DOI: 10.31862/2500-297X^021-4-28-43 Ю.А. Дмитриев, Л.С. Корягина
Московский педагогический государственный университет, 119435 г. Москва, Российская Федерация
Информационные умения и их формирование у старших дошкольников
В статье обосновывается актуальность овладения старшими дошкольниками первоначальными информационными умениями в условиях цифрового общества. В состав информационных умений, доступных для освоения детьми старшего дошкольного возраста с помощью взрослых входят: поиск, сбор, хранение, передача, обработка, использование, защита информации. Информационные умения являются сложными, синтетическими умениями. Они постоянно совершенствуются, приобретают большую обобщенность, мобильность, гибкость, вариативность, способность к переносу в новые ситуации, виды деятельности, становятся важным компонентом творческой продуктивной деятельности. К наиболее эффективным формам и методам формирования у детей информационных умений относятся: эвристические беседы, конкурсы, викторины, проектная деятельность, организация тематических выставок, интерактивные игры, виртуальные экскурсии и др. Важнейшие педагогические условия формирования первоначальных информационных умений у детей старшего дошкольного возраста: повышение информационной компетентность педагога; мотивация детей к расширению кругозора по истории, современному состоянию и перспективам развития компьютерной техники; формирование у старших дошкольников представлений о том, что такое информация, ее виды и источники, приемники, правила безопасного использования компьютерной техники; создание благоприятных условий для формирования информационных умений у детей в увлекательной игровой форме с применением здоровьесбере-гающих технологий и соблюдением правил техники безопасности в рабо-* 1 те с компьютером, развитие мотивации детей к проявлению творчества,
О. Т
оу
Ш ^
Р О
Ч
0 н
01 Z
© Дмитриев Ю.А., Корягина Л.С., 2021
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
фантазии и воображения в процессе исследования, экспериментирования; сотрудничество педагогов ДОО с родителями по формированию у детей информационных умений.
Ключевые слова: информация, информационные умения, информационные технологии, дети старшего дошкольного возраста, информационная компетентность педагога дошкольной образовательной организации
ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Дмитриев Ю.А., Корягина Л.С. Информационные умения и их формирование у старших дошкольников // Педагогика и психология образования. 2021. № 4. С. 28-43. DOI: 10.31862/2500-297Х-2021-4-28-43
DOI: 10.31862/2500-297X-2021-4-28-43 Y.A. Dmitriev, L.S. Koryagina
Moscow Pedagogical State University, Moscow, 119435, Russian Federation
The article substantiates the importance of mastering the initial information skills of older preschoolers in a digital society. The information skills available for the development of older preschool children with the help of adults include search, collection, storage, transmission, processing, use, and protection of information. Information skills are complex, synthetic skills. They are constantly being improved, they acquire greater generality, mobility, flexibility, variability, the ability to transfer to new situations, types of activities, K
become an important component of creative productive activity. The most ^ effective forms and methods of forming children's information skills include | | heuristic conversations, contests, quizzes, project activities, organization 5 o
I— m
of thematic exhibitions, interactive games, virtual excursions, etc. The most | x important pedagogical conditions for the formation of initial information skills in older preschool children are improving the information competence ^ of a teacher; motivating children to broaden their horizons on the history, ^ vo current state and prospects of computer technology development; forming
Information skills and their formation in older preschoolers
ideas among older preschoolers about what information is, its types and sources, receivers, rules for the safe use of computer technology; creation of favorable conditions for the formation of information skills in children in an exciting way through games with the use of health-saving technologies and compliance with safety regulations when working with a computer, development of children's motivation to display creativity, and imagination in the process of research and experimentation; cooperation of preschool teachers with parents on the formation of children's information skills. Key words: information, information skills, information technologies, older preschoolers, information competence of a teacher of preschool education
CITATION: Dmitriev Y.A., Koryagina L.S. Information skills and their formation in older preschoolers. Pedagogy and Psychology of Education. 2021. No. 4. Pp. 28-43. (In Rus.). DOI: 10.31862/2500-297X-2021-4-28-43
Сегодня возрастает интерес общества к информации. Она становится важным ресурсом развития социума и культуры современного человека. Постепенно приходит понимание того, что дети дошкольного возраста информационного общества наиболее уязвимы к влиянию неограниченного и неконтролируемого потока информации.
В связи с этим ощущается объективная потребность в целенаправленном развитии и формировании информационных знаний, умений, навыков у всех членов общества, начиная с первой дошкольной ступени образования и социализации личности.
Соременный дошкольник родился и живет в информационно-образовательной среде, которая представлена в виде разнообразных информационных ресурсов, информационно-коммуникационных средств, цифровых технологий. Все это объективно актуализирует значимость информационного опыта детей, который может успешно формироваться под руководством взрослых.
Одним из важнейших профессионально значимых качеств совре-я менного педагога дошкольного образования является его готовность ни к использованию информационных технологий в работе с детьми 2 £ и их родителями, сформированная на достаточном уровне информа-^ ^ ционная компетентность, способность к расширению кругозора и раз-| ™ витию информационного потенциала ребенка для комфортной и без-
опасной жизни в цифровом обществе. Важно научить дошкольника ш пользоваться всеми достижениями информационного общества не толь-8 ^ ко для развлечения и досуга, но сформировать первоначальные основы информационных знаний и умений для обеспечения успешной
30 I
К I X ш О. Т
О
образовательной и самообразовательной деятельности дошкольников по всем пяти образовательным областям ФГОС ДОО: физическое развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие. Это тот важный ориентир, к которому должен стремиться педагог-воспитатель, идущий в ногу со временем, обеспечивающий будущее благополучие общества (https://docs.cntd.ru/document/902389617).
Становится важным и актуальным изучение процесса последовательного и планомерного формирования у детей старшего дошкольного возраста элементарных информационных умений в процессе их познавательной деятельности в дошкольной образовательной организации (ДОО), учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, сохраняя физическое и психическое здоровье детей. Все действия с информацией (поиск, сбор, хранение, передача, обработка, использование, защита и др.) определяются как информационные процессы, а готовность к их успешному осуществлению может трактоваться как информационные умения.
Сегодня все более осознается важный социальный заказ общества к современному дошкольному образованию, выполнение которого связано с необходимостью теоретического исследования сущности, особенностей, эффективных путей и средств формирования информационных знаний и умений у детей, а также разработки соответствующих научно-методических рекомендаций для педагогов ДОО и родителей дошкольников.
Информационные умения помогают детям приспособиться к условиям современного общества и корректно использовать все доступные и безопасные возможности ИКТ в процессе познавательной деятельности в ДОО, для подготовки к обучению в школе, самообразования, расширения своего кругозора в различных интересующих детей областях.
Исследователи обращают внимание на необходимость формирования информационной компетентности педагога как важного условия для успешного и обогащенного развития личности ребенка в информационном пространстве [8].
В работе Т.В. Калининой, занимающейся вопросами информатиза- ^ ции отечественного дошкольного образования, подчеркнуто, что моти-вационно-ценностный компонент информационной культуры старших | дошкольников, который выражается в большой заинтересованости детей к овладению цифровой техникой, находится на высоком уровне, ^ ш в то время как когнитивный и практико-ориентированный компоненты ¿Г оказались недостаточно сформированы [9].
к I
:
В состав практико-ориентированного компонента входят информационные умения детей. Важно определить педагогические условия и выделить наиболее значимые компоненты и показатели сформирован-ности первичных информационных умений у старших дошкольников в процессе познавательной деятельности.
На протяжении всего дошкольного возраста ребенок заинтересованно приобретает представления о получении, обработке и классификации информации; анализирует ранее полученную информацию и соотносит с новой. Способность оперировать информацией тесно связана с особенностями развития мышления ребенка и познанием действительности, которое у дошкольников происходит преимущественно в наглядно-действенной и наглядно-образной формах. При изучении какого-либо объекта ребенку необходимо образно его представлять и воспринимать. Постепенно к концу дошкольного возраста и началу школьного периода обучения у детей начинают только формироваться предпосылки словесно-логического (понятийного) мышления. У старших дошкольников в качестве основных критериев развития словесно-логического мышления выступают умения выделять существенные признаки из второстепенных, рассуждать, сравнивать, анализировать, классифицировать предметы, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи.
Можно утверждать, что старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования информационных умений, т.к. он сензитивен для развития познавательных способностей, формирования умений работы с информацией. В памяти ребенка закладывается и сохраняется значительный объем информации. Благодаря развитию и обогащению словаря детей дошкольного возраста, их речь становится не только средством для общения с родителями, воспитателями и сверстниками, но и важным источником для получения различной информации. В связи с этим, дошкольник не просто усваивает информацию, а учится рассуждать, анализировать и делать выводы.
Целесообразное использование информационных умений позволя-к ет современному дошкольнику значительно усилить свои интеллекту-^ альные возможности, успешно, эффективно и безопасно применять их I | в процессе своей познавательной деятельности.
о о До сих пор многие родители и воспитатели считают, что информаци-^ х онные умения обязательно предполагают работу с компьютером. Это ^ § мнение ошибочно. Компьютер в действительности - это лишь один ^ из эффективных инструментов для работы с информацией. ^ ю1 Термин «информационные умения» состоит из двух исходных понятий: «информация» и «умения». Существуют различные трактовки
понятия «информация», в зависимости от сферы применения. В связи с тем, что это понятие несет большую смысловую нагрузку, мы будем рассматривать его с точки зрения применения ее в сфере дошкольного образования и по отношению к ребенку старшего дошкольного возраста.
В переводе с латинского языка «информация» означает «разъяснение, изложение чего-либо или сведения о чем-либо», «это любые сведения, принимаемые и передаваемые, сохраняемые различными источниками», «информация - это вся совокупность сведений об окружающем нас мире, о всевозможных протекающих в нем процессах, которые могут быть восприняты живыми организмами, электронными машинами и другими информационными системами. Сведения представлены в форме знаний, которые мы получаем в виде сообщений, уведомлений, сигналов из книг, газет, радио, телевидения, людей» academic.ru/dic.nsf/enc3p/140202).
Всякое знание подкрепляется умениями. «Умения - это освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков» (https://pedagogical_dictюmry. academic.m/3241/Умения).
К информационным умениям мы можем отнести умения по поиску, переработке и принятию информации, а также ее использованию. В связи с этим, дошкольнику важно уметь самостоятельно находить, отбирать, анализировать, применять на практике и передавать различную информацию.
В сложную содержательную структуру информационных умений современного дошкольника входит в качестве их основы, фундамента целый комплекс представлений: формирование потребности в знаниях, мотивации познавательной деятельности; представления о том, что такое информация, ее значение, виды, источники и приемники информации, ее хранение и защита; представления о различных носителях информации, традиционных и современных; представления о правилах безопасного использования компьютерной техники и здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих сохранение физического и психического здоровья (двигательная и зрительная гимнастика, приемы релаксации и др.).
Можно условно выделить этапы развития информационных умений у дошкольников. |
1. У детей формируется мотивация к поиску информации, умение о
ш Е
го
го
правильно понять информационный запрос, выбирать и оценивать | х
источник информации.
2. Ребенок осуществляет поиск информации, учится безопасно рабо- ^ §г тать с источниками информации в процессе общения со взрослыми, свер- ^ ю1 стниками и восприятия текстовой, визуальной и другой информации.
к I
3. С помощью взрослых формируются умения анализа и критического отношения к информации (выделение нужных сведений, главного и второстепенного, сравнение, обобщение, классификация), обработки информации, ее хранения и защиты (в том числе и с применением компьютера). Дошкольник учится сохранять полученную информацию: в виде рисунков, схем и чертежей, фотографий, звукозаписей и видеозаписей, текстов.
4. Формируется умение передавать информацию, обмениваться ею со сверстниками и взрослыми, использовать полученные сведения в продуктивной и творческой деятельности.
Формирование информационных умений у старших дошкольников означает, что дети знакомы с различными видами информации, которые они могут добывать из разнообразных источников; обладают багажом первоначальных умений, предполагающих поиск, анализ, хранение, передачу, защиту, творческое использование информации.
Поиск и получение информации предполагает получение дошкольником информации из различных источников и умение воспринимать разные виды информации.
Понимание и преобразование информации дошкольником означает, что он умеет:
а) анализировать полученную информацию и может ей оперировать для решения несложных задач (например, составление списка понравившихся мультфильмов, рассказов; собственное воспроизведение увиденного представления, впечатления от посещения экскурсии и др.);
б) воспроизводить, перерабатывать и использовать информацию (подражание героям из понравившихся мультфильмов; пересказ любимой телепередачи; собственное создание рисунков с изображениями сказочных зверей с рассказом об их поведении и др.);
в) критически относиться к воспринимаемой информации и отделять главное от второстепенного.
Старший дошкольник имеет представление о различных видах информации. Окружающий нас мир - это мир информации, которую он полу-к чает и воспринимает с помощью органов чувств. Эти сигналы мозг обра-^ батывает, преобразуют в информацию. I | Для того, чтобы информация была понятна другими людьми, необхо-о о димо выражать ее разными способами. По форме представления приня-^ х то выделять текстовую, числовую, графическую, звуковую (музыкаль-^ § ную), комбинированную (мультимедийную) информацию и др. ^ Особого педагогического сопровождения со стороны педагога ДОО
ю1 требует процесс формирования у старших дошкольников первоначального умения анализа и критического отношения к информации.
Формирование данного умения критического восприятия и оценки информации актуально на этапе подготовки ребенка к школе. Это умение можно расценивать как необходимую предпосылку и важное условие его успешного обучения. Дошкольник учится слушать, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию. Ему необходимо дать представление о том, что не вся информация является истинной и безвредной. Важно научить ребенка избирательности восприятия получаемой информации. Анализ и критическое оценивание информации, которые показывает взрослый ребенку на доступных примерах, ставит своей целью отбор важной, нужной, полезной, правдивой информации. Задачей такого критического анализа и оценки информации является нахождение достоверных и актуальных сведений из большого по объему информационного потока.
Педагогам ДОО и родителям следует формировать предпосылки для развития критического мышления у детей (любознательность, знания, умение видеть взаимосвязи и развивать мышление, задавать вопросы, аргументировать свою точку зрения, делать выводы, анализировать информацию) [11].
Умение перерабатывать информацию для дошкольника означает его готовность:
1) извлекать информацию из различных источников и разными способами (наблюдение, чтение, слушание, общение, вопросы к сверстникам и взрослым);
2) использовать полученную информацию для достижения поставленной цели и создания нового для каждого из детей продукта (например, при проведении НОД по теме: «Информация. Где ее можно найти?», дети создают свой собственный рисунок, в котором дошкольники изображают те источники, из которых возможно почерпнуть знания);
3) представлять информацию разными способами (текст, рисунок, чертеж и другие).
Значительное внимание педагогу ДОО и родителям следует уделить формированию у старших дошкольников умения использовать информацию в практической продуктивной, творческой деятельности. к
Реалии современного дошкольного образования по формированию ^
информационных умений у старших дошкольников таковы: только | | отдельные авторы современных программ дошкольного образования 5 о и методических пособий обращают внимание на важность и актуаль- ^ х ность знакомства детей дошкольного возраста с различными источ- ^ § никами информации, поиском и хранением информации, критическим ^ анализом сведений, поступающих из различных источников, в том ^ ю1 числе глобальной сети Интернет, совершением различных действий
по обработке информации, правилами безопасного использования компьютера и поведения в сети Интернет.
Например, составители программы «Вдохновение» В.К. Загвоздкин и И.Е. Федосова призывают к модернизации дошкольного образования, в связи с происходящими в мире изменениями. Открытость виртуального мира предполагает не только освоение детьми новых знаний и умений, но и незащищенность детей, и обеспокоенность со стороны родителей. Однако это не должно становиться преградой для того, чтобы детский сад не использовал в образовательном процессе все возможности информационно-коммуникативных технологий [6].
Авторы программы «Вдохновение» справедливо считают, что получаемая детьми информация из различных источников может быть в дальнейшем представлена в продуктивной деятельности (сюжетно-ролевых играх, рисовании, экспериментировании, лепке и т.д.). Программа акцентирует внимание на значении построения предметно-пространственной среды ДОО, на безопасном пользовании сети Интернет и сохранении здоровья детей при знакомстве с различными Интернет-ресурсами [Там же].
В программе «Открытия» под редакцией Е.Г. Юдиной упоминается о необходимости учить детей совершать на элементарном уровне действия по обработке информации: сравнивать, обобщать, выделять признаки, замечать изменения [12].
Авторы программы «Радуга» С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик и Т.Н. Доро-нова считают, что познавательная деятельность детей будет успешно осуществлена, если сформированы:
а) навыки работы с различными источниками информации (вербальные и наглядные);
б) навыки анализа и обобщения. Благодаря использованию различных произведений, видеороликов, аудиозаписей, дошкольник лучше воспринимает информацию от воспитателя-педагога [13].
Авторы программы призывают знакомить детей с различными способами и источниками получения информации (телевидение, книга, к телескоп, планшет и др.); демонстрировать их значимость в жизни ^ современного человека; давать обобщенное представление о знаке как I | о способе передачи информации примерами использования различных if £ знаков в жизни людей (графические знаки, знаки воинского отличия, ^ х знаки дорожного движения, знаки-символы и т.п.) [Там же]. ^ х На необходимость раннего обучения детей ориентации в информа-^ ционном обществе обращено внимание в программе и методическом ^ ^ пособии по информатике для дошкольников, разработанном А.В. Горячевым и Н.В. Ключ [1]. Цель данной программы заключается в развитии
логического, алгоритмического, системного мышления у детей старшего дошкольного возраста и формировании умения креативно и продуктивно мыслить.
Существующий и широко используемый специалистами в области ИКТ программно-методический комплекс «Роботландия» выделяет следующие направления при формировании первичных информационных умений у детей: информационное (информация вокруг нас, многообразие форм информации, способы хранения, передачи, поиска, кодирования информации); компьютерное (характеристики компьютера, начальные навыки работы с ним); алгоритмическое (формирование элементов алгоритмического мышления); творческое (развитие творческого мышления) (https://robotlandia.ru/).
Разработанный В.В. Дубининой курс «Информатика для малышей» направлен на ознакомление детей со способами работы с информацией (получение, хранение, обработка и передача), возможностями ориентации в информационной среде, умениями находить сходство и различие, сравнивать, классифицировать предметы и явления, делать умозаключения [4].
Разработаны методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников, рабочие тетради, например, «Все по полочкам» [1], а также компьютерные обучающие программы и серия дисков: «Компьютер для малышей» (https://gamestracker.org/torrents/pc/dlja_detej/ kompjuter_dlja_malyshej_chasti_1_2_3_4_5/20-1-0-3251), «Смешарики» (https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=_4cV2AFTb1E&ab_ channel=TVSmeshariki) и др.
Информационные умения можно отнести к разряду сложных, синтетических умений. По мере выполнения они постоянно совершенствуется, но не в направлении автоматизации действия, а приобретают большую обобщенность, мобильность, гибкость, вариативность, способность к более широкому переносу в новые ситуации, виды деятельности, становятся основой мастерства, характерным компонентом творческой продуктивной деятельности, показателем умелости, ловкости.
Для формирования и совершенствования сложных, синтетических, умений рационально использование творческих упражнений на этапе применения детьми усваиваемых знаний, умений и навыков в разно- | образной практической и творческой деятельности (например, проектной в ДОО совместно с родителями). Включение знаний при реше- ^ нии жизненных задач, выполнении разнообразных работ практического характера базируется на системе ранее усвоенных знаний, умений ^ §г и навыков. Сформировавшиеся умения и навыки становятся «необходи- ^ ю1 мой техникой для любой деятельности» [3, с. 55].
К I
Выполнение творческих упражнений содействует расширению общего кругозора детей, развитию информационных умений, общественно значимых качеств, творческих способностей.
Всем видам творческих упражнений присущи общие этапы работы и дидактические приемы их подготовки и проведения.
1. Осознание цели, всестороннее понимание возникшей проблемы, содержания, структуры и результатов выполнения предстоящей деятельности.
2. Проведение тщательного анализа задания, наличия данных, определение рациональных способов самостоятельного осуществления практической деятельности, актуализация имеющихся у детей знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения работ творческого характера.
3. Придание предстоящей творческой деятельности строгой логичности, составление плана последовательности работы.
4. Непосредственная реализация намеченного плана.
5. Сопоставление полученного результата с заданием, поиск новых, эффективных способов решения творческой задачи [3].
Можно сформулировать дидактические требования к творческим упражнениям:
- материал творческих упражнений по тематике близок детям, доступен по содержанию, непосредственно связан с их опытом, интересами, нуждами;
- выполнение их базируется на системе ранее усвоенных учащимися знаний умений и навыков;
- заданиям упражнений творческого характера присуща гибкость, вариативность;
- при их выполнении каждый ребенок поставлен в условия необходимости осуществлять самостоятельный поиск рациональных приемов нахождения, переработки и применения усваиваемых знаний, умений и навыков в разнообразной практической деятельности;
- творческие упражнения по мере закрепления применяющихся в них к знаний, умений и навыков постепенно усложняются;
^ - при их подборе соблюдаются постепенность, ступенчатость, учитыва-I | ются возрастные возможности детей и их прежняя подготовленность, if о имеющийся опыт [3].
^ х Сегодня сложные интеллектуальные умения, в частности инфор-
мационные, позволяющие ребенку самостоятельно учиться, называют метапредметными или универсальными учебными действиями. Информационные умения помогают добиться успеха и совершенствоваться в любом виде деятельности: познавательной, учебной,
самообразовательной, трудовой, изобразительной и будущей профессиональной.
Для включения детей в активную познавательную деятельность по формированию информационных умений педагог ДОО может эффективно использовать:
1) эвристические беседы, благодаря которым происходит развитие мышления ребенка и улучшается восприятие информации. Например, «Информация: источник и приемник информации», «Носители информации», «Составные части компьютера». Форма беседы может быть задана определенной темой, например, рассматривается происхождение компьютерных средств и технологий (телефон, флешка, мультфильм, кино и т.д.). Цель таких бесед заключается в углублении представлений об информационных умениях, обогащение игрового опыта и творческого потенциала ребенка [5];
2) проведение тематических недель, конкурсов и проектов, связанных с информатикой;
3) организация выставок, оформленных компьютерными рисунками, выполненными детьми. Данные работы отражают мысль детей о существующих информационных технологиях и демонстрируют их умения и навыки работы [2];
4) интерактивные игры. Они представляет собой современный метод обучения, повышают мотивацию детей к процессу познания, создают благоприятную атмосферу, развивают творческие способности дошкольников. Эти игры оказывают незаменимую помощь при закреплении абсолютно любых пройденных тем [10]. Примерами таких игр служат:
- игры, знакомящие детей с цифровым миром: «Польза и вред от компьютера», «Полезные источники информации» и т.д.;
- игры с использованием мультимедийной презентации или интерактивной доски, которые могут дополнить любое занятие, сделать его интересным и увлекательным, примером такой игры может являться викторина «Кто больше назовет источников информации» и т.д. Важную роль в формировании информационных умений играет
семья ребенка. В условиях семьи рекомендуется создание специальных благоприятных условий для подготовки детей к комфортной | жизни в современном информационном обществе. Для этого возмож- 0
но использовать информационные технологии, обучающие и развива- ^ х ющие компьютерные программы, игры, Интернет наряду с совмест- ^ §
к I
ным традиционным чтением сказок, стихотворений, просмотром ^ картинок, иллюстраций в книгах, познавательных и развивающих ^ ^ детских журналах. *
го
с
Детско-родительское общение, совместные виды деятельности (игровой, познавательной, оздоровительно-спортивной и др.), традиции и обычаи семьи - важные условия для жизни современного дошкольника в условиях цифрового общества, выступающие смысловыми жизненными ориентирами в бесконечном потоке информации. Родителям желательно прививать ребенку семейные традиции, показывая фотографии, играя с ним в развивающие игры, просматривая интересные презентации, посещая виртуальные музеи, экскурсии, мини-лаборатории. Приобщение ребенка к работе с современным цифровым и интерактивным оборудованием - это не только полезное, но и увлекательное и продуктивное занятие [7].
Можно сформулировать важнейшие педагогические условия, содействующие формированию первоначальных основ информационных умений у старших дошкольников:
- информационная компетентность педагога, заинтересованного во включении детей в процесс познавательной, продуктивной, творческой деятельности с компьютерной поддержкой;
- создание и поддержание мотивации детей к расширению кругозора по истории, современному состоянию и перспективам развития компьютерной техники; к поиску информации и проявлению активной позиции по освоению компьютера не только как средства для развлечения, но и как источника для познания окружающего мира;
- формирование у старших дошкольников системы знаний (базовых для информационных умений) о том, что такое информация, какие виды и источники, приемники информации существуют, их значение в обществе; практические знания для безопасного использования компьютерной техники;
- создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников практико-ориентированных умений в использовании компьютера (поиск, хранение, передача информации и др.) в увлекательной игровой форме (эвристические беседы, мультипликационные фильмы, развивающие компьютерные программы и игры, презентации, виртуальные экскурсии и др.) с применением здоровьесберегающих тех-
^ нологий и соблюдением правил техники безопасности в работе с ПК; го - развитие мотивации детей к проявлению творчества, стремления | | на основе полученной информации и сформированных знаний и уме-о о ний создавать новый (пусть субъективно значимый для ребенка) про-■г х дукт деятельности; способности к проявлению фантазии и воображе-х | ния, к исследованию, экспериментированию;
- сотрудничество педагогов ДОО с родителями дошкольников по фор-^ мированию информационных умений в процессе познавательной деятельности детей в условиях ДОО и семьи.
Библиографический список / References
1. Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам: Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников 5-6 лет. М., 2014. [Goryachev A.V., Klyuch N.V. Vse po polochkam: Metodicheskie rekomendacii k kursu informatiki dlya doshkolnikov 5-6 let [Everything on the shelves: Methodological recommendations for the course of informatics for preschoolers 5-6 years old]. Moscow, 2014.]
2. Данилова Е.В. Мультипликационная студия в детском саду // Копилка методиста. 2016. № 10. С. 98-101. [Danilova E.V. Cartoon studio in kindergarten. Kopilka metodista. 2016. No. 10. Pp. 98-101. (In Rus.)]
3. Дмитриев А.Е., Дмитриев Ю.А. Тренинговый подход к изучению дидактики начальной школы. М., 2010. [Dmitriev A.E., Dmitriev Yu.A. Trenin-govyj podxod k izucheniyu didaktiki nachalnoj shkoly [A training approach to the study of elementary school didactics]. Moscow, 2010.]
4. Дубинина В.В. Информатика для малышей. Уроки развития в начальном звене: Методическое пособие. Казань, 1993. [Dubinina V.V. Informatika dlya malyshej. Uroki razvitiya v nachalnom zvene [Computer science for kids. Development lessons at the initial level]. Kazan, 1993.]
5. Ещенко С.В. Роль педагога в формировании информационного пространства дошкольника. URL: http://raduga47.ucoz.net/Yeshenko_S_ V/konsultacija_dlja_pedagogov_dou_rol_pedagoga_v_for.pdf (дата обращения: 10.04.2019). [Eshhenko S.V. Rol pedagoga v formirovanii informa-cionnogo prostranstva doshkolnika [The role of the teacher in the formation of the information space of the preschooler]. URL: http://raduga47. ucoz.net/Yeshenko_S_V/konsultacija_dlja_pedagogov_dou_rol_pedagoga_v_ for.pdf]
6. Загвоздкин В.К., Федосова И.Е. Вдохновение: образовательная программа дошкольного образования. М., 2019. [Zagvozdkin V.K., Fedosova I.E. Vdox-novenie: obrazovatelnaya programma doshkolnogo obrazovaniya [Inspiration: Early childhood education program]. Moscow, 2019.]
7. Калинина Т.В. Взаимодействие педагогов и родителей в процессе формирования основ информационной культуры у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного образования. 2017. № 5. С. 189-194. [Kalinina T.V. Interaction of teachers and parents in the process of forming the foundations of information culture in older preschool children. Problems of Modern Education. 2017. No. 5. Pp. 189-194. (In Rus.)]
8. Калинина Т.В., Дмитриев Ю.А. Информационная компетентность педагога дошкольного образования // Преподаватель XXI век. 2014. № 1. С. 100-108. [Kalinina T.V., Dmitriev Yu.A. Information competence of a preschool teacher. Prepodavatel XXI vek. 2014. No. 1. Pp. 100-108. (In Rus.)]
9. Калинина Т.В. Основы информационной культуры у детей старшего дошкольного возраста: состояние проблемы и пути решения // Проблемы современного образования. 2018. № 1. С. 149-162.
о н
О!
Z
к л
[Kalinina T.V. Fundamentals of information culture in older preschool children: о.
State of the problem and solutions. Problems of Modern Education. 2018. No. 1. Pp. 149-162. (In Rus.)]
о ^ ш ю — о
I _ _
ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2021. No. 4
10. Крючкова Н.П. Применение цифровых технологий в дошкольном образовании // Дошкольник.РФ. URL: ^1р://дошкольник.рфЛк1:^еи/27302-primenenie-cifrovyh-tehnologiiy-v-doshkolnom-obrazovanii.html (дата обращения: 11.11.2020). [Kryuchkova N.P. Primenenie tsifrovykh tekhnologiy v doshkolnom obrazovanii [Application of digital technologies in preschool education]. URL: http://doshkornik.rf/ikt-deti/27302-primenenie-cifrovyh-tehnologiiy-v-doshkolnom-obrazovanii.html]
11. Урлапова В.П. О критическом мышлении и его развитии у детей. URL: https://russianclassicalschool.ru/methods/psihologiya-obrazovaniya/item/1284-v-p-urlapova-o-kriticheskom-myshlenii-i-ego-razvitii-u-detej.html (дата обращения: 08.03.2019). [Urlapova V.P. O kriticheskom myshlenii i ego razvitii u detej [On critical thinking and its development in children]. URL: https:// russianclassicalschool.ru/methods/psihologiya-obrazovaniya/item/1284-v-p-urlapova-o-kriticheskom-myshlenii-i-ego-razvitii-u-detej.html]
12. Юдина Е.Г. Открытия: образовательная программа дошкольного образования. М., 2015. [Yudina E.G. Otkrytiya: obrazovatelnaya programma doshkol-nogo obrazovaniya [Discovery: Educational program of early childhood education]. Moscow, 2015.]
13. Якобсон С.Г., Гризик Т.Н., Доронова Т.Н. Радуга: образовательная программа дошкольного образования. М., 2016. [Yakobson S.G., Grizik T.N., Doronova T.N. Raduga: obrazovatelnaya programma doshkolnogo obrazovaniya [Rainbow: early childhood education program. Moscow, 2016.]
Статья поступила в редакцию 23.03.2021, принята к публикации 28.05.2021 The article was received on 23.03.2021, accepted for publication 28.05.2021
Сведения об авторах / About the authors
Дмитриев Юрий Александрович - доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры дошкольной педагогики факультета дошкольной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет
Yuri А. Dmitriev - Dr. Pedagogy Hab.; professor at the Department of Preschool Pedagogy of the Department of Preschool Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University E-mail: 4230000@rambler.ru
Корягина Лилия Сергеевна - магистрант кафедры дошкольной педагогики факультета дошкольной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет
Lilia S. Koryagina - master student at the Department of Preschool Pedagogy of the Department of Preschool Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University
E-mail: lilya.koryagina.86@mail.ru
CK
X
X
TO
TO 1—
^ X
X с
ct и
о о
1— m
Ol
z X
X о; X
CK X
X Ol
^
О
Ш Ю
F о
Заявленный вклад авторов
Ю.А. Дмитриев - общее руководство направлением исследований, планирование исследования, анализ и интерпретация эмпирических данных, участие в подготовке текста статьи
Л.С. Корягина - планирование исследования, организация и участие в проведении эмпирического исследования, анализ первичных данных, участие в подготовке текста статьи
Contribution of the authors
Yu.A. Dmitriev - general direction of research, research planning, analysis and interpretation of empirical data, participation in the preparation of the text of the article L.S. Korygina - research planning, organization and participation in conducting empirical research, analysis of primary data, participation in the preparation of the text of the article
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи All authors have read and approved the final manuscript
X
X
го
TO H
^ X
X с
и
о о
1— m
Ol
z X
X СК X
CK X
X Ol
^
о
Ш ю
F о