УДК 32 Менса Коку Мариус
аспирант кафедры международного права Российского университета дружбы народов
ВИДЕНИЕ, МЕТОДЫ, ЦЕЛИ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ МЕРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ЭКОВАС
Mensah Cocou Marius
PhD student, International Law Subdepartment, Peoples' Friendship University of Russia
VISION, METHODS, OBJECTIVES AND STRATEGIC MEASURES OF ENVIRONMENTAL POLICY OF ECOWAS
Аннотация:
В статье говорится о видении, методах, целях и стратегических мерах экологической политики ЭКОВАС - Экономического сообщества западно-африканских государств. Политика ЭКОВАС направлена на срочное восстановление окружающей среды и борьбу против деградации всего ландшафта. Методы тесно связаны с глобальным стратегическим планом по улучшению экологической ситуации ЭКО-ВАС. Все эти шаги направлены на оптимизацию деятельности департамента окружающей среды ЭКО-ВАС и сотрудничество с другими органами с целью обеспечения региональной интеграции.
Ключевые слова:
ЭКОВАС, региональные организации, экономическая интеграция, экология, Западная Африка, стратегические меры экологической политики ЭКОВАС, деградация земель, обезлесение, ухудшение ландшафтов.
Summary:
This article is concerned with the vision, methods, objectives and strategic environmental policy of ECOWAS, the Economic Community of West African States. The ECOWAS policy is focused on the urgent restoration of the environment and the countermeas-ures to the landscape degradation. The methods are directly connected with the global strategic plan on improvement of the environmental situation developed by ECOWAS. All these measures are aimed at the reinforcement of the ECOWAS environmental department, collaboration with other authorities in order to ensure the regional integration.
Keywords:
ECOWAS, regional organizations, economic integration, environment, West Africa, strategic measures, ECOWAS environmental policy, land degradation, deforestation, degradation of landscapes.
В январе 2007 г. секретариат Экономического сообщества западно-африканских государств (ЭКОВАС) со штаб-квартирой в Абудже был преобразован в комиссию, во главе с президентом, при содействии вице-президента и семи уполномоченных. В рамках процесса реструктуризации директорат по окружающей среде был выведен из бывшего департамента сельскохозяйственного и сельского развития и преобразован в уполномоченный орган по сельскому хозяйству, окружающей среде и водным ресурсам [1]. В значительной степени экономика членов ЭКО-ВАС основана на природных ресурсах. В основном источником доходов являются леса, дикая природа, пастбища, водоемы и сельскохозяйственные угодья. Тем не менее в регионе наблюдается довольно высокий уровень развития городских систем и учреждений. В то время как прирост населения в среднем равен 2,7 % в год, темп экономического роста составляет 6 %. Однако быстрый рост городской структуры оказывает давление на управление ресурсами и отрицательно влияет на окружающую среду.
Загрязнения и вредные воздействия, чрезвычайно увеличившиеся в результате быстрой урбанизации и новой индустриализации, влекут за собой серьезные проблемы не только в городах, но и в сельской местности, прибрежных районах и вдоль рек. Высшее руководство субрегионов, обеспокоенное данной проблемой, прикладывает все усилия для обеспечения устойчивого управления ресурсами и защиты окружающей среды. Муниципальные служащие, градоначальники и политические деятели начали акцентировать свое внимание на этих вопросах. Был принят ряд инициатив, которые, к сожалению, исходили из изолированных и оппортунистических решений. Они не были записаны в политике стратегических целей, направленной на развитие, руководство и содействие общим крупным субрегиональным действиям. В регионе ЭКОВАС состояние окружающей среды и природных ресурсов характеризуется общей тенденцией регресса и истощения ресурсов. Это - деградация земель, обезлесение, ухудшение ландшафтов и потеря биологического разнообразия [2], вызванные комбинированным воздействием природных факторов, таких как засуха и наводнения, а также человеческими факторами, такими как неразумное использование деревьев и лесов; быстрое изменение статуса и качества водных ресурсов, несмотря на тот факт, что вода является необходимым источником нормального функционирования всех экосистем Земли [3].
ОБЩЕСТВО: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО (2014, № 4)
Экологическая политика ЭКОВАС направлена на срочное восстановление окружающей среды и борьбу против деградации всего ландшафта, потому что, по мнению профессора М.Н. Копылова, это один из решающих факторов, влияющих на здоровье человека [4]. Именно по этим причинам А.М. Солнцев считает, что следует усилить международное сотрудничество государств в области управления и рационального использования ресурсов, поскольку это играет огромную роль в их сохранении [5]. При этом некоторые теоретики считают, что международное право не может регулировать все ресурсы. К примеру, экологическое законодательство отличается от водного. Водное законодательство в меньшей степени относится к международным обязательствам государств, если речь идет о внутренних и внешних водных ресурсах [6], тогда каждое государство должно правильно регулировать ресурсы во благо человечества в данной сфере.
Возобновление более тесного взаимодействия в экологических программах способствовало созданию нового партнерства в интересах развития Африки (НЕПАД) и формированию его общей и субрегиональной экологических программ. Метод, разработанный НЕПАД, отражает намерение создать согласованные и конвергентные политики:
- посещение всех стран субрегиона для диагностики общего состояния окружающей среды;
- выявление и анализ основных проблем и институциональных рамок;
- анализ решений, принятых индивидуально и коллективно;
- оценка перспектив и значения региональной интеграции;
- выделение основных проблем и сосредоточенность на будущих мероприятиях для достижения стратегических целей.
Эти методы непосредственно связаны с глобальным стратегическим планом по улучшению экологической ситуации ЭКОВАС. Но дело в том, что большинство учреждений и заинтересованных сторон, участвующих в управлении природными ресурсами и охране окружающей среды, работают в изоляции и без специальной основы. Деятельность таких органов должна быть скоординирована для реализации экологической политики ЭКОВАС. Это значит, что все субрегиональные инициативы в области развития должны быть связаны с инициативами Африканского союза, т. е. подключиться к инициативе НЕПАД и сотрудничеству. Такие шаги характеризуются междисциплинарным подходом и прозрачностью для решения экологической проблемы. Чтобы справиться со сложившейся ситуацией, ЭКОВАС было предложено:
- систематическая координация концепции и политических рамок между основными организациями субрегиона с целью гарантии согласованности в общем плане действий;
- институциональный диалог между политикой основных институтов и организацией технического сотрудничества;
- создание надлежащей имплементации, оценки и контроля применяемых механизмов;
- необходимое создание стимулов и полезной системы для обеспечения соблюдения политики и стандартов.
Все эти шаги, направленные на укрепление департамента окружающей среды ЭКОВАС, должны привести к сотрудничеству с другими органами с целью обеспечения региональной интеграции. Таким образом, началась подготовка субрегиональной программы действий по борьбе с опустыниванием в Западной Африке (SRAP-Вашингтон). Политика окружающей среды ЭКОВАС предполагает, что сотрудничество должно быть достигнуто:
- через создание политического органа (министерской встречи или конференции по окружающей среде);
- через создание научного комитета или подкомитета, который будет отвечать за мониторинг и укрепление научных аспектов реализации политики;
- через поддержание субрегиональной сети учреждений, которые помогут сообществу в реализации политики [7].
Ресурсы для реализации экологической политики будут выделены, во-первых, из собственных ресурсов субрегиона - в основном за счет общих средств или средств, выделенных Комиссией ЭКОВАС (в частности, из регионального Фонда солидарности), а также за счет взносов других органов и взносов, выделенных отдельными странами для совместных программ, ориентированных на конкретный аспект политики. Также планируется использование ресурсов в рамках международного сотрудничества через программы, направленные на борьбу с деградацией земель, водных ресурсов и опустыниванием. По большей части потенциал международного сотрудничества будет включать в себя финансирование программ Организации Объединенных Наций и технических организаций: ФАО, ПРООН, ЮНЕП, ЮНЕСКО, ВМО; финансирующие учреждения, такие как ПРООН, Всемирный банк (ГЭФ, в частности, и его оперативные программы по земель-
ной деградации); Углеродный фонд, МФСР, Глобальный механизм и т. д. Также планируется финансирование от двустороннего сотрудничества (например, программы международных НПО, которые очень активны в странах субрегиона).
ЭКОВАС необходимо будет разработать стратегии мобилизации средств и партнерства для того, чтобы извлечь пользу из этих ресурсов, которые регулируются простыми, но менее благоприятными правилами для правительственных организаций. Имплементация экологической политики будет являться объектом постоянного мониторинга и периодической оценки ЭКОВАС. Такие механизмы мониторинга и оценки включают в себя: консультации и координацию механизма экологической политики и инициатив, регулярные конференции по окружающей среде на уровне министерств, а также заседания экспертов высокого уровня.
Ссылки:
1. Direction de l'Agriculture et du Développement Rural [Электронный ресурс]. URL: http://agric.comm.ecowas.int/ (дата обращения 15.05.2014).
2. ECONOMIC COMMUNITY OF WEST AFRICAN STATES, ECOWAS ENVIRONMENTAL POLICY, Published by the Environmental Directorate, ECOWAS Commission, Abuja, Nigeria, 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://www.comm.eco-was.int/dept/d/d2/en/ecowas_environment_policy.pdf (дата обращения: 15.05.2014).
3. Абашидзе А.Х., Кислицына Н.Ф. Доступ к питьевой воде - неотъемлемое право человека // Обозреватель - Observer. 2004. № 7. C. 86-94.
4. Копылов М.Н. Право на благоприятную окружающую среду: процесс становления юридического содержания // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. М., 2003. № 1. C. 48-54.
5. Солнцев А.М., Миловидов О.Д. 15-летний итог деятельности ООН в сфере сохранения лесных ресурсов // Юрист-международник. 2007. № 3. С. 40-49.
6. Водное законодательство и экологические вызовы : сборник материалов научно-практической конференции / сост. С.А. Боголюбов, Д.О Сиваков, О.А.Золотова. Москва, 15 июня 2012 г. М., 2012. С. 39.
7. ECONOMIC COMMUNITY OF WEST AFRICAN STATES, ECOWAS ENVIRONMENTAL POLICY ...