Научная статья на тему 'Вербальная агрессия: способы ее предотвращения и преодоления последствий (на материале английского языка)'

Вербальная агрессия: способы ее предотвращения и преодоления последствий (на материале английского языка) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3720
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ / РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ АГРЕССИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЙ КОНФЛИКТ / КОНФРОНТАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / VERBAL AGGRESSION / SPEECH AGGRESSION / COMMUNICATIVE AGGRESSION / COMMUNICATIVE CONFLICT / CONFRONTATIONAL STRATEGY / AGGRESSIVE BEHAVIOUR

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лихачёва Татьяна Сергеевна, Заворуева Лидия Андреевна, Герасимова Анна Валерьевна

Данная статья посвящена проблеме проявления вербальной агрессии в конфликтных ситуациях. Целью работы является рассмотрение проявления вербальной агрессии на различных языковых уровнях и составление характеристики коммуниканта, прибегающего к данному феномену. Авторы статьи приходят к выводу, что, зная основные маркеры коммуникативной агрессии, а также факторы, подталкивающие собеседника к ее применению, можно выбрать правильные способы предотвращения агрессии либо воспользоваться практическими рекомендациями по ее преодолению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VERBAL AGGRESSION: WAYS TO PREVENT IT AND TO OVERCOME THE CONSEQUENCES (BY THE MATERIAL OF THE ENGLISH LANGUAGE)

The article is devoted to the problem of verbal aggression manifestation in conflict situations. The paper aims to examine verbal aggression manifestation at the different language levels and to characterize the communicant applying for this strategy. The authors conclude that knowing the basic markers of communicative aggression and the factors stimulating the interlocutor to apply it the communicant can chose the right ways to prevent it or use practical recommendations to overcome it.

Текст научной работы на тему «Вербальная агрессия: способы ее предотвращения и преодоления последствий (на материале английского языка)»

Лихачева Татьяна Сергеевна, Заворуева Лидия Андреевна, Герасимова Анна Валерьевна ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ: СПОСОБЫ ЕЕ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИИ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)

Данная статья посвящена проблеме проявления вербальной агрессии в конфликтных ситуациях. Целью работы является рассмотрение проявления вербальной агрессии на различных языковых уровнях и составление характеристики коммуниканта, прибегающего к данному феномену. Авторы статьи приходят к выводу, что, зная основные маркеры коммуникативной агрессии, а также факторы, подталкивающие собеседника к ее применению, можно выбрать правильные способы предотвращения агрессии либо воспользоваться практическими рекомендациями по ее преодолению. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272017/3-3/36.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 3(69): в 3-х ч. Ч. 3. C. 125-127. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/3-3/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

УДК 81'27

Данная статья посвящена проблеме проявления вербальной агрессии в конфликтных ситуациях. Целью работы является рассмотрение проявления вербальной агрессии на различных языковых уровнях и составление характеристики коммуниканта, прибегающего к данному феномену. Авторы статьи приходят к выводу, что, зная основные маркеры коммуникативной агрессии, а также факторы, подталкивающие собеседника к ее применению, можно выбрать правильные способы предотвращения агрессии либо воспользоваться практическими рекомендациями по ее преодолению.

Ключевые слова и фразы: вербальная агрессия; речевая агрессия; коммуникативная агрессия; коммуникативный конфликт; конфронтационная стратегия; агрессивное поведение.

Лихачёва Татьяна Сергеевна, к. филол. н., доцент Заворуева Лидия Андреевна Герасимова Анна Валерьевна

Волгоградский государственный технический университет tatslix@gmail. com; zavorueva2009@mail. ru; kaledina85@mail. ru

ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ: СПОСОБЫ ЕЕ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)

Проблема проявления агрессии в коммуникативных конфликтных ситуациях в течение долгого времени представляет интерес для различных областей научных знаний. Большое количество исследований посвящено данному феномену, и этот факт свидетельствует о том, что изучаемая тема остается актуальной и предоставляет материал для дальнейшего ее рассмотрения. Целью настоящей работы является изучение различных проявлений речевой агрессии для описания личности коммуниканта, применяющего ее, чтобы вывести практические рекомендации, на основе которых можно предотвратить агрессию либо преодолеть ее последствия.

Конфликт - это двустороннее поведение, базирующееся на коммуникативном контакте. Конфликты имеют противоречивый характер и могут быть рассмотрены с различных точек зрения. С одной стороны, они являются способом развития объекта и устранения его негативных и нежелательных особенностей. С другой стороны, конфликт понимается как противоречие и оценивается как недостаток, отрицательное явление. Мы считаем, что нельзя строго придерживаться какой-то одной из этих точек зрения, так как какой характер будет иметь конфликт, зависит от коммуникантов, а также целей, которые они пытаются достичь, используя его.

Во время коммуникативных конфликтов коммуниканты используют определенные стратегии и тактики. Традиционно выделяют три основные стратегии коммуникативного поведения: конфронтационную, нейтральную и кооперативную [1]. В данной статье мы хотели бы рассмотреть одну из форм реализации конфронтационной стратегии - вербальную агрессию, - к которой прибегают из-за отсутствия у коммуникантов умения или желания разрешить коммуникативный конфликт конструктивным способом. Поскольку агрессивное вербальное поведение - это широко распространенное явление, имеющее деструктивную тенденцию, которая часто приводит к ответной агрессии, усилению конфликта и представляет серьезную угрозу для эффективного общения и сотрудничества (и, следовательно, к успеху любого добровольного разрешения споров), то необходимо знать основные правила и тактики поведения в данной конфликтной ситуации и использовать способы предотвращения агрессии и борьбы с ней.

Вербальная агрессия может быть определена как использование вербальных средств, противоречащих институциональным и ситуативным нормам коммуникации, с целью нанесения вреда или ущерба коммуникативной позиции и самооценке другого лица [4, c. 184]. Коммуникативная агрессия является огромной проблемой на пути к эффективному общению. Это может привести к непониманию сторон, затруднить полноценный обмен информацией и препятствовать взаимодействию при решении какого-либо вопроса.

Речевая агрессия предполагает использование речевых средств, наносящих боль, оскорбления. Это могут быть отрицательные отзывы и критические замечания, выражение отрицательных эмоций - недовольство другими в форме брани, затаенной обиды, недоверия, ярости, ненависти; высказывание мыслей и желаний агрессивного характера, оскорбления, упреки обвинения; угрозы [3, с. 109].

Хотя точные причины агрессивного поведения будут сильно отличаться от человека к человеку и ситуации к ситуации, существует ряд факторов, которые делают агрессию в человеке более вероятной. Проанализировав имеющийся материал по данной теме, можно выделить четыре основные причины агрессии в коммуникации:

1. Психическая патология (проявление агрессивного поведения в силу перенесенных когда-либо или имеющихся психических заболеваний).

2. Презрение или высокомерие (один из коммуникантов изначально считает свои коммуникативные цели наиболее важными по причине личностного, национального превосходства, положения в обществе и т.д.).

3. Социальное научение (процессы моделирования, наблюдения и подражания).

4. Отсутствие навыков конструктивного ведения переговоров.

5. Провокация со стороны партнера по коммуникации [5].

126

ISSN 1997-2911. № 3 (69) 2017. Ч. 3

Кроме того, существует ряд факторов, которые могут влиять на поведение коммуниканта и тем самым сделать его агрессивным. К ним относятся:

• Он/она является более агрессивным по своей природе.

• Предыдущее агрессивное поведение в подобных обстоятельствах привело к положительным результатам.

• Он/она считает, что его/ее цели будут наилучшим образом достигаться посредством агрессивной реакции.

• Расстройство (например, от неспособности эффективно общаться).

• Он/она чувствует себя под угрозой.

• Он/она чувствует себя бессильным.

• Он/она ожидает столкновения с враждебностью со стороны партнера.

• Он/она находится в состоянии физиологического возбуждения (например, беспокойство, учащенное сердцебиение).

• Другие ведут себя агрессивно вокруг него/нее.

• Давление со стороны друзей или коллег.

• Он/она чувствует себя вправе сердиться [7].

Таким образом, если один из коммуникантов чувствует, что в разговоре с кем-то назревает конфликт, и хочет его избежать, не прибегая к использованию агрессии, то следует быть очень внимательным и осторожным и не поддаваться на провокацию. Как правило, это очевидно, когда кто-то становится агрессивным от своих действий, слов или выражений. Важно, чтобы каждый, кто окажется в подобных ситуациях, не реагировал на агрессивное поведение своего оппонента, так как это может только способствовать укреплению такого поведения.

Основными формами вербальной агрессии на лексическом и стилистическом уровнях являются:

• бранные слова, оскорбления;

• насмешки, использование сарказма;

• высказывания, содержащие критику;

• расовые эпитеты;

• угрозы, обвинения, ультиматумы [6, р. 169].

Индикаторы агрессии могут присутствовать не только на лексическом и стилистическом уровнях речи, но и грамматическом. А. П. Костяев выделяет целую группу грамматических маркеров вербальной агрессии. К ним относятся:

1. Местоимения 2-го лица «ты» и «вы» и глагольные формы 2-го лица единственного и множественного чисел, выбор которых имеет под собой тактические основания; личные местоимения «он», «она» по отношению к лицу как участнику интеракции или же просто как присутствующему при разговоре.

2. Императивные конструкции совершенного вида, частицы, вводные слова, специальные синтаксические структуры в несвойственных им денотативных значениях (фразеосхемы).

3. Суффиксы субъективной (негативной) оценки, сопровождающие сообщение особыми оттенками ироничности, пренебрежения, уничижения, грубости, например: работник - работничек; дитя - деточка, детина [2].

Отмеченные А. П. Костяевым маркеры определяют содержание и структуру речевых единиц, используемых в рамках вербальной агрессии, и одновременно могут служить вербальными маркерами конфликтной деструктивной ситуации.

Таким образом, вербальная агрессия как негативный способ коммуникации имеет свои причины и разнообразные формы выражения. Однако существует множество способов ее предотвращения. Наиболее действенными и распространенными являются следующие:

• Избегайте выражения словесной агрессии: не идите на поводу у тех, кто прибегает к агрессии:

I'm not going to argue with you unless we both have a chance to speak our minds and unless you refrain from insults [5] / Я не собираюсь спорить с вами до тех пор, пока у нас обоих будет возможность высказать свою точку зрения и в случае, если вы воздержитесь от оскорблений. (здесь и далее перевод авторов статьи - Л. З., Т. Л., А. Г.)

• Будьте вежливы: позвольте собеседнику полностью высказать свою точку зрения, говорите спокойно, без раздражения, выразите сочувствие:

I can understand why you are so upset. I would be too under the circumstances [Ibidem] / Я понимаю причину твоего расстройства. Я бы тоже расстроился в подобных обстоятельствах.

• Определите предмет спора: убедитесь, что все согласны с тем, какой вопрос или предмет является объектом конфликтной ситуации, не переходите от одного спорного момента к другому:

We were arguing about where to spend Thanksgiving, not whether I'm selfish or inconsiderate [Ibidem] / Мы спорили о том, где провести день Благодарения, а не то, насколько я эгоистичен и невнимателен к тебе.

• Не нападайте на партнера по коммуникации: сосредоточьтесь на проблеме, а не на личности:

I'm not saying you are selfish or greedy, I'm saying you didn't pay your share for the dinner, whatever the reason [Ibidem] / Я не говорю, что ты эгоистичный или жадный, я говорю о том, что ты не заплатил свою долю за обед, независимо от причины.

• Будьте внимательны к тем видам ситуаций, которые могут спровоцировать агрессивность (отказ собеседника от ведения диалога, замалчивание обид и т.д.).

• Умейте вовремя прекратить спор:

If you continue to call me baby, I'm going home [Ibidem] / Если ты не прекратишь называть меня «малышкой», то я уйду домой.

Но, к сожалению, встречаются ситуации, когда, несмотря на все приложенные усилия, предотвратить проявление агрессивного поведения не удалось. В этом случае целесообразно использовать следующие рекомендации:

• Попытка проанализировать, что произошло, почему другой человек повел себя подобным образом и каковы были ваши реакции.

• Расскажите другим о своем опыте. Выражение чувств и реакций может помочь примириться с тем, что произошло, и понять, что многие такие реакции являются нормальной реакцией на враждебное поведение.

• Применение практик управления стрессом и техники релаксации.

• Помните о возможных симптомах, которые могут последовать за подобным опытом, например, чувство тревоги, нарушение сна, физические реакции, депрессии или трудности в концентрации.

• Привлечение к разрешению конфликта третьей стороны [7].

Таким образом, можно проследить проявление агрессии на лексическом, стилистическом и морфологическом уровнях речи. Выбор средств выражения агрессии зависит от коммуниканта, его происхождения, воспитания, социального статуса. Можно прийти к выводу, что вербальная агрессия скорее направлена на самооценку человека, а не на его точку зрения. Коммуниканты, которые придерживаются данной тактики поведения, как правило, пользуются небольшим авторитетом, имеют проблемы в отношениях с другими людьми и, в результате, могут чаще прибегать и к физическому насилию. Данный вид агрессии рассматривается как компенсация дефицита вербальных навыков, необходимых для решения разногласий и повседневных разочарований. Целесообразно при первом контакте с потенциально агрессивным человеком дать ему время в полной мере выразить себя. Открытый, дружественный подход в самом начале общения, как правило, помогает прийти к соглашению, а не к конфронтации.

Если же оппонент не намерен отказываться от своей тактики применения агрессии, то следует проявлять осторожность, чтобы не усилить данное поведение. Имея представление о различных видах и причинах агрессии, а также реализации некоторых из методов преодоления трудностей, можно либо пресечь зарождение агрессии, либо справиться с ее дальнейшим усилением.

Список литературы

1. Гулакова И. И. Коммуникативные стратегии и тактики речевого поведения в конфликтной ситуации: дисс. ... к. филол. н. Орел, 2004. 152 с.

2. Костяев А. П. Дискурсивные маркеры вербальной агрессии в профессиональной коммуникации [Электронный ресурс]. URL: http://tverlingua.ru/archive/019/9_19.pdf (дата обращения: 25.01.2017).

3. Простакишина Н. П., Шпак Е. С. Вербальная агрессия и основные формы ее проявления в молодежной среде (на примере студентов филиала ФГБОУ ВПО «ВГУЭС» г. Находка) // Молодой ученый. Находка, 2014. № 3. С. 108-110.

4. Якимова Н. С. Вербальная агрессия как актуальный феномен современного общества // Вестник Кемеровского государственного университета. Кемерово, 2011. № 1 (45). С. 184-188.

5. Gass R. Argumentativeness and Verbal Aggressiveness: Two Argument-related «Traits» [Электронный ресурс]. URL: http://oregonstate.edu/instruct/comm321/gwalker/VerbalAggressive.html (дата обращения: 23.01.2017).

6. Infante D. A. Test of an argumentative skill deficiency model of interspouse violence // Communication monographs. Cambridge University Press, 1989. Р. 163-177.

7. Recognising Agression in Others [Электронный ресурс]. URL: https://www.skillsyouneed.com/ps/dealing-with-aggression2.html (дата обращения: 23.01.2017).

VERBAL AGGRESSION: WAYS TO PREVENT IT AND TO OVERCOME THE CONSEQUENCES (BY THE MATERIAL OF THE ENGLISH LANGUAGE)

Likhacheva Tat'yana Sergeevna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Zavorueva Lidiya Andreevna Gerasimova Anna Valer'evna

Volgograd State Technical University tatslix@gmail.com; zavorueva2009@mail.ru; kaledina85@mail.ru

The article is devoted to the problem of verbal aggression manifestation in conflict situations. The paper aims to examine verbal aggression manifestation at the different language levels and to characterize the communicant applying for this strategy. The authors conclude that knowing the basic markers of communicative aggression and the factors stimulating the interlocutor to apply it the communicant can chose the right ways to prevent it or use practical recommendations to overcome it.

Key words and phrases: verbal aggression; speech aggression; communicative aggression; communicative conflict; confrontational strategy; aggressive behaviour.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.