Логачева А.И.
ВЕЩЕВАЯ СЛУЖБА ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Аннотация. В постиндустриальном обществе цифровые технологии становятся неотъемлемой частью повседневной жизни. В наше время трудно представить современный мир, лишенный электронных, компьютерных, сетевых и множества других важных технологий. Уже несколько лет развивается такое явление как «цифровая экономика». Данная статья посвящена вопросу перспектив развития цифровой экономики в Вооруженных Силах Российской Федерации (на примере вещевой службы).
Ключевые слова. Цифровая экономика, цифровизация промышленности, цифровая трансформация.
Logacheva A.I.
CLOTHING SERVICE OF THE MILITARY ORGANIZATION OF THE STATE IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF THE ECONOMY AND INDUSTRY
Abstract. In a post-industrial society, digital technologies are becoming an integral part of everyday life. In our time, it is difficult to imagine a modern society devoid of electronic, computer, network and many other important technologies. For several years, the phenomenon of "digital economy" has been developing. This article is devoted to the prospects of development of the digital economy in the Armed Forces of the Russian Federation (RF armed forces) on the example of clothing service.
Keywords. Digital economy, digitalization of industry, digital transformation.
Начало XXI века обусловлено активным внедрением процессов цифровизации в современную экономику на основе информационной и промышленной революции, а также процессов глобализации экономики. В настоящее время продолжается развитие конкурентоспособных цифровых технологий, в том числе передовых производственных, информационных, телекоммуникационных, а также систем искусственного интеллекта, виртуальной реальности, интернета вещей и, соответственно, трансформации экономики в цифровой формат. Иными словами, мы наблюдаем формирование цифровой экономики [2]. Под ней понимается деятельность, непосредственно связанная с развитием цифровых компьютерных технологий, в которую входят и сервисы по предоставлению онлайн-услуг, и электронные платежи, и интернет-торговля, и прочее.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. была утверждена Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», в которой описана стратегия развития информационного общества в России на 2017-2030 гг. Целью данной программы является улучшение уровня благосостояния граждан, путем повышения цифровой грамотности, качества работ и услуг, оказываемых посредством современных цифровых технологий. В указе Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» дается следующее определение: «Цифровая экономика -хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в циф-
ГРНТИ 78.75.33 © Логачева А.И., 2018
Анна Ивановна Логачева - старший эксперт Военно-научного комитета штаба материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации (г. Москва).
Контактные данные для связи с автором: 119160, г. Москва, пер. Б. Козловский, д. 6 (Russia, Moscow, B. Koz-lovskiy lane, 6). E-mail: [email protected].
ровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг».
Нестабильность геополитической обстановки и новые тенденции её развития, связанные с прорывом в области информационных технологий в условиях применения новейших видов оружия и автоматизированных систем управления, требуют переосмысления теории и практики строительства Вооружённых Сил Российской Федерации (ВС РФ). Решающую роль в этом оказывают изменения в области информационных и телекоммуникационных технологий и микроэлектроники, внедрение нано- и инфотехнологий в военные системы.
За последние несколько лет произошел скачок в совершенствовании средств обеспечения управления и обмена информацией, обусловленный развитием информационных и телекоммуникационных технологий, совершенствованием средств связи, обработки, хранения и распределения информации. Актуальность перехода ВС РФ на цифровую экономику обусловлена следующими факторами [6]:
• необходимостью оснащения ВС РФ перспективными высокотехнологическими образцами вооружения и техники и формированием комплекса приоритетных базовых и критических военных технологий, обеспечивающих не только создание, но и боевое применение высокотехнологических промышленных изделий, систем и комплексов;
• тенденциями развития качественно новых военных цифровых технологий ВС РФ и целесообразностью технологизации на их основе процессов военных и боевых действий, различных видов деятельности центральных органов военного управления, видов и родов ВС РФ;
• целесообразностью гармонизации высокотехнологичных систем и комплексов оружия, управления, связи и видов обеспечения видов и родов ВС РФ;
• требованиями по целенаправленной организации НИОКР с концентрацией потенциальных ресурсов страны на обеспечение импортозамещения и инновационного развития отечественных военных цифровых технологий.
Приход цифровой экономики в ВС РФ, по нашему мнению, существенным образом отразится на функционировании системы материально-технического обеспечения (МТО) военной организации государства, изменится и вещевое обеспечение военнослужащих. В первую очередь это актуально для центральных органов военного управления, а также предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Так, применение цифровизации в вещевой службе ВС РФ даст возможность сводить информацию в единое информационное поле, что позволит знать реальную обстановку от подразделений вещевой службы до объектов логистической инфраструктуры. Создаются предпосылки для роста эффективности планирования, учёта и обеспечения постоянного контроля всех мероприятий [4, 5].
Наиболее важной целью применения цифровизации в вещевой службе является повышение оперативной эффективности и качества принятия решений, вырабатываемых органами управления, а также сбор, обработка и анализ информации. Оперативная эффективность достигается в первую очередь повышением организационной эффективности системы вещевого обеспечения на каждом уровне иерархии и представляет собой оптимизацию процессов, направленных на достижение задач вещевого обеспечения, по трем основным направлениям [4]:
1) повышение оперативности управления вещевым обеспечением, т.е. сокращение времени реакции органов управления и системы вещевого обеспечения в целом на изменения складывающейся обстановки, повышение ритмичности их воздействия на объекты управления, что приводит к своевременности проведения мероприятий в исполнительных органах;
2) повышение эффективности проведения мероприятий вещевого обеспечения, которое достигается сокращением времени, затрачиваемого исполнителями для выполнения задач при повышении качества их выполнения;
3) повышение эффективности процессов планирования и контроля вещевого обеспечения через повышение точности сведений о наличии и качественном состоянии имущества, сроках ввода его в эксплуатацию и фактической амортизации.
В органах военного управления особое внимание уделяется вопросам осуществления в наиболее короткие сроки сбора, анализа и обработки информации о состоянии обеспеченности и потребности в вещевом имуществе воинских частей и подразделений, наличии имущества по размерам, ростам и полнотам. Оперативность обмена информацией считается основным показателем качества системы управления. Повышение качества принимаемых решений и их выполнение достигается лучшей информированностью должностных лиц вещевой службы, разработкой экономико-математических методов планирования и оптимизации [4].
В настоящее время, специалисты вещевой службы тратят значительное количество времени на выполнение рутинных функций, связанных с обслуживанием документооборота, сбор и анализ поступающей информации, суммарное время, которые они связывают с выполнением этих функций составляет более 60% при том, что объемная доля в их должностных обязанностях составляет не более 10% [4]. Таким образом, внедрение цифровизации в вещевую службу позволит:
• сократить время отрыва личного состава от выполнения должностных обязанностей на сбор и обработку отчетных и статистических данных;
• отслеживать и координировать в режиме реального времени все этапы изготовления обмундирования и ремонта техники вещевой службы, начиная с заключения государственного контракта, запуска изделий в производство и заканчивая поставкой в конкретную воинскую часть;
• рассматривать замену натуральной выдачи предметов имущества военнослужащим на денежные средства для их приобретения, в том числе в Интернете. Стоимость услуг в онлайне ниже, чем в традиционной экономике (прежде всего за счет снижения (оптимизации) затрат на транспортировку и хранение).
Основой цифровой экономики является цифровизация производства. Цифровое производство -это совокупность инструментов оптимизации рабочего процесса посредством программно-аппаратных решений. Цифровизация - ничто иное, как переход от аналогового к цифровому. Этот процесс подразумевает не только замену инструментов производства, но и внедрение аналитических систем, позволяющих максимально сделать производство рентабельным. Цифровая экономика основана на этих инструментах [3].
Современные технологии позволяют значительно снижать себестоимость и процент брака, одновременно улучшая качество производимой продукции. В результате, увеличится рост показателей производительности, контроль за эффективностью использования денежных средств. Внедрение цифровой экономики в организацию производства вещевого имущества в интересах ВС РФ позволит создать единый онлайн комплекс, который будет контролировать все этапы производства. Однако, наряду с возможными положительными результатами от внедрения новых технологий, наивысшим риском, генерируемым цифровизацией, являются киберугрозы во всем разнообразии их проявлений. Например, уровень потребления воинской частью довольствия может стать демаскирующим признаком, а значит, эту информацию можно передавать лишь по защищенным сетям.
Вместе с тем, экспертами Института экономических стратегий РАН (ИНЭС) и сообществом «Системная экономическая аналитика ОПК» был предложен доклад «К «цифре» готов? Оценка адаптивности высокотехнологичного комплекса России к реалиям цифровой экономики». В рамках подготовки этого доклада специалистами были опрошены представители более чем 300 организаций высокотехнологичного комплекса (ВТК) России. В основном эти предприятия представляли ОПК России. Целью доклада являлось формирование многогранного восприятия ситуации цифрового перехода в ВТК и палитры потенциальных решений для руководящего состава организаций и, прежде всего/ готовность предприятий ОПК к цифровой трансформации.
Также был сделан акцент на диагностику текущего статуса адаптивности ВТК России к цифровой реальности. Под адаптивностью понимается способность организации к переходу в качественно лучшее состояние с учетом новых возможностей, в данном случае - цифровизации [1]. Статус адаптивности подразделяется на следующие уровни:
• высокий - означает, что действия организации по цифровой трансформации можно отнести к лучшим практикам отрасли и страны, конкурентоспособным на мировой арене. Организация проявляет инициативу по внедрению лучших мировых и национальных практик;
• средний - означает, что в организации понимают необходимость и основные вехи цифровой трансформации, и это находит отражение в стратегии организации и программах развития. Организация проводит фрагментарное внедрение цифровых технологий;
• низкий - подразумевает, что организация не составила представления о своем будущем цифровом облике. Цифровая трансформация не находит отражения ни в стратегии организации, ни в программах развития.
Исследование опиралось на специально разработанную интегрированную девятифакторную модель «идеальной цифровой адаптивности», которая, в свою очередь, скоррелирована с базовой моделью «Стратегическая матрица компании» (см. рисунок). Модель цифровой адаптивности включает в себя наиболее подверженные влиянию цифровой трансформации переменные внешней и внутренней динамики, которые можно представить в виде матрицы [1].
Рис. Факторы модели «идеальной цифровой адаптивности» [1]
Данные девять факторов измерялись через систему 84 сгруппированных и взвешенных показателей, определенных как ключевые и системно влияющие на адаптивность. На основе обработки первичных данных по каждому фактору был сформирован интегральный индикатор, позволяющий отнести организацию к одному из трех уровней текущей адаптивности [1]. В ходе проведения исследования было выявлено, что на начало 2018 года большинство предприятий ОПК имеют достаточно низкий уровень адаптивности к цифровой трансформации. Одной из главных причин такого состояния является дефицит на предприятиях компетентных специалистов по современной цифровой повестке.
Также в докладе рассмотрены риски перехода к цифровой трансформации. По мнению респондентов, наивысшими рисками цифровизации являются, прежде всего, киберугрозы, за ними с существенным отрывом следуют такие риски, как деградация естественного интеллекта, транснациональный характер конкуренции и цифровая трансформация государства и общества. Последние два фактора воспринимаются не только как угрозы, но и как возможности, требующие эффективного управления.
С учетом изложенного, сделаем несколько выводов:
• цифровизация в настоящее время обладает большими перспективами развития, что признается участниками как производственной, так и логистической сферы. Активную поддержку цифро-визация находит со стороны государства;
• работе по любой, тем более комплексной «цифровизации» любого предприятия должна предшествовать комплексная глубокая работа по преобразованию управленческой системы;
• цифровизация в системе МТО ВС РФ может привести к получению военно-экономического эффекта, так как высокий уровень цифровых технологий повышает оперативность большого количества обслуживающих функций, поддерживающих армейский быт, это инструмент, который позволяет лучше отслеживать процессы и помогает получать оптимальные решения за более короткий срок, обеспечивая при этом сокращение логистических издержек.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агеев А.И., Асанова Е.А., Глибенко О.В., Ремизов М.В., Смирнова В.А. «К «цифре» готов? Оценка адаптивности высокотехнологичного комплекса России к реалиям цифровой экономики» // Всероссийский форум «Цифровая экономика и ОПК России: лучшие практики и решения, оценка адаптивности и прогноз». И.: ИНЭС, 2018. С. 7-61.
2. Тенденции развития экономики и промышленности в условиях цифровизации. Монография / под ред. А.В. Бабкина. СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2017.
3. Баталов А. Цифровизация экономики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bit.samag.ru/uart/ more/67 (дата обращения 08.04.2018).
4. Жизневский А.Н., Курбанов А.Х., Титов В.А. Методика военно-экономического обоснования внедрения системы автоматизированного учета вещевого имущества в военной организации на основе применения контрольных идентификационных знаков // Экономика и предпринимательство. 2018. № 6. С. 889-895.
5. Красовитов Р.А., Курбанов А.Х. Научно-методическое сопровождение внедрения концепции «Индустрии 4.0» в сфере вещевого обеспечения военных потребителей // Экономика и предпринимательство. 2017. № 10 (ч. 2). С. 761-767.
6. Чаднов А.П., Гель В.Э., Гудков М.А. «Цифровые» Вооруженные силы Российской Федерации» // Информация и космос. 2018. № 1. С. 25-32.