История Святой Горы Афон на VII Покровских чтениях (г. Хельсинки)
14 и 16 октября 2016 г. в Хельсинки прошли заседания VII Международных образовательных Покровских чтений, организованных Представительством Московского Патриархата в Финляндии. В этом году чтения были посвящены тысячелетию русского присутствия на Святой Горе Афон. Этот знаменательный юбилей совпал с еще одной годовщиной — девяностолетием русского Покровского храма. Торжественную службу в русском Покровском храме возглавил епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав. Работой чтений руководил представитель Московского Патриархата в Финляндии протоиерей Виктор Лютик, обратившийся к участникам и слушателям с приветственным словом.
Первый доклад был подготовлен епископом Мстиславом. Преосвященный докладчик посвятил свое выступление преданиям о различных явлениях Божией Матери, а также о местах, связанных с земной жизнью Пресвятой Девы. Афон в этом ряду занимает, пожалуй, первое место, хотя и в России имеется множество мест, которые почтила Своими явлениями Богородица.
Протоиерей Вейкко Пурмонен (Финляндская Церковь) рассказал об истории составления и перевода «Добротолюбия». Подбирали святоотеческие наставления для этого знаменитого сборника святитель Макарий (Нотарас) и преподобный Никодим Святогорец. Рукопись была издана в 1782 г. в Венеции, а в России впервые опубликована в 1793 г. Впоследствии были изданы расширенные варианты текста, подготовленные святителем Игнатием (Брянчаниновым) и святителем Феофаном Затворником. В 1981 г. «Добротолюбие» было переведено на финский язык.
Профессор Велико-Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого доктор филологических наук В. С. Кутковой рассказал о бурных спорах, которые возникли среди различных раскольничьих течений Греции из-за иконографии Бога Отца в виде старца.
Большой интерес вызвал доклад протоиерея Павла Киселева (Выборгская епархия), посвященный православному бенедектинскому монастырю на Святой Горе Афон. обитель, жизнь которой была устроена по уставу преподобного Венедикта Нурсийского, просуществовала до конца XIII в.
Неменьший интерес вызвал и доклад игуменьи Анатолии (Баршай) — настоятельницы Никольского женского монастыря (г. Приволжск Ивановской области). Докладчица рассказала о жизненном пути архимандрита Авеля (Македо-
Хроника
нова), о его детстве, пастырском служении в России, о настоятельстве в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне.
Доктор богословия, пастор Арии Оелл (Евангелическо-Лютеранская Церковь Финляндии) рассказал о развитии понятия «богослов» в древней Церкви, в частности о понимании этого термина святителем Григорием Нисским. Докладчик обратил внимание, что в отличие от святых Василия Великого и Григория Назианзена святитель Григорий Нисский не решался применять титул «богослов» к православным ученым и лишь иронично прилагал его к еретику Евномию. Для святителя Григория совершенство измерялось не в категории сознания, а в категории любви.
Профессор Велико-Новгородского государственного университета доктор филологических наук А. В. Моторин посвятил свой доклад книге «Откровенные рассказы странника духовному отцу». Особое внимание автор доклада обратил на разные версии относительно авторства этой популярной книги.
Священник Алексий Попов (Москва) рассказал об участии афонских монастырей в борьбе греческого народа против османского ига в начале ХГХ в. Большую часть доклада о. Алексий посвятил деятельности Эммануила Папаса, руководившего одним из повстанческих отрядов. В докладе нашли отражение связи греческих патриотов с афонскими настоятелями.
Профессор Нижегородского государственного лингвистического университета доктор политических наук М. Г. Прозорова посвятила свое выступление отношениям Афона с Евросоюзом.
Заседания конференции продолжились в воскресенье 16 октября.
Второй день чтений открылся докладом священника Сергия Баршая (г. Киев), посвященным «Дорожным запискам» В. Г. Григоровича-Барского. В начале XVIII в. паломничества по святым местам были большой редкостью — люди узнавали о святынях из рассказов паломников. Григорович-Барский всю жизнь провел в паломничествах и оставил множество записей, которые интересны до сих пор.
Ведущий научный сотрудник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета доктор исторических наук А. А. Кострюков рассказал о связях Афона и русского зарубежья в ХХ в. В годы конфликта между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью Свято-Пантелеимонов монастырь занимал взвешенную позицию, стараясь не давать оценок участникам конфликта. С одной стороны, афонский иеросхимонах Кассиан (Корепанов) окормлял монастырь святого Иова в Ладомирове и принимал участие в издании газеты «Православная Русь». С другой стороны, афонские монахи не поддержали РПЦЗ, когда она отказалась признать Патриарха Сергия.
Советник посольства России в Финляндии В. М. Авцинов посвятил свой доклад преподобному Антонию Печерскому, соединившему два удела Богородицы — Афон и Киев.
С интересом был заслушан и доклад кандидата философских наук протоиерея Игоря Аксенова (г. Выборг). Докладчик озвучил идеи атеистического прогресса, который со временем может стать необратимым и превратиться в подобие антиутопии О. Хаксли «О дивный новый мир». Прогресс без Христа
История Святой Горы Афон на VII Покровских чтениях (г. Хельсинки)
ведет к регрессу, что, в частности, нашло отражение в «Посмертных вещаниях преподобного Нила Мироточивого». Этой книге автор также уделил большое внимание.
Доктор исторических наук профессор М. В. Шкаровский (Санкт-Петербургская духовная академия) рассказал о русском монашестве на Афоне в годы Первой мировой войны.
Большой интерес вызвал доклад доктора богословия X. Пёухёнена (Фонд всех святых, на Афонской горе просиявших). Доклад был посвящен жизни и деятельности схиархимандрита Иеремии (Алехина) — многолетнего игумена Свято-Пантелеимонова монастыря.
Доклад кандидата искусствоведения Е. Г. Белик (Музей имени св. Андрея Рублева) был посвящен не менее интересной теме — почитаемым в России иконам Богородицы, пришедшим с Афона.
Секретарь по богословским вопросам Хельсинкской епархии (Финляндская Православная Церковь) Е. Хейккиля рассказал о взглядах афонских святых на взаимоотношения монашеской и семейной жизни в Византии.
Доклад профессора В. В. Лепахина (Сегедский университет) был зачитан профессором А. В. Моториным. Выступление было посвящено чудотворным иконам Зографского монастыря на Святой Горе Афон.
Доклады конференции будут изданы в журнале «Северный благовест».