Научная статья на тему 'Особенности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом'

Особенности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3182
455
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ / КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ / СТЕПЕНЬ ОПАСНОСТИ ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ДТП / ТЕХНОЛОГИЯ СПАСЕНИЯ ПОСТРАДАВШИХ / АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / СРЕДСТВА СПАСЕНИЯ / ИНСТРУМЕНТЫ / TRAFFIC ACCIDENT / DANGEROUS CARGO / CLASSIFICATION OF DANGEROUS CARGO / DANGER RATE / TRAFFIC ACCIDENTS CONSEQUENCES ELIMINATION / RESCUE TECHNOLOGY / SEARCH AND RESCUE WORKS / RESCUE MEANS / INSTRUMENTS / EQUIPMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Одинцов Леонид Григорьевич, Запорожец Анатолий Иванович, Хакиев Заурбег Алиевич

Рассмотрены особенности перевозки опасных грузов и их опасность для человека и окружающей среды. Изложены требования к маршруту перевозок, требования к транспортным средствам и действия участников по ликвидации ДТП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Traffic Accident Response at Transportation of Dangerous Cargo by Auto Transport

There are viewed peculiarities of traffic accident response at transportation of cargo dangerous for people and environment. There are stated requirements to the root, transport means and actions of the participants in traffic accident response.

Текст научной работы на тему «Особенности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом»

УДК 656.1:614.8

Особенности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2009

Л.Г. Одинцов, Центр координации деятельности ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) А.И. Запорожец, Центр защитных мероприятий ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) З.А. Хакиев, ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Аннотация

Рассмотрены особенности перевозки опасных грузов и их опасность для человека и окружающей среды. Изложены требования к маршруту перевозок, требования к транспортным средствам и действия участников по ликвидации ДТП.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, опасные грузы, классификация опасных грузов, степень опасности ликвидация последствий ДТП, технология спасения пострадавших, аварийно-спасательные работы, средства спасения, инструменты,

Peculiarities of traffic accident response at transportation of dangerous cargo by auto transport

ISSN 1996-8493 © Civil Securiti Technology, 2009

L.G. Odintsov, FGU VNII GOChsS A.I. Zaporozhets, FGU VNII GOChS Z.A. Hakiev, FGU VNII GOChS

Abstract

There are viewed peculiarities of traffic accident response at transportation of cargo dangerous for people and environment. There are stated requirements to the root, transport means and actions of the participants in traffic accident response.

Key words: traffic accident, dangerous cargo, classification of dangerous cargo, danger rate, traffic accidents consequences elimination, rescue technology, search and rescue works, rescue means, instruments, equipment.

Наряду с непрерывным совершенствованием всех звеньев технологии перевозочного процесса в центре внимания специалистов автомобильного транспорта, МВД России и МЧС России остаются вопросы обеспечения безопасности движения и предотвращения аварий с опасными грузами.

Особенно важное значение имеет экологический аспект перевозки опасных грузов. Воздействие опасных веществ, перевозимых различными видами транспорта, на окружающую среду может вызвать необратимые изменения и даже гибель флоры и фауны. Особенно ощутимы отклонения от экологического равновесия, которые вызывают происшествия — инциденты (аварии) с опасными грузами. Например, загрязнение рек и морских побережий при разливе нефтепродуктов, гибель или заболевание животных при попадании химических веществ в сточные воды, уничтожение лесных массивов в результате пожара, возникшего при перевозке легковоспламеняющихся жидкостей и т.д.

Ущерб, наносимый народному хозяйству авариями при перевозке опасных грузов, влечет за собой гибель и заболевания людей; поражение окружающей среды (экологический ущерб); повреждение технических средств и разрушение дорог, промышленных o6ъектов, жилых зданий; повреждение транспортных узлов (железнодорожных и автомобильных станций, портов, пристаней и аэропортов), архитектурно-исторических памятников и природных заповедников, а также мест отдыха. Поэтому многие страны и международные организации уже разработали различные системы организационных мер по ликвидации аварийных ситуаций при перевозках таких грузов.

В ряде стран уже многие годы действуют правила безопасности при перевозке опасных грузов, основным элементом которых являются аварийные карточки и знаки опасности, наносимые на транспортные средства. Существуют информационные центры, обеспечивающие квалифицированную консультацию при авариях с опасными грузами, что позволяет более эффективно ликвидировать последствия аварийных ситуаций.

Для предотвращения возможного ущерба от перевозки опасных грузов, необходимо решить ряд практических задач:

организации перевозочного процесса; регламентации перевозок; управление перевозками; ликвидации последствий аварий. Организация перевозочного процесса включает в себя мероприятия по обучению обслуживающего персонала, техническому оснащению перевозок (подвижной состав, тара и средства механизации погрузочно-разгрузочных работ), безопасному движению по маршруту.

Особого внимания требует регламентация перевозок — разработка единых норм и правил перевозки опасных грузов, что позволяет осуществить их стандартизацию и унификацию.

Задачами управления перевозками являются маршрутизация, выбор подвижного состава и специализация подразделений по перевозке опасных грузов и обеспечение информации об опасности.

Ликвидация последствий аварий, относящаяся непосредственно к МЧС России, включает мероприятия по тушению пожаров, дезактивации, дегазации, дезинфекции, первой медицинской помощи, эвакуации населения.

К опасным грузам относятся любые вещества, материалы, отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при перевозке создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.

По характеру и способам переработки грузы, в т.ч. опасные, могут быть условно разделены на три группы: тарно-упаковочные, навалочные и наливные.

Наиболее массовыми считаются тарно-штучные грузы, насчитывающие более двенадцати тысяч наименований продукции промышленности и сельского хозяйства, перевозимой в крытых транспортных средствах и хранимой в крытых складах. Тара, в которой перевозятся тарно-штучные грузы, весьма разнообразна и может быть жесткой (ящики, бочки, баллоны), полужесткой (коробки, корзины} и мягкой (мешки, кули).

Следует отметить быстрый рост контейнерных перевозок. Это обусловлено их большим преимуществом по сравнение с доставкой тарно-штучных грузов мелкими отправками в крытых транспортных средствах. Наряду с универсальными контейнерами широко применяются специальные контейнеры различных типов для перевозки цемента, минеральных удобрений и т.д.

Перевалка сыпучих грузов, среди которых основное место занимают пестициды, минеральные удобрения, вещества общепромышленного значения, осуществляется грузчиками, весовщиками, водителями погру-зочно-разгрузочных механизмов.

Пестициды делятся на средства уничтожения сорной растительности (гербициды), вредных насекомых (инсектициды), круглых червей (ненатоциды), грызунов (зооциды), моллюсков и слизней (линациды), возбудителей грибковых болезней (фуктициды), бактерий (бактерициды).

К пестицидам относятся также средства предуборочного обезлиствления (дефолианты) и высушивания (дессиканты) растений, удаления излишних цветков и завязей (дефлоранты), регуляторы роста и развития растений (гиберрлинны), отпугивающие вещества, (репелленты).

По химическому строению ядохимикаты делятся на хлорорганические, фосфорорганические, элементоор-ганические (ртутьорганические, мышьякосодержащие, медьсодержащие и т.п.). Большинство ядохимикатов перевозится в затаренном виде (в мешках, контейнерах,

барабанах ), что имеет важное гигиеническое значение, так как практически устраняется контакт рабочих с пестицидами.

Большая часть удобрений не затаривается и перевозится навалом. Лишь некоторые удобрения (азотные, микроудобрения), выпускаемые промышленностью в виде гранул, чешуек, жидких растворов, перевозятся в мешках, контейнерах, сосудах.

Значительный перечень грузов общепромышленного назначения составляют сыпучие строительные материалы, такие как алебастр, асбест, известь, мел, цемент и т.п.

Свойства опасных грузов давно вынуждают все государства строго регламентировать порядок обращения с ними в процессе перевозки, хранения и использования.

Имеется и международное регулирование этих вопросов. Европейскoe Соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (АДР/ДОПОГ), принятое странами Западной Европы в 1957 году, является основополагающим документом, регламентирующим международную перевозку опасных грузов.

На основе отечественного и международного опыта необходимо создание единообразной системы требований к перевозке опасных грузов и эффективного контроля за их соблюдением, повышение безопасности дорожных перевозок опасных грузов.

Европейские страны, подписавшие это Соглашение, разрабатывают свои национальные правила по перевозке опасных грузов, которые не противоречат основным требованиям АДР/ДОПОГ, но учитывают особенности перевозок опасных грузом в своей стране. В 1994 году постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря № 76 Российская Федерация присоединилась к данному Соглашению и в настоящее время формируется нормативно-правовая база по перевозке опасных грузов в РФ.

В «Рекомендациях по перевозке опасных грузов» (издание ООН на русском языке, Нью-Йорк, 1987 г.) приведены данные относительно сферы их применения, сущности, целей и значения: они предназначаются правительствам и международным организациям, занимающимся регламентацией перевозок опасных грузов. Помимо других аспектов, рекомендации включают принципы классификации и определения перечня основных опасных грузов, общие требования к упаковке, процедуры испытаний, маркировку, знаки опасности или надписи, характеризующие опасность, а также транспортно-сопроводительные документы. Кроме того, в них содержатся специальные предписания, относящиеся к конкретным классам грузов.

Перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, как уже было отмечено, осуществляются в соответствии со специальными правилами.

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом предусматривают реализацию дополнительных мер, позволяющих предупредить или

снизить негативное воздействие свойств указанных грузов на население и территории. При этом, особое внимание уделяется классификации грузов, их упаковке, способам и условиям перевозки, специальной подготовке персонала к участию в перевозочном процессе и соблюдению этим персоналом требований безопасности, а также конструкции и дополнительному оборудованию транспортных средств, используемых для перевозок.

Последствия дорожно-транспортных происшествий при перевозках опасных грузов отличаются, как правило, высокой тяжестью, во многом обусловленной свойствами указанных грузов. Характерно, что эти последствия нередко проявляются не только в отношении непосредственных участников происшествий. Так, например, в ряде случаев, в зависимости от обстоятельств происшествия, существенное значение имеет информация об объектах, расположенных в непосредственной близости от места происшествия.

Названные обстоятельства вызывают необходимость в сборе и анализе указанных сведений в целях изучения причин и условий возникновения происшествий при перевозках опасных грузов и принятия мер по устранению этих причин и условий.

Кроме того, информация о происшествиях при перевозках опасных грузов весьма актуальна для персонала, связанного с ликвидацией последствий этих ДТП, поскольку эта деятельность сопряжена с риском для их жизни и здоровья.

Происшествия при перевозках опасных грузов автомобильным транспортом квалифицируются как дорожно-транспортные происшествия и согласно Правил их учета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. № 647, подлежат учету органами внутренних дел, владельцами транспортных средств, государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог.

Однако, в государственную статистическую отчетность по дорожно-транспортным происшествиям включаются только сведения о дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди. По этой причине происшествия, последствиями которых является лишь полная или частичная утрата опасного груза, в государственную статистическую отчетность не включаются.

Согласно установленному порядку на каждое дорожно-транспортное происшествие, в результате которого пострадали люди, оформляется карточка учета, в которой, наряду с другими сведениями, указывают допущенные водителем транспортного средства нарушения, явившиеся причинами происшествия. Формат карточки предусматривает возможность указывать на нарушение правил перевозки опасных грузов в качестве причины происшествия. Вместе с тем большинство происшествий при перевозках опасных грузов с данным видом нарушений не связано.

Таким образом, выделить из общего массива сведений, включенного в государственную статистическую отчетность, можно только те дорожно-транспортные происшествия, в результате которых погибли или получили ранения люди, причиной которого явилось нарушение водителем правил перевозки опасных грузов.

Эти обстоятельства существенно затрудняют сбор необходимой информации о дорожно-транспортных происшествиях при перевозках опасных грузов автомобильным транспортом.

В 2005-2006 годах на территории Российской Федерации (по уточненным данным МВД РФ) произошло 112 дорожно-транспортных происшествий с транспортными средствами, перевозившими опасные грузы. В результате этих происшествий погибли 40 и получили ранения 95 человек, утрачено около 400 т опасных грузов.

Тяжесть последствий происшествий при перевозках опасных грузов составила 29 погибших на 100 пострадавших, что практически в три раза выше, чем в дорожно-транспортных происшествиях, не связанных с указанными перевозками.

Основную часть опасных грузов, находившихся на транспортных средствах при происшествиях, составляли легковоспламеняющиеся вещества (дизельное топливо, нефть, бензин, пропан, метанол, изопропанол, этилацетат).

Способ перевозки и наименование опасного груза Количество ДТП

В цистернах:

дизельное топливо 39

нефть 30

бензин 29

пропан 3

кислород сжиженный 2

фенол 1

метанол 1

Изопропанол 1

аргон охлажденный жидкий 1

этилацетат 1

углерода диоксид 1

В упаковках:

пропан 1

ингибитор коррозии 1

аргон сжатый, углерода диоксид 1

Для перевозки опасных грузов использовались как одиночные механические транспортные средства, так и автопоезда. В среднем на каждом автомобиле или автопоезде находилось 14 т опасных грузов. 60 происшествий произошли при перевозках опасных грузов автопоездами.

Происшествия при перевозках опасных грузов по видам распределяются следующим образом:

опрокидывание транспортного средства — 50;

столкновение транспортных средств — 48;

наезд на стоящее транспортное средство — 5;

наезд на пешехода — 3;

пожар на транспортном средстве — 3;

наезд на препятствие — 2;

взрыв баллонов — 1.

Все опрокидывания произошли с транспортными средствами-цистернами (одиночное механическое транспортное средство или прицеп (полуприцеп)-цистерна в составе автопоезда). При этом 45 происшествий связаны с несоблюдением водителями требований по безопасности дорожного движения, 5 — с технической неисправностью транспортных средств. Каждое четвертое (11 из 45) опрокидывание произошло на криволинейных участках автодорог. В 40 из 50 опрокидываний происходила полная или частичная утрата опасного груза. Всего при опрокидываниях было утрачено около 250 т указанных грузов. В результате 6 опрокидываний происходило их возгорание.

Из общего количества 18 столкновений явились следствием несоблюдения водителями транспортных средств с опасными грузами требований безопасности дорожного движения, 30 — водителями иных транспортных средств. В 17 из 48 столкновений происходила полная или частичная утрата опасного груза. Всего при столкновениях было утрачено более 100 т указанных грузов. В результате 2 столкновений происходило их возгорание.

Происшествия по местам совершения распределяются следующим образом:

вне населенных пунктов — 94 происшествия; в населенных пунктах — 18 происшествий. Происшествия по времени совершения распределяются следующим образом:

дневное время (с 6 до 22 ч) — 100 происшествий; ночное время (с 22 до 6 ч) — 12 происшествий. Водители транспортных средств с опасными грузами, участвовавшие в происшествиях, как правило, имели свидетельства о прохождении соответствующей специальной подготовки. Исключение из этого положения составили 4 опрокидывания, в результате которых утрачено 24,2 т опасных грузов.

Средний стаж работы водителей транспортных средств с опасными грузами, участвовавших в происшествиях, составляет 16 лет.

Грубые нарушения законодательства о времени труда и времени отдыха водителей установлены только в 2 происшествиях, когда водители без отдыха управляли транспортными средствами 19 и 22 часа. В других происшествиях среднее время нахождения водителя за рулем не превышало 3 часов.

Выводы

1. Происшествия при перевозках опасных грузов автомобильным транспортом характеризуются высокой тяжестью последствий.

2. Следствием большинства происшествий при перевозках опасных грузов автомобильным транспортом является полная или частичная утрата перевозимых грузов.

3. Ликвидация последствий большинства происшествий при перевозках опасных грузов автомобильным транспортом связана с мерами по предупреждению возгораний легковоспламеняющихся веществ либо тушением пожаров, возникших в результате этих происшествий.

4. Основной причиной происшествий при перевозках опасных грузов автомобильным транспортом являются нарушения требований безопасности дорожного движения, допущенные как водителями транспортных средств, на которых осуществлялась перевозка указанных грузов, так и водителями иных транспортных средств.

5. Значительное количество опрокидываний транспортных средств-цистерн является следствием отсутствия у водителей необходимых навыков управления такими транспортными средствами.

Литература_

1. Справочник спасателя. Книга 11. Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий. — М.: 2002, 161 с.

2. Талецкий И.И., Чугаев В.Л., Щербинин Ю.Ф. Безопасность движения на автомобильном транспорте. — М.: Транспорт, 1988 г, 158 с.

3. Тарасов Ю.А., Сперанский И.Ю. Опыт работы по созданию и эксплуатации Си-Би связи на дорогах России. Материалы научно-практической конференции в г Сочи 24-25 мая 2001 г Предупреждение дорожно-транспортного травматизма среди детей и пешеходов. — М.: 2000.

4. Финько В.И. Программно-технологическое обеспечение автоматизированных радионавигационных систем управления и обеспечения безопасного функционирования транспортных комплексов. Материалы научно-практической конференции в г. Сочи 24-25 мая 2001 г. Предупреждение дорожно-транспортного травматизма среди детей и пешеходов. — М.: 2000.

5. Наставление для личного состава аварийно-спасательных формирований по организации и технологии ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при дорожно-транспортных происшествиях. — М.: ЗАО НПК «ИРНИТ», 2007, 112 с.

Сведения об авторах_

Леонид Григорьевич Одинцов: главный научный сотрудник Центра координации деятельности ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), д. т. н.

Анатолий Иванович Запорожец: ведущий научный сотрудник Центра защитных мероприятий ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), к. т. н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заурбег Алиевич Хакиев: адъюнкт ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.