Научная статья на тему 'Вероисповедная политика самодержавия в отношении иноверцев в структуре российского образования конца XIX века (по материалам Московского учебного округа)'

Вероисповедная политика самодержавия в отношении иноверцев в структуре российского образования конца XIX века (по материалам Московского учебного округа) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
125
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНЫЕ / ORTHODOX / НЕПРАВОСЛАВНЫЕ / NON-ORTHODOX / OF A DIFFERENT GLORIFY DENOMINATIONS / ЕДИНОВЕРЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / OF A DIFFERENT FAITH / RASKOLNICS / EDINIVERIE (AN OLD BELIEVER SECT WHICH REACHED AN ORGANIZATIONAL COMPROMISE WITH THE OFFICIAL ORTHODOX CHURCH) / ПРОТЕСТАНТЫ / PROTESTANTS / ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ / LUTHERAN CHURCH / РЕФОРМАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ / REFORMED CHURCH / ARMENIAN-AN / РИМСКО-КАТОЛИКИ / ROMAN CATHOLICS / JEWS / MUSLIMS / IDOLATERS / ИНОСЛАВНЫЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ / ИНОВЕРЦЫ / РАСКОЛЬНИКИ / АРМЯНО-ГРИГОРИАНЕ / ИУДАИСТЫ / МАГОМЕТАНЕ / ИДОЛО-ПОКЛОННИКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фидченко О. В.

В статье рассматриваются особенности вероисповедной политики самодержавия в отношении иноверцев сквозь призму сис-темы российского образования конца XIX века. На основе анализа архивных и статистических данных автор показывает двойст-венность вероисповедной политики российского самодержавия, исходя из дисбаланса в соотношении между учащимися и учащими различных вероисповеданий России конца XIX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFESSIONAL POLICY OF THE AUTOCRACY AS TO ADHERENT OF A DIFFERENT FAITH IN THE STRUCTURE OF RUSSIAN EDUCATION AT THE CLOSE OF XIX CENTURY (BY MATERIALS OF MOSCOW EDUCATIONAL DISTRICT)

In article is considered singularities of confessional policy as to adherent of a different faith by the educational system of Russia at the close of XIX century. Analyzing data of archives and statistical the author demonstrated the duality of confessional policy of Russian autocracy by misbalance between the students and the teachers which had of a different faith in Russia at the cloze of XIX century.

Текст научной работы на тему «Вероисповедная политика самодержавия в отношении иноверцев в структуре российского образования конца XIX века (по материалам Московского учебного округа)»

время. В полной мере агрессивность взгляда Пуришкевича на проблему Финляндии выразилась в следующих его словах: «...всякие объединяющие законоположения для финляндии (так в тексте - В.К.) лишь тогда окажутся действительными, когда их будет поддерживать внушительная физическая сила. Введите раньше в нашу финляндию и наши войска, сделайте фактически нашим всё, что в финляндии должно принадлежать нам по праву, как верховным её хозяевам, и тогда пишите для неё бумажные законы и силой заставьте уважать эти законы, беспрекословно исполнять их и сохранять, как наше государственное право».

Закон о Финляндии обсуждался в Думе в мае 1910 г. Для правых это были долгожданные заседания. Пуришкевич настаи-

вал, что Россия ждет решения финляндского вопроса как имеющего «крупнейшее государственное значение», медлить с его рассмотрением нельзя. 28 мая законопроект о Финляндии был принят в Государственной думе. Принят - за исключением одной лишь октябристской поправки - в правительственной редакции. Правые ликовали, «Finis Finlandia!» - воскликнул на заседании Думы Пуришкевич. А 17 июня долгожданный для правых (и Пуришкевича) проект был проведен в Государственном совете в неизменном виде и стал законом.

Литература

1. Пуришкевич В.М. Россия и Финляндия. - СПб., 1910.

УДК 94(47) ББК 63.3(2)52

ВЕРОИСПОВЕДНАЯ ПОЛИТИКА САМОДЕРЖАВИЯ В ОТНОШЕНИИ ИНОВЕРЦЕВ В СТРУКТУРЕ

РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОНЦА XIX ВЕКА (ПО МАТЕРИАЛАМ МОСКОВСКОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА) О.В. Фидченко, кандидат исторических наук, доцент кафедры культурологии МПГУ, (495) 438-23-31

В статье рассматриваются особенности вероисповедной политики самодержавия в отношении иноверцев сквозь призму системы российского образования конца XIX века. На основе анализа архивных и статистических данных автор показывает двойственность вероисповедной политики российского самодержавия, исходя из дисбаланса в соотношении между учащимися и учащими различных вероисповеданий России конца XIX века.

Ключевые слова: православные, неправославные, инославные вероисповедания, иноверцы, раскольники, Единоверческая церковь, протестанты, лютеранская церковь, реформатская церковь, армяно-григориане, римско-католики, иудаисты, магометане, идолопоклонники.

CONFESSIONAL POLICY OF THE AUTOCRACY AS TO ADHERENT OF A DIFFERENT FAITH IN THE STRUCTURE OF RUSSIAN

EDUCATION AT THE CLOSE OF XIX CENTURY (BY MATERIALS OF MOSCOW EDUCATIONAL DISTRICT) Fidchenko O. V.

In article is considered singularities of confessional policy as to adherent of a different faith by the educational system of Russia at the close ofXIX century. Analyzing data of archives and statistical the author demonstrated the duality of confessional policy ofRussian autocracy by misbalance between the students and the teachers which had of a different faith in Russia at the cloze of XIX century.

Keywords: Orthodox, Non-Orthodox, of a different glorify denominations, of a different faith, Raskolnics, Ediniverie (an Old Believer sect which reached an organizational compromise with the official Orthodox Church), Protestants, Lutheran Church, Reformed Church, Armenian-Gregorian, Roman Catholics, Jews, Muslims, Idolaters.

Как известно, одним из важнейших показателей для характеристики любой власти является её отношение к инакомыслию. Наиболее известным видом инакомыслия, безусловно, является инакомыслие идеологическое, которое может формироваться в течение долгого времени и проявляться, в том числе, и в религиозной форме. Небезынтересным поэтому, на наш взгляд, представляется отношение самодержавной власти к инаковерующим в образовательной системе дореволюционной России.

Взаимодействие власти и общества в дореволюционном учебном процессе можно, пожалуй, назвать даже знаковым, поскольку оно происходило на фоне становления массового народного образования, имевшего место в истории нашей страны в конце XIX века. Для большей наглядности нам представляется необходимым проиллюстрировать такое взаимодействие конкретными цифрами на примере Московского учебного округа. Выбор географических рамок для приводимого ниже логико-

иллюстративного материала обусловлен тем, что в целом, при рассмотрении процессов, происходивших в сфере народного образования Московского учебного округа конца XIX века и отражавших политику государства в области массового обучения людей, данная территория для регионов центральной части России того времени являлась наиболее типичной и показательной.

Для справки: Московский учебный округ (МУО) включал в себя 11 губерний: Московскую, Владимирскую, Калужскую, Костромскую, Нижегородскую, Орловскую, Рязанскую, Смоленскую, Тверскую, Тульскую и Ярославскую. В территориальном отношении Московский учебный округ занимал более 50% всей площади Европейской России того времени и объединял при этом значительное количество учебных заведений всех типов и уровней.

Для успешного раскрытия проблемы большой интерес представляет вероисповедный состав учащихся низшего образовательного звена Московского учебного округа на 1880 г.:

Губернии общее число учащихся православных (с единоверцами) раскольников разных толков римско-католиков протестантов иудаистов других вероисповеданий

Московская (13 уездов) мальчиков девочек 19454 5133 18959 5052 480 62 1 12 10 3 8 -

Тверская (12 уездов) мальчиков девочек 17775 3258 17748 3255 26 2 1 1 - - -

Ярославская (10 уездов) мальчиков девочек 13402 3974 13388 3972 9 1 1 4 1 - -

Костромская (12 уездов) мальчиков девочек 8777 1654 8727 1643 46 11 - 4 - -

Нижегородская (11 уездов) мальчиков девочек 10492 1650 10248 1616 244 32 - 2 - -

Владимирская (12 уездов) мальчиков девочек 14382 2678 14213 2646 167 32 - 1 1 -

Рязанская (12 уездов) мальчиков девочек 23001 2343 22934 2328 61 12 6 1 2 - -

Тульская (12 уездов) мальчиков девочек 17375 1386 17339 1382 9 4 4 - 3 -

Орловская (12 уездов) мальчиков девочек 21426 1431 21401 1428 15 2 2 1 7 1 -

Калужская (11 уездов) мальчиков девочек 14386 1905 14102 1845 278 58 1 1 2 3 1 -

Смоленская (12 уездов) мальчиков девочек 7805 812 7753 800 30 3 9 6 4 2 9 1 -

Всего по МУО мальчиков девочек 168272 26224 166832 25967 1365 217 24 12 28 17 26 11 -

Всего по 50 губерниям Европейской России мальчиков девочек 827231 199243 681682 95717 6348 1043 27793 8585 107229 92834 2251 1018 1928* 462*

Процент МУО от Европейской России мальчиков девочек 20,34 13,16 24,47 27,12 21,5 20,81 0,086 0,14 0,026 0,018 1,16 1,08 0 0

Всего в Европейской России с Привислянскими губерниями мальчиков девочек 904918 235997 687982 96548 6431 1052 88536 37465 116592 99100 3447 1785 1930** 47**

Процент МУО от Европейской России с Привислянскими губерниями мальчиков девочек 18,6 11,11 24,25 26,9 21,23 20,63 0,03 0,03 0,024 0,017 0,75 0,61 0 0

Составлено и подсчитано нами 2, с. 170-192]. * армяно-григориан: мальчиков - 24, девочек - 28; магометан: м. - 1272, д. - 12 и идолопоклонников: м. - 634, д. - 6.

** армяно-григориан: м. - 24, д. - 28; магометан: м. - 1272, д. - 13 и идолопоклонников: м. - 634, д. - 6.

Таким образом, по нашим подсчетам, в 1880 г. около 25% православных учашдхся начальных школ и около 20% детей, происходивших из раскольников разных толков, от всей территории Европейской России сосредоточивались в Московском учебном округе. В результате получается, что 1/4 православных

и 1/5 раскольников обучалась в одном из 10 учебных округов Предуральской части России. При этом доля римско-католиков (0,03%), протестантов (0,02%), а также иудаистов (0,7%) и других вероисповеданий (0%) была незначительной.

Что касается вопроса о вероисповедном распределении преподавателей школ начального звена, то, к сожалению, сведения в отношении Московского учебного округа на 1880 г. отсутствуют. Однако подобная информация имеется в отношении Европейской России в целом с Польшей и Прибалтикой (т.н. Привислин-скими губерниями)._Приведем_эт^_цифры:

территория общее число учащих католиков протестантов

муж. жен. муж. жен. муж. жен.

Всего по Европейской России 9538 1404 133 2980 59

С Привислинскими губерниями (и Варшавским О) 11487 1720 1429 230 3334 66

Составлено нами [4, с. 142].

Итак, согласно нашим вычислениям, количество учащих начального звена, принадлежавших к неправославным (инослав-ным) христианам, в 1880 г. составило: католиков - 12,56%, а протестантов - 25,74%; вместе же - 38,3%, то есть почти 40%. И, значит, правительство проводило в отношении них благоприят-

ную вероисповедную политику (по крайней мере, в области начального народного образования). Большая часть из оставшихся 60% учащих, должно быть, была представлена лицами православного вероисповедания. Такое процентное соотношение между учащими и учащимися каждого из вероисповеданий представляется адекватным, как и вероисповедная политика само-

державия в области начального народного образования того времени в целом.

Весь состав учащихся средних учебных заведений (мужских

[3, с. 93].

Итак, наши вычисления показывают, что господствующий процент учащихся по всем видам средних учебных заведений был у населения православного исповедания. Исключение составляли частные мужские гимназии, в которых большинство учащихся являлись протестантами, поскольку некоторые из этих учебных заведений находились при лютеранских церквях, в которых учились по преимуществу лица лютеранского вероисповедания. В училищах первого разряда ученики были в основном римско-католического вероисповедания, по причине того, что некоторые из таких училищ находились в прибалтийских губер-

[3, с. 108].

Таким образом, более 1/4 учителей и учительниц России в 1880 г. были неправославными. 15,4% учителей и 16,8% учительниц при этом являлись протестантами, что свидетельствует о благоприятном отношении к ним правительства. В то же время учащих-иудаистов (ок. 0,3%) было в 24 раза меньше, чем учащихся того же вероисповедания (ок. 7,25%), поэтому в отношении данных граждан Российской империи образовательную политику самодержавия нельзя назвать сбалансированной.

Не могут не привлекать внимание некоторые конкретные учебные заведения. Так, в реальном училище при реформатской церкви Москвы обучением занимались лица различных вероисповедных принадлежностей. Большинство были православными; в 1905/06 учебном году их насчитывалось 18 человек. Также преподавало 4 лютеранина, 2 реформата, 1 римско-католик и, что особенно интересно, 1 единоверец (принадлежал к Единоверческой церкви, возникшей в 1780 г. в качестве связующего звена старообрядчества и православия). Этот человек работал в училище с 1893 по крайней мере до 1907 г. Им был преподаватель русского языка Павел Саккулин [5, л. 1-6].

Вероисповедная принадлежность студентов российских университетов, в общем количестве 8193 человек, в 1880 г. представляется следующим образом: православных - 64,4%; раскольников - 0,0%; римско-католиков - 13,7%; протестантов - 14,2%; армяно-григориан - 0,8%; евреев (иудаистов - О.Ф.) - 6,8%; магометан - 0,1%; идолопоклонников - 0,0% [3, с. 15].

Итак, представителей прочих христианских исповеданий среди студентов в общей сложности насчитывалось 28,7% (более 1/4) от общего числа, а иудаистов - чуть менее 1/15 всего их числа.

Преподаватели университетов (545 человек) в смысле конфессиональной принадлежности распределялись так: православные - 66,6%; протестанты - 22,2%; римско-католики - 10,5%; армяно-григориане, иудаисты и магометане - 0,4% [3, с. 25].

Итак, среди преподавателей представители прочих христианских исповеданий России 1880 г. суммарно составляли 32,7% (около 1/3 от общего их числа), что в целом было немало. Количество одних только протестантов среди преподавательского со-

- 108179, женских - 73651 человек) по вероисповеданиям к 1880 г. распределялся (в процентах) следующим образом:

ниях, население которых исповедовало, главным образом, эту религию.

По данным Первой Всероссийской переписи населения 1897 г. в Московском учебном округе проживало 22,42% православного населения Европейской и 19,61% всей России [1, с. 235236]. При этом привлекает внимание увеличение количества иудаистов по сравнению с начальным звеном образования (до более, чем 7%). Учтены также армяно-григориане (ок. 0,5%) и последователи ислама (0,1-0,2%).

Известно распределение учащих средних учебных заведений в 1880 г. по вероисповеданиям (в процентах):

става было равно почти 25% (или %), как и в средних учебных заведениях России в 1880 г. Поэтому мы считаем, что в отношении учащих и учащихся представителей инославных (неправославных христианских) деноминаций в России конца XIX - начала XX вв. правительством проводилась политика максимального благоприятствования.

С другой стороны, мы видим, что на средней и высшей ступенях образования данного исторического периода наблюдалось значительное превалирование учащихся-иудаистов над учащими данного вероисповедания, то есть иудаисты в сфере образования России XIX века со стороны самодержавной власти испытывали явные притеснения. Поэтому, несмотря на благоприятствование царизма представителям инославных исповеданий, такой диссонанс между количеством учащих и учащихся иноверных (других, нежели христианские) вероисповеданий внутри системы образования нашей страны в конце XIX века не позволяет, на наш взгляд, говорить о религиозном плюрализме самодержавной власти в данной области общественной жизни. То есть становится вполне очевидным тот факт, что политика русских царей в процессе обучения инаковерующих граждан до революции была двойственной.

Литература

1. Государственно-церковные отношения в России (Опыт прошлого и современное состояние) / Л.А. Баширов, Ю.Е. Григорьева, Ю.М. Дегтярев и др.: Отв. ред. Овсиенко Ф.Г. Российская академия государственной службы при Президенте РФ. Фонд национально-культурного возрождения народов России. -М., 1996.

2. Дубровский А.В. Сельские училища в Европейской России и Привислянских губерниях. - СПб., 1884.

3. Дубровский А.В. Университеты и средние учебные заведения мужские и женские в пятидесяти губерниях Европейской России и десяти губерниях Привислянских. - СПб.: Центральный статистический комитет Министерства внутренних дел по переписи 20-го марта 1880 года, 1888.

4. Фальборк Г.А. Всеобщее образование в России. - М.: Типография Товарищества И. Д. Сытина, 1908.

5. ЦИАМ. - Ф. 2179. - Оп. 1. - Д. 8.

Вероисповедание учебные заведения более или менее в мужских учебных заведениях

мужские женские + -

православное 70,6 77,9 - 7,3

раскольническое 0,2 0,2 - -

римско-католическое 14,1 6,7 7,4 -

протестантское 6,9 7,7 - 0,8

армяно-григорианское 0,4 0,5 - 0,1

иудаистское 7,7 6,8 0,9 -

магометанское 0,1 0,2 - 0,1

идолопоклонническое 0,0 - 0,0 -

вероисповедание учителей учительниц более или менее учителей

+ -

православное 72,0 (max.) 74,5 - 2,5

римско-католическое 12,3 8,3 4,0 -

протестантское 15,4 16,8 - 1,4

армяно-григорианское 0,1 (min.) - 0,1 -

иудаистское 0,2 0,4 (min.) - 0,2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.