Научная статья на тему 'ВЕРНАКУЛЯРНАЯ ТОПОНИМИЯ АРКАИМА НА ПРИМЕРЕ АРТ-ОБЪЕКТОВ'

ВЕРНАКУЛЯРНАЯ ТОПОНИМИЯ АРКАИМА НА ПРИМЕРЕ АРТ-ОБЪЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
меморативный ландшафт / вернакулярная топонимия / Аркаим / архитектура

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Виктория Сергеевна Котова

В данном исследовании представлен теоретический обзор литературы на тему вернакуляров в архитектуре (Б. Рудофски, А. Рапопорт, Э. Хатчинсон, М. Хансен, А. Ноубл, А. Иванов, А.В. Малахов, А.В. Володина). Понятие вернакуляр применяется нами для анализа «народных» названий арт-объектов на территории музея-заповедника Аркаим в Челябинской области, полученных в ходе опроса посетителей. Путем анкетирования были получены ответы на вопрос № 22: «На территории Аркаима расположены различные арт-объекты: памятники, инсталляции, скульптуры. Обращаете ли Вы внимание на эти объекты, интересны ли они Вам? Выявлено отношение респондентов к четырем арт-объектам меморативного ландшафта, зафиксированы вернакулярные наименования арт-объектов: скульптура «Аркаимский восход» – «Белая женщина», «Лошадка», «Белая скульптура», «Девушка с конем», «Девушка и кони». Скульптура «Пробуждение России» – «Инь-янь», «Мужское / женское», «Двуликий». Скульптура «Созерцатель» – «Железяка на табуретке», «Стульчик», «Чувак на табуретке», «Сидящий на стуле», «Мужик с луной на стуле», «Человек на стуле». Инсталляция «К солнцу! Мой Аркаим (Анна)» – «Ручки». Автор приходит к выводу, что арт-объекты носят сакральный характер для посетителей, но вернакулярное наименование не идет вразрез с осмыслением памятника как духовного элемента. Данные названия возникли путем ассоциации и ироничного отношения к внешнему облику арт-объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЕРНАКУЛЯРНАЯ ТОПОНИМИЯ АРКАИМА НА ПРИМЕРЕ АРТ-ОБЪЕКТОВ»

Медиасреда. 2024. № 2. С. 80-83. ISSN 2070-0717 (print). Mediasreda. 2024; 2: 80-83. ISSN 2070-0717 (print).

Научная статья УДК 316.73

DOI 10.47475/2070-0717-2024-1-2-80-83

ВЕРНАКУЛЯРНАЯ ТОПОНИМИЯ АРКАИМА НА ПРИМЕРЕ АРТ-ОБЪЕКТОВ Виктория Сергеевна Котова

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, [email protected]

Аннотация. В данном исследовании представлен теоретический обзор литературы на тему вернакуляров в архитектуре (Б. Рудофски, А. Рапопорт, Э. Хатчинсон, М. Хансен, А. Ноубл, А. Иванов, А. В. Малахов, А. В. Володина). Понятие вернакуляр применяется нами для анализа «народных» названий арт-объектов на территории музея-заповедника Аркаим в Челябинской области, полученных в ходе опроса посетителей. Путем анкетирования были получены ответы на вопрос № 22: «На территории Аркаима расположены различные арт-объекты: памятники, инсталляции, скульптуры. Обращаете ли Вы внимание на эти объекты, интересны ли они Вам? Выявлено отношение респондентов к четырем арт-объектам меморативного ландшафта, зафиксированы вернакулярные наименования арт-объектов: скульптура «Аркаимский восход» - «Белая женщина», «Лошадка», «Белая скульптура», «Девушка с конем», «Девушка и кони». Скульптура «Пробуждение России» - «Инь-янь», «Мужское / женское», «Двуликий». Скульптура «Созерцатель» -«Железяка на табуретке», «Стульчик», «Чувак на табуретке», «Сидящий на стуле», «Мужик с луной на стуле», «Человек на стуле». Инсталляция «К солнцу! Мой Аркаим (Анна)» - «Ручки». Автор приходит к выводу, что арт-объекты носят сакральный характер для посетителей, но вернакулярное наименование не идет вразрез с осмыслением памятника как духовного элемента. Данные названия возникли путем ассоциации и ироничного отношения к внешнему облику арт-объектов.

Ключевые слова: меморативный ландшафт, вернакулярная топонимия, Аркаим, архитектура.

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (совместно с Челябинской областью), проект No 23-18-20098, https://rscf.ru/project/23-18-20098/.

Для цитирования: Котова В. С. Вернакулярная топонимия Аркаима на примере арт-объектов // Медиасреда. 2024. № 2. С. 80-83. doi: 10.47475/2070-0717-2024-1-2-80-83

For citation: Kotova V. S. (2024). Vernacular toponymy ofArkaim on the example of art objects. Mediasreda, 2: 80-83. (In Russ.). doi: 10.47475/2070-0717-2024-1-2-80-83

Понятие вернакуляра исследователи в основном связывают с архитектурой. В эту область попадает изучение надстроек домов внутри городского ландшафта, «народные» названия районов и улиц. Б. Рудофски назвал ее «архитектурой без архитекторов» или «непородистой» (non-pedigreed) архитектурой (Rudofsky 1964). Также теоретиками данного направления в западной науке являются А. Рапопорт (Rapoport 1980), Э. Хатчинсон (Hutchinson 2000), М. Хансен (Hansen 1999), А. Ноубл (Noble 2007). А. Иванов подчеркивает, что «если в западных гуманитарной географии, антропологии, урбанистике, архитектуроведении вернакуляр исследуется достаточно активно, то на отечественной почве этот концепт только пробивает себе дорогу» (Иванов 2022).

По мнению А. В. Малахова, вернакуляр в прочтении архитектуры - «зонтичное понятие, обозначающее любые объекты, построенные без участия профессиональных архитекторов: традиционное жилище аборигенов; сшитая на скорую руку палатка беженцев; временное убежище, сооруженное из подручных средств бездомными; дачный домик небогатой семьи из российской провинции с импровизированным забором из лыж и кроватных спинок; коттедж нового буржуа, принципиально отказавшегося от услуг архитектора, чтобы единолично воплотить детскую мечту о замке» (Малахов 2020). Разнородность понятия и явления также отмечает А. В. Володина, подчеркивая, что это эффективный инструмент для описания «стихийно складывающихся, пластичных и «промежуточных» способов бытования искусства и культуры, не встраиваемых в жанровые структуры и в бинарную схему элитарного и массового» (Володина 2022). Данное понятие имеет место не только в архитектуре, но и в культуре в целом. Д. Боднар в книге

«Пересобирая Америку: публичная память, коммеморация и патриотизм» заключает, что «народная культура представляет собой совокупность специализированных интересов, которые основаны на частях целого. Они разнообразны и изменчивы и могут время от времени переформулироваться путем создания новых социальных единиц» (Bodnar 1992). Исследователь Д. А. Радченко отмечает, что «памятник не автономен по отношению к городу» (Радченко 2019), а значит, его стоит рассматривать в контексте места и времени.

В нашем исследовании акцент будет сделан на применении данного явления к вернакулярным названиям арт-объектов и исторических реконструкций на территории музея-заповедника «Аркаим» в Челябинской области.

Арт-объекты носят сакральных характер для тех посетителей, кто проводит рядом с ними различные ритуальные действия, такие как обойти вокруг арт-объекта определенное количество раз; сжечь на постаменте бумагу с записанным желанием (Рисунок 2); прикоснуться к «бороде» мужского лика на скульптуре «Пробуждение России» (Рисунок 3); постоять возле него с закрытыми глазами. Л. Б. Зубанова объясняет это тем, что «мистический шлейф, сопровождающий историю существования пространства, становится для многих туристов и паломников одним из ключевых стимулов» (Зубанова 2023). Редкие посетители обращают внимание на сопроводительную табличку с указанием автора и краткой аннотации к арт-объекту. Отсюда возникает вопрос - что способствует развитию вернакуляров Аркаима и почему аннотация к арт-объекту сообщает так мало информации, которая впоследствии не задерживается в памяти посетителей?

Рис. 3, 4. Скульптура Бориса Качеровского «Пробуждение России»

В ходе экспедиций на Аркаим с мая по сентябрь 2024 года было проведено анкетирование посетителей с акцентом на вопрос № 22:

«На территории Аркаима расположены различные арт-объекты: памятники, инсталляции, скульптуры. Обращаете ли Вы внимание на эти объекты, интересны ли они Вам?

Выявлено отношение респондентов к четырем арт-объектам меморативного ландшафта, зафиксированы вернакулярные наименования арт-объектов:

- Скульптура «Аркаимский восход» (на рисунке 1) - «Белая женщина», «Лошадка», «Белая скульптура», «Девушка с конем», «Девушка и кони».

- Скульптура «Пробуждение России» (на рисунке 3, 4) - «Инь-янь», «Мужское / женское», «Двуликий».

- Скульптура «Созерцатель» - «Железяка на табуретке», «Стульчик», «Чувак на табуретке», «Сидящий на стуле», «Мужик с луной на стуле», «Человек на стуле».

- Инсталляция «К солнцу! Мой Аркаим (Анна)» - «Ручки».

А. Р. Медведева подчеркивает, что «неоднородность восприятия Аркаима строится на отсутствии жестких границ интерпретации» (Медведева 2023). Об Аркаиме как о меморативном ландшафте и его потенциале говорит С. И. Симакова (Симакова 2023). Чтобы установить, по какому принципу строится ассоциативный ряд при возникновении того или иного вернакуляра обратимся к словам А. В. Сафонова: «Элементы меморативного и природного ландшафта вызывают ассоциации и создают системы образов, способствуя восприятию пространства по модели, схожей с моделью восприятия литературного произведения» (Сафонов 2024). О ритуалах и практиках освоения меморативного ландшафта Аркаима упоминает Д. Г. Киселев (Киселев 2023).

Анализируя ответы респондентов, следует вывод, что большинство из них построены на иронии по отношению к арт-объекту. Д. А. Радченко отмечает, что «апологеты вернакулярной топонимии не отрицают этой сакральности памятника, но локализуют иронию по отношению к нему <...> ирония обращена не к памяти, которую воплощает мемориал или тем более к самому увековеченному явлению, а к неудачному выполнению скульптуры» (Радченко 2019). Некоторое несоответствие названия арт-объекта его виду наталкивало многих посетителей на более удобное и «народное» название. Несмотря на сакрализацию места, проведение ритуалов и духовных практик, данные вернакулярные топонимы не идут вразрез со смыслами, которыми изначально наделены арт-объекты.

Список источников

1. Володина А. В. Вернакулярное в культуре: общий язык локального опыта // Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2022. Т. 12. С. 642-653. - D0I:10.18688/aa2212-07-51

2. Зубанова Л. Б. Эзотерический и медийный шлейф мемориального ландшафта: теоретические аспекты и архитектурные контуры полевого исследования // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2023. N° 4 (50). C. 79-84. DOI: 10.47475/2070-0695-2023-50-4-79-84

3. Иванов А. Вернакуляр как антиимперия: культура 3 // Проект Байкал. 2022. Т. 19, № 74. С. 58-71. DOI: 10.51461/pb.74.13

4. Киселев Д. Г. Коммуникативные культурные практики освоения меморативных ландшафтов (на примере Аркаима) // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2023. № 4(50). С. 85-88. DOI: 10.47475/20700695-2023-50-4-85-88

5. Малахов А. В. Вернакуляр и эмансипация: «народная» архитектура как ресурс для социального развития [1] // Теория и практика общественного развития. 2020. № 2(144). С. 38-41. DOI: 10.24158/ tipor.2020.2.6

6. Медведева А. Р. Интерфейс пространства Аркаима: к вопросу о метафоризации // Горизонты цивилизации. 2023. № 2(14). С. 32-40. DOI: 10.47475/2413-0125-2023-14-2-32-40

7. Радченко Д. А. Бабы жарят крокодила: право на интерпретацию памятника // Фольклор и антропология города. 2019. Т. 2, № 1-2. С. 230-255.

8. Сафонов А. В. Специфика медийной гиперлокальности археологического памятника Аркаим // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2024. № 3 (53). С. 99-107. DOI: 10.47475/2070-0695-2024-53-399-107

9. Симакова С. И. Аркаим как элемент символического капитала Челябинской области // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2023. N° 4 (50). C. 112-118. DOI: 10.47475/2070-0695-2023-50-4-112-118

10. Bodnar J. Remaking America: Public memory, commemoration, and patriotism in the twentieth century. Princeton: Princeton University Press, 1992. 296 p.

11. Hansen M. The Mass Production of the Senses: Classical Cinema as Vernacular Modernism // Modernism / Modernity. 1999. Vol. 6, №. 2. P. 59-77.

12. Hutchinson E. Responses to a questionnaire // History of Photography. 2000. Vol. 24, № 3. P. 229-231.

13. Noble А. Traditional Buildings: A Global Survey of Structural Forms and Cultural Functions. London : I. B. Tauris, 2007. - P. 1-17.

14. Rapoport A. Vernacular Architecture and the Cultural Determinants of Form // Buildings and Society / Ed. by A. King. London: Routledge and Keegan Paul, 1980. P. 283-305.

15. Rudofsky B. Architecture without Architects: A Short Introduction to Non-Pedigreed Architecture. New York : Museum of Modern Art, 1964. 157 p.

Информация об авторе:

В. С. Котова - лаборант-исследователь кафедры теории медиа, магистрант второго года обучения факультета журналистики Челябинского государственного университета

Научный руководитель: Светлана Ивановна Симакова - доцент, доктор филологических наук, профессор кафедры медиапроизводства факультета журналистики Челябинского государственного университета

Статья поступила в редакцию 11.11.2024; одобрена после рецензирования 12.11.2024;

принята к публикации 18.11.2024.

The article was submitted 11.11.2024; approved after reviewing 12.11.2024; accepted for publication 18.11.2024.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

The author declares no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.