Корчажкина О.М.
ФГБУН Институт проблем информатики Российской Академии наук (ИПИ РАН) , старший научный сотрудник, к.т.н., [email protected]
Вербализация целей учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием новых информационных технологий при оценке эффективности обучения
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Эффективность обучения, планируемые образовательные результаты, достигнутые образовательные результаты, когнитивные операции, пирамида Блума.
АННОТАЦИЯ
Рассматривается эффективность обучения как показатель соответствия планируемых и достигнутых образовательных результатов, который выражается в терминах конкретных продуктов учебно-познавательной деятельности, получаемых в ходе выполнения мыслительных операций с использованием новых информационных технологий. В качестве вербального выражения целей обучения выбрано их выражение с помощью глаголов мыслительных операций, выделенных Бенджамином Блумом.
Система оценки достижения планируемых результатов учебно-познавательной деятельности (УПД) учащихся представляет собой один из инструментов реализации требований ФГОС второго поколения к результатам освоения основной образовательной программы, базирующихся на компетентностном и когнитивно-деятельностном подходе к обучению. Более того, ФГОС позволяет создать и успешно реализовать научно-обоснованную систему управления контролем уровня достижения планируемых результатов освоения образовательной программы [1, с. 133] с целью повышения эффективности УПД учащихся.
При процедуре оценивания результатов УПД учащихся различают три уровня достижения этих результатов:
• планируемый уровень - тот, что заложен во ФГОС и находит воплощение в учебниках и учебно-методических пособиях;
• реализуемый уровень, характеризующий результаты, определяемые учителем в зависимости от своих профессиональных предпочтений и условий обучения;
• достигнутый уровень - уровень объективных, реальных достижений учащихся.
В систему оценки достижения планируемых образовательных результатов включают следующие необходимые компоненты [там же]:
• формулировку основных направлений и целей оценочной деятельности;
• описание объектов и содержания оценки;
• задание критериев, описание процедур и состава инструментария оценивания;
• описание форм представления результатов, условий и границ применения системы оценивания;
• привлечение разнообразных методов и форм оценивания, взаимно дополняющих друг друга.
Основными функциями такой системы являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов и обеспечение действенной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом, особенно в части принятия педагогических мер, которые способствовали бы повышению эффективности УПД учащихся. При подобном подходе к обучению контролирующая функция оценивания перестаёт являться доминирующей, а её равноправными «партнёрами» выступают диагностирующая, обучающая функции и функция мониторинга (наблюдения).
Очевидно, что эффективность обучения как показатель соответствия планируемых и достигнутых образовательных результатов, должен выражаться в терминах конкретных продуктов УПД, получаемых в ходе выполнения мыслительных операций. Поэтому основным компонентом системы оценивания, задающим общее направление оценочной деятельности учителя в русле компетентностного и когнитивно-деятельностного подхода, является определение конечного результата, или целей, УПД. Более того, необходима определённого рода формализация (вербализация) этих целей с тем, чтобы можно было выработать адекватные критерии оценки достигнутых результатов.
В качестве удобной последовательности когнитивных педагогических целей, поддающейся формализации на вербальном уровне, американским психологом методов обучения Бенджамином Блумом в 1956 году была предложена таксономия (иерархия) этих целей в виде перечня мыслительных (когнитивных) операций, выраженная умственными действиями и представленная в виде пирамиды [2] (рис.1). Более того, для каждого умственного действия приводится набор смысловых глаголов, характеризующих его выполнение.
При компетентностном и когнитивно-деятельностном подходе цели обучения являются также и запланированными результатами, которые также могут быть выражены с помощью глаголов мыслительных операций, выделенных Блумом. Таким образом, глаголы мыслительных операций, с одной стороны, помогают учителю в постановке целей и задач УПД, а с
другой - позволяют производить описание и оценку результатов этой деятельности в сравнении с поставленными целями. С их помощью учитель выявляет наличие и характер отклонений от запланированных целей УПД на основе образовательного мониторинга, определяет их причины [1, с.
В 1990-х годах группа американских психологов-когнитивистов, возглавляемая бывшим учеников Б. Блума Лорином Андерсоном предложила обновлённую версию таксономии Блума применительно к реалиям 21-го века. В пирамиде Блума существительные, называющие ментальные операции, были заменены на герундий - часть речи, описывающую процесс выполнения ментальных операций (knowledge-remembering, comprehension-understanding, application-applying, analysis-analyzing, а synthesis-creating и evaluation-evaluating поменялись местами) [3].
Однако модификация «Пирамиды Блума» не ограничилась 1990-ми годами. В русле развитий новых информационных технологий (ИТ) в 2000-х годах появилось так называемое «Педагогическое колесо» [3, 4], которое позволяет установить соответствие между глаголами мыслительных операций Блума, видами УПД учащихся и инструментами новых ИТ, то есть показывает воплощение процесса УПД в её продуктивный результат, достигаемый с помощью современных инструментов, в частности мобильных приложений.
Представление «Пирамиды Блума» в виде «Педагогического колеса», в котором обозначены не только виды УПД, но и современные инструменты её осуществления, позволяет, во-первых, применять его к работе в информационно-образовательной среде учебного заведения, а во-вторых, соотнести процесс осуществления УПД учащихся с конкретными результатами этой деятельности. В табл. 1 представлена трансформация
«Педагогического колеса», которую можно использовать при организации УПД с использованием новых ИТ.
Таблица 1.
Таксономия мыслительных операций по Б. Блуму и её связь с интерактивными __инструментами для iPad
содержание глагольное интерактивные инструменты для iPad
когнитивно выражение http://appsineducation.blogspot.ru/2011/06/12-
и операции когнитивной операции ipad-apps-for-storvtelling-in.html)
знание
учащийся упорядочи, 1) Blog Docs - приложение для создания блогов
знает употребляем определи, продублируй, https:// itunes . apple . com/ ru/ app /blog-docs -google-docs-html / id44422 3 778?mt= 8
ые термины, конкретные факты, составь список,
соотнеси, запомни, 2) CourseNotes - пространство для создания, систематизации заметок и совместной работы с
методы и процедуры, основные назови, проранжируй, опознай, ними в группе http :// www. coursenotesapp. com/app/
3) DocsToGo - офисный пакет, включающий
понятия, отнеси, текстовый редактор, табличный процессор и
правила и принципы вспомни, повтори, воспроизведи приложение для создания презентаций. https://itunes.apple . com/ ru/ app/documents-to - go-free -view /id317117961 ?mt=8
4) Facebook - популярная международная социальная сеть https://plav. google . com/store/apps /details? id=com . facebook . katana
5) FeeddlerRSS - ридер для RSS-формата
(семейство XML-форматов, предназначенных для
описания лент новостей, анонсов статей,
изменений в блогах и т. п.)
http :// www. chebinliu . com/ projects /iphone/feeddle
r-rss-reader/
понимание 6) Google Search - поисковая система Google
http :// www. google . com/enterprise /search /product s/ gsa. html
учащийся классифициру 7) iAnnotate - программа для добавления
понимает й, заметок в PDF файлы
правила, факты и опиши, обсуди, http://ipadstorv.ru/iannotate-pdf-chtenie-pdf-i-zametki-v-pdf-fajlax.html;
принципы, объясни, https:// itunes . apple . com/ ru/ app /iannotate-
интерпретир вырази, pdf/id363998953?mt=8
ует осознай, 8) iThoughts - программа для визуализации
словесный укажи, планов, мыслей и идей
материал, расположи, http :// www. ipad-labs . ru/ business/90-
схемы, распознай, ithoughtshd . html;
графики, сообщи, http :// alternativeto. net/ software/ ithoughts/?
диаграммы, подтверди, platform=android
преобразует сделай обзор, 9) Maptini - программа для создания
словесный отбери, интеллектуальных карт и совместной работы с
материал в отсортируй, ними в группе http :// maptini. com/
математичес кие выражения и наоборот, расскажи, переведи, проэкстраполи руй 10) Mental Case - хранилище фрагментированной информации и реальных рабочих ситуаций в виде флэшкарт с текстом и иллюстрациями http://www.mentalcaseapp . com/
предположи тельно оценивает 11) Quizcast - интерактивные викторины https://play. google . com/store/apps /details? id=de . phillippohlandt. quizcast
будущие события, последствия, вытекающие из имеющихся данных 12) Twitter - онлайн-сервис для ведения микроблогов https://twitter. com/twitterapi
применение
учащийся использует понятия и принципы в примени, выбери, продемонстрир уй, 1) Adobe Connect - платформа для проведения Web-конференций http :// www. adobe . com /ru /products /adobeconnect. html
новых ситуациях, применяет инсценируй, привлеки, проиллюстрир 2) Animation Creation - создание анимированных объектов и видеороликов http :// goanimate. com/
законы и теории в уй, проинтерпрети 3) Articulate - программа для создания обучающих курсов https://www. articulate . com/
конкретных практически руй, произведи 4) AudioBoo - хранилище аудиокниг https:// audioboo . fm/browse/store
х ситуациях, демонстриру операции, приготовь, 5) Evernote - универсальное рабочее пространство https :// evernote . com /intl /ru/
ет правильное применение метода или процедуры выполни, осуществи, отработай, составь план/программ 6) Explain Everything - программа для создания презентаций, функционирующая как интерактивная доска https://itunes.apple.com/ru/app/explain-everything/id431493086?mt=8
у, набросай, реши, 7) Google Docs - набор приложений для работы с документами https://docs.google.com/
используй 8) Keynote - мобильное приложение для создания презентаций https://itunes.apple.com/ru/app/keynote/id3612 8 5480?mt=8
9) Perfectly Clear - цифровой фильтр для автоматической ретуши (лиц и иных поверхностей) http://www. athentech . com/
10) Quick Voice - приложение для записи речи https://itunes.apple.com/ru/app/quickvoice- recorder/id284675296?mt=8
11) SonicPics - приложение для создания иллюстрированного повествования в виде слайд-шоу https://itunes.apple.com/au/app/sonicpics/id3452 95488?mt=8
12) Ustream - программа для загрузки
мультимедийных объектов https://itunes.apple.com/ru/app/ustream/id3 0152 0250?mt=8
анализ
учащийся проанализируй 1) Comic Life - программа создания
выделяет , юмористического журнала по фотографиям
скрытые оцени, http :// plasq . com /products /comiclife 3 /win
(неявные) рассчитай, 2) DropVox - приложение для экспорта
предположе категоризируй, диктофонных записей в Dropbox
ния, видит сравни, https://itunes.apple.com/ru/app/dropvox-record-
ошибки и сопоставь, voice-memos/id416288287?mt=8
упущения в выскажи 3) FilemakerGo 11 - мобильная программа для
логике критику, управления файлами и решения разнообразных
рассуждений составь практических задач, в том числе
, проводит диаграмму, образовательных
различия различи, http://www.appitic.com/index.php/bloom-s/apps-
между распознай, for-bloom-s-taxonomv/item/filemaker-go-11-for-
фактами и найди отличия, ipad
следствиями исследуй, 4) iCardSort - создание каталога понятий и его
, оценивает проэксперимен представление в виде флэш-карт с добавлением
значимость тируй, подведи иллюстраций
данных итог, https://itunes.apple.com/ru/app/icardsort/id3845
проясни, 52728?mt=8
опробуй 5) Inspiration Maps - приложение для построения диаграмм, графиков, схем, интеллектуальных карт https://itunes.apple.com/us/app/inspiration-maps-vpp/id510173686?mt=8
6) MindMash - приложение для быстрой
организации мыслей и идей в виде заметок,
полученных методом «мозгового штурма»
https://itunes.apple.com/ru/app/mindmash/id364 617744?mt=8
7) MiniMash -многофункциональное
приложение для редактирования и
конвертирования звуковых файлов https://itunes.apple.com/ru/app/minimash/id4443 56082?mt=8
8) Numbers - приложение для создания таблиц
и диаграмм https://itunes.apple.com/ru/app/numbers/id3613 04891?mt=8
9) Pages - эффективный редактор для
мобильных устройств
https://itunes.apple.com/ru/app/pages/id3613097 26?mt=8
10) Propplet - приложение для организации понятий и идей в виде интеллектуальных карт http://www.popplet.com/
https://itunes.apple.com/us/app/popplet/id37415 1636?т^=8
11) SurveyPro - приложение для создания и проведения онлайн-опросов http://www.surveypro.com/_
синтез
учащийся организуй,
пишет собери,
небольшое скомпонуй,
творческое сочини,
сочинение, построй,
предлагает создай,
план спроектируй,
проведения разработай,
эксперимент овладей,
а, организуй,
использует спланируй,
знания из подготовь,
разных предложи,
областей, установи,
чтобы синтезируй,
составить напиши
план
решения той
или иной
проблемы
1) Aurasma - приложение, позволяющее создавать дополненную реальность https://play.google.com/store/apps/details? id=com.aurasma.aurasma
Book Builder - приложение, создавать, редактировать и
2) Creative
позволяющее публиковать
https://play.google.com/store/apps/details? id=com.tigernghk.android.cbb&hl=ru_
книги
3) Easy Release - приложение для создания и редактирования информационных сообщений https://play. google . com/store/apps /details? id=com . applicationgap . easyrelease &hl=ru_
4) Fotobabble - приложение для озвучивания изображений (создание «говорящих» фотографий) http://www.fotobabble.net/what-to-do-with-talking-photos-in-the-classroom/_
5) Garageband - виртуальный самоучитель игры на музыкальных инструментах
https://itunes.apple.com/ru/app/garageband/id40 8709785?mt=8
приложение для создания
6) iMovie
видеороликов
https://itunes.apple.com/ru/app/imovie/id377298 193?mt=8
7) Interview Assistant - виртуальный микрофон и запись звука https://itunes.apple.com/ru/app/interview-assistant/id475659902?mt=8_
8) iTimeLapse Pro - приложение для съемки серии изображений и их компиляции в видео. https://itunes.apple.com/ru/app/itimelapse-pro-time-lapse/id335866860?mt=8_
9) Nearpod - интегральная платформа, позволяющая учителю осуществлять
совместную работу с учащимися и её оценку в реальном времени.
https://itunes.apple.com/ru/app/nearpod/id5 2354 0409?т^=8
10) Prezi - приложение для создания презентаций http://prezi-narusskom.ru/index/prezi desktop/064
11) ScreenChomp - интерактивная цифровая доска для создания набросков и заметок https://itunes.apple . com/ ru/ app/screenchomp/ id4 42415881?mt=8
12) Toontastic - приложение для создания мультфильмов и анимированных изображений http://www.launchpadtovs.com/toontastic/
13) Voicethread - интерактивное приложение для одновременного выполнения нескольких операций с документами: правка, обсуждение, создание схем и заметок https://itunes.apple.com/ru/app/voicethread/id46 5159110?mt=8
14) Wordpress - система управления содержимым сайта, блога и пр. https://ru.wordpress.org/
оценка
учащийся оценивает логику представлен оцени, поспорь, осуществи экспертизу, 1) AIM - программа мгновенного обмена сообщениями, предлагаемая фирмой AOL. https://itunes.apple.com/us/app/aim-free-free-sms-chat-group/id281704574?mt=8
ия материала в виде письменного текста, выбери, сравни, защити, выскажи суждение, 2) Edmodo - платформа для создания образовательного пространства, разновидность образовательной социальной сети https://itunes.apple.com/us/app/edmodo/id3783 5 2300?mt=8
оценивает соответстви е вывода имеющимся взвесь «за» и «против», сделай вывод, спрогнозируй, 3) Evernote Peek - приложение для создания личных учебных блокнотов учащихся https://itunes.apple.com/ru/app/evernote-peek/id442151267?mt=8
данным, оценивает значимость того или проранжируй, выстави оценку, выбери, 4) Google + - сервис социальной сети компании Google, предоставляющий возможность общения через Интернет с помощью специальных компонентов https://plus.google.com/
иного продукта деятельност и исходя из внутренних или внешних поддержи, оцени значимость 5) Notability - приложение для ведения заметок, комментирования документов, создания набросков, записи лекций, аудиозаписей и фотографий https://itunes.apple.com/ru/app/notabilitv/id3605 93530?mt=8
критериев 6) Prompster Pro - суфлёр и помощник в публичных выступлениях https://itunes.apple.com/ru/app/prompster-pro/id378704861?mt=8
7) ShareBoard - приложение для совместной работы 32-х пользователей одновременно https://itunes.apple.com/ru/app/share-board-pro-draw-sketch/id378305865?mt=8_
8) Skype - видео и телефонная связь http://www.skype.com/ru/_
9) StudentPad - многофункциональное приложение, позволяющее читать книги, делать расчёты, управлять документами, писать письма, чертить и рисовать http://openfeintopenfeintopenfeint.xn--yba51pabaaab2mf2aghp.iandphone.net/793-student-pad-132-soft-dlya-ipad.html_
10) Taposé - многофункциональное приложение для совместной работы над проектами https://itunes.apple.com/ru/app/tapose-collaborative-content/id483146060?mt=8_
11) WEB to PDF - конвертер html-формата в pdf-формат.
http://www.web2pdfconvert.com/_
12) WikiNodes - многофункциональное приложение для работы со статьями википедии https://itunes. apple . com/ ru/ app/wikinodes /id433 834594?mt=8
В заключение отметим, что эффективность обучения можно определять с помощью различных процедур, однако они должны предполагать комплексный подход, позволяющий осуществлять оценку достижения учащимися всех трёх групп образовательных результатов: личностных, предметных и метапредметных.
Литература
1. Ривкин Е.Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технологии / Е.Ю. Ривкин. - Волгоград: Учитель, 2014. - 183 с.
2. Bloom, Benjamin Developing Talent in Young People. - NY: Ballantine Books, 1985. - 558 p.
3. Bloom's Taxonomy and the Pedagogy Wheel [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gadsdenstate.edu/academics/elearning/pdf/First%20Friday%20Tech%20Tip %20Aug%202013.pdf .
4. Pedagogy Wheel, The [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.unity.net.au/padwheel/ padwheelposter. pdf, http://elearningstuff.net/wp-content/uploads/2013/06/padagogy-wheel.jpg.