считаем необходимым создание дополнительного элективного курса обучения английскому языку именно для таких проблемных групп.
Таким образом, выделенные нами условия формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов проблемных групп заключаются в конкретизации
Библиографический список
профессиональных и лингвистических знаний и иноязычных коммуникативных умений по предмету, учитываемых при разработке учебно-методического пособия и ориентированных на развитие исследуемой компетентности на различных уровнях в процессе перехода к требованиям ИКАО.
1. Булыгина, М. В. Педагогические условия развития культурологической компетенции при обучению иностранному языку [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / М. В. Булыгина. — Екатеринбург, 1997. — 173 с.
2. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко. — М. : Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
3. Сластенин, В. А. Гуманистическая парадигма педагогического образования [Текст] / В. А. Сластенин // Магистр. — 1994. — № 6. — С. 2-8.
4. Сластенин, В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки [Текст] / В. А. Сластенин. — М. : Просвещение, 1976. — 160 с.
5. Зарецкая, Е. Н. Риторика : Теория и практика речевой коммуникации [Текст] / Е. Н. За-рецкая. — М. : Дело, 2005. — 475 с.
6. Бурмистрова, Н. А. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов финансовой сферы средствами моделирования экономических процессов [Текст] / Н. А. Бурмистрова // Высшее образование сегодня. — 2009. — № 4. — С. 37-39.
7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / под ред. К. А. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинского. — СПб. : Питер, 2002. — 720 с.
8. Щедровицкий, Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия [Текст] / Г. П. Щедровицкий. — М. : Наследие, 2005. — 779 с.
9. Беляева, Е. Д. Использование компьютерных презентаций на занятиях английского языка [Текст] / Е. Д. Беляева, Л. В. Оршанская // Новые информационные технологии в образовании : материалы междунар. науч.-практич. конф. (г. Новокузнецк, 13-16 марта 2012 г.). — Екатеринбург, 2012 г.
10. Бастракова, Н. Н. Использование мультимедийных технологий в образовательном процессе высшей школы [Текст] / Н. Н. Бастракова // материалы междунар. науч.-практич. конф. (г. Новокузнецк, 13-16 марта 2012 г.). — Екатеринбург, 2012 г.
11. Костюкова, Т. А. Развитие иноязычной коммуникативной компетентности студентов неязыковых вузов [Текст] : монография / Т. А. Костюкова, А. Л. Морозова. — Томск : Изд-во Томского политехн. ун-та, 2011. — 119 с.
УДК 004 И. В. Мазикина, методист лаборатории инфор-
матизации профессионального образования Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ
В статье рассматриваются дидактические возможности планшетных компьютеров и способы внедрения их в образовательный процесс.
Ключевые слова: планшетный компьютер, образование, образовательный процесс, планшетный компьютер в образовательном процессе.
На сегодняшний день компьютерная техника деятельности. Внедрение информационных тех-широко применяется во всех сферах человеческой нологий обусловлено стремительным развитием
науки, качественным скачком возможностей человека, постоянно растущими объемами информации, сложностью происходящих процессов и явлений. Не обошла стороной информатизация и систему образования, в том числе в плане применения не только компьютеров и ноутбуков, но и планшетных компьютеров.
Планшетный компьютер — это портативное устройство с сенсорным управлением, позволяющим работать при помощи пальцев или специального пера — стилуса, т. е. без использования клавиатуры и мыши. Такие компьютеры дают возможность обучающимся заниматься без учебников и тетрадей, а преподавателям — полностью контролировать процесс обучения.
Установив связь между интерактивной доской и планшетами преподавателя и обучающихся, можно получить уникальную среду для эффективного обучения. Преподаватель полностью контролирует содержимое планшетов обучающихся, что сводит к минимуму отвлекающие факторы и повышает вовлеченность в учебный процесс.
Планшетные компьютеры имеют ряд преимуществ перед традиционными клавиатурными компьютерами, что позволяет им уверенно занимать свое место в образовательном процессе [1].
1. Мобильность. По сравнению даже с уль-транетбуками планшет легче использовать при обучении вне стен классной комнаты, так как он компактен и его легко можно носить с собой при любых исследованиях. Особенности планшета позволяют работать на нем на ходу, без использования опорной поверхности (стола). Кроме того, наличие 3G позволяет использовать планшетный компьютер для работы в сети Интернет даже на выезде — в парках, за городом, в лесу
2. Рукописный ввод. Особенности ввода информации в планшетный компьютер позволяют обойтись без такого посредника, как клавиатура. Это не всегда удобно, но имеет свои положительные стороны:
- возможности рукописного ввода и контроля написания могут использоваться для обучения навыкам каллиграфии, причем зачастую более эффективно, чем работа с учителем;
- рукописный ввод обеспечивает более естественное (по сравнению с клавиатурным) отображение многих математических функций;
- такой способ ввода информации позволяет подключить к процессу обучения моторную память, по крайней мере, на более высоком уровне, чем при использовании клавиатуры;
- использование скетчей (набросков, чертежей) с последующим моделированием на их
основе может принести ощутимую пользу в изучении разных предметов, например физики.
3. Наличие встроенных датчиков. Встраиваемые в планшеты датчики, такие как GPS, датчик освещения, магнитный датчик и др., дают возможность использовать их в качестве мобильной лаборатории не прибегая к помощи внешнего оборудования. Наличие GPS и программ записи треков и координат позволяет производить построения и измерения на местности, акселерометр открывает большие возможности для решения различных физических задач, связанных с движением (графики изменения скорости, ускорения, измерение перегрузок и наклонов), а датчик освещения позволяет не только измерять уровень освещенности, но и использовать эти данные для решения совершенно иных задач.
4. Музыкальные возможности. Примерно треть обучающих программ используют музыкальные возможности планшетов. Достаточно мощная акустическая подсистема позволяет применять планшет в качестве мультимедийного центра, а наличие сенсорного экрана дает возможность эмулировать интерфейс различных музыкальных инструментов намного более естественно, чем при использовании клавиатурного компьютера.
5. Интуитивный интерфейс.
Внедрение планшетных компьютеров в образовательный процесс может происходить в три этапа [2].
На первом этапе («читаем/пишем/тестируем») планшет представляет собой сочетание электронной книги и электронной тетрадки. Уже один только этот аспект дает значительную экономию, так как комплект учебников стоит дороже планшета (даже с учетом разработки контента). Объединение книги и тетради имеет и массу других преимуществ. Если в обычных учебниках задания представлены по отдельности, то в электронном планшете они тесно связаны. Процесс обучения строится в форме диалога. Используя математические алгоритмы для отслеживания внимания учащегося, можно предлагать ему проверочные задания оптимального уровня сложности.
Технологии отслеживания движения глаз читателя с помощью камеры позволят определить, какие части учебника обучающийся прочитал, что понял, а что нет. В зависимости от результатов чтения учебник можно адаптировать в режиме реального времени (менять шрифт, добавлять повторы, расширять или сжимать текст). Кроме того, обратную связь получат авторы учебников,
что позволит им совершенствовать свои пособия. О наиболее важном учебном материале ученику можно будет напомнить, не дожидаясь проверки знаний на экзамене.
В любом случае за преподавателем будут сохранены все его нынешние функции — ведения занятий, контроля и проверки.
Ко второму этапу внедрения планшетов («решаем реальные задачи / работаем в группе») ученик становится более самостоятельным. Вместо ориентации на усвоение базовых знаний и элементарных навыков учебный процесс становится направленным на решение конкретных задач. Это ставит задачу сохранения результатов работы обучающегося, чтобы он мог снова к ним обращаться. Планшет предоставит обучающемуся единую среду для работы с информацией, возможность для создания личной базы знаний, подобной исследовательским картотекам, которые до появления планшетов могли создавать только ведущие ученые.
В результате реализации первых двух этапов учебный процесс кардинально изменится. Планшет даст доступ к записям лекций, позволит перейти на электронные книги, полностью отказавшись от бумажных. Крайне важно сохранение информации, так как обучающийся должен формировать собственную систему заметок, свою библиотеку, которая отражает процесс его личного развития. Планшеты будут поддерживать как обычное тестирование, так и растянутые во времени соревновательные тесты.
Начиная с третьего этапа («саморазвиваемся / самореализуемся / слушаем компьютерного наставника») будут развиваться, прежде всего, интеллектуальные технологии: новые методики, позволяющие более эффективно работать с информацией, например интеграция учебника со словарем, базами данных, справочниками и т. п., технологии адаптации учебной программы к жизненной ситуации и опыту человека. На основе систем распознавания речи, отслеживания внимания и интеграции с внешним миром планшет сможет брать на себя все более активную роль наставника и помощника, а не просто электронной книги.
С помощью электронных устройств можно собрать огромный объем данных, а также станет возможно в сжатые сроки проводить массовые эксперименты в области обучения, экспертизу новых проектов, методик, дидактического материала.
В образовательном процессе можно использовать планшеты на любой операционной системе. Ниже описаны некоторые устройства.
1. Электронная книга PocketBook А7. Устройство с экраном 7 дюймов и слотом для карты памяти microSD работает на операционной системе Android 2.3.7. Имеет оригинальный внешний вид, аппаратный кодек и графический ускоритель, дополнительные кнопки управления, удобный экран, быстрый процессор, универсальный форм-фактор для чтения художественной литературы и просмотра видео с соотношением сторон 16:9. Единственный минус данного устройства — отсутствие тыльной камеры и GPS-приемника.
2. Планшетный компьютер Asus Transformer Pad TF300. Устройство с экраном 10 дюймов также работает на операционной системе Android, но уже более новой версии — 4.0. Asus Transformer Pad TF300 — планшет-трансформер базового уровня, построенный на актуальной аппаратно-программной связке NVIDIA Tegra 3. Небольшой вес (640 г) и емкий аккумулятор позволяют устройству работать в автономном режиме до 10 ч., а также делают его приятным и надежным спутником в дороге. Планшет можно использовать для общения, проигрывания мультимедийного контента, веб-серфинга, проведения презентаций и решения многих других ежедневно возникающих задач.
Все устройства, работающие на операционной системе Android, имеют разные приложения, установленные по умолчанию. Если есть необходимость загрузить в планшетный компьютер сторонние приложения, то можно воспользоваться специализированным магазином Play Market от компании Google. В Play Market можно найти приложения на любой вкус. Что касается сферы образования, то ниже, в таблице 1, перечислены бесплатные приложения, которые можно использовать в образовательном процессе.
Название Ссылка
AutoCAD WS 2.1.3 https://play.google.com/store/apps/details?id=com.autodesk.autocadws
Autodesk https://play.google.com/store/apps/details?id=com.autodesk.fbd.activities
Конвертер величин https://play.google.com/store/apps/details?id=im.dev.converter
Таблица 1
Ссылки на бесплатные приложения для операционной системы Android
Окончание таблицы 1
Название Ссылка
ОеоОеЪга https://play.google.com/store/apps/details?id=org.geogebra
Дневник https://play.google.com/store/apps/details?id=ua.pocketBook.diary
КонсультантПлюс. Студент https://play.google.com/store/apps/details?id=com.consultantplus.hs
ГАРАНТ. Студент https://play.google.com/store/apps/details?id=garantstudent.ru
Справочник по математике https://play.google.com/store/apps/details?id=com.kuzmin.sparavochnick
Орфография https://play.google.com/store/apps/details?id=air.com.prismalogic.spellingGame
3. Планшетный компьютер iPad МБ370. Устройство с экраном 9,7 дюймов и камерой 5 мегапикселей работает на операционной системе Ю8 в автономном режиме до 5 часов. Как утверждает производитель, в данной модели планшетного компьютера значительно улучшены основные элементы, то есть ди-
IOS открывает перед учебными заведениями новые возможности конфигурации и внедрения устройств. На официальном сайте компании Apple создана специальная вкладка, посвященная внедрению планшетов Apple в образовательный процесс1.
4. Планшетный компьютер 3Q Tablet PC AZ1006A. Устройство с экраном 10 дюймов работает на операционной системе Windows 7. Это полноценный нетбук в компактном корпусе планшета с сенсорным экраном, который с легкостью справляется с любыми, типичными не только для планшетов, но и для нетбуков, задачами.
Кроме базовых возможностей по редактированию и просмотру популярных форматов документов средствами пакета «Microsoft Office для дома и учебы» (поставляемого вместе с планшетами), есть смысл обратить внимание на специальные приложения, доступные в разделе «Образование» магазина Windows. Всего в магазине Windows 112 тыс. приложений, из которых 6499 относятся к категории «Образование» (данные на 4.08.2013 г.), большинство из них являются бесплатными. Существует официальный перечень образовательных при-
1 www.apple.com/ru/education
сплей, камера, а также подключение к беспроводной сети.
Так же, как и операционная система Android, iOS дает пользователям возможность загрузить на свой планшетный компьютер дополнительные приложения, используя магазин iTunes Store от компании Арр1е (табл. 2).
ложений, которые Microsoft позиционирует как лучшие, однако среди них многие не актуальны для русскоязычных пользователей. В таблице 3 приведены ссылки на приложения из магазина, которые можно использовать в образовательном процессе.
Разновидностей планшетных компьютеров настолько много, что прежде чем приобрести планшет, необходимо выяснить, какой лучше всего подходит для образовательного процесса и какие характеристики он должен иметь [3].
1. Диагональ планшета. Размер дисплея у планшетов может быть от 5,5 до 13 дюймов. Чем меньше диагональ, тем дешевле и компактнее аппарат. Самыми популярными в России являются 7-10-дюймовые планшеты — их очень удобно использовать в поездках и носить с собой. Экран с диагональю от 7 дюймов оптимально подойдет для просмотра почты, сайтов, чтения электронных книг, просмотра фотографий и видео. Как правило, модели планшетных компьютеров с диагональю экрана 10 дюймов и больше хорошо подходят для домашнего использования, хотя при желании их можно брать в поездки.
2. Тип дисплея. На настоящий момент производителями планшетов используются два типа дисплея — емкостные и резистивные.
Таблица 2
Ссылки на бесплатные приложения для операционной системы Ю8
Название Ссылка на магазин
ГАРАНТ. Студент https://itunes.apple.com/ru/app/garant-student/id554137507?mt=8
iTunes U https://itunes.apple.com/ru/app/itunes-u/id490217893?mt=8
Химия https://itunes.apple.com/ru/app/himia/id493558583?mt=8
Расписание вузов https://itunes.apple.com/ru/app/raspisanie-vuzov/id631171099?mt=8
Geometry Pad https://itunes.apple.com/ru/app/geometry-pad/id517461177?mt=8
Таблица 3
Ссылки на бесплатные приложения для операционной системы Windows7
Название Ссылка на магазин
Lingvo http://apps.microsoft.com/windows/ru-ru/app/lingvo/e14l4ac4-60ll-4e0e-b836-befaacc45a32
Fresh Paint http://apps.microsoft.com/windows/ru-ru/app/fresh-paint/1926e0a0-5e41-48e1-ba68-be35f2266a03
Wikipedia http://apps.microsoft.com/windows/ru-ru/app/wikipedia/6b80bf54-1a31-4651-acce-59a5b5c2blc8
Звездная карта http://apps.microsoft.com/windows/ru-ru/app/star-chart/6dflel45-l82f-44el-b408-6259a8da6alf#
Будь грамотен http://apps.microsoft.com/windows/ru-ru/app/409c230f-8cd0-41c9-9e31-l9f0a18f40f9
Дневник в кармане http://apps.microsoft.com/windows/ru-ru/app/56l5013e-2c4e-4eb3-a64b-13cdfdf69f50
При производстве резистивного экрана используются старые технологии, он состоит из стеклянной панели и гибкой пластиковой мембраны. Когда пользователь нажимает на экран, панель и мембрана замыкаются и контроллер фиксирует точку нажатия. С одной стороны, это очень удобно, так как можно нажимать не только пальцем, но и стилусом, ручкой и т. д. Но с другой стороны, такой дисплей пропускает меньше света, из-за чего требуется увеличивать яркость подсветки, а это влечет за собой быстрый расход энергии аккумулятора и меньшее время работы. К тому же гибкое пластиковое покрытие легко поцарапать.
Емкостный экран изготовляется из стеклянной панели, покрытой прозрачным резистивным материалом, он более устойчив к повреждениям и не влияет на время работы аккумулятора. Но у такого экрана есть свой недостаток: он реагирует на прикосновения только подушечек пальцев.
3. Разрешение экрана. Планшетный компьютер с 7-дюймовым дисплеем должен иметь разрешение от 800x480 пикселей и выше, 10-дюймовый — от 1024x600 пикселей. Разрешение дисплея 1280x800 пикселей и больше гарантирует HD-изображение, однако и стоимость такого гаджета будет выше.
4. Процессор. Для повседневных нужд отлично подойдет двухъядерный процессор с тактовой частотой от 800 МГц. Он справится с множеством задач и гарантирует достаточную производительность устройства. Для решения более серьезных задач (современные игры с приличной графикой, работа в медиаредакто-рах и т. п.) нужен планшет с четырехъядерным процессором, например NVIDIA Tegra 3, и тактовой частотой от 1 ГГц. Чем выше мощность процессора, тем более эффективно можно использовать устройство.
5. Операционная система. Планшетные компьютеры работают с использованием опе-
рационных систем Windows, Mac OS X, Android и совместимы с обычными настольными компьютерами.
Android — операционная система, разработанная компанией Google. Она проста в управлении и станет отличным выбором, особенно для тех, кто уже пользуется сервисами Google: Gmail, Google Calendar, Google+, Google talk и др. А благодаря маркету Google Play можно буквально в пару кликов установить на планшет понравившееся приложение или виджет. В сервисе Google Play имеется как платный, так и бесплатный контент.
IOS разработана корпорацией Apple. Данная операционная система устанавливается только на продукцию Apple, которая стоит несколько дороже аналогов. Планшеты Apple рекомендуется выбирать в первую очередь тем, у кого уже есть какая-либо продукция этой компании, поскольку Apple предоставляет возможность владельцам их продукции синхронизировать контент на всех своих устройствах. Кроме разного рода приложений, в iTunes Store можно купить легальную музыку, фильмы и просматривать их как на планшетном ПК, так и на любом другом устройстве с iOS от Apple.
Windows — всем знакомая операционная система, которая использует на планшете те же программы, что и на персональном компьютере. Планшет с Windows рекомендуется покупать тем, кто не хочет осваивать интерфейс новой операционной системы. Однако и здесь есть свои нюансы: планшетные ПК с Windows 7 не совсем удобны для управления пальцами, а для того чтобы привыкнуть к новому интерфейсу операционной системы Windows 8, потребуется некоторое время.
6. Память. Объем оперативной памяти влияет на быстродействие устройства. Как правило, в режиме средней нагрузки достаточно 1 Гб
RAM, для большинства пользователей достаточно 16-32 Гб. В любое время объем RAM можно увеличить, установив microSD-карту. Поэтому при покупке планшета необходимо убедиться, что в нем имеется слот для карт памяти.
7. Емкость аккумулятора. От емкости аккумулятора зависит время автономной работы устройства. Чем мощнее процессор и чем больше дисплей планшетного компьютера, тем быстрее происходит разрядка аккумулятора. Предпочтительной является емкость больше 3.500 мАч, но обычно бывает достаточно и 2.500 мАч. В первом случае заряда хватит на целый день активного использования, включая просмотр видео и работу с веб-страницами.
8. Коммуникации. Wi-Fi имеется практически у всех современных планшетов. Оснащенные Bluetooth-модулем у способны обмениваться файлами на расстоянии не более 10 м, а модуль NFC годится для передачи данных на расстоянии до 10 см. Наличие USB-разъема позволяет выходить в Интернет с помощью USB-модема. Встроенный GPS-приемник указывает местоположение пользователя на карте.
9. Дополнительные функции. Фронтальная камера отлично подходит для видеосвязи и об-
щения через 8куре. Тыловая камера в планшете позволяет производить фото- и видеосъемку и значительно превосходит фронтальную по качеству съемки — в современных планшетах оно сравнимо с цифровой «мыльницей». Наличие НБМ1 или тсгоНВМЬпортов позволяет подключить устройство к телевизору или монитору и вывести изображение на большой экран.
10. Корпус и вес. Корпуса планшетов 20132014 года выпуска выполняются из пластика или металла. Корпуса из пластика наиболее популярны, металлические считаются самыми надежными. В любом случае для сохранения планшета в хорошем состоянии необходимо приобрести чехол. Оптимальным для 7-дюймовых планшетов считается вес не более 300 г, для 10-дюймовых — до 700 г. Чем больше диагональ дисплея, тем тяжелее устройство.
На сегодняшний день образовательные организации пробуют внедрять планшетные компьютеры в образовательный процесс, так как понимают, что планшеты и другие мобильные устройства являются эффективным инструментом обучения, который дает возможность педагогам внедрять новые технологии и повышать вовлеченность обучающихся в образовательный процесс.
Библиографический список
1. Планшеты в образовании [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://edugalaxy.intel. ru/?automodule=blog&blogid=7580&showentry=2907.
2. Планшеты [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://trendclub.ru/7116.
3. Какой выбрать планшет 2013—2014 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// gigway.ru/news/pc/kakoy_vybrat_planshet_2013_2014.
УДК 377 М. Г. Соколова, зам. директора Чебаркульского
профессионального техникума (ЧПТ), Челябинская обл., г. Чебаркуль, e-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ ХИМИИ И СПЕЦДИСЦИПЛИН
В статье описывается модель формирования профессиональной компетентности будущих специалистов лесного хозяйства посредством интеграции химии и спецдисциплин в процессе обучения в Чебаркульском профессиональном техникуме, раскрывается сущность интегратив-ного подхода, рассматривается формирование профессиональной компетентности с учетом уровневого подхода к развитию деятельности.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, интегративный подход, уровне-вый подход.