УДК 325.3
Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2012. Вып. 1
Д. И. Портнягин
ПОЛИТИКА ЛЕЙБОРИСТСКИХ ПРАВИТЕЛЬСТВ К. ЭТТЛИ В ОТНОШЕНИИ БРИТАНСКОЙ АФРИКИ (1945-1951 годы)
Период 1945-1951 гг. вошел в анналы лейбористской партии Великобритании как героический период великих свершений на внутриполитическом поприще и во внешней политике. И если созданная в первые послевоенные годы модель социально-экономического развития в целом была одобрена подавляющим большинством партии, а затем воспринята, хотя и с некоторыми оговорками, консерваторами, то внешняя и колониальная политика встретила значительную оппозицию со стороны левого крыла лейбористов и вызывает оживленную дискуссию среди специалистов до настоящего времени. Победа на всеобщих парламентских выборах 5 июля 1945 г. позволила британским лейбористам впервые в своей истории сформировать правительство большинства, способное проводить независимую от расстановки партийных сил в парламенте внутреннюю и внешнюю политику. В центре внимания правительства К. Эттли находились проблемы социально-экономического реформирования, а также определение места Великобритании в условиях формирующейся биполярной системы международных отношений и начинающейся холодной войны. Британские колонии в Африке, как могло показаться вначале, находились на периферии внимания лейбористов. Во многом это объяснялось тем, что вызванный Второй мировой войной рост национального самосознания первоначально затронул Британскую Африку в меньшей степени, чем страны Южной и Юго-Восточной Азии. Однако проблемы экономического восстановления и усиливающегося противостояния между СССР и США привели к росту интереса лейбористов к африканскому континенту. К тому же с окончанием войны африканский национализм стал стремительно набирать силу, приводя к проблемам в межэтнических отношениях.
Вопросы, связанные с развитием британской колониальной системы, в той или иной мере привлекали внимание лейбористов с момента образования партии в 1900 г., что во многом определялось историческим контекстом. Конец XIX — начало XX в. — это эпоха «нового империализма», когда ведущие страны мира боролись за раздел, а затем и передел мира. Одна из первых работ на эту тему была написана Рамсеем Мак-дональдом в 1907 г. — «Лейбористы и Империя» [1]. Есть упоминания о колониальной политике и в первом программном документе лейбористской партии «Лейбористы и новый социальный порядок», опубликованном в 1918 г. В этом памфлете, написанном Сиднеем Веббом и Артуром Гендерсоном, говорилось, что лейбористы выступают за сохранение империи и ее прогрессивное развитие на основе местной автономии, самоуправления, полнейшего уважения прав представителей всех народов, независимо от цвета их кожи [2, р. 19-20]. В межвоенные годы концепция колониальной политики получила дальнейшее развитие как в специальных партийных документах, например «Империя в Африке. Политика лейбористов», «Колониальная империя», так и в новой программе партии «Лейбористы и нация», вышедшей в свет в 1928 г. [3-5]. Несмотря на высказывавшиеся периодически, в основном представителями левого крыла пар-
© Д. И. Портнягин, 2012
тии, радикальные взгляды на судьбу империи, главное направление лейбористской мысли по колониальному вопросу вполне укладывалось в рамки либерально-гуманистической традиции. Ее суть сводилась к моральным обязательствам метрополии перед колониями, недопущению эксплуатации местного населения и привилегированного положения белых поселенцев, развитию элементов местного самоуправления.
Последний перед приходом лейбористов к власти в 1945 г. документ, посвященный колониальной проблематике, был опубликован в 1943 г. и назывался «Колонии. Послевоенная политика лейбористской партии в отношении африканских и тихоокеанских колоний». В нем говорилось, что в Африке Великобритания и другие европейские страны ответственны за прямое управление огромной территорией и миллионами африканцев, чьи экономические и политические системы столь отсталые, что «они еще не способны жить самостоятельно». «Еще значительное время эти люди не будут готовы к самоуправлению... Общие принципы колониальной политики в Африке могут быть заявлены коротко и ясно: 1. Территории должны управляться колониальными властями как доверенное им коренным населением имущество, важнейшей целью управления является благополучие, образование и развитие местных жителей. 2. Первейшей задачей управления должна быть подготовка туземцев всеми возможными способами к скорейшему переходу к самоуправлению» [6, р. 2].
Победа лейбористов на парламентских выборах 1945 г. не привела к каким-либо революционным изменениям во внешней и колониальной политике Великобритании, в отличие от внутренней, где правительство К. Эттли пошло на проведение глубоких реформ и создание новой модели социально-экономического развития. Несмотря на появлявшиеся периодически разговоры о «социалистической» внешней политике и «социалистической» колониальной политике, в действительности внешнеполитическая деятельность лейбористов характеризовалась преемственностью. Практически все ведущие деятели партии считали необходимым сохранение колониальных владений, прежде всего по экономическим и стратегическим мотивам. Единственным исключением стала Индия, в отношении которой лейбористы, особенно премьер-министр, считали себя обязанными решить вопрос о независимости. Африканские же колонии, по их мнению, не будут готовы к самостоятельному управлению еще десятилетия, если не столетия. Даже в такой британской колонии, как Золотой Берег (Гана), «где африканцы наиболее развиты политически, внутреннее самоуправление вряд ли будет достигнуто ранее, чем через поколение» [7, р. 203-204]. Некоторые конкретные действия правительства, например активная поддержка белой иммиграции в Восточную Африку, также свидетельствовали о том, что лейбористы плохо представляли себе ситуацию в колониях. Отвечая на сомнения А. Крич Джонса относительно целесообразности новых европейских поселений в Африке, К. Эттли писал: «.я не могу поверить в правильность того, что столь большие площади земной поверхности должны по-прежнему оставаться столь мало заселенными» [8, р. 243].
Подобный традиционный подход начал меняться к концу 1946 г. Это было связано с осознанием сложности внутриполитической ситуации во многих колониях, а также внешнеполитическим давлением, прежде всего со стороны США и СССР. Одним из главных сторонников нового подхода был глава африканского департамента министерства по делам колоний Эндрю Коэн, который, как и ряд других чиновников министерства, ожидал быстрого роста политического самосознания населения колоний. Как отмечалось в меморандуме 1947 г. другого ведущего чиновника министерства
по делам колоний, Рональда Робинсона, «ручьи национализма» еще не превратились в полноводный поток, но этот момент близок. Задача заключается не в том, чтобы его остановить, а в том, чтобы повернуть его в нужном направлении [9, р. 149]. Подобных взглядов придерживалась и Рита Хайнден, секретарь колониального бюро Фабианского общества [10, р. 15].
С точки зрения сотрудников министерства по делам колоний национализм может быть позитивной силой, способствуя повышению сопротивляемости колоний проникновению идей коммунизма. Однако он может выйти из-под контроля: «.эксплуатация националистических идей или их неудовлетворенность приводят к такому состоянию умов, когда любая обида, любая несправедливость или любое унижение достоинства преувеличиваются без всякой меры» (цит. по: [11, р. 24]). Поскольку национализм нельзя остановить, он должен быть направлен в «здоровое и легитимное» русло сотрудничества. Таким образом, цель виделась в создании «здорового» национализма, с которым британцы могут иметь дело. Этого можно достичь «разумными уступками. не поступаясь ничем действительно существенным» (цит. по: [11, р. 24]). Чиновники министерства понимали, что требованиям независимости едва ли можно противопоставить разумные контраргументы. Вместо этого они предлагали постепенное продвижение к самоуправлению, что поможет избежать открытого конфликта. С национализмом должны иметь дело дипломатия и сотрудничество, а не интервенция и сила.
Схожих взглядов придерживался и Артур Крич Джонс, министр по делам колоний с 1946 по 1950 г. (один из трех в правительствах К. Эттли). По его инициативе был создан специальный комитет, который должен был рассмотреть возможность более быстрого политического, экономического и социального развития африканских территорий. Результатом работы комитета стал доклад Кейна — Коэна, представленный в мае 1947 г. В нем говорилось о намерении министерства по делам колоний ввести эффективную и демократическую систему местного управления в колониях. Образованным африканцам должна быть предоставлена возможность участвовать в ней, что «должно было стать школой национального управления» [12, р. 67]. Развитие системы местного управления должно было сопровождаться африканизацией государственной службы. Образование и развитие позволят колониям «встать на ноги, управлять собственными делами без внешнего контроля и самостоятельно определять собственное будущее» [13, р. 17]. Крич Джонс полагал, что, создав подобную политическую пирамиду, можно будет избежать взрыва национализма. Она позволит министерству колоний выиграть время и добиться расположения местных националистов, а когда подойдет время, британское правление закончится без какого-либо ухудшения социально-экономического положения бывших колоний. Проблема, однако, заключалась в том, что ни Крич Джонс и Коэн, ни лейбористское правительство в целом так никогда и не определили сроки, когда британское правление должно закончиться. В Африке должно пройти больше времени до предоставления самоуправления, чем в других частях империи. Африканцы не столь цивилизованы и политически развиты, как азиаты. Характерно высказывание одного из лидеров лейбористской партии Герберта Моррисона, сделанное еще во время войны: дать независимость этим колониям «все равно, что дать ребенку 10 лет отмычку, банковский счет и дробовик» (цит. по: [14, р. 14]). В Западной Африке самоуправление не может быть реализовано, пока не будет достигнуто территориальное единство. Восточной Африке его нельзя предоставить, пока не будет найден компромисс между африканским большинством и европейской и азиатской общинами.
Следует заметить, что лейбористы не сомневались в том, что рано или поздно большинство колоний обретут независимость. Правительство К. Эттли было против того, чтобы это произошло слишком быстро. Причина крылась не только и не столько в опасениях относительно неготовности африканцев к самоуправлению и, следовательно, возможности возникновения хаоса в случае поспешного британского ухода (в чем лейбористы оказались во многом правы). Здесь играли роль соображения стратегического и экономического характера. В условиях начавшейся холодной войны лейбористы полагали, что распад колониальной империи приведет к расширению советского влияния в Африке. Кроме того, как отмечал министр иностранных дел Э. Бе-вин, изменившаяся международная ситуация требует от Великобритании и США начать программу перевооружения, для которой жизненно важными являются поставки сырья из британских владений в Африке. Он полагал также, что африканские ресурсы необходимы для восстановления стран — членов Организации европейского экономического сотрудничества [15, р. 270-271]. Многие рассматривали экономическое развитие колоний не только как важнейшее условие повышения уровня благосостояния туземного населения и, следовательно, снижения популярности лозунгов националистов, но и как основу восстановления экономики метрополии и сохранения ею статуса великой державы. В сентябре 1947 г. Э. Бевин говорил французскому премьер-министру Полю Рамадье: «...с населением 47 млн и 40 млн и обширными колониальными владениями Британия и Франция могут, если будут действовать совместно, быть столь же могущественными, как Советский Союз или Соединенные Штаты» (цит. по: [16, р. 171]). При этом Э. Бевин полагал крайне важным придать колониальной политике Великобритании респектабельный вид в глазах международной общественности. В записке К. Эттли он указывал: «Мы должны следить за тем, чтобы планы по развитию колониальных территорий никоим образом не выглядели как результат исключительно наших эгоистических интересов. Важнее всего, чтобы в их представлении не было и намека на эксплуатацию населения колоний» [17, р. 52-53].
Финансовую основу колониальной экономической политики правительства К. Эттли призван был обеспечить Акт о развитии и благосостоянии колоний 1945 г. По сравнению с аналогичным законом 1940 г. он предусматривал увеличение расходов с 55 млн ф. ст. на период 1941-1951 гг. до 120 млн ф. ст. на период 1946-1956 гг. Причем из общей суммы в 85 млн 500 тыс. ф. ст., предназначенной непосредственно для колоний и других зависимых территорий, 52 млн 100 тыс. ф. ст. выделялось для развития британских владений в Африке [18, р. 15]. В 1948 г. был принят Акт о развитии заграничных ресурсов, в соответствии с которым были созданы главные экономические механизмы для реализации программ по социально-экономическому развитию колоний: Заграничная пищевая корпорация и Корпорация по колониальному развитию. С деятельностью первой корпорации связан самый амбициозный проект лейбористов по подъему экономики в британской Африке — создание плантаций по выращиванию арахиса в Танганьике. Как отмечал Джон Стрейчи, министр продовольствия в первом правительстве К. Эттли, план по выращиванию арахиса «стал важным символом в нашей колониальной империи. Это смелый эксперимент по подъему производительности экономики африканских территорий путем замены примитивной мотыги современными сельскохозяйственными машинами» [19, р. 287]. Предполагалось, что в результате не только повысится благосостояние местного населения, но и пищевая промышленность метрополии получит необходимое сырье. Итоги реализации данного
проекта стали также своего рода символом плохой организации и непродуманности экономической политики лейбористов в колониях. Общие расходы на создание плантаций составили 33 млн ф. ст. [20, р. 51], а на продажу практически ничего не было выращено. Не были учтены местные особенности ведения сельского хозяйства. По сути лейбористы повторили ошибку многих белых переселенцев, которые, намереваясь заняться фермерством, полагали, что в тропиках достаточно воткнуть в землю палку, и что-нибудь обязательно вырастет.
Таким образом, в краткосрочной перспективе лейбористы полагались на быстрый подъем экономики и развитие местного управления, что должно было помочь сдержать рост национализма и сохранить контроль над африканскими колониями. Наивность подобного предположения хорошо иллюстрируют события в Золотом Береге, небольшой, относительно преуспевающей колонии, дававшей значительную часть мирового производства какао-бобов. Здесь был наиболее многочисленный, по сравнению с остальными британскими колониями в Африке, средний класс. Британское правительство гордилось достигнутым прогрессом в развитии Золотого Берега и считало его образцовой колонией. В 1946 г. Золотой Берег, как и его сосед Нигерия, получил новое, достаточно либеральное по африканским меркам, конституционное устройство. Однако в феврале 1948 г. в столице Золотого Берега Аккре вспыхнуло восстание, поднятое националистами. В результате Крич Джонс был вынужден пойти на беспрецедентный шаг. Впервые в истории Британской империи для составления новой конституции был создан консультативный орган, целиком состоящий из африканцев. Комиссия рекомендовала быстрый переход к самоуправлению, создание национальной ассамблеи, введение всеобщего избирательного права. За метрополией сохранялся контроль над финансами, судебной системой и правопорядком, а также государственной службой. Для британской администрации это был шок. Введение всеобщего избирательного права на территории, где только 10% населения было грамотно, было для нее абсурдом. Тем не менее правительство К. Эттли пошло на проведение выборов по новой системе, потому что единственной альтернативой было применение силы. Поскольку большинство избирателей было неграмотно, в Золотом Береге была впервые использована система, ставшая впоследствии обычной в Африке: каждому кандидату присваивался символ животного, под которым он проводил избирательную кампанию и под которым он фигурировал в избирательном бюллетене. На выборах победили националисты из Народной партии конвента, созданной Кваме Нкрума, будущим первым премьер-министром независимой Ганы. Хотя прямых свидетельств связи Нкрума с коммунистическими организациями не было, британские власти опасались, что Народная партия конвента может послужить долгосрочным целям коммунистической пропаганды по дестабилизации ситуации в колонии [21, р. 355]. К. Эттли некоторое время колебался, но не решился отменить результаты выборов, опасаясь международных последствий. Впервые в британской колонии в Африке к власти пришли министры-африканцы. Это было событие огромного значения, положившее начало процессу, приведшему в течение десятилетия к полному краху британской империи в Африке. Однако в самой метрополии развитие ситуации в Золотом Береге не привлекло широкого внимания общественности. Многие, в том числе и в правительстве, рассматривали итоги выборов как курьез. Долгосрочной целью было постепенное политическое развитие в сторону самоуправляющихся государств, которые будут стабильными, жизнеспособными, дружественными, некоммунистическими, а также останутся в составе
Содружества Наций. Этот градуализм был очень важен с точки зрения сохранения и защиты глобальных интересов Великобритании. Результат подобной политики, как ни парадоксально, предвидел сам К. Эттли: «...попытка сохранить старый колониализм... неизбежно поможет коммунизму» (цит. по: [9, p. 262]).
Литература
1. Macdonald J. R. Labour and the Empire. London, 1907. 112 p.
2. Labour and New Social Order. London, 1918. 22 p.
3. The Empire in Africa. Labour's Policy. London, 1918. 11 p.
4. The Colonial Empire. London, 1933. 24 p.
5. Labour and Nation. London, 1928. 19 p.
6. The Colonies. The Labour Party's Post-War Policy for the African and Pacific Colonies. London, 1943. 35 p.
7. CO 847/36/1, N 9, "Report of the [CO Agenda] Committee on the conference of African Governors", 22 May 1947 // British Documents on the End of Empire. Series A. Vol. II: The Labour Government and the End of Empire. P. I: High Policy and Administration / еd. by Hyam R. London, 1992. 498 p.
8. CAB 21/2277, M 373/46, 29 Oct 1946 [Foreign settlement in Africa]: minute by Mr. Attlee to Mr. Creech Jones // British Documents on the End of Empire. Series A. Vol. II: The Labour Government and the End of Empire. P. II: Economics and International relations / ed. by Hyam R. London, 1992. 498 p.
9. Hyam R. Understanding the British Empire. Cambridge, 2010. 552 p.
10. Hinden R. The Labour Party and the Colonies. London, 1946. 42 p.
11. Heinlein F. British Government policy and decolonization 1945-1963. London, 2002. 337 p.
12. "Constitutional Development in Africa", African Governor's Conference, draft minute 5 (second session), November 1947. CO 847/73/7 // British Documents on the End of Empire. Series A. Vol. II: The Labour Government and the End of Empire. P. I: High Policy and Administration / ed. by Hyam R. London, 1992. 498 p.
13. CO 554/152/1, Burns to Colonial Service Staff, 14 March 1947 // British Documents on the End of Empire. Series B. Vol. I: Ghana / ed. by Rathbone R. London, 1992. 397 p.
14. Louis W. R. Imperialism at Bay. The United States and the Decolonization of the British Empire 1941-1945. Oxford, 1987. 595 p.
15. FO 800/435, ff 116-117, 23 Oct. 1948. "African development: Biera port and railway": dispatch from Mr. Bevin to Sir N Ronald (Lisbon) on the conversation between the secretary of state and the Portuguese ambassador // British Documents on the End of Empire. Series A. Vol. II: The Labour Government and the End of Empire. P. II: Economics and International relations / ed. by Hyam R. London, 1992. 498 p.
16. Callaghan J. The Labour Party and Foreign Policy. A history. London, 2007. 346 p.
17. FO 800/444, ff 34-36, 4 Oct. 1947. "Definition of function of Colonial Development Corporation and Overseas Food Corporation": minute by Mr. Bevin to Mr. Attlee // British Documents on the End of Empire. Series A. Vol. II: The Labour Government and the End of Empire. P. II: Economics and International relations / ed. by Hyam R. London, 1992. 498 p.
18. CO 927/1/1, no 59, 12 Nov. 1945. [Colonial Development and Welfare Act, 1945]: circular dispatch from Mr. Hall to governors. Enclosures: 2 and 3 // British Documents on the End of Empire. Series A. Vol. II: The Labour Government and the End of Empire. P. II: Economics and International relations / ed. by Hyam R. London, 1992. 498 p.
19. CAB 129/37/2, CP(49)231, 11 Nov. 1949. "The East African groundnuts scheme": Cabinet memorandum by Mr. Stachey on its future // British Documents on the End of Empire. Series A. Vol. II: The Labour Government and the End of Empire. P. II: Economics and International relations / ed. by Hyam R. London, 1992. 498 p.
20. CO Cmd.7987, "The British territories in East and Central Africa 1945-1950". London, 1950. 74 p.
21. FO 371/80125, no 1017, 1 May 1950. "Note on the aims, strategy and procedure of the communists in Africa": brief no 13 for the London meeting of foreign ministers // British Documents on the End of Empire. Series A. Vol. II: The Labour Government and the End of Empire. P. II: Economics and International relations / ed. by Hyam R. London, 1992. 498 p.
Статья поступила в редакцию 15 сентября 2011 г.