УДК 37.016:502/504
О.В. Прозументик, М.Ю. Наумова
Вхождение «поколения альфа» в мир (на примере программы «Есть контакт! Строим отношения с миром»)
Обозначены состояние современного мира и его влияние на развитие ребенка, раскрываются особенности «поколения альфа». Предлагается программа дополнительного образования, ориентированная на освоение детьми старшего дошкольного возраста мира как совокупности миров. Ключевые слова: поколение, ««поколение альфа», мир, цифровое образование, программа.
Вхождение ребенка в мир - процесс интересный для него и ответственный для воспитывающих взрослых. Родители заботятся о том, чтобы ребенок рос здоровым, счастливым и успешным в меняющемся мире. Ориентированные на реализацию ФГОС ДО педагоги озадачены тем, как в условиях образовательного процесса сопровождать развитие современного ребенка с учетом его особенностей и интересов, а также возможностей образовательной среды, в том числе цифровой. Педагоги и родители задаются вопросами: как знакомить ребенка со сложным, противоречивым и динамичным миром; к чему готовить подрастающее поколение в условиях новой реальности (виртуальный мир, эпидемии, новая этика и т. д.); как обезопасить ребенка, но при этом сохранить его открытость к познанию; какие личностные качества развивать у ребенка; какие знания и умения будут необходимы, чтобы адаптироваться, социализироваться и состояться в жизни. Ответить на эти вопросы сложно в обстоятельствах неопределенности будущего.
Исследования в области философии, истории, психологии несколько проясняют эту ситуацию, обращаясь к анализу актуального состояния развития науки и общества, феномена смены и развития поколений, особенностей развития ребенка в современном высокотехнологичном мире. В социально-педагогических исследованиях отмечается, что изучение данных вопросов позволит прогнозировать развитие современного глобального образования и выстраивать вероятностные образовательные модели будущего [1; 3]. Определенный вклад в образ современного детства вносят маркетологи, например, международное
брендинговое агентство Mildberry, специализирующаяся на маркетинговых исследованиях независимая частная компания ValidataKIDS, компании Yummy United, LEGO Group, исследующие современное детство (предпочтения, увлечения, мечты и т. д.) для того, чтобы наиболее точно спрогнозировать «попадание» в область потребностей и интересов выпускаемой продукции для детской аудитории.
В последние два десятилетия наблюдается пик цифрового развития общества. Первый iPhone появился в 2007 г., первый iPad - в 2010-м. Обыденность человека все больше наполняется искусственным интеллектом, 3D-технологиями, Интернетом; человек погружается в технологии «умного дома», «умного производства», «умного города» и «умного управления»; появляются социальные сети, которыми активно пользуются дети (TikTok). В настоящее время благодаря развитию IT-технологий и вследствие COVID-19 как одного из знаковых событий в жизнь активно входит цифровое образование. Эти факторы отчасти определили специфику развития «цифрового» поколения (одно из названий новых поколений людей, родившихся после цифровой революции, получающих информацию и общающихся через цифровые каналы).
В современной социологии понятие «поколение» рассматривается как объединение людей с общими признаками, такими как идентичный хронологический период жизни, схожие социокультурные условия развития, знаковые события и обстоятельства жизни, что благоприятствует формированию единодушия и близких мнений [1].
Современные дети кардинально отличаются от «поколения Z», которое взросле-
ло в 1990-е гг. Они иначе осваивают окружающую действительность, по-другому смотрят на мир и относятся к нему, проводят свободное время и общаются. На основе популярной теории поколений историка У. Штрауса (W. Strauss) и демографа Н. Хау (N. Howe) к современным молодым людям и детям применяются такие названия, как «зумеры» и «альфа». Суть данной теории заключается в том, что с периодичностью (примерно 15-25 лет) рождаются поколения людей, непохожие на предыдущие. Границы поколений достаточно подвижны, они могут удлиняться или сокращаться, а рожденные на стыке люди обладают чертами, присущими смежным поколениям. Люди определенной возрастной группы или социально-возрастной «когорты» склонны разделять друг с другом общий опыт, интересы, взгляды, ценности, убеждения, отношения и модели поведения, так как они росли в одинаковых культурно-исторических условиях, что определило их групповое сознание и самосознание [4; 5]. Российские ученые в целом признают теорию поколений Штрауса - Хау и отмечают, что она нуждается в адаптации под российские условия развития общества.
Термин «поколение альфа» (Generation Alpha) предложен социологом М. Мак-Криндлом (Mark McCrindle). «Альфа» - это дети, родившиеся после 2010 г. и до 2025 г. Такое наименование поколения имеет основание: во-первых, окончание перечисления букв латинского алфавита (Z) как повод обратиться к началу других алфавитов (например, арабского или греческого), а во-вторых, начало рождения поколения ознаменовано появлением айфона, что созвучно с «альфой» [1; 3]. В отечественных педагогических исследованиях представлен образ ребенка в социокультурном контексте (Горбунова М.В.), в то время как социально-экономический и научно-технологический контексты развития общества находятся на периферии внимания ученых. Сочетание данных контекстов позволяет увидеть картину более полно. Понимая, что черты, определяющие портрет поколения, начинают формироваться только в позднем подростковом возрасте, сделаем абрис нового поколения.
Исследования PwC (крупнейшая в мире компания в сфере маркетинговых и иных бизнес-услуг) свидетельствуют о том, что каждое новое поколение становится все более гибким, более терпимым к разнообразию, вариативности, диверсификации. «Поколение альфа» не признает диктата и соблюдения правил ради правил. Его деятельность строится больше на внутренних мотивах, нежели на внешних. «Отречение от шаблона» становится нормативом для современных детей и юношества. «Бывает по-разному» - это одна из характеристик менталитета «поколения альфа». Это можно объяснить тем, что современные дети растут в семьях, которые предпочитают путешествовать, их родители свободно ориентируются в изобилии товаров и осуществляют выбор, склонны менять место жительства, семейный статус и профессию. Взрослые чаще разговаривают с детьми «альфа» на сложные темы любви, гендера и сексуальности, политики и финансов, безопасности и толерантности.
Исследователи считают, что данное поколение сможет кардинально изменить мир, так как оно будет меньше боятся новизны, перемен и неопределенности. Это раскрепощает проявление и развитие творческих и креативных способностей.
Глобализм, экологизм и альтруизм - это прогнозируемые черты нового поколения. Интенсивность изменений в мире будет возрастать, а экстремальные ситуации будут иметь катализирующее значение. Находясь перед лицом неопределенности и рисков, «альфам» предстоит принимать неожиданные и нетипичные решения, игнорировать мнимые барьеры, выстраивать коммуникации с мировым сообществом с целью поиска путей преодоления мультипроблем-ности. В профессиональной деятельности дети планируют помогать планете, заботиться о других, создавать меняющие мир технологии.
Предполагается, что у детей «альфа» будет больше стремления к самодисциплине, чем к контролю извне. Способность справляться с многозадачностью может стать для них основным навыком.
Дети цифровой эпохи вырастут более технически продвинутыми. Если современ-
ных взрослых называют Digital Natives (цифровые туземцы) - те, кто смог легко освоить гаджеты и повсеместно ими пользоваться, - то их дети становятся Digital Masters (цифровые мастера). Они поднимут этические вопросы использования цифровых технологий в жизни человека и общества на новый уровень. Цифровизация, проникающая во все сферы жизни, предоставит альфа-детям простор для проявления творческих способностей, что на данный момент мало доступно роботам или искусственному интеллекту. Поколение «альфа» будет стремиться подчинить цифровые технологии своим потребностям и в то же время не зависеть от них. Исследователь проблемы смены поколений М. МакКриндл прогнозирует, что через 20-30 лет будет типичным поменять до пяти сфер профессиональной деятельности в течение жизни. Соответственно, значительную роль будут играть не конкретная профессия, а развитые soft skills (гибкие навыки) и hard skills (жесткие навыки) при доминировании первых.
Представители нового поколения отчасти будут обладать клиповым мышлением как способностью краткосрочного восприятия информации об окружающем мире и при этом развитым критическим мышлением, оказывая доверие научным источникам.
Социальная сеть Snapchat провела исследование изменяющейся коммуникации детей. Оказалось, что 93 % опрошенных респондентов спокойно относятся к дружбе в формате онлайн, минуя офлайн-общение. Дети находят в виртуальном общении определенную ценность, так как ряд эмоций и чувств трудно выразить словами и на помощь в таких случаях приходят смайлики, эмодзи, картинки и короткие видео. Цифро-визация детства приносит с собой проблемы затрудненного общения со сверстниками и снижения возможностей для развития эмоционального интеллекта. Остается неясным, станут ли искренность и глубина взаимоотношений ценностями для взрослеющих детей. В связи с этим актуализируется полемика: как уравновесить виртуальное и реальное общение.
Таким образом, «альфа» как поколенче-ская группа людей, живя в мире с иным социокультурным контекстом и развитыми
технологиями, будет иметь другие взгляды, ценности, устремления. Понимание особенностей современных детей, устремленности в будущее как характерной черты взросления ориентирует взрослых на обеспечение для ребенка базы в освоении мира, который раскрывается в единстве его состояний -прошлого, настоящего, будущего.
Настоящее как состояние мира характеризуется сверхдинамичным развитием и высоким уровнем неопределенности во всех сферах жизни человека, что побуждает воспитывающих взрослых к поиску средств и способов обеспечения физической, психологической, экологической и информационной безопасности ребенка. Следствием прогресса является возникновение новой этики, что актуализирует целенаправленное развитие у ребенка философской позиции в процессе познания мира как совокупности миров, в том числе новых (виртуального и, возможно, внеземного), и способности к самоопределению в системе разнообразных отношений с ним.
Одним из путей решения проблемы психолого-педагогического сопровождения освоения «альфа»-ребенком мира может быть реализация дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Есть контакт! Строим отношение с миром». Данная программа учитывает особенности и перспективы развития современных детей старшего дошкольного возраста, ориентирована на приобретение ими опыта решения практико-ориентированных задач в ходе освоения разнообразных миров - мира природы, мира рукотворного, мира людей, мира культуры, мира виртуального.
Предлагаемая программа дополняет основную образовательную программу дошкольного образования, реализуемую в ДОО, во всех областях развития ребенка дошкольного возраста (познавательное, социально-коммуникативное, физическое, речевое, художественно-эстетическое).
ФГОС дошкольного образования рассматривается нами как база для учета возрастных особенностей, принципов дошкольного образования, определения актуальных видов деятельности (экспериментирование, конструирование, изобразительная и двига-
тельная деятельность) и сквозных механизмов развития ребенка (игра, познание, коммуникация).
Программа носит комплексный характер, представленный в интеграции содержания всех блоков (тематический, речевой, социально-коммуникативный), видов детской деятельности (познавательно-исследовательская, коммуникативно-
речевая, художественно-творческая), методов воспитания, обучения и развития ребенка старшего дошкольного возраста.
Актуальность программы определяется
- представленным в нормативно-правовых документах федерального и регионального уровней государственным заказом на развитие у детей интеллектуальных, коммуникативных, креативных, рефлексивных и других качеств, а также способности к сотрудничеству в командной деятельности;
- запросом общества на развитие таких качеств и способностей, которые могут быть востребованы в динамично развивающемся мире, характеризующемся неопределенностью и трансформацией системы ценностей;
- социальным заказом со стороны родителей системе образования на решение задач успешной социализации, развития личности и индивидуальности детей дошкольного возраста;
- потребностями и интересами взрослеющего ребенка, побуждающими его к поиску опоры как вовне (ориентация на традиционные и развивающиеся социальные ценности), так и внутри себя (ценностные ориентации) и актуализирующими проблему развития способности к самоопределению в системе разнообразных отношений.
Целью программы является развитие познавательных, коммуникативных, речевых и творческих способностей в ходе освоения детьми старшего дошкольного возраста мира как совокупности миров.
Научные основы программы:
- идеи философов, психологов, педагогов об освоении человеком мира как совокупности и взаимосвязи миров (И. Валлер-стайн, Н.Н. Поддьяков, В.И. Логинова и др.);
- положения о значении образования для развития личности и индивидуальности человека (С.И. Гессен, Л.Я. Гозман, Е.В. Бондаревская);
- положения о роли разных видов деятельности в приобретении познавательного, коммуникативного и других видов опыта в дошкольном детстве (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.);
- идеи о значении и специфике детского философствования как неотъемлемого атрибута и состояния активного бытия детства, процесса вопрошания, поиска смыслов и «примирения» с реальностью (К. Ясперс, Е.В. Васильева, Н.М. Крылова и др.).
Программа учитывает возрастные возможности и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста и позволяет обеспечить целостное развитие личности ребенка:
- эмоционально-ценностная сфера: развитие личностно-значимого отношения (познавательного, ценностного, деятель-ностного и др.) к миру как совокупности взаимосвязанных миров; развитие эмоционально-волевой сферы в контексте распознавания, проявления и управления эмоциональными состояниями; развитие желания познавать, общаться и сотрудничать с субъектами взаимодействия;
- когнитивная сфера: обогащение, обобщение и систематизация представлений детей о внутреннем мире человека и окружающих его мирах (природы, культуры, людей, рукотворного, виртуального); развитие познавательных процессов (восприятие, память, мышление, воображение, речь) и философского восприятия мира в единстве онтологического (целостного представления о мире), аксиологического (представлений о ценностях), рефлексивного (представлений о себе, своем месте и роли в окружающем мире);
- поведенческая сфера: активизация различных видов детской деятельности (моделирование, экспериментирование, рисование, сочинение историй и др.); развитие способности оценивать и регулировать свои деятельность и поведение в различных ситуациях взаимодействия с мирами.
Содержание тематических блоков предусматривает освоение детьми старшего дошкольного возраста научных сведений (информации) о мире в целом и взаимосвязи его составляющих, а также обогащение
деятельностно-практического опыта посредством практико-ориентированных заданий. В ходе разнообразной совместной деятельности детей и взрослых открываются возможности для познания и самоопределения ребенка в системе отношений с мирами. Такой интегративный подход в образовательном процессе ДОО в настоящее время не реализуется.
Программа включает
- инвариантный компонент, обеспечивающий реализацию цели и решение задач, предусмотренных настоящей программой;
- вариативный компонент, связанный со спецификой ДОО. Это позволяет подстроиться к актуальным аспектам деятельности конкретного детского сада (его бренда, приоритетного направления и др.).
В соответствии с этими приоритетами в предлагаемой программе в условиях интеграции видов детской деятельности и форматов (игр-путешествий, игр-исследований, реальных и виртуальных экскурсий, коммуникативных тренингов и др.) предусмотрено освоение детьми дошкольного возраста разнообразных миров - внутреннего мира человека и окружающего его мира в совокупности и взаимопроникновении.
Построение программы «Есть контакт! Строим отношение с миром» носит модульный характер. В ней представлены следующие содержательные модули: «Вводный», «Мир планеты Земля», «Мир рукотворный», «Мир культуры», «Мир людей», «Мир виртуальный», «Итоговый».
Приведем пример содержания модуля «Мир виртуальный».
Тема «Нереальная реальность».
Содержание: Что такое виртуальный мир? Каким бывает виртуальный мир? Зачем человеку виртуальный мир? Нужен ли тебе виртуальный мир и зачем? Виртуальный мир на примере дополненной реальности (голосовой помощник, компьютерная игра / 3D очки для рабочих заводов / 4D кинотеатр и т. д. на выбор).
Форма: интерактивное занятие в центре дополнительного образования «Дом научной коллаборации в ПГГПУ им. А.А. Фридмана».
Методы: беседа, игра-исследование, использование интерактивного оборудования дополненной реальности, викторина по правилам безопасного общения и поведения в виртуальном мире.
Тема «Искусственный интеллект».
Содержание: Что такое искусственный интеллект? Каким бывает искусственный интеллект? Каковы возможности искусственного интеллекта? Какие задачи ставит человек искусственному интеллекту? Какие задачи ты бы предложил искусственному интеллекту? Робот - это человек? Чем человек отличается от робота? Роботы - замечательные помощники людей. Может ли робот стать моим другом и зачем мне такой друг? Как общаться с роботом?
Методы: интервью, показ промороликов и фрагментов мультипликационных фильмов, проигрывание коммуникативных ситуаций, беседа о способах коммуникации с роботом.
Форма: познавательная встреча со специалистом компании Promobot.
Каждая тема модулей программы предполагает освоение детьми миров с применением интерактивного оборудования и цифрового программного обеспечения (интерактивная доска, планшет, интерактивный стол, Skype, Power Point, онлайн-доска Padlet, программы Book Creator, LearningApps и др.).
В качестве результатов освоения детьми программы «Есть контакт! Строим отношения с миром» мы определяем следующие позиции:
- мотивация к познавательно-исследовательской, коммуникативно-речевой и художественно-творческой деятельности;
- обогащенные представления о разнообразии миров и их взаимосвязи;
- способность к самопознанию и определению своего отношения к миру, навыки безопасного поведения;
- навыки безопасного поведения в социальном, предметном, природном, виртуальном окружении;
- способность к сотрудничеству и эффективной коммуникации, критическому мышлению и креативности.
Таким образом, эвристический опыт познания, коммуникации, творчества и самоопределения, получаемый «альфа»-ре-бенком в ходе освоения миров, будет способствовать широкой позитивной социализации и индивидуализации ребенка как взаимопроникающим и взаимоопосредую-щим явлениям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бесчасная А.А. Поколение «дельта»: в поисках характеристик российского поколения настоящего [Электронный ресурс] // Журнал социологии и социальной психологии. - 2020. -№ 4. - С. 8-39. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pokolenie-delta-v-poiskah-harakteristik-rossiyskogo-pokoleniya-nastoyaschego-buduschego.
2. Горбунова М.В., Калимуллина О.А. Потрет дошкольника: ретроспектива, тенденции [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования, 2019. - С. 80-83. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/portret-doshkolnika-retrospektiva-tendentsii.
3. Мухаметзянова Ф.Г., Степанова К.И. Размышления о новых поколениях обучающихся и особенности поколения Альфа в глобальном образовании [Электронный ресурс] // Глобальная экономика и образование. - 2021. - 1 (2). - С. 42-49. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razmyshleniya-o-novyh-pokoleniyah-obuchayuschihsya-i-osobennosti-pokoleniya-alfa-v-globalnom-obrazovanii.
4. Семенова В.В. Современные концепции и эмпирические подходы к понятию «поколение» в социологии [Электронный ресурс] // Россия реформирующаяся. - 2003. - № 18. - С. 213-237. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-kontseptualnye-i-empiricheskie-podhody-k-ponyatiyu-pokolenie.
5. Шанин Т. История поколений и поколенческая история России // Человек. Сообщество. Управление: Южно-российский журнал социальных наук. - 2005. - № 3. - С. 6-25.