УДК 331,5; 377
Профессиональное образование в условиях инновационного развития России.
Мерзлова М.П., канд. экон. наук, доцент, [email protected],
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
г. Москва
Статья посвящена вопросам изменения роли профессионального образования при формировании экономики знаний. Дан ретроспективный анализ основных показателей функционирования сферы образования в условиях перехода общества от индустриальной экономики к постиндустриальной стадии развития.
Ключевые слова: инновационная экономика, экономика знаний,
профессиональное образование, качество образовательных услуг, показатели сферы образования.
The author analyzes the changing role of vocational education in the formation of the knowledge economy. In addition, the article gives a retrospective analysis of key indicators for the education sector in the transition of society from industrial to postindustrial economy.
Key Words: innovation economy, knowledge economy, vocational education, the quality of educational services, indicators in education.
Переход общества от индустриальной экономики к постиндустриальной и экономике знаний характеризуется информационной революцией, повышением уровня интеллектуализации общества, его способностью производить, усваивать и применять новые знания. В Концепции развития России до 2020 года подчеркивается, что реальной альтернативой сырьевой модели развития экономики страны, является стратегия инновационного развития, опирающаяся на реализацию человеческого потенциала, на наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом. Инновационной экономике и экономике знаний с высокой информационной и интеллектуальной «емкостью» необходим специалист, обладающий гибкостью, мобильностью и высокой степенью адаптации. Новые условия предполагают постоянное обновление, новое содержание, структуру, виды, формы занятости, повышение качества человеческого капитала, реализацию интеллектуального и творческого потенциала населения в сфере труда.
Все это тесным образом связано с функционированием системы профессионального образования.
Образование в российском обществе призвано удовлетворять потребности
личности в получении знаний, умений и навыков, а также потребности общества в подготовке квалифицированных кадров. Необходимыми условиями реализации потребностей общества в высококачественном производстве товаров и услуг является обеспечение различных отраслей экономики квалифицированными кадрами и воспроизводство этих кадров.
Профессиональное образование обеспечивает промышленное, экономическое, культурное и общественное развитие страны, создавая новую отечественную наукоемкую технику и технологию, обеспечивая научно-технический и культурный прорыв России в мире. Профессиональное образование как социальный институт в любых политических и социально-экономических условиях является одним из ведущих факторов прогрессивного развития и целенаправленного преобразования общества.
Следующим важнейшим аспектом воздействия профессионального образования на развитие общества является формирование новой генерации работников. После того как созданы базисные условия для формирования рыночного экономического пространства, общий ход реформирования экономики, ее перевод на динамичный, интенсивный путь развития в решающей степени зависит от наличия высокопрофессиональных кадров, адаптированных к местным условиям, активных, творческих, ответственных за свои действия.
Особое значение приобретает деятельность профессионального образования по переподготовке и повышению квалификации работников всех категорий, их адаптации к новому содержанию и условиям труда. Начальные этапы реформирования экономики показали острую необходимость массовой переподготовки рабочих и специалистов среднего звена, способных работать в условиях развития конкуренции производств, товаров, а также регионов и отраслей. Важную роль данное направление деятельности играет в формировании региональных рынков труда, когда происходит массовая профессиональноквалификационная реструктуризация спроса на высококвалифицированных рабочих и кадров среднего звена.
Одна из сложностей анализа рассматриваемого явления состоит в том, что
профессиональное образование внутренне дуалистично. С одной стороны, являясь
институтом социализации личности, оно несет в себе сильную общекультурную, в
том числе национально-культурную, компоненту, в первую очередь, определяемую
языковыми, культурно-бытовыми и некоторыми другими особенностями.
Востребованность в этом аспекте деятельности образования возросла в настоящее
133
время, когда россияне обращаются к своим традициям, этническим корням духовности. В этих условиях на уровне обыденного сознания резко возрос интерес к возрождению национальной культуры. С другой стороны, для собственно профессионального образования определяющим фактором являются единые общечеловеческие технологические знания.
К сожалению, сложившаяся система профессионального образования, в настоящий момент не обеспечивает непрерывность, этапность и преемственность профессиональной подготовки, не нацелена на перспективу, не несет в себе элементы перспективы в содержании обучения, что негативно сказывается на качестве оказываемых услуг.
Повышение качества образовательных услуг возможно при реализации следующих принципов.
1. Принцип интеграции, который включает межпредметную и внутрипредметную интеграцию; интеграцию учебно-воспитательных задач; интеграцию образования с наукой и производством (учреждениями отрасли), с целью развития их взаимодействия и формирования системной целостности, на уровне содержания образования и на институциональном уровне.
2. Принцип непрерывности профессионального образования, который предполагает многоуровневость и многоступенчатость системы образования; преемственность общих и профессиональных образовательных программ.
3. Принцип взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг, который направлен на рациональное заполнение профессиональных ниш на рынке труда.
4. Принцип опережающего обучения, обеспечивающий подготовку высококвалифицированных кадров, организацию системы повышения квалификации; развитие системы постоянного взаимодействия между работодателями и образовательным сообществом с целью организации мониторинга регионального рынка труда и образовательных услуг.
Совокупность этих принципов обеспечивает качество профессионального образования, проявляющееся в системной целостности образования, науки и производства; интеграции научного знания; взаимовлиянии рыночной экономики и профессионального образования; государственной поддержке и преемственности законодательной базы в системе «экономика -- рынок труда -- система профессионального образования»; едином образовательном пространстве профессиональной школы в союзе с производством и наукой; структурно-
134
функциональном взаимодействии и интеграции учреждений профобразования и предприятий отрасли; развитии гибких технологий профессионального обучения.
Как уже отмечалось выше, сфера профессионального образования выступает главным звеном системы воспроизводства общественного интеллекта, получения и распространения новых знаний, которую можно рассматривать в различных аспектах. Как субъект общества она выступает в роли центра науки и культуры, удовлетворяющего интеллектуальные потребности личности, осуществляющего подготовку кадров и внедрение новых знаний в массы. Как субъект рыночной экономики сфера образования выполняет роль товаропроизводителя преимущественно интеллектуальной и интеллектуально-емкой продукции, и в этом своем качестве образование становится основным механизмом развития. Образование призвано обеспечивать восходящее воспроизводство качества общественного интеллекта, научно-техническое развитие цивилизации, социальноэкономические и экологические изменения в пространстве качества жизни. Это определяет основную задачу сферы профессионального образования, которой является подготовка кадров и развитие способности людей как результата образовательного производства. Сфера профессионального образования выступает как элемент или подсистема экономической системы. Как и любая другая система, она состоит из различных элементов, которые связаны между собой и взаимодействуют друг с другом. Системный подход к исследованию сферы профессионального образования предполагает элементный, структурнофункциональный и коммуникативный аспекты. Структура сферы профессионального образования отражена на рис. 1.
Рассмотрим некоторые показатели функционирования сферы профессионального образования (табл. 1).
Просматривая ретроспективу показателей можно отметить, что число учреждений профессионального образования в период с 1970 по 1990 годы росло (рис. 2). С 1990 по 1996 год число учреждений сокращалось. Увеличение количества учреждений можно отметить в период с 1996 по 2004 годы, при этом следует отметить, что в 2004 году было зарегистрировано максимальное количество учреждений профессионального образования, которое составило 13375 учреждений. На начало 2007 года количество учреждений сократилось до 13364.
Система профессионального образования
Рис. 1. Сфера профессионального образования
Основные показатели, характеризующие функционирование сферы образования
Показатели/годы 1970 1980 1990 1995 2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Число учреждений начального профессионального образования 3257 4045 4328 4166 3893 3872 3843 3798 3686 3392 3207
В них учащихся, тыс. человек 1406 1947 1867 1689 1679 1649 1651 1649 1604 1509 1413
Численность учащихся учреждений начального профессионального образования на 10 000 человек населения 108 140 126 114 115 113 114 114 112 106 99
Число средних специальных учебных заведений 2423 2505 2603 2634 2703 2684 2816 2809 2805 2905 2847
в том числе:
государственных и муниципальных 2423 2505 2603 2612 2589 2595 2626 2627 2637 2688 2631
негосударственных - - - 22 114 89 190 182 168 217 216
Численность студентов в средних специальных учебных заведениях, тыс. человек 2606 2642 2270 1930 2361 2470 2586 2612 2600 2591 2514
в том числе:
в государственных и муниципальных
всего, тыс. человек 2606 2642 2270 1923 2309 2410 2489 2502 2504 2473 2389
на 10 000 человек населения 199 190 153 130 158 165 172 174 174 173 168
в негосударственных - - - 7 52 60 97 110 96 118 125
Принято студентов в средние специальные учебные заведения, тыс. человек 780 818 754 669 867 878 901 906 890 854 799
в том числе:
Показатели/годы 1970 1980 1990 1995 2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007
в государственные и муниципальные 780 818 754 665 842 851 861 862 852 811 756
в негосударственные - - - 4 25 27 40 44 38 43 43
Выпущено специалистов из средних специальных учебных заведений, тыс. человек 596 721 637 474 580 608 669 702 703 684 700
в том числе:
из государственных и муниципальных
всего, тыс.человек 596 721 637 473 568 593 646 671 675 651 658
на 10 000 человек населения 46 52 43 32 39 41 44 47 47 46 46
из негосударственных - - - 1 12 15 23 31 28 33 42
Число высших учебных заведений 457 494 514 762 965 1008 1039 1044 1071 1068 1090
в том числе:
государственных и муниципальных 457 494 514 569 607 621 655 652 662 655 660
негосударственных - - - 193 358 387 384 392 409 413 430
Численность студентов в высших учебных заведениях, тыс. человек 2672 3046 2825 2791 4742 5427 5948 6456 6884 7064 7310
в том числе:
в государственных и муниципальных
всего, тыс. человек 2672 3046 2825 2655 4271 4797 5229 5596 5860 5985 6133
на 10 000 человек населения 204 219 190 179 292 329 361 388 408 419 431
в негосударственных - - - 136 471 630 719 860 1024 1079 1177
Принято студентов в высшие учебные заведения, тыс. человек 537 614 584 681 1292 1461 1504 1644 1659 1641 1658
в том числе:
Показатели/годы 1970 1980 1990 1995 2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007
в государственные и муниципальные 537 614 584 629 1140 1263 1300 1412 1384 1373 1377
в негосударственные - - - 52 152 198 204 232 275 268 281
Выпущено специалистов из высших учебных заведений, тыс. человек 360 460 401 403 635 720 840 977 1076 1151 1255
в том числе:
из государственных и муниципальных
всего, тыс. человек 360 460 401 395 579 648 753 860 930 978 1056
на 10 000 человек населения 28 33 27 27 39 44 52 60 65 68 74
из негосударственных - - - 8 56 72 87 117 146 173 199
Охват молодежи программами начального, среднего и высшего профессионального образования (удельный вес численности студентов (учащихся) учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в численности населения в возрасте 1534 года), процентов 16,4 17,0 16,1 20,5 21,9 23,0 24,0 24,6 24,8 25,1
Рис. 2. Число учреждений профессионального образования
По данным табл. 2 прослеживаются следующие структурные особенности:
- до 1995 года в структуре выпускников профессионального образования преобладали выпускники среднего профессионального образования;
- начиная с 2000 года в структуре, преобладают выпускники высшего профессионального образования;
- в 2005 году доля выпускников высшего профессионального образования составила 50%, и тенденция к ее увеличению сохранилась до настоящего времени.
Таблица 2
Показатели (%) /годы 1970 1980 1990 1995 2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Выпускники учреждений начального профессионального образования 25 27 29 31 24 22 20 18 17 16 14
Выпущено специалистов из средних специальных учебных заведений 47 44 43 37 36 36 35 34 33 31 31
Выпущено специалистов из высших учебных заведений 28 28 27 32 40 42 44 47 50 53 55
Общее кол-во выпускников 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
В табл. 3 представлены данные о деятельности сферы высшего профессионального образования на протяжении 1993 - 2008 годов.
Таблица 3
Характеристика сферы высшего профессионального образования
Показатель / уч. годы
Число высших учебных заведений, всего в том числе: государственных и муниципальных негосударственных Численность студентов -всего, тыс. человек
в том числе в учебных заведениях: государственных и муниципальных из них обучалось на отделениях:
Очных
очно-заочных
(вечерних)
Заочных Экстернат негосударственных из них обучалось на отделениях:
Очных
очно-заочных
(вечерних)
Заочных
Экстернат
993/ 1995/ 2000/ 2002/ 2003/ 2004/ 2005/ 2006/ 2007/
94 96 01 03 04 05 06 07 08
626 762 965 1039 1044 1071 1068 1090 1108
548 569 607 655 652 662 655 660 658
78 193 358 384 392 409 413 430 450
2613 2791 4741 5948 6456 6884 7064 7310 7461
2543 2655 4271 5229 5596 5860 5985 6133 8 0 2 6
1625 1700 2442 2862 3010 3144 3195 3251 3241
170 161 259 299 302 300 300 291 280
748 795 1519 1973 2165 2279 2348 2443 2532
- 0,1 51 95 120 137 142 147 155
70 136 471 719 860 1024 1079 1177 1253
37 53 183 242 267 290 313 331 331
5 14 44 47 50 61 71 81 72
22 61 243 427 539 663 684 753 835
6 7 1 3 4 10 11 12 14
На 10 000 человек населения приходилось студентов высших учебных заведений, человек в том числе государственных и муниципальных Из общей численности студентов - женщины, тыс. человек Численность профессорско-преподавательского персонала в высших учебных заведениях, тыс. человек: государственных
и муниципальных1-* 239,8 240,2 265,2 291,8 304,0 313,6 322,1 334,0 340,4
негосударственных2-* 3,8 13,0 42,2 47,8 50,1 50,7 65,2 75,0 78,8
Данные табл. 4 указывают на рост доли негосударственных вузов с 12% в 1993/94 учебном году до 41% в 2007/08 учебном году.
Таблица 4
Распределение вузов по видам собственности
Показатель (%) / уч. годы 1993 /94 1995 /96 2000 /01 2002 /03 2003 /04 2004 / 05 2005 /06 2006 /07 2007 /08
Высшие учебные заведения - всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100
Доля государственных и муниципальных 88 75 63 63 62 62 61 61 59
Доля негосударственных 12 25 37 37 38 38 39 39 41
Рассмотрим долевые показатели численности студентов по вузам различной ведомственной принадлежности (табл. 5).
Таблица 5
Распределение контингента по вузам различной ведомственной принадлежности
Показатель (%) / уч. годы 1993/ 94 1995/ 96 2000/ 01 2002/ 03 2003/ 04 2004/ 05 2005/ 06 2006/ 07 2007/ 08
Численность студентов вузов - всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100
Обучающихся в 97 95 90 88 87 85 85 84 83
176 188 324 410 448 480 495 514 525
171 179 292 361 388 408 419 431 437
1347 1517 2686 3422 3745 4001 4114 4256 4345
государственных и муниципальных вузах
Обучающихся в негосударственных вузах 3 5 10 12 13 15 15 16 17
Из данных, представленным в табл. 5, можно сделать вывод, что большая часть студентов предпочитает государственные и муниципальные вузы, но доля студентов отдающих предпочтение негосударственным вузам увеличилась в период 1993--2008 годов с 3 до 17%.
Как уже отмечалось выше основной задачей профессионального образования, не зависимо от уровня, является подготовка кадров. На подготовку кадров в свою очередь влияет рынок труда, предъявляющий все возрастающие требования к качеству рабочей силы. В данном случае рынок труда рассматривается как система отношений, складывающихся между работодателем и наемным работником по поводу спроса и предложения рабочей силы и ее воспроизводства, обеспечивающих процесс непрерывного общественного развития. Рынок труда в процессе своего функционирования выражает потребности, с одной стороны, в подготовке кадров -наемных работников, специалистов, обладающих профессиональными навыками, а с другой, в подготовке кадров -- работодателей.
И в том, и в другом случае удовлетворить эти потребности призвана сфера профессионального образования. Научные знания, квалификация, опыт, специальные навыки, необходимые для рынка труда, приобретаются людьми в процессе образования.
Обучение ведет к накоплению человеком определенной информации, усвоению и закреплению информационного содержания в структуре человеческой личности, потребностей и способностей. В настоящее время со стороны рынка труда увеличивается потребность в новом типе специалистов - работников умственного труда в сфере индустрии высоких технологий. Основой этого является высокое качество фундаментальной научной подготовки, широта кругозора и высокий профессионализм.
Литература
1. Булдаков С.К. Образовательный потенциал общества // Экономика образования.
1999. № 4.
2. Галиченко О.Г. Проблемы модернизации инновационной системы и
инновационной политики России. Ежегодник: Россия - тенденции и
перспективы развития. М.: ИНИОН РАН, 2008.
3. Константиновский Д.Л. Образование как важнейший ресурс для личности и общества. Ежегодник: Россия - тенденции и перспективы развития. М.: ИНИОН РАН, 2008.
УДК 336.77; 377
Формирование механизма обеспечения доступности профессионального
образования
Мерзлова М.П., канд. экон. наук, профессор, [email protected],
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»
г. Москва
В статье рассмотрены вопросы доступности профессионального образования, предложен кредитный механизм обеспечения доступности, проанализирован зарубежный опыт кредитования для нужд образования, даны рекомендации по регулированию и стимулированию финансовой поддержки развития образовательных услуг.
Ключевые слова: профессиональное образование, доступность
профессионального образования, кредитование на образовательные нужды, приток дополнительных средств в профессиональное образование, активизация образовательного процесса.
The article discusses accessibility of vocational education, including the crediting system. The author reviews international loan policies for education and gives recommendations on managing and promotion offinancial support for educational services.
Key Words: vocational education, accessibility of vocational education, loans for educational purposes, additional funding in vocational education, improvement of the educational process.
В связи с внедрением информационных технологий в рыночное хозяйство возрастает роль знаний в общественном воспроизводстве. Образование рассматривается как важнейший фактор, определяющий формирование нового качества экономики, основанной на знаниях и трансформации общества по пути научнотехнического прогресса и роста национального богатства. Востребованность образовательных услуг неуклонно возрастает, это свидетельство того, что наличие