Научная статья на тему 'VI Покровские чтения в Хельсинки'

VI Покровские чтения в Хельсинки Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
65
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «VI Покровские чтения в Хельсинки»

VI Покровские чтения в Хельсинки

14—15 октября 2015 г. в Хельсинки прошли VI Международные образовательные Покровские чтения, организованные представительством Московского Патриархата в Финляндии. В этом году чтения были посвящены святой равноапостольной княгине Ольге, женщинам-хранительницам христианской Европы, а также вопросам миссионерства.

Чтения открылись приветственным словом представителя Московского Патриархата в Финляндии и организатора Покровских чтений протоиерея Виктора Лютика.

Первый доклад был зачитан епископом Воскресенским Саввой, который провел параллели между христианской жизнью святой Ольги и проблемами современного миссионерства. Докладчик обратил внимание на то, что результаты миссионерских трудов, как правило, проявляются не сразу, а только через некоторый промежуток времени. Это можно сказать и о деятельности равноапостольной княгини. О ней осталось немного сведений, ей не удалось крестить Русь, но то, что ее влияние послужило ее будущему крещению, представляется бесспорным.

Доклад протоиерея В. Пурмонена (Финляндская автономная Православная Церковь) был посвящен деятельности главы Финляндской Церкви архиепископа Павла, направленной на примирение между Русской и Финляндской Церквами.

Большой интерес вызвал доклад Р. Кантелла, рассказавшего о служении в Финляндии епископа Генриха, причисленного к лику святых Римско-Католической Церковью.

Протоиерей И. Аксенов (Выборгско-Приозерская епархия) изложил различные версии происхождения святой равноапостольной Елены — матери святого императора Константина. Автор доклада отметил, что недостаток исторической информации о жизни святой Елены привел к появлению различных апокрифов, некоторые из них имеют сказочный сюжет. Протоиерей И. Аксенов познакомил слушателей с некоторыми такими сказаниями. При этом имя святой Елены стало нарицательным. «Новой Еленой» стало принято именовать многих благоверных княгинь и цариц, послуживших делу распространения православной веры.

Доктор филологических наук профессор Велико-Новгородского университета имени Ярослава Мудрого посвятил доклад символизму подарка, сделанного императором Константином Багрянородным святой Ольге во время ее посещения Константинополя.

Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ПСТГУ А. А. Ко-стрюков рассказал о духовных дочерях подвижника благочестия архиепископа Серафима (Соболева). Эти подвижницы внесли свой вклад в развитие православия в Болгарии. Некоторые дочери архиепископа Серафима, например игу-

VI Покровские чтения в Хельсинки

менья Серафима (Ливен) и Касиния (Везенкова), были настоятельницами монастырей, немало послужили Церкви и подвижницы-мирянки, словом и делом отстаивавшие православие в годы трагического ХХ в.

Выступление писателя В. Н. Иллишевича было посвящено роли святой Ольги в развитии русской цивилизации. Именно ей предстояло решить, занять ли русской земле сторону Византии или сторону Священной Римской империи, создаваемой Оттоном. Выбор святой Ольги в результате определил будущую судьбу нашего Отечества и судьбу мирового православия.

Доктор богословия Х. Пёухёнен в своем докладе рассказал о современной подвижнице благочестия игуменье Макрине (Вассополу), умершей в 1995 г. С детства она мечтала о монашестве и осуществила свою мечту. С именем игуменьи связано основание монастыря в городе Волос. Игуменья Макрина была знакома с архимандритом Софронием (Сахаровым). Подвижница почиталась и при жизни, и после блаженной кончины.

Доклад советника посольства Российской Федерации в Финляндии В. М. Ав-цинова был посвящен значению святых жен-просветительниц в мировой истории. Во многих странах почитаются эти подвижницы — святая Нина в Грузии, святая Бригитта (V в.) — в Ирландии, святая Гертруда (VII в.) — в Бельгии, святая Людмила — в Чехии. Такие подвижницы были и на Руси, в том числе святая Ольга и святая Анна (в миру Ирина), супруга благоверного князя Ярослава Мудрого.

С интересом был заслушан доклад кандидата географических наук О. А. Ба-лабейкиной (Санкт-Петербургский государственный экономический университет) о положении православия на родине святой Ольги. Вымирание русской глубинки, по мнению докладчицы, ведет к тому, что храмы, разоренные в советские годы, наверное, никогда не будут восстановлены. Во многих селах живет всего несколько человек. В некоторых местах проблема решается за счет дачников. Докладчица представила фотографии, на которых запечатлены восстановленные и разрушенные храмы Псковской области.

Конференция продолжилась на следующий день, 15 октября. Заседания конференции открылись выступлением монахини Амвросии (Гараевой). Она рассказала о писательнице И. Транхольм, отстаивающей на Западе христианские ценности.

Священник Сергий Баршай (Киев) посвятил свой доклад памятнику архитектуры древнего Киева — Золотым воротам. Докладчик рассказал о символике Золотых ворот как входа в Святой град. Неслучайно Золотые ворота строились во многих городах, например в Переяславле, Великом Новгороде. До наших дней Золотые ворота сохранились только в Киеве и Владимире.

Большой интерес вызвал доклад священника Алексия Попова (Общецерковная аспирантура и докторантура), который рассказал о королеве эллинов Ольге Константиновне — внучке Николая I и племяннице Александра II. Ольга стала женой греческого короля Георгия и посвятила свою жизнь духовному просвещению греческого народа. Среди множества ее заслуг — издание Священного Писания на разговорном греческом языке.

Кандидат искусствоведения Е. Г. Белик (Музей им. Андрея Рублева) посвятила свое выступление различным иконописным образам равноапостольной

Хроника

Ольги. Изображения этой святой известны издавна, один из них — мадридский список «Хроник Иоанна Скилицы», где Ольга изображена с императором Константином Багрянородным. В настоящее время неизвестно, когда была совершена канонизация святой Ольги, но ее почитание как равноапостольной было подтверждено Собором 1547 г. При этом долгое время (до Х\11 в.) Ольга почиталась в основном в аристократических кругах. Иконы святой Ольги получили распространение лишь в Х\Ш в. Хотя иконописцам предписывалось изображать ее в преклонных годах (поскольку приняла христианство она в пожилом возрасте), на практике это предписание не выполнялось, и святую всегда изображали молодой.

С интересом был заслушан доклад доктора филологических наук А. В. Мото-рина (Велико-Новгородский университет им. Ярослава Мудрого) «Начала русской историософии в преданиях о святой равноапостольной княгине Ольге».

Конференция завершилась докладом доктора политических наук М. Прозоровой (Нижегородский лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова) «Роль женщины в православной семье». Исследовательница обратила внимание, что женщины нередко играют ведущую роль в деле воспитания детей. И именно от благочестия матери зависит, насколько верующим вырастет ребенок.

Доклады конференции планируется издать в журнале «Северный благовест».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.