Михайлова О. Б. Характеристики ценностно-мотивационной активности студенческой молодежи
УДК 159.9.28
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЦЕННОСТНОМОТИВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
О. Б. Михайлова
Рассматриваются новые подходы к анализу и изучению ценностно-мотивационных аспектов активности личности, предопределяющих инновационную деятельность. Представлен анализ сравнительного эмпирического исследования ценностно-мотивационных характеристик у студентов с разным уровнем инновационности. На основе подробно описанной стратегии исследования и результатов выявлены значимые характеристики ценностно-мотивационной сферы студенческой молодежи
Ключевые слова: активность, ценностно-мотивационная активность, созидательность, инновационность, инновационная деятельность, инновационные качества личности.
Проблема исследования особенностей проявления созидательности в современном обществе продиктована необходимостью разработки новых форм управления развитием личности. В поисках границ между личной успешностью, эффективностью и результативностью формируются новые лидеры, которые могут использовать свою активность как во благо, так и во вред себе и обществу. Перспективность психологических направлений исследования личности связана с выявлением особенностей ценностно-мотивационных аспектов поведения и деятельности современной молодежи, а также с внедрением эффективных социально-психологических и психолого-педагогических технологий управления активностью для развития созидательности общества.
В качестве одного из маркеров, характеризующих особенности поведения, отечественные и зарубежные исследователи выделяют общую психологическую активность индивида, которая в том или ином виде детерминирует различные виды деятельности. Выдающийся отечественный психолог В. Д. Небылицин выделял общую психическую активность индивида как психологическую характеристику особенностей поведения человека: «Понятием общей активности объясняется группа личностных качеств, обусловливающих внутреннюю потребность, тенденцию индивида к эффективному освоению внешней действительности, к самовыражению относительно внешнего мира. Такая потребность может реализоваться либо в умственном, либо в двигательном (в том числе речедвигательном), либо в социальном (общение) плане, и в соответствии с этим может быть выделено несколько видов общей активности» '.
В. Д. Небылицин подчеркивает, что каждый вид активности обладает «весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений» 2. На основании исследований В. Д. Небылицина выделены наиболее актуальные направления, касающиеся целостного анализа активности личности: 1) активность понимается как акт «самовыражения», как мера инициации и самоактуализации субъекта; 2) активность есть мера эффективного освоения и преобразования действительности, т. е. рассматривается в тесной взаи-
мосвязи с продуктивностью взаимодействия субъекта с окружающей средой; 3) активность включает в себя динамический процессуальный аспект; 4) активность имеет личностный аспект, который определяется комплексом отношений и мотивов субъекта и регулирует ее направление, качество и уровень; 5) качественные особенности активности субъекта определяются доминирующим ее видом и выражаются в определенной форме.
Таким образом, психическая активность рассматривается в современной психологии личности как характеристика деятельности человека. Активность может пониматься как ценностный способ моделирования, структурирования и самоосуществления личностью деятельности, общения и поведения. Она является характеристикой деятельности, имеющей самостоятельную силу реагирования, и проявляется в свободной, сознательной, внутренне необходимой деятельности 3. Группа социально-психологических особенностей и качеств детерминирует активность и позволяет личности управлять ею, руководствуясь в том числе системой ценностей и мотивов. Таким образом, можно говорить о социально направленном ценностно-мотивационном виде активности, выраженном в форме созидательности.
Ценности общества и личности выступают ориентиром деятельности человека и позволяют ему оценивать себя и применение своей активности по отношению к окружающей действительности. Воспринимая из социума стандарты истины и лжи, допустимого и запретного, справедливого и несправедливого, личность формирует свои потребности и мотивы, демонстрируя особенности поведения и деятельности. Ценности не всегда осознаются индивидом, не теряя при этом своего регулятивного влияния на развитие личности.
Система ценностей формирует потребности и мотивы личности. Ценностно-целевые нормы и установки, транслируемые обществом, влияют на развитие системы мотивов, которые предопределяют результативность поведения индивида и его деятельности. Инновационное поведение во многом обусловлено особенностями ценностей и мотивов, структура которых не исследована. Поиск различий и связей между ценностно-мотивационной системой и проявлениями инновационности позволит выявить систему ценностно-мотивационных характеристик, на которые важно опираться при развитии инновационности личности 4.
Ценностно-мотивационное отношение к инновационной деятельности определено и как совокупность внутренних потребностей, и как наличие внешних условий и общественно сложившихся ценностей, побуждающих к активной деятельности в этой сфере и приобретающих личностную значимость.
Система ценностей человека является фундаментом его отношения к миру. Ценности можно рассматривать как относительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное и осознанное отношение человека к совокупности материального и духовного содержания жизнедеятельности общества. Мотивационная сфера традиционно выделяется как связующее звено в различ-
28
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014, № 4(59)
Михайлова О. Б. Характеристики ценностно-мотивационной активности студенческой молодежи
ных видах деятельности, которое обусловливает целенаправленный, сознательный характер действий человека и определяет потенциальные возможности личности. Проблемы мотивации и мотивов широко и многоаспектно освещаются в трудах отечественных и зарубежных психологов (В. Г. Асеев, Е. П. Ильин, В. И. Ковалев, К. Левин, А. Н. Леонтьев, Г. Ф. Ломов, А. Маслоу, В. Э. Миль-ман, Ж. Нюттен, С. Л. Рубинштейн, Б. А. Сосновский,
X. Хекхаузен и др.).
Изучение и развитие ценностно-мотивационной активности участников инноваций имеет важное значение для любой сферы профессиональной деятельности. Переход от традиционной системы к реализации инноваций требует новых способов решения проблем. Это предполагает серьезную ломку привычных стереотипов, связанных с изменением подхода к целям, формам и методам деятельности.
Показателями мотивационной готовности к инновационной деятельности служат:
— проявление интереса к новшеству и его динамика — позитивное отношение к новшеству, желание им заниматься; переживание позитивных эмоциональных состояний по поводу инноваций, стремление оценивать свой профессиональный и личностный опыт с позиций инноваций; позитивное отношение к перспективам инновационной деятельности;
— сформированность мотива самосовершенствования — осознание своих возможностей, необходимости работы над собой, появление большей уверенности в себе;
— сформированность мотива преодоления затруднений — осознание личностью недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить; понимание своих проблем, самостоятельность в их решении и ответственность 5.
Проблема мотивации инновационной деятельности должна быть рассмотрена как проблема обретения субъектом адекватного личностного смысла профессиональной деятельности в системе других видов. Возникающее вследствие рассогласованности мотивов состояние дискомфорта приводит к тому, что труд лишается элемента личностного саморазвития, творческого потенциала и превращается из личностной ценности в средство заработка. В современной практике управления развитием личностного потенциала очень важно вернуть созидательную, результативную для общества ценность труда. Изучая потребности, интересы и ценности юношества, образовательная среда может и должна влиять на систему мотивов новых поколений таким образом, чтобы личностная активность каждого выражалась в конструктивном поведении и деятельности. Таким образом, при правильном управлении развитием личности ценностно-мотивационная активность выражается в новых результатах деятельности (рис. 1) 6.
В психологических исследованиях деятельность рассматривается как специфическая форма активного отношения человека к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры. Инновационная деятельность
Рис. 1. Линейная структура ценностно-мотивационной активности
направлена на преобразование существующих форм и методов профессиональной деятельности, осознание и создание новых целей и средств ее реализации. Именно поэтому результативность данной деятельности приводит к ожидаемому прогрессу развития общества в целом. В трудах П. Ю. Анохина, Б. Ф. Ломова, А. Н. Леонтьева дается психологический анализ структуры деятельности как динамической системы действий, складывающейся и реорганизующейся под управляющим влиянием сложного взаимодействия образа результата с мотивационным компонентом деятельности.
Б. Ф. Ломов отмечал, что в качестве основных формирующих факторов деятельности можно выделить мотив, цель, планирование, переработку текущей информации, оперативный образ (и концептуальную модель), принятие решения, действия, проверку результатов и коррекцию действий 7.
В связи с тем что многообразные отношения человека со средой представлены в относительно устойчивой мотивационной сфере личности, любая деятельность, в том числе и инновационная, обычно соотносится более чем с одним мотивом и является, таким образом, полимотивированной.
Поскольку мотивы часто актуально не осознаются личностью, за исключением осознанных мотивов, а тем более скрыты от других людей, необходимо ответить на актуальные вопросы: в каком направлении, из каких действий строится, какая направленность используется при разных ценностно-мотивационных особенностях личности?
Мотивационный компонент инновационной деятельности представляется необходимым рассматривать в двух направлениях. Во-первых, с точки зрения места профессиональной мотивации в общей структуре мотивов. Во-вторых, с позиции отношения личности к изменениям, т. е. потребности в новшествах, особенностях их восприимчивости, что и определяет содержательную сторону творческой направленности профессиональной деятельности.
С целью выявления значимых особенностей в ценностно-мотивационной структуре у групп с различным уровнем проявлений инновационности было проведено исследование с участием 140 студентов экономиче-
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014, № 4(59)
29
Михайлова О. Б. Характеристики ценностно-мотивационной активности студенческой молодежи
ского факультета Российского университета дружбы народов (РУДН). Возраст респондентов колеблется от 19 до 21 года. В качестве диагностических методик использовались Шкала самооценки инновационных качеств личности (Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко); Опросник мотивационной структуры личности (Э. Мильман); Опросник реальной структуры ценностных ориентаций личности (C. C. Бубнова).
В результате изучения самооценки инновационных качеств личности в исследуемой выборке были выявлены группы с высоким, средним и низким уровнем ино-вационности. Наибольшей по численности оказалась группа студентов со средним уровнем инновационности. Это объясняется тем, что инновационный потенциал студенческой аудитории недостаточно развит.
На основе сравнительного анализа ценностно-мотивационных характеристик инновационности студентов, критерия Краскела-Уоллиса, коррелляционного и факторного анализа определены ценностно-мотивационные характеристики, которые имеют статистические значимые различия и являются особенностью в каждой из групп:
— в ценностях респондентов, имеющих низкий уровень инновационности, доминируют приятное времяпрепровождение и отдых, общежитейская мотивация, хотя они ориентированы на высокий социальный статус и управление людьми;
— у респондентов со средним уровнем инновационности выделены такие ценностно-мотивационные характеристики, как жизнеобеспеченность, комфорт, общение, в мотивационной структуре доминировали общежитейские и рабочие мотивы, а также мотивы социальной полезности, общей активности;
— в группе респондентов с высоким уровнем инновационности выражены мотивы творческой активности, общей и рабочей активности, что свидетельствует о преобладании мотивов активности над ценностными ориентациями.
В ходе факторного анализа были выделены три группы факторов, составляющих ценностно-мотивационные характеристики инновационности студенческой молодежи. Первая группа факторов представляет структуру ценностей в каждой группе, вторая — особенности ценностно-мотивационной сферы с ориентацией на будущее, третья определяет доминирующие мотивы.
Для группы студентов с низким уровнем инновационности характерна такая структура ценностей, как наслаждение прекрасным, любовь, признание и уважение людей и влияние на окружающих для достижения позитивных изменений в обществе. Ориентация данной группы на будущее связана с высоким материальным благосостоянием, высоким социальным статусом и управлением людьми. Среди ведущих мотивов данной группы лидируют общая активность и общежитейская мотивация.
Результаты факторного анализа в группе со средним уровнем инновационности показали многообразную структуру ценностей — приятное времяпрепровождение, отдых, высокое материальное благосостояние; по-
иск и наслаждение прекрасным, помощь и милосердие к другим людям; любовь, познание нового в мире, природе, человеке, высокий социальный статус и управление людьми, признание и уважение людей и влияние на окружающих, социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе. В будущем группа не ориентирована на развитие своего креативного потенциала, система ценностно-мотивационных аспектов и структура доминирующих мотивов в ходе исследования не определена.
В группе с высоким уровнем инновационности выявлены следующие ценностные ориентации: познание нового в мире, природе, человеке, высокий социальный статус и управление людьми, признание и уважение людей и влияние на окружающих, социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе. Ориентация на будущее связана с высоким материальным благосостоянием, помощью и милосердием к другим людям, поиском и наслаждением прекрасным, признанием и уважением людей и влиянием на окружающих. Доминирующие мотивы и ценности — склонность к творчеству и здоровье.
Обобщая результаты проведенного исследования, следует отметить, что в ценностно-мотивационной структуре студентов с низким уровнем инновационности просматриваются тенденции к гедонистической и эксплуатационной направленности. На фоне демонстрируемых ценностных ориентаций на приятное времяпрепровождение и отдых выявлена направленность на высокий социальный статус и управление людьми. Таким образом, явно прослеживается тенденция к достижению статусности и управлению людьми, без стремления к созидательной активности и творческой деятельности. Данные характеристики являются тревожными симптомами: очевидно, что группе студентов необходимо особое внимание психологической службы вуза и профессорско-преподавательского состава для развития ценностно-мотивационной активности, направленной на социальную созидательность. Есть риски, что индивиды с низкой инновационностью составят группу паразитирующих на активности более развитых личностей и эксплуатирующих потенциал более креативной части общества.
Группа студенческой молодежи со средним уровнем инновационности показала разнообразную палитру ценностных ориентаций, где равнозначно представлены как гедонистические, так и ценностно-мотивационные аспекты социальной активности и созидательности. Данная тенденция объясняется возрастными особенностями юношеского периода развития, когда одни ценностные ориентации и мотивы активно сменяются другими. В целом ценностно-мотивационная сфера неустойчива и подвержена серьезным изменениям под влиянием социума. Именно социально-экономические тенденции общества будут иметь значительное влияние на структуру ценностно-мотивационной сферы и, следовательно, на уровень развития инновационности личности. Полученные данные характеризуют выборку студентов со средним уровнем инновационности как груп-
30
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014, № 4(59)
Малетин С. В. Формирование профессиональной ответственности сотрудника полиции...
пу с неопределенной структурой мотивов, что свидетельствует о необходимости психолого-педагогического влияния на развитие мотивационной сферы молодежи.
В группе с высоким уровнем инновационности, как и в группе с низким уровнем инновационности, выявлены ценностные ориентации на высокий социальный статус и управление людьми. В отличие от первой группы, в данной выборке ценностные ориентации представлены большим многообразием, среди них — познание нового в мире, природе, человеке, признание и уважение людей и влияние на окружающих, социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе. Однако мотивационная структура выражена только творческой активностью. Обнаружено отсутствие четко выраженной мотивации к конкретной деятельности, в рамках которой можно применить свою творческую активность. Вызывает серьезные опасения то, что мотивы творческой активности, не подкрепленные мотивами социальной значимости в конкретной деятельности, могут трансформироваться в иные жизненные потребности. Таким образом, группа студентов с высоким уровнем инновационности при достаточно выраженных созидательных ценностных ориентациях также нуждается в психологическом сопровождении, развитии социальной напрвленности и активизации инновационного потенциала.
В поисках социально-психологических и социальноэкономических приоритетов развития современного общества перспективы психологических исследований на-
УДК 378.634
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ В УСЛОВИЯХ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА
С. В. Малетин
В статье делается попытка раскрыть понятие ответственности применительно к деятельности сотрудников полиции и, исходя из значимости данного профессионально важного качества, представить технологию ее формирования с использованием потенциала гуманитарного образовательного пространства вуза МВД России.
Ключевые слова: ответственность, курсант как будущий сотрудник полиции, профессиональное образование, формирование профессиональных качеств.
Понятие ответственности характеризует отношение личности к обществу, в котором реализуются предъявляемые к ней требования в той мере, в какой это соответствует ее долгу. О. А. Шушерина отмечает, что признаки ответственности личности проявляются в личностно-профессиональной мотивации принятия возлагаемых обязанностей, понимании содержания обязанностей, самостоятельном принятии решений '.
Определяя понятие профессиональной ответственности сотрудника полиции, мы рассматриваем ее в кон-
правлены на выявление ценностно-мотивационных характеристик личности и формирование созидательной активности молодежи. Культивирование социальной средой определенных ценностей и мотивов существования общества порождает новые поколения личностей, ориентирующихся в своей деятельности на ценности, транслируемые обществом. Ценно стно-мотивационная активность молодежи является основой прогресса общества и его благополучия.
Диагностика ценностно-мотивационных аспектов инновационной деятельности и разработка программ развития активности личности являются основополагающими условиями совершенствования инновационного потенциала личности и самореализации данного потенциала в практической профессиональной деятельности.
1 Небылицин В. Д. Психофизиологическое исследование индивидуальных различий. М., 1976. С. 251.
2 Там же. С. 153.
3 Михайлова О. Б. Психология становления инновационного потенциала личности : монография. М., 2013. 215 с.
4 Михайлова О. Б. Виды активности как детерминанты развития инновационного потенциала личности // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2012. № 4. С. 35-44.
5 Коптяева О. Н. Мотивационная готовность педагогов к инновационной деятельности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2009. С. 15.
6 Михайлова О. Б. Инновационный потенциал личности: диагностика и развитие : монография. М., 2012. 178 с.
7 Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1983. С. 123.
тексте служебного долга. Долг личности состоит в том, чтобы осознавать и применять к конкретной ситуации требования профессиональные, моральные, социальные и т. д. К. Муздыбаев, занимаясь проблемой психологии ответственности, соотносит ее непосредственно с долгом, выделяя при этом роль ответственности в отражении «пределов долга». «Долг есть обязанность человека перед кем-то или перед своей совестью. Совесть же представляет собой осознание и переживание ответственности, основанное на самооценках исполнения обязанности» 1 2 3 4 5 6 7.
Выбирая профессию сотрудника полиции, гражданин принимает на себя ответственность, связанную с выполнением служебных обязанностей. Круг этих обязанностей предписан, а ответственность предполагает внимательное и тщательное их исполнение.
Объективную основу содержания категории «профессиональная ответственность» составляет реально существующая зависимость между результатом профессиональной деятельности и теми последствиями, которые она может иметь для общества, конкретных людей.
Социальное значение формирования ответственности специалиста как профессионально значимого качества состоит в том, что высокая степень ее сформиро-ванности в процессе обучения в вузе обеспечивает ему в современных условиях возможность успешно выполнять свои профессиональные обязанности.
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014, № 4(59)
31