Менса Коку Мариус
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА СТРАН ЗАПАДНОЙ АФРИКИ (ЭКОВАС) С ЦЕЛЬЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
15.3. ПРОГРЕССИВНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА СТРАН ЗАПАДНОЙ АФРИКИ (ЭКОВАС)
С ЦЕЛЬЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Менса Коку Мариус, аспирант кафедры международного права
Место учебы: Российский университет дружбы народов, Москва
Аннотация: В статье говорится об ЭКОВАС - Экономическом сообществе западноафриканских государств и его роли для развития региона. ЭКОВАС является крупнейшим и самым комплексным из региональных организаций в Западной Африке. Изменения климата и экономическая интеграция - важные цели для ЭКОВАС. Данная статья обсуждает достижение ЭКОВАС как региональной организации, и его способность реализовать интеграцию между государствами.
Ключевые слова: ЭКОВАС, Региональные организации, Экономическая интеграция, Западная Африка, изменения климата, таможенный союз.
PROGRESSIVE FORMATION OF ECONOMIC COMMUNITY OF WESTERN AFRICA COUNTRIES (EKOVAS) FOR THE PURPOSE OF ECONOMIC INTEGRATION
Mensah Cocu Marius, post-graduate
Study place: Peoples' Friendship University of Russian, Moscow
Annotation: The article is about the Economic community of the West African states and its role for region development. It’s the largest and the most complex of the regional organizations in the Western Africa. Climate changes and economic integration are important purposes for the organisation. This article discusses Ecowas achievement as the regional organization, and his ability to realize integration between the states.
Keywords: ECOWAS, Regional organizations, Economic integration, Western Africa, climate changes, Customs union
Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС) было создано 28 мая 1975 г.[1] т.е. 3 года спустя после Стокгольмской конференции. ЭКОВАС была организована в соответствии с Лагосским договором с целью создания сообщества для продвижения экономической интеграции стран региона. Настоящий договор был подписан 16 государствами западной Африки : Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар, Кабо Вер-де, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Либерия, Мали, Мавритания, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне и Того.
Большинство из этих стран являлись бывшими колониями Франции, где уже в XIX веке, по решению французского руководства были созданы административные службы, а также таможенные и валютные сою-
зы. Однако после освободительных движений и начала деколонизации, т.е. конца колониального господства и достижения национального суверенитета франкоязычными странами Западной Африки, Центральное правительство и рыночные механизмы, организованные колониальными державами, перестали существовать. Осталась только единая денежная единица поддерживающая зависимость и экстраверсию экономик этих стран и французской метрополии. Таким образом, Кот-д'Ивуар, Дагомея (ныне Бенин), Верхняя Вольта (ныне Буркина-Фасо), Мавритания, Нигер и Федерации Мали (Республика Мали и Сенегал) подписали в Париже 9 июня 1959 года соглашение, целью которого, в соответствии со статьей 1 являлось «установить между подписавшими его государствами общий таможенный союз, который охватывает правила въезда и выезда, а также применяется к импорту и экспорту товаров участвующих государств». Статья также добавляет, что «налоговые или таможенные законодательства, не могут быть изменены в отношении условий торговли между подписавшими его государствами и только существующие налоговые законы, имеющие силу до 31 марта 1959 года, остаются».
Первое соглашение таможенного союза стран западной Африки (UDEAO) довольно краткое и насчитывает только семь (7) статей, которые указывают принципы внедренного механизма: общая свобода в движении продуктов по единому тарифу между странами-членами Союза. Тем не менее, многочисленные нарушения, препятствующие свободному грузообороту, сделали первую статью соглашения бесполезной. Тогда, 06 июня 1966 года в Абиджане, государства, образовывающие таможенный союз западной Африки, констатирующие неуспеваемость своего сотрудничества, решили усовершенствовать существующий договор, путём создания новых структур, таких как, например должность генерального секретаря, комитет экспертов и совет Министров. Также была установлена преимущественно тарифная система в отношении товаров, происходящих из UDEAO, в пределах 50% от общей цены. Что являлось наиболее благоприятной налоговой системой, примененной к подобному продукту, импортированному другими странами. Несмотря на все усилия, в виду слишком узкой экономической политики, ситуацию улучшить не удалось. К 1969 году, уровень торговли между государствами таможенного союза (UDEAO), оцененный в 22 миллиарда франков КФА, показывал только 10 % от объема внешней торговли этих государств, составляющий 233,6 миллиарда. Конечно, соглашение 06 июня 1966 значительно укрепило техническую сторону процесса, однако не принесло ожидаемых результатов.
Преодолевая нарастающее напряжение в Союзе, государства начали автономно манипулировать своими таможенными ставками и налоговыми регламентациями, используя средства двусторонних согласований. В начале 1970 г. некоторые страны - члены Таможенного союза в сотрудничестве с Европейском экономическим сообществом (ЕЭС) начали способствовать созданию новой организации, которая будет учитывать не только коммерческие аспекты региональной специализации работы, но также аспекты, относящиеся к региональному экономическому развитию. Дело в том, что после десяти лет взаимодействий, государства запад-
245
Бизнес в законе
2’2014
ной Африки так и не сумели заложить основы эффективного сотрудничества для экономического развития.
В попытке решить данную проблему на основе опыта, накопленного в период с 1959 по 1966 годы (создание и совершенствование текстов UDEAO), государства западной Африки в 1972 в Бамако и в 1973 в Абиджане, подписали взаимный протокол применения, устанавливающего зону, согласованную оборотом и экономическим интегрированием. Речь идет о слиянии шести государств, таких как Кот-д'Ивуар, Верхняя Вольта, Мали, Мавритания, Нигер и Сенегал. Это нации, которые объединяют одна колониальная история, официальный язык; схожая география и единая валюта. Единственной страной, сопротивлявшейся валютному союзу, была Мавритания. Договор был подписан 17 апреля 1973 и вступил в силу 1 января 1974 и объединяет эти страны в Сообщество Стран Западной Африки (CEAO). Новый альянс в отличие от союза стран западной Африки, был с одной стороны основан на «серьезной политической воле руководителей государств, которые вовлечены в солидарность судьбы» и, с другой стороны, хорошо организован и структурирован, с функциональными и постоянными инстанциями.
Цели CEAO (сообщество стран западной Африки) кажутся амбициозными и благородными, но в то же время труднодостижимыми, так как большинство государств-членов относятся к категории наименее развитых стран (НРС), кроме республики Кот-д’Ивуар, чья экономика отличалась стабильностью. Все остальные области являлись частью Сахеля и имели известные трудности. Назначение сообщества четко указано в Договоре в статье 3, которая гласит: «миссией сообщества является содействие согласованному и сбалансированному развитию хозяйственной деятельности государств-членов с целью скорейшего повышение уровня жизни их населения. Для ФАО, региональная торговая интеграция может быть позитивным фактором для продовольственной безопасности, если это способствует повышению общего экономического роста в странах-участницах» [2]. Три инструмента были разработаны для достижения экономической интеграции:
- Плата за региональное сотрудничество;
- Фонд Сообщества по вопросам развития;
- Фонд солидарности и инвестиционного развития Сообщества.
В то же время в 1973 году с целью эффективного экономического развития в Союз Стран реки Мано (Английский Mano River Union - MRU) объединились Либерия, Сьерра-Леоне и Гвинея.
Страны-участницы СЕАО, убежденные в необходимости создания более крупного и сильного экономического блока, предложили слияние со странами реки Мано с целью быстрого развития экономики западной Африки. Именно в этом контексте создание Экономического Сообщества Стран Западной Африки было закреплено Договором от 28 мая 1975 года в Лагосе, в Нигерии. ЭКОВАС намечает широкую основу для сотрудничества между странами Западной Африки. Со времени образования сообщества, только Мавритания покинула его по собственному желанию в 2000 году.
Договор союза был пересмотрен 24 июля 1993 года. Деятельность сообщества направлена на содействие региональной интеграции с точки зрения экономического союза Западной Африки для улучшения условий жизни ее народов, поддержание и укрепления экономической стабильности, а также упрочение отношений
между государствами-участниками, и должна способствовать прогрессу и развитию африканского континента.
Отсутствие на универсальном уровне авторитетные международные межправительственные организа-ции[3] для решения экологических проблем не должно препятствовать ЭКОВАС регулировать острые экологические вопросы даже если данные вопросы обсуждается в доктрине с 1980-х гг. В этом случай, Необходимо тесно сотрудничать с ведущими международными организациями, работающими в области интеграции и охраны окружающей среды, например, агентства Франкофонии, Европейский союз (ЕС), некоторые региональные и субрегиональные организации (ЭКОВАС, ЗАЭВС), страны-партнеры в контексте двустороннего соглашения, а также внутренние политические и административные учреждения, на которые возложена забота об окружающей среде.
Список литературы:
1. http://www.comm.ecowas.int/sec/index.php?id=about_a&lang =fr (дата обращения в 08.02.2014г)
2. http://www.fao.Org/docrep/004/y4793e/y4793e09.htm#TopOf Page (дата посещения в 10.02.2014 г)
3. Копылов М.Н. Международная экологическая администрация// закон и право.- 1998.- No 10- C.32-36;
4. Копылов М.Н. Солнцев А.М. Международное экологическое право перед вызовами современности(международная экологическая организация)// Евразийский юридический журнал.- 2013.- No 1 (56)- С/ 56-58.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Менса Коку Мариуса на тему: «Прогрессивное формирование экономического сообщества стран западной Африки (ЭКОВАС) с целью экономической интеграции»
В рецензируемой статье представлен ход формирования ЭКОВАС в региональную организацию экономической интеграции. При этом автор продемонстрировал глубокое знание предмета своего исследования, основных ключевых моментов, определивших тенденции формирования сообщества на достаточно длительную перспективу, влияние ЭКОВАС не только на интеграционные процессы в Западной Африке, но и на решение целого ряда экологических проблем и вызовов, поставленных перед государствами-членами Сообщества современной цивилизацией и глобализацией.
Несомненного внимания заслуживает тот раздел статьи, в котором автор раскрывает юридическое содержание трех основных компонентов в политике ЭКОВАС, которые обеспечивают дальнейшее углубление и расширение интеграции государств-членов.
Необходимо отдельно отметить вывод автора статьи о том, что в условиях отсутствия в настоящее время универсальной международной межправительственной экологической организации ответственность за решение экологических проблем и вызовов должна быть перемещена на региональные и субрегиональные организации экономической интеграции, наделенные полномочиями решать вопросы в области природопользования.
С учетом вышесказанного, научная статья Менса Коку Мариуса на тему «Прогрессивное формирование экономического сообщества стран западной Африки (ЭКОВАС) с целью экономической интеграции» может быть рекомендована к опубликованию в научном журнале.
Рецензент: д.ю.н., проф.
М.Н. Копылов
246