Вестник Томского государственного университета. 2016. № 409. С. 152-156. Б01: 10.17223/15617793/409/25
УДК 94 (410)
Е.В. Хахалкина
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, ПРОЦЕССЫ ДЕКОЛОНИЗАЦИИ В АЗИИ И ПЛАН КОЛОМБО (1945-1951 гг.)
Рассматривается малоизвестный в отечественной историографии сюжет, связанный с созданием организации «План Коломбо». С инициативой такой структуры выступила Индия, идею которой поддержала и развила Британия, стремившаяся в условиях начавшихся после Второй мировой войны процессов деколонизации в Азии не допустить ослабления отношений с территориями внутри Содружества. Также показаны попытки Лондона подключить к участию в Плане США, проявивших заинтересованность в нем в условиях холодной войны.
Ключевые слова: Великобритания; деколонизация; План Коломбо; США; холодная война.
На парламентских выборах в Соединенном Королевстве в июле 1945 г. убедительную победу одержала Лейбористская партия во главе с К. Эттли. Новому правительству пришлось не только заниматься решением вопросов, связанных с хозяйственным восстановлением страны, но и отвечать на серьезные вызовы в колониальной сфере.
По своим экономическим возможностям Великобритания уже не могла осуществлять прежние обязательства в имперской сфере в полном объеме. За годы войны внешний долг страны увеличился на 3 млрд ф. ст., потери зарубежных активов составили более 1 млрд ф. ст., существенными были потери военного и торгового флотов [1. С. 21]. Трижды - в 1945, 1947 и 1949 гг. - Великобритания прибегла к крупным займам у своего заокеанского партнера США.
В условиях финансового ослабления и в связи с мощным всплеском национально-освободительного движения британское правительство было вынуждено принять решение об уходе с некоторых подконтрольных стране территорий. Речь, прежде всего, шла о регионе Ближнего и Среднего Востока и Азии.
В 1947 г. кабинет К. Эттли передал на рассмотрение ООН палестинский вопрос, и в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН территория подмандатной Палестины была разделена на два государства. Однако лидеры палестинских арабов выступили против этой резолюции, в то время как международная сионистская организация Еврейское агентство ее поддержало. На спорной территории возникли вооруженные столкновения между арабами и евреями. В 1948 г. было создано государство Израиль. Однако ввиду продолжавшихся военных столкновений, получивших название первой арабо-израильской войны 1947-1949 гг., палестинский вопрос вплоть до сегодняшнего дня стоит в повестке дня мировой политики.
В 1947 г. скованное в средствах британское правительство также решило подключить Соединенные Штаты к выполнению своих обязательств в отношении Греции и Турции. В марте на свет появилась Доктрина Трумэна, согласно которой Анкара и Афины получили помощь в размере 400 млн долл.
В Азии в том же году произошло этапное событие - была предоставлена независимость самой крупной британской колонии - Индии, на месте которой появились две республики - Индия и Пакистан. Од-
нако «яблоком раздора» в отношениях двух новых государств стали вошедшие в состав Индии княжества Джамму и Кашмир, преимущественно мусульманские по составу населения. «Кашмирская проблема» до сих пор осложняет отношения двух стран.
Еще одной «долгоиграющей» проблемой в азиатских владениях Великобритании стала Малайя. Во время Второй мировой войны эта территория была оккупирована японскими войсками, и в ней развернулось мощное освободительное движение против захватчиков, после войны трансформировавшееся в антибританскую борьбу. Сопротивление малайцев контролю метрополии будет продолжаться с 1948 до 1960 г.
В 1947 г. по следам произошедших изменений Министерство по делам доминионов было переименовано в Министерство по делам Содружества. Цепная реакция была запущена, и в 1948 г. суверенный статус обрели Бирма и остров Цейлон (Шри-Ланка). Все территории, за исключением Бирманской республики, вошли в состав Содружества. Эта организация в связи с вхождением в нее стран с республиканской формой правления перестала именоваться Британским Содружеством, в политический и научный обиход постепенно входят два новых термина: «Старое» и «Новое Содружество». Под «Старым Содружеством» понимают территории, вошедшие в состав организации на момент ее создания в 1931 г., - Австрию, Южно-Африканский Союз, Канаду, Новую Зеландию, остров Ньюфаундленд и Республику Ирландия. Последняя в 1948 г. вышла из состава организации, членство в которой носило добровольный характер. Под «Новым Содружеством» подразумеваются страны, которые пополнили организацию после Второй мировой войны.
Содружество, которое в Британии воспринимали и позиционировали как «уникальную ассоциацию», не могло стать равноценной заменой империи. В Лондоне хорошо понимали, что следует искать дополнительные способы укрепления отношений с обретшими независимость странами. Одним из таких средств по-прежнему выступала система имперских преференций, созданная в 1932 г. в условиях мирового экономического кризиса. Система представляла собой замкнутый взаимовыгодный торгово-экономический блок, внутри которого по сниженным ценам в метрополию ввозились сырье и продовольствие и, наоборот, из Великобритании в доминионы направлялись
промышленные товары. После Второй мировой войны началась эрозия этой системы - доминионы все больше переориентировались на рынки соседних государств, например, Канада, Австралия и Новая Зеландия проявили большую заинтересованность в развитии торговых отношений с Соединенными Штатами, которые, свою очередь, стремились оттеснить британские товары с рынков указанных стран. Тем не менее имперские преференции в первые послевоенные годы по-прежнему сохраняли значение в торговле внутри Содружества.
Другим способом укрепления отношений со странами Содружества и империи стал Акт о британском гражданстве 1948 г., облегчавший мобильность британских подданных внутри империи и Содружества. Для всех граждан колоний и Содружества подтверждался свободный въезд на территорию Соединенного Королевства, в будущем приведший к наплыву иммигрантов из бедных колоний Вест-Индии и выходцев из Индии и Пакистана.
Еще одним важным инструментом усиления связей между метрополией и колониями стала предтеча современной политики развития Европейского союза - политика колониального развития. В июле 1940 г. парламент Великобритании принял Акт колониального развития и благосостояния. Главной целью закона провозглашались защита и содействие интересам жителей колоний. Этот закон отражал попытки Министерства по делам колоний сделать упор на содействие социальному благосостоянию колоний посредством развития системы образования и сферы социальных услуг. По этому закону выделялось 5 млн ф. ст. в год на развитие колоний и 500 тыс. в год на проведение исследовательских работ в течение 10 лет [2. Р. 21]. Как отмечает Г.С. Остапенко, в содержании Акта присутствовала «утопическая мечта» - в законе реализация всех приоритетных задач возлагалась на «хорошее колониальное правление» [3. С. 45]. Однако в действительности колонии стремились не к улучшению системы управления ими, а к ее отмене.
Большое значение для пересмотра системы колониального управления имело создание ООН. Устав этой организации, принятый в конце июня 1945 г., предусматривал, что ее участники, «которые несут или принимают на себя ответственность за управление территориями, народы которых не достигли еще полного самоуправления, признают тот принцип, что интересы населения этих территорий являются первостепенными, и, как священный долг, принимают обязательство максимально способствовать благополучию населения этих территорий в рамках системы международного мира и безопасности, установленной настоящим Уставом» (Глава 11, Статья 73) [4].
Эти установки соответствовали общей риторике британских политиков периода войны и послевоенного времени, когда особое внимание стало уделяться политике развития как инструменту удержания зависимых территорий в орбите своего влияния.
Безусловным новшеством колониальной политики стал пересмотр системы опеки. Лейбористское руководство сделало акцент на функциях метрополии как
регулятора социальных изменений в зависимых территориях и отказалось от мысли о «естественном прогрессе» колоний. Был взят курс на развитие территорий с целью улучшения системы образования и демократизации политической жизни колоний посредством внедрения элементов Вестминстерской модели [3. С. 51].
В апреле 1945 г. был принят обновленный Акт колониального развития и благосостояния сроком на десять лет. Этот закон, вступавший в силу с марта 1946 г., предусматривал финансирование развития колониальных территорий на сумму 120 млн ф. ст. и стал первым в серии поправок к Акту 1940 г. [5. Р. 6; 6]. Документ был преподнесен общественности как «революция» в идеях Британии о колониальном развитии, которая изменит социальный и экономический облик колоний [7. Р. 21-22]. К поиску нового формата взаимоотношений с колониями метрополию подталкивали и внутриполитические факторы: в декабре 1942 г. был опубликован уже упомянутый доклад Бевериджа, предполагавший разработку новой социальной доктрины не только в метрополии, но и на зависимых территориях.
Увеличению расходов на помощь колониям способствовала и утвердившаяся в стране кейнсианская модель. Идея британского экономиста Дж. М. Кейнса о необходимости вмешательства в экономику нашла широкую поддержку в стране. Британские политические круги, с большим интересом относившиеся к опыту «Нового курса» Ф.Д. Рузвельта 1930-х гг., считали возможным применить кейнсианские идеи к имперской сфере и сделать государство посредником или выразителем реформ в колониях. После войны Министерство по делам колоний посчитало возможным в условиях наметившегося в годы войны консенсуса двух партий по вопросам внутренней политики инициировать ряд преобразований в колониальной сфере.
Безусловным новшеством Акта 1945 г. стало выделение 500 тыс. ф. ст. ежегодно на проведение «исследований». Эта формулировка подразумевала создание специального государственного фонда для финансирования разного рода научных программ, в том числе антропологических исследований в Африке, направленных на изучение самых разных аспектов жизни африканских обществ и проблем колониальных территорий. В рамках этого направления выделялись также средства на создание региональных институтов, индивидуальные стажировки в Африку для студентов и аспирантов и другие формы научного изучения колониальных обществ. Тем самым Акт 1945 г. закладывал основы новых подходов в британской антропологии и социологии в отношении колониальных обществ, обозначив начало отхода от их рассмотрения как примитивных народов [8. Р. 70-71].
В ходе дебатов по Акту 1945 г. депутаты палаты общин высказали идею о создании комитета в составе бизнесменов, «имеющих заморские интересы» для разработки рекомендаций правительству при осуществлении колониальной политики. Однако эти предложения были отклонены тогдашним правитель-
ством У. Черчилля. Идея, тем не менее, была взята на вооружение новым кабинетом министров под руководством лейбористов. Заместитель министра по делам колоний А. Крич Джонс считал целесообразным создание небольшого по составу, но с большими полномочиями комитета для координации работы существующих комитетов в колониальной сфере и выработке рекомендаций по соблюдению правильного баланса между экономическими и социальными аспектами колониального развития. В сентябре 1946 г. в рамках кабинета был создан Совет развития и колониальной экономики [5. Р. 38-42].
В феврале 1950 г. в Коломбо на острове Цейлон состоялась конференция министров иностранных дел стран Содружества. С инициативой такой встречи выступила Индия годом ранее, и Лондон охотно поддержал эту инициативу по своим соображениям. Правительство К. Эттли рассчитывало на укрепление отношений с недавними колониями и доминионами в формате Содружества посредством увеличения расходов на азиатские территории по Акту о развитии и благосостоянии 1945 г.
Глава Форин оффис высоко оценивал итоги прошедшей конференции, рассматривая их как начало сотрудничества «между Востоком и Западом через Содружество» [9. Р. 141-142]. В ходе встречи ее участники, по его мнению, выразили «знаменательное единство взглядов на угрозу коммунизма и необходимость улучшения стандартов жизни и социального обеспечения народов Южной и Юго-Восточной Азии для того, чтобы эффективно бороться с коммунистической угрозой». В итоговом меморандуме Э. Бевин отмечал, что встреча позволила провести «обмен взглядами по международным делам» и начать выработку «рекомендаций правительствам по экономическому развитию в Южной и Юго-Восточной Азии» [Там же. Р. 141].
В мае 1950 г. в Сиднее состоялась первая встреча Консультативного комитета, созданного с целью координации действий участников в рамках Плана Коломбо. На заседании Комитета присутствовали все участники Содружества, за исключением ЮжноАфриканского Союза, географически отдаленного от охвата Плана, ориентированного в первую очередь на Индийский субконтинент. Тем не менее представители ЮАС выразили желание быть информированными обо всех деталях реализации плана.
На майской встрече Комитета было принято решение о подготовке каждой страной программы развития, рассчитанной на шесть лет. Также на встрече было принято решение о выделении финансовой помощи на проекты в области технического сотрудничества в размере 8 млн ф. ст. в следующие три года начиная с 1 июля 1950 г., из которых вклад Соединенного Королевства должен был составлять 2,8 млн ф. ст. [10].
Таким образом, суть Плана Коломбо сводилась к двум взаимосвязанным элементам. Первый представлял собой курс на осуществление программ технического и образовательного сотрудничества государств-участников [11. Р. 354]; второй элемент плана - широкую программу экономического развития, в том числе финансирование инфраструктурных проектов
(строительство дорог, железных дорог, проведение ирригационных и других работ).
В сентябре 1950 г. в Лондоне прошла вторая встреча Консультативного Комитета, на которой присутствовали представители от Австралии, Канады, Цейлона, Индии, Новой Зеландии, Пакистана, Соединенного Королевства и британских колоний в этом районе, Камбоджи, Лаоса, Вьетнама. Правительство Таиланда направило своих представителей уже в ходе встречи в начале октября. В качестве наблюдателей присутствовали делегаты от не вошедшей в состав Содружества Бирмы и Индонезии. По итогам этой встречи в ноябре был опубликован доклад в форме Белой книги. В ней вдобавок к общим целям Плана содержались детали осуществления уже сформированных программ развития Индии, Пакистана, Цейлона, Федерации Малайя, Сингапура, Северного Борнео и Саравака.
Участники конференции также решили не прибегать к поддержке Организации Европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), как первоначально предлагало правительство К. Эттли, а выстраивать помощь на двусторонней основе между донором и правительством-реципиентом. Такая формула была связана с тем, что в случае «привязки» плана к ОЕЭС, в которой лидирующие позиции занимала Великобритания, финансовая сторона вопроса также ложилась бы на плечи Лондона. На фоне продолжающегося ослабления фунта стерлингов и в условиях роста военных расходов в связи с участием в Корейской войне, правительство К. Эттли уже не было заинтересовано в такой модели.
Общая стоимость всех программ развития оценивалась в 1,868 млн ф. ст., из которых 1,084 млн ф. ст. предполагалось привлечь в форме внешнего капитала. В связи с таким механизмом действия Плана в Лондоне рассчитывали на привлечение Правительства Соединенных Штатов к участию в вырисовывающейся организации Коломбо. Только США, считало британское правительство, могли «заполнить пробел между общей потребностью во внешней помощи и суммами, которые страны - доноры Содружества могли предложить» [10].
Непосредственно вклад Соединенного Королевства в реализацию плана, по заявлению министра финансов, должен был составить 330 млн ф. ст. на шесть лет. Эти средства предполагалось добыть за счет фондов Акта колониального развития и благосостояния 1945 г. и использования стерлинговых активов.
Однако озвучены эти цифры на конференции были как предварительные в частном порядке, и только в ноябре 1950 г. в палате общин Х. Гейтскелл официально озвучил выработанный на конференции доклад Консультативного комитета Содружества по Плану Коломбо для экономического сотрудничество с целью развития стран Южной и Юго-Восточной Азии. Другое, более популярное, по мнению министра финансов, название доклада - «Новые горизонты на Востоке».
Х. Гейтскелл заявил о том, что правительство планирует направить в рамках Плана Коломбо 300 млн ф. ст. странам Содружества и еще 30 млн колониям и про-
текторатам в Юго-Восточной Азии вдобавок к уже обещанным 2,8 млн ф. ст. [12].
Эти планы лейбористов вызвали критику Консервативной партии. Один из депутатов тори К. Осборн поинтересовался у министра финансов, не приведут ли такие серьезные обязательства по улучшению стандартов жизни в других странах к «снижению уровня жизни» в самой Британии. Х. Гейтскелл заявил о том, что частично эти расходы будут произведены за счет остатков положительного стерлингового сальдо, однако признал, что при таком развитии событий расходы все же лягут «бременем на нашу экономику», и, следовательно, «мы должны стремиться к увеличению финансовой прибыли для выполнения своих обязательств» [Там же].
А. Иден в свою очередь допытывался у главы Казначейства, какая доля от этой суммы покрывается Актом о колониальном развитии и благосостоянии 1945 г., а какая часть - это «новые деньги». Х. Гейт-скелл ушел от ответа, заявив, что отдельные детали плана находятся на стадии «доработки», и рекомендовал консерваторам «прочитать принятый на конференции Доклад». Один из парламентариев-тори поинтересовался также о позиции США по этому вопросу. Гейтскелл указал, что Вашингтон проинформирован о Плане Коломбо и правительство ожидает его реакции.
Белый дом первоначально без большого энтузиазма воспринял идею участия в Плане. В течение первой половины 1950 г. Лондон настойчиво пытался убедить заокеанского партнера в целесообразности его участия в оказании помощи странам Юго-Восточной Азии, сделав акцент на том, что вдобавок к мерам краткосрочного характера по борьбе с коммунизмом требуется долгосрочная программа для стабилизации ситуации в регионе.
Успеху дипломатических усилий Великобритании способствовала начавшаяся в июне Корейская война. США приняли решение о полноценном присоединении к Плану Коломбо с 1951 г. с целью «укрепить ресурсную составляющую организации» [13. Р. 213-214].
В феврале 1951 г. уже с участием США в Коломбо состоялась очередная встреча Консультативного комитета. На этой третьей конференции Комитет выработал рекомендации правительствам стран-участниц о будущей процедуре для продолжения взаимных консультаций и механизме выполнении плана. На встрече кроме семи стран Содружества (Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Индия, Пакистан и Шри-Ланка) и США в качестве участника присутствовал Вьетнам, как наблюдатели - Бирма, Индонезия, Филиппины и Таиланд. Приглашение к участию было также направлено Международному банку реконструкции и развития (МБРР).
США по итогам обсуждений согласились выделить 237 млн долл. на помощь странам Юго-Восточной Азии (включая Формозу) в рамках двусторонних Программ безопасности вместо первоначально обещанной ими суммы в 375 млн долл. Кроме этого, МБРР согласился предоставить Индии 60 млн долл., аналогичную сумму Пакистану и 25 млн долл. Таиланду [10].
Эти суммы были меньше тех, на которые рассчитывало правительство К. Эттли, однако остроту проблемы внешних займов для реализации Плана, несомненно, удалось снизить. Кроме США в 1951 г. к Плану Коломбо присоединился Лаос, в 1952 г. -Непал и Мьянма, в 1953 г. организацию пополнила Индонезия. Позднее к Плану присоединились Япония, Таиланд и Малайзия. В настоящее время организация насчитывает 27 государств.
Пришедшие к власти консерваторы в 1951 г. продолжили политику лейбористов по укреплению связей со странами Содружества посредством Плана Коломбо. Однако, с одной стороны, финансовые сложности Великобритании не позволяли существенно расширять объемы помощи азиатским странам, с другой стороны, внимание британских консерваторов в 1950-е гг. было переключено на развернувшиеся процессы деколонизации в Африке, ставшей наряду с Азиатским регионом полем соперничества двух сверхдержав в холодной войне.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пелипась М.Я. Скованные одной цепью: США и Великобритания на Ближнем и Среднем Востоке в 1945-1956 гг. Томск, 2003.
2. British Aid-5. Colonial Development. A factual Survey of the origins and history of British aid to developing countries. Overseas Development
Institute. 1964. P. 21. URL: http://www.odi.org/sites/odi.org.uk/files/odi-assets/publications-opinion-files/8077.pdf
3. Остапенко Г.С. Британские модель деколонизации // Россия и Британия. М., 2000. Вып. 2.
4. Устав ООН. URL: http://www.un.org/ru/charter-united-nations/index.html
5. British Aid-5. Colonial Development. A factual Survey of the origins and history of British aid to developing countries. Overseas Development
Institute. 1964. URL: http://www.odi.org/sites/odi.org.uk/files/odi-assets/publications-opinion-files/8077.pdf
6. What were protectorates, protected states, mandated territories and trust territories? URL: http://findlaw.co.uk/law/ immigra-
tion_emigration/citizenship/30883.html
7. Godman J. Centuries of Human Progress Compressed into a Single Decade: Achievements Made Possible by Britain's Colonial Development and
Welfare Act. // World Affairs. Spring 1957. Vol. 120, No. 1.
8. Mills D. Difficult Folk? A Political History of Social Anthropology. New York ; Oxford : Berghahn Books, 2010.
9. British Documents on the End of Empire (BDEE). Series A. Vol. 2. The Labour Government and the End of Empire. 1945-1951. Part II. Econom-
ics and International Relations / ed. by R. Hyam. L., 1992.
10. National Archives of the United Kingdom. Cabinet Papers (CAB). CAB 129-48. Colombo Plan. 20th December 1951. URL: http://filestore.nationalarchives.gov.uk/pdfs/large/cab-129-48.pdf
11. Encyclopedia of Developing World / ed. by T.M. Leonard. L. ; N.Y., 2006. Vol. I.
12. Hansard. Great Britain. Parliament. Parliamentary Debates. Asia. (Commonwealth Economic Plan). 28 November 1950. Col. 950-952. URL: http://hansard.millbanksystems.com/commons/1950/nov/28/asia-commonwealth-economic-plan
13. Remme T. Britain and Regional Cooperation in South-East Asia, 1945-1949. PhD in International History, London School of Economics. 1990. URL: http://etheses.lse.ac.uk/1138/1/U048287.pdf
Статья представлена научной редакцией «История» 1 июня 2016 г.
GREAT BRITAIN, DECOLONIZATION IN ASIA AND THE COLOMBO PLAN (1945-1951)
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2016, 409, 152-156. DOI: 10.17223/15617793/409/25
Elena V. Khakhalkina, Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected] Keywords: Great Britain; Decolonization; the Colombo Plan; the United States; the Cold War.
After World War II, European metropolises were forced to go the way to decolonization. Processes of the collapses of European empires were caused by a surge of the national-liberation movement in the colonies during and after the war, an increase of the influence of the world's public opinion and the anti-colonial activities of the United Nations established in 1945. The Cabinet of Clement Attlee, which came to power in 1945, headed for a withdrawal from some territories of the British Empire. The article is devoted to a little-known episode in the Russian historiography connected with the establishment of the Organization of the Colombo Plan. The initiative to institute such a structure was initially sounded in India, and Britain supported and developed the Indian idea. The British governmental circles in the circumstances of decolonization processes in Asia after World War II sought to prevent the collapse of relations with the dominions and colonies that became independent. In 1947, the largest British colony in Asia, India, gained independence and two conflicting republics, India and Pakistan, appeared. In 1948, Burma and Ceylon became sovereign states. In 1947, the Attlee Cabinet handed the Palestinian question to the UN. In February 1950, a conference of foreign affairs ministers of the Commonwealth countries was held in Colombo, Ceylon. India made an initiative for such a meeting a year earlier, London willingly supported this initiative on its grounds. The Attlee Government hoped to strengthen relations with the recent colonies and dominions in the Commonwealth format by increasing spending on Asian territories under the Colonial Development and Welfare Act 1945. London also made a lot of diplomatic efforts to convince the United States in the necessity of their participation in the Colombo Plan. The White House expressed interest in the Plan after the start of the Korean War on 25 June 1950. US officially joined the Colombo Plan of the organization in 1951. The essence of the Colombo Plan included two related elements. The first was a course for the implementation of programs of technical and educational cooperation of the member states. The second element of the plan was a broad program of economic development, including the financing of infrastructure projects (roads, railways, irrigation and other activities). In 1951, Conservatives came to power and continued the Labor policy of strengthening ties with the Commonwealth through the Colombo Plan. However, on the one hand, the financial problems of the United Kingdom did not allow to significantly expand the amount of aid to Asian countries, on the other hand, the attention of the British Conservatives in the 1950s was switched to the unfolding decolonization processes in Africa, which became a field of rivalry, along with the Asian region, of two superpowers in the Cold War.
REFERENCES
1. Pelipas', M.Ya. (2003) Skovannye odnoy tsep 'yu: SShA i Velikobritaniya na Blizhnem i Srednem Vostoke v 1945-1956 gg. [Chained: the United
States and Great Britain in the Middle East in 1945-1956]. Tomsk: Tomsk State University.
2. Overseas Development Institute. (1964) British Aid-5. Colonial Development. A factual Survey of the origins and history of British aid to develop-
ing countries. p. 21. [Online] Available from: http://www.odi.org/sites/odi.org.uk/files/odi-assets/publications-opinion-files/8077.pdf.
3. Ostapenko, G.S. (2000) Britanskaya model' dekolonizatsii [British decolonization model]. In: Trukhanovskiy, V.G. (ed.) Rossiya i Britaniya. Cht-
eniya pamyati Erofeeva N.A. [Russia and Britain. Readings in memory of Yerofeyev N.A.]. Vol. 2. Moscow: Nauka.
4. UN Charter. [Online] Available from: http://www.un.org/ru/charter-united-nations/index.html. (In Russian).
5. Overseas Development Institute. (1964) British Aid-5. Colonial Development. A factual Survey of the origins and history ofBritish aid to develop-
ing countries. [Online] Available from: http://www.odi.org/sites/odi.org.uk/files/odi-assets/publications-opinion-files/8077.pdf.
6. Findlaw.co.uk. (n.d.) What were protectorates, protected states, mandated territories and trust territories? [Online] Available from:
http://findlaw.co.uk/law/immigra-tion_emigration/citizenship/30883.html.
7. Godman, J. (1957) Centuries of Human Progress Compressed into a Single Decade: Achievements Made Possible by Britain's Colonial Develop-
ment and Welfare Act. World Affairs. 120:1.
8. Mills, D. (2010) Difficult Folk? A Political History of Social Anthropology. New York; Oxford: Basic Books.
9. Hyam, R. (ed.) (1992) British Documents on the End of Empire (BDEE). Series A. Vol. 2. Part II. London: HMSO.
10. National Archives of the United Kingdom. Cabinet Papers (CAB). CAB 129-48. Colombo Plan. 20th December 1951. [Online] Available from: http://filestore.nationalarchives.gov.uk/pdfs/large/cab-129-48.pdf.
11. Leonard, T.M. (ed.) (2006) Encyclopedia of Developing World. Vol. 1. London; New York: Routledge.
12. Hansard. (1950) Great Britain. Parliament. Parliamentary Debates. Asia. (Commonwealth Economic Plan). 28 November 1950. Col. 950-952. [Online] Available from: http://hansard.millbanksystems.com/commons/1950/nov/28/asia-commonwealth-economic-plan.
13. Remme, T. (1990) Britain and Regional Cooperation in South-East Asia, 1945-1949. PhD in International History, London School of Economics.
[Online] Available from: http://etheses.lse.ac.uk/1138/1/U048287.pdf.
Received: 01 June 2016