Территория науки. - 2014. - № 1.
В заключение хотелось бы отметить следующее, что использование специально разработанных методов (в частности тестов и профессиональных опросников) позволяет учесть самосознание индивидуально-типологических особенностй саморегуляции и саморазвития студентов в ходе образовательного процесса. Одной из причин низкой успеваемости студентов является некомпенсированное слабое звено регуляции. Как показали исследования, индивидуальный стиль саморегуляции учебной деятельности студентов с высокой академической успеваемостью характеризуется развитым комплексом стилевых особенностей регуляции и компенсацией функционально слабых звеньев, в то время как у студентов с низкой успешностью обучения данный комплекс является неразвитым и отличается отсутствием компенсации слабого звена.
Радцевич Г.А.
ВЕРТИКАЛЬНО-ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ - КАК СОВРЕМЕННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: вертикальная интеграция, система
образования, профессиональное образование, целостность
образовательного процесса.
Аннотация: вертикально-интегрированные системы в
образовании представляют собой новый подход к получению качественного профессионального образования. Так как, в настоящее время в условиях российской экономики обществу требуются высококвалифицированных специалисты. Проблема подготовки кадров стоит очень остро во всех отраслях экономики и возникла необходимость обеспечения сфер бизнеса и производства качественно подготовленными кадрами, способными к постоянному
профессиональному росту.
Keywords: Vertical integration, the education system, vocational education, the integrity of the educational process.
Abstract: Vertically integrated system in education represent a new approach to quality vocational education. Since, in the current climate of the Russian economy society requires highly skilled professionals.
26
Территория науки. - 2014. - № 1.
Training problem is very acute in all sectors of the economy and there was a need to ensure the spheres of business and production quality trained personnel capable of continuous professional growth.
Интеграционная динамика в последние десятилетия стала наиболее характерной чертой организационного развития, как бизнеса, так и сферы образования. Принципы свободного рынка и конкуренция, технологическая эволюция, постоянно испытывают на выживаемость предприятия, которые в свою очередь нуждаются в квалифицированных специалистах. Таким образом, в сложившихся условиях современной альтернативой могут стать формы интеграции образовательных учреждений, в том числе и с экономическими субъектами (работодателями).
Масштабность социально-экономических изменений в России, их сложность обусловливают необходимость изменения образовательной стратегии профессиональных учебных заведений. Одной из стратегических линий развития системы профессионального образования является его непрерывность [2]. Система непрерывного профессионального образования становится одной из важнейших задач современного общества.
В чем сущность понятия «интеграция»? «Интеграция» -объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними [3]. Интеграция может происходить на уровне национальных хозяйств страны, между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями, а также в сфере профессиональных образовательных услуг объединяя начальное, среднее, высшее и послевузовское образования в одном образовательном центре. Применение этих новых технологий ведет к формированию конкурентных преимуществ при получении профессионального образования.
Процессы вертикальной интеграции образовательных программ побуждают к взаимной адаптации программ различных уровней, выстраиванию системы последовательного изучения программ для получения определенного уровня образования [1].
Основными целями и задачами вертикальноинтегрированных систем образования являются:
- повышение конкурентоспособности интегрированного образовательного комплекса при предоставлении образовательных услуг;
27
Территория науки. - 2014. - № 1.
- обеспечение согласования всех уровней образования от начальной школы до получения профобразования;
- введение предпринимательского подхода в организацию деятельности учебного учреждения;
- улучшение сквозного контроля качества образования;
- обеспечение единства и целостности образовательного процесса;
- сокращение затрат на обучение за счет централизации ресурсов и за счет сокращения сроков обучения.
Таким образом, при формировании данной системы образования в соответствии с реализуемыми целями должны быть решены следующие вопросы:
- каково должно быть распределение ответственности между всеми, объединенными в одном образовательном учреждении, уровнями образования?
- каким образом будет координироваться их работа?
- каким образом будет осуществляться контроль работы?
Непрерывное профессиональное образование направлено на
становление современного специалиста, способного к творчеству, и связано с раскрытием всех его возможностей, его индивидуальности, личностного потенциала как человека целостного, носителя духовного начала, свободного в своем выборе образовательной траектории. В образовательном учреждении, осуществляющем непрерывную систему профессиональной подготовки, создаются условия, чтобы молодежь получала не только основы
фундаментальных знаний о природе, обществе, развитии науки, техники и экономики, но и формировала в себе качества компетентного специалиста, также и новые обобщенные способы деятельности [2].
Целостное образовательное пространство в многоуровневом учебном заведении, которое объединяет начальное, среднее и высшее образование, а также способствует гарантированному трудоустройству молодых специалистов, создает основу для преемственности составляющих компонентов профессионального образования, их взаимосвязи, целостности, поступательности, что придает гибкость и динамичность в системе профессионального образования.
Таким образом, создание вертикально-интегрированных систем в образовании - это новый подход к анализу развития научных
28
Территория науки. - 2014. - № 1.
взглядов на процесс реформирования системы профобразования, который в условиях реформирования российской экономики и возросшими требованиями общества к подготовке высококвалифицированных специалистов (так как проблема подготовки кадров в настоящее время стоит очень остро во всех отраслях экономики) становится необходимостью для обеспечения сфер бизнеса и производства качественно подготовленными кадрами, способными к постоянному профессиональному росту.
Список литературы
1. Ахмедов А.Э., Шаталов М.А.Диверсификация как форма итеграции в высшем профессиональном образовании //Территория науки - Воронеж: АНОО ВПО « ВЭПИ», 2013.- № 1.
2. Мугуев, Г.И. Формирование целостного образовательного пространства в многоуровневом профессиональном учебном заведении: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Г.И. Мугуев. - Якутск, 2010.
3. Экономический словарь [Электронный ресурс] / http://www.slovari-online.ru.
29