ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ДИСКУССИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
ВИДЫ АКТИВНОСТИ КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ
О.Б. Михайлова
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Проведен культурно-исторический и теоретический анализ основного источника всех инноваций в обществе — инновационного потенциала личности. Автор подробно описывает эволюцию терминов «инновация» и «потенциал» в различных отраслях науки. Рассматривается связь инновационной деятельности и активности личности. Представлен анализ феномена активности в дифференциальной психологии, на основании которого сформулировано предположение, что инновационный потенциал личности детерминирован разными видами активности.
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, инновационный потенциал личности, активность, виды активности.
Инновации в жизни человека возникают в связи с необходимостью адаптации к новым социально-экономическим условиям общества. Постоянный процесс адаптации и есть развитие личности. Если среда будет оставаться стабильной, не будет и развития. Лучшей стратегией адаптации к изменениям среды обитания является активность личности, особенно если эта активность направлена в русло созидательной инновационной деятельности.
Понятие «инновация» впервые появилось в научных исследованиях культурологов в XIX в. и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Это его значение до сих пор сохранилось в этнографии. В культурологии под инновациями понимали внедрение европейских обычаев и способов организации жизнедеятельности в традиционные азиатские и африканские общества [11].
В начале ХХ в. стали изучаться закономерности технических нововведений и оформилась новая область знания — наука о нововведениях, в рамках которой
стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Впервые понятие «инновация» в научное употребление ввел в 1911 г. американский ученый австрийского происхождения Й. Шумпетер в своей работе «Теории экономического развития». Он обозначил инновацию понятием «осуществление новых комбинаций» [12. С. 23].
Однако одно из первых инновационных наблюдений было сделано советским исследователем Н.Д. Кондратьевым в 1920-х гг. Он предположил, что инновационная деятельность общества циклична и на возникновение инноваций влияют кризисные явления общества, такие как изменения в технике и технологиях; войны и революции; появление на экономической арене новых сильных экономических государств; динамика цен на золото и т.п. Н.Д. Кондратьев предположил, что инновации распределяются по времени неравномерно, группируясь различным образом [11].
Наука о нововведениях — инноватика — возникла как отражение обострившейся потребности фирм в деятельности по разработке и внедрению новых услуг, идей. В 1930-е гг. в США утвердились термины «инновационная политика фирмы», «инновационный процесс» [2]. В 1960—1970-е гг. на Западе получают большой размах эмпирические исследования новшеств, осуществляемых фирмами и другими организациями. За последние полвека происходит интенсивное развитие инновационных процессов в обществе. В настоящее время инновации стали характерны для всех сфер деятельности.
Парадоксально, что об инновационной деятельности долгое время писали как об опосредованном от человеческой личности феномене, тогда как любое нововведение создается и претворяется в жизнь человеком. Однако успешность инновационных процессов определяется психологическими свойствами личности, которые связаны со способностью не только создавать, но и воспринимать, принимать, дополнять и, самое главное, распространять и внедрять новшества.
Исследование личностных детерминант инновационного поведения является основой организации инновационной деятельности и связано с изучением природы инновационной деятельности личности. «Сегодня задача исследователей состоит не столько в том, чтобы увеличивать число измерений, сколько в том, чтобы установить смысловые связи между уже известными подходами, каждый из которых предлагает свое объяснение по сути дела одного и того же с различных сторон изучаемого предмета» [3. С. 234].
Деятельность в психологии рассматривается как специфическая форма взаимодействия со средой, проявляющаяся в активности человека и направленная на познание и преобразование среды в целях удовлетворения потребностей. В теории деятельности исследовались макро- и микроструктура. Макроструктуру формируют отдельные (особенные) действия и операции. Микроанализ деятельности А.Н. Леонтьев рассматривает как способ объединения «генетического (психологического)» и «количественного (информационного)» подходов к ее изучению [4].
Для микроструктурного анализа В.П. Зинченко было предложено использовать более дробный компонент деятельности — «функциональные блоки», которые обеспечивают ее осуществление на физиологическом уровне. В данном слу-
чае классическая структура деятельности приобретает следующий вид: мотив — деятельность, цель — действие, функциональное свойство — условие, предметное свойство — функциональный блок [10].
Основой анализа и исследований инновационной деятельности личности служат принципы эргономического подхода, в рамках которого деятельность «...выступает и как предмет управления, т.е. то, что подлежит организации в слаженную систему функционирования и (или) развития на основе совокупности фиксированных принципов, которые формулируются в эргономике, социальной психологии и социологии труда» [10. С.72].
Активность личности выступает как практическое воплощение деятельности в непосредственном практическом взаимодействии человека с социумом. Активность социального индивида развивается в пространстве объектов культуры и социального взаимодействия с другими индивидами. Это динамическое состояние, проявление личностных свойств и качеств относительно вида деятельности.
По отношению к деятельности каждый вид активности также выступает в качестве «строительного материала», из которого «изготавливается» технология деятельности, следовательно, эффективное проявление личностных качеств в инновационной деятельности может рассматриваться как совокупность видов активности, детерминирующих и стимулирующих развитие инновационного потенциала личности.
В общей и педагогической психологии проблеме потенциала личности уделялось достаточно большое внимание. Эта проблема ставилась и обсуждалась в трудах многих известных ученых, таких, например, как Л.С. Выготский (зона ближайшего или потенциального развития ребенка), А.Н. Леонтьев (потенциал развития личности и ее деятельности), С.Л. Рубинштейн (потенциал человека как субъекта деятельности), Д.А. Леонтьев (личностный потенциал человека), В.Н. Мя-сищев (отношения и потребности как личностный и мотивационный потенциал человека), А.Г. Маклаков (адаптационный потенциал личности), Я.А. Пономарев, Е. Яковлева, Д.Б. Богоявленская (творческий потенциал личности), Е.Ф. Рыбалко, Л.Н. Кулешова, Т.В. Прохоренко, Ж.А. Балаклашина (интеллектуальный потенциал), А.Г. Шмелев, Г.А. Соловейчик, Т.Р. Гребенюк, Т.Р. Лепех (потенциал менеджера), а также в работах ряда известных зарубежных психологов, представителей гуманистического и экзистенциального направлений: Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Р. Мей (потенциал свободной и здоровой личности).
В зарубежной психологии понятие «потенциал» активно используется при изучении мотивации личности, в частности динамических характеристик мотива, тесно связанных с энергетикой его воздействия. Так, известны «поведенческий потенциал» (теория социального научения Дж. Роттера); «потенциал активации» (или «потенциал побуждения») Д.Е. Берлайна; «потенциал реакции» К.Л. Халла. В социальной теории поля К. Левина с помощью понятия «потенция» описывается психологическая сила, действующая на субъекта по направлению к целевой области.
О потенциалах человеческого развития писал основоположник акмеологии Б.Г. Ананьев. В рамках акмеологии активно исследуется рефлексивно-инновацион-
ный и творческий потенциал взрослого человека и способы его развития (И.В. Байер, Н.В. Васина, А.А. Деркач, С.Н. Маслов, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, В.Н. Толмачев, В.Н. Марков). В то же время, несмотря на достаточно широкий спектр теоретических подходов, опирающихся на термин «потенциал», это понятие все еще пока не получило целостной и систематической научной разработки.
В психологических исследованиях изучается потенциал личности, который рассматривается как интегральная системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, лежащая в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность деятельности и смысловых ориентаций на фоне давлений и изменяющихся внешних условий.
По мнению Д.А. Леонтьева, личностный потенциал предстает как интегральная характеристика уровня личностной зрелости, а главным феноменом личностной зрелости и формой проявления личностного потенциала является феномен самодетерминации личности, т.е. осуществление деятельности в относительной свободе от заданных условий этой деятельности — как внешних, так и внутренних условий, под которыми понимаются биологические, в частности телесные предпосылки, а также потребности, характер и другие устойчивые психологические структуры [5].
Понятие личностного потенциала профессионального развития человека включает, с одной стороны, реальные профессиональные возможности, его готовность к эффективной профессиональной деятельности, с другой — нереализованные (пока) профессиональные свойства, внутренние резервы человека.
В.П. Зинченко так описывает связь между действием и реальным результатом: «В образе действия присутствуют релевантные задачи и вполне реальные свойства ситуации и объекта действия. Происходит декомпозиция образа и композиция действия. Осуществление последнего тоже можно рассматривать как декомпозицию, но действие не исчезает вовсе, оставляя после себя не только результат, но и образ измененной действием ситуации... Образ требуемой ситуации трансформируется в образ действия» [3].
Таким образом, активность субъекта может выступать в качестве одного из условий и регулятивных механизмов, с помощью которых осуществляется инновационная деятельность. Предпосылками инновационной деятельности и реальным выражением инновационного потенциала личности являются различные виды активности.
В.Д. Небылицын выделял общую психическую активность индивида как психологическую характеристику особенности поведения человека: «Понятием общей активности объясняется группа личностных качеств, обусловливающих внутреннюю потребность, тенденцию индивида к эффективному освоению внешней действительности, к самовыражению относительно внешнего мира. Такая потребность может реализоваться либо в умственном, либо в двигательном (в том числе ре-чедвигательном), либо в социальном (общение) плане, и в соответствии с этим может быть выделено несколько видов общей активности» [7. С. 251].
В.Д. Небылицын подчеркивает, что каждый вид активности обладает «весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений» [7. С. 253]. На основании исследований В.Д. Небылицына выделены наиболее актуальные направления, касающиеся целостного анализа активности личности: 1) активность понимается как акт «самовыражения», как мера инициации и самоактуализации субъекта; 2) активность есть мера эффективного освоения и преобразования действительности, т.е. рассматривается в тесной взаимосвязи с продуктивностью взаимодействия субъекта с окружающей средой; 3) активность включает в себя динамический процессуальный аспект; 4) активность имеет личностный аспект, который определяется комплексом отношений и мотивов субъекта и регулирует ее направление, качество и уровень; 5) качественные особенности активности субъекта определяются доминирующим ее видом и выражаются в определенной форме.
Проведенный методологический анализ потенциала личности, активности и деятельности позволяет определить инновационный потенциал личности как совокупность свойств и способностей, выраженная в интегральных видах активности личности и проявляющаяся в определенных уровнях активности в непосредственной практической деятельности.
В качестве основных свойств и способностей инновационного потенциала личности выступают креативность, выраженная интеллектуальным видом активности, инновационность, выраженная деловым видом активности, и созидатель-ность, выраженная ценностно-мотивационным видом активности.
Под креативностью подразумевается способность производить новые идеи, знания, представления в виде общественно полезных благ. Творческий процесс связан с переводом общего потока информации в новые знания, их освоением и усвоением. Однако творческий процесс представляет собой вполне самостоятельную и самодостаточную компоненту в структуре инновационного потенциала личности и может быть изучен как самостоятельное явление (феномен) экономической психологии. Так, изобретатель (автор) часто выступает именно как творческая личность, а не как субъект технического или хозяйственного процесса. Не умея капитализировать свое изобретение (ноу-хау), он продает его другим хозяйствующим субъектам, которые, собственно, и есть предприниматели [9].
Интеллектуальная активность выделена как вид активности инновационного потенциала личности на основании исследований Д.Б. Богоявленской, которая в своих экспериментальных работах выделила единицу анализа творчества — интеллектуальную активность, которая отражает познавательные и мотивацион-ные характеристики творческой личности в их единстве.
Концепция Д.Б. Богоявленской характеризуется акцентом на личностных детерминантах творчества. В качестве наиболее специфического проявления интеллектуальной активности автор выделяет интеллектуальную инициативу мыслительной деятельности за пределами ситуативной заданности, не обусловленную ни практическими нуждами, ни внешней или субъективной отрицательной оценкой работы. В проведенных Д.Б. Богоявленской экспериментах по методу
креативного поля выявлены три уровня интеллектуальной активности, обозначенные условно как стимульно-продуктивный, эвристический и креативный [1].
Креативность выступает лишь общим условием инновационной деятельности. Осуществляя идеальную деятельность, исследователь, не способный капитализировать свое изобретение, не становится предпринимателем, поскольку перестает быть собственником собственного изобретения. Он получает вознаграждение за свои идеи, но отчуждает собственное изобретение, превращаясь в обычного продавца, а не инноватора. Другой вид деятельности — капитализация, освоение изобретения в процессе общественного производства. Здесь происходит превращение потенциально полезного блага в реально общественно полезное. Именно в этом состоит первое основание инновационной деятельности, связанной с переводом потенциального в действительное. Таким образом, если говорить об экономической детерминанте творческих способностей, то мы сталкивается с необходимостью обоснования нового термина — «инновационность». Основатель теории экономического развития Й. Шумпетер отождествлял нововведения с «осуществлением новых комбинаций», т.е. любое новшество является уникальной выборкой ресурсов из уже имеющихся знаний (концептуальные положения, теории, методики и т.д.), материальных, финансовых и других ресурсов, причем результаты нововведения служат, в свою очередь, компонентами при формировании решений для будущих задач. Й. Шумпетер стремился к тому, чтобы термин «новшество» употреблялся в совершенно определенном смысле: им должно было обозначаться решение предпринимателя о проведении в жизнь (впервые) новой идеи, касающейся технологии или какого-либо другого процесса, относящегося к управлению предприятиями [12].
Идея, предложение, проект, результат исследования, изобретение и т.п., хотя и выступают в качестве нового продукта, в чистом виде не являются нововведением или инновацией. И только воплотившись в изделия, услуги, технологии, которые восприняты потребителями, они становятся инновациями или нововведениями. Инновационность, таким образом, выступает продолжением креативности, ее экономизированным вариантом, ее превращенной формой, определенной социально-организованной практикой.
В общем виде инновационность можно определить как интегративную способность личности понимать, принимать, социально оценивать, распространять, внедрять и использовать новшества [8]. Наиболее полно инновационность может быть выражена в деловой активности личности, рассматриваемой в форме предпринимательства.
Необходимо подчеркнуть, что феномен предпринимательства как вид деловой активности до сих пор остается слабо изученным явлением социально-психологической и экономической реальности. Достаточно отметить, что в перечень важнейших характеристик предпринимательской деятельности не включена способность к личностному самосовершенствованию. Инициативность, риски, самостоятельность и другие важнейшие черты предпринимательства как деловой активности актуализируются только в процессе самосознания и самосовершенст-
вования личности. Деловая активность является детерминантой инновационности и развивает продуктивное воображение, аналитические способности, стремление реализовать креативную идею в практической деятельности.
Сами создатели новых благ часто просто не способны эффективно их реализовать массовому потребителю. Но предприниматель нацелен на получение максимальной выгоды, которая «раскладывается» на такие составляющие, как предпринимательская прибыль и общественная полезность. Пытаясь комбинировать различные сочетания этих составляющих, предприниматель также изобретает различные способы внедрения, апробирует уже имеющиеся технологии, усовершенствует их, создает новые. Комбинирование различных факторов в процессе капитализации благ и составляет смысл деловой активности.
Деловая активность как способность преодолеть принудительную ситуацию, что-либо предпринять в нужный момент — это способ социального взаимодействия, который обусловливает успех в условиях рыночной экономики.
Созидательный характер инновационной деятельности личности предопределятся ценностями и мотивами данной деятельности. Созидательность личности выражена в способности создавать и внедрять новшества, осознавая необходимость в них общества, стремление сделать жизнь общества лучше, предлагая новые технологии. Ценностно-мотивационное отношение к инновационной деятельности определено как совокупностью внутренних потребностей, так и наличием внешних условий и общественно-сложившихся ценностей, побуждающих к активности в любой сфере деятельности, приобретающей личностную значимость.
Изучение и развитие ценностно-мотивационной активности участников инноваций для нововведений имеет важное значение в любой сфере профессиональной деятельности. Переход от традиционной системы к реализации инноваций требует новых способов решения проблем. Это предполагает серьезную ломку привычных стереотипов, связанных с изменением подхода к целям, формам и методам деятельности.
Мотивационная готовность личности к инновационной деятельности представляет собой совокупность внутренних мотивов, адекватных инновационной деятельности, и обеспечивает успешность ее освоения и осуществления [2].
Проблема мотивации инновационной деятельности должна быть рассмотрена как проблема обретения субъектом адекватного личностного смысла профессиональной деятельности в системе других видов деятельности. Возникающее вследствие рассогласованности мотивов состояние дискомфорта приводит к тому, что труд лишается элемента личностного саморазвития, творческого потенциала и превращается из личностной ценности в средство заработка.
Как известно, деятельность есть специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры. Инновационная деятельность направлена на преобразование существующих форм и методов профессиональной деятельности, создание новых целей и средств ее реализации, именно поэтому она является одним из ви-
дов продуктивной, творческой деятельности людей. В трудах П.Ю. Анохина, Б.Ф. Ломова, А.Н. Леонтьева дается психологический анализ структуры деятельности как динамической системы действий, складывающейся и реорганизующейся под управляющим влиянием сложного взаимодействия образа результата с мотивационным компонентом деятельности.
Б.Ф. Ломов отмечал, что в качестве основных формирующих факторов деятельности можно выделить: мотив, цель, планирование, переработку текущей информации, оперативный образ (и концептуальную модель), принятие решения, действия, проверку результатов и коррекцию действий [6].
В связи с тем, что многообразные отношения человека со средой представлены в относительно устойчивой мотивационной сфере личности, любая деятельность, в том числе и инновационная, обычно соотносится более чем с одним мотивом и является, таким образом, полимотивированной.
Поскольку мотивы часто актуально не осознаются личностью, за исключением осознанных мотивов, превратившихся, по А.Н. Леонтьеву, в мотивы-цели, и тем более скрыты от других людей, в частности от заинтересованных лиц, например, руководителей, коллег, необходимо иметь ясное представление о том, как развивается инновационная деятельность: насколько напряженно, в каком направлении, из каких действий она строится, какие средства используются при разной мотивации личности [5]. Таким образом, в структуре инновационного потенциала личности со всей очевидностью выступает ценностно-мотивационный вид активности.
Ценностно-мотивационную активность необходимо рассматривать в двух направлениях: во-первых, с точки зрения места профессиональной мотивации в общей структуре мотивов и, во-вторых, оценив отношение личности к изменениям, т.е. выявив потребности в новшествах, особенности их восприимчивости, что определяет содержательную сторону творческой направленности профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2002.
[2] Голиченко О.Г. Российская инновационная система: проблемы развития // Вестник экономики. — 2004. — № 12. — С. 16—35.
[3] Зинченко В.П. Сознание и творческий акт. — М., 2010.
[4] Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.
[5] Леонтьев Д.А. Личностная зрелость как опосредствование личностного роста // Культурно-историческая психология развития / Под ред. И. А. Петуховой. — М., 2001. — С. 154—161.
[6] Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1983.
[7] Небылицын В.Д. Психофизиологическое исследование индивидуальных различий. — М., 1976.
[8] Михайлова О.Б. Методологические основы исследования инновационного потенциала личности // Вестник университета (ГУУ). — 2010. — № 21. — С. 71—75.
[9] Михайлова О.Б. Инновационный потенциал личности: диагностика и развитие. — М.: Институт МИРБИС, 2012.
[10] Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекооринтированнное проектирование техники, программных средств и среды. — М., 2001.
[11] Советова О.С. Основы социальной психологии инноваций: Учеб. пособие. — СПб., 2000.
[12] Шумпетер Й. Теория экономического развития. — М., 1982.
TYPES OF ACTIVITY AS DETERMINANTS OF INNOVATIVE POTENTIAL DEVELOPMENT IN PERSONALITY
O.B. Mikhailova
The Chair of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The most prominent characteristic of the given article is a cultural, historical and theoretical analysis of the main source of all innovations in the society, which is an innovative potential in a personality. The author closely describes the evolution of the terms "innovation" and "potential" in different fields of research. The relation between the innovation activity and the activity of a personality is also considered in the article. It further provides an analysis of the phenomenon of activity in differential psychology, on the basis of which an assumption is made that the innovative potential in a personality is determined by different types of activity.
Key words: innovations, innovative activity, innovative potential in a personality, activity, types of activity.