А.В. Борейко КУБА И
«БОЛИВАРИАНСКИЙ» ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация
В статье рассматривается влияние Кубы на формировании современной политической системы Венесуэлы, дается комплексная оценка влияния кубинского опыта при построении боливарианского «социализма XXI века». Очевидно, что при проведении массовых изменений во властной сфере, венесуэльское руководство теснейшим образом взаимодействовало с кубинской стороной, однако метод сравнительного подхода, примененный при анализе политических институтов, позволяет сделать вывод о частичном характере заимствований, учитывающим специфику венесуэльской политической культуры. Помимо сотрудничества на субрегиональном уровне, стороны координируют усилия в проведении мировой политики, направленной на построение многополярного мира. Дальнейшие перспективы двустороннего сотрудничества в значительной мере зависят от способности руководства Венесуэлы найти выход из экономического кризиса и обеспечить политическую стабильность в стране.
А. Boreyko
CUBA AND "BOLIVARIAN" POLITICAL PROCESS. CURRENT SITUATION, PROBLEMS, AND PROSPECTS
Abstract
The article discusses the influence of Cuba on the formation of the modern political system in Venezuela, gives a comprehensive assessment of the impact of the Cuban experience in the construction of the Bolivarian "socialism of the XXIth century". It is obvious that during the mass changes in the power structures the Venezuelan leadership is closely engaged with the Cuban side, however, the comparative approach method used in the analysis of political institutions leads to the conclusion of the partial nature of the borrowings, taking into account the specifics of the Venezuelan political culture. In addition to cooperation at the subregional level, the parties coordinate their efforts in carrying out global policies, aimed at building a multipolar world. Further prospects of bilateral cooperation to a large extent depend on the ability of Venezuelan leadership to find a way out of the economic crisis and to ensure the political stability in the country.
Ключевые слова:
Венесуэла, Куба, Кастро, социализм, интеграция, Чавес, политические реформы, Мадуро.
Key words :
Venezuela, Cuba, Castro, Socialism, integration, Chavez, political reforms, Maduro.
Сближение между кубинским руководством и венесуэльским лидером Уго Чавесом началось еще до его прихода к власти. После неудачной попытки государственного переворота в феврале 1992 года его организатор провел два года в тюрьме, однако был амнистирован благо-
даря массовым выступлениям своих сторонников. Сразу после освобождения У. Чавес посетил ряд латиноамериканских стран, а 12 декабря 1994 года по приглашению Ф. Кастро прибыл на Кубу. Глава кубинского государства лично встретил почетного гостя у трапа самолета, подчеркивая таким образом его высокий статус. Из-за близости политических взглядов У. Чавес и Ф. Кастро быстро нашли общий язык. Выступая в Гаванском университете, будущий венесуэльский руководитель заявил, что государственное устройство Кубы является для него примером для подражания [17]. В декабре 1998 года У. Чавес одержал убедительную победу на президентских выборах, а в октябре 2000 года состоялся визит Ф. Кастро в Венесуэлу.
Хотя уже вступила в силу Конституция 1999 года, новая политическая система еще находилась в стадии формирования, а в политологическом сообществе поднимался вопрос о возможности копирования в той или иной степени кубинской модели государственного устройства. Как справедливо отмечает российский исследователь Эмиль Суренович Дабагян, ранние политические взгляды У. Чавеса отличались эклектичностью, сочетанием несовместимых идеологических концепций. Венесуэльский лидер говорил о построении особого типа государства на основе рыночной, но социально ориентированной экономики, своего рода «капитализма с человеческим лицом» или «социального капитализма». При этом он заявлял, что не является приверженцем марксизма и коммунистом [3]. Вплоть до 2005 года господствующей идеологией была националистическая концепция, получившая название боливаризма (по имени героя борьбы за независимость Симона Боливара). В первую очередь речь шла о достижении экономической, политической и культурной независимости Венесуэлы от США и мирового капитала. Во внутриполитической сфере подчеркивалась необходимость развития демократии участия, сочетающей элементы прямой и представительной демократической системы. Среди элементов прямой демократии выделялись проведение массовых референдумов по важнейшим вопросам, привлечение низов общества к непосредственному решению социальных проблем путем создания коммунальных советов и коммун, контроль общества над государственной властью и возможность досрочного прекращения полномочий представителей власти, не оправдавших доверия избирателей.
Постепенно происходила эволюция идей Освободителя в направлении боливарианского социализма или «социализма XXI века». Как заявил У. Чавес на V Всемирном социальном форуме в 2005 году, идея построения государства, основанного на капиталистической экономике «с человеческим лицом», была ошибочной. С его точки зрения, для справедливого распределения материальных, духовных и иных благ необходимо полностью отказаться от капиталистической парадигмы, основанной на индивидуализме, конкуренции и эксплуатации, что возможно только на социалистических принципах [11]. На VI Всемирном социальном форуме в Каракасе 27 января 2006 года У. Чавес отметил, что никто не может требовать от него делать то же, что и Фидель, тем не менее, обе страны двигаются одним путем, в одном и том же направлении. Выбор между социализмом и капитализмом - это выбор между жизнью и смертью всего человеческого рода, выбор, который Маркс обозначил как «социализм или смерть» [21].
По-видимому, изменение взглядов У.Чавеса произошло под влиянием кубинского лидера, взявшего на вооружение идею альтернативого социалистического общественного устройства. Начиная с этого момента, боливарианская революция становится инструментом для построения «социализма XXI века» в Венесуэле, а между двумя странами устанавливается тесное политическое сотрудничество: с одной стороны, кубинские специалисты приняли участие в формировании новой политической системы в Венесуэле, а с другой, обе страны консолидировали усилия, направленные на проведение региональной и мировой внешней политики в своих национальных интересах.
26 октября 2000 года между странами была подписана комплексная конвенция о сотрудничестве, в соответствии с которой Венесуэла становилась основным поставщиком нефти на Кубу. В ответ Куба направляла около 13 тыс. врачей, учителей и спортивных тренеров, в дальнейшем эти специалисты будут играть ключевую роль в реорганизации венесуэльской системы здравоохранения и образования [19]. Кроме того, кубинские специалисты выступали в качестве советников в стратегических сферах управления, в том числе и в силовых структурах, министерствах юстиции и электроэнергетики, в государственной нефтяной компании PDVSA (Pet^leos de Venezuela, S.A.), в Центральном бан-
ке и других ведомствах. Очевидно, что кубинское влияние не могло не отразиться на проводимых в Венесуэле преобразованиях.
Новая конституция внесла существенные изменения в государственное устройство. В соответствии с идеологическими установками страна получила название Боливарианской Республики Венесуэла. Вместо двухпалатного парламента, учитывающего особенности федеративного устройства, была образована однопалатная Национальная ассамблея, депутаты которой избираются на всеобщих выборах раз в пять лет и могут быть отозваны избирателями соответствующего округа в случае неудовлетворительных результатов деятельности. Срок президентского мандата был продлен с пяти до шести лет, при этом отменен запрет на переизбрание непосредственно на второй срок. Были введены две новые ветви власти - электоральная и гражданская или моральная. Первая отвечает за организацию выборов, вторая - за контроль над деятельностью государственных органов. Позиции главы государства усиливались и благодаря его возможности назначать и смещать по своего усмотрению исполнительного вице-президента (в других государствах региона вице-президент избирается всеобщим голосованием) [7].
В дальнейшем проявились две тесно связанные тенденции в трансформации государственной системы, с одной стороны - усиление президентской вертикали, в частности, личной власти У. Чавеса и его сторонников, с другой - ее диверсификация, развитие системы коммунальных советов и коммун. Коммунальные советы были созданы декретом У. Чавеса в 2003 году, в их состав входят как городские, так и сельские жители, от 200 до 400 семей. Состав совета образуют коммунальное собрание и исполнительные органы, занимающиеся различными проблемами [16].
Таким образом, благодаря широким конституционным полномочиям главы государства можно говорить о формировании гиперпрезидентской республики. Изначальный дисбаланс в системе сдержек и противовесов в пользу исполнительной власти в дальнейшем только усиливался. Президент получил чрезвычайные полномочия от лояльного парламента, позволившие в случае необходимости издавать декреты, имеющие силу закона. Эта возможность использовалась неоднократно в связи с необходимостью осуществления радикальных преобразований («революций») в сжатые сроки. Для дальнейшего укрепления личной власти в
2009 году президентом был проведен референдум, итоги которого позволили главе государства переизбираться неограниченное число раз.
Вторая тенденция проявилась в более активном участии населения в политической жизни страны. По мнению чл.-корр. РАН В.М. Давыдова, боливарианская революция открыла массам дверь в большую политику, возник эффект мобилизации масс, сходный с тем, на который опиралось кубинское руководство после победы повстанческого движения [4]. Включение осуществлялось при помощи военизированных боливариан-ских кружков и коммунальных советов, напоминающих кубинские Комитетов защиты революции и Народные советы. Коммунальные советы стали альтернативными выразителями интересов малообеспеченной части венесуэльского общества, выступая в качестве основного элемента прямой демократии. Военизированные боливарианские формирования обеспечивают силовую поддержку режима, внося существенный вклад в борьбу правительства с оппозицией.
По мере продвижения к «социализму XXI века» возникла потребность в новой пропрезидентской массовой политической партии. Единая социалистическая партия Венесуэлы (Partido Socialista Unido de Venezuela, PSUV) была создана в 2007 году на основе Движения V Республика (Movimiento V Р^ъЫ^, MVR), В ее состав вошли все крупные партии и общественные движения левого толка, за исключением Коммунистической партии Венесуэлы (Partido Comunista de Venezuela, PCV), Родины для всех (Patria para Todos PPT) и Партии за социальную демократию (Por la Democracia Social, Podemos). Последние отказались от слияния с PSUV, но выступают единым фронтом во время парламентских и президентских выборов в составе Большого патриотического полюса (Gran Polo Patético, GPP). Подобно Коммунистической партии Кубы (Partido Comunista de Cuba, PCC), созданной на основе Движения 26 июля, Революционного директората 13 марта и Народно-социалистической партии, в основе PSUV лежало Революционное боливарианское движение - 200, (Movimiento Bolivariano Revolucionario - 200, MBR - 200).
Стратегической целью партии стало построение «социализма XXI века». В соответствии с этой целью были обозначены следующие задачи: защита завоеваний боливарианской революции, интернационализм, построение системы народной власти, плановая экономика, защи-
та окружающей среды, защита революции и национального суверенитета в тесном взаимодействии с вооруженными силами [18].
Первичные ячейки партии принимают активное участие в деятельности коммунальных советов и коммун, став, подобно массовым организациям Кубы, «приводным ремнем» от партии к обществу. На очередном съезде партии в 2014 году тогдашний председатель Национальной ассамблеи Ди-осдадо Кабельо заявил о том, что она насчитывает свыше 7,6 млн. человек, т.е. охватывает примерно четверть населения страны [18].
Данные особенности политической системы Венесуэлы, предельная идеологизация политического процесса в духе революционной борьбы за построение справедливого социалистического общества, концентрация политической власти в руках партийных лидеров или сторонников партии, опора на низы общества, создание массовой партии власти, принимающей непосредственное участие в жизни коммун, свидетельствуют об активном использовании кубинского опыта.
В то же время между политическими системами двух стран существуют и заметные различия. В первую очередь речь идет сохранении представительной демократии, основанной на политическом плюрализме и конкурентных выборах, как на муниципальном, так и национальном уровнях, в то время как кубинская избирательная система отличается формальным характером, отсутствием конкуренции между кандидатами, доминированием интересов правящей при выдвижении кандидатов в депутаты. Коренным образом отличается и взаимодействие исполнительной и законодательной власти. Для кубинского политического устройства характерно фактическое отсутствие разделения властей, в то время как в Венесуэле сохраняется система сдержек и противовесов. Если в современной политологии кубинская политическая модель чаще всего определяется как авторитарный режим личной власти, то применительно к Венесуэле американские исследователи Стивен Левицкий и Лукан Уэй используют термин «конкурентный авторитаризм». Данный термин применяется преимущественно по отношению к политическим системам, характерным для стран, провозгласивших приверженность принципам «социализма XXI века». Ее отличительными особенностями является сочетание авторитарных и демократических элементов. К первым относится преобладание исполнительной власти над всеми другими ветвями, широкое использование административного ресурса, стремление ограничить
деятельность оппозиционных партий и СМИ. К демократическим элементам относят сохранение оппозиционных партий, которые принимают активное участие в политической жизни страны и могут одержать победу на выборах, хотя они и поставлены в заведомо неравные условия [6].
В области государственного регулирования экономики также прослеживается сильное влияние кубинского опыта. Речь идет об усилении роли госсектора, национализации крупнейших отраслей промышленности, государственном регулировании цен на продукты и товары первой необходимости, осуществлении земельной реформы, направленной на ослабление позиций крупных собственников. Частные фирмы, не в полной мере соблюдающие установленные законы о норме прибыли, подвергаются экспроприации, а их собственность переходит во владение государства или коммун [10]. Параллельно государство поддерживает создание предприятий с коллективной формой собственности, кооперативов, ассоциаций. В 2008 г. был принят декрет «О развитии народной экономики», в котором главная роль в экономической сфере была закреплена за социально ориентированными общественными ассоциациями или коммунами [12]. С целью организации коммунального производства 3 марта 2009 г. было создано министерство народной власти по делам коммун и защите населения.
В соответствии с ст. 326 Конституции 1999 г. государство обеспечивает безопасность нации, трактуемой как «взаимная ответственность между государством и гражданским обществом на принципах ... уважения прав человека, удовлетворении личных и коллективных потребностей ... В экономической, социальной, политической, культурной, географической, экологической и военной сферах» [7]. Как и на Кубе, в Венесуэле гарантируются широкие социальные права граждан, государство берет на себя обеспечение бесплатного здравоохранения и образования, гарантирует получение зарплаты не ниже прожиточного минимума, рассчитанного с учетом стоимости потребительской корзины.
В соответствии с кубинскими установками пересматривается роль вооруженных сил в жизни общества и государства. В настоящее время армия напрямую взаимодействует с гражданским обществом в мирное время. В ее задачи входит помощь населению в чрезвычайных ситуациях, при осуществлении социальных программ (т.н. «боливарианских миссий»). Происходит политизация этого института, вооруженные силы
становятся опорой режима. Во многом этот процесс активизировался после неудавшейся попытки свержения У. Чавеса в апреле 2002 года, когда на волне политико-экономического кризиса законно избранный президент был на несколько дней отстранен от власти группой высокопоставленных армейских офицеров. После этого для руководителя страны стало очевидно, что необходимо устранить часть офицерства, не разделяющую его революционных взглядов. По мнению У. Чавеса, новая офицерская прослойка должна быть воспитана в духе боливарианской революции и служения социалистическим идеалам. Для решения этой задачи широко привлекаются кубинские специалисты, а венесуэльские офицеры направляются в военные академии дружественной страны. По мнению кубинского политолога Эрнана Кинтеро, кубинцами подготовлено поколение офицеров, которые будут руководить венесуэльской армией в течение, по крайней мере, следующих десяти лет [23]. Кубинская военная миссия расквартирована в окрестностях Каракаса, в форте Тиуна.
Наряду с переосмыслением роли вооруженных сил в обществе происходит изменение их стратегических и тактических задач. Если раньше основным партнером в военно-техническом сотрудничестве выступали США, то теперь на их место пришла Куба, а Соединенные Штаты и их союзники на континенте, в частности, Колумбия, превратились в потенциального противника. В случае гипотетической американской агрессии Венесуэла должна дать ответ в виде «ассиметричной войны», представляющую собой кубинскую тактику «всеобщей войны», уходящую корнями во времена вьетнамского конфликта. В 2008 году в рамках очередной реформы силовых структур был принят органический закон, в соответствии с которым возникла боливарианская милиция. Данная структура, с одной стороны, способствует подготовке необходимого числа резервистов, а с другой, служит основой для создания гражданских сил по обеспечению правопорядка, по принципу кубинской территориальной милиции. Кубинское влияние сказалось и на изменении военной формы и внедрении девиза «Родина, социализм или смерть!» [9]. По словам У. Чавеса, использование прежней униформы было вызвано духом преклонения перед армией США.
Имеется информация о тесном сотрудничестве кубинской и венесуэльской разведслужб. С одной стороны, кубинцы помогают переформатировать венесуэльскую разведку в соответствии с новыми целями и
задачами по обеспечению национальной безопасности на глобальном уровне. С другой, задача кубинских специалистов заключается в недопущении новых попыток государственного переворота. По мнению канадского специалиста по разведке и контрразведке Карлоса Гинтера, в обязанности кубинских спецслужб также входят функции по охране президента и политическому контролю за оппозицией, как в военной, так и в гражданской среде [13]. В соответствии с информацией посольства США в Каракасе, обнародованной порталом Wikileaks, в настоящее время роль кубинской разведки настолько велика, что она конкурирует с венесуэльскими спецслужбами. Кубинские оперативники в Каракасе имеют прямой доступ к президенту республики [20].
Существенное влияние оказывает Куба на идеологию, пропагандируемую в венесуэльском обществе. Политические взгляды венесуэльского руководства во многом перекликаются с идеями Ф. Кастро. В частности, речь идет о необходимости борьбы с «неоколониализмом и империализмом в лице США и крупнейших транснациональных корпораций», с «пособниками империализма внутри государства», «представителями пятой колонны и компрадорской буржуазии» [15]. У. Чавес в своих выступлениях неоднократно обвинял оппозицию в предательстве национальных интересов. Подобной риторики придерживается и его преемник Николас Мадуро, по мнению которого оппозиционные силы прямо или косвенно получают финансовую поддержку и программу действий из госдепартамента США.
Внешняя политика стратегических союзников основывается на неомарксистской мир-системной концепции, заявляющей о преобладании интересов мирового капитала во главе с империей США над интересами стран третьего мира, представляющих экономическую периферию [2]. В этих условиях союзники видят основную задачу в развитии полицентрической мировой системы в противовес гегемонии одной сверхдержавы. В соответствии с этими взглядами кубино-венесуэльское сотрудничество на международной арене развивается по нескольким направлениям.
Первое направление - это внутрирегиональная интеграция идеологически схожих режимов. С этой целью в 2004 году была создана Бо-ливарианская альтернатива для народов нашей Америки (Alternativa Bolivariana para los Pueblos de Nuestra Атйпса, ALBA), преобразованная впоследствии в Альянс. Кубинские власти после победы революции дол-
гие годы оказывали военную поддержку леворадикальным силам во всем регионе. Получив в союзники Венесуэлу, Куба обрела мощный экономический рычаг для достижения своих политических целей. Подчеркнутая ориентация блока на приоритетность развития социально ориентированных национальных экономик делает его деятельность привлекательной для многих государств региона (членами ALBA в настоящее время являются Куба, Венесуэла, Боливия, Эквадор, Никарагуа и ряд островных карибских государств) [8]. По мнению генерального консула России в Рио-де-Жанейро Андрея Владимировича Будаева, большое значение, в привлечении новых сторонников к совместному проекту играет также умелое использование «мягкой силы», взятой на вооружение лидерами кубино-венесуэльского тандема [1].
Второе направление - диверсификация международных связей. И Венесуэла и Куба стремятся к налаживанию дипломатических отношений со многими развитыми и развивающимися странами мира. Это касается мировых гигантов из БРИКС, Европейского союза, стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Наиболее успешно развиваются отношения с Китайской Народной Республикой. Также ведется сотрудничество со странами, причисляемыми Соединенными Штатами к т.н. «оси зла», в том числе с Северной Кореей и Ираном [5].
Третье направление связано с консолидацией сил в борьбе с гегемонией Соединенных Штатов Америки. Для этого союзники пытаются привлечь на свою сторону максимальное количество сторонников в регионе и в мире. В данном контексте они используют собственный альтернативный вариант субрегиональной интеграции (ALBA) и всячески поддерживают другие латиноамериканские объединения, такие как созданный в 2008 году Союз южноамериканских наций (итуп de Naciones Suramericanas, UNASUR) и возникшее в 2010 году Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна (Comunidad de Estados Latinoamericanos y Cariberas, CELAC). Последнее представляет собой альтернативу Организации американских государств (ОАГ), возникшей в 1948 году и долгие годы служившей интересам США. Основной лейтмотив объединения - отстаивание национальных интересов и сотрудничество в духе равноправия и взаимного уважения вместо отношений на основе подчинения и навязывания неравноправных договоров.
Таким образом, в отношениях между государствами прослеживается несколько основных тенденций. В политической сфере лидирует Куба. При трансформации политической системы в Венесуэле принимался во внимание многолетний опыт построения кубинского социализма. В то же время нельзя сказать, что Венесуэле в политических отношениях принадлежит исключительно подчиненная роль. Правительство болива-рианской республики учитывает позицию стратегического союзника, в то же время проводит свою собственную внутреннюю политику и реализует на практике модель государства, в значительной мере отличающуюся от традиционного кубинского социализма.
Несмотря на существующие трудности, политический альянс имеет серьезный потенциал прочности. По-видимому, происходящее после восстановления дипломатических отношений некоторое сближение Кубы и США будет ограничиваться рядом принципиально неразрешимых проблем, касающихся, в частности, проблемы политической и экономической либерализации кубинской системы. Особый интерес представляет исторический визит президента США в Гавану 21 мая 2016 года. Во время совместной пресс-конференции Р.Кастро заявил о том, что между странами существуют глубокие противоречия, которые никуда не исчезнут. Он также коснулся проблемы универсальных прав человека, по мнению кубинского лидера, нет ни единого государства, которое признавало бы существующие права в полном объеме [22].
В этой связи обращает внимание визит венесуэльского лидера Н. Мадуро на Кубу 18 марта 2016 года. Стороны подписали ежегодный план сотрудничества в сфере промышленности и торговли на 2016 год. Важным шагом в развитии совместных программ стало обнародование стратегического плана кооперации вплоть до 2030 года. По мнению президента Венесуэлы, всеобъемлющая трансформация венесуэльской экономики при поддержке Кубы способствует преодолению кризиса, развитию сферы промышленности, сельского хозяйства, туризма, добычи полезных ископаемых [14].
В условиях экономического кризиса и падения цен на нефть на мировом рынке в Венесуэле резко ухудшилась социальная ситуация, произошло стремительное снижение рейтинга главы государства и популярности «социализма XXI века». Все это привело к изменению расстановки политических сил и к убедительной победе оппозиции на пар-
ламентских выборах в декабре 2015 года, получившей квалифицированное большинство в Национальной ассамблее. В сложившейся ситуации противоборствующие стороны не готовы идти на компромисс, а будущее развитие страны вырисовывается недостаточно четко. В качестве одного из вариантов развития событий нельзя исключить крен в сторону авторитарных методов управления, дальнейшее «закручивание гаек», стремление расправиться с политическими противниками при помощи силы, что в конечном итоге может привести к росту авторитарных тенденций и международной изоляции режима. Напротив, в случае досрочного прекращения полномочий главы государства или победы оппозиционного кандидата на президентских выборах произойдет смена модели развития, что приведет к охлаждению кубинско-венесуэльских отношений.
Литература
1. Будаев А.В. Особенности политики «мягкой силы» стран ALBA. // Латинская Америка. 2015. №3.
2. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. URL: http://socioline.rU/files/5/48/vallerstain_i._-_analiz_mirovyh_sistem _i_situaciya_v_sovremennom_mire_-_2001.pdf (дата обращения 17.04.2016).
3. Дабагян Э.С. Венесуэла: траектория политического процесса. М.,
2011.
4. Давыдов В.М. Левая альтернатива в Латино-Карибской Америке -обусловленность, основные ориентиры и международная проекция. М., 2007.
5. Ивановский Зб.В. Внешняя и внутренняя политика Венесуэлы в условиях кризиса // Латиноамериканский исторический альманах. 2014. №14.
6. Ивановский Зб.В. Латинская Америка: избирательные процессы и политическая панорама. М., 2015.
7. Конституция Боливарианской Республики Венесуэла. URL: http://embavenez.ru/images/files/The%20Constitution%200f%20Venezuela.pdf (дата обращения 06.12.2015).
8. Пятаков А.Н. Боливарианский и тихоокеанский альянсы: два пика интеграционного «марафона» в Латинской Америке в начале XXI века // Латинская Америка. 2014. №9.
9. Розенталь Д.М. «Берег счастья» для У.Чавеса: венесуэльско-кубинские отношения на современном этапе // Ибероамерика в глобализирующемся мире: проблемы и перспективы. М., 2013.
10. Семенов В.Л. Венесуэла в новом веке: итоги и перспективы // Мировая экономика и международные отношения 2014. №5.
11. Fуrum Social Mundial. URL: http://memoriafsm.org/handle/11398/2813 (дата обращения 17.04.2016).
12. Gazeta oficial de la Repъblica Bolivariana de Venezuela. 31.VII.2008
13. Ginter. K. Truth and Mirage: The Cuba-Venezuela Security and Intelligence Alliance. URL: http://issuu.com/kginter/docs/smfd-15591213022613300 (дата обращения 18.04.2016).
14. Infolatam. URL: http://www.infolatam.com/2016/03/20/cuba-y-venezuela-reafirman-su-alianza-en-visperas-de-la-visita-de-obama/ (дата обращения 18.04.2016).
15. La Tercera. URL: http://www.latercera.com/noticia/mundo/2015/08/ 678-643128-9-maduro-anuncia-una-revolucion-socialista-mas-radical.shtml (дата обращения 18.04.2016).
16. Ley O^nica de los Consejos Comunales. URL: http://www.mp.gob.ve/c/document_library/get_file?uuid=cc72df08-0593-422e-a70b-0e884f7cd59a&groupId = 10136 (дата обращения 18.04.2016).
17. Portada Venezolana de Televisiуn. URL: http://www.vtv.gob.ve/articulos/2014/12/12/se-cumplen-20-anos-de-la-primera-visita-del-comandante-chavez-a-cuba-1601.html (дата обращения 18.04.2016).
18. PSUV. URL: http://www.psuv.org.ve/ (дата обращения 18.04.2016).
19. Romero С. South-South cooperation between Venezuela and Cuba. URL: http://www.realityofaid.org/userfiles/roareports/roareport_e48ca78931.pdf (дата обращения 18.04.2016).
20. US embassy cable. URL: http://cables.mrkva.eu/cable.php?id=51158 (дата обращения 18.04.2016).
21. Venezuela analysis. URL: http://venezuelanalysis.com/analysis/1728 (дата обращения 18.04.2016).
22. The White House. URL: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2016/03/21/remarks-president-obama-and-president-raul-castro-cuba-joint-press (дата обращения 18.04.2016).
23. Yanes H. The Cuba-Venezuela alliance: «Emancipatory Neoboli-varizmo» or totalitarian expansion? URL: http://www6.miami.edu/iccas/cuba-venezuela-e.pdf (дата обращения 18.04.2016).
References
1. Budaev A.V. Osobennosti politiki «myagkoi sily» stran ALBA. Latinskaya Amerika. 2015. №3.
2. Vallerstain I. Analiz mirovykh sistem i situatsiya v sovremennom mire. URL: http://socioline.ru/files/5/48/vallerstainJ._-_analiz_mirovyh_sistem_i_situaciya_v_sovremennom_mire_-_2001.pdf (data obrashcheniya 17.04.2016).
3. Dabagyan E.S. Venesuela: traektoriya politicheskogo protsessa. M.,
2011.
4. Davydov V.M. Levaya al'ternativa v Latino-Karibskoi Amerike -obuslovlennost', osnovnye orientiry i mezhdunarodnaya proektsiya. M., 2007.
5. Ivanovskii Zb.V. Vneshnyaya i vnutrennyaya politika Venesuely v uslo-viyakh krizisa. Latinoamerikanskii istoricheskii al'manakh. 2014. №14.
6. Ivanovskii Zb.V. Latinskaya Amerika: izbiratel'nye protsessy i po-liticheskaya panorama. M., 2015.
7. Konstitutsiya Bolivarianskoi Respubliki Venesuela. URL: http://embavenez.ru/images/files/The%20Constitution%200f%20Venezuela.pdf (data obrashcheniya 06.12.2015).
8. Pyatakov A.N. Bolivarianskii i tikhookeanskii al'yansy: dva pika integrat-sionnogo «marafona» v Latinskoi Amerike v nachale XXI veke. Latinskaya Amerika. 2014. №9.
9. Rozental' D.M. «Bereg schast'ya» dlya U.Chavesa: venesuel'sko-kubinskie otnosheniya na sovremennom etape. Iberoamerika v globalizi-ruyushchemsya mire: problemy i perspektivy. M., 2013.
10. Semenov V.L. Venesuela v novom veke: itogi i perspektivy. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya 2014. №5.
11. Furum Social Mundial. URL: http://memoriafsm.org/handle/11398/2813 (data obrashcheniya 17.04.2016).
12. Gazeta oficial de la Rep"blica Bolivariana de Venezuela. 31.VII.2008
13. Ginter. K. Truth and Mirage: The Cuba-Venezuela Security and Intelligence Alliance. URL: http://issuu.com/kginter/docs/smfd-15591213022613300 (data obrashcheniya 18.04.2016).
14. Infolatam. URL: http://www.infolatam.com/2016/03/20/cuba-y-venezuela-reafirman-su-alianza-en-visperas-de-la-visita-de-obama/ (data ob-rashcheniya 18.04.2016).
15. La Tercera. URL: http://www.latercera.com/noticia/mundo/2015/08/ 678-643128-9-maduro-anuncia-una-revolucion-socialista-mas-radical.shtml (data obrashcheniya 18.04.2016).
16. Ley Orgbnica de los Consejos Comunales. URL: http://www.mp.gob.ve/c/document_library/get_file?uuid=cc72df08-0593-422e-a70b-0e884f7cd59a&groupId = 10136 (data obrashcheniya 18.04.2016).
17. Portada Venezolana de Televisiun. URL: http://www.vtv.gob.ve/articulos/2014/12/12/se-cumplen-20-anos-de-la-primera-visita-del-comandante-chavez-a-cuba-1601.html (data obrashcheniya 18.04.2016).
18. PSUV. URL: http://www.psuv.org.ve/ (data obrashcheniya 18.04.2016).
19. Romero. S. South-South cooperation between Venezuela and Cuba. URL: http://www.realityofaid.org/userfiles/roareports/roareport_e48ca78931.pdf (data obrashcheniya 18.04.2016).
20. US embassy cable. URL: http://cables.mrkva.eu/cable.php?id=51158 (data obrashcheniya 18.04.2016).
21. Venezuela analysis. URL: http://venezuelanalysis.com/analysis/1728 (data obrashcheniya 18.04.2016).
22. The White House. URL: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2016/03/21/remarks-president-obama-and-president-raul-castro-cuba-joint-press (data obrashcheniya 18.04.2016).
23. Yanes. H. The Cuba-Venezuela alliance: «Emancipatory Neoboli-varizmo» or totalitarian expansion? URL: http://www6.miami.edu/iccas/cuba-venezuela-e.pdf (data obrashcheniya 18.04.2016).