывать также вероятное наличие пострадавших в прилегающих к дороге поврежденных строениях и сооружениях.
Основная опасность при таком виде ДТП — возможное проявление вторичных поражающих факторов в зоне проведения АСДНР в виде: обрыва и падения электропроводов, нависание и падение частей поврежденных препятствий, и т.п.
Наезд на гужевой транспорт — ДТП, при котором ТС наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся ТС.
Наезд на пешехода — ДТП, при котором ТС наехало на стоящего или движущегося человека.
Наезд на животных — ДТП, при котором ТС наехало на диких или домашних животных (включая вьючных и верховых), птиц, либо сами эти животные или птицы ударились о движущееся ТС, в результате чего пострадали люди и причинен материальный ущерб.
При наездах из-за резкой остановки ТС кузов ТС обычно сильно деформируется, что приводит к сложному сдавливанию пострадавших (при столкновении с неподвижным препятствием на скорости 50 км/ч, не пристегнутый ремнем безопасности пострадавший продолжает двигаться вперед с такой же скоростью, а пристегнутый весом 70 кг давит на ремень с силой около 3 т).
Прочие виды ДТП
Особые виды дорожно-транспортных происшествий
— ДТП, осложненные опасными факторами и во многих случаях требующие привлечения дополнительных сил и средств.
Падение перевозимого груза — ДТП, при котором перевозимый груз, упавший с ТС или предмет, отброшенный колесом ТС, причинил физический ущерб людям и животным или материальный ущерб другому ТС.
Дорожно-транспортное происшествие с падением транспортного средства в воду — ДТП, при котором ТС по каким либо причинам падает в реку, озеро, море, проваливается под лед и т. п., и для доступа к пострадавшим требуется привлечение дополнительного специального или водолазного оборудования, а так же спасателей, допущенных к водолазным спускам и к обеспечению водолазных работ.
Дорожно-транспортные происшествия на участке железной дороги — ДТП, при котором ТС сталкивается с подвижным или стоящим железнодорожным составом на железнодорожных переезде или на не предназначенном для переезда участке железной дороги; ТС сталкивается с другим ТС на железнодорожном переезде; подвижный железнодорожный состав наезжает на ТС на железнодорожном переезде или на не предназначенном для переезда участке железной дороги.
Дополнительными опасными факторами при этом являются:
— обрыв контактного провода сети с высоким напряжением (на электрифицированных ж/д) требует принятия мер по электробезопасности;
/34
^П Securiti Technology, vol. 6, 2009, № 1-2 (19-20)
— проходящие мимо места ДТП ж/д составы (для обеспечения безопасности необходимо выставить предупреждающие знаки на максимально возможном расстоянии от места ДТП);
— возможное наличие на ТС и ж/д составах опасных грузов.
Попадание транспортного средства под завал — ДТП, при котором ТС с людьми в результате природных или техногенных явлений, попало под лавину, сель, обвал, камнепад и т.п.
В зависимости от масштаба и сложившейся обстановки для поиска пострадавших в завалах могут использоваться кинологические подразделения и различные поисковые приборы.
Дорожно-транспортные происшествия в туннеле (путепроводе) — ДТП осложненное спецификой ограниченного пространства, затрудняющее доступ к месту ДТП, проведение АСДНР и эвакуацию пострадавших. Основная опасность при ликвидации последствий ДТП такого вида — это возможное возникновение пожара, в результате чего возникают вторичные факторы поражения.
При проведении АСДНР спасатели должны быть одеты в боевую одежду пожарного, иметь в готовности к применению изолирующий дыхательный аппарат (ИДА) и средства пожаротушения.
Дорожно-транспортное происшествие с транспортными средствами перевозящими опасные грузы — дорожно-транспортное происшествие с ТС попадают под категорию опасных, если в результате него произошла утечка (выброс, возгорание и т. п) опасного вещества или существует опасность возникновения такой ситуации. К основным опасным грузам относятся:
• аварийно химически опасные вещества (АХОВ);
• радиационно и биологически опасные вещества;
• взрывчатые вещества и взрывоопасные предметы (ВВ; ВОП).
В зависимости от вида АХОВ (его опасности для окружающих), масштаба аварии и сложившейся обстановки, к ликвидации последствий в зоне аварии могут привлекаться подразделения радиационной химической и биологической защиты (РХБЗ), ПСС и АСФ, имеющие в штате спасателей, прошедших специальную химическую подготовку, средства индивидуальной защиты спасателей и пострадавших, указанные в аварийной карточке для данного вида АХОВ, а также специальное оборудование (приборы радиационной, химической разведки, средства дегазации и прочее).
Аварийно-спасательные формирования, прибывшие к зоне аварии, разворачиваются в безопасной зоне, указанной руководителем работ подразделения РХБЗ, и поступают в его распоряжение.
Аварийно-спасательные формирования, проводящие АСДНР в зоне ДТП должны руководствоваться в своих действиях Наставлением по организации и технологии ведения АСДНР при крупных авариях на
химически опасных объектах [4]. Основными задачами АСФ при АСДНР такого вида ДТП являются:
— проведение разведки (определение размеров зоны заражения, обнаружения пострадавших и т.д.);
— деблокирование и эвакуация пострадавших в чистую зону;
— оказание пострадавшим первой помощи (ПП) и первой медицинской помощи (ПМП);
— ликвидация утечки АХОВ.
При проведении АСДНР спасатели должны иметь в готовности к применению средства индивидуальной защиты, указанные в аварийной карточке для данного вида вещества.
При ДТП с ТС, перевозящими взрывчатые вещества и взрывоопасные предметы, существует угроза детонация ВВ и ВОП, вследствие их перемещения, механического воздействия на них или нагрева (горения).
Поражающие факторы взрыва:
— тепловое воздействие;
— ударная волна;
— поражение осколками.
При выезде на ликвидацию последствий ДТП необходимо вызывать специалистов взрывотехников (МВД России, ФСБ России или МО России), которые могут перед началом АСДНР определить степень угрозы и контролировать безопасность их проведения. Весь личный состав АСФ должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты (бронежилет и защитный шлем) и защиты пострадавших (бронежилеты, бронео-деяла и т.п).
Основная опасность при ликвидации последствий ДТП с ТС, перевозящими легковоспламеняющиеся вещества — это возникновение в результате столкновения пожара или возможное его возникновение в процессе проведения АСДНР, в результате которого появляются опасные факторы:
— большая площадь горения;
— высокая температура;
— выделение токсичных веществ;
— сильное задымление;
— угроза взрыва.
Развитие пожара зависит от места его возникновения, характера и количества горючего материала.
Основные задачи спасателей — принятие мер, направленных на предотвращение возникновения пожара, эвакуация пострадавших в безопасную зону, техническая помощь в тушении пожара, проведение мероприятий по экологической защите окружающей среды.
Дорожно-транспортные происшествия с участием трамвая (троллейбуса) — ДТП, при котором трамвай (троллейбус) столкнулся (наехал) на другое ТС, или в результате обрыва и падения на ТС силовых проводов, или схода трамвая с рельсов и его опрокидывания пострадали другие ТС или люди.
Дополнительными опасными факторами при этом являются:
Технологии гражданской безопасности,
— обрыв и падение на ТС или в зоне ДТП токонесущих проводов;
— наличие высокого напряжения (около 550 в) в сети трамвая (троллейбуса);
— большая влажность и атмосферные осадки.
При наличии напряжения в оборванных токонесущих проводах или при наличии напряжения на кузове ТС в результате повреждения сети, в случае срочной эвакуации пострадавших и пассажиров из аварийного ТС при угрозе возникновения вторичных факторов поражения, необходимо объяснить пассажирам правила безопасного выхода из салона ТС (прыжок на землю на обе ноги или на постеленный токоизолирующий материал и удаление в безопасную зону, на расстояние не менее 8 метров, короткими шаркающими шажками, не отрывая ног от земли). Запрещается касаться металлических частей корпуса аварийного ТС, находящегося под напряжением и подхватывать выходящих из него пассажиров.
Срочная эвакуация пострадавших, не имеющих возможности самостоятельно покинуть аварийное ТС, находящееся под напряжением, производится только с соблюдением правил электробезопасности и с применением диэлектрических защитных средств.
Выводы
Характер травм у пострадавших в ДТП и характер повреждений автомобиля непосредственно связан с видом ДТП, поэтому знание классификации видов ДТП и быстрое определение и оценка этих видов, разновидностей позволяет спасателю более точно и квалифицированно проводить работы по ликвидации последствий ДТП.
том 6, 2009, № 1-2 (19-20) /35 Литература_
1. Справочник спасателя. Книга 11. Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий. — М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2002, 161 с.
2. Руководство по организации, управлению и взаимодействию при выполнении спасательных работ на месте дорожно-транспортного происшествия. — М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2007, 90 с.
3. Наставление для личного состава аварийно-спасательных формирований по организации и технологии ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при дорожно-транспортных происшествиях. — М.: ЗАО НПК «ИРНИТ», 2007, 112 с.
4. Наставлением по организации и технологии ведения АСДНР при крупных авариях на химически опасных объектах. — М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 1999.
Сведения об авторах_
Леонид Григорьевич Одинцов: главный научный сотрудник Центра координации деятельности ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), д. т. н.
Константин Александрович Недбайло: начальник направления Центра координации деятельности ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).
Владимир Данатович Легошин: заместитель начальника «Центроспас» МЧС России.