ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
УДК 338.2:004.9 DOI: 10.22394/2079-1690-2018-1-4-13-21
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Авдеева
Ирина
Леонидовна
Головина Татьяна Александровна
Полянин
Андрей
Витальевич
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент и государственное управление», Среднерусский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (302028, Россия, г. Орел, б-р Победы, д. 5А). E-mail: i-avdeeva-i@yandex.ru
доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой «Менеджмент и государственное управление», Среднерусский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (302028, Россия, г. Орел, б-р Победы, д. 5А). E-mail: golovina_t78@mail.ru
доктор экономических наук, профессор, декан факультета «Государственное, муниципальное управление и экономика народного хозяйства», Среднерусский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (302028, Россия, г. Орел, б-р Победы, д. 5А). E-mail: polyanin.andrei@yandex.ru
Аннотация
В статье рассматриваются приоритетные направления деятельности предпринимательских структур в условиях развития цифровой экономики. Авторами сделан вывод, что хозяйствующим субъектам необходимо развивать новые виды деятельности и адаптироваться к цифровым инновациям. В этой связи, государству следует разрабатывать меры поддержки, направленные на развитие бизнеса, активно внедряющего цифровые технологии. Предлагаемые в данном исследовании инструменты государственного регулирования цифровой экономики позволяют активизировать процессы наращивания экономического потенциала предпринимательских структур для осуществления технологического рывка. Впоследствии они будут преобразованы в набор рекомендаций для практики и органов государственной власти, что позволит им изменить некоторые законы в области поддержки цифровых технологий и инноваций, а также скорректировать направления стратегического развития экономических институтов.
Ключевые слова: цифровая экономика, цифровые технологии, цифровая трансформация, предпринимательство, государственное регулирование, государственная поддержка, управленческие технологии, инновационные цифровые методы, информационно-коммуникационные технологии.
Актуальность цифровой трансформации с позиции отдельного бизнеса, а также целых отраслей экономики формирует нарастающий интерес к проблемам и возможностям, рискам и выгодам, которые становятся возможными в рамках цифровой экономики.
Постепенно и неуклонно во все хозяйственные процессы проникают новые цифровые технологии и тем самым оказывают значительное влияние на саму суть экономики. В большинстве случаев расширяющееся использование современных информационно-коммуникационных технологий приводит к появлению и развитию новых результативных управленческих технологий, предпринимательских практик, успешных бизнесов. Привычные, традиционные способы экономической деятельности трансформируются и оптимизируются, насыщаются информационными потоками и неизбежно ускоряются. При этом происходят как процессные, так и структурные изменения. Эффективное и системное использование инновационных цифровых методов, технологий и инструментов привело к пониманию особой приоритетности теоретического изучения и постепенного практического перехода к новому уровню экономики.
На правительственном уровне обозначена задача создания условий для глубокой системной цифровизации жизненного и экономического уклада в России. Процессы цифровой трансформации способны оказывать воздействие на внутренний потенциал бизнеса, состояние внешней среды, модели его поведения, однако сегодня реализовать такие модели на практике все еще трудно. В любом
случае сами технологии, позволяющая выстраивать цифровые модели управления, еще не достигли необходимого уровня зрелости и продолжает развиваться.
Термин «цифровая экономика» (Digital Economy) ввел Дон Трапскотт в 1995 г. для обозначения экономики, основанной на замене аналоговых устройств цифровыми и использования создаваемых последними данных для создающих ценности компьютерных вычислений [1]. В 2010-х большинство индустриально развитых стран и многие развивающиеся страны (всего около 140 стран) приняли решения о «цифровой трансформации» и построении «цифровой экономики» на базе «Индустрии 4.0» или «Интернета вещей» («Индустриального Интернета», «Всеобщего Интернета» и т.п.), приняли национальные планы развития информационно-коммуникационных технологий. Предпринимательские структуры стали принимать стратегии цифровизации и принимать стандарты индустриального интернета.
Меняются рынки, новые технологии меняются ландшафт производства. Это неизбежно отражается на управлении предпринимательскими структурами. Мировое хозяйство стремительно погружается в цифру. Для большинства хозяйствующих субъектов альтернатива выглядит так: совершить цифровой переход или исчезнуть. Из материалов компании BGG, посвященных цифровой экономике следует, что точек подключения к Интернету уже более 10 млрд., а через несколько лет их количество удвоится [2]. Рост экономики ЕС в последние годы во многом определяется цифровыми технологиями. При этом в Европе ежегодно порядка $140 млрд. будет вкладываться в технологии цифровизации производства. Транснациональные потоки данных в среднем растут на 50% в год. При этом 90% мировых данных были сгенерированы за два последних года. Кибератаки обходятся мировой экономике в $445 млрд. ежегодно [2]. При этом доля цифровой экономики в России по данным экспертов составляет порядка 2,1%- это на треть больше, чем в 2014 году, но в три раза меньше, чем в странах - лидерах по развитию цифровых процессов [3]. Аналитики считают, что без адресного стимулирования цифровой составляющей экономики ее доля в российском ВВП будет сокращаться. Эксперты BGG отмечают, что, ключ к успеху - в полномасштабной программе на уровне государства, которая будет ориентироваться не только на базовые составляющие (инфраструктура, онлайн-расходы, вовлеченность), но и на рост инвестиций в такое направление, как Интернет вещей, Big Data, развитие IT - продуктов и сервисов с высоким экспортным потенциалом [3].
Государство должно обеспечивать благоприятную среду в правовом, социальном и экономическом поле. В послании Федеральному собранию Президент РФ отметил особо важные направления в реализации стратегии развития информационного общества (рассчитана на реализацию до 2030 года). Среди них: создание отечественных цифровых платформ; внедрение сетей передачи данных пятого поколения; разработка законодательной базы, регулирующей применение новых технологий.
Обсуждение цифровой экономики на государственном уровне - это уже позитивная тенденция. Чтобы цифровизация проходила более слаженно, регулятор в первую очередь должен установить чёткие, прозрачные и предсказуемые нормы, по которым будет развиваться цифровая экономика.
Ключевые меры государственной поддержки развития цифровой экономики России в сопоставлении с опытом развитых стран приведены на рис. 1.
Важный шаг в сторону создания единой системы регулирования был сделан в июле 2017 года, когда Дмитрий Медведев утвердил программу «Цифровая экономика Российской Федерации» на период до 2024 года. Программа предусматривает, что государство будет способствовать внедрению цифровых технологий в экономике, предпринимательстве, государственном управлении, социальной сфере и городском хозяйстве. Если ничего не помешает реализации проекта, к 2024 году в России должны работать не менее десяти компаний, успешно конкурирующих на мировом рынке высоких технологий, и десяти индустриальных цифровых платформ. В числе последних - цифровые медицинские учреждения и «умные города» [4].
При этом, хотя цифровая среда устраняет географические ограничения, для финансового благополучия страны важно, чтобы субъекты цифровой экономики реализовывали полученный доход в поле российского налогообложения. Иначе у страны будет всё меньше ресурсов на поддержание собственной конкурентоспособности.
Таким образом, в условиях цифровой трансформации предпринимательских структур, государство выступает в роли катализатора экосистемы, способного генерировать, адаптировать и внедрять в производство инновации. Государство в условиях цифровой реальности становится более открытым, прозрачным и подотчетным, цифровизация всей системы государственного управления становится мощным фактором противодействия коррупции. Цифровизация становится значимой частью процессов интеграции России на евразийском пространстве.
Безусловно, масштабный переход на «цифру» остановить невозможно. Просто потому, что это ценно для потребителя, выгодно бизнесу, значимо для государства. Ценность цифровых решений растет, а цена на их получение снижается. Оцифровка постепенно разворачивается с самого «низа» - с отдельных объектов, и до самого «верха» - до цифровой экосистемы и до цифрового двойника человека в экосистеме.
__
Оптимизация и адаптация законодательной базы
Содействие цифровизации системы подготовки кадров
Обеспечение потребностей в инфраструктуре
Рис. 1. Ключевые меры государственной поддержки развития цифровой экономики России в сопоставлении с опытом развитых стран [2; 3]
Основными драйверами цифровой трансформации сегодня являются новые продукты и сервисы, новые информационные и управленческие технологии, инновационные бизнес - модели. Ключевой драйвер цифровой трансформации - отраслевые цифровые платформы.
Потенциал цифровизации отечественных предпринимательских структур приведен на рис. 2.
Цифровизация торговли дает дополнительный прирост ВВП до +2% в год
Напрямую связанные отрасли дают дополнительный прирост ВВП до +1% в год каждая
Остальные отрасли дают дополнительный прирост ВВП от +0,5 до +1% в год каждая
Рис. 2. Потенциал цифровизации отечественных предпринимательских структур [5]
По мнению экспертов, в ближайшие пять - десять лет промышленная сфера и энергетический комплекс перейдет на повсеместное использование цифровых технологий. Потому что любое современное производство на сегодняшний день немыслимо без автоматизации проектирования, подготовки производства и собственно производства [2;3].
В сложившихся условиях государство должно создавать принципиально новые каналы взаимодействия между органами власти, гражданами, предпринимательскими структурами.
Авторское видение экосистемы субъектов триады «государство - общество - бизнес» приведено на рис. 3.
■Предпринимательские структуры' ■.'.'.'.■.' .И' их интересы '.'.'.'.'.'.
- поддержка в работе на зарубежных рынках;
- технологическая инфраструктура цифровой платформы;
- поставщик данных для цифровой платформы;
- потребитель сервисов цифровой платформы;
- использование цифровых технологий в бизнес -процессах;
- законодательство, благоприятное для развития бизнеса.
■ Граждане -и ' их- интересы ■
- расширение качества и спектра услуг;
- снижение стоимости государственных услуг;
- снижение субъективизма при получении госуслуг;
- повышение безопасности и стабильности среды для жизни.
Унификация Структурирование
Цифровая платформа
Гармонизация
Алгоритмизация
■ Государство ' и ' его' интересы !
адаптивность к вызовам нового технологического уклада;
повышение конкурентоспособности страны на внешних рынках;
сохранение человеческого и технологического капитала;
повышение качества и скорости государственных стратегических решений;
повышение удовлетворенности государственными сервисами для граждан и бизнеса.
Рис. 3. Экосистема субъектов триады «государство - общество - бизнес» в условиях цифровизации
экономических процессов
Активное использование цифровых технологий в экономике позволяет выделить приоритетные направления предпринимательской деятельности в России, которые требуют государственной поддержки для усиления положительного эффекта и нивелирования отрицательного.
Обозначенные направления целесообразно классифицировать по признаку общественных и воспроизводственных отношений. Содержание приоритетных направлений предпринимательской деятельности в условиях цифровой экономики с позиций их роли в воспроизводственном процессе приведено в табл. 1.
Следует отметить, что инновационные компании, малые предприятия, стартапы получат наибольшую выгоду от цифровых технологий, в то время как для крупных компаний, основанных и развивавшихся в ХХ веке, цифровизация будет представлять серьезную угрозу, если они не адаптируются в динамичном мире постоянных цифровых инноваций [6].
Целесообразно раскрыть динамику распространения приведенных в табл. 1 цифровых технологий в предпринимательской деятельности и обозначить возможности государственной поддержки для их развития в России.
Сегодня в мире произведено более 100 тыс. 3D - принтеров, из которых примерно 14 тыс. -промышленные, и около 4 тыс. работают с металлическими порошками (именно они нужны высокотехнологичным отраслям). В России только 50 3D - принтеров, использующих металлические порошки. В 2015 году этот сегмент оценивался в $ 5,5 млрд., а к 2025 году, согласно прогнозу, вырастет до $ 52,7 млрд. При этом экономический эффект о внедрения данных технологий в различных отраслях, полученный к 2025 году оценивается в $550 млрд. [2;9].
Таблица 1
Приоритетные направления предпринимательской деятельности с позиций их роли
в воспроизводственном процессе [6]
Приоритетные направления предпринимательской деятельности (с применением цифровых технологий) Положительный эффект от применения цифровых технологий Отрицательный эффект от применения цифровых технологий
1 2 3
1 Интернет вещей и для вещей - повышение эффективности использования ресурсов; - рост производительности; - улучшение качества жизни; - уменьшение стоимости предоставления услуг; - повышение прозрачности относительно использования и состояния ресурсов; - повышение эффективности (логистика); - создание новых бизнес-моделей; - генерирование дополнительных знаний и ценностей - потеря рабочих мест для неквалифицированных работников; - хакерство, угроза безопасности; - повышение уровня сложности и потеря контроля / управления; - последствия потенциальной «цифровой атаки» - цифровой двойник становится активным участником социальных процессов
2 Изменения сферы обитания человека(«умный дом», «умный город», «автомобиль без водителя» и др.) - повышение эффективности использования ресурсов; - рост производительности; - улучшение качества жизни; - повышение доступности ресурсов для всего населения; - уменьшение стоимости предоставления услуг; - повышение прозрачности относительно использования и состояния ресурсов; - повышение уровня мобильности; - децентрализованное производство товаров; - повышенный уровень устойчивости (к изменениям климата); - возросшая доступность образования - повышенная плотность населения; - наблюдение, раскрытие личной информации; - риск коллапса в случае аварий в системах энергоснабжения и коммуникаций; - повышенный уровень уязвимости к кибератакам - снижение двигательной активности; - изоляция, уменьшение коммуникационного межличностного взаимодействия
3 Робототехника и искусственный интеллект - рациональные решения, основанные на данных; меньше субъективности; - устранение «нерациональной избыточности»; - реорганизация устаревших бюрократических структур - сокращение расходов; - устранение посредников - зависимость от энергоносителей; - потеря рабочих мест; - хакерство / киберпреступле-ния; -«конфликт с алгоритмом»
4 ЗЭ-печать - сокращение цикла «разработка— производство»; - легкость в производстве сложных деталей; - рост числа «планов» с открытым кодом для печати разнообразных предметов; - зарождение новой индустрии по поставке материалов для печати; - польза для экологии от снижения количества требований к транспортировке; - решение дефицита донорских органов; - печать протезов; - индивидуальная медицина; - продукты питания, повышающие продовольственную безопасность; - сокращение затрат на логистику; - индивидуальные товары - рост количества мусора и усиление негативного воздействия на экологию; - создание анизотропных деталей изделия; - сокращение числа рабочих мест в отрасли с изменениями в рабочем цикле; - первичность интеллектуальной собственности как источника ценности в производительности; - пиратство; - неконтролируемое производство частей тела; - отсутствие стимулов вести здоровый образ жизни; - потеря рабочих мест; - оборот оружия и особо опасных предметов
Продолжение табл. 1
1 2 3
5 Система больших данных («Big Data), распределенные вычисления - повышение самодостаточности; - улучшение принятия решений; - рост рынка электронной торговли; - увеличение объема информации; - увеличение доступа к услугам; - доступ к профессиональным знаниям и самообразование; - участие граждан в социальной жизни; - эффективность бизнес - моделей - наблюдение за частной жизнью; - увеличение числа манипуляций; - разграничение пользователей (закрытые платформы и приложения); - повышенный объем одномоментной информации - неточность информации и искажение информации - социальная разобщенность
6 Генная инженерия и нейротехнологии - более высокая урожайность в сельском хозяйстве; - более эффективное медицинское лечение; - быстрая, точная и менее инвазивная медицинская диагностика; - более глубокое понимание воздействия человека на природу; - снижение количества генетических заболеваний и связанных с ними страданий. - лечение психических заболеваний; - изменение судопроизводства и уголовного преследования; - нейроморфные датчики и нейропротезы - риск негативного воздействия генномодифицирован-ных растений / животных на человеческое здоровье / экологию; - углубление неравноправия в связи с высокой стоимостью лечения; - негативная реакция со стороны общества или отказ от технологий генной модификации; - злоупотребление генетическими данными со стороны правительств или компаний; - международные разногласия по поводу этического использования технологий генной модификации; - утрата творчества
По мнению экспертов, комплексный переход на аддитивные технологии позволяет сократить в несколько раз цикл производства новых изделий. Здесь прототипирование совмещено с конструированием, и происходит перенос затрат с производства изделий на создание цифровых моделей [3].
Роботизация в нашей стране становится одной из важнейших отраслей технологического развития, но в тоже время, потенциал их применения намного выше реальных масштабов использования. Согласно данным аналитиков, среднегодовые продажи промышленных роботов в Российской Федерации составляют 400-500 ед., что составляет 0,25% мирового рынка [3].
В целом плотность роботизации (использование промышленных роботов - запрограммированных манипуляторов на 10 тыс. занятых) в России почти в 70 раз ниже. Однако если рассмотреть сегмент промышленных роботов на основе манипулятора, то их в 10 раз больше, чем сервисных роботов. Этот рынок в России достаточно зрелый, ему 20 лет, и он растет в среднем на 11% в год - лучше, чем металлургия, чем автомобильная промышленность. Но положительной динамики еще недостаточно, чтобы говорить о «пятой ступени» цифровизации.
Система больших данных (Big Data) характеризуют собой новое качество обычных данных в электронном виде, накопленных в большом объеме в разнообразных информационных системах, корпоративных или государственных, сайтах, блогах. Существует множество оценок того порога, за пределами которого данные считаются действительно большими, от петабайт (1015 байт) до эксабайт (1018 байт), однако более методологически правильно описывать этот масштаб с помощью т.н. V-модели. В качестве её факторов наиболее часто называют Variety (разнообразие), Velocity (скорость обработки) и Volume (объём хранения). В некоторых источниках модель дополняют такими факторами, как Value (ценность данных) и Validity (надежность данных), Veracity (точность данных), и многие другие.
Исследования IDC свидетельствуют, что в мире масштабы использования системы больших данных линейно растут. Если в 2016 году рынок Big Data составлял 122 млрд. долл, а в 2017 г. - 130 млрд. долл, то по прогнозам экспертов, к 2020 году масштабы рынка составят 203 млрд. долл. Также аналитики дают положительный прогноз относительно ситуации на отечественном рынке больших данных [7;10].
Зона ответственности по развитию прорывной цифровой технологии промышленного интернета в России возложена на государственную корпорацию «Росатом».
Отличием Интернета вещей от традиционных рынков является трансформация предприятий из изолированных самодостаточных систем, внутри которых реализованы все необходимые для производства товара или услуги производственные и бизнес-процессы, в открытые системы интегрированных высокоавтоматизированных процессов.
Потенциал повышения эффективности на основе внедрения элементов промышленного Интернета в России значительно выше, чем в развитых странах. На современных западных производствах уже многое автоматизировано, и повышение эффективности на 1-2% - это уже очень хорошо. В России, где «все только начинается», возможен скачок продуктивности на 10-30% [8; 11].
Несмотря на все преимущества применения цифровых технологий в деятельности предпринимательских структур в Российской Федерации остаются нерешенными системные проблемы, которые не позволяют в полной мере получать положительные эффекты и тем более управлять рисками цифровой экономики: от увеличения вероятности кибервзлома до рисков, связанных с имуществом и ответственностью за качество продукции.
Растущая зависимость от данных создает для бизнеса два основных риска - репутационный и финансовый. Репутационный риск связан с потерей доверия к организации, связанный с предоставлением персональных данных. Финансовый риск в основном касается банковской сферы, которая наиболее подвержена угрозе, и размер убытков постоянно увеличивается. Уязвимость и безопасность данных является важным вопросом для всех организаций независимо от их отраслевой принадлежности [12].
В этой связи, считаем целесообразным предложить дорожную карту государственного регулирования деятельности предпринимательских структур, активно внедряющих цифровые технологии и позиционирующих развитие цифровой экономики в России.
Содержание предлагаемых мероприятий и сроки их реализации приведены в табл. 2.
Таблица 2
Дорожная карта государственного регулирования деятельности предпринимательства
в цифровой экономике
Наименование этапа (задачи) Содержание мероприятий Сроки реализации
1 2 3
Обеспечение благоприятных условий со стороны органов государственной власти для развития предпринимательской деятельности, связанной с применением этих цифровых технологий
1. Снятие правовых ограничений для развития предпринимательской деятельности с применением цифровых технологий внесение изменений в нормативные акты с целью формирования базовых понятий и институтов цифровой экономики 2019 год
установление особенностей безбумажного оформления трудовых отношений
определение новых правил предоставления отчетности и ее дистанционного получения в режиме реального времени
определение способов защиты интеллектуальной собственности в условиях цифровой экономики
2. Обеспечение условий для сбора, хранения и обработки данных. Защита прав и интересов субъектов и владельцев данных правовое обеспечение использования технологии блокчейн 2019 год
обеспечение применения новых стандартов раскрытия информации в деятельности государственных органов
обеспечение использования «Интернета вещей»
правовое обеспечение сбора, передачи, обработки и защиты данных при использовании цифровых технологий гражданами и юридическими лицами
3. Правовое обеспечение условий формирования единой среды цифрового доверия. Правовое определение статуса доверенной третьей стороны в цифровой среде 2019 год
определение способов идентификации физических и юридических лиц в цифровой экономике
ведение единого реестра правомочий, определяющего публичную достоверность сведений о правомочности физических лиц, а также осуществляющих полномочия от имени юридических лиц в цифровой среде
разработка Правил формирования рынка коммерческих поставщиков сервисов и их взаимодействия с государственными органами, кредитными учреждениями и др.
Продолжение табл. 2
1 2 3
4. Внедрение системы управ- создание рабочей группы по анализу препятствий 2019 год
ления изменениями законо- развития цифровой экономики и подготовке реше-
дательства в цифровой эко- ний по поправкам законодательства в данной сфере.
номике
5. Проведение правового экс- разработка нормативных актов: 2019-2020 годы
перимента по созданию усло- - по условиям перехода деятельности организаций
вий для развития цифровых на специальный правовой режим,
технологий предпринима- - по снятию требований к новым информационным
тельской деятельности продуктам, - по применению новых процедур в части соблюдения организациями требований специального правового режима, - по обязанностям органов власти проведения мониторинга норм,получивших отрицательную оценку в процессе правоприменения
6. Обеспечение стимулирова- принятие нормативных актов касающихся налого- 2019 год
ния развития цифровой эко- вых льгот для организаций, деятельность которых
номики и внедрения цифро- направлена на развитие цифровых технологий
вых технологий обеспечение импортозамещения и развитие государственно-частного партнерства в области цифровых технологий
7. Подготовка решений по со- организация и реализация мероприятий по модер- 2019 - 2020
вершенствованию норм техни- низации системы технического регулирования и годы
ческого регулирования стандартизации
8. Оптимизация системы под- правовое обеспечение внедрения электронной раз- 2019 - 2020
готовки проектов норматив- работки законопроектов, безбумажного характера годы
ных правовых актов нормотворческого процесса
9. Разработка системы подго- разработка методических материалов для подго- 2018-2020
товки кадров для нужд циф- товки кадров годы
ровой экономики запуск в вузах страны программ обучения для подготовки специалистов в сфере цифровой экономики
10. Внедрение модели «циф- правовое обеспечение перехода распорядителей 2019-2020
рового заказчика» при рас- бюджетных средств в области цифровой экономики годы
пределении бюджетных к модели «цифрового заказчика»
средств
Таким образом, развитие цифровой экономики - один из приоритетов государственной политики России. В рамках государственного регулирования выделенных приоритетных направлений предпринимательства следует особое внимание уделять стратегическому управлению на макро- и мезоуровнях. При этом государственным управленческим структурам необходимо создавать соответствующую инфраструктуру и комфортную атмосферу на уровне конкретных предприятий.
Основными составляющими мероприятиями должны стать модификация состава продукции, с учетом применения цифровых технологий, регулирование отношений между предприятиями и финансирование. Новый этап развития цифровых технологий создает целый пласт возможностей для эффективного управления развитием предпринимательства, а в стратегической перспективе - ускоренного развития экономики России в целом. При этом для максимизации положительных и снижения отрицательных эффектов процессов цифровизации необходимо адекватное, качественное и гибкое законодательство в области налогового, трудового, антимонопольного и иного регулирования.
Литература
1. Тапскотт, Дон. Электронно-цифровое общество: Плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта / Пер.с анг. Игоря Дубинского; под ред. Сергея Писарева // Киев: INT Пресс; Москва: Релф бук. - 1999. - 432 с.
2. The Boston Consulting Group (2016) Russia online: you can not catch up. [Online].
https://www.bcg.com/ru-ru/default.aspx
3. Digital McKinsey (2017) Digital Russia: a new reality. [Online]. http://www.mckinsey.com/global-locations/europe-and-middleeast/russia/ru/our-work/mckinsey-digital
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» 88 с. [Электронный ресурс] Режим доступа://
http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf
5. Кошкин Р.П. Цифровая экономика - новый этап развития информационного общества в России //
Стратегические приоритеты. 2017. № 3 (15). С. 4-15. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=30734441
6. Шваб К. Четвертая промышленная революция: пер. с англ. М.: Эксмо, 2017. 208 с.
7. European Commission. International Digital Economy and Society Index (I-DESI). Available from: http://unctad.org/meetings/fr/Presentati- on/dtl_eweek2016_AMateus_en.pdf
8. Ершов М.В., Татузов В.Ю., Танасова А.С. Итоги 2017 года: некоторые тенденции в динамике ряда ми-
ровых и российских финансовых индикаторов // Финансы: теория и практика. 2018. Т. 22. №2. С. 38-53.
9. Гелисханов И.З. Цифровые платформы: институциональный аспект // Ломоносовские чтения - 2018
[Электронный ресурс]: Сборник материалов ежегодной научной конференции (12 апреля 2018 года, г. Севастополь). - Под ред. И.С. Кусова, С.И. Рубцовой, Ю.Л. Ситько, Е.И. Сорокиной - Севастополь: Филиал МГУ в г. Севастополе, 2018. С. 148-149.
10. Дятлов С.А. Энейро-сетевое образование в цифровую эпоху // Инновации. 2017. №8 (226). С. 91-95.
11. Мойсейчик Г.И. Цифрофикация экономики стран Евразийского союза как стратегический императив XXI века // Проблемы современной экономики, 2016. - №1(57). С. 11-15.
12. Юшков К.С., Ялунин М.Н. IT-стратегия развития предприятия в формате цифровой экономики// Экономика и предпринимательство. 2017. № 7(84). С. 994-998.
Avdeeva Irina Leonidovna, candidate of Economic Sciences, Docent, Associate Professor of the Department of Management and Public Administration, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (5A, blvd Pobedy, Orel, 302028, Russian Federation). E-mail: iavdeeva-i@yandex.ru
Golovina Tatyana Aleksandrovna, doctor of Economic Sciences, Professor, Head of of the Department of Management and Public Administration, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (5A, blvd Pobedy, Orel, 302028, Russian Federation). E-mail: golovina_t78@mail.ru
Polyanin Andrey Vitalevich, doctor of Economic Sciences, Professor, Head of of the Department of Management and Public Administration, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (5 A, blvd Pobedy, Orel, 302028, Russian Federation). E-mail: polyanin.andrei@yandex.ru
STATE REGULATION OF PRIORITY AREAS OF ENTREPRENEURSHIP IN THE DIGITAL ECONOMY Abstract
The article deals with the priorities of business structures in the development of the digital economy. The authors concluded that business entities need to develop new activities and adapt to digital innovation. In this regard, the state should develop support measures aimed at the development of businesses that actively implement digital technologies. The tools of state regulation of the digital economy proposed in this study make it possible to intensify the processes of economic capacity-building of business structures for the implementation of the technological breakthrough. Subsequently, they will be transformed into a set of recommendations for practice and public authorities, which will allow them to change some laws in the field of digital technology support and innovation, as well as to adjust the direction of the strategic development of economic institutions.
Keywords: digital economy, digital technologies, digital transformation, entrepreneurship, state regulation, state support, administrative technologies, innovative digital methods, information and communication technologies.