УДК 32(324).323.2 З. В. Ивановский
доктор политических наук, профессор, руководитель группы политической конъюнктуры Института Латинской Америки РАН; e-mail: z.w.iwanowski@gmail.com
ВЕНЕСУЭЛА ПОСЛЕ У. ЧАВЕСА: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
После внеочередных президентских выборов (апрель 2013 г.) Венесуэла остается крайне поляризованной и расколотой примерно пополам, при этом соотношение сил между сторонниками власти и оппозицией постоянно меняется. Ухудшающаяся социально-экономическая ситуация и высокий уровень насилия привели к росту массовых акций протеста, сопровождавшихся человеческими жертвами. Перспективы политического развития страны неопределенны и будут зависеть от стабилизации экономики, уменьшения политической поляризации и сохранения единства в рядах сторонников власти и оппозиции, от сплоченности вооруженных сил и степени их участия в политике. Гипотетическая возможность выхода из кризиса видится в общенациональном диалоге и поиске взаимоприемлемых решений.
Ключевые слова: Венесуэла; избирательные процессы; социально-экономическая ситуация; поляризация; социальная напряженность; акции протеста; насилие.
Iwanowski Z. W.
Dr. Sc. (Pol. Sc), Full Professor, Head of Center of Political Studies, Institute for Latin America of RAS, prof. of Department of Global Studies, M. V. Lomonosov Moscow State University; e-mail: z.w.iwanowski@gmail.com
VENEZUELA AFTER HUGO CHAVEZ: TRENDS AND PROSPECTS OF POLITICAL DEVELOPMENT
After the extraordinary presidential election (April 2013) Venezuela remains highly polarized between supporters of the government and the opposition. The correlation of forces is constantly changing. Deteriorating economy and the extremely high level of violence led to the growth of mass protests with human victims. Prospects for political development of the country are uncertain. They will depend on the stabilization of the economy, reducing political polarization, cohesion in the ranks of the government and the opposition and political participation of the armed forces. Hypothetical possibility of recovery is seen in the national dialogue, searching for mutually acceptable solutions.
Key words: Venezuela; electoral process; socio-economic situation; polarization; social tension; protests; violence.
5 марта 2013 г. после тяжелой продолжительной болезни скончался президент Венесуэлы Уго Чавес, яркий и харизматичный
политик, бессменно руководивший страной с 1999 г., бесспорный лидер латиноамериканских левых радикалов, которые взяли на вооружение идею Симона Боливара об объединении Латинской Америки в противовес США и заявили о строительстве «социализма XXI века» [2, с. 34-35]. На внеочередных президентских выборах 14 апреля 2013 г. основная борьба развернулась между официальным преемником У. Чавеса Николасом Мадуро, поддержанным Большим патриотическим полюсом (Gran Polo Patriótico, GPP) и Энрике Каприлесом Радонским от оппозиционного Круглого стола демократического единства (Mesa de Unidad Democrática, MUD). Основу GPP составила правящая Единая социалистическая партия Венесуэлы (Partido Socialista Unido de Venezuela, PSUV), к которой присоединились различные леворадикальные партии и группы и проправительственные общественные организации, в состав MUD вошло около 30 оппозиционных партий самой различной ориентации с преобладанием левоцентристских и правоцентристских сил [6, с. 58; 16; 26].
Во время избирательной кампании кандидат чавистов придерживался программы, представленной У. Чавесом накануне президентских выборов 2012 г. Основные исторические задачи, изложенные в документе, включали укрепление национальной независимости, строительство боливарианского «социализма XXI века» как альтернативы разрушительной и дикой системе капитализма, превращение Венесуэлы в мощную державу в социальной, экономической и политической сфере, активную роль в деятельности всего сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна, стремление к созданию многополярного мира, сохранение жизни на планете и спасение человеческого рода [22].
Экономическая программа Э. Каприлеса включала установление баланса между государственным и частным сектором, отдавая приоритет последнему, большое внимание уделялось привлечению иностранного и частного национального капитала, поощрению мелкого и среднего бизнеса, диверсификации и модернизации экономики за счет уменьшения нефтяной составляющей, стимулированию аграрного сектора и уменьшению зависимости от импорта сельскохозяйственной продукции. Социальная составляющая мало отличалась от программы правящей коалиции (различия касались лишь методов решения перечисленных проблем). В политической сфере оппозиция добивалась укрепления принципов эффективной
демократии, децентрализации государства и прозрачности его деятельности, выступала за борьбу с коррупцией и бюрократией, соблюдение принципов политического плюрализма, соблюдение прав человека и равенство всех перед законом, примирение страны и восстановление демократических институтов. Э. Каприлес - сторонник многовекторной внешней политики на основе взаимного уважения и доверия, направленной на национальное развитие, а не на помощь другим странам, неоднократно высказывался за уменьшение доли военных расходов и пересмотр некоторых контрактов, связанных со сферой вооружения [21].
Поскольку чависты были убеждены в своей внушительной победе, итоги выборов оказались для них неожиданными: Н. Маду-ро получил 50, %, Э. Каприлес - 49,07 % , а остальные кандидаты, вместе взятые - 0,27 0% голосов. После присоединения голосов венесуэльцев, проживающих за рубежом (93,4 %% из них проголосовали за оппозицию и только 6,3 %% - за партию власти), разрыв между основными соперниками сократился до 1,5 %% (соответственно 50,61 и 49,12 о% голосов [12]. По сравнению с выборами 7 октября 2012 г. чависты потеряли 685,8 тыс. избирателей [5, с. 69].
Итоги выборов показали, что страна оказалась расколота примерно пополам, при этом очевидна вертикальная стратификация: социальную базу правящего режима составляют беднейшие слои населения, улучшившие свое положение, благодаря социальным реформам, крестьянство, государственные служащие, рядовой состав армии и часть офицеров. Оппозиция опирается преимущественно на средние городские слои, предпринимателей, большинство интеллигенции и студенчества, католическую иерархию [3].
Раскол венесуэльского общества в значительной степени определяется отношением к итогам правления У. Чавеса и его идейному наследию, а также к итогам первого года правления Н. Мадуро. Чависты отмечают успехи правительства в социальной сфере. С 2000 по 2012 гг. уровень бедности в Венесуэле снизился с 44 % до 23,9,5 %, в том числе уровень нищеты - с 18 % до 9,7 % [10, р. 75]. По сравнению с большинством стран региона наблюдается более равномерное распределение ВВП (индекс Джини составил 0,489 в 1999 г. и 0,397 в 2011 г.) [9]. На социальные миссии направлялось две трети доходов от экспорта нефти. Благодаря помощи кубинских специалистов удалось улучшить показатели
в сфере образования и здравоохранения, для малоимущих граждан организованы магазины с более низкими фиксированными ценами, созданы специальные кредитные учреждения, продвинулось решение острейшей жилищной проблемы [1, с. 137-139]. Во время выборов свою роль сыграл и накал эмоций, вызванный смертью национального лидера, круглосуточные трансляции программ о его жизни и деятельности. Поддержка преемника Чаве-са рассматривалась как исполнение последней воли умершего президента. На стороне официального кандидата был мощный административный ресурс. Почти полностью контролируемые правительством электронные средства массовой информации изображали Каприлеса как кандидата мирового империализма и сионизма, стремящегося покончить с завоеваниями боливарианской революции, а его сторонников - как фашиствующих правых, что находило отклик у малообразованной части электората.
Напротив, популярности оппозиции способствовала сложная социально-экономическая ситуация, вызывающая недовольство значительной части населения. В 2009 г. спад ВВП достиг 3,2 %, в 2010 г. - 1,5 %. В 2011 г. и 2012 г. ситуация выправилась (рост составил соответственно 4,2 и 5,6 %) [10, р. 87]. В начале 2013 г. Венесуэла лидировала в регионе по показателю внешней задолженности на душу населения, государственный долг составил 70 %о ВВП, а бюджетный дефицит - 13 0%. Долг государственной нефтяной компании Petróleos de Venezuela (PDVSA) превысил 40 млрд долл. США, а добыча нефти продолжала снижаться. За 10 лет импорт продуктов питания удвоился и достиг 75 %, закрылись 4 тыс. предприятий обрабатывающей промышленности, число работодателей сократилось с 630 до 430 тыс. Начиная с 2008 г. семейная потребительская корзина находится ниже прожиточного минимума [21]. По итогам 2013 г. Венесуэла стала мировым лидером по уровню инфляции: по официальным данным, в годовом исчислении цены выросли на 56,3 %. C полок магазинов исчезли товары первой необходимости, в январе 2014 г. уровень дефицита товаров и услуг составил 28 %. Для борьбы с этим негативным явлением правительство, обвиняющее в пустых полках выступающих против режима предпринимателей, пошло на исключительно административные меры, приняв закон о справедливых ценах, устанавливающий максимальную прибыль на уровне 30 %. Несмотря на
высокие мировые цены на нефть - основной источник пополнения бюджета, для прекращения утечки капиталов и сдерживания роста цен на товары первой необходимости, правительство ввело параллельный курс доллара. В то время как по официальному курсу один доллар был равен 6,3 боливарам, на черном рынке, определяющем реальную стоимость жизни, американская валюта стоила в 10 раз дороже [25]. Острая нехватка иностранной валюты ударила в первую очередь по средним городским слоям и предпринимателям, занимающимся импортом и, в свою очередь, еще больше усугубила товарный дефицит. Национализация крупных предприятий привела к снижению их рентабельности, ухудшению инвестиционного климата и бегству иностранного капитала. Венесуэла опустилась на последнее место в регионе по конкурентоспособности и заняла первое по уровню коррупции.
Самой острой и болезненной проблемой остается рост насилия и преступности. В 1999 г., накануне прихода У. Чавеса к власти, в Венесуэле было 19 предумышленных убийств на 100 тыс. населения, по итогам 2013 г. этот показатель составил 39 по данным правительства и 79 по информации неправительственных организаций, при этом 92 % убийств оставались нераскрытыми. Уровень насилия (пятое место в мире и первое в Южной Америке) сопоставим с государствами, охваченными гражданской войной [5, с. 71]. По данным Международной амнистии, в стране с безудержной гонкой вооружений насчитывается более 6 млн стволов на 29 млн населения, другие источники, включая проправительственные, приводят еще более высокие цифры [20]. Недовольство оппозиционно настроенных граждан вызывают превращение вооруженных сил в одну из опор существующего режима, создание проправительственных отрядов народной милиции и других общественных военизированных формирований, за 14 лет ее численность превысила 120 тыс. добровольцев. Н. Мадуро назначил на высокие административные должности более 400 офицеров, 11 из них занимают посты министров и 10 зам. министров, которые, наряду с безопасностью и обороной, руководят ключевыми отраслями экономики. К этому следует добавить от 30 до 40 тыс. кубинских военных советников [8; 11]. Главе государства предоставлены чрезвычайные полномочия, позволяющие руководствоваться в течение года президентскими декретами, не требующими их утверждения парламентом, при
рекрутировании сторонников правящей партии активно используется административный ресурс. Правительство продолжает наступление на неподконтрольные средства массовой информации, под разными предлогами лишены лицензии оппозиционные телеканалы и радиостанции, печатным изданиям не выделяется валюта на приобретение бумаги. В результате 11 газет закрылось, а крупнейшее издание (El Nacional) вынуждено резко сократить объем и тираж [24]. Демократическим принципам противоречат выборочное правосудие и давление на оппозиционных губернаторов, из-под юрисдикции которых изымаются экономические рычаги, угрозы привлечения критиков правительства к уголовной ответственности.
Все эти факторы привели к тому, что беднейшее население, выигравшее от многочисленных социальных программ, оказывает поддержку власти, в то время как экономические элиты и средние слои все активнее поддерживают оппозицию. Предприниматели недовольны ограничениями на ведение бизнеса, профсоюзы требуют сохранения уровня жизни и социальных гарантий, студенческие организации протестуют против урезания университетской автономии. Часть военных недовольна ориентацией армии на «социализм XXI в.» и сильным влиянием кубинских советников. Неоднозначную позицию занимает и католическая иерархия.
После выборов обе стороны вывели своих сторонников на улицы, во время массовых выступлений погибли 11 человек, около 50 получили ранения, при этом оппозиция и власти обвиняли друг друга в развязывании насилия. Столкновения имели место и в Национальной ассамблее, где оппозиционные депутаты, не признававшие легитимности избранного президента, были лишены права голоса и начали акции протеста. В результате потасовки 11 депутатов получили ранения и травмы [5, с. 72].
Оппозиция отказалась признать итоги выборов и обратилась в Верховный Суд и международные инстанции, потребовав проверки подписей и отпечатков пальцев в регистрационных журналах для выявления «мертвых душ» и возможного неоднократного голосования. Национальный избирательный комитет ограничился пересчетом части бумажных бюллетеней, который полностью подтвердил итоги электронного голосования, в результате каждый остался при своем мнении относительно признания легитимности нынешнего правительства. Тем временем Н. Мадуро был приведен к присяге
и приступил к своим обязанностям, его легитимность, в конечном счете, признало и международное сообщество.
После смены власти ситуация остается нестабильной, происходит своего рода «перетягивание каната» между сторонниками правящего режима и противниками боливарианского социализма. Очередной пробой сил стали муниципальные выборы 8 декабря 2013 г.: за PSUV и ее союзников проголосовали 5,8 млн избирателей, в то время как за представителей оппозиции - 4,8 млн. По сравнению с президентскими выборами 2013 г. электорат чавистов вырос на 942 тыс. человек, а разрыв между сторонниками власти и оппозиции увеличился с 1,5 % до 11,1 %. Кандидаты от правящего блока возглавили 255 из 326 мэрий, а оппозиционный MUD - только 75. Правящая партия сохранила контроль над 14 из 24 столиц штатов и остается ведущей политической силой на всех уровнях власти (в Национальной ассамблее GPP представлен 95 из 165 депутатов, а на региональном уровне - 20 из 24 губернаторов). В то же время оппозиция контролирует крупнейшие мегаполисы страны - Большой Каракас, Маракайбо, Сан-Кристобаль, под ее управление перешли Валенсия, Баркисименто и родной город У. Чавеса - Баринас [7].
Выборы в местные органы власти прошли в относительно спокойной обстановке, однако уже в феврале 2014 г. страну вновь охватили массовые акции протеста. Их детонатором послужили мирные выступления студентов, начавшиеся 12 февраля в штатах Тачира, а затем Мерида. Демонстранты требовали от правительства обеспечить безопасность граждан и усилить борьбу с преступностью. Постепенно акции протеста охватили всю страну, по мере присоединения к студентам других оппозиционных сил стали выдвигаться требования прекратить вмешательство Кубы [15], обеспечить свободу слова и даже более радикальные лозунги, включая отставку правительства. В ответ руководство страны вывело на улицы своих сторонников по случаю Дня молодежи, ряды проправительственных манифестантов пополнили работники PDVSA, поддержавшие подписание нового трудового договора, и другие чависты. Мирные демонстрации переросли в столкновения между противоборствующими сторонами. По данным генеральной прокуратуры, во время массовых акций протеста с той и другой сторон погибли 43 человек, 873 были ранены и более 2500 арестованы [23].
Н. Мадуро обвинил участников протестных акций в попытке организации государственного переворота. Против одного из
организаторов манифестаций, руководителя левоцентристской партии «Народная воля» (VP) Леопольдо Лопеса и депутата Марии Корины Мачадо были выдвинуты обвинения в организации и поощрении беспорядков, нанесении ущерба общественной собственности и даже в преднамеренной организации убийств. Убежденный в своей невиновности, Л. Лопес добровольно сдался властям, однако массовые демонстрации противников и сторонников режима продолжались по всей стране, численность манифестантов достигала сотен тысяч человек. Венесуэльские эмигранты организовали демонстрации солидарности с протестующими во многих городах мира. В ряде случаев силовые структуры использовали против протестующих бронеавтомобили и слезоточивый газ, число раненых и арестованных продолжало возрастать. Наряду с внутренней оппозицией, называемой ультраправыми и фашистами, правительство обвинило в причастности к беспорядкам Колумбию и США. Три американских дипломата были объявлены персонами нон грата и высланы из страны, одновременно были закрыты представительства колумбийского телеканала NTN24 и американского CNN. 22 февраля Н. Мадуро призвал оппозиционный MUD отмежеваться от насильственных акций и пойти на диалог с правительством для установления мира.
В этих условиях в рядах оппозиции, сохранявшей до последнего времени относительное единство, наметились определенные разногласия. Более умеренное крыло, возглавляемое Э. Каприлесом Ра-донским, склоняется к использованию конституционных механизмов и попытается добиться досрочного прекращения полномочий президента в середине его мандата. До этого не исключается возможность диалога с правительством во имя сохранения мира и решения наиболее болезненных проблем страны, в первую очередь, снижения уровня насилия и преступности. Нельзя не учитывать, что представители оппозиции руководят рядом штатов и муниципалитетов и, несмотря на существующие идеологические разногласия, обязаны сотрудничать с центральным правительством. Радикальное крыло (Л. Лопес и его сторонники), напротив, выдвигает максималистские требования смещения правительства и готово использовать для достижения этой цели массовые акции протеста.
К середине 2014 г. чавистам удалось переломить ситуацию, массовые акции протеста пошли на спад. В этих условиях в конце июля с поста исполнительного секретаря MUD ушел Рамон Гильермо
Авеледо, занимавший эту должность с момента создания оппозиционного блока. Официально отставка объяснялась личными причинами, на практике этот факт скорее объясняется внутренними разногласиями коалиции. В сентябре 2014 г. новым исполнительным секретарем MUD стал Хесус Торреальба, известный журналист и телеведущий с богатым опытом работы с беднейшими слоями населения, проживающими в трущобах. Кадровые перестановки ставят целью расширить социальную базу оппозиции за счет малообеспеченных граждан и обеспечить сближение ее умеренного и радикального крыла. Х. Торреальба считает, что акции протеста должны носить мирный характер, и ставит целью добиться победы на парламентских выборах в октябре 2015 г. [18].
Перегруппировка сил произошла и в правящей элите. Во время III съезда Единой социалистической партии Венесуэлы (июль 2014 г.), несмотря на разногласия и межличностные противоречия, чавистам удалось сохранить единство и продемонстрировать сплоченность своей социальной базы. По официальным данным, PSUV достигла 7,6 млн человек (в ее рядах состоит около четверти населения страны) [8]. В сентябре 2014 г. произошла реорганизация правительства, которая привела к изменению соотношения сил между сторонниками радикализации режима и его трансформации по типу кубинской модели и приверженцами более умеренных позиций, предпочитающих более широкое использование рыночных механизмов. Наиболее существенные изменения связаны с назначением Элиаса Хауа, занимавшего пост министра иностранных дел, на пост министра коммун и социальных движений в ранге вице-президента по территориальному развитию, перемещение экс-министра нефти и горнорудной промышленности и одновременно руководителя государственной нефтяной компании PDVSA Рафаэля Рамиреса на должность министра иностранных дел и назначение генерала Родольфо Марко Торреса на пост вице-президента по экономическим вопросам. Указанные изменения привели к укреплению позиций радикалов и военных и свидетельствуют о неоднородности правящей элиты [19].
Похоже, что у правительства Н. Мадуро нет четкой программы выхода из кризиса, принимаемые им меры достаточно противоречивы. В сфере экономики наиболее существенная реформа касается борьбы с черным рынком валюты. Дополнительно к существующим
регулируемым обменным курсам доллара (на стратегические товары первой необходимости, включая продовольствие и лекарства) правительство ввело свободный обменный курс (при этом и продавцы, и покупатели валюты должны предъявить документы о законном происхождении средств). Последствия этого шага пока не привели к ожидаемым результатам: предложение валюты со стороны частных лиц не увеличилось, а в первый день торгов курс долл. США вырос с 6,3 до 51,8 боливара (ближе к ценам черного рынка - 58 боливаров). Поскольку Венесуэла импортирует до 80 % продуктов и товаров первой необходимости, в краткосрочной перспективе следует ожидать резкого всплеска цен, снижения покупательной способности населения и сужения социальной базы режима. В то же время эта мера позволит оздоровить экономику, сбить ажиотажный спрос на иностранную валюту и уменьшить товарный дефицит, достигающий в настоящее время 30 %. Поскольку основной источник валюты - экспорт нефти - остается достаточно стабильным, государство сможет увеличить денежную массу в национальной валюте и создать видимость роста финансирования социальных программ. Остается проблематичной выплата миллиардных зарубежных кредитов и погашение задолженности зарубежным авиакомпаниям, прекратившим полеты в Венесуэлу [4].
В политической сфере Н. Мадуро колеблется между поиском диалога и «закручиванием гаек». Об ужесточении политики правительства свидетельствует не только содержание под арестом Л. Ло-песа, но и освобождение от занимаемой должности и вынесение обвинительных приговоров против алькальдов (мэров) Энцо Скарано и Даниэля Себальоса, неспособных разобрать баррикады и остановить акции протеста, а также прекращение полномочий оппозиционного депутата М. Корины Мачадо, получившей самое большое количество голосов на прошлых парламентских выборах.
Особого внимания заслуживает арест трех генералов ВВС по обвинению в организации военного переворота с целью смещения Н. Мадуро. Мнения экспертного сообщества по этому поводу разделились: часть экспертов считает это частью информационного шоу, цель которого - добиться максимальной поддержки правительства, другие видят угрозу переворота вполне реальной [17]. На наш взгляд, этот факт в очередной раз свидетельствует о неоднородности вооруженных сил, особенно офицерского корпуса, далеко
не все генералы - сторонники режима, и далеко не все сторонники боливарианского социализма поддерживают Н. Мадуро. Неслучайно правительство не привлекало военных для разгона демонстрантов и разбора баррикад.
События в Венесуэле вызвали весьма неоднозначную международную реакцию. Организация Объединенных Наций призвала правительство Н. Мадуро наказать виновных в человеческих жертвах, Европейский Союз высказался за мирный диалог, соблюдение свободы слова и права на социальный протест. Госдепартамент США отметил прочные исторические и культурные связи с венесуэльским народом и призвал конфликтующие стороны начать диалог при посредничестве Организации американских государств и других региональных партнеров, а Н. Мадуро - прекратить попытки силового подавления диссидентов и соблюдать права человека. За прекращение конфронтации выступил и генеральный секретарь ОАГ.
Более резкое заявление сделало руководство Социалистического интернационала, постоянными членами которого являются оппозиционные «Демократическое действие» и «Движение к социализму», а наблюдателями - «Новое время» и «Народная воля». Международная организация осудила использование военизированных формирований для подавления акций протеста и обвинила венесуэльские власти в развязывании насилия, неуважении демократических прав и свобод, преследовании оппозиционных лидеров и ограничении свободы слова. По мнению Социнтерна, для выхода из тупика необходимо перейти от конфронтации к диалогу и переговорам, как это принято в демократических странах [5, с. 76].
Не смогли выработать единой позиции и латиноамериканские страны. Как и следовало ожидать, безоговорочную поддержку венесуэльскому правительству выразила Куба, к ней присоединились и другие участники леворадикального Боливарианского альянса для народов нашей Америки (ALBA), однозначно осудившие выступления оппозиции, обвинив ее в дестабилизации демократического правопорядка, криминальных действиях, нетерпимости и разжигании ненависти как инструмента политической борьбы. Солидаризировались с позицией Н. Мадуро и правительства стран, входящих в Южноамериканский общий рынок (MERCOSUR). Напротив, руководству Содружества латиноамериканских и карибских государств (CELAC) пришлось приложить немало усилий для достижения
консенсуса между сторонниками Н. Мадуро и критически относящимися к его политике руководством Колумбии, Панамы, Перу, Чили и Мексики. В конечном счете в опубликованном коммюнике нашла отражение сбалансированная позиция: CELAC выразил озабоченность ситуацией в Венесуэле и призвал руководство страны приложить все усилия для начала диалога с участием всех политических сил, направленного на достижение мира и национального единства, необходимых для благополучия и прогресса венесуэльского народа. Одновременно в документе отмечалась важность гарантий для деятельности демократических институтов, уважения закона, предоставления достоверной и правдивой информации и соблюдения прав человека [14].
На практике конструктивную роль в урегулировании конфликта сыграл Союз южноамериканских наций (UNASUR). 12 марта
2013 г. собравшиеся в Чили по поводу инаугурации президента Мишель Бачелет министры иностранных дел Южной Америки приняли решение поддержать готовность венесуэльского правительства к общенациональному диалогу между исполнительной властью и всеми политическими и социальными силами, склонным к взаимопониманию и достижению мира, и выступили против любой угрозы независимости и суверенитету Венесуэлы. С согласия венесуэльского правительства была создана посредническая миссия в составе министров иностранных дел UNASUR. 25-26 марта
2014 г. представительная делегация UNASUR встретилась за закрытыми дверями с президентом Николасом Мадуро, вице-президентом Хорхе Арреасой и министром иностранных дел Элиасом Хауа и, по настоянию министра иностранных дел Колумбии, с делегацией оппозиционного MUD во главе с исполнительным секретарем коалиции Рамоном Гильермо Авеледо. Для поиска путей выхода из политического кризиса была создана посредническая группа в составе министров иностранных дел Колумбии, Бразилии и Эквадора. В принятом по итогам визита документе отмечалась готовность всех участников конфликта к диалогу, подчеркивалась необходимость проявлять сдержанность в выражениях и создавать атмосферу, благоприятствующую переговорам между правительством, политическими деятелями, предпринимательскими кругами и представителями общества. Дипломаты подтвердили свою безоговорочную поддержку демократическому и открытому диалогу на основе
взаимного уважения и осудили любые попытки насильственного изменения конституционного строя Венесуэлы.
Первый раунд переговоров между противоборствующими сторонами состоялся 10 апреля 2014 г. в присутствии министров иностранных дел стран-посредников и папского нунция в Каракасе. Для преодоления недоверия между участниками конфликта первое заседание транслировалось по радио и телевидению. Стороны изложили свои точки зрения (чаще всего взаимоисключающие) на события в Венесуэле. Основные требования оппозиции включали освобождение политических заключенных, разоружение проправительственных военизированных формирований (колективос), создание совместной комиссии для беспристрастного расследования насильственных действий и реорганизацию судебной и избирательной власти, которая представляла бы различные политические силы.
Более обнадеживающим был второй тур переговоров, состоявшийся 16 апреля, во время которого было достигнуто соглашение создать Комиссию по установлению истины для наказания виновников насилия. Регионы, контролируемые оппозицией, согласились присоединиться к правительственному плану «Безопасная Родина» для совместной борьбы с организованной преступностью и пойти на пересмотр некоторых политических дел, в том числе и связанных с отбыванием наказания участниками попытки переворота против У. Чавеса в 2002 г. Важное значение имело и соглашение избрать в соответствии с конституционными нормами членов Национального избирательного совета (CNE) и Верховного суда (TSJ), полномочия которых давно истекли. Делегацию правительства возглавлял вице-президент Х. Арреаса (зять У. Чавеса), оппозиции - исполнительный секретарь MUD Р. Авеледо.
После снижения накала протестных акций кризисная ситуация в стране сохранялась. Правительство отказалось удовлетворить требования оппозиции об освобождении Л. Лопеса и других участников массовых выступлений, в результате ее радикальная часть, прежде всего «Народная воля», отказалась присоединиться к переговорам. Сузился и круг обсуждаемых вопросов, за рамками диалога остались проблемы, связанные с корректировкой существующей политической модели и совместным поиском путей выхода из острого экономического кризиса. На переговорах не были представлены
студенческие организации - наиболее активные участники протест-ных акций. Тем не менее впервые с начала кризиса появился шанс к мирному урегулированию конфликта, большинство оппозиции фактически признало конституционность президента и правительства и отказалось от максималистских требований по досрочному смещению главы государства. Крайне важно, что в состав посреднической группы вошли министры иностранных дел, представляющие три основных модели развития региона (леворадикальную, лево-и правоцентристскую).
Через месяц после начала переговоры зашли в тупик, поскольку правительство отказалось освободить организаторов акций протеста, квалифицируемых оппозицией как политические заключенные, а властью - как арестованные за уголовные преступления. После избрания генеральным секретарем UNASUR экс-президента Колумбии Эрнесто Сампера (сентябрь 2014 г.) умеренное крыло оппозиции обратилось к нему с просьбой оказать содействие в организации нового раунда переговоров [13], однако при сложившейся расстановке политических сил венесуэльское правительство потеряло интерес к диалогу.
Перспективы политического развития Венесуэлы видятся недостаточно определенными и в значительной мере будут зависеть от экономической ситуации в стране и от сохранения единства рядов как сторонников власти, так и оппозиции, а также от сплоченности вооруженных сил и степени их участия в политике. Очевидно, что оппозиция попытается добиться победы на парламентских выборах 2015 г. и досрочного прекращения полномочий главы государства в середине его мандата. В любом случае сохранятся конфронтация между противоборствующими сторонами, политическая поляризация и нестабильность. Каждая из сторон попытается расширить свою социальную базу, не исключено и обострение ситуации, которое может спровоцировать радикализацию режима. Гипотетическая возможность выхода из политического кризиса видится в общенациональном диалоге, поиске взаимоприемлемых решений (при всей кажущейся несовместимости и альтернативности предлагаемых проектов общественного развития) и даже в формировании правительства национального единства. Пока к этому не готова ни одна из противоборствующих сторон.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дабагян Э. С. Венесуэла: траектория политического процесса. - М. : Аванглион-принт, 2011. - 264 с.
2. Дабагян Э. С. Электоральные кампании 2013 г. в Венесуэле // Иберо-американские тетради. - М. : МГИМО (У), 2014. - Вып. 3 (5). - С. 32-42.
3. Ивановский З. В. Венесуэла, расколотая пополам. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: russiancouncil.ru/inner/index.php?id_4=1960#top
4. Ивановский З. В. Венесуэла и международное сообщество в поисках путей выхода из политического кризиса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ilaran.ru/?n=921
5. Ивановский З. В. Политическое противостояние в Венесуэле и поиски путей выхода из кризиса (2013-2014) // Ибероамериканские тетради. -М. : МГИМО (У), 2014. - Вып. 3 (5). - С. 67-84.
6. Интеграционные процессы в Латинской Америке: состояние и перспективы /отв. ред. З. В. Ивановский, А. А. Лавут. - М. : ИЛА РАН, 2012. -120 с.
7. Пятаков А. Н. Муниципальные выборы в Венесуэле [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ilaran.ru/?n=900
8. Пятаков А. Н. III съезд Единой социалистической партии Венесуэлы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ilaran.ru/?n=945
9. Anuario estadístico de América Latina y el Caribe 2012. Santiago de Chile: CEPAL, 2013. - 216 p.
10. Anuario estadístico de América Latina y el Caribe 2013. Santiago de Chile: CEPAL, 2014. - 228 p.
11. Bastenier M. A. El Estado profundo de Nicolás Maduro. - URL: www. infolatam.com/2014/02/19/el-estado-profundo-de-nicolas-maduro/
12. CNE. Poder Electoral. Divulgación Presidenciales 2013. - URL: www.cne. gob.ve/resultado_presidencial_2013/r/1/reg_000000.html
13. Democristianos piden a UNASUR gestionar la reanudación del diálogo en Venezuela. - URL: www.infolatam.com/ 2014/09/23/democristianos-piden-a-unasur-gestionar-reanudacion-del-dialogo-en -Venezuela/
14. Dinatale M. Venezuela divide aguas en América Latina y en la Argentina. -URL: http://www.lanacion.com.ar/1665362-venezuela-divide-aguas-en-america-latina-y-en-la-argentina
15. González Manrique L. E. Incertidumbre sobre el futuro de ^bazuela. -URL: http://www.infolatam.com/2013/05/01/incertidumbre-sobre-el-futuro-de-cubazuela/
16. Gran Polo Patriótico. - URL: www.granpolopatriotico.org.ve/
17. Imputados tres generales y un oficial retirado en Venezuela, según un diario. -URL: www.infolatam.com/2014/04/15/imputados-tres-generales-y-un-oficial-retirado-en-venezuela--segun-un-diario/
Вестник MmY. BvmycK 24 (710) / 2014
18. Jefe de oposición venezolana apuesta a parlamentarias para poner en jaque al chavismo. - URL: www.infolatam.com/2014/10/07/jefe-de-oposicion-venezolana-apuesta-a-parlamentarias-para-poner-en-jaque-al-chavismo/
19. Núñez R. Los equilibrios internos en el régimen de Nicolás Maduro. - URL: www.infolatam.com/2014/09/10/los-equilibrios-internos-en-el-regimen-de-nicolas-maduro/
20. Pardo D. ¿Cuándo Venezuela se hizo tan violenta? - URL: www.bbc.co.uk/ mundo/noticias/2014/01/140115_venezuela_violencia_causas_monica_ spear_dp
21. Programa de gobierno. - URL: www.cne.gob.ve/web/normativa_electoral/ elecciones/2013/presidenciales/documentos/programas/HENRIQUE_ CAPRILES.pdf
22. Propuesta del candidato de la Patria comandante Hugo Chávez para la gestión bolivariana socialista 2013 - 2019. Programa de la Patria. - URL: www.cne.gob.ve/web/normativa_electoral/ elecciones /2013/ presidenciales/ ocumentos/programas/NICOLAS_MADURO.pdf
23. Represión a protestas pacíficas deja más de 20 heridos. - URL:www. elnuevoherald.com/noticias/mundo/america-latina/venezuela-es/ article2036089.html
24. ScharfenbergE. El régimen venezolano ahoga la prensa. - URL: internacional. elpais.com/internacional/2014/02/12/ actualidad/1392160976_222177.html
25. Seis preguntas para entender las protestas en Venezuela. - URL: http:// www.bbc.co.uk/mundo/noticias/2014/02/140214_venezuela_protestas_ preguntas_respuestas_wbm
26. Unidad Venezuela. - URL: www.unidadvenezuela.org